Все о тюнинге авто

Что делать туристам вим авиа. Выживет ли "вим-авиа" и что делать с купленными билетами. У меня только билет на чартерный рейс «вим-авиа», я самостоятельный путешественник, как быть мне

«ВИМ-Авиа» оказалась на грани банкротства. Крупная российская авиакомпания с начала года задержала около 12% своих рейсов. Причем массовые и длительные задержки вылета рейсов начались еще летом, но перевозчик объяснял это «поздним прибытием» самолетов с техобслуживания. Нарушения достигли такого масштаба, что в дело вмешались Минтранс, Росавиация, Генеральная прокуратура и Следственный комитет. Последний возбудил уголовное дело по статье «Мошенничество».

По данным Ассоциации туроператоров РФ, от приостановки чартерных программ «ВИМ-Авиа» могут пострадать до 100 тыс. туристов, включая тех, кто ждет бортов для возвращения домой..

Что происходит с «ВИМ-Авиа»

Задержки рейсов компании «ВИМ-Авиа» начались еще летом, но они не были столь масштабными. Массовые переносы вылетов начались 22 сентября . Уже 23-го ситуация усугубилась: из Домодедово вовремя вылететь не смогли более десятка рейсов. Пресс-служба «ВИМ-Авиа» объяснила проблему традиционным сезонным фактором.

Из сообщения пресс-службы «ВИМ-Авиа»:

Однако в Росавиации заявили, что длительные задержки рейсов авиакомпании из аэропорта Домодедово связаны с ее «неурегулированной» задолженностью перед топливозаправочными организациями. В Минтрансе также заявили, что ситуация не совсем штатная.

Вечером 23 сентября по поручению главы СКР Александра Бастрыкина началась доследственная проверка по факту нарушения прав пассажиров. 24 сентября газета «Ведомости» сообщила, что авиакомпания обратилась в правительство за господдержкой, а пока помощь перевозчику окажет правительство Татарстана. Однако представитель президента Республики Татарстан заявил РБК, что помогать перевозчику не планируется.

По данным «Ведомостей», аэропорт Домодедово отказался обслуживать компанию в долг (500 млн руб.), что стало причиной задержки и отмены рейсов.

25 сентября стало известно, что Генпрокуратура России вынесла представление руководителю Росавиации Александру Нерадько в связи с задержками рейсов «ВИМ-Авиа» и с задержкой зарплат сотрудникам авиакомпании.

Вечером 25 сентября Следственный комитет России заявил о возбуждении уголовного дела по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере») по факту хищения денежных средств пассажиров должностными лицами авиакомпании «ВИМ-Авиа».

Пресс-служба Следственного комитета России:

С вечера 25 сентября «ВИМ-Авиа» полностью прекратила полеты чартерных рейсов . На своей странице «ВКонтакте» авиакомпания опубликовала сообщение, что «не может осуществлять полеты без дополнительного финансирования» и планирует «введение внешнего антикризисного управления». На официальном сайте «ВИМ-Авиа» такого сообщения нет.

Из сообщения авиакомпании «ВИМ-Авиа»:

Масштабы бедствия

Компания «ВИМ-Авиа», согласно данным Росавиации, по итогам первого полугодия 2017 г. занимала десятое место по пассажиропотоку . Основу деятельности авиакомпании, базирующейся в Домодедово, составляют регулярные и чартерные пассажирские перевозки из Москвы и региональных аэропортов. В 2016 году авиакомпания перевезла 2 млн пассажиров.

По данным Генеральной прокуратуры, в январе - августе 2017 г. «ВИМ-Авиа» задержала порядка 1020 рейсов более чем на два часа, еще 209 рейсов - более чем на шесть часов.

В Российском союзе туриндустрии заявили, что сейчас с курортов необходимо вывезти от 50 тыс. до 100 тыс. пассажиров «ВИМ-Авиа» , всего же авиакомпания имеет обязательства перед более чем 190 тыс. пассажиров. Однако выполнить их довольно проблематично.

Ирина Тюрина, пресс-секретарь РСТ:

Сейчас нет свободных бортов на рынке, вернее, их очень мало. Если бы они дотянули до конца сентября, борта можно было бы поискать. Туроператоры сейчас в этой ситуации должны будут экстренно решать, что делать с туристами. Главное - туристов вывезти, потому что тур туда можно аннулировать, но, конечно, туроператоры будут вынуждены возвращать деньги.

В АТОР утверждают, что оплата всех перелетов может стоить не менее 10 млн долларов.

Ростуризм сегодня создал оперативный штаб в связи с прекращением авиакомпанией «ВИМ-Авиа» выполнения программ чартерных перелетов. Сейчас агентство совместно с туроператорами составляет список туристов, которым требуется помощь в возвращении домой.

Решение о судьбе самой авиакомпании будет принято до конца недели, пишет RNS со ссылкой на Росавиацию. Сейчас ведомство рассматривает несколько вариантов, в числе которых введение антикризисного управления и отстранение руководства от контроля за экономической деятельностью. Продолжается работа с кредиторами «ВИМ-Авиа».

Что делать туристам

Как рассказал сайт глава Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев, от проблем с «ВИМ-Авиа» пострадает не очень большое количество туристов. В основном это те, кто должен был вылетать в отпуск из Москвы, а не из Екатеринбурга, либо самостоятельные туристы.

Михаил Мальцев, глава Уральской ассоциации туризма:

Дело в том, что первый инцидент с авиакомпанией произошел еще в июне. У нас было два крупных туроператора, которые перевозили клиентов «ВИМ-Авиа». Они оказались достаточно дальновидными либо так сложились обстоятельства, что всю остальную программу эти туроператоры осуществляли на других авиакомпаниях. В данной ситуации наши уральцы могут пострадать лишь в случае, если они вылетали через московский авиаузел.

По словам Мальцева, ситуация с «ВИМ-Авиа» - это классический случай, когда включается в работу Ассоциация туроператоров «Турпомощь».

Михаил Мальцев:

По словам исполнительного директора УАТ, если вы купили турпакет, то поводов для беспокойства нет : это забота туроператора - найти вам нового перевозчика. «Те, кто приобретал турпакеты, полностью защищены. С этой проблемой туроператоры справятся, - уверяет Мальцев. - Если же вы взяли былет как обычный турист, неорганизованный, то вашу судьбу будут решать в зависимости от того, как будет складываться судьба авиакомпании».

Несмотря на уверения, что все будет хорошо, сотни туристов не могут вовремя вылететь за рубеж и вернуться обратно.

Инструкция, что делать, если ваш рейс задерживается

Во-первых, вы можете отказаться от полета и получить свои деньги обратно . Даже если ваш билет был невозвратным. В случае задержки по вине авиакомпании отказ от полета считается вынужденным, поэтому перевозчик обязан вернуть деньги.

Во-вторых, вы можете претендовать на компенсацию морального вреда и возмещение убытков . Клиент авиакомпании может подать перевозчику претензию по поводу возмещения понесенных из-за задержки рейса убытков (например, если человек опоздал на поезд и у него сорвались экскурсии, которые были оплачены заранее). К претензии нужно приложить копии документов, которые подтверждают, какие понесены убытки. Предъявить ее можно в аэропорту как пункта отправления, так и пункта назначения. Если речь идет о задержке внутренних перевозок, претензию можно подать в течение полугода со дня задержки рейса.

В-третьих, с авиакомпании можно взыскать штраф . Если причиной стал не форс-мажор, то перевозчик обязан оплатить вам 25% МРОТ (при МРОТ 8862 руб. - это 2215 руб.) за каждый час просрочки, но не более 50% от стоимости билета.

В-четвертых, в случае задержки рейса авиакомпания обязана предоставить комнату матери и ребенка пассажиру с дошкольником (до семи лет). И позаботиться о вашем багаже : организовать его хранение в соответствующих камерах. Если ваш вылет откладывается более чем на два часа, вам должны предоставить возможность дважды позвонить или отправить два электронных письма. Также авиакомпания должна обеспечить пассажира прохладительными напитками.

В-пятых, при задержке рейса на четыре часа вы можете рассчитывать на обед или ужин . Затем горячим питанием вас обеспечивают каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь часов - в ночное. При задержке рейса на шесть часов ночью и восемь часов днем вы имеете право на гостиницу . Доставить вас к отелю и обратно также должны представители авиакомпании.

Помните, что для получения всех этих «бесплатных благ» вы должны сами обратиться к представителям авиакомпании. Подойдите к стойке регистрации и получите справку с указанием времени задержки рейса или поставьте на билет специальный штамп. Этим вы документально подтвердите факт задержки. И главное: собирайте чеки на все эти услуги.

После этого пишите заявление в авиакомпанию с просьбой возместить все расходы. К заявлению необходимо приложить все чеки, справку о задержке рейса и билет. Будьте готовы к тому, что отстаивать свои права придется в суде. Правда, если учесть, что финансовое положение «ВИМ-Авиа» «достаточно плачевно», получить возмещение будет трудно, даже если пассажир выиграет суд.

В авиакомпании сообщили о сокращении чартерной программы рейсов до 15 июня. Как поступить туристам, которые бронировали билеты на эти даты?

«ВИМ-Авиа» до 15 июня сокращает чартеры. Авиакомпания приняла такое решение, чтобы минимизировать веерные задержки рейсов из-за позднего прибытия трех воздушных судов с планового ремонта, говорится в сообщении перевозчика.

Проблема с вылетами у «ВИМ-Авиа» началась в конце мая, причем сложности возникли как у чартерных рейсов, так и у регулярных: какие-то отменялись, какие-то задерживались на несколько часов. 1 июня самолет, который должен был вылететь из Уфы в Сочи, был задержан на 15 часов. Вылеты отложены также в Магадане. Власти области пообещали разорвать отношения с авиакомпанией, если ситуация повторится.

В четверг руководство «ВИМ-Авиа» вызвали в Росавиацию. После беседы в ведомстве заявили, что перевозчику понадобятся еще несколько суток, чтобы полностью войти в расписание. О возможных последствиях для авиакомпании рассуждает руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев:

Олег Пантелеев руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» «С учетом достаточно напряженного графика полетов, который был сформирован перевозчиком, несвоевременный приход после технического обслуживания трех широкофюзеляжных бортов не мог не сказаться достаточно драматическим образом на целостности программы полетов. Говорить о том, что двухнедельный перерыв приведет авиакомпанию к краху, не приходится, по крайней мере объем недополученной выручки не выглядит на фоне годовой выручки компании невосполнимой потерей. С другой стороны, если подобные прецеденты будут повторяться, то возможные риски для перевозчика увеличатся и со стороны заказчиков туристических чартерных программ, и со стороны авиационных властей, которые, мягко говоря, не в восторге от ситуации, если какой-нибудь из перевозчиков допускает длительные задержки рейсов. Мы видим, что в предыдущие годы Росавиация достаточно жестко реагировала на подобные прецеденты, если люди застревали в аэропортах на сутки и подобного рода сбои продолжались длительное время».

Причиной проблем с рейсами стали не только запоздавшие с ремонта самолеты. В конце мая сообщалось, что у «ВИМ-Авиа» не хватает экипажей: у многих пилотов к 20 мая закончилась санитарная норма, и они не могли летать до наступления следующего месяца.

Впрочем, в прошлом году авиакомпания тоже испытывала проблемы, и Росавиация даже предупреждала ее о возможности ограничить сертификат эксплуатанта из-за массовых задержек рейсов. Глава туристической компании «Гауди-тур» Евгений Потапов говорит, что с этим перевозчиком не сотрудничает:

Евгений Потапов глава туристической компании «Гауди-тур» «В прошлом году один из туроператоров имел блоки на «ВИМ-Авиа», и практически каждый рейс был либо с задержкой, либо с отменой. Был скандал, все лето барахлило. Поэтому в этом сезоне, хоть они обещали, что пришли новые самолеты, пополнился парк, но, как видите, то же самое. Я немножко попал с регулярным рейсом. У туристки был рейс в Сочи, и они за сутки позвонили, сказали, что он отменен. Компенсировали полную стоимость, тем не менее такой прецедент был».

Минтранс будет повышать уровни компенсаций пассажирам за задержки рейсов, чтобы повысить ответственность авиакомпаний в подобных ситуациях, сообщил РИА Новости глава министерства Максим Соколов.

На рейсах «ВИМ-Авиа» этим летом чартеры организовали такие крупные туроператоры, как Anex Tour, «НТК Интурист», Coral Travel, Mouzenidis Travel, TUI и другие, заявила «Интерфаксу» пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. Сейчас проблема перевозчика ляжет на их плечи, сказал Business FM советник руководителя Федерального агентства по туризму Дмитрий Горин:

вице-президент Ассоциации туроператоров России, советник руководителя Федерального агентства по туризму «Сейчас основную нагрузку по разрешению ситуации операторы взяли на себя. Увы, свободных самолетов нет, и, конечно, будет крайне сложно в течение двух недель найти замену этим рейсам, которые отменяет «ВИМ-Авиа». Сейчас Росавиация содействует туристическим компаниям в поиске возможных альтернатив, но с учетом начала высокого туристического сезона в этом году спрос на туристические поездки вырос на 20-30%, увы, это не так легко сделать. Сейчас, наверное, будут определенные изменения времени вылета рейсов, названия авиакомпаний, поэтому туристам, у которых ранее были оформлены билеты на «ВИМ-Авиа» мы рекомендуем отслеживать актуальную информацию через туристические компании. Туристы, которые сейчас уже находятся на курортах, будут перевезены авиакомпанией. По крайней мере так сообщается официальная позиция «ВИМ-Авиа». А туристы, которые еще не вылетали, сейчас будут перебронированы на рейсы других авиакомпаний или получат возврат в случае невозможности выполнения перевозки».

Как сказал глава Минтранса в кулуарах Петербургского экономического форума, ведомство контролирует ситуацию с задержками рейсов «ВИМ-Авиа» и отзыв сертификата эксплуатанта у авиакомпании на данный момент не планируется.

Невероятная ситуация с массовой отменой рейсов ВИМ Авиа привела к тому, что многие пассажиры вынуждены что-то делать с купленными билетами, чтобы не оказаться в ситуации тех десятков тысяч людей, которые застряли в нескольких курортных аэропортах. Если у вас на руках авиабилет ВИМ Авиа, что с ним делать и как оформить возврат, читайте в статье.

Что делать с билетами ВИМ Авиа

Во-первых, сдавать билеты не обязательно. Обязательства по выполнению авиарейсов ВИМ Авиа взяли на себя авиакомпании Уральские авиалинии, Нордстар, Ред Вингс, Северный ветер, Якутия, Икар и I Fly.

Из бюджета РФ в целях разрешения сложившейся ситуации было выделено 200 млн. рублей. Эти деньги будут направлены на погашение расходов вышеперечисленных компаний, которые перевезут пассажиров ВИМ Авиа регулярными и чартерными рейсами.

Кроме того, было принято выделить внебюджетные средства на погашение задолженности ВИМ Авиа перед аэропортами, а также на оплату топлива. Такие меры были приняты, чтобы обеспечить выполнение чартерных рейсов авиакомпании из-за рубежа в Россию. Причем, контролировать расходование средств будут внешние управленцы.

Пассажиры ВИМ Авиа вывозятся в Россию также за счет туроператоров, которые вынуждены привлекать к сотрудничеству борта других чартерных авиакомпаний. Интересно, что свою помощь предложил и греческий перевозчик Ellin Air, который выразил готовность вывезти пассажиров ВИМ Авиа, причем, за собственный счет.

Следить за актуальным графиком выполнения рейсов ВИМ Авиа и новостями можно на официальном сайте Росавиации — favt.ru (раздел «Новости») или на официальном сайте аэропорта Внуково — vnukovo.ru (куда по договоренности были переведены рейсы из Домодедово).

Последние новости ВИМ Авиа

В настоящее время, по заверению представителей Росавиации, больших скоплений пассажиров ВИМ Авиа уже нет. Постепенно все пассажиры авиакомпании вывозятся в Россию как на рейсах самой ВИМ Авиа, так и рейсами авиакомпаний, которые взяли на себя соответствующие обязательства.

Кроме того, не спят и туроператоры. Практически все пассажиры, чьи путевки на октябрь были «завязаны» на рейсы ВИМ Авиа, уже переоформлены на авиарейсы других перевозчиков.

С 1 октября ВИМ Авиа отменила регулярные рейсы в Симферополь и Сочи. До 15 октября планируется выполнять регулярные рейсы в города Дальнего Востока, затем будут отменены и они.

Возврат электронных авиабилетов ВИМ Авиа

Оформить возврат авиабилета можно только там, где он был куплен. То есть, обращаться нужно именно в то агентство, где вы бронировали перелет. Если вы делали это в авиакассе, идти нужно именно туда и обязательно иметь при себе паспорт.

Есть билет был оформлен на официальном сайте авиакомпании ВИМ Авиа, запрос на возврат нужно отправлять на [email protected]. В запросе обязательно укажите ФИО, номер рейса, номер электронного авиабилета, время и дату вылета, номер бронирования и контактный номер телефона. После обработки вашего заявления, вам будет выслан расчет по сумме возврата за вычетом штрафов или сборов. Вам нужно будет согласиться с расчетом, далее, возврат будет завершен и вы получите соответствующую справку. Если билет был оплачен банковской картой, после оформления возврата деньги поступят на ваш счет в течение 30 рабочих дней.

Справку нужно будет распечатать, она понадобиться вам для возврата денежных средств. Если билет был оплачен через Евросеть, нужно будет обратиться в ближайший салон с этой справкой, паспортом и чеком об оплате билета. Деньги будут возвращены наличными.

Если билет был оплачен через терминал Qiwi, деньги вернутся на карту. Но для этого нужно будет написать дополнительное заявление и отправить его на контактный e-mail авиакомпании, указанный выше. Скачать бланк заявления можно на официальном сайте компании.

Обратите внимание, что при добровольном возврате (если рейс не был отменен официально), будут возвращены не все средства. Авиакомпания вычтет сбор за оформление возврата. Сумма сбора зависит от тарифа.

1000 руб. — при оформлении возврата больше, чем за сутки до даты вылета;

1000 руб. и 50% от суммы тарифа при возврате менее, чем за сутки до вылета;

2000 руб. и 50% от суммы тарифа при оформлении возврата после вылета.

Билеты по тарифу «Промо» являются невозвратными. Что это такое и в каких случаях можно вернуть деньги за невозвратный билет, .

В тех ситуациях, когда вы оформляете возврат на официально отмененный рейс, деньги будут возвращены в полном объеме. Независимо от тарифа, включая невозвратные билеты тарифа «Промо».

Прекращение чартерных перевозок авиакомпанией «ВИМ-Авиа» и угроза ее скорого банкротства оставили с билетами на руках и в ощущении . Около 45 тысяч из них (по данным АТОР) - туристы, находящиеся в зарубежных странах и уже практически не имеющие шансов вернуться домой самолетами этой авиакомпании.

Часть из них уже находится в аэропортах, в ожидании обещанных вылетов, а части еще только предстоит оказаться в аналогичном положении, по мере окончания отдыха и приближения времени отлета домой.

«Ридус», журналистам которого доводилось оказываться в аналогичной ситуации, в том числе с детьми на руках и абсолютно без денег, подготовил ряд советов и рекомендаций, способных помочь нынешним жертвам «ВИМ-Авиа», а также всем другим пассажирам, оказавшимся в схожем положении.

В подготовке рекомендаций нам помогали д иректор Национальной ассоциации по развитию туризма Карен Гончаров, директор ассоциации в сфере выездного туризма «Турпомощь» Александр Осауленко , а также представители туристических компаний.

В данной статье мы разберем все типовые ситуации и вопросы, с которыми уже столкнулись или неизбежно столкнутся в ближайшее время пассажиры «ВИМ-Авиа».

Я приехал в аэропорт, чтобы улететь с отдыха домой, где узнал, что мой авиаперевозчик «ВИМ-Авиа» задерживает рейс на неопределенное время, как мне быть?

По действующим правилам, в случае задержки рейса перевозчик обязан предоставить пассажирам воду и питание, а при необходимости и ночлег в гостинице.

К сожалению, в данной ситуации об этом можно забыть .

Представители „ВИМ-Авиа“ сейчас озабочены своей собственной судьбой гораздо больше, чем судьбой своих пассажиров, причем уже почти наверняка бывших, - поясняет Карен Гончаров. - Им бы самим от работодателя расчет получить.

Из этого можно сделать вывод, что обращаться за чем-либо к авиакомпании в сложившейся ситуации бессмысленно. Весьма вероятно, что «ВИМ-Авиа» ждет процедура банкротства, а это косвенно указывает на то, что ни денег на еду и гостиницы, ни самолетов для вывоза пассажиров в ее распоряжении уже нет.

Впрочем, это вовсе не повод для отчаяния. Необходимо обратиться к представителям туроператора, с которым турист заключал договор, так как возникшие обстоятельства являются проблемой не пассажира, а оператора, и решать, как вернуть домой своих клиентов, предстоит только ему.

Если человек покупал пакетный тур, то все обязательства авиакомпании „утоплены“ в договоре с туроператором, поясняет Карен Гончаров.

Действительно, инцидент с «ВИМ-Авиа» далеко не первый, и, как показывает практика, туроператорам, с привлечением посторонней помощи или без, всегда удавалось вернуть домой всех «застрявших» туристов.

Таким образом, клиентам операторов, в чьих турпакетах перевозчиком значится «ВИМ-Авиа», следует понимать, что домой они попадут в любом случае . Единственная проблема заключается в том, что ожидание «эвакуации» может затянуться на период от нескольких часов до нескольких суток .

Стоит ли покупать обратные билеты самому?

Однозначного ответа на этот вопрос нет, ибо он целиком и полностью зависит от конкретной ситуации конкретного человека. Если речь идет о пассажире, купившем не турпакет, а только авиабилеты, то для него покупка нового обратного билета будет единственным разумным выходом .

Покупать билеты самому придется и в том случае, если у пассажира нет времени ждать, пока оператор найдет возможность отправить его домой другим рейсом или другой авиакомпанией.

Если у вас есть деньги на покупку обратного билета прямо на месте и если вам требуется срочно вернуться домой и вы не можете себе позволить зависнуть в пункте отправления на несколько дней, покупайте новые билеты, - говорит Карен Гончаров. - Но вы должны отдавать себе отчет в том, что требовать возврата за них денег вам придется только через суд - потому что вашим договором с авиакомпанией или с туроператором такая возможность, скорее всего, не предусмотрена. И их представители будут доказывать в суде, что они были готовы вывезти вас, пусть с опозданием, и что это сугубо ваши проблемы, что вы оказались таким нетерпеливым.

Стоит ли продлевать время пребывания в отеле в ожидании «эвакуации»?

Это может быть вполне разумным решением, особенно если пассажиры летят с маленькими детьми. Однако здесь необходимо отдавать себе отчет, что отныне пребывание в отеле - не отдых, а экстренная необходимость , решаться на которую нужно только после появления полной ясности относительно того, когда конкретно состоится обратный рейс.

В противном случае пассажир рискует опоздать на борт, неожиданно «добытый» туроператором для своих клиентов. Совет в данной ситуации только один: будьте на постоянной связи со своим оператором .

Как быть, если обратный вылет рейсом «ВИМ-Авиа» предстоит еще только через несколько дней?

Ответ на вопрос такой же, как и в первом случае. Если вы уже в курсе, что у авиакомпании большие проблемы, следует как можно быстрее связаться со своим туроператором , который наверняка уже ищет способы вашей «эвакуации». Надеяться на то, что дела у авиаперевозчика неожиданно наладятся и все вернется на круги своя, бессмысленно. Шансы на такое решение минимальны.

Обращение к туроператору гарантирует, что вы по крайней мере не потеряетесь и не «выпадете из процесса» в общей неразберихе. Если оператор предлагает вам гарантированно вылететь другим рейсом раньше срока окончания отдыха, отказываться не имеет смысла. Следующее «окно возможностей» может открыться уже значительно позже этого срока.

Если вы покупали билет сами, без участия туроператора, заняться покупкой нового билета следует как можно раньше .

Можно ли вернуть обратный билет «ВИМ-Авиа» за деньги?

Однозначный ответ - нет.

Следует понимать, что вернуть имеющиеся билеты авиакомпании „по-хорошему“ уже не получится, даже если они приобретались по возвратному тарифу, - говорит Карен Гончаров. - Про невозвратные вообще лучше не говорить. Потребовать деньги обратно с „ВИМ-Авиа“ теперь можно исключительно через суд. Но и здесь надо ясно отдавать себе отчет в том, стоит ли игра свеч.
Ну сколько стоит авиабилет - пусть максимум евро 400. Но вы как клиент компании-банкрота по закону оказываетесь последним в очереди ее кредиторов. Перед вами компания обязана будет погасить долги перед работниками, акционерами, перед государством и т. д. До вас очередь может просто не дойти, хотя бы потому, что всего имущества „ВИМ-Авиа“ может не хватить, чтобы расплатиться с кредиторами даже первой очереди.

Что делать, если вылет на отдых рейсом «ВИМ-Авиа» только предстоит?

Если билет входит в состав турпакета, необходимо срочно обратиться к своему туроператору . В этом случае он обязан будет либо вернуть деньги за весь пакет, либо предложить альтернативный вариант доставки к месту отдыха.

В случае покупки билета у авиакомпании целесообразно подумать о приобретении нового у другого перевозчика . По имеющемуся проездному документу улететь уже вряд ли удастся.

О возможностях истребования компенсации от авиакомпании будет рассказано ниже.

Можно ли пассажирам «ВИМ-Авиа» рассчитывать на помощь со стороны ассоциации «Турпомощь»?

Скорее всего, нет.

К сожалению, у нас нет никаких специальных фондов на такие случаи, - пояснил „Ридусу“ директор ассоциации в сфере выездного туризма „Турпомощь“ Александр Осауленко. - Такой фонд есть у Росавиации. В этом году в этот фонд заложено 80 миллионов рублей. Мы же, согласно закону, можем тратить наши фонды только в случае банкротства туроператора. Авиакомпания же в данном случае - это третья сторона, согласно Гражданскому кодексу. По ГК же, в таких ситуациях обе стороны, то есть туроператор и турист, несут равную ответственность за риски, связанные с отношениями с третьей стороной. К сожалению, практически никто из людей, покупающих путевки, про эти тонкости не осведомлен, а туроператоры практически никогда своих клиентов в эти детали не посвящают.

Можно ли рассчитывать на компенсацию затрат, понесенных пассажирами в связи с ситуацией с «ВИМ-Авиа»?

Теоретически можно, но только через суд . Для этого необходимо собрать документальные свидетельства о всех понесенных расходах, будь то новые билеты, оплата гостиницы, приобретение еды и т. п. Иски могут быть поданы в отношении туроператора или авиакомпании (для тех, кто приобретал билеты сам).

Впрочем, вероятность их полного удовлетворения минимальна. Туроператор будет в суде настаивать на том, что сделал все возможное (скорее всего, он действительно это сделал) для того, чтобы решить проблемы своих клиентов в условиях форсмажорной ситуации. О возможности получения чего-либо с авиакомпании мы уже говорили выше.

В сухом остатке

Основных вариантов поведения в сложившейся ситуации два:

  • как можно быстрее обратиться к своему туроператору , если билеты «ВИМ-Авиа» приобретались в составе единого турпакета;
  • покупать новые обратные билеты самому (и как можно быстрее), если билеты были куплены непосредственно у перевозчика;

О том, что перспективы решения вопроса по первому сценарию сегодня достаточно благоприятны, «Ридусу» подтвердила представитель туристической компании TUI Russia & CIS Татьяна Круглова .

У нас примерно 500 человек сейчас находится в Турции и еще небольшое количество - в Италии, - пояснила она. - Причем у части из них окончание тура еще не завтра, поэтому мы в рабочем порядке подыскиваем им запасного перевозчика, если „ВИМ-Авиа“ не возобновит работу. А тех туристов, которые должны вылетать прямо сегодня, мы рассаживаем в самолеты других перевозчиков, где имеются свободные места.
Той же части наших клиентов, которые еще находятся в Москве, мы предлагаем на выбор три варианта. Либо перенести дату вылета с тем, чтобы мы могли поменять авиакомпанию, либо вылететь прямо сейчас в какое-то другое „пляжное“ место, которое обслуживают другие перевозчики, например на Кипр. Либо, если оба варианта человека не устраивают, мы готовы вернуть деньги за тур в полном объеме.

Все чартерные рейсы. Этому предшествовали массовые задержки рейсов, в результате которых тысячи туристов не смогли вылететь из аэропортов. Долги перевозчика оцениваются миллиардами рублей. У компании нет средств ни на компенсации для туристов, ни на замену отложенных рейсов..

С чего всё началось?

Первые трудности у компании начались еще в конце весны: 31 мая «ВИМ-Авиа» отменила сотни рейсов по всей стране. Спустя два дня были отложены чартерные рейсы в Турцию, Болгарию и ряд других популярных направлений. Только за неделю из-за срыва перевозок не смогли вылететь около 10 тыс. пассажиров. Большинство из них клиенты туроператоров «НТК Интурист», Coral Travel, ICS Travel Group и прочих.

Тогда же в Росавиации припугнули возможностью отмены чартерных рейсов в России, в случае если массовые задержки продолжатся. Позже эти сведения были опровергнуты. Часть обязательств «ВИМ-Авиа» по перевозке пассажиров взяли на себя турецкая Onur Air и болгарская Bulgaria Air.

«ВИМ-Авиа» устранила сбои в расписании полетов к середине июня. Впрочем, компания уже успела привлечь внимание правоохранительных органов. На перевозчика завели административное дело из-за задержки 173 рейсов за два месяца суммарно.

Почему задержки повторились?

Точечные сбои случались в расписании и летом. Но серьезно ситуация выстрелила 23 сентября. Тогда стало известно о многомиллиардных долгах компании, которые «ВИМ-Авиа» не в состоянии погасить. Так, перевозчик задолжал аэропорту Домодедово за обслуживание самолетов свыше 500 млн рублей, а также систематически не выплачивал зарплаты своим сотрудникам. Только бортпроводникам и летчикам недоплатили около 30 млн рублей. Суммарно долг перед персоналом 206 млн рублей. Кредиторская задолженность компании оценивается в пределах от 3 до 10 млрд рублей.

Прокурорская проверка, проведенная по факту массовых задержек, уже установила, что сотрудники компании продавали билеты пассажирам, заведомо зная, что те не смогут улететь. Общий объем хищений пока не определен, однако, по предварительным оценкам, пострадали свыше 140 тыс. туристов.

Несколько сотен пассажиров находятся в Домодедово в надежде на то, что их вылет всё же состоится. Многие пассажиры остаются в аэропортах Антальи, Римини и ряда популярных курортов и не могут вернуться домой.

Другие авиаперевозчики уже заявили, что не собираются выполнять перелеты вместо «ВИМ-Авиа». За лето силами сторонних авиакомпаний развезли свыше 220 тыс. туристов, купивших билеты «ВИМ-Авиа». В Российском союзе туриндустрии уже предупредили, что вывозить туристов в случае ухода самолетов ВИМ-Авиа будет не на чем. Свободных бортов на рынке практически нет. Ассоциация туроператоров России (АТОР) уже потребовала вмешательства правительства в ситуацию.

Что говорят в ВИМ-Авиа?

Изначально представители перевозчика связывали задержки с «традиционным сезонным спадом» и поздним прибытием воздушных судов с техобслуживания. Однако спустя несколько дней руководство компании призналось, что со значительными финансовыми трудностями и не в состоянии выполнять свои обязательства перед пассажирами. Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации им видится возможный переход компании под внешнее управление. Об этом говорится на сайте компании.

24 сентября руководство «ВИМ-Авиа» обратилось к властям за предоставлением госгарантий по кредитам. На следующий день Росавиация начала внеплановую проверку авиакомпании в связи с задержками рейсов. Свою проверку проводит и Минтранс. Глава ведомства Максим Соколов пояснил, что проблемы с задержками затронули преимущественно чартерные рейсы. Регулярные уходят с минимальным отставанием от расписания. «Компания задержала ремонт ряда самолетов, и в этом случае под сокращение, естественно, попали чартерные программы - это международная практика», - отметил Соколов.

По итогам проведенных проверок, Минтранс и Росавиация решили приостановить чартерные программы «ВИМ-Авиа», а компанию обязали вывезти пассажиров с мест отдыха самостоятельно или с привлечением сторонних сил. Со вторника, 26 сентября, рейсы компании будет аэропорт Внуково.

Что происходит в аэропортах?

Рейсы «ВИМ-Авиа» вылетают с многочасовыми задержками. В Крыму пассажиры рейса Симферополь–Москва прождали в аэропорту семь часов.

Отложили как внутрироссийские рейсы (в Санкт-Петербург, Сочи, Краснодар, Благовещенск, Магадан), так и рейсы международных направлений (Дубай, Анталья, Салоники, Римини, Ереван). В зарубежных аэропортах свыше 43 тыс. клиентов авиакомпании.

Оперативный штаб по возвращению из-за рубежа российских туристов - клиентов «ВИМ-Авиа» в Федеральном агентстве по туризму (Ростуризм). Служба получит данные о клиентах, находящихся за рубежом, и определит сроки вывоза туристов.

Смогут ли туристы вернуть деньги?

Роспотребнадзор опубликовал рекомендации для туристов, связанные с возмещением убытков. В сложившихся обстоятельствах пассажир вправе отказаться от полета и получить деньги даже за невозвратный билет. Отказ от полета в данном случае признается вынужденным.

Более того, клиенты авиакомпании вправе требовать компенсацию морального вреда и возмещение убытков из-за задержки рейса. Кроме того, пассажиры могут потребовать предоставления отеля при задержке свыше восьми часов. Если вылет отложили на четыре и более часов - клиентам должно быть предоставлено бесплатное горячее питание. Также, по правилам, после двух-трех часов можно попросить прохладительные напитки.

В большинстве случаев вопросы с отменой чартерных рейсов можно решить через туроператора. Чартерные рейсы обычно не выгодны для самостоятельных путешественников, ими летают преимущественно по пакетным турам. Крупные туроператоры, как правило, без проблем находят альтернативную авиакомпанию для осуществления перелета. Компания может предложить другие варианты отдыха или же обязана полностью компенсировать стоимость тура. В АТОР предполагают, что даже в случае банкротства «ВИМ-Авиа» ситуация не станет критической для туристического бизнеса.

Всё же в АТОР считают , что вернуть такое количество туристов своими силами российским туроператорам не по карману.

«Все чартерные программы «ВИМ-Авиа» до конца сезона в полном объеме были оплачены туроператорами. Выделить же средства на повторную оплату рейсов (а это, по предварительным оценкам, - не менее $10 млн) без угрозы нарушения стабильной работы туроператоры сегодня не имеют технической возможности», - говорится в письме ассоциации.

Если же билет куплен самостоятельно, то получить компенсацию можно, лишь обратившись напрямую в авиакомпанию. Не лишним будет следить за сообщениями Росавиации и Минтранса. Для отмененных полетов в страны ЕС существует система компенсаций, благодаря которой можно вернуть до €600 за отмененный перелет.

В сервисе Сompensair, который как раз специализируется на получении компенсаций за задержку и отмену рейсов, рекомендуют сохранять хладнокровие, а заодно подготовить ряд документов, которые могут в дальнейшем облегчить процедуру возврата средств. Так, например, если пассажир узнает об отмене рейса уже находясь в аэропорту, ему стоит получить письменный комментарий авиакомпании или справку об отказе от полета.

«Рекомендую собрать контакты всех пассажиров с рейса. Это позволит предъявить авиакомпании коллективную жалобу, а затем иск. В соответствии с законами РФ первое, что однозначно стоит требовать от авиакомпании,- выполнение обязательств по перевозке. Компенсацию за задержку или отмену вряд ли удастся получить напрямую у авиакомпании, поэтому я рекомендую пассажирам объединяться для обращения в суд», - рассказал генеральный директор компании Роман Гильманов.