Все о тюнинге авто

В какое время учатся в магистратуре. Обучение в Магистратуре . Магистратура и рынок труда. Магистру проще устроиться на работу

Претерпела значительные изменения в последние 20 лет. Особенно заметным этот процесс выглядит в разрезе Ранее получение высшего образования сводилось к одной-единственной степени - специалиста. При этом после ПТУ или техникумов звание звучало как «младший специалист», а после окончания высшего учебного заведения, института человек становился уже просто «специалистом». Просто. Лаконично. Понятно. Но совершенно неприменимо для складывавшейся веками европейской системы образования. Поэтому дипломы, выдаваемые ранее, не могли котироваться за рубежом наравне с тамошними - очень уж несравнимыми были категории получения образования.

Все изменилось с обретением независимости и взятым курсом на интеграцию в европейский процесс обучения и подготовки квалифицированных специалистов. Теперь в российском образовании есть различные степени - «бакалавр», «специалист» и «магистр». Что такое последняя из них? Остановимся на этом вопросе подробнее.

Магистратура - это ступень Она следует после бакалавриата и призвана углубить полученные профессиональные знания. Если степень бакалавра считается, в общем-то, полным высшим образованием, позволяющим работать по полученному профилю, то магистратура - это ступенька на пути к научной карьере. Именно в связи с этим после окончания 4-го курса во многих вузах следует разделение потока студентов на два направления - «специалисты» и «магистры». Первые получают дополнительные знания, ориентированные на практические навыки в профессии и их применение. Магистры же посвящают свое обучение шлифовке знаний как таковых, а также изучению научного метода, способов исследований по специализации, чтобы в дальнейшем получить возможность и продолжить научную деятельность.

Обычно поступление в магистратуру проводится на конкурсной основе и по желанию студента. То есть учитывается качество бакалаврской работы, средний балл за предыдущие 4 года учебы, а также личные достижения студента на учебном поприще. Обучение на магистерских специальностях может продолжаться от года до двух, и оканчивается написанием магистерской работы - полноценного научного труда студента, который он создал за время обучения, а во многих вузах - еще и сдачей по специальности.

Не стоит при этом считать, что магистратура - это какое-то высшее образование на фоне «специалистов» или «бакалавров». Это не так. Просто конкретно эта ступень обучения заточена под и упор делается на теоретические основы профессии, зачастую в ущерб практическим навыкам. При этом магистратура заочно фактически не встречается. По нормам современного образования эта степень получается исключительно при обучении на стационаре. Хотя, конечно, возможны исключения для вузов частного сектора образования.

В целом магистратура - это не только способ влиться в научную жизнь в качестве молодого квалифицированного специалиста в своей области, но и хорошая подготовка студента к научной жизни, специфике написания работ, проведения научных исследований и поиска информации и ее обработки. Она не дает каких-то суперблаг, но для того чтобы продолжить свое образование дальше в любом иностранном университете, получение этой степени всегда пойдет только на пользу.

Что такое магистратура и зачем она нужна?

До недавнего времени получить высшее образование у нас в стране означало проучиться 5 лет в вузе и получить диплом с квалификацией «специалист». Специалист мог искать подходящую работу или поступать в аспирантуру, чтобы потом получить ученую степень кандидата наук.

Теперь же высшее образование в России складывается из двух уровней: бакалавриата и магистратуры.

Обучение в бакалавриате продолжается 4 года, студент получает общие знания и навыки по выбранному направлению подготовки и диплом о высшем образовании с присвоением академической степени «бакалавр».

Если Вы успешно закончила бакалавриат и хотите продолжать дальнейшее обучение, чтобы владеть основательной научной базой и методологией научного труда и быть в курсе современных информационных технологий и методов получения и обработки научной информации, то для Вас одна дорога – в магистратуру.

Основная задача магистратуры – подготовить профессионалов для успешной карьеры в международных и российских компаниях, а также аналитической, консультационной и научно-исследовательской деятельности.

Кто такой магистр?

Обращаясь к истории, поясним, что слово «магистр» произошло от латинского "Magistr", что означает «наставник», «учитель», «руководитель», «мастер своего дела». Другими словами, в современном понимании магистр - это широко эрудированный специалист, подготовленный к исследовательской, консультационной, аналитической деятельности, владеющий методологией научного творчества, современными информационными технологиями. Еще точнее: магистр - это специалист широкого профиля, готовый к научно-исследовательской, аналитической деятельности, владеющий современными методами и технологиями научного познания.

Что такое магистратура?

Это второй уровень двухуровневой системы высшего образования, созданной в процессе реформирования российской образовательной системы, согласно Болонскому процессу (Болонский процесс - процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования). В магистратуре продолжают обучение выпускники бакалаврских программ и дипломированные специалисты.

В современной России магистерские программы начали создаваться примерно 15 лет назад. Это было отражением общемировой тенденции, направленной на унификацию программ и дипломов высшего образования. Собравшиеся в 1999 г. в Болонье министры образования из 31 страны подписали декларацию о признании двухуровневой системы высшего образования: бакалавр - магистр. Внедряя в жизнь принципы Болонской декларации, европейские страны, включая Россию, Германию, Швецию, Финляндию и другие, начали процесс реформирования своих систем высшего образования.

Магистратура является завершающей ступенью высшего профессионального образования. В структуре современного высшего образования степень магистра следует по научному уровню за степенью бакалавра и предшествует степени кандидата наук. Выпускник магистратуры - это человек, владеющий методологией научного творчества, современными информационными технологиями, подготовленный к исследовательской, консультационной и аналитической деятельности. Высококвалифицированные кадры с магистерским уровнем образования требуются не только в вузах в качестве преподавателей или в исследовательских организациях, но и в реальном бизнесе, в компаниях и организациях самых разных сфер деятельности и форм собственности.Магистратура – это путь к должностям, требующим умения анализировать, находить оптимальные решения в условиях неопределенности, отбирать и обобщать информацию, необходимую для достижения поставленных целей.

Какие задачи помогает решить магистратура?

Получение углубленных знаний в конкретной области. Магистрант может сосредоточить свое внимание на рассмотрении узкоспециализированных вопросов, более детально изучить сферы, необходимые для будущей профессиональной деятельности, особенно в сфере инноваций.

Получение дополнительного образования. Профиль магистерской программы не обязательно должен совпадать с профилем образования, полученного на предыдущих ступенях высшего образования (бакалавриат, специалитет). Выпускник вуза может выбрать такое направление подготовки, которое дополнит базовое образование знаниями из смежных отраслей и сделает его в глазах работодателя уникальным и разносторонним, а значит, более востребованным специалистом. Например, хорошие перспективы на рынке труда у тех выпускников, кто обладает одновременно двумя дипломами. Магистратура является альтернативой программе второго высшего образования.

Присвоение степени магистра. В условиях ускоряющейся глобализации и развития международных связей меняются требования к образованию. Европейцы привыкли оценивать квалификацию выпускников в градации «бакалавр» - «магистр», нашего «специалиста» они приравнивают к бакалавру; в мировой системе образования придется все время доказывать свою подготовку, вместо того чтобы пользоваться ею и повышать ее. Это же относится к сфере бизнеса; например, если вы планируете искать работу на совместных предприятиях или в представительствах иностранных фирм в России, диплом магистра будет более понятен работодателю-иностранцу.

Подготовка к научной карьере. Обучение в магистратуре дает первый опыт научной работы, помогает овладеть методами и навыками исследовательской деятельности. Магистр имеет возможность, получая высшее образование, попробовать себя в роли исследователя и затем осознанно принять решение о необходимости продолжения обучения в аспирантуре.

Овладение методикой преподавательской деятельности. Такие навыки актуальны не только для тех, кто связывает свою дальнейшую карьеру с наукой и преподаванием в вузе. Не каждый, даже самый высококвалифицированный в своей области специалист, умеет преподнести свои знания другим, этому тоже надо учиться.

В чем особенности обучения в магистратуре факультета психологии Иркутского государственного университета?

Обучение в магистратуре строится по европейскому образцу на основе компетентностного подхода, который предполагает, что выпускник такой программы должны обладать определенным набор общекультурных и профессиональных компетенций. Перечень этих компетенций зависит от выбранной магистерской программы и содержит общепрофессиональные, организационно-управленческие, научно-исследовательские, информационно-аналитические, экспертно-консультационные, коммуникационные, педагогические и другие составляющие.

В магистратуре учат по-другому, здесь много внимания уделяется навыкам самостоятельной аналитической работы, современным научным технологиям.

Основное внимание уделяется научно-исследовательской работе. Наличие на факультете аспирантуры и докторантуры, научных школ, большого числа ученых-исследователей обеспечивает надежную базу для организации научно-исследовательской работы магистрантов.

Занятия в магистратуре проводятся высоко квалифицированными преподавателями, имеющими базовое образование по профилю преподаваемой дисциплины и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

Есть ли возможность учиться в магистратуре бесплатно?

Да, есть. Обучение в магистратуре возможно как на бюджетных местах, так и на местах с оплатой стоимости обучения на договорной основе.

Для каких сфер деятельности готовят в магистратуре?

Магистерское образование дает не только фундаментальную научную подготовку, но также инструментальные знания и навыки, которые высоко ценят любые современные работодатели в избранной вами сфере деятельности.

Кто имеет право обучаться в магистратуре бесплатно (за счет средств федерального бюджета)?

Лица, получившие документы государственного образца о соответствующем уровне высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «бакалавр» и «специалист», и выдержавшие конкурсные испытания, имеют право продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования - программе магистратуры - на бюджетной основе.

Можно ли сочетать работу и учебу в магистратуре?

Да, это возможно. Студенты магистратуры зачастую находят работу еще в процессе обучения. При этом значительная часть выпускников устраивается работать по полученной специальности.

Какие дополнительные возможности дает степень магистра?

Лицам, успешно закончившим магистратуру и защитившим магистерскую диссертацию, присваивается квалификационная академическая степень магистра и выдается диплом магистра государственного образца.Причем диплом магистра понятен и признаваем как в России, так и за рубежом. А это очень важно для успешной карьеры, оценки собственных способностей и возможностей. Магистерский диплом дает возможность для выстраивания карьеры, стабильного заработка и самоудовлетворения.

Выпускники, окончившие магистратуру по направлению «Психологическое консультирование» работают в сфере образования (школы и специальные детскиеобразовательные учреждения), здравоохранения (социально-реабилитационные центры, профилакторий железной дороги, психиатрическая больница), в менеджменте (управление кадровыми ресурсами разнообразных организаций), в силовых структурах (ФСБ, МВД, МЧС) и таможне, в учреждениях политики и управления, в системе бизнеса и частного предпринимательства, на телефонах доверия.

Выпускники, окончившие магистратуру по направлению «Психологическое сопровождение служебной деятельности» работают в психологических отделах государственных учреждений и организаций силового направления (ФСБ, УВД, МЧС), таможенных службах, воинских частях, на железнодорожном транспорта, в системе образования (среднее и высшее профессиональное обучение), здравоохранения, в службах занятости населения (г. Иркутска и Иркутской области), в отделах кадров государственных учреждений, в отделах профориентации (переориентации) и профобучения (переобучения) в разнообразных отраслях народного хозяйства.

При обучении в магистратуре студент приобретает ряд преимуществ :

Получение углубленных знаний в интересующей научной сфере;

Возможность заниматься научно-исследовательской работой в течение срока обучения;

Опыт написания магистерской диссертации (дипломного проекта) помогает в дальнейшем при обучении в аспирантуре и докторантуре;

Студенты приобретают опыт преподавательской деятельности;

Получение степени магистра наук открывает более широкие возможности для трудоустройства и повышения уровня заработной платы.

Степень магистра дает возможность уверенно чувствовать себя в жизни, найти высокооплачиваемую работу, обеспечивает базу для профессионального роста.

Как поступить в магистратуру?

В магистратуру можно поступить, если у вас есть степень бакалавра или диплом специалиста. Вуз, в котором было получено первое образование, не имеет значения.

Для поступающих на магистерские программы проводится комплексный вступительный междисциплинарный экзамен по психологии в форме тестовых заданий.

Для поступления на обучение по программам магистратуры Иркутского государственного университета определен минимальный балл - 60

За последние 15 лет ветер перемен разметал многие устойчивые понятия на российских просторах. Советское высшее образование, такое добротное и понятное, постепенно сошло на нет и теперь с трудом выстраивается новая система. Мы постепенно привыкаем к новым названиям: бакалавриат и магистратура.

Немного истории

Для российских студентов все началось в 1996 году. В вузах была введена двухуровневая система подготовки. Целью нововведения было присоединение к Болонскому процессу - добровольное объединение систем высшего образования в странах Европы, которое к тому времени насчитывало около двух десятков лет.

Процесс присоединения к европейским стандартам был оформлен юридически в 2003 году, когда Россия подписала Болонскую декларацию. И с начала 2011 двухуровневая система стала основной в российском высшем образовании.

Справедливости ради надо сказать, что студенты, поступившие до 2010, еще имеют возможность получить степень «дипломированный специалист». Это промежуточная ступень между бакалавром и магистром. Но на сегодняшний день система восхождения на скалу из гранита науки выглядит следующим образом:

  1. Бакалавр;
  2. Магистр.

В чем разница между бакалавром и магистром

Эти два столь непривычные для нашего слуха слова означают степень подготовки выпускника вуза. Для понимания, чем отличается бакалавр от магистра, нужно знать цели подготовки на этих двух ступенях.

Бакалавриат - подготовка практикующего специалиста

Окончив школу, молодые люди поступают в бакалавриат. Это начало высшего образования. Проучившись в течение 2 лет, каждый из них может получить диплом о неполном высшем. То есть выдается диплом о том, что вы осилили половину первой ступени высшего профессионального образования, объем и содержание которого указывается в приложении к этому диплому.

Но на этом практически никто не останавливается. Продолжив учебу еще на 2 учебных курса, и пройдя итоговую аттестацию, вы получаете диплом бакалавра. К этому времени вы проходите не только общеобразовательные науки, но и специальные дисциплины и профессиональную практику. Этот диплом - свидетельство о полноценном и оконченном высшем профессиональном образовании. Вы имеете право претендовать на должности, в квалификационных требованиях которых значится необходимость иметь высшее образование.

Магистратура - нацеленность на научную работу

При желании дальше покорять научные вершины или заниматься преподавательской деятельностью в вузах, необходимо поступление в магистратуру. Магистратура необходима студентам, желающим или имеющим возможность в дальнейшем заниматься научной деятельностью или преподавать в вузе.

Но желающих учиться дальше после 4 лет обучения в университете на сегодняшний день, по данным статистики, примерно 25-30% от общего числа студентов. Объяснение стоит искать в реалиях нашей жизни. Не каждый студент может позволить себе продолжать учебу.

Минус еще и в том, что на работу предпочитают брать бакалавров - для офисной работы больше и не нужно. Человек должен уметь работать с информацией, обрабатывать документы, работать в коллективе. Словом быть грамотным и исполнительным сотрудником компании. И особых занятий научной деятельностью здесь не требуется. Именно поэтому большинство студентов предпочитают потратить 4 курса на получение базовых знаний, некоторого практического опыта и потом всерьез заняться карьерой.

От поступления в магистратуру удерживает еще несколько моментов:

  • Необходимость заново сдавать экзамены при поступлении. Даже в своем родном университете вы снова оказываетесь на правах абитуриента и в одном ряду с поступающими из других вузов.
  • На бесплатное обучение в магистратуру поступить еще тяжелее, чем при освоении первой ступени. Испытание проходит примерно одна треть из подавших заявление. Но для страстно желающих поступить есть платное обучение.
  • Можно считать фактом то, что стартовая зарплата магистров больше, чем у бакалавров. Особенно это подтверждают зарубежные исследования (например, в США и Канаде). Подробнее можно посмотреть в другом материале: статистика зарплат магистров и бакалавров .

Плюсы и минусы двухуровневой подготовки

Новая система ступеней вузовского обучения еще не укоренилась на просторах бывшего СССР и вызывает много трудностей в понимании. Для кадровиков иногда порой трудно определить степень подготовленности новоиспеченного специалиста. Тем более, что и те, и другие при заполнении анкеты пишут «высшее образование». Старшее поколение воспринимает выпускника первой ступени скорее как «недоучку». Кроме того, есть области, где диплом бакалавра явно не выигрышный момент: юриспруденция, экономика, высокие технологии. Первая ступень иногда приравнивается к техникуму (по мнению кадровиков старой закалки).

Но есть и плюсы. Крупные компании быстрее возьмут на работу выпускника первой ступени. Особенно те структуры, которые имеют собственную систему подготовки кадров. Ведь легче научить, чем переучивать. А доучить человека, который освоил практику обучения в вузе намного легче - тренировка в течение 4 лет дает навыки готовности к обучению.

Да и нацеленность на практику у него больше, чем у магистра. Ведь за время продолжения учебы в магистратуре создается ориентировка больше на научно-теоретическую деятельность, чем на практическую.

Если же студент мечтает заниматься научной деятельностью, продвигать научно-технический прогресс в лабораториях или в последствии учить студентов - без диплома магистра ему не обойтись.

Но перед поступлением для продолжения обучения, нужно узнать, если ли у вашего вуза лицензия на выпуск магистров и срок ее действия. Нежелательно, чтобы лицензия заканчивалась в год вашего окончания магистратуры. В жизни все бывает…

Многие современные выпускники вузов задумываются над вопросом о том, нужна ли магистратура после бакалавриата? Действительно, это вопрос серьезный, ведь перед молодым человеком стоит выбор: продолжать ему свое обучение уже на другой ступени высшего образования или искать работу.

Постараемся ответить на этот вопрос.

Что такое магистратура?

Прежде чем решить проблему, нужна ли магистратура после бакалавриата, нужно разобраться, что она собой представляет.

Данный вид обучения возник в нашей стране относительно недавно. Он появился после того, как Россия приняла на вооружение двухступенчатую систему высшего образования, давно уже существующую в западном мире. В данной системе высшее образование разделяется как бы на два звена: бакалавриат, предполагающий практическое обучение профессиональным умениям и навыкам, и магистратура, которая является более высокой ступенью освоения профессионального мастерства.

Завершается обучение в магистратуре защитой магистерской диссертации и получением первой

Вторая ступень высшего образования

Казалось бы, при таком подходе решить проблему, нужна ли магистратура после бакалавриата, очень просто. «Конечно, она нужна», - подумает любой выпускник школы или его родитель.

Однако в этом нововведении очень много подводных камней, которые мы рассмотрим чуть ниже.

Магистратура как нововведение последних лет

Так уж сложилось, что значение магистратуры для западной системы высшего образования гораздо значительнее, чем для нашей.

Произошло это потому, что в России всегда существовала иная система высшего образования, которая предполагала следующие его ступени: начальное, и высшее. Также существовала возможность получения ученых степеней: кандидата и доктора наук.

На современном этапе в Российской Федерации сохранились две эти системы, из-за этого высшее образование как бы разделилось на две половинки: При этом получается, что обычный специалист, который провел в стенах вуза ровно 5 лет, равен магистру, который написал целую диссертацию.

Поэтому до сих пор специалисты не могут однозначно дать ответ на вопрос о том, нужна ли магистратура после бакалавриата в России? Она и нужна, ведь выпускник вуза имеет уже не один, а два диплома о высшем образовании, однако работодатели особо не обращают свое внимание на то, какое высшее образование есть у их работника: бакалавриат или магистратура.

Какие перспективы открыты выпускнику?

В первую очередь, выпускники школы задаются вопросом о том, что принесет им такое двухступенчатое обучение в вузе.

Поэтому они уже сразу решают для себя, нужно ли идти в магистратуру после бакалавриата, или нет.

Рассмотрим эти перспективы более подробно.

Теоретически магистратура дает возможность претендовать на более высокий образовательный статус. Поэтому человек, имеющий диплом магистра, может искать себе более престижную работу.

Однако, как показывает практика, работодателей часто интересует просто высшее образование и специальность, указанная в дипломе. Ему в целом неважно, кто придет к нему: специалист, бакалавр или магистр.

При этом магистратура дает возможность видоизменить свой профессиональный путь. Допустим, молодой человек закончил бакалавриат по специальности «менеджмент». Но в магистратуру он поступает по специальности «журналистика». Сдав дополнительный экзамен, он может за 2 года как бы получить второе высшее образование и работать потом по той специальности, которую выберет сам.

Еще одна перспектива, которая привлекает молодых людей, которые задумываются над тем, нужна ли магистратура после бакалавриата, заключается в возможности заниматься преподавательской деятельностью. Но об этом чуть подробнее в следующем параграфе.

Магистратура ради преподавания

На Западе данная ступень высшего образования является гарантией того, что выпускник станет работать в учреждении образования: колледже или вузе. Он также может занять должность младшего научного сотрудника.

У нас же такая перспектива существует, скорее, теоретически, чем практически.

Это связано с тем, что в России сейчас можно получить три ученых степени: магистра, и доктора наук.

В вузах работают в основном кандидаты и доктора наук, доктора ценятся больше, но их по количеству меньше. Есть небольшой процент преподавателей, которые имеют либо полное высшее образование по принципу специалитета, либо диплом магистратуры.

Однако таких преподавателей очень мало (около 8 % от общего числа педагогического состава) и положение их в вузах самое незавидное: у них больше всего нагрузки и самая маленькая зарплата.

Поэтому в нашей стране, чтобы преподавать в вузе и не бояться возможного сокращения, нужно иметь ученую степень не магистра, а кандидата наук.

А для этого нужно и пройти трудную процедуру защиты кандидатской диссертации. Требования к ней более жесткие, чем к магистерской работе.

Особенности современной магистратуры

Сразу отметим, что учиться - это всегда полезное дело, но обучение должно идти на пользу человеку, а не во вред его здоровью или материальному положению.

Поэтому, прежде чем решить для себя, нужно ли идти в магистратуру после бакалавриата, молодой человек должен соотнести свои желания со своими возможностями.

Если он любит учиться, занимается в вузе с удовольствием и готов потратить еще два года своей жизни, чтобы получить новые знания, освоить новые навыки, то его выбор - это магистратура.

Если он еле-еле дотянул 4 года обучения в бакалавриате, на занятия ходил через раз и мечтал не о знаниях, а о дипломе как о документе об образовании, то ему, безусловно, не стоит оставаться в вузе еще на 2 года с туманными перспективами для своей будущей профессиональной деятельности.

Как мы уже отмечали выше, магистратура в современных условиях - это нечто вроде маленького плюсика в биографии. А если точнее - это свидетельство того, что человек старательно «грыз гранит науки» ради своего будущего успеха. Он рационально выбрал для себя еще одно профессиональное попроще или усовершенствовал свои знания на старом поприще, он трудился денно и нощно. Однако магистратура не дает никаких гарантий будущего престижного трудоустройства.

Например, зададимся вопросом о том, нужна ли магистратура после бакалавриата экономисту

Возможно, еще один диплом о высшем образовании ему пригодится. Однако очевидно, что молодой человек, который закончил бакалавриат и поступил на конкретную должность экономиста на небольшом предприятии по прошествии двух лет приобретет больший теоретический и практический опыт, чем тот, кто поступил в очную магистратуру и еще 2 года провел в стенах вуза.

Формы обучения

Отметим тот факт, что в магистратуре такие же, как и на бакалавриате.

Есть возможность очного, длится два с половиной года, очное - два года. В дипломе об образовании форма обучения пока не указывается, хотя в скором времени Министерство образования предполагает указывать такую форму.

Всем, кто решает, нужно ли заканчивать магистратуру после бакалавриата, и при этом планирует работать и учиться, следует знать, что количество аудиторных занятий в магистратуре велико. Часто вузы из-за нехватки аудиторий переносят занятия магистрантов аж на 3-ю смену, которая начинается около 5 часов вечера и заканчивается поздним вечером.

Формы контроля такие же, как и на бакалавриате: учет текущей успеваемости, зачеты, экзамены, для студентов заочного обучения - контрольные работы и т. д.

Количество бюджетных мест для магистрантов

Также молодым людям, мечтающим о продолжении своего образования, следует знать о такой тенденции последний лет, как сокращение числа бюджетных мест в вузах для магистрантов. Обычно число таких мест равно четверти от выпускающихся бакалавров.

Если же абитуриент не поступает на бюджетное место, то ему или его родителям придется оплачивать обучение из собственного кармана. При этом цены на обучение в магистратуре гораздо выше, чем на бакалавриате.

Отчасти из-за этого поток желающих обучаться не так уж велик. Получается, что многие молодые люди на вопрос, нужно ли поступать в магистратуру после бакалавриата, отвечают для себя отрицательно.

Это, конечно, не говорит о том, что от обучения на этой ступени высшего образования следует вообще отказаться. Однако необходимо очень внимательно оценить и свои силы, и свои возможности.

Как же поступить?

В целом любому молодому человеку, который пытается решить для себя такой серьезный вопрос, как "Нужно ли учиться в магистратуре после бакалавриата?", можно посоветовать следующее.

Во-первых, взвесить все плюсы и минусы своего возможного обучения. Подумать о том, есть ли у его семьи или него самого материальная возможность получить такое образование. Ведь, по сути дела, работать в течение этих 2 лет будет очень сложно. Сможет ли такой студент обеспечить себя материально? Сможет ли он найти средства для своего содержания?

Во-вторых, подумать о том, есть ли бюджетные места на такую ступень обучения или придется разыскивать собственные денежные ресурсы?

В-третьих, есть ли возможность поступить в магистратуру по новой специальности? Например, зададимся вопросом о том, нужна ли магистратура юристу после бакалавриата? Возможно, нужна, если юрист поступает в магистратуру по новой специальности, осваивая специализацию криминалиста или политолога.

Можно ли бросить магистратуру?

Такой вопрос также очень часто задают. Действительно, число отчисленных по собственному желанию студентов из магистратуры в 2 раза больше, чем с программ бакалавриата.

Связано это с тем, что молодые люди, поняв, что, попав в магистратуру, они продолжают оставаться в статусе «студента», решают отказаться от надоевшей им роли и уйти в профессиональную деятельность. Благо диплом о высшем образовании на ступени бакалавриата у них уже есть.

Например, нужна ли магистратура после бакалавриата программисту, молодому человеку, который и так уже является востребованным специалистом на современном рынке труда? Нужно ли ему еще 2 года учиться, когда он может уже работать?

Безусловно, каждый молодой программист должен ответить на этот вопрос самостоятельно.

Есть ли альтернатива такому обучению?

Следует отметить, что альтернатива такому обучению на сегодняшний день существует. Это так называемая профессиональная переподготовка, позволяющая заниматься новым видом деятельности.

Суть такого обучения, представленного в программах большинства крупных и малых вузов нашей страны, сводится к тому, что человек, желающий получить право заниматься новым видом деятельности, поступает на такую программу и через некоторое время получает диплом.

Обучение носит индивидуальный и групповой характер, однако учебных часов здесь меньше, поэтому и аудиторных занятий тоже мало.

И последний вопрос: нужна ли магистратура после бакалавриата бухгалтеру?

После всего сказанного нами выше найти ответ на этот вопрос несложно. Да, магистратура может пригодиться и бухгалтеру, однако ему нужно еще постараться найти такой вид обучения. В нашей стране бухгалтером сможет стать даже человек без высшего образования, просто закончивший бухгалтерские курсы. Есть бухгалтерское дело в рамках бакалавриата, а вот магистратуру с такой специализацией вообще очень сложно найти.

Так что не по всем специальностям в нашей стране есть данное направление высшего образования.

Таким образом, в этой небольшой статье мы рассмотрели вопрос о том, что такое современная магистратура в России. Безусловно, у этого направления образования есть определенные перспективы, однако пока еще данная система испытывает трудности, связанные с особенностями ее внедрения в образовательную практику нашего государства.

После окончания вуза прошло время, жизнь увела меня с рельс биологии, и ни на одном сайте поиска работы я не видела: «Требуется биолог». Что ж, необходимо было перестраиваться на новый лад и стать привлекательной для работодателя. Понятно, что нужно специализироваться, может быть, менять профессиональный профиль. Но что выбрать: второе образование, курсы или магистратуру?

Википедия гласит: «Магистратура - более высокий уровень высшего образования, который приобретается за 2 дополнительных года после окончания бакалавриата, предполагает более глубокое освоение теоретических аспектов направления подготовки и ориентирует студента на научно-исследовательскую деятельность по определенному направлению. По окончании данной программы выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени «магистр».

Можно добавить, что диплом специалиста прошлых лет также подойдет для старта в магистратуре.

Два уровня и три ступени образования

Закон о введении в России двухуровневой системы высшего образования был подписан 24 октября 2007 года Президентом РФ Владимиром Путиным. Но заработала двухуровневая система высшего образования только с 1 сентября 2009 года.

В 1996 году бакалавриат и магистратура уже закреплялись как уровни подготовки, однако тогда они рассматривались как две ступени единого процесса получения высшего образования, альтернативного традиционному. Сейчас же их предлагается разделить и обеспечить собственным государственным образовательным стандартом и итоговой аттестацией. Таким образом, появляются два независимых уровня высшего профессионального образования, разделенных специальными вступительными экзаменами.

Согласно ст. 6 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования:

  1. Высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр»;
  2. Высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «дипломированный специалист»;
  3. Высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «магистр».

Срок освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования для получения квалификации (степени) «магистр»: не менее шести лет.

Что дает магистратура

Анализируя мнения будущих и реальных магистрантов, можно составить себе объемную картину.

  • «Магистратура дает возможность лучше реализоваться в работе, потому что повышается твоя стоимость для работодателя. После ее окончания ты становишься специалистом международного уровня», - говорят одни.
  • «Обучение в магистратуре опирается на значительную самостоятельную работу студента, электронные библиотеки всего мира к вашим услугам, хотя необходимые лекции, как неотъемлемый атрибут учебы в университете, никто не отменял», - поясняют другие.
  • «Магистратура предполагает активную индивидуальную работу преподавателя с магистрантом, что позволяет разработать индивидуальный план освоения программ со свойственной только тебе скоростью и интенсивностью», - отмечают третьи.

Напрашивается вывод: магистратура - это обучение не только новому, но и на новом методическом уровне. Успех ее пропорционален собственной мотивации, количеству усилий и природных данных самого обучающегося.

Не на кого больше кивать, что из тебя вышел «волшебник-недоучка», как никогда ты сам творец своего профессионального совершенства.

Межвузовский аспект магистратуры

Учатся ли в магистратуре выпускники других вузов? Других городов? Других стран? Других лет? Ответы на эти вопросы вдохновляют.

Нередко бакалавры с техническим образованием идут в магистратуру на гуманитарные программы другого вуза.

Александр Редькин, математик, студент 1-го курса магистратуры, программа «Менеджмент СМИ», выпускник факультета компьютерных технологий СПбГЭТУ - ЛЭТИ им. Ульянова (Ленина):

«На прежнем месте учебы я изучал автоматизированные системы обработки информации и управления, а точнее, направление «Защита информации». Хотелось исследовать и гуманитарные вопросы информации. Так оказался в магистратуре факультета журналистики СПбГУ. Трудно ли было поступить? На программу было шесть бюджетных мест, а поступало восемь человек. Таких как я, представителей других профессий, оказалось несколько человек. Пришлось приложить немало терпения, труда и старания, чтобы подготовиться по программе конкурсных испытаний. Пригодилась и закалка учебы в техническом вузе.

Бутылочное горлышко эволюции

Мест на магистерские программы в два-три раза меньше, чем набор на бакалавриат. Поэтому и конкуренция пожестче, и экзамены - настоящие. ЕГЭ не обойдешься, а будешь лично отвечать перед приемной комиссией, которая делает выводы о соответствии претендента будущей степени «магистр», оценивает уровень базовых знаний и умение держаться и подавать себя незнакомой и квалифицированной аудитории. Ведь магистратура в нашей стране - это «цвет науки», представительский корпус России за рубежом. Магистры - «штучный» товар, подготовка которого часто осуществляется по индивидуальному плану.

Сколько стоит степень магистра?

Поступление в магистратуру в нашей стране не только конкурсное, но и платное. Стоимость обучения зависит от рейтинга выбранного вуза, в вузах глубинки (например, в Иркутске или Чите) не отличается от среднего платного обучения: 25-30 тыс./семестр, в то время как в престижных вузах Москвы обучение в магистратуре стоит 100-200 тысячя

Магистратура за рубежом

Поиск в Интернете быстро вывел меня на отечественные сайты, где форумы переполнены запросами бакалавров о бесплатной магистратуре за границей. В некоторых странах Европы (Германия, Швеция, Франция) высшее образование бесплатное, и магистратура, естественно, тоже. Только вот ценз для поступления туда очень высок.

В первую очередь, это уровень знания языка. Хоть и афишируется, что существует начальный этап подготовки для такой магистратуры, в том числе языковой, коллегам из европейских университетов проще взять своих бакалавров, чем переучивать русских. Даже закончив престижный инженерный вуз в Петербурге, вряд ли вы понимаете высшую математику на французском языке. Важно знание именно нативного (родного) языка: французского, немецкого, шведского... Английский язык, сколь угодно высокого уровня, вас не спасет.

Но если в вашем арсенале такой язык имеется, стоимость обучения составит «обычный студенческий взнос» - 500 евро, который распределяется на оплату библиотеки, Интернета и прочего. Проживание, питание, учебники и компьютерные программы в этот взнос не входят.

Правда, есть другой путь - академический. Можно найти подходящий грант, отечественный или зарубежный, и поучаствовать в конкурсе грантов. Выигрыш в этом «забеге» сулит почти бесплатное обучение в магистратуре заграничного вуза. Останется собрать денег на проживание. В первый год магистратуры нечего и думать о подработках, программа такая сложная для неадаптированного бакалавра, что не многие дотягивают до второго курса. Но пытаться стоит, тем более заполнение анкет и грантов можно выполнять без отрыва от основной работы, заодно, подтянуть иностранный язык, добавив ему академического лоска.

Елена Загальская