Все о тюнинге авто

Что находится под большим каменным мостом. Каменный мост. Окунемся в прошлое

Мосты Москвы сравнительно молоды по сравнению с мостами Европы, но их история ничуть не уступает истории зарубежных.
Сейчас я Вам расскажу про один из самых старых мостов Москвы, с которого открывается прекрасный вид на главные достопримечательности нашего города: Кремль, храм Христа Спасителя, Дом на набережной, Софийскую, Пречистенскую и Барсеневскую набережные.
Большой Каменный мост - это один из автомобильно-пешеходных мостов через Москву-реку. Он соединяет Боровицкую площадь, улицы Моховую и Знаменку вблизи Боровицкой башни Кремля с улицей Большая Полянка на Болотном острове, пересекающей Водоотводный канал по Малому Каменному мосту.
Хотя название у моста «Большой Каменный», на самом деле этот мост металлический.
До построения Каменного моста на Москве – реке, были мосты так называемые «живые» (связаные между собой бревна клались на воду), деревянные, которые часто ломались весенним или осенним разливом вод. Такими издревле были: Москворецкий, Крымский, Дорогомиловский и Яузский. На месте современного Каменного моста, всегда был перевоз. О сооружении каменного моста задумались в XV веке в связи с ростом населения Замоскворечья, где расположились слободы стрельцов, и отрылась необходимость в «надежном» соединении города с главным пригородом.
В 1643 году по указу царя Михаила Фёдоровича мастером из Страсбурга Ягоном Кристлером начато строительство первого постоянного каменного моста через Москву-реку у Всехсвятских ворот. После смерти царя и мастера строительство было прекращено, так как план сочли слишком смелым и дорогим. Оно было возобновлено и завершено в 1682-1687 годах по инициативе царевны Софьи и Василия Голицына по старому образцу Кристлера (оставившему после себя деревянную модель моста) «мостового каменного дела мастером» монахом старцем Филаретом. После достройки в 1692 году мост получил имя Всехсвятского. Другие имена моста были: Берсеневский и Новый каменный мост.
Мост находился не точно на месте современного: он начинался у подножия современного Дома на набережной.
Длина моста составляла 170 м, ширина 22 м. Мост имел 8 арок, средние служили для пропуска плотов и лодок и имели пролёты до 15 м.
Средства, потраченные на строительство моста, так поразили современников, что возникла поговорка, бытовавшая в Москве более полутораста лет: «Дороже Каменного моста!»
Т.к. мост был раза в 3-4 шире самых больших московских улиц, он был застроен с обеих сторон. В петровские времена на мосту стояли: палата Предтечевского монастыря и четыре каменные палатки князя Меньшикова, табачная таможня и пивной двор. В конце моста был кабак под названием «Заверняйка». В Шестивратной башне помещалась Корчемная канцелярия и тюрьма для обличенных в корчемстве (тайное изготовление вина). Под ними находились галереи, называвшиеся верхними гульбищами, куда сходились москвичи гулять и пить вино.
В весеннее наводнение 1783 г. мост сильно пострадал: как докладывал Екатерине московский главнокомандующий граф Чернышев: «Обвалились три арки моста…»
В середине 1850-х гг. обветшавший мост было решено снести. Снос был выполнен с большим трудом, ввиду прочности кладки, которую пришлось взрывать. «Сколько стоило усилий и иждивений, чтобы сломать этот двухвековой памятник! - пишет Иван Михайлович Снегирев, бывший свидетелем его разрушения. - Самою трудностью сломки доказывалась прочность его кладки и доброта материала, из коего только одной части достаточно было на постройку огромного дома. Московские жители с любопытством и сожалением собирались смотреть на разрушение этого моста, который долго почитаем был одною из диковинок не только древней столицы нашей, но вообще и всей России».
В 1858 году на месте разобранного моста инженером Н. Н. Воскобойниковым по проекту инженера полковника Танненберга был выстроен новый, первый в Москве металлический трёхпролётный мост. Речной пролёт был перекрыт арками. В качестве мостовой использованы лафетные плиты.
На давно ставшей коллекционной редкостью советской купюре 1923 года в 10 000 рублей как раз изображен Большой Каменный мост, тот самый Старый Большой Каменный мост, строительство которого было начато еще в 1643 году в правление первого русского царя из династии Романовых Михаила Федоровича.
А в 1938 году несколько ниже по течению реки был построен современный мост (инженер Н. Я. Калмыков, архитекторы В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх, М. А. Минкус). Мост был перенесен к Боровицкой площади, поскольку узкая Ленивка затрудняла подъезд к нему. Длина моста с подъездами 487 м, в том числе речной пролёт 105 м, береговые - 42,5 м, ширина 40 м. Перилами служат чугунные литые решетки с изображением советского герба Москвы.
Окружают Большой Каменный мост Патриарший мост, с которого Дмитрий Анатольевич Медведев говорил свое новогоднее обращение и Большой Москворецкий мост. Ближайшая станция метро «Боровицкая».
Интересный факт, что длинный пандус моста скрывает технические помещения, где расположен гараж кремлевской службы охраны, который возник там еще в эпоху Сталина.
Из-за строительства нового моста был перенесен дом, который аккуратно на рельсах сместили со своего места. Об этом событии Агния Барто написала стихотворение «Дом переехал». И мало кто знает, что это стихотворение посвящено реальному событию - передвижению дома № 5/6 по улице Серафимовича в Москве, который мешал строительству Большого Каменного моста в 1937 году.
Возле Каменного моста,
Где течет Москва-река,
Возле Каменного моста
Стала улица узка.

Там на улице заторы,
Там волнуются шоферы.
- Ох,- вздыхает постовой,
Дом мешает угловой!

Сёма долго не был дома -
Отдыхал в Артеке Сёма,
А потом он сел в вагон,
И в Москву вернулся он.

Вот знакомый поворот -
Но ни дома, ни ворот!
И стоит в испуге Сёма
И глаза руками трет.

Дом стоял
На этом месте!
Он пропал
С жильцами вместе!

Где четвертый номер дома?
Он был виден за версту! -
Говорит тревожно Сёма
Постовому на мосту.-

Возвратился я из Крыма,
Мне домой необходимо!
Где высокий серый дом?
У меня там мама в нем!

Постовой ответил Сёме:
- Вы мешали на пути,
Вас решили в вашем доме
В переулок отвезти.

Поищите за углом
И найдете этот дом.

Особенностью этого передвижения была необходимость подъема здания (вес 7500 тонн) на высоту 1,87 м. Тем не менее передвижка происходила без отселения жильцов.
Сёма шепчет со слезами:
- Может, я сошел с ума?
Вы мне, кажется, сказали,
Будто движутся дома?

Сёма бросился к соседям,
А соседи говорят:
- Мы все время, Сёма, едем,
Едем десять дней подряд.

Тихо едут стены эти,
И не бьются зеркала,
Едут вазочки в буфете,
Лампа в комнате цела.

Ой,- обрадовался
Сёма,-
Значит, можно ехать
Дома?...

Как видите, это стихотворение шуточно отображает историю переезда дома. Он и сейчас стоит там в своем первоначальном виде.
Теперь Вы многое узнали про Большой Каменный мост, и если Вы будете там проходить в следующий раз, то вспомните его историю и его легенды.

На автомобильных дорогах РФ эксплуатируется около 50 каменных мостов. Каждый из них арочного типа с циркулярным, реже эллипсоидным, очертанием свода. Каменные мосты составляют всего лишь 0,8 % от всех существующих сооружений. Число подобных конструкций 25 лет тому назад было около 100, полстолетия назад - свыше 150. Даже если взять во внимание те каменные мосты, которые сегодня переведены в разряд «трубы» или вообще не находятся на балансе, их на федеральной сети будет не более 1,5 %.

Уменьшение аналогичных сооружений характерно и для местных сетей. Так, к примеру, в Московской области из существующих 800 конструкций каменных всего 5, около 10 - на Урале. Приблизительно 20 мостов эксплуатируются в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в Москве на сегодняшний день осталось всего лишь 4 арочные переправы. На Северном Кавказе практически приостановлено строительство подобных конструкций. Даже в Дагестане, где каменному мостостроению отводилось первое место, за последнее десятилетие появилось только 3 новых сооружения. А это говорит о том, что в России каменные мосты неоправданно вытесняют индустриальные железобетонные и металлические конструкции, причем это касается и районов, богатых этой горной породой.

Окунемся в прошлое

Одна из самых первых конструкций в столице была построена из кирпича через Она соединяет Троицкие ворота Кремлевской башни с Кутафьей стрельницей. Каменный мост в Москве изначально не имел опор с водорезами и сводов. По мнению историка Забелина, сооружение из камня было построено в 1367 году, сегодня его пересекает парк - Александровский сад.

Достопримечательность столицы России

Большой каменный мост в Москве соорудили в далеком 1692 году. Тогда его называли Всехсвятским. Однако с 1858 года Большой каменный мост считается первой железной конструкцией Москвы. В 16-м веке с одного берега на другой можно было переправиться только по «живой» наплавной переправе. В 17-м столетии началось строительство каменного моста, в 1938 году он уже был железобетонным, однако название осталось прежним. Для того чтобы он в полной мере соответствовал наименованию, его облицевали гранитом.

Панораму Кремля, открывающуюся с Каменного моста, можно увидеть на обороте паспортов граждан России. Помимо этого с данной конструкции обозревается Храм Христа Спасителя, Софийская, Пречистенская и Берсеневская набережные.

В Москве строили и другие каменные мосты для переправы через реки и овраги. В конце 18-го столетия Китай-город и Кремль соединялись двумя искусственными сооружениями - Спасским и Никольским.

Большой каменный мост в Москве: 1680 год

До 15-го века на месте современной конструкции была наплавная переправа. Только в 1643 году царь отдал приказ начать строительство первого каменного моста. Поручили это мастеру из Страсбурга - Ягону Кристлеру. Все строительные работы по возведению каменного моста приостановились после смерти царя и мастера, завершил все неизвестный русский монах в 1687 году. Достроили его в 1692-м и дали название Всехсвятского.

Каменный мост в длину достигал 170 метров, а в ширину - 22. Он имел 8 арок, те, которые предназначались для пропуска лодок, - с 15-метровыми пролетами. С левого берега въехать можно было через Всехсвятские ворота, на другом конце моста красовалась башня с двушатровым завершением.

Изменения с 1858 года

Обветшавший мост из камня разобрали и в 1858 году заменили его на трехпролетный металлический (первый в Москве). В 1938-м на этом месте появилась новая конструкция, над которой работали инженер Калмыков, архитекторы Гельфрейх, Щуко и Минкус. Длина моста составляет 487 метров (с подъездами). С него открывается превосходный вид на Храм Христа Спасителя и Кремль, а также отсюда можно разглядеть памятник архитектуры «Дом на набережной», построенный по проекту Иофана Б.М.

Свадебные прогулки

Большой каменный мост знают все жители бывшего СССР из кадров хроники Москвы. Вид этой панорамы не изменился и до настоящего времени и очень удачно смотрится на фотографиях за спинами молодоженов.

Мост считается символом объединения, поэтому фото, сделанные на этом месте, постоянно будут напоминать о значении этого слова. Задумайтесь, сколько общего. Мост. Противоположные берега. Две судьбы и одна семья.

Small stone bridge

Малый каменный мост пересекает находится на втором месте после Патриаршего по течению канала столицы. Эта конструкция расположена в районе Якиманка, с одной стороны находится улица Серафимовича, а с другой - Большая Полянка.

Малый каменный мост открыли в 1938 году. Его протяженность - 64 метра при ширине 40 метров. Это не первое сооружение, построенное на этом месте. Ранее здесь существовал мост, строительство которого завершилось в 1788 году. На тот момент он был деревянным и получил название «Козьмодемьянский». В 1880 году он был заменен на каменный мост с соответствующим наименованием.

Над современной конструкцией работали Яковлевы и Гольбродский, на протяжении некоторого времени здесь существовали трамвайные пути.

Достопримечательности Санкт-Петербурга

В 1752 году через реку Кривушу (сегодня нам известную как канал Грибоедова) соорудили деревянный мост с одним пролетом. В дальнейшем инженер Назимов разработал новый проект переправы. На то время это было первое сооружение из камня, поэтому и назвали его Каменный мост. Санкт-Петербург и сегодня может похвастать этой переправой, причем никаких переделочных работ так и не было предпринято. Особенность оформления моста - использование бриллиантового руста. Многим незнакомо это понятие, поэтому разъясним подробнее, что же это такое. Под бриллиантовым рустом подразумевается обработка выступающих камней, имеющих форму четырехгранной пирамиды, грани которой благодаря специальной полировке ярко сверкают при попадании на них напоминая алмазы. Такой прием часто использовали в строительстве, но сегодня его редко где увидишь. Каменный мост (Санкт-Петербург) построили с четырьмя полукруглыми лестничными спусками к воде, которые в 19-м веке ликвидировали.

В 1880 году на этом месте планировалось 7-е покушение на императора. Члены партии «Народная воля» под мостом заложили бомбу с целью взорвать переправу, когда по ней будет проезжать царский экипаж. Тем не менее этой затее не суждено было свершиться, поскольку агенты своевременно раскрыли замысел и император Александр ІІ переправился по мосту до того, как на место прибыли народовольцы. В 1881 году из-под сооружения извлекли 7 пудов динамита, но это уже произошло после гибели императора.

Санкт-Петербург - город мостов

Питер удостоился называться стражем русской истории. В одном городе сохранилось множество соборов, дворцов, шикарных фонтанов, великолепных музеев и храмов.

Санкт-Петербург - главный обладатель всевозможных переправ, островков и каналов. В городе имеются разводные, подвесные и каменные мосты, по которым прогуливаются приезжие. У всех сооружений неповторимое решение. Кованое обрамление придает им определенную неповторимость. Со строительством каждого моста связана какая-то история. Именно этим и объясняется желание гостей полюбоваться коваными шедеврами искусства.

Конечно, все мосты Санкт-Петербурга описывать нет смысла. Все равно их красоту не удастся передать словами. Хотелось бы отметить, что каменные мосты поистине стали гордостью второй столицы России. Самыми первыми появились такие мосты, как Прачечный, Эрмитажный, Каменный и Верхне-Лебяжий, они и сегодня украшают город.

Большой Каменный мост - один из мостов, перекинутых через Москву-реку вблизи Кремля. Он соединяет Боровицкую площадь, а также улицы Моховая и Знаменка с улицей Большая Полянка на Болотном острове, но транспортная составляющая - не единственная его роль. Расположение в историческом центре столицы и отличный вид на окрестности делают Большой Каменный мост важным туристическим объектом.

Сейчас Большой Каменный мост называется каменным лишь формально, но в прошлом через Москву-реку действительно был переброшен мост, построенный из камня. Изначально на этом месте возник брод, через который шла дорога из Рязани в Новгород, затем был обустроен "живой" деревянный мост. В 1643 году царь Михаил Фёдорович издал указ, по которому страсбургский инженер Ягон Кристлер начал строительство каменного моста, который после окончания строительства в 1692 году получил название Всехсвятского. Всехсвятский мост, поражавший горожан своими масштабами (170 метров в длину и 22 в ширину, 8 арок с пролётами до 15 метров), стал одной из московских диковинок, однако, к 1850-м годам сильно обветшал, и его решили снести; снос прошёл с трудом - прочную кладку пришлось взрывать. Уже в 1858 году на месте Всехсвятского по проекту инженеров Воскобойникова и Танненберга был возведён металлический трёхпролётный мост, но несколько позже, уже при Советской власти, устарел и он. Вместо него в 1938 году чуть ниже по течению был выстроен современный мост, получивший название Большого Каменного.

Мост находится буквально под стенами Кремля, поэтому с него открывается отличный вид на древнюю московскую крепость: отлично видно всю южную стену от Водовзводной до Беклемишевской башни, Большой Кремлёвский дворец, Архангельский собор, колокольню Ивана Великого. По другую сторону моста доминируют и знаменитый - жилой комплекс ЦИК-СНК СССР.

Чуть вдали видны и другие знаковые достопримечательности Москвы: , здание Президиума РАН ("Золотые мозги"), дома-книжки на Новом Арбате, , высотное здание отеля "Свиссотель Красные Холмы", сквер на Болотной площади и ряд других. Не обошлось и без сталинских высоток: с разных точек видны высотки МГУ и , а также жилой дом на Котельнической набережной.

Интересный и динамичный вид открывается на прилежащие к мосту набережные: Кремлёвскую, Пречистенскую, Софийскую и Берсеневскую, а также автомобильный Большой Москворецкий мост у дальнего конца южной стены Кремля и пешеходный у . В часы пик набережные наполняются транспортом, и с Большого Каменного моста становится видно ещё одну знаменитую городскую достопримечательность: московские пробки.

Добраться до Большого Каменного моста можно от станций метро "Боровицкая" и "Кропоткинская", а также от ряда других расположенных в центре станций.

55°44′48″ с. ш. 37°36′44″ в. д. H G Я O Область применения автомобильный, пешеходный Пересекает Москва (река) Место расположения Москва Конструкция Тип конструкции арочный Основной пролёт 105 м Общая длина 487 м Ширина моста 40 м Эксплуатация Открытие Большой Каменный мост на Викискладе
Объект культурного наследия России регионального значения
рег. № 771510260500005 (ЕГРОКН)
объект № 7735352000 (БД Викигида)

Всехсвятский мост в конце XVII в., рисунок А.Васнецова

Фрагмент гравюры Бликланда-Пикара: мост у Всехсвятских ворот. Видна мельница, пристроенная к быку

Большой каменный мост ок. 1800 г., картина Ф. Алексеева

Г.Лари. Вид Каменного Моста в Москве с деревянным мостиком у Водовзводной башни. Начало XIX века.

Большо́й Ка́менный мост - один из мостов через Москву-реку . Соединяет Боровицкую площадь , улицы Моховую и Знаменку вблизи Боровицкой башни Кремля с улицей Большая Полянка на Болотном острове , пересекающей Водоотводный канал по Малому Каменному мосту .

Всехсвятский мост

На месте позднейшего моста, видимо, от самого начала Москвы существовал брод, через который шла дорога из Рязани на Новгород через Волок Ламский , известная как Волоцкая . Затем был устроен наплавной («живой») мост, разводившийся для пропуска судов . Против моста в конце XVI в. были устроены Всехсвятские (Водяные) ворота Белого города , названные так по стоявшей неподалёку (близ современного храма Христа Спасителя) церкви Всех Святых, что на рву. В 1643 году по указу царя Михаила Фёдоровича мастером из Страсбурга Ягоном Кристлером начато строительство первого постоянного каменного моста через Москву-реку у Всехсвятских ворот. После смерти царя и мастера строительство прекращено, так как план сочли слишком смелым и дорогим. Оно было возобновлено и завершено в -1687 годах по инициативе царевны Софьи и Василия Голицына по старому образцу Кристлера (оставившему после себя деревянную модель моста) «мостового каменного дела мастером» монахом старцем Филаретом. После достройки в 1692 году мост получил имя Всехсвятского . Другие имена моста были: Берсеневский и Новый каменный (под Старым каменным подразумевался Троицкий мост через Неглинку , у Троицкой башни Кремля). Со временем за мостом утвердилось современное название. Мост находился, однако, не точно на месте современного: он начинался у подножия современного Дома на набережной (красная линия которого соотнесена с линией старого моста) и вёл к месту, где теперь выходит к реке улица Ленивка (в те времена она представляла собой проезд к Всехсвятским воротам).

Длина моста составляла 170 м, ширина 22 м. Мост имел 8 арок, средние служили для пропуска плотов и лодок и имели пролёты до 15 м. Перед мостом на замоскворецкой стороне была устроена предмостная башня - Шестивратная, имевшая, как показывает название, шесть воротных проёмов (фактически трое двойных ворот), а также несколько пирамидальных ярусов, соотнесённых с ярусами Боровицкой башни Кремля, и два венчающих шатра, увенчанных двуглавыми орлами.

Средства, потраченные на строительство моста, так поразили современников, что возникла поговорка, бытовавшая в Москве более полутораста лет: «Дороже Каменного моста!» (о ценности и дороговизне чего-либо). В XIX веке в Нижегородской губернии также была записана поговорка: «Каменного моста лучше!» Вообще, по свидетельству историка Москвы И. М. Снегирёва , ещё заставшего старый мост, он «почитался одною из столичных диковинок, наравне с Иваном Великим, Сухаревой башней, Царь-колоколом, Царь-пушкою».

Поскольку мост был раза в 3-4 шире самых больших московских улиц, он был застроен с обеих сторон. В петровские времена на мосту стояли: палата Предтечевского монастыря и четыре каменные палатки князя Меньшикова, табачная таможня и пивной двор. В конце моста был кабак под названием «Заверняйка». В Шестивратной башне помещалась Корчемная канцелярия и тюрьма для обличённых в корчемстве (тайном изготовлении вина). Под ними находились галереи, называвшиеся верхними гульбищами, куда сходились москвичи гулять и пить вино и пиво; из галерей деревянный сход вёл на набережную, к так называемому Царицынскому лугу и к Берсеневке. Под самым мостом был пивной ледник. У отводных быков были пристроены водяные мукомольные мельницы с плотинами и отводными воротами; мельники жили тут же, в Шестивратной башне.

Под мостом собирались разного рода «воры» и «лихие люди», причём особенно дурной славой пользовался один из пролётов на левом берегу - «девятая клетка». Мимо неё с наступлением вечера москвичи старались не ходить.

В 1731 году по указу Анны Иоанновны были снесены мельницы и расчищены быки моста. В весеннее наводнение 1783 г. мост сильно пострадал: как докладывал Екатерине московский главнокомандующий граф Чернышев: «Обвалились три арки моста… и бывшие на них 11 лавок каменных с разными мебелями купца Епанишникова, суммой на 1100 рублей. Упал один стоявший в это время на мосту и убит, а развалинами задавлены бывший под мостом рыбак и две бабы, у берега для мытья платья находившиеся» . В августе 1786 г. мост вновь пострадал от наводнения. Ввиду этого, по приказу нового главнокомандующего графа Брюса мост был отремонтирован и реконструирован. В ходе реконструкции, продолжавшейся до 1792 года и стоившей 213 000 рублей, мост был укреплён, лавки снесены, Шестивратная башня разобрана, по бокам устроены перила.

В середине 1850-х гг. обветшавший мост было решено снести. Снос был выполнен с большим трудом, ввиду прочности кладки, которую пришлось взрывать. «Сколько стоило усилий и иждивений, чтобы сломать этот двухвековой памятник! - пишет И. М. Снегирёв, бывший свидетелем его разрушения. - Самою трудностью сломки доказывалась прочность его кладки и доброта материала, из коего только одной части достаточно было на постройку огромного дома. Московские жители с любопытством и сожалением собирались смотреть на разрушение этого моста, который долго почитаем был одною из диковинок не только древней столицы нашей, но вообще и всей России».

Большой Каменный мост через Москву-реку на самом деле является металлическим. Такой казус легко объясняется: в одном из своих вариантов мост действительном был каменным, но к середине XIX столетия обветшавшее сооружение было решено снести, а на его месте установить металлическую конструкцию.

В Москве Большой Каменный мост висит над рекой возле Боровицких ворот Кремля. С одной стороны моста можно выйти к улицам Моховой и Знаменке, с другой – на Большую Полянку.

Первый мост на этом месте существовал еще в XIV-XV столетиях, но это было всего лишь временное сооружение – так называемый наплавной мост, подвижная и потому опасная конструкция из бревенчатых настилов, лежащих на плотах. Мост убирали на зиму, также его можно было разобрать, если на столицу нападет враг.

Первый капитальный мост из камня был возведен в XVII веке, и его строительство растянулось почти на сорок лет. Инициатором строительства был царь Михаил Федорович, который в 1643 году пригласил страсбургского мастера по фамилии Кристлер. Царь лично контролировал ход разработки проекта, но через два года Михаил Романов скончался от болезни, умер и сам Ягон Кристлер, поэтому и работы по сооружению каменного моста приостановились.

В 80-е годы XVII века строительство решила возобновить царевна Софья, дочь Алексея Михайловича, при участии князя Василия Голицына. За основу были взяты планы Кристлера. В итоге мост вышел длиною 170 метров и шириной более двадцати. Ширина моста была такой, что позволяла разместить на нем в том числе различные торговые и питейные заведения. Все это сослужило мосту плохую службу: и мост, и его окрестности скоро стали считаться местами, где легко можно было стать жертвой лихих людей.

Последующие переустройства моста были произведены в середине XIX века и первой половине ХХ-го. В 1859 году он был заменен на металлический, а в 1938 году его перестраивала команда архитекторов и инженеров. Ширина обновленного моста увеличилась почти в два раза, а длина над рекой составила 105 метров.

В XIX веке Большой Каменный мост упоминали в одном ряду с такими достопримечательностями, как Царь-пушка и Царь-колокол. Сегодня с него можно любоваться видами москворецких набережных, Кремля и храма Христа Спасителя.