Все о тюнинге авто

Пароход «По…беда. "Михаил Светлов". Теплоход из фильма "Бриллиантовая рука" Теплоход победа

О трагедии с лайнером «Победа», случившейся в начале осени 1948-го, долгие годы практически нигде не упоминалось. Информацию сразу скрыли под грифом «секретно». Однако нашелся человек, который годы спустя все-таки сумел основательно размотать этот клубок загадок, - морской историк, капитан II ранга в отставке Октябрь Бар-Бирюков.

Корреспонденту «МК» довелось при жизни Октября Петровича не раз встречаться с ним. Он подробно рассказал о том, что смог узнать об этой огненной катастрофе.

Для начала - конкретные факты. 31 июля 1948 года «Победа», обслуживавшая международную линию Одесса-Нью-Йорк, отправилась от берегов Америки в обратный рейс. На борту - более 300 пассажиров и несколько десятков членов экипажа. Плавание длилось целый месяц, и в самом конце его произошло ЧП.

1 сентября на судне вспыхнул сильный пожар. Пламя распространялось так быстро, что моряки даже не успели подать сигнал SOS. Береговые службы подняли тревогу лишь почти сутки спустя, когда теплоход к назначенному времени не появился в Одессе. Спасательные корабли добрались до места происшествия лишь утром 3 сентября. К этому моменту моряки лайнера и пассажиры уже сумели нейтрализовать огонь. Однако от пламени и дыма погибли несколько десятков человек. В том числе и «самый главный пассажир» - китайский маршал Фэн Юйсян.

Конкурент Великого кормчего

В годы революционных потрясений в Китае и борьбы с японскими агрессорами этот человек приобрел огромную популярность среди соотечественников. Военачальник еще с середины 1920-х «грешил» политикой, а в 1924-м даже совершил государственный переворот и захватил Пекин, находясь во главе верных войск. После этого будущий маршал на какое-то время перешел на сторону гоминьдановской партии и активно поддерживал возглавлявшего ее Чан Кайши. Однако с началом активного военного противодействия Японии , оккупировавшей часть Поднебесной, Фэн сменил свою политическую окраску и настроился на сближение с китайскими коммунистами (чем вызвал немалый гнев американской администрации). Вдобавок политик с маршальскими погонами придерживался прокремлевских позиций и неоднократно заявлял в публичных выступлениях, что лишь Советский Союз является и будет впредь «истинным другом китайского народа».

Окончание Второй мировой, завершившейся капитуляцией Японии и освобождением Китая от оккупантов, застало Фэна в Америке. Между тем на его родине еще шла гражданская война, в которой явно наметился успех одной из противоборствующих сторон: возглавляемая коммунистами Народно-освободительная армия Китая громила верные буржуазному Гоминьдану войска. Уже ясно было, что в ближайшее время в самой населенной стране мира предстоит создавать новое правительство, которое объединило бы нацию. Но кто же станет во главе его?

Кандидатом №1, казалось, уверенно чувствовал себя Мао Цзэдун. Однако последнее слово должно было прозвучать из Кремля: Китай к этому времени слишком сильно зависел от военной поддержки СССР. Так что главным «решальщиком» являлся Сталин. А генералиссимус хоть и покровительствовал Мао, но все-таки не до конца был в нем уверен. Вероятно, хитроумный «вождь народов» держал в рукаве и другую карту для розыгрыша китайской партии.

Такой картой мог оказаться маршал Фэн Юйсян. По крайней мере, его путешествие в 1948-м из Америки в Китай кружным путем через СССР позволяет предполагать, что в советской столице были намечены «смотрины» этого политика перед тем, как решить вопрос о его возможном приходе на важнейший государственный пост в Поднебесной.

Знал ли об этом Мао Цзэдун? Наверняка знал. Опасался ли он конкурента? Глупо было бы не опасаться. Поэтому внезапная гибель маршала оказалась очень выгодна будущему Великому кормчему. Так выгодна, что заставляет задуматься: а не подстроено ли огненное ЧП на борту «Победы»?

Чтобы делать какие-то выводы, давайте восстановим хронологию трагедии с помощью фактов, собранных Бар-Бирюковым.

В свое время Октябрь Петрович пояснил корреспонденту «МК», каким образом ему удалось подключиться к этой теме: «В 1949-м, после окончания Каспийского высшего военно-морского училища, я получил назначение в Севастополь . Там увидел „Победу“. Сильно обгоревшая, она стояла на рейде, дожидаясь очереди на ремонт. Позднее через работников судоремонтного завода довелось познакомиться с участниками событий - членами экипажа лайнера. От них и узнал подробности этого происшествия. А потом повезло добраться до некоторых документов…»

Кино - помеха для гауптвахты

Вот что произошло на борту «Победы» согласно официальной версии.

Днем 1 сентября лайнер миновал траверз Новороссийска , о чем капитан передал в Черноморское пароходство соответствующее радиосообщение. Однако вслед за тем связь с судном вдруг пропала.

В это же время один из членов экипажа, радиотехник Коваленко, который по совместительству исполнял обязанности киномеханика, решил подготовить свое киношное хозяйство к скорому прибытию в порт приписки. Среди неотложных дел - перемотать на бобины и упаковать в жестяные коробки киноленты, которые Коваленко показывал за последние дни. Вся фильмотека, взятая в плавание, хранилась в небольшом помещении рядом с каютами в центральной части лайнера.

Вот любопытный факт. По рассказам некоторых членов команды, на «Победе» была специальная кладовка для хранения кинолент и работы с ними. Она располагалась на одной из верхних палуб неподалеку от салона, где вечерами крутили фильмы. Однако по распоряжению пароходства это помещение незадолго до выхода в роковое плавание переоборудовали под судовую гауптвахту. Оставшиеся в результате «бездомными» коробки с фильмотекой - а их взяли в тот рейс более 40 - пришлось пристроить в совершенно не приспособленную для этого тесную каморку.

Итак, нужно было смотать просмотренные части фильмов на их «родные» бобины. Коваленко поручил заняться этим выделенному в помощь матросу Скрипникову. Работа простая: знай крути ручку станка! Но в какой-то момент моряк, видимо, переусердствовал. Торопясь поскорее выполнить нудное задание, он чересчур быстро тянул кинопленку. А изготовлена она была по тогдашним технологиям, из весьма легковоспламеняющегося материала. От повышенного трения при быстрой перемотке пленка нагрелась - и вдруг вспыхнула! Пламя мгновенно перекинулось на лежащие рядом рулоны. Впрочем, по другой версии матрос, нарушив правила безопасности, закурил в подсобке и недоглядел за тлеющей папиросой…

Как бы то ни было, вспыхнувший огонь в считаные секунды охватил помещение. На Скрипникове загорелась одежда. Теряя сознание от удушливых клубов дыма, он едва успел выскочить в коридор.

Огненная стихия, разгулявшаяся в кладовке, вырвалась на свободу вслед за ним. Языки пламени разбежались по ковровым дорожкам, по деревянной обшивке стен. Уже через несколько минут огонь проник по трапу на палубу, расположенную выше, потом атаковал мостик…

Очень быстро пламя охватило всю центральную часть лайнера. Горели расположенные здесь каюты, штурманская и рулевая рубки. «Красный петух» проник и в радиорубку - вахтенный радист Веденеев оказался застигнут огнем врасплох и, спасая свою жизнь, выскочил из помещения через иллюминатор. Радиограмму о начавшемся на судне пожаре или сигнал SOS он послать в эфир не успел. Запасной рацией воспользоваться также не удалось: она сгорела в штурманской рубке. Поэтому терпящее бедствие судно и не сообщило никому о разыгравшейся на борту трагедии. Для береговых служб и других судов «Победа» превратилась на несколько часов в корабль-призрак. Но этот «летучий голландец» был охвачен огнем.

Наконец на лайнере прозвучала пожарная тревога. К тому времени пламя распространилось уже довольно широко - причем не только вверх, но и вниз: огонь приблизился к машинному отделению. Однако находившиеся там моряки, едва в отсек проникли первые клубы дыма, сразу же задраили все двери и горловины люков, не дав пламени проникнуть внутрь. От пожара в соседних трюмных помещениях металлические стенки отсека накалились так, что краска стала вздуваться пузырями. Пришлось эти переборки поливать из шлангов забортной водой. В итоге «сердце» корабля удалось отстоять.

После объявления пожарной тревоги экипаж «Победы» действовал достойно. Часть команды спускала на воду шлюпки и организовывала эвакуацию пассажиров, другие вступили в схватку с огнем. Морякам помогали также многие мужчины из числа пассажиров. К сожалению, далеко не все штатные средства пожаротушения оказались работоспособными. Например, часть больших огнетушителей «скисла». При последующей следственной проверке выяснилось, что в этих красных баллонах кто-то провозил контрабанду: корпуса огнетушителей были набиты свертками модного в те годы импортного панбархата…

И все-таки огонь удалось обуздать. Причем еще до того, как подоспела помощь.

Окончательная ликвидация пожара и проверка состояния отсеков заняли еще почти сутки. После этого аварийный лайнер в окружении военных и спасательных кораблей своим ходом добрался 5 сентября до одесского порта. Пассажиров «Победы» доставили туда на другом судне - «Вячеслав Молотов ».

Увы, происшествие на лайнере не обошлось без человеческих жертв. Погибли два члена экипажа (один из них - тот самый матрос Скрипников, который перематывал кинопленки). А кроме того - 40 пассажиров. В том числе 19 женщин и 15 детей.

Оказался в этом печальном списке и Фэн Юйсян.

«Несчастный случай»

Среди пассажиров, находившихся на борту лайнера, было немало «элитных». В том числе - сотрудники МИДа и Министерства внешней торговли, возвращавшиеся вместе со своими семьями на родину после долгой заграничной командировки. А несколько лучших кают занимали китайский маршал, его жена, сын и дочь.

Однако в какой-то момент судно оказалось буквально переполнено пассажирами с совсем иным «рейтингом». Когда «Победа» подходила к Гибралтару, капитан получил из пароходства радиограмму: зайти в египетский порт Александрия и принять на борт 2000 репатриантов-армян, возвращающихся на свою историческую родину. В результате жилые помещения на корабле оказались забиты людьми сверх всяких норм. Но все армянские семьи были благополучно доставлены к российским берегам и высажены в порту Батуми. Это произошло за пару дней до трагедии.

Как выяснилось при расследовании, большинство жертв на «Победе» погибли, задохнувшись в дыму. Что же касается китайского маршала, то он, не пострадав в первые минуты пожара, проявил затем настоящую отвагу, активно помогая матросам бороться с огнем. В какой-то момент Фэн Юйсян обнаружил, что среди эвакуированных из зоны, атакованной пламенем, нет его дочери. Мужчина кинулся к каюте, которую та занимала, и попытался пробраться внутрь. Впоследствии его обнаружили лежащим там на полу: очевидно, китаец умер, надышавшись угарного газа. Погибла и его дочка…

О происшествии на теплоходе «Победа» немедленно сообщили Сталину. Видимо, по его «отмашке» через день появилась официальная публикация об этой трагедии. На последней странице «Красной звезды» мелким шрифтом - коротенькое сообщение ТАСС, озаглавленное «Несчастный случай на теплоходе „Победа“:

»…В начале августа из Нью-Йорка вышел теплоход «Победа», следуя в Одессу… В пути на теплоходе возник пожар ввиду неосторожного обращения с кинопленками, которые загорелись. Имеются жертвы. Среди погибших маршал Фэн Юйсян и его дочь… Ведется расследование».

В этом наверняка согласованном с Кремлем тексте, опубликованном в то время, когда головешки в отсеках «Победы» еще не остыли, уже указана причина ЧП. Трудно было ожидать, что следственная комиссия, которая работала потом несколько месяцев, рискнет выдвинуть какую-то иную версию. Так оно и случилось.

В начале 1949-го состоялся суд над несколькими членами экипажа «Победы». Впрочем, тот, кого считали главным виновником трагедии - матрос Скрипников, - был уже мертв. А из числа других моряков лайнера «под раздачу» попали 5 человек. Строже всех осудили старшего помощника Набокина, отвечавшего за пожарную безопасность на судне: его приговорили к максимально возможному тогда сроку - 25 годам лагерей. Капитан «Победы» Пахолок и киномеханик Коваленко получили по 15 лет лишения свободы. Помощнику капитана по политической части Першукову дали 10 лет, а радисту Веденееву, который не передал в эфир сигнал SOS, - восемь.

Смерть от «дезинфекции»

Теперь пора упомянуть о том, что осталось «за бортом» официальных выводов следствия. О том, что ЧП на теплоходе «Победа» могло быть результатом теракта. Вот лишь несколько фактов, о которых узнал Бар-Бирюков.

Оказывается, пожару на борту лайнера предшествовали весьма загадочные события. Например, незадолго до отплытия из Нью-Йорка по требованию портового начальства американцы вдруг затеяли на судне дезинфекционные работы. Все время, пока их проводили, - почти двое суток! - экипаж советского корабля жил в гостинице, а на «Победе» хозяйничали некие американские специалисты. Что они могли после себя оставить где-нибудь в укромном закоулке огромного теплохода?.. Провести тщательный осмотр у вернувшейся на борт советской команды не оставалось времени: установленные графиком сроки отплытия поджимали.

Есть и конкретная улика, на которую указывали люди, пережившие трагедию на «Победе»: по их словам, многие предметы интерьера - ковры, шторы, шкафы, столы, даже переборки кают, обработанные американцами каким-то «дезинфицирующим» раствором, во время пожара воспламенялись буквально с реактивной скоростью.

Подозрительный эпизод случился и при посадке пассажиров в порту Нью-Йорка. На глазах у многочисленных свидетелей жена одного из советских дипломатов вдруг заявила, что не хочет возвращаться в СССР. После этого женщина сумела сбежать с корабля на берег, где ее приняли под свое крыло представители американских спецслужб. А весь багаж перебежчицы так и остался на «Победе». Содержимое этих нескольких чемоданов и ящиков почему-то никто из судового начальства не догадался проверить. Они благополучно поплыли в Одессу, находясь вместе с другой поклажей в одном из помещений в центральной части корабля. Некоторые из членов экипажа потом утверждали, что пожар начался вовсе не из подсобки с кинопленками, а как раз из этого расположенного по соседству отсека. Причем сложенный там груз почему-то горел, разбрасывая вокруг яркие искры, словно огромные бенгальские огни…

Аукнуться пожаром могло и «нашествие» на судно 2000 армянских репатриантов в порту Александрия. Где гарантия, что в этой толпе не было агентов, которые, оказавшись на судне, провели «подготовительные мероприятия» для будущего ЧП, а потом так же, не привлекая к себе внимания, вместе с армянскими семьями сошли на берег в Батуми? После батумской разгрузки члены экипажа в разных местах теплохода обнаружили странные «сувениры», скорее всего оставленные кем-то из этих пассажиров, - кусочки какого-то вещества, напоминающего руду. По рассказам некоторых моряков, когда «руду» пробовали поджечь, она вспыхивала голубоватым пламенем, создавая высокую температуру…

Все эти странные и подозрительные эпизоды были проигнорированы следствием - по крайней мере, в официальных выводах. Хотя можно найти косвенные подтверждения того, что версия с терактом на «Победе» рассматривалась всерьез, причем на самом высоком государственном уровне. Лишь один из аргументов в пользу этого: уже через несколько дней после трагедии у берегов Крыма, 14 сентября 1948 года, вышло постановление Совмина СССР о немедленном сворачивании программы по репатриации армян.

К слову сказать, уцелевший во время пожара сын Фэн Юйсяна впоследствии не скрывал, что считает гибель отца-маршала заранее спланированной диверсией.

«Остров невезения»

Собранные Бар-Бирюковым факты и свидетельства все-таки не помогли ему раскрыть до конца тайну пожара на борту океанского лайнера.

Большинство жертв тогда похоронили в Одессе. На одном из кладбищ появился мемориальный комплекс с надписью: «Морякам и пассажирам т/х „Победа“, трагически погибшим 1 сентября 1948 года». Ну а гробы с телами Фэн Юйсяна и его дочери были отправлены самолетом в Москву, где их кремировали в соответствии с пожеланием вдовы маршала. Позднее прах полководца похоронили с воинскими почестями в Китае.

Что касается самой «Победы», она после ремонта вновь продолжила работать на линиях Черноморского пароходства вплоть до конца 1970-х.

Самое интересное: корабль, чья история омрачена столь трагической тайной, хорошо знаком едва ли не каждому взрослому жителю России. Дело в том, что во время съемок знаменитой комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» в роли круизного лайнера «Михаил Светлов», на борту которого разворачиваются многие события фильма, снялись сразу два черноморских теплохода - «Победа» и «Россия». Сцену, в которой герой Андрея Миронова исполняет песню про остров невезения, снимали на верхней палубе «Победы» - там, где за 20 лет до этого разбушевался пожар, погубивший десятки жизней…

НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ?

5 сентября 1948 года на последней полосе газеты "Красная звезда" появилось сообщение ТАСС под заголовком "Несчастный случай на теплоходе "Победа": "Одесса. 4 сентября. В начале августа из Нью-Йорка вышел теплоход "Победа", следуя в Одессу... В пути на теплоходе возник пожар ввиду неосторожного обращения с кинопленками, которые загорелись. Имеются жертвы. Среди погибших маршал Фэн Юйсян и его дочь. Теплоход доставлен в Одессу. Ведется расследование". Гроб с телом маршала был отправлен на самолете в Москву. Согласно желанию супруги маршала тело кремировали. ТАСС сообщил, что на кремации присутствовали родные покойного, представители советских Вооруженных Сил и общественности. Покойному были отданы воинские почести...

Автор этих строк, завершавший тогда учебу в Каспийском высшем военно-морском училище, находился в сентябре 1948 года в отпуске, у родных в Москве. А летом проходил практику на Черноморском флоте - на кораблях в Одессе и Севастополе. Поэтому сообщение, опубликованное в "Красной звезде", заинтересовало меня. Я попытался выяснить какие-либо дополнительные сведения о случившемся через своих знакомых в соответствующих компетентных кругах. Но, кроме того, что создана высокая комиссия и идет расследование, ничего узнать не удалось.

Через несколько месяцев, завершив учебу в КВВМУ и получив звание флотского мичмана, я был направлен на стажировку опять же на Черноморский флот. И оказался в Одессе, на тральщике, который участвовал в разминировании прибрежной акватории. На суше, то есть в самом городе, приходилось бывать редко. Тем не менее слухи о ЧП на "Победе" доходили до меня: идет следствие, но что и как произошло, мало кто знал. В конце стажировки я попал в Севастополь, и мне довелось-таки самому увидеть "Победу". В конце августа она уже стояла на якоре и дожидалась освобождения места у причальной стенки судоремонтного завода. В бинокль можно было рассмотреть ее обгоревшую верхнюю переднюю часть.

Приехав в Севастополь поздней осенью 1949 года, я вновь увидел "Победу", пришвартованную в Южной бухте Севастопольской гавани. Она стояла рядом с несколькими судами китобойной флотилии "Слава". И без бинокля были хорошо видны зловещие черные следы пожара в надстроечной части корпуса судна, в передней верхней части, где находились капитанская и радиорубка и размещались шикарные каюты люкс. На покореженном судне уже вовсю шли восстановительные работы.

На судоремонтном заводе у меня было немало знакомых. Из разговоров с ними удалось узнать кое-какие подробности о "Победе" и ЧП на ней. Пожар возник после прохода Ялты. Загорелись и вызвали взрыв в средней части судна под капитанским мостиком ящики груза, взятого на борт. Во время рейса эти загадочные ящики не раз переставляли на судне с места на место. В тот момент, когда начался пожар и произошел взрыв, на "Победе" показывали кинофильм. Часть пассажиров была в киносалоне, остальные находились в своих каютах и готовились к прибытию в Одессу. Когда из вентиляции кинорубки повалил дым, а потом стало выбиваться пламя, пассажиров охватила паника, люди бросились бежать кто куда. Пожар быстро распространился по соседним помещениям. Некоторые свидетели впоследствии утверждали, что ящики с неизвестным грузом горели, как бенгальские огни. Команда "Победы" стала бороться с огнем, но напор воды в пожарной магистрали оказался слабым, а многие огнетушители и пожарные рукава (шланги) не работали. В конце концов локализовать главные очаги возгорания экипажу все же удалось, и обгоревшая "Победа" своим ходом дошла до Одессы... При этом управление судном осуществлялось с помощью выносного поста, оборудованного в корме для практикантов.

На борту судна вместе с китайским маршалом находилась его семья - жена, сын и дочь. Все, кроме дочери, смотрели кинофильм, а последняя принимала ванну в своей каюте. Маршал - уже пожилой, грузный, но отважный человек - помогал тушить пожар и попытался сам пробраться к дочери в каюту. Но, видимо, надышался угарного газа и дыма, потерял сознание и погиб. Дочь маршала тоже погибла, ее так и нашли лежащей в ванне...

Расследование продолжалось несколько месяцев и шло в закрытом режиме. Его ходом интересовался лично Сталин. В начале 1949 года состоялся закрытый суд. Виновниками случившегося были объявлены нештатный киномеханик Коваленко, капитан "Победы" Пахолок и два его помощника, радист (не передавший сигнал SOS), диспетчер пароходства. Все они получили и почти полностью отбыли назначенные сроки.

Официальная версия ЧП - "несчастный случай при возгорании кинопленки" - вызывает большие сомнения. Ведь первыми загорелись не пленки, а ящики с какой-то начинкой в соседнем с капитанскими апартаментами помещении. Киноаппаратура же судна была в полном порядке. И в течение рейса киномеханик много раз показывал фильмы, а помогавший ему матрос Скрипников потом перематывал кинопленку для сдачи на базу без каких-либо неприятностей.

ВОЕННЫЙ ТРОФЕЙ

После окончания Великой Отечественной войны в состав торгового флота СССР вошли немецкие суда, поднятые из полузатопленного состояния и восстановленные на заводах и верфях Германии. Одним из таких судов был и лайнер "Иберия" (построен в 1928 г.), получивший в советском флоте гордое название "Победа". Это был довольно крупный по тем временам грузопассажирский теплоход, рассчитанный на перевозку 340 пассажиров и 4000 т груза. Во время восстановительного ремонта после войны его вместимость была доведена до 600 пассажирских мест. Пассажирские каюты на четырех палубах были разных классов - от просторных люксов до маленьких комнатушек на внутренних палубах. К услугам пассажиров были несколько ресторанов, музыкальный салон, просторные фойе и другие общественные помещения. Имущество пассажиров и коммерческий груз перевозились в шести трюмах в носовой и кормовой частях судна. Лайнер был неплохо обеспечен спасательными средствами (около десятка больших шлюпок, спасательные пояса и круги), но противопожарных средств было явно недостаточно. Установленный в машинном отделении пожарный насос можно было применять в случае локального пожара, но потушить крупный пожар или подать воду на мостик и в другие верхние помещения ему было не под силу. Однако считалось, что этот недостаток восполнят огнетушители, установленные во всех служебных помещениях и коридорах. Весной 1948 г. лайнер вошел в состав действующих грузопассажирских судов Черноморского пароходства для перевозок пассажиров и грузов между Одессой и Нью-Йорком с попутной доставкой репатриантов, возвращавшихся в СССР из средиземноморских и черноморских стран. Экипаж теплохода насчитывал 199 человек, капитан Николай Адамович Пахолок - опытный моряк, уроженец Скадовска, выросший на берегу моря. Его помощником по противопожарной части был Александр Филиппович Набокин, имевший специальное пожарно-техническое образование, но по характеру, видимо, довольно пассивный человек. Необходимым опытом обладали и другие лица комсостава.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕЙС

В июне-июле I948 г. теплоход "Победа", взяв на борт более 50 практикантов мореходных училищ, совершил благополучный переход через океан, а 31 июля вышел в обратное плавание из Нью-Йорка в Одессу. На борт было принято 323 пассажира и 277 т груза. В числе пассажиров были в основном работники министерств иностранных дел и внешней торговли с семьями, а также несколько представителей других ведомств, семья китайского маршала, следовавшая в Китай через Советский Союз. Перед выходом судна в море произошли важные события, не попавшие в поле зрения следствия и суда. О них - ниже. После нескольких дней плавания капитан получил радиограмму от Черноморского пароходства, в которой предписывалось зайти в Александрию и принять армян-репатриантов из Египта для доставки в Батуми. 22 августа судно покинуло египетский порт и направилось в Батуми. Капитан доложил, что принял на борт 2020 репатриантов и 6 работников нашей миссии в Египте с семьями, было погружено также 1500 т груза. В последних числах августа "Победа", завершив наиболее сложный участок пути, прибыла в порт Батуми и 31 августа взяла курс на Одессу. На борту осталось 310 пассажиров и члены экипажа. 1 сентября в час дня радиостанция Черноморского пароходства в Одессе получила плановое донесение с теплохода о том, что прошли Новороссийск и к двум часам 2 сентября предполагается прибытие в Одессу. После этого радиосвязь с судном прекратилась. Однако вначале это никого не насторожило. И лишь с утра 2 сентября в Черноморском пароходстве начали предпринимать меры к выяснению причин молчания теплохода, запросив суда в море и порты на пути следования лайнера: никто связи с "Победой" не имел и сигналов SOS не слышал. Обратились за помощью к командованию Черноморским флотом, и в море были посланы поисковые самолеты морской авиации. В 21.00 один из летчиков сообщил, что обнаружил обгоревший теплоход "Победа" в 70 милях к юго-востоку от Ялты, возле него находились пять шлюпок с людьми. К аварийному судну из Феодосии, Севастополя, других мест была направлена помощь.

ИЗ МАТЕРИАЛОВ РАССЛЕДОВАНИЯ

Так что же произошло на аварийном судне по официальной версии? 1 сентября в 13.00 лайнер прошел Новороссийский порт, следуя курсом на Одессу. Погода была спокойная. Исполняющий обязанности судового киномеханика радиотехник Н. Коваленко решил подготовить к сдаче на культбазу партию кинофильмов и попросил матроса В. Скрипникова перемотать кинопленку после просмотра. Киноленты хранились в небольшой кладовой в центральной части судна, рядом с недавно построенными каютами 3-го класса. Часть кинолент была упакована в жестяные коробки, а другая часть, предназначенная к перемотке, лежала на столе в открытом виде. В этой же кладовой хранилось и около 2 тыс. патефонных пластинок. Во время перемотки на ручном станке в результате трения лента заискрила и вспыхнула. От нее загорелись и рядом лежащие мотки. Через несколько секунд пламя охватило всю кладовую. Вспыхнула одежда на матросе. Скрипников выскочил из кладовой, захлопнул дверь и с криками о помощи кинулся по коридору. В кладовой раскаленным воздухом выбило дверь, и вырвавшийся огненный смерч охватил ковровые дорожки и фанерные переборки кают. Вытягиваемое мощной струей воздуха пламя по коридору дошло до трапа, ведущего в вестибюль вышележащей палубы, откуда по двум вертикальным шахтам лестницы, как по огромной дымовой трубе с мощной тягой, быстро достигло верхнего мостика, воспламеняя все на своем пути. Буквально в считанные минуты огонь охватил центральную часть судна, в том числе штурманскую, рулевую и радиорубку, каюты капитана и штурманов. Пожар вихреобразно начал распространяться по жилым помещениям, на шлюпочную палубу, приблизился к грузовым трюмам и машинному отделению. Вахтенный радист В. Веденеев, застигнутый огнем, выскочил из рубки через иллюминатор, не успев дать ни сигнала бедствия, ни сообщения о том, что вынужден покинуть радиорубку. Капитан приказал дать сигнал SOS по запасной рации, однако она уже сгорела в штурманской рубке. Общесудовую пожарную тревогу объявили лишь через несколько минут судовым колоколом на баке.

Получив известие о пожаре, машинная команда во главе со старшим механиком А. Зворопо заняла свои места у механизмов. В пожарную магистраль была подана вода. С первых минут пожара часть экипажа занялась спасением пассажиров. На воду были спущены спасательные боты и шлюпки. Большинство женщин и детей были посажены в пять шлюпок, которые отошли на безопасное расстояние от судна. Пассажиры-мужчины помогали тушить пожар. Ценой неимоверных усилий огонь был побежден, но судно, хотя и не потеряло способности к движению, получило тяжелые повреждения. В средней надстройке, на командном мостике все деревянные переборки, оборудование помещений и настилы, штурманская, рулевая и радиорубки были уничтожены полностью, металлические переборки рубок и набор надстройки деформированы. На прогулочной палубе сгорели рестораны, салоны и другие помещения, на всех пассажирских палубах-каюты, салоны, рестораны, служебные помещения, трапы обрушились, металлические переборки покоробились. Грузовые трюмы в носовой части судна, где началось возгорание груза из-за попадания огня и искр через шахты, были залиты водой, и пожар не получил распространения, но значительной части имущества пассажиров был нанесен непоправимый ущерб. В машинном отделении сильному воздействию огня подверглась водонепроницаемая переборка, остановившая продвижение пожара на корму. Таким образом, кормовая и носовая части судна практически не пострадали. Самым страшным следствием пожара стали человеческие жертвы: погибли 40 пассажиров и два члена экипажа (матрос В. Скрипников и буфетчица Г. Гуньян - ее подвела вспыхнувшая на ней обнова - нейлоновая одежда). В числе погибших было 19 женщин и 15 детей в возрасте до 16 лет. Большинство людей погибли в первые минуты пожара, захлестнувшего пассажирские каюты. В ночь на 3 сентября, когда к аварийному судну подошли спасатели, основной пожар был уже потушен. Теплоход вначале повели на буксире, но затем выяснилось, что он может идти самостоятельно. 5 сентября "Победа" пришла в Одессу, на турбоходе "Вячеслав Молотов" прибыли спасенные пассажиры.


При расследовании обстоятельств аварии наряду с основной версией разрабатывался и вариант о возможной диверсии. Было высказано предположение, что в Александрии при посадке большого числа пассажиров на судно проникли диверсанты, которые и организовали пожар. Эта версия возникла из-за того, что еще в Батуми после высадки репатриантов на судне в разных местах были обнаружены кусочки какого-то вещества, похожего на руду. При поджоге они горели голубым пламенем с высокой температурой. Один такой кусочек взял тогда для исследования сотрудник госбезопасности Непряхин, погибший во время пожара. Что дало следствию еще один повод не заниматься этой версией.

НЕПРАВЕДНЫЙ СУД

Однако главной причиной пожара все же признали воспламенение кинопленки. Были взяты под стражу радиотехник лайнера, он же нештатный киномеханик П. Коваленко, капитан теплохода Н. Пахолок, помощники по политчасти С. Першуков и А. Набокин, начальник радиостанции В. Веденеев, а также работники береговых служб Черноморского пароходства - начальник радиостанции А.Третьяк и групповой диспетчер М. Нефедов. К суду привлекли и известного капитана М. Григора - начальника морской инспекции Черноморского пароходства. Следствие длилось около 5 месяцев. 8 февраля 1949 г. Воднотранспортная коллегия Верховного суда СССР на выездной сессии в Одессе под председательством Успенского с участием прокурора и адвокатов рассмотрела дело по обвинению руководителей теплохода "Победа" в пожаре на судне, повлекшем гибель людей и нанесшем большой материальный ущерб.

Суд отметил, что возникновение пожара на теплоходе явилось следствием грубых нарушений командным составом судна и внештатным киномехаником правил пожарной безопасности. Не отвергая вовсе версию вспышки кинопленки от трения, суд пришел к выводу, что наиболее вероятной причиной возгорания пленки было курение матроса Скрипникова в кладовой. Следствие установило, что капитан Пахолок и его помощник по пожарной части Набокин перед отправлением в рейс, зная, что на теплоходе имеется специальное хранилище на 8 кинолент, приняли на борт 41 широкопленочный кинофильм и допустили хранение легковоспламеняющейся кинопленки в неприспособленном помещении на нижней палубе в центральной части судна среди пассажирских кают.

Киномеханик Коваленко допустил к перемотке пленки матроса Скрипникова, не знавшего правил обращения с кинопленкой. Помощник капитана Набокин не проводил занятий с личным составом по борьбе с пожаром, не обращал внимания на нарушение пожарной безопасности, многие члены экипажа не умели пользоваться огнетушителями. Радист Веденеев не дал сообщения в эфир о пожаре на судне и покинул пост, когда огонь охватил рубку. Работники радиостанции пароходства и дежурные диспетчеры были обвинены в преступной халатности при исполнении служебных обязанностей. Суд вынес суровый приговор виновникам пожара: помощник капитана по пожарной безопасности А. Набокин был приговорен к 25 годам лишения свободы, капитан судна П. Пахолок и киномеханик Н. Коваленко - к 15 годам, помполит С. Першуков - к 10 годам, радист В. Веденеев - к 8 годам. Работники береговых служб, косвенно виновные в трагедии, были приговорены к более мягким наказаниям: начальник радиостанции Черноморского пароходства А. Третъяк - к двум годам заключения, групповой диспетчер М. Нефедов - к исправительно-трудовым работам по месту службы с вычетом 25% заработной платы в течение года. Начальник морской инспекции пароходства М. Григор был оправдан, так как с апреля по сентябрь 1948 г. находился в отпуске.

Но в следственных материалах и на суде почему-то отсутствовали события, произошедшие перед выходом "Победы" из Нью-Йорка. Тогда местные власти затеяли странную дезинфекцию судна. Несмотря на протесты капитана, экипаж судна двое суток проживал в гостиницах, а американцы наводили на "Победе" нужный им "порядок": Кроме того, в одной семейной паре дипломатов, уезжавших из США, возникла ссора - жена не захотела возвращаться на родину. В результате она выпрыгнула в окно, а американцы взяли ее под свою опеку. Ее багаж был уже погружен на "Победу" и находился в средней части судна, где и начался пожар: Весьма странно также и то, что американское радио передало сообщение о пожаре еще до его фактического возникновения. Все это осталось без должного внимания следствия и суда.

На суде тогдашний начальник черноморского морского пароходства П. Макаренко, вызванный как свидетель, заявил: "Такого капитана, как Пахолок, и его экипаж нельзя судить, ибо они во время аварии проявили столько мужества и отваги, что спасли корабль и сами привели его в порт без посторонней помощи". На это председатель суда заявил: "Идет суд! Оставьте свои "одесские штучки".

Так закончилось дело о пожаре на теплоходе "Победа", который продолжал работать в составе Черноморского пароходства на внутренних и зарубежных линиях. В середине 50-х годов он числился среди лучших судов пароходства. В 1962 г., во время карибского кризиса, судно использовали для перевозки советских войск на Кубу, в конце 70-х годов оно было списано из состава флота.

МАРШАЛ ФЭН

Приезд маршала Фэн Юйсяна в СССР осенью 1948 года был явно не случаен. Считалось, что он может занять один из ключевых постов в создаваемом правительстве нового Китая. Маршал пользовался авторитетом у немалой части населения. И вдруг один из возможных руководителей Китая погибает в результате "несчастного случая"...

Путь Фэн Юйсяна в политике не был ровным. Родился в 1882 году в северной провинции Чжили (Хэбэй) в семье каменщика. Военную службу начал во время Синьхайской революции 1911-1913 годов и вскоре выдвинулся на командные должности. Потом служил в частях так называемых северокитайских милитаристов - одной из группировок, боровшихся за власть в Китае, стал генералом. В октябре 1924 года открыто выступил против лидера Чжилийской клики Пэйфу, захватил со своими войсками Пекин и произвел государственный переворот. Стал маршалом. Пригласил военных советников в свои войска и приступил к их реорганизации. Установил связь с революционным правительством Сунь Ятсена на юге страны. В 1926 году вступил в партию Гоминьдан. Во время "Северного похода" в 1926-1927 годах, начатого по инициативе Гоминьдана с целью объединить страну, Фэн Юйсян вел активные боевые действия против северных милитаристов. Летом 1927 года маршал поддержал лидера Гоминьдана Чан Кайши, разорвавшего союзнические отношения с китайской Компартией. В годы войны с Японией (1937-1945) Фэн был активным, в отличие от Чан Кайши, сторонником создания "единого фронта" и сотрудничества с коммунистами. После войны, находясь в США, окончательно порвал с Чан Кайши...

Чтобы понять причину столь дальнего путешествия китайского маршала Фэн Юйсяна - из США в СССР и далее в Китай, - вспомним, как разворачивались в то время события на его родине. Завершался разгром армии Гоминьдана противостоявшими ей войсками коммунистической Народно-освободительной армии Китая (НОАК). В 1948 году на повестке дня уже стоял вопрос о создании общенационального правительства Китая. Слово Москвы в этом процессе было далеко не последним.

В октябре 1954 года, когда советские военные моряки-тихоокеанцы привели в китайский порт Циндао группу боевых кораблей-эсминцев, тральщиков и малых подводных лодок, эта история получила свое продолжение. Передаваемые корабли должны были стать основой ВМФ Китая, создававшегося тогда с помощью СССР. Среди китайских моряков, которые осваивали новые корабли, был сын маршала Фэна, хорошо говоривший по-русски. Он рассказал советским морякам, что после гибели отца ему предложили поступить в Каспийское высшее военно-морское училище (только в нем тогда готовили иностранцев). Посоветовавшись с матерью, он согласился. За несколько лет Виктор (так он просил называть себя) изучил русский язык и освоил штурманскую специальность, а окончив училище, стал служить на китайских военных кораблях. К слову, его мать - вдова маршала Фэн Юйсяна - входила в правительство КНР в качестве министра здравоохранения. В приватных беседах с советскими моряками Виктор неоднократно заявлял, что его отца убрали вражеские спецслужбы. По его словам, у него были веские основания так считать. Однако сын маршала их не приводил...

Сам же некогда всесильный китайский маршал Фэн, долгое время контролировавший провинции Хэнань, Шэньси, Ганьсу, на момент своей гибели уже миновал зенит политической славы. Отношение к нему в Китае было неоднозначным. Он то примыкал к Чан Кайши, то вступал с ним в военное противостояние, то боролся с коммунистами, то шел на сотрудничество с КПК. Последний политический разворот Фэн Юйсян совершил как раз накануне своей трагической смерти. Он перешел на сторону КПК. Единственной стороной, к которой этот противоречивый китайский политик питал неизменные дружеские чувства, была Москва. Маршал Фэн не раз заявлял, что "подлинным другом китайского народа" был и останется Советский Союз. Впрочем, в любви и верности СССР в то время клялись многие китайские политики. Это неудивительно, если учесть, что Москва имела влияние на оба противоборствующих китайских лагеря. Имеются также свидетельства, что Фэн Юйсян находился в приятельских отношениях с советским послом-резидентом при Чан Кайши Александром Панюшкиным и неоднократно в приватных беседах сообщал ему конфиденциальную информацию. Данный факт трудно назвать сенсацией, учитывая, что на тот момент не только Фэн, но и другие политические фигуры Китая охотно шли на контакты с советскими "советниками" (у Фэна им был видный командир Красной Армии Примаков).

Так или иначе, выбор у Сталина был. Роль Москвы в формировании политического истеблишмента нового Китая и разрешении китайского политического кризиса конца 40-х годов до сих пор до конца не выяснена. Известно, что Сталин не очень доверял Мао, называя его "редиской": снаружи красным, а внутри белым. Любопытная деталь: большая часть трофейного оружия поверженной Квантунской армии была передана Советским Союзом не Мао, а его партийному конкуренту с северо-востока Китая - Гао Гану, покончившему с собой при загадочных обстоятельствах в начале 50-х годов. Известно также, что, оказывая определенную военно-техническую помощь китайским коммунистам, приоритет Москва отдавала легитимному на тот момент правительству Чан Кайши.

Колебания Сталина, на кого из тогдашних китайских правителей сделать ставку, продолжались долго. Возможно, размышляя над судьбами Китая, он разрабатывал сразу несколько вариантов с привлечением "запасных" фигур. Одной из них мог быть маршал Фэн Юйсян. В любом случае его возвращение в Китай было, скорее всего, невыгодно Мао. Таинственная гибель Фэна на советском теплоходе "Победа" накануне краха режима Чан Кайши и прихода к власти коммунистов заставляет над этим задуматься. Возможно, что смерть Фэн Юйсяна спутала Сталину карты в его непростой китайской партии и нарушила грядущие стратегические планы. В итоге "вождь всех народов" был вынужден смириться и принять-таки в 1950 году Мао Цзэдуна в своем кремлевском кабинете как равный равного.

Ровно 63 года назад назад, 1 сентября 1948-го года, радиостанция Черноморского пароходства получила с теплохода «Победа» донесение: «Прошли Новороссийск и к 14 часам 2 сентября предполагаем прибыть в Одессу» . Больше судно на связь не вышло, однако это поначалу никого не насторожило. Лишь утром 2 сентября в Черноморском пароходстве запросили суда и порты на пути следования лайнера, но оказалось, что никто из них связи с «Победой» не имел и сигналов SOS в эфире не слышал. Командование Черноморским флотом тут же выслало поисковые самолеты, и в 9 часов вечера один из летчиков сообщил, что 70 милях к юго-востоку от Ялты им обнаружен обгоревший теплоход и вокруг него - пять шлюпок с людьми.

СПРАВКА: После окончания Великой Отечественной войны в состав торгового флота СССР вошел ряд немецких судов, восстановленных на верфях Германии. Среди них был и лайнер «Иберия» (когда-то - «Магдалена»), получивший в советском флоте название «Победа». Это был роскошный круизный лайнер (именно на палубе «Победы» Андрей Миронов поет про «остров Невезения» - через 20 лет после описываемых событий это судно снималось в «Бриллиантовой руке» как «Михаил Светлов»).
31 июля 1948 года теплоход «Победа» с 323 пассажирами и 277 тоннами груза на борту вышел из порта Нью-Йорка в Одессу.

5 сентября в газете «Красная звезда» на последней странице появилось скупое сообщение ТАСС: «В начале августа из Нью-Йорка вышел теплоход «Победа», следуя в Одессу... В пути на теплоходе возник пожар ввиду неосторожного обращения с кинопленками, которые загорелись. Имеются жертвы. Среди погибших маршал Фэн Юйсян и его дочь. Теплоход доставлен в Одессу. Ведется расследование» .
При пожаре погибли два члена экипажа (матрос Скрипников и буфетчица Гуньян, на которой вспыхнула обновка - нейлоновое платье) и около 40 пассажиров (данные о количестве жертв разнятся), некоторых из которых мемуаристы вспоминают до сих пор. Например, Дженни Афиногенову - вдову известного советского драматурга, американку, плывшую в СССР. А Анатолий Громыко, сын многолетнего главы советского МИДа, напишет потом о девушке Клаве - своей школьной любви. Но самое громкое имя из погибших на том пожаре - китайский маршал Фэн Юйсян, который ехал в СССР с важной миссией (считалось что в противовес набирающего власть Мао, которого не очень любил Сталин, Фэн может занять один из ключевых постов в правительстве нового Китая).

Сегодня никто не помнит этого маршала Фэна, а тогда его гибель стала новостью №1 в Европе и Америке. В 1920-е Фэн был одним из «милитаристов» - крупных военачальников, поделивших Поднебесную. В октябре 1924 года, уже будучи генералом, Фэн со своими войсками захватил Пекин, произведя государственный переворот, а в 1926 году вступил в партию Гоминьдан. Летом 1927 года он поддержал лидера Гоминьдана Чан Кайши, разорвавшего отношения с китайской компартией. В годы войны с Японией Фэн был сторонником сотрудничества с коммунистами, а в 1926-м он передал большевикам их заклятого врага - бывшего белого атамана Анненкова. Просто пригласил того в гости, а потом отдал чекистам. Фэн был еще интересен и тем, что это именно его пушки в 1928-м разнесли знаменитый монастырь Шаолинь.
Говорят, когда начался пожар, маршал пробивался сквозь обезумевшую толпу к каютам спасать дочь (та осталась принять ванну). Но то ли задохнулся в дыму (смолоду богатырь, он с годами стал тучен), то ли не выдержало сердце. Его дочь тоже погибла (к слову, ее мать - вдова маршала Фэн Юйсяна - позже входила в правительство КНР в качестве министра здравоохранения).

Маршал Фэн был самым именитым пассажиром «Победы», но не единственным - на борту находилась еще одна, экзотическая с советской точки зрения, группа лиц: армяне-репатрианты из рассеянной по свету армянской диаспоры. В 1946 году СНК СССР принял решение «О мероприятиях по вопросу возвращения зарубежных армян в Советскую Армению». Идею активно поддерживал тогдашний Католикос Геворк VI и в 1946-48 гг. «по армянской линии» в Союз переехало более 100 тыс. человек, а о своем желании вернуться заявило более 350 тыс. армян из 12 стран мира. Но после пожара на «Победе» репатриация была остановлена: постановление Совета Министров СССР от 14 сентября 1948 г. воспретило прием армян - говорят что советские власти подозревали что среди армянских переселенцев были американские разведчики, которые и произвели диверсию.

Однако расследование, продолжавшееся в закрытом режиме несколько месяцев, показало что армянские диверсанты тут ни причем. Как выяснило следствие, вечером 1 сентября 1948 года в кинозале теплохода собралась часть пассажиров - посмотреть фильм. В это время нештатный киномеханик Коваленко попросил матроса Скрипникова перемотать киноленты после просмотра. Фильмы хранились в небольшой кладовой в центральной части судна. Часть была упакована в жестяные коробки, а часть, предназначенная к перемотке, лежала на столе в открытом виде. Примерно в 15 часов при перемотке на ручном станке лента заискрила и вспыхнула. От нее загорелись патефонные пластинки, через несколько секунд пламя охватило всю кладовую, а еще через несколько минут огонь, вырвавшись из кладовой, охватил центральную часть судна, в том числе штурманскую, рулевую и радиорубку, каюты капитана и штурманов. Пожар начал распространяться по жилым помещениям на нос и корму, на шлюпочную палубу, приблизился к трюмам и машинному отделению.
Капитан приказал дать сигнал SOS по запасной рации, однако она уже сгорела в штурманской рубке. Общесудовую пожарную тревогу объявили лишь через несколько минут судовым колоколом. Тушением занимались несколько самостоятельных, случайно образовавшихся групп в разных частях судна и довольно успешно - когда в ночь на 3 сентября к судну подошли спасатели, основной пожар был уже потушен. Теплоход повели на буксире, но затем выяснилось, что он может идти самостоятельно. 5 сентября «Победа» пришла в Одессу, спасенные пассажиры прибыли на турбоходе «Вячеслав Молотов».

Но самой главной причиной этого пожара была объявлена кинопленка на нитроцеллюлозной основе, которую использовала тогда вся мировая киноиндустрия. Нитропленка устраивала всех по всем позициям: была гибкой, пластичной, обеспечивала чистое и четкое изображение и имела лишь один недостаток - горючесть. Уже при температуре плюс 40 она могла вспыхнуть, как порох (в принципе это и был почти порох - химический состав очень близок). В Интернете можно отыскать воспоминания старых киномехаников о том, как возникали возгорания. То обрыв во время сеанса, механик замешкался, не выключил аппарат, и пленка загорается просто от светопотока. То везли яуфы (железные коробки для пленки) в машине, на полу стоял неразряженный аккумулятор, от тряски яуфы на него кинуло, замкнуло клеммы, проскочила искра. Причем горела нитропленка с выделением смертельно ядовитых соединений синильной кислоты. Потому существовали строжайшие противопожарные инструкции, касающиеся киноаппаратуры, организации показа фильмов. Но жесткие инструкции существуют в любой сфере - только почему-то бьются самолеты, летят под откос поезда и взрывается Чернобыльская АЭС.

В начале 1949 года состоялся закрытый суд над виновниками случившегося, которые получили большие срока (смертная казнь к тому времени была в СССР отменена). Ими были объявлены: киномеханик, понятно за что; отвечающий за противопожарную безопасность старпом; не передавший вовремя SOS радист, капитан, отвечающий за все на судне; и диспетчер пароходства, за компанию.
Тело Фэна кремировали в Москве (прощание прошло со всеми воинскими почестями) а позже урну торжественно перезахоронили в Китае. В 1961 году возобновили армянскую репатриацию. А самое главное - начался перевод кинопроизводства на пленку с негорючей ацетатной основой.
Но жизнь есть жизнь, и старые ленты долго еще потом были в ходу. В ноябре 1957-го в западнобелорусскую деревню Бусса приехала кинопередвижка. Зал сельской школы набился битком - привезли предвоенного «Парня из тайги». Механик сидел со своей установкой не в отдельной будке, а в дверях, катушки нитрокинопленки разложил на полу, заправляя их при свете стоящей на столе керосиновой лампы. Лампа опрокинулась - 65 погибших. О трагедии было доложено Хрущеву, но диверсантов тогда искать не стали, а просто засекретили любую информацию о происшествии и категорическим распоряжением ускорили внедрение ацетатной кинопленки.

Вот такие вот последствия одновременно и для Китая, и для зарубежных армян, и для советской киноиндустрии (непересекающихся, казалось бы, вещей) имел пожар на борту одного судна. И нам никогда не дано предугадать, как отзовется на другом конце Земли простое вроде бы дело - перемотка матросом кинопленки на пароходе, идущем из Ялты в Одессу.
А сам теплоход «Победа» продолжал себе работать в составе Черноморского пароходства на внутренних и зарубежных линиях до середины 70-х. В 50-60-е годы теплоход еще числился среди лучших судов пароходства, во время карибского кризиса в 1962 году использовался для перевозки советских войск на Кубу, и только в конце 1970-х годов был выведен из состава флота и утилизирован.


03.04.2009

Осенью 1948 года на советском теплоходе «Победа», следовавшем спецрейсом из США в Одессу, произошел пожар. Погибли 42 человека, среди них - китайский маршал Фэн Юйсян и его дочь. «Несчастный случай», - констатировали советские газеты

После окончания Великой Отечественной войны в состав торгового флота СССР вошел ряд немецких судов, восстановленных на верфях Германии. Среди них был и лайнер «Иберия», получивший в советском флоте название «Победа». Это был крупный теплоход, рассчитанный на перевозку 340 пассажиров и 4000 тонн грузов. Во время восстановительного ремонта его вместимость довели до 600 пассажиро-мест.
31 июля 1948 года теплоход «Победа» с 323 пассажирами и 277 тоннами груза на борту вышел из порта Нью-Йорка.

Без сигнала SOS
1 сентября радиостанция Черноморского пароходства получила с теплохода донесение: «Победа» прошла Новороссийск и к 14 часам 2 сентября предполагает прибыть в Одессу. Больше судно на связь не вышло. Однако сначала это никого не насторожило. Лишь утром 2 сентября в Черноморском пароходстве запросили суда и порты на пути следования лайнера, но оказалось, что никто из них связи с «Победой» не имел и сигналов SOS в эфире не слышал. Командование Черноморским флотом выслало поисковые самолеты, и в 21 час один из летчиков сообщил, что обнаружил обгоревший теплоход в
70 милях к юго-востоку от Ялты; возле него находились пять шлюпок с людьми.
5 сентября в газете «Красная звезда» на последней странице появилось скупое сообщение ТАСС: «В начале августа из Нью-Йорка вышел теплоход «Победа», следуя в Одессу… В пути на теплоходе возник пожар ввиду неосторожного обращения с кинопленками, которые загорелись. Имеются жертвы. Среди погибших маршал Фэн Юйсян и его дочь. Теплоход доставлен в Одессу. Ведется расследование».
Расследование в закрытом режиме продолжалось несколько месяцев. Как выяснило следствие, 1 сентября около 13 часов лайнер миновал Новороссийский порт. В это время исполняющий обязанности судового киномеханика радиотехник Коваленко решил подготовить к сдаче на культбазу партию кинофильмов, взятых в рейс, и попросил матроса Скрипникова перемотать киноленты после просмотра. Фильмы хранились в небольшой кладовой в центральной части судна. Часть была упакована в жестяные коробки, а часть, предназначенная к перемотке, лежала на столе в открытом виде. В этой же кладовой хранилось около 2 тысяч патефонных пластинок. Примерно в 15 часов при перемотке на ручном станке лента заискрила и вспыхнула. От нее загорелись рядом лежащие мотки. Через несколько секунд пламя охватило кладовую, вспыхнула одежда на матросе.
Скрипников выскочил из кладовой, захлопнул дверь и с криками о помощи кинулся бежать по коридору. Раскаленным воздухом в кладовой выбило дверь, и вырвавшийся огненный смерч охватил ковровые дорожки и фанерные переборки кают. Пламя, вытягиваемое по коридору мощной струей воздуха, дошло до трапа, ведущего в вестибюль вышележащей палубы, и оттуда по двум вертикальным шахтам лестницы достигло верхнего мостика, воспламеняя все на своем пути. В считанные минуты огонь охватил центральную часть судна, в том числе штурманскую, рулевую и радиорубку, каюты капитана и штурманов. Пожар начал распространяться по жилым помещениям на нос и корму, на шлюпочную палубу, приблизился к трюмам и машинному отделению.
Вахтенный радист Веденеев, застигнутый огнем, выскочил из рубки через иллюминатор, не успев передать ни сигнал бедствия, ни сообщение о том, что вынужден покинуть вахту. Капитан приказал дать сигнал SOS по запасной рации, однако она уже сгорела в штурманской рубке. Общесудовую пожарную тревогу объявили лишь через несколько минут судовым колоколом.
В принципе лайнер был обеспечен спасательными средствами (около десятка больших шлюпок, спасательные пояса и круги), но противопожарных средств на судне было явно недостаточно. Установленный в машинном отделении насос подачей до 70 м3/ч способен был помочь лишь при локальном возгорании, потушить крупный пожар ему было не под силу. Тушением занимались несколько самостоятельных, случайно образовавшихся групп в разных частях судна.
В ночь на 3 сентября, когда к судну подошли спасатели, основной пожар был уже потушен. Теплоход повели на буксире, но затем выяснилось, что он может идти самостоятельно. 5 сентября «Победа» пришла в Одессу, спасенные пассажиры прибыли на турбоходе «Вячеслав Молотов».
При пожаре погибли два члена экипажа (матрос Скрипников и буфетчица Гуньян, на которой вспыхнула обновка - нейлоновое платье) и 40 пассажиров, среди которых были китайский маршал Фэн Юйсян и его дочь. В момент возгорания Фэн с женой и сыном смотрели кинофильм, а дочь принимала ванну в своей каюте. Когда огонь распространился по судну, маршал - человек уже пожилой, грузный, но отважный - помогал тушить пожар и пытался сам пробраться к дочери в каюту. Но, видимо, надышался угарного газа и дыма, потерял сознание и погиб. Дочь маршала тоже погибла, ее нашли лежащей в ванне.

Пассажир номер один
В начале 1949 года состоялся закрытый суд над виновниками случившегося. Ими были объявлены нештатный киномеханик Коваленко, помогавший ему матрос Скрипников, капитан теплохода Пахолок и два его помощника, а также радист, не передавший сигнал SOS, и диспетчер пароходства. Капитан судна Николай Пахолок и киномеханик Коваленко были приговорены к 15 годам лишения свободы, помполит Першуков - к десяти, радист Веденеев - к восьми. Работники береговых служб, косвенно виновные в трагедии, получили более мягкие приговоры. А строже всех был наказан старпом Александр Набокин, отвечавший за пожарную безопасность: он был приговорен к 25 годам лишения свободы - тогдашней высшей мере. В его каюте к тому же нашли контрабанду - спрятанные в огнетушителях отрезы дефицитного панбархата.
Не отвергая версию вспышки киноленты от ее трения на станке для перемотки, суд пришел к выводу, что наиболее вероятной причиной возгорания пленки было курение матроса Скрипникова в кладовой. Но рассматривалась и возможность диверсии. Уже выйдя из Нью-Йорка, капитан судна получил радиограмму из Черноморского пароходства, в которой ему предписывалось зайти в Александрию, чтобы принять армян-репатриантов для переправки в Батуми. 22 августа на судно взошли 2020 репатриантов, которых высадили в Батуми в последних числах августа. Следствие предполагало, что в Александрии при посадке столь большого числа пассажиров на судно проникли диверсанты, которые организовали пожар. Тем более, что в Батуми на теплоходе в разных местах были обнаружены кусочки какого-то вещества, похожего на руду. По свидетельству очевидцев, при пробном поджоге они горели голубым пламенем с высокой температурой.
Автор этих строк, завершавший учебу в Каспийском высшем военно-морском училище, летом 1948 года проходил практику на кораблях в Одессе и Севастополе. Через несколько месяцев, получив звание флотского мичмана, я опять был направлен на Черноморский флот. Там я попал в Севастополь, и мне довелось увидеть «Победу». Она стояла на внешнем рейде и дожидалась освобождения места у причальной стенки судоремонтного завода.
На заводе у меня было немало знакомых, общавшихся с экипажем судна. Из разговоров с ними мне удалось выяснить кое-какие подробности ЧП. Пожар, по словам моих собеседников, возник после прохода Ялты. В средней части судна под капитанским мостиком загорелись ящики груза, взятого на борт. Во время рейса их не раз переставляли с места на место. Некоторые свидетели впоследствии утверждали, что ящики с неизвестным грузом горели, как бенгальские огни.
Перед выходом из Нью-Йорка жена одного из советских дипломатов, уезжавших из США, не захотела возвращаться на родину, и американцы взяли ее под свою опеку. Однако ее багаж был погружен на «Победу» и находился в средней части судна, где начался пожар. Кроме того, перед выходом из Нью-Йорка местные власти затеяли дезинфекцию судна. Экипаж двое суток проживал в гостиницах, пока американцы наводили на «Победе» порядок, несмотря на протесты капитана. В результате, по разным показаниям, многие предметы - мебель, ковры, шторы и даже поверхности палуб, переборок кают и других помещений, пропитанные «дезинфицирующим» составом, - горели особенно активно. Все это в итоге осталось без внимания следствия.
Но самое интригующее обстоятельство связано с китайским маршалом. Он ехал в СССР с важной миссией. Считалось, что он может занять один из ключевых постов в правительстве нового Китая.
Это был человек с большой биографией. Фэн Юйсян начал военную службу во время Синьхайской революции 1911-1913 годов и вскоре выдвинулся на командные должности. В октябре 1924 года, уже будучи генералом, Фэн со своими войсками захватил Пекин, произведя государственный переворот, а в 1926 году вступил в партию Гоминьдан. Летом 1927 года он поддержал лидера Гоминьдана Чан Кайши, разорвавшего отношения с китайской компартией. Однако в годы войны с Японией (1937-1945) Фэн был сторонником сотрудничества с коммунистами.
В 1948 году завершался разгром армии Гоминьдана войсками коммунистической Народно-освободительной армии Китая. На повестке дня стоял вопрос о создании общенационального правительства. Некогда всесильный Фэн уже миновал зенит политической славы. Но он только что совершил очередной политический поворот, полностью перейдя на сторону компартии.
Известно, что Сталин не очень доверял Мао, называя его «редиской»: снаружи красным, а внутри белым. Известно также, что, оказывая определенную военно-техническую помощь китайским коммунистам, Москва отдавала приоритет легитимному на тот момент гоминьдановскому правительству Чан Кайши. Возможно, размышляя над судьбами Китая, Сталин разрабатывал несколько вариантов с привлечением «запасных» фигур. Одной из них мог быть маршал Фэн Юйсян. Его возвращение в Китай было, скорее всего, невыгодно Мао. Таинственная гибель Фэна на советском теплоходе, возможно, нарушила стратегические планы Сталина. И, что совершенно очевидно, расчистила путь Мао к верховной единоличной власти.