Все о тюнинге авто

Кипр что можно делать туристам. Жизнь на Кипре. Мой эксперимент. Искупаться на пляжах Айя-Напы

Именно такое развитие событий потребовало увеличения фабричных мощностей. Последние три года шла безостановочная реконструкция предприятия, его перепланировка, закупалось новое оборудование. В марте 2004 года было введено в строй новое административное здание, и таким образом производственные площади расширились до 9000 кв. м, а общая площадь предприятия достигла 10500 кв. м. Сегодня на предприятии работает 1600 человек в четыре смены, потому что аэропорт функционирует круглосуточно.

Все эти мероприятия позволили обеспечить активную динамику роста реализации рационов питания: в 2001 году прирост составил 38,8%, в 2002 - 37%, в 2003 - 44,7%, в 2004 - 26,5% (оценка) и объем реализации достиг более 9 млн рационов питания. В августе 2004 года фабрика вышла на мощность 50 тыс. рационов в сутки, став серьезным серийным производством.

Сейчас процесс перераспределения авиакомпаний стабилизировался, поэтому последующий рост, по мнению руководителей "Домодедово Эр Сервис", будет определяться отчасти приходом новых компаний, но главным образом - ростом количества рейсов, новыми направлениями и увеличением пассажиропотока, в том числе за счет роста благосостояния граждан, который дает стандартный 12-15- процентный прирост пассажиропотока. Таким образом, несмотря на достигнутые показатели, руководство фабрики ставит перед собой задачу-минимум - по удержанию завоеванных позиций и их укреплению и задачу-максимум - по развитию производства на долговременную перспективу. Поддержать нынешний уровень прироста возможно за счет дальнейшего наращивания мощностей, использования современных производственных и бизнес-технологий, улучшения уровня предоставляемых услуг. Поэтому в 2005 году планируется построить еще порядка 5 тыс. кв. м производственных площадей в рамках имеющегося землеотвода, активно прорабатываются планы по модернизации и закупке нового оборудования, идет поиск новых рынков сбыта.

Что такое air-catering

Рынок кейтеринговых услуг в России стал развиваться сравнительно недавно. Что касается бортового питания, то в рамках единственной отечественной авиакомпании - "Аэрофлота" - существовала лишь регламентированная форма обеспечения пассажиров воздушного транспорта питанием во время перелета. Порядок обслуживания, требования к питанию, составу посуды и т. д. определяла инструкция 11/7 от 1979 года. Соответственно, такого понятия, как кейтеринговый бизнес вообще не существовало. И лишь когда предприятие вошло в состав Группы "ИстЛайн", стало очевидным, что заниматься оно будет бизнесом air-catering.

Авиационный кейтеринг безусловно имеет свои особенности и существенные отличия, которые определяются самой системой сервиса на борту. Вместе с тем сами виды услуг по своей бизнес-структуре имеют много общего с обычным кейтерингом, который в последние годы получил в России достаточно активное развитие.

    У "Домодедово Эр Сервис" три базовых бизнес-процесса:
  • приготовление и обеспечение бортпитания;
  • предоставление сервисных услуг авиакомпании (снятие излишков и утилизация пищевых отходов, обработка буфетно-кухонного оборудования, услуги прачечной, хранение многоразовой посуды с последующей комплектацией, предоставление в аренду буфетно-кухонного оборудования);
  • обеспечение питанием пассажиров железной дороги и сторонних организаций.

Если авиакомпания не закупает у фабрики бортовое питание, то она может заказать только санобработку своей посуды, или, например, просто перегрузку питания с борта одного воздушного судна на борт другого. Соответственно, в рамках этих процессов оговорены все услуги, которые тарифицируются и подлежат оплате.

Значительная доля затрат в кейтеринге традиционно приходится на логистику, которая в авиационном кейтеринге является также наиболее сложным процессом: большое количество составляющих - питание, посуда, кухонное оборудование, напитки, "навал" (т. е. все то, что не укладывается на подносы - порционный чай, джем, масло, фрукты) - должно сойтись в одно время, точно по графику, в одной точке. И эта точка - изотермический кузов автолифта (на фабрике имеется собственный автомобильный парк, насчитывающий 38 специально оборудованных машин), который везет готовое питание на рейс. Пассажир в полете получает рацион, или поднос, сервировка которого включает как минимум 14-15 предметов. Например, на самолет "Ил-96" при двух пролетах при полной загрузке и двухразовом питании загружают порядка 2400 рационов. И еще к этому добавляются телеги, контейнеры, салфетки, кипятильники, сухой, пищевой лед, аккумуляторы холода. В результате 30 тыс. рационов ежедневно за 2 часа до вылета нужно собрать и доставить на борт. При этом ежедневно фабрика обслуживает около 120 рейсов. Если в самолете 150 мест, а летит 70 человек, все равно компания забирает 150 комплектов, часть из которых сервирована.

Бортовое питание готовится по принципу "Just-In-Time", что, безусловно, снижает давление на логистику. После того как ассортимент сформирован, установлена цикличность, определяется объем питания и уточняется порядок доставки и стоимость. Оперативная работа начинается с трехсуточного планирования, затем - корректировка за сутки. Исходя из количества пассажиров на борту осуществляется заказ сырья. Подготовка рейса начинается за 10-12 часов до вылета - идет обратный отсчет: за 40 минут до окончания регистрации - последняя корректировка, за 2 часа до вылета - питание должно быть доставлено на борт, за 3 часа - питание помещают в холодильную камеру, где оно "набирает" холод, за 5 часов - начинается комплектация, за 6 часов - заканчивается приготовление холодных закусок, за 8 - горячих блюд, за 10 - начинается комплектация подходов. При этом следует учитывать различные нюансы: в летний период требуется брать на борт большой запас воды, так как увеличивается ее потребление пассажирами. И, соответственно, усложняется логистика. Кроме того, меняются частоты, слоты, потому что летом более интенсивно работает аэропорт и количество рейсов увеличивается.

Для того чтобы авиакомпании могли соблюдать цикличность и заказать питание в расчете на обслуживаемый пассажиропоток, "Домодедово" предлагает порядка 30 типов питания, 280-300 рационов питания для пассажиров всех классов. Естественно, фабрике невыгодно каждый день производить все 280 блюд. Выход заключается в совмещении циклов, которые осуществляет отдел маркетинга, занимающийся продажами на авиационном рынке. Суть в том, чтобы количество блюд в неделю уменьшить до минимума. Если компания летает в разных направлениях, то она вполне может получать одно и то же горячее питание.

На фабрике имеется собственный автомобильный парк, насчитывающий 38 специально оборудованных машин

Видение сервиса

"Домодедово Эр Сервис" работает непосредственно с авиакомпаниями. А каждая авиакомпания имеет свое лицо, определенные требования и видение сервиса. В каждой компании имеется служба или специалист, который отвечает за сервис, включая бортпитание. Для них дважды в год устраивается презентация, два раза в год меняется ассортимент. Смена соответствует переходу с весенне-летнего на осенне-зимний сезон.

В условиях увеличивающегося количества авиакомпаний борьба за пассажира лежит в области улучшения сервиса, ибо прочие факторы у всех практически одинаковы (самолет, удобное время вылета и прилета, цена билета). Пассажиров в первую очередь интересует отнюдь не стоимость топлива или оплата воздушного коридора, а то, насколько хорошо его обслужили и накормили, сколько времени они потратили, поднимаясь на борт и спускаясь.

Выбор питания зависит от многих факторов - направления полета, специфики пассажиров, используемых самолетов или просто видения человека, который этим занимается. При этом авиакомпании, как правило, ориентируются на постоянных клиентов. В расчете на них вводятся циклы питания, предусматривающие, что в рамках одного меню существуют 3 или 4 варианта смены блюд. Условно говоря, утром вы получаете одно питание, а если возвращаетесь этим же самолетом вечером, у вас должна быть возможность выбрать что-то другое. И еще лучше, когда сегодня у вас тунец, завтра форель, а послезавтра семга. Другое дело, что иногда компании начинают экономить. Однако стандартный набор питания должен содержать как минимум три варианта: птица, мясо и рыба. И большинство компаний этого придерживается.

Используемое в горячем цехе тепловое оборудование - варочные котлы с повышенным давлением, фритюрницы, опрокидывающие сковороды, плиты и пароконвекционные печи

В "Домодедово", как в любом аэропорту, есть базовые компании - примерно 12-15. Они фактически являются законодателями всего ассортимента. Тем не менее для каждой компании разрабатывается индивидуальный ассортиментный минимум, включающий как стандартные рационы (горячее, холодное питание, консервированное питание, легкое питание), так и специальные виды: мусульманское, восточное, питание с морепродуктами, лечебное, вегетарианское, детское и т. д.

Требования компаний к кейтеринговым услугам меняются также сообразно тому, как у них меняется парк самолетов и пассажиропоток. Те компании, которые совершают рейсы, например, в Европу, Америку, и имеют в парке такие самолеты, как Airbus и Boeing, обслуживают пассажиропоток, требования к сервису у которого выше. Покупая дорогие самолеты, компании вынуждены покупать и соответствующее съемное буфетно-кухонное оборудование, телеги, контейнеры. И хотя это удовольствие не из дешевых, западные компании понимают, что это основы сервиса и не скупятся (например, имеют в своем ассортименте 3-4 комплекта многоразовой посуды). С другой стороны, наличие соответствующего инвентаря и оборудования является тем необходимым минимумом, который в дальнейшем позволяет перейти на более качественный уровень обслуживания пассажиров.

О том, что требования растут, говорит и тот фактор, что если раньше фабрика делала все на одноразовой посуде и в коробках (для российских авиакомпаний), то сервировка в многоразовую посуду потребовала уже и наличия соответствующего оборудования. Во-первых, сформированный здесь поднос еще нужно довести до пассажира, а довести его можно только на специально подготовленных телегах, контейнерах и т. д. Во-вторых, та же многоразовая посуда предусматривает соответствующую обработку, хранение и т. п. А это уже дополнительные инвестиции.

Многоразовая посуда предусматривает соответствующую обработку и хранение

Приход таких клиентов, как British Airways, Emirates, которые являются признанными законодателями мод в организации бортового питания, потребовало от фабрики определенных усилий по обеспечению соответствующего уровня сервиса. Следовало учитывать, что у этих компаний выше цикличность и питание, мягко говоря, разнообразней. Рацион для первого класса авиакомпании Emirates предполагает, например, наличие живой гвоздики, которую опять же обязана обеспечить фабрика, кроме того, на сегодня это единственная компания, которая пересматривает ассортимент питания ежемесячно.

Сформированный поднос еще нужно довести до пассажира - на специально подготовленных телегах, контейнерах

Впрочем, как утверждает руководство "Домодедово Эр Сервис", рацион можно сделать любой, все зависит от той суммы, которую авиакомпания готова платить за бортпитание. Как правило, стоимость питания для западных авиакомпаний оценивается на уровне 4-6% от стоимости билета. Эта величина включает не только стоимость самого обеда, но и его доставку и сопровождающие услуги. Если говорить об абсолютных величинах, средняя цена рациона для эконом-класса составляет от 3 до 6 долларов. В British Airways и Emirates, конечно же, дороже - умение считать деньги в данном случае выливается в понимание, что чрезмерная экономия на питании может привезти к сокращению потока пассажиров.

Сервис а-ля Low-Cost

Международный рынок авиакейтеринга сейчас находится во власти разнонаправленных тенденций. Появилась группа компаний Low-Cost, которые вообще не покупают питание, т. е. все направлено на максимальную экономию средств. Для них строят отдельные терминалы. Пассажир при желании выбирает себе питание за дополнительные деньги (например, пакет с чипсами). То есть пассажира в этом случае освобождают от дополнительных аэропортовских услуг. Соответственно и стоимость билета на такие рейсы очень низкая. Это и понятно - вся структура, которая обеспечивает сервис, очень дорогостоящая. Например, терминал на 6 млн пассажиров в год стоит порядка 350 млн долларов.

Калибр сырья

Прежде всего "Домодедово Эр Сервис" - это фабрика по производству питания. И, заметим, в больших объемах. А значит, требуется много сырья. Летом, например, потребление сырья достигает 1500 тонн в месяц. Расчет простой: в среднем полноценный рацион - салат, закуска, горячее блюдо, кондитерское изделие - весит 0,5 кг, плюс напиток - как минимум 300 мл; с учетом переработки (коэффициент 1,5) получаем около 1 кг. При производительности 50 тыс. рационов в сутки минимальный суточный расход сырья составляет 50 тонн.

К выбору сырья на фабрике подходят, руководствуясь тремя факторами - стабильность, качество, стоимость. Причем стабильность поставок находится на первом месте. В целях обеспечения ее практически по каждому продукту у фабрики имеются два поставщика. Несмотря на то что сырье закупают по тендерам, у предприятия уже есть постоянные поставщики, которым отдается однозначное предпочтение. На первый взгляд, факторы и условия поставок - привычные, характерные для большинства компаний, работающих в сфере общественного питания. И тем не менее, в закупках сырья для фабрики бортового питания есть свои особенности.

Главная особенность заключается в том, что условиями бортового сервиса предусмотрено, что в рационе все должно быть одинаковым: куски рыбы, мяса, курицы, - потому что любому пассажиру хочется получить порцию как минимум не меньше чем у соседа. Это относится не только к мясу или рыбе, но и ко всем остальным продуктам, включая овощи, фрукты, хлебобулочные изделия. То есть сырье должно быть калиброванным.

Руководство фабрики "Домодедово Эр Сервис" утверждает, что выгоднее работать с отечественными поставщиками в силу целого ряда причин. Но, к сожалению, приходится констатировать, что среди них крайне мало производителей, способных отвечать необходимым требованиям - поставлять калиброванный продукт. Например, мясо фабрика закупает высокой степени готовности (ведь ни обвалкой, ни жиловкой на предприятии не занимаются), при этом работают и с охлажденной продукцией, и с замороженным сырьем. Так, четыре года назад у фабрики появился поставщик, который предложил поставлять говяжье филе, требуемой формы, удобной для используемого слайсера. В результате продукция данного предприятия покупается без тендера, потому что другого такого на рынке просто нет.

В то же время, сколько не бились с поставщиками, чтобы найти хотя бы одного, кто бы мог поставлять булочки нужного размера, так и не нашли. У одних получался диаметр больше, у других - высота. На фабрике сетуют, что добиться соблюдения требований от поставщиков крайне сложно. Между тем это прекрасная ниша для российских производителей, учитывая тот факт, что на Западе существует целая отрасль поставщиков, специализирующихся на поставках продукции для кейтеринговых компаний. В результате у западных кейтеринговых компаний не существует вообще тех проблем, с которыми сталкиваются в России. Например, руководители "Домодедово Эр Сервис" посетили своих коллег в Испании. Как оказалось, у них вообще нет собственной пекарни, но тем не менее разные предприятия осуществляют поставки совершенно одинаковых булок и круассанов.

Те же проблемы возникают у нас в стране с фруктами и овощами. В России нет калиброванных яблок, а из-за рубежа получают все одинаковые, даже по весу. Это очень важно, поскольку в этом бизнесе цена не может калькулироваться каждый день. Если яблоко весит меньше положенного, авиакомпания может предъявить претензии. Например, пока помидоры-черри закупали в России, часто происходили выяснения отношений с представителями авиакомпаний, которые не могли понять, почему нельзя поставить одинаковые плоды - ведь если положен помидор-черри, который не нарезается, а кладется цельным, значит он должен весить 12 грамм и ни граммом меньше или больше. В результате нашли поставщика на Западе.

Для "Домодедово Эр Сервис" на сегодня приоритетным является кондитерское направление. Песочные мучные пирожные тоже имеют специфику: они должны быть маленькими, "на один зуб". Опять же не удалось найти предприятие, которое смогло бы удовлетворить это требование. И напротив, на Западе существуют целые заводы, которые делают пирожные для бортового питания маленького размера.

Обеспечивая отсроченную подачу

Отчасти и описанные выше проблемы способствовали тому, что производственные участки фабрики "во Эр Сервис", помимо традиционных горячего, холодного цехов, участка комплектации, цеха обработки буфетно-кухонного оборудования, зон разбора рейсов и утилизации отходов, включают также кондитерский цех и участок по розливу воды и соков.

Экскурсию по фабрике мы начали с участка подготовки сырых полуфабрикатов, где осуществляется порционирование и откуда заготовки поступают в горячий цех. Основное оборудование здесь - программируемые слайсеры. Обращают на себя внимание мощные системы воздуховодов, призванные поддерживать общий режим температуры на уровне +14°С. В горячем цехе кулинарную обработку проходят мясо, рыба, гарниры, готовятся омлеты и блины. Используемое здесь тепловое оборудование - варочные котлы с повышенным давлением, фритюрницы, опрокидывающие сковороды, плиты и пароконвекционные печи. Горячие блюда фасуются в специальные подложки (касалетки) из алюминиевой фольги, в пластиковые подложки кристаллизованного полиэтилентерафталата, которые при разогреве на борту лайнера способны без малейшего коробления выдерживать температуру свыше +150°С, а также для пассажиров первого и бизнес-классов в фарфоровые касалетки.

Основное отличие кейтерингового предприятия от обычного предприятия общепита состоит в том, что в ресторане готовят и подают, а на фабрике бортового питания - подача отсрочена. Для ее обеспечения блюда после горячего цеха подвергают шоковому охлаждению в специальной камере, где температура продуктов сбрасывается с +65 до +4°С.

В холодном цехе готовятся салаты и холодные закуски, сервируются десерты. Кондитерский цех выпускает пирожные. Он оснащен ротационной печью, расстоечным шкафом, пароконвекторными духовыми шкафами.

На участке розлива и упаковки воду и соки разливают в стаканчики. Причем разливают натуральные соки без консервантов, пастеризуя их. Интересно, что образцы соков обсуждает и принимает Дегустационный совет, куда приглашаются и представители авиакомпаний. Упаковку осуществляет автомат, совмещенный с пастеризатором производительностью 45 тыс. стаканчиков в сутки. Этот автомат разрабатывался специально для фабрики.

В конечном счете вся продукция попадает на участок комплектации рейсов, который оснащен конвейером для сборки рационов питания. Здесь осуществляется досмотр, а затем готовые блюда поступают в холодильную камеру.

С июля 2003 года на фабрике "во Эр Сервис" внедрена новая линия по упаковке рационов питания с использованием модифицированной газовой среды (МГС). Особенность обслуживания железнодорожного транспорта заключается в больших партиях рационов и длительных сроках их хранения. А упакованные по этой технологии рационы питания сохраняют свои органолептические свойства и могут храниться при температуре от 0 до +5°С до пяти суток. Это позволяет компаниям- потребителям заказывать питание и на обратный путь включительно, тем самым существенно снижая свои расходы. Сегодня на снабжение железной дороги приходится 10% от общего количества производимых рационов "во Эр Сервис", и эту нишу планируется расширять. Кроме того, именно использование вышеупомянутой технологии позволяет предприятию расширять сбыт, предоставляя питание сторонним организациям. Поэтому в планах заложена покупка еще одной машины для упаковки в МГС и не только.

Следует заметить, что парк оборудования, который сформирован на фабрике к настоящему времени, можно характеризовать как разновозрастной: здесь есть и новые, достаточно прогрессивные машины, а есть и оборудование, которое служит уже годы. На сегодня очевидна тенденция к модернизации и замене, приобретению современных решений. Например, пароконвектоматы Rational (к тому же не новые) работают на фабрике с 1998 года. На данный момент в планах фабрики заменить их на пароконвектоматы нового поколения - программируемые, с дистанционным управлением, чтобы максимально снизить влияние человеческого фактора при соблюдении режимов приготовления пищи. Заметим, что доля ручного труда на фабрике "во Эр Сервис" составляет 80%. Предприятие также планирует произвести автоматизацию склада, что позволит усилить контроль и снизить потери продукции.

Итак, на сегодняшний день приоритетными целями фабрики "во Эр Сервис" являются: оптимизация потерь, обеспечение стабильно высокого качества продукции. Все это не ново для предприятий пищевой отрасли, но достижение поставленных целей гарантирует безусловный успех.

Сразу оговорюсь, что я не собираюсь никому навязывать свое мнение. Сколько людей - столько вкусов.

Но для тех, кто ни разу не был на Кипре и собирается туда поехать, я думаю моя информация поможет сделать отпуск приятным. Речь идет о Мае-Июне в Лимассоле и Айя-Напе.

1. Перелет.

Большой разницы между качеством чартерного и регулярного рейса нет. Тем более, что 3 - 3,5 часа перелета из Шерематьего-2 до Ларнаки проходят довольно незаметно. Купите в аэропорту журнальчик - почитаете в полете. Еда и напитки типичные, в чартерных не наливают алкоголя. Все рейсы некурящие. Даже в Ил-86.

2. Аэропорт Ларнака и трансфер.

После выхода из самолета вас подвезут ко входу в аэропорт. Вы войдете в двери и увидите прямо перед собой кабинки паспортного контроля. Главная проблема - может быть очень длинная очередь на паспортном контроле. Если вы едете не одни - встаньте в разные очереди к разным кабинкам. Потом сообразите, где быстрей идет. Не вставайте в очередь к крайним левым кабинкам, где висит синий со звездочками знак ЕЕС. они обслуживают только страны европейского содружества.

Пока стоите в очереди, возьмите у любой кабинки карточку въезжающего в страну туриста. Ее нужно заполнить на английском языке. Номер рейса, имя, фамилию, страну проживания, дату рождения, дату вылета с кипра. Когда ваша очередь подойдет, подайте ваш паспорт, карточку и авиабилет офицеру в кабинке. Он поставит штамп и отдаст вам документы. Дальше вы выйдете в холл, где заберете багаж и далее к выходу в город.

У самого выхода с правой стороны размещены стойки разных туркомпаний. Ваш встречающий гид должен быть там. Он пометит у себя в списке ваше прибытие и скажет номер автобуса. Когда найдете нужный автобус на стоянке прямо перед аэропортом (аэропорт маленький и стоянка тоже), подойдите к водителю и еще раз назовите свою гостиницу - пусть он подтвердит, что именно этот автобус едет до вашей гостиницы. Далее пути расходятся - кому в Лимассол, кому в Айя-Напу. Расстояние примерно одинаковое и ехать что туда- что туда - 40 - 50 мин. Может чуть меньше. Зависит от водителя. В гостинице нужно заполнить корточку на английском языке (ну любят они эти карточки!). Имя, фамилия, прибытие-убытие, домашний адрес, профессия и т.д. Если уж совсем застряните, не стесняйтесь спросить у "ресепшона" как ее заполнить. В лучших случаях гиды помогают ее заполнить.

3. Гостиница.

Не выбирайте гостиницу за ее красивое название или по совету туркомпании. Это однозначно. Покопайтесь в Интернете, посмотрите описания гостиниц на разных сайтах. Посмотрите карты, где отмечено расположение гостиниц. Если вы хотите спокойного сна, не выбирайте гостиницу у проезжей части. Автобусы, грузовики и мотоциклы изрыгают такие звуки, что вы будете ощущать себя как на пол-позишен в Формуле-1. Или закажите комнату с видом на море. Но это стоит дороже. Также имеет значение этаж. Чем выше, тем тише. Не забывайте о "фольклорных вечерах", которые будут проводиться в вашей гостинице. Это когда пара певцов с электронным пианино гарланят в ресторане с 21.00 до 24.00. О "звездности" гостиниц. Мой опыт показал, что это имеет большое значение. Чем больше звезд, тем не только дороже, но и лучше. Это действительно так. Завтрак лучше, обслуживание, даже мелочи, такие как мыло, гель для душа, салфетки и т.д., смена белья, интерьер комнаты, исправность и бесшумность кондиционера, наличие горячей и холодной (!) воды. Если не хотите взирать на обшарпанные стены и спать на простынях с пятнами, выбирайте 4-5*.

Имеет значение месторасположение гостиницы по отношению к центру города, пляжу и туристической зоне. Если вы хотите жить в гостинице на первой полосе от моря, недалеко от центра города, но и не так уж близко к нему, то в Лимассоле я бы отдала предпочтение гостиницам Apollonia Beach 5*, Four Seasons 5* Amathus Beach 5*, Mediterranean Beach 4*, Holiday Inn 4*. В Айя-Напе это Grecian Bay 5*, Nissi Beach 4*, Adams Beach 4*.

4. Структура городов.

И Лимассол и Айя-Напа состоят из трех поясов. Если идти от моря, то мы пересечем: полоску пляжа, затем кое-где полоску зеленых насаждений, затем главную дорогу, затем начинается собственно сам город - дома, магазины, офисы, банки и т.д. Айя-Напа такой маленький город, что там есть только один серьезный перекресток и единственный светофор на нем. Сувенирные лавки и кафе расположены вдоль дороги и в самом центре города. Также в центре находятся несколько ночных заведений - клубов, дискотек. Рынков нет. Лимассол больше по размеру и количеству магазинов, офисов и светофоров. В обоих городах огромное количество такси, на которых можно доехать из одного конца города в другой. Также есть рейсовые автобусы. Города чистые, но на пляжах кое-где ваяются окурки, трубочки для коктейлей, пакетики от арахиса. В городах все время что-то строят и можно увидеть кучи строительного мусора. Попадаются небольшие заброшенные пустыри с элементами мусора и сорняков. Но все эти негативные моменты несущественны.

5. Услуги и цены.

Валюта на Кипре - кипрский фунт. Состоит из 100 центов. В мае - июне курс кипрского фунта к доллару - 1:1,62. Т.е. за 1 доллар вам дадут 0,62 кипрского фунта. Пляжи платные. Некоторые гостиницы имеют свои бесплатные лежаки на пляжах, но их мало. Лежак с мастрасом стоит 1 фунт, столько же стоит зонтик. На пляжах есть кафе. Там можно купить сэндвичи, мороженое, салаты, чипсы, хот-доги, напитки и т.д. Многое, что есть в кафе можно купить в магазинчиках рядом с пляжем - там дешевле. На пляжах есть душ - 20 центов за одну "помойку". Магазины для туристов в туристической зоне и в городах торгуют абсолютно однаковыми сувенирами и продуктами. В центре Лимассола есть несколько магазинов торгующих фирменными товарами (одежда, обувь, косметика), а также пара универмагов с товарами европейского качества.

В Айя-Напе подобных магазинов нет. Есть ювелирные магазины с золотом исключительно 750 пробы и серебром. Насчет качества не могу ничего сказать, но выглядет очень красиво. В Лимассоле есть пара магазинов "меха и кожа", где продают неплохие вещи. В Айя-Напе ни мехов ни кожи нет. Есть несколько магазинов с кожанными изделиями, но качество изделий очень среднее. Большое количество прекрасных фруктов и овощей. Арбузы, черешня, клубника, персики, абрикосы, дыни, огурцы, помидоры - все выращено на Кипре и превосходного качества.

В кафе и ресторанах подают местные блюда - лефтико, афелия и др. мясные блюда. Качество хорошее и стоит попробовать. Обязательно попробуйте рыбные блюда в рыбных ресторанах. Хороши кипрские сухие белые и красные вина. Средняя стоимость ужина на двоих с салатом, горячим, спиртным и десертом - 20 -40 фунтов. Зависит от ресторана и от количества спиртного.

Продукты в магазинах:
минвода 1,5 л - 0,45 фунта,
сок натуральный апельсиновый 1л - 1,20 фунта,
фисташки 150г - 3,15 фунта,
сыр нарезка 150г - 1,9 фунта,
ветчина нарезка 150г - 1,60 фунта,
йогурт - 0,60 фунта, черешня 1кг - 3 фунта.

Сувениры:
керамика - 2,50 - 20 фунтов,
кружева - 2 - 160 фунтов,
мелкая скульптура - 0,95 - 8 фунтов,
футболки, платочки, кепки - 3- 15 фунтов.

Если хотите что-то почитать, везите литературу с собой. На Кипре продаются русское популярное чтиво, но дорого - 6 фунтов за маленькую книжку. Телефонный разговор с Россией - 25 центов в минуту. В любой лавке продаются телефонные карты. После 23.00 и в выходные - скидки. В городах есть прокат автомобилей, мотоциклов и велосипедов. На пляжах джетски, ныряние с аквалангом, парашют.

6. Предостережения.

На Кипре практически нет преступности и не надо бояться за свой кошелек или вещи в номере. Тем не менее, я бы не советовала брать на пляж много наличности, мобильный телефон и драгоценности. В номере есть сейф, которым можно пользоваться за плату. По улицам можно гулять ночь напролет без страха за свою жизнь. Киприоты православные и к русским относятся хорошо. На Кипре многие говорят по-русски.

Будьте осторожны с левосторонним движением.

На Кипре нет никаких страшных насекомых или пресмыкающихся, которых надо опасаться.

В мае-июне на Кипре очень жарко и практически не бывает дождя. Температура около +35С. Будьте осторожны на солнце. Используйте защитный крем и лосьон после загара. Особенно это опасно для детей. Обгореть очень легко.

7. Обратно в Россию.

Когда вас привезут в аэропорт, вы пройдете к стойкам регистрации билетов вашей авиакомпании. После регистрации вам надо будет взять со стойки и заполнить зеленую карточку на английском языке. То же самое, что при въезде, только другой цвет. Дальше паспортный контроль и вы окажетесь в зале вылета, где увидете большое кафе, Duty Free и телевизоры, развешенные там и тут с информацией для вылетающих пассажиров. Найдите ваш рейс и узнайте номер выхода (Gate). А потом со спокойной душой можете пойти в Duty Free или посидеть в кафе.

Спасибо за то, что прочли мой рассказ. Надеюсь, он будет для вас полезен. Задавайте вопросы - я с радостью на них отвечу.

Страницы 1

4,8 /5 (1756 )

40 комментариев

    Вопрос про багаж...
    как лучше поступить в Ш-2: упихать все барахло в пару небольших сумок и взять их в качестве ручной клади или же все свалить в одну большую и спокойно сдать ее в багаж?? долго ли потом придется ждать свой багаж в зале прилета? начитался вот тут как в Ш-2 умудряются вещи отправлять не с теми рейсами - не хочется на кипре оказать в момент отпуска без вещей и посвятить все время выяснению судьбы своего барахла:(

    вопросы
    А на пляжах есть сейфы чтоб золото и бабки сложить перед купанием? Нашу водку продают или с собой затарится? Мне с подругой три штуки на неделю хватит или больше взять? Наши мобилы там ловят?

    Ответ Сергею
    Конечно, если все барахло уместится в небольшие сумки - лучше с собой в салон взять. Тем более, если летите на ИЛ-86 -там вместительные полки. С потерей багажа я не сталкивалась. Ждать недолго. Все равно трансферный автобус вас дождется.

    Ответ Вите
    Сейфов на пляже нет. Водка - 15 кипрских фунтов за пол-литра "Столичной". Если подруге приглянутся ювелирные украшения с бриллиантами или платье от Dior и вы захотите что-то из них купить, то трех штук на неделю уже не хватит. Рестораны по сравнению с московскими дешевле, экскурсия в Израиль-Египет - 100-120 кипр.фунтов на человека. Мобилы ловят без проблем, если вы подключены к роумингу.

    Без названия
    Все написано правильно,только мы отдыхали в Айя-Напе в апартаментах-люкс Kermia Beach и пользовались лежаками и зонтиками бесплатно.Совершенно согласна с автором,что брать отели надо 4-5 звезд(ниже мы ни разу не брали),тогда не будет никаких разочарований.Но если едете в начале мая,берите теплые вещи-мы первую неделю с8-15 мая мерзли-были сильные ураганные ветра,дождь и прохладно.Зато с 15-22 была жара.

    Айя Напа
    Я купила путевку в Айа Напу, но судя по твоему рассказу, там делать нечего. Действительно все так плохо или ты просто не уделил Айя Напе достойного внимания?

    Ответ Лене
    Нет-нет, я ни разу не сказала, что в Айя-Напе плохо. Там есть дискотеки, ночные клубы. Но их мало и сосредоточены они в самом центре. Есть небольшой аквапарк. В гостиницах проводят фольклорные вечера, но, честно говоря, это больше подходит к "кому за 50". На пляжах можно нырять с аквалангом, арендовать водный мотоцикл, полетать на парашюте. Но Айя-Напа очень маленький город. Гораздо меньше, чем Лимассол. Если вам позволяют средства, вы всегда сможете взять машину напрокат и съездить в Ларнаку или в Лимассол. Такси до Ларнаки обойдется вам примерно в фунтов 20. Конечно, если вы любитель отдыха по высшему классу, лучше ехать в Ниццу или Аспен. Говорят, можно хорошо повеселиться на Канарских островах.

    экскурсии
    Насколько я знаю,там почти все монастыри действующие.В брюках туда пустят или обязательно в юбке ехать?

    Ответ Jane
    В брюках пустят. Неприемлемы шорты, купальники, слишком открытые майки и короткие юбки.

    От автора: Как облегчить солнечный ожог
    После разговора со многими людьми, побывавшими на курортах и получившими солнечные ожоги, я поняла, что эта тема актуально не только для меня. Моя кожа очень восприимчива к солнцу, тем не менее я люблю загорать и мне это удается весьма неплохо. Мои рецепты проверены на собственном опыте и я делюсь ими с вами: Солнцезащитный крем (Джонсон, Нивеа, Гарнье)хорош, но постоянно его используя, загара практически не получишь. Ни о какой "бронзовой" коже и речи быть не может. Используйте его первые 2-3 дня. Пусть кожа привыкнет к солнцу. Потом, если хотите загореть, используйте следующий способ: Возьмите с собой на курорт:Масляный раствор витаминов Е и А, облепиховое масло, масло чайного дерева, настойку алоэ, пивные дрожжи в таблетках. Купите молочко после загара для чувствительной кожи Нивеа (если покупаете на Кипре - after sun lotion for sensitive skin Nivea). Это молочко я предпочитаю всем остальным. В течение всей поездки примайте дрожжи как указано этикетке - они содержат полный комплекс витаминов группы В, что помогает коже и волосам регенирироваться и противостоять солнцу. Смешайте масла с молочком (чуть-чуть масел, побольше молочка), капните несколько капель алоэ. Смешайте и наносите на кожу тела и лица не жалея утром, днем и вечером. После каждого купания и душа. Кожа на солнце сильно сушится, даже жирная и вы сами увидите, как ваша кожа буквально поглощает этот "крем". По возможности чаше принимайте прохладный душ, используйте только самые мягкие гели для душа и не пользуйтесь спиртосодержащими лосьонами. Если ожог сильный - выпейте аспирин. Не забывайте подпитывать свой организм витамином С - фруктами и овощами. Кефир и йогурт хороши, но лучше их принимать вовнутрь. Все это очень выручало меня на Кипре. Помните, что мой рецепт хорош для тех, у кого нет аллергии на перечисленные компоненты, а детям все-таки лучше использовать детский солнцезащитный крем в течение всей поездки.

Нюансы

  • Для начала - несколько общих соображений. Хотя отдых на Кипре не самый дешевый, но зато вы получаете гарантированно хорошее качество обслуживания. Гостиниц пяти звезд на острове не очень много, и их лучше бронировать заранее. Все остальные отели примерно похожи по качеству сервиса и обстановке. Все они хорошего качества, но в них часто все не новое, в особенности - сантехника. Правда, одной из особенностей острова является большой процент возвратных туристов. То есть тех, кто там уже побывал и решил снова заказать тур. Что лишь говорит о качестве обслуживания и красоте самого Кипра.
  • Чтобы не быть заранее разочарованным, не ждите на Кипре анимации, как в Турции - тут особо не принято сидеть в отелях. Потому если вы любитель турецкого варианта "всю включено", то Кипр вам может и не понравиться. Как заранее надо рассчитывать на приличные дополнительные траты - к примеру, бутылка самого ординарного местного вина стоит от 7 евро. Что дороже, чем в той же Франции.
  • Для романтиков сообщим, что по легенде Афродита, которая, как известно, появилась из пены морской, сделала это как раз на Кипре. Потому его называют островом любви. И, кстати, здесь мало пар с детьми - зато много молодоженов, просто молодых и пожилых семейных пар. Так что остров вполне годится для романтического путешествия. Ну, или для свадебного.
  • Если вы решили фотографировать или снимать на видео достопримечательности в местных государственных музеях, то нужно отправить запрос в письменном виде в муниципалитет на получение разрешения. Зато в месте археологических раскопок снимать можно спокойно - только старайтесь без устного разрешения не снимать других людей. А вот что снимать категорически запрещено, так это пограничную зону между греческой и турецкой частями Кипра, солдат и военные объекты.
  • При посещении музеев еще надо учесть, что они работают по одному им известному графику, и твердого времени работы попросту не существует. Примерный график выглядит так. С сентября по май: понедельник - пятница с 7-30 до 14.00 и с 15.00 до 17.00 (в сентябре с 16.00-18.00); суббота с 7-30 до 13.00 и с 15.00 до 17.00; воскресенье с 10.00 до 13.00. С июня по август: понедельник -- суббота с 8.00 до 13.00 и с 16.00 до 18.00; воскресенье с 10.00 до 13.00.
  • При походе в церковь, монастырь или мечеть женщинам не стоит появляться там с оголенными плечами и в мини юбках. Равно как и мужчинам в шортах тоже туда ходить не стоит. Чтобы не оскорбить чувства верующих, помните, что к иконостасу нельзя поворачиваться спиной.
  • Зачастую церкви бывают закрыты. Тогда рядом надо разыскать служащего, который выдаст вам ключ от двери. По осмотру ключ следует вернуть и пожертвовать на церковь столько, сколько не жалко. Заодно помните, что вход в алтарь женщинам запрещен.
  • В магазинах на Кипре цены фиксированные, и там не торгуются. Зато это надо делать на рынках. Стоит запомнить, что цены на одни и те же товары в гостиницах, супермаркетах и в городских магазинах отличаются в разы. Последние заведения - самые дешевые. С мая по сентябрь магазины работают с понедельника по субботу с 8:00 до 13:00 и с 16:00 до 19:00. В среду и субботу закрываются в 13:00. С октября по апрель магазины работают, в основном, до 17.30 или 18:00. Правда, в курортных зонах многие небольшие магазинчики и лавки в сезон работают чуть ли не круглосуточно.
  • Из сувениров на Кипре в первую очередь стоит покупать изделия из серебра, посуду из меди, керамические изделия, дешевую одежду и обувь из кожи. Если попадете в деревню Лефкара, что расположена в горах, то там стоит приобрести кружева и вышивки ручной работы. Они, правда, недешевы: небольшая кружевная салфетка стоит около 80-ти евро.
  • Еще Кипр знаменит своим вином. Местные жители уверяют, что у них делается самое известное с древних времен вино в мире. По их словам, напитку более тысячи лет и называется оно "Коммандария". Это густое десертное вино 10-летней выдержки, и точно известно, что его любил Ричард Львиное Сердце.
  • Если вам в жару захотелось пить, то спокойно можно употреблять воду из-под крана - она, конечно, не самая вкусная вода в мире, но вполне пригодная для питья. Другое дело, что на острове отношение к водопроводной воде бережное. Там часто ощущается ее нехватка, и вас будут просить относится к воде экономно.
  • По поводу еды скажем так: она здесь очень и очень недурна. Чтобы за один раз получить более менее сносное представление о киприотской кухне, советуем в ресторане заказать блюдо под названием mezedhes. Оно представляет собой набор примерно из 20-ти холодных и горячих местных блюд. Питаться стоит как в обычных ресторанах и небольших тавернах, так и в специальных рыбных ресторанах под названием psarotaverna. Там стоит отведать недешевое, но очень вкусное блюдо из рыбы красный мулет под названием barbounia. Для любителей сладкого сообщим, что кондитерские на острове называются zacharoplastion.
  • Чтобы не запутаться, вот небольшой перечень самых известных и популярных блюд Кипра - choriatiki (салат из огурцов, помидоров, лука, маслин и овечьего сыра), halloumi (запеченный овечий сыр), afelia (тушеная свинина, замаринованная в красном вине с кориандром), Кeftiko (запеченная в печи баранина, dolmades (овощи, начиненные рисом или рубленым мясом), taramosalata (икра трески с добавлением размоченного в молоке хлеба, картофельного пюре и оливкового масла).
  • Цены местного общепита находятся под контролем Кипрской организацией по туризму. Сумма чаевых, как правило, уже включена в счет. Если решили дать за хорошее обслуживание, то приличной считается сумма в размере 10-ти процентов от суммы заказа. Горничным в гостиницах вполне будет достаточно трех-пяти долларов неделю.
  • Кипр считается одним из самых безопасных мест, и преступления здесь крайне редки. И все же, если у вас что-то украли, то в течение 48-ми часов надо написать заявление в местную полицию. Если имущество застраховано, то для получения страховки будет нужно Certificate of Declaration - свидетельство о заявлении.
  • Отдельная проблема на Кипре - это комары. Их очень много, а потому стоит приобрести в местных магазинах репелленты и фумигаторы на ночь. Ну, или взять их с собой.
  • Из развлечений на Кипре стоит посетить крупнейший на острове аквапарк в Лимассоле под названием «Water Mania». Он находится в 10-ти километрах на запад от города. Но учтите, что туда нельзя приносить с собой еду и напитки. Есть аквапарк и в . Также стоит съездить в - место рождения Афродиты, в горы Троодос в монастырь 1092 года Кикос, где находится одна из трех икон, написанных св. Лукой при жизни Девы Марии. Еще заслуживает внимания средневековый замок, где венчался король Ричард Львиное Сердце с Беренгарией Наваррской. На юго-западе Кипра находится полуостров, где нет ни городов, ни деревень - Акамас. Это место с нетронутой цивилизацией природой
  • Еще одно развлечение на Кипре - дайвинг. Видимость достигает 30-40 метров, водятся лещ, морской угорь, осьминог, окунь, губки, морские звезды, губан и красная кефаль. Правда, за всей этой рыбой можно отправиться и морскую рыбалку - тоже распространенная на Кипре забава.
  • Если вы не хотите жить в отеле, то на Кипре через менеджеров "1001 тура" можно арендовать и домик в одной из множества местных деревень. Очень подходит для познавания местного колорита.
  • Один из самых популярных среди молодежи благодаря активной ночной жизни курорт Айя-Напа знаменит еще и тем, что сюда практически не задувает обычный для всей остальной части Кипра северо-восточный ветер. А потому море всегда спокойное.
  • Кстати, при покупке отеля в Айя-Напе учтите, что хотя многие даже трехзвездные отели декларируются как расположенные на первой линии, это не совсем так. Между отелем и морем действительно никаких других построек нет, но до моря может быть и 200-ти, и 300-та метров. Потому заранее интересуйтесь об этом у менеджера "1001 тура". А вот в Лимассоле многие отели находятся прямо на береговой линии. В центрах же городов пляж от отелей, как правило, отделяет шоссе.
  • Учтите, что все пляжи на Кипре муниципальные, а потому за пляжное оборудование (лежаки и зонтики) придется платить: около двух фунтов за предмет. Правда, есть несколько отелей на острове, которые своим гостям выдают пляжное оборудование бесплатно. Точнее, это они вместо вас платят за него муниципалитету. О подобных отелях опять же интересуйтесь у менеджеров "1001 тура".
  • Если для вас принципиальное значение имеет, где и какие пляжи на Кипре, то сообщаем, что в пляж состоит из мелкой серой галки, перемешанной с песком; в Лимассоле - преимущественно из серого песка, местами из гальки (самый популярный пляж там - дикий под названием Ladies Mile); в Пафосе - песчаные и каменистые, есть даже с валунами (лучший песчаный находится в бухте Корал Бэй); в Айя-Напа - мелкий золотистый песок; в - песчаные (лучший - Fig Tree Bay).
  • Еще советуем вам приобрести круизы на пароходе вокруг всего острова - только так вы сможете осмотреть весь Кипр с моря. Билеты на подобные круизы можно купить как в местных экскурсионных бюро, так и прямо на пляже. В бюро - чуть дешевле.
  • При поездке на Кипр стоит планировать несколько дней посвятить экскурсиям в другие страны: без виз на пароме можно съездить в , и Ливан. Стоит подобное развлечение около 150 долларов.
  • И, наконец, если вы поехали на экскурсию в Пафос, то есть туда, где вышла из пены Афродита, то подойдите к дереву желаний - на него вам укажет любой местный житель или гид. Или толпа туристов. Завязав на нем узелок, загадайте желание. Уверяют, что рано или поздно оно сбудется.
  • Присоединяйся к нам

    Кипр, подобно Афродите, умеет влюблять в себя. Бирюзовое море, песчаные пляжи, старинные церкви и мягкий климат как магнитом манят миллионы туристов ежегодно. Большая часть приезжих скапливается в одних и тех же местах, и лишь немногие позволяют себе сойти с проторенной тропы и открыть для себя неизведанный остров.

    Надеемся, наши советы по отдыху на Кипре помогут не только получить новые впечатления, но и порядочно сэкономить.

    Проживание на острове

    При планировании отдыха первым делом нужно позаботиться о месте проживания. Если вы не едете по путевке «все включено», то выбор жилья у вас такой:

    Апартаменты. Лучший инструмент для – сайт AirBnb . Если собираетесь на Северный Кипр, поищите предложения от наших бывших соотечественников – многие переехали на остров и занимаются устройством туристов. Стоимость апартаментов от 15 до 30 евро в сутки.

    Отели. Те, кто уже приехал с отдыха на Кипре, дают туристам совет самостоятельно бронировать и оплачивать проживание. Так получается значительно дешевле, чем через турфирму. Удобнее всего искать гостиницу по – они обозначены специальными значками, и видно, что находится рядом, и далеко ли идти до моря.

    Также спутниковая съемка поможет понять, действительно ли до пляжа 100 метров или это касается только птиц, а людям приходится обходить закрытую территорию и полчаса идти на солнцепеке.

    Бесплатное жилье. Если вы едете не в сезон или имеете «связи» на Кипре, можно попробовать найти бесплатное жилье через каучсерфинг или хаусситтинг . К сожалению, в сезон это сделать практически невозможно – все занято на годы вперед либо хозяева предпочитают брать за проживание деньги.

    Транспорт на Кипре

    1. Между крупными городами постоянно курсируют автобусы, а вот в отдаленные деревни они заезжают редко. Четкого расписания нет – даже если написано, что автобус должен приехать через 5 минут, вы можете прождать и полчаса, и час.

    Простой совет отдыхающим на Кипре туристам, помогающий определить, когда можно уехать, – найти остановку и посмотреть, есть ли на ней местные. Если ни одного человека нет – увы, придется поездку перенести. Стоимость билета определяется расстоянием. При входе водитель назовет вам сумму – обычно между соседними городами это 3-4 евро.

    2. Если перемещение на автобусах вас не привлекает, воспользуйтесь услугами местного . Правда, сразу нужно приготовить круглую сумму – счетчики на машинах есть далеко не всегда, цену назначает сам водитель. Например, доехать из аэропорта Ларнаки до курорта Лимассол будет стоить минимум 50 евро, а до Пафоса все 100.

    3. Можно также . Сделать это лучше заранее, из дома, через специальные сайты. К назначенному дню вас будет ждать чисто вымытый исправный автомобиль – его подвезут прямо к вашему жилью.

    Обратите внимание, что на Кипре левостороннее движение. Вообще, не стоит самостоятельно ездить сразу по приезду, если вы отдыхаете здесь впервые. Освойтесь пару дней, выясните маршруты и особенности дорог – все равно в первые дни вас вряд ли потянет на экскурсии. Не лишним будет просмотреть советы отдыхающим на Кипре от тех, кто уже побывал в ваших краях.

    4. Велосипед – отличная альтернатива «неэкологичному» транспорту. Вообще, велосипедисты любят Кипр особенной любовью – трассы с отличным покрытием проходят вдоль всего побережья, и даже в самых отдаленных деревнях на дороге пусть плохонький, но асфальт. В множество велопрокатов – есть даже с детскими сиденьями. Стоимость от 8 до 10 евро в сутки плюс залог 30-40 евро.

    5. При самостоятельных поездках на экскурсии обязательно имейте при себе навигатор – даже в крупных городах легко заблудиться, т.к. на «нетуристических» улицах нет ни указателей, ни даже номеров домов. Иногда и название улицы выяснить нелегко.

    Если вы все-таки заблудились, лучше обращаться в полицию – они не только помогут, но и дадут пару советов туристам на Кипре. По приезду в крупный населенный пункт обзаведитесь картой – чаще всего их раздают бесплатно на стойках отелей, в инфоцентрах и даже магазинчиках.

    Национальная кухня и питание

    В курортных городах множество кафе и ресторанов – там подают блюда как , так и европейской. На Северном Кипре очень много русских заведений с привычным борщом и пельменями. Наш совет туристам на Кипре – обязательно попробовать следующие блюда местной кухни:

    Мусака. Огромная запеканка в горшочке из фарша и овощей под соусом бешамель. В разных районах ее готовят по-разному, поэтому стоит пробовать везде, куда приезжаете. Кроме мусаки, в вас вряд ли что-то еще влезет – настолько она объемная.

    Сувлаки. Не имеет ничего общего с тем, что подают у нас на родине. Особенно хороши в лепешке пита со свежими овощами.

    Мезе. Одно из самых дорогих блюд. Вам подадут ассорти из разных морепродуктов, приготовленных различными способами. Мезе – объемное блюдо, поэтому стоит его заказывать сразу на двоих или даже троих.

    Кофе. Выше всяких похвал. Просто пейте и наслаждайтесь.

    Если повезло заехать в отдаленную деревню с кактусовой плантацией, попробуйте уговорить местных жителей дать вам отведать плоды опунции . В курортных зонах кактусовые плоды продают весьма недешево, а вот вдалеке от моря можно угоститься бесплатно.

    На Северном Кипре подают невероятно вкусный лимонад. На Южном почему-то он не такой невероятный.

    Если вы проживаете в апартаментах или , можете готовить себе сами. Только помните, что продуктами лучше закупаться в сетевых супермаркетах – чаще всего они находятся на окраинах города. Их расположение можно выяснить у местных – сами они никогда в ближайших лавках ничего не покупают – слишком дорого.

    Некоторые магазины также обозначены на спутниковых картах – на греческом Кипре ищите Lidl и Carrefour , на турецком – Erulku , Starling и Lemar . в магазинах берите только в крайнем случае – лучше прогуляйтесь до местного рынка, где также можно купить специи, сухофрукты и сувениры дешевле, чем на туристических проспектах.

    Заключительный совет туристам по отдыху на Кипре – если бюджет ограничен, лучше выбирать Северный Кипр. В связи с территориальными спорами, туда меньше ездит туристов, поэтому цены на все на 15-20% ниже, пляжи немноголюдные и большей частью песчаные. Главное помнить, что прилет и вылет лучше осуществлять с Южного Кипра и, пересекая границу, штамп ставить не в паспорт, а на вкладыш, который вам любезно предложат пограничники.

    Караван верблюдов в Сахаре, Тунис. Узнать цены на туры в Тунис В Тунис едут, чтобы расслабиться в первоклассных спа, поторговаться на восточном базаре, прокатиться на верблюде по самой большой пустыне мира и, конечно, замечательно отдохнуть в отелях на берегу моря. Отдых в Тунисе стал хорошей заменой отдыху на египетских курортах: туры сюда стоят недорого, сервис в отелях приличн

    Хорватия находится на юго-востоке Европы, ее берега омываются Адриатическим морем. Хорватия вобрала в себя все лучшее, что есть в Европе, цены здесь приятны, а отели в Хорватии могут претендовать на первое место по гостеприимности. Белоснежные пляжи, средиземноморская природа, живописные городки - это только малая часть красот бывшей югославской республики. Лето в Хорватии сух

    Древняя и загадочная Мальта - европейский остров, на котором гармонично сплелись прошлое и настоящее, история и современность. Средневековые крепости, полные тайн пещеры и катакомбы, загадочные мегалиты, величественные храмы и прекрасные ландшафты... Неудивительно, что Мальта - одно из самых интересных государств в Европе. Этот остров особо притягателен для любителей дайвинга, п

    Эмоциональная, темпераментная Италия пользуется неутихающей популярностью у туристов. Здесь вы найдете любимые во всем мире блюда итальянской кухни, прекрасные пляжи и бессчетное число достопримечательностей и развлечений. Италия занимает территорию знаменитого «сапога» - Апеннинского полуострова. В ее состав входят крупные острова Сицилия и Сардиния, а также несколько мелких

    Отдых в Черногории выбирают туристы, которые хотят не только познакомиться с культурой страны и посмотреть на исторические достопримечательности, но и насладиться великолепной природой. Самолет летит из Москвы в Черногорию 3 часа. Время в Черногории отстает от московского на два часа. Есть целых 5 причин поехать в Черногорию Виза На территории стра