Все о тюнинге авто

Исламская энциклопедия. Самая невероятная мечеть в мире Требования к посещению

Мавзолей Шах-Черах является погребальным памятником и мечетью, расположенной в городе Шираз, Иран. Название дословно переводится как "король света", и это вполне оправдано. Возможно, снаружи мечеть имеет привычный вид, но вам лучше покрепче держать свою челюсть, чтобы не разбить её об пол, ведь внутри мавзолей выглядит как нечто фантастическое. Внутренняя часть здания испещрена миллионами крошечных зеркальных осколков, отражающих свет во все стороны, а изумрудный цвет интерьера завораживает настолько, что Хогвартс отдыхает.

Так мечеть-мавзолей Шах-Черах выглядит снаружи. Красиво конечно, но ничего такого, ведь правда?

Но зайдя внутрь, вы точно измените своё мнение

Согласно одной истории около 900 г. н.э. путешественник заметил вдалеке нечто сияющее

Подойдя ближе, он увидел, что источником света была могила, в которой лежало тело важного мусульманского деятеля в доспехах

После обнаружения гробница стала местом паломничества мусульман-шиитов

Со временем данное место отстраивалось, и чем больше времени проходило, тем сложнее становилась конструкция здания

В конце концов, гробница превратилась в храм

Сказочная красота мечети и её бриллиантовый блеск привлекает множество паломников и туристов со всего света

Но прежде всего это, конечно же, религиозное место

Несмотря ни то, что мавзолею Шах-Черах был нанесён огромный ущерб со стороны людей, природы и времени, благодаря многочисленным ремонтам и реставрациям она продолжает стоять до сих пор

Список обязательных мест для посещения - +1.

Пол устилают великолепные ковры, преимущественно красных и вишневых тонов. Но доминирующие цвета в мечети — голубой и синий. Эти цвета преобладают в тысячах изразцов, выполненных в керамических мастерских Изника и устилающих стены мечети. В XVI веке изразцы изникских мастеров экспортировались практически во все страны мусульманского мира. Во время строительства «Голубой мечети» все мастерские работали только на нее, выполняя заказ султана. Ахмед I даже запретил керамических дел мастерам поставлять плитку для других зданий.

Всего на внутреннее украшение Голубой мечети ушло более 200000 изразцов.

Своды мечети и внутренняя поверхность купола выложены изразцами светлых тонов — белого, желтого, кремового, золотистого. Основной мотив майоликового убранства Голубой мечети — растительный узор, а также изречения из Корана, написанные рукой искусного каллиграфа. Михраб мечети и минбар — амвон, кафедра для чтения проповедей — изготовлены из белого мрамора и покрыты тончайшим резным орнаментом. Слева от михраба на стене в рамке укреплен кусок священного камня из Каабы — тонкая мраморная плитка с красивым узором. По обе стороны от михраба стоят два огромных подсвечника с такими же громадными свечами.

Как сообщают хроники, ранее по стенам были развешаны 200 золотых пластин, каждая из них украшена 61 бриллиантом. На этих пластинах были выгравированы имена пророка, первых халифов и изречения из Корана. Когда-то в мечети были и цветные витражи. Ныне в окнах обычные стекла, через которые в мечеть льются потоки света.

Старая Московская Соборная мечеть на проспекте Мира запомнилась жителям города ее невероятной популярностью в дни главных мусульманских торжеств — Курбан-байрама и Ураза-байрама. В эти дни прилегающие кварталы перекрывались, и их заполняли тысячи молящихся.

И это неудивительно. Прежнее здание храма значительно уступало своими размерами нынешнему. Сегодня мечеть Московская Соборная — один из интереснейших архитектурных объектов столицы. Ее высокие минареты видны далеко за Олимпийским проспектом.

Более ста лет назад на месте нынешнего роскошного сооружения находилась мечеть. Московская Соборная церковь была возведена в 1904 году. Здание будет построено по проекту московского архитектора Николая Жукова, в основном на средства известного мецената, купца Салиха Ерзина. Эта мечеть стала вторым мусульманским храмом в столице, но после того, как была закрыта мечеть в Замоскворечье (в 1937 году), адрес переулок Выползов, дом 7, стал символом советского ислама.

Храм получил охранную грамоту от самого Сталина, которая представляла собой благодарственную телеграмму за помощь фронту в годы ВОВ. Кроме того, визиты известных лидеров мусульманских государств в послевоенные годы в Выползов переулок надежно защищали религиозную жизнь храма.

Гамаль Абдель Насер, Сукарно, Муаммар Каддафи и другие известные политики, искавшие благосклонности руководства Советского Союза, во время своих визитов в столицу посещали не только Кремль, но и заезжали на какое-либо передовое предприятие, и в обязательном порядке в мечеть.

Визиты высоких гостей в мечеть проходили довольно сложно и нередко не по сценарию. Например, в 1981 году лидер ливийской Джамахирии, посетивший мечеть, не стал следовать дипломатическому протоколу. Каддафи интересовался у имамов, почему в храме отсутствует молодежь в молельном зале, где в Москве можно купить религиозную литературу, предлагал мечети денежную помощь.

Иранцы оставляли в мечети на подоконниках портреты аятоллы Хомейни, приглашали имама Московской мечети А. Мустафина приехать в Тегеран, хотя ни в Советском Союзе вообще, ни мусульманские религиозные лидеры в частности, к тому времени еще не определились в отношении к произошедшей Исламской революции.

Тем не менее именно благодаря международному статусу мечети она сохранилась. Это позволило в советской столице проводить открытые молитвы. Имамы Московской Соборной мечети становились частыми гостями на правительственных приемах.

Имамы мечети

Среди имамов, служивших в разные годы в мечети, следует выделить таких: Бедретдина Алимова (первого имама), Сафу Алимовова, Абдулвадуда Фаттахетдинова, Исмаила Муштария, Ахметзяна Мустафина Ризаутдина Басырова, Равиля Гайнутдина, Раиса Билялова, Ильдара Аляутдинова.

Сегодня в храме служат шесть имамов. Ильдар Аляутдинов — главный имам Московской Соборной мечети. Ему помогают Мустафа Кютюкчю, Раис Билялов, Анас Садретдинов, Ислам Зарипов и Ваис Билялетдинов — старейший имам (30 лет службы). В советские времена это была единственная мечеть в городе, которая не прекращала своей работы и регулярно проводила богослужения.

Строительство нового храма

К концу ХХ века мечеть все чаще стали называть ветхой и нуждающейся в обновлении либо реконструкции. Под этим предлогом здание пытались снести накануне Олимпиады-80, его спасло лишь вмешательство мусульманской общественности Москвы и послов некоторых арабских стран.

В начале XXI века мечеть получила статус памятника культурного наследия, но ненадолго. Вскоре статус отменили, признав сооружение ветхим и подлежащим сносу. К тому же к этому времени мечеть уже не вмещала всех верующих даже в пятничные молитвы.

В 2011 году старое здание полностью разобрали. На протяжении нескольких лет молитвы проводились во временном помещении. Строительство сопровождалось судебными многочисленными разбирательствами между авторами проекта Алексеем Колентеевым и Ильясом Тажиевым с заказчиком, в лице Духовного управления мусульман. Тем не менее в 2005 году было решено проводить масштабную реконструкцию. А в 2011-м началось строительство здания новой мечети по проекту Алексея Колентеева и Ильяса Тажиева.

Московская Соборная мечеть: открытие

23 сентября 2015 года состоялось долгожданное для всего мусульманского мира России событие. Распахнула свои двери великолепная Московская Соборная мечеть. Адрес храма — Выползов переулок, дом 7. Этот праздник собрал многочисленных гостей. В торжественной и очень запоминающейся церемонии приняли участие президент Путин, политические деятели, известные представители науки и культуры. Надо отметить, что известные и почетные гости в мечети не редкость — как до, так и после реконструкции она остается центром ислама России, ее посещают многие политики, представители культуры со всего мира.

Стоимость строительства

Совет муфтиев сообщил, что мечеть Московская Соборная была построена за 170 миллионов долларов. В эту огромную сумму входят пожертвования рядовых верующих, а также средства крупных предпринимателей. В их честь была выпущена книга, все благотворители указаны поименно.

Нынешнюю мечеть сложно назвать реконструированным сооружением. Ведь от старого здания остались лишь крошечные фрагменты стен.

Архитектура

Мечеть Московская Соборная занимает огромную площадь — 18 900 метров квадратных (до реконструкции она была 964 кв. м). Чтобы укрепить конструкцию, в ее основание была вбита 131 свая, так как рядом проложена линия метро, и несет свои воды подземная река Неглинка.

В архитектурном комплексе новой мечети просматриваются несколько культурно-исторических отсылок. К примеру, главные минареты, высота которых более 70 метров, напоминают своей формой Спасскую башню Московского кремля в столице и падающую башню Сююмбике Казанского кремля. Это не случайно. Архитекторы прибегли к такому решению, как к символу единения и дружбы между татарским и русским народами.

Огромный 46-метровый купол мечети, покрытый двенадцатью тоннами сусального золота, удивительно гармонично сочетается с общим обликом «златоглавой» Москвы. Учли архитекторы и первозданный вид мечети. Были собраны заново фрагменты старых стен, и они удачно вписались в новый интерьер, при этом сохранив свой прежний облик. Вершину одного минарета венчает полумесяц, который в свое время украшал старое здание.

Мечеть Московская Соборная имеет определенные черты византийского стиля. Великолепное шестиэтажное здание венчают различные по размерам минареты, купола и башни. Площадь нового строения в 20 раз превысила первоначальный вариант. Сегодня молельные залы для женщин и мужчин вмещают около десяти тысяч верующих. Есть здесь и специальные помещения для проведения ритуала омовения, большой и уютный зал для конференций и организации встреч.

В новой мечети проводят богослужения ведущие мусульманские имамы, они же совершают традиционные обряды.

Внутреннее убранство

Московская Соборная мечеть внутри поражает гостей роскошью и великолепием убранства. Изысканные узоры на стенах храма, продуманные до мелочей элементы декора полностью соответствуют традициям мусульманской архитектуры. В интерьере используются классические цвета для ислама — зеленый, изумрудный, белый, голубой.

Внутреннюю часть купола, как и стены и потолок мечети, украшают росписи. Это священные аяты из Корана, которые выполнили турецкие мастера. Турецкое правительство подарило соборной мечети великолепные парадные двери, необыкновенные ковры (ручной работы) для залов и роскошные хрустальные люстры.

Мечеть освещают более трехсот двадцати светильников, которые размещаются на потолке и стенах. Основная их часть повторяет форму купола храма. Главная (центральная) люстра — это гигантский светильник. Его высота — около восьми метров, а весит эта конструкция полторы тонны. Ее создавали пятьдесят мастеров из Турции на протяжении трех месяцев.

Необходимо отметить, что совсем не обязательно быть мусульманином, чтобы увидеть мечеть. Здесь, как в мечетях Стамбула и других крупных мегаполисов, двери открыты для представителей разных религий. Но необходимо соблюдать определенные правила.

Женщины должны закрыть волосы, и их одежда должна быть строгой и закрытой. Перед входом следует снять обувь, и постараться не мешать молящимся.

Мусульмане большое внимание уделяют построению мечетей, а мастера любовно выкладывают мозаику, сооружают высокие, сводчатые потолки, покрывая их росписью и каллиграфией, изготавливают ковры, которыми устилают полы мечетей. Какие образцы мусульманского искусства можно встретить, зайдя внутрь?

Для начала перечислим основные составляющие большинства современных мечетей мира. Зайдя в мечеть, вы непременно отправитесь в молитвенный зал, устланный коврами, иногда пол покрыт камнем, гипсом, или он просто земляной.

Некоторые из пришедших сначала воспользуются комнатой для омовения (вуду) - в них расположены общественные туалеты, душевые кабины, умывальники. Необходимость совершать перед входом в мечеть ритуальные омовения привела к появлению специально предназначенных для этого комнат, помещений за пределами мечети или фонтанов во дворе, называемых «хаузами».

В молитвенном зале вы можете увидеть михраб - это ориентированная на Каабу ниша (плоская, условная или вогнутая), перекрытая аркой, небольшим сводом или конхой и вставленная в раму. Она должна указывать молящимся направление, куда обратить молитву, - киблу. Михраб зачастую украшают каллиграфическими надписями или орнаментами.

Внутри мечеть может быть украшена и орнаментом, и каллиграфией, а ещё арабесками и мозаикой; позже стали использоваться цветные витражи и изразцовые панно, резьба по дереву и бронзовые светильники - например, всё вышеперечисленное украшало мечети Шах-Заде, Сулеймана I и Селима I. Мы писали уже о том, что в изобразительном искусстве ислама преобладает орнамент, отличающийся разноцветьем красок и разнообразием узоров. Он может быть представлен в резьбе по камню, металлу, глине, в тонких рисунках капителей, в резных дверях и панелях стен, в застывшем алебастре, в мелкой тонкой пластике.

Часты в архитектуре мечети колонные залы, купола больших размеров и стрельчатые арки, мраморная облицовка и мозаика. В 8 в. купольную форму заменяет колонная; колонны, расположенные поперек направления к михрабу, создают впечатление сложного и насыщенного пространства (храм в Кордове, 8-10 вв., имел первоначально 1393 колонны). Широко использовались подковообразные арки, подчеркивающие динамичность конструкции.

Внешне мечеть могут украшать цветные изразцы, их ещё называют иранскими, они часто использовались для облицовки мечетей и медресе. Поверхность изразцов иногда заполнялась айатами (стихами) из Корана. На них также, чаще всего, встречается растительный орнамент. Исключительно разнообразие изразцовых наборов; в их укладке использовался принцип мозаики. В напольных же мозаиках встречаются пейзажные и архитектурные мотивы.

Ещё один элемент мечети - минбар. Минбар - отличительный признак соборной мечети, это кафедра, с которой имам-хатыб (лидер местной общины, чья обязанность - произносить проповеди - хутбы) произносит пятничную проповедь; у минбара есть аналог - амвон в раннехристианской и византийской базилике. Первым минбаром, с которого читалась проповедь, был срубленный ствол финикового дерева в мединской мечети. В 628-629 гг. пророком Мухаммадом был установлен новый минбар, сделанный из дерева и состоящий из двух ступенек и места для сидения. С IX века минбар стал приобретать форму высокой трибуны с деревянным навесом. К такому минбару ведет лестница с перилами и порталом, либо дверцами. Часто минбары представляют собой красивые расписные сооружения из дерева или камня. Их декорируют резьбой, инкрустацией из драгоценных камней, мрамора или ценных породам дерева, украшают позолотой, цветным фаянсом или стеклом. Некоторые минбары чрезвычайно высоки и имеют 5, 7, 9 или ещё больше ступенек.

У большинства мечетей есть минарет. Минарет - башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении), с которой муэдзин призывает верующих на молитву. Минарет ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию. Ранние минареты часто имели винтовую лестницу или пандус снаружи (спиралевидные минареты), в поздних - внутри башни. Различаются два основных типа минаретов: четырехгранные (Северная Африка) и круглоствольные (Ближний и Средний Восток). Минареты украшались узорной кирпичной кладкой, резьбой, глазурованной керамикой, ажурными балконами (шерефе).

В настоящее время происходит переосмысление исламского архитектурного наследия. Люди строят мечети по прежним образцам, используют всё те же приемы, но уже не встретишь ручной работы, обычной в прежние времена: сейчас широко используются современные материалы и техника, позволяющие за короткое время создавать гигантские, часто радиофицированные сооружения. Их внешние формы и внутреннее убранство щедро заимствуют идеи и решения великих мастеров прошлого, добавляя к ним элементы современной эстетики. Бетон, стекло, пластик и металл заменяют кирпич, изразцы и глазурь; при этом незыблемыми остаются основные канонические принципы исламского искусства.

Мечети – это не только культовые сооружения для совершения религиозных ритуалов, но и прекрасные самобытные памятники архитектуры. Привычный внешний вид большинства из них с круглыми куполами-гамбизами, арками и колоннами появился в результате их многовековой истории, претерпев ряд изменений. В мире сохранились первые мечети с плоскими крышами.

1. Минимум изображений, максимум декора

Внутреннее убранство мечетей лишено каких-либо божественных изображений, есть лишь строки из Корана. Но декоративные элементы поражают своим великолепием – таким способом община демонстрирует богатство и роскошь, величие правителей. Если поднять голову вверх, то предстанут удивительной красоты потолки. Их сложно описать словами, надо только увидеть.

Поскольку купол символизирует небесный свод над землей, то создатели мечетей стараются делать их неповторимыми, вкладывая в них свое мастерство и уважение к тем, кому поклоняются.

2. Соединение стилей

Османский стиль вобрал в себя архитектурное наследие византийской культуры, которое было творчески переработано и дополнено новыми приемами. В частности, стало привычным возводить купола над основным молельным залом. В ранних традициях они возвышались только над той частью, где располагался михраб и кибла (ниша и стена, обращенные в сторону мусульманской святыни Каабу в Мекке).

В давние времена строители и архитекторы проявляли чудеса изобретательности, чтобы можно было на основании четырехугольного здания возвести большую полусферу. Разработали несколько способов, которые успешно применялись. К тому же, надо было находить соответствующий материал для строительства. В зависимости от природных особенностей территории это могли быть камни или кирпичи, дерево с медным или свинцовым покрытием.

3. Совершенствование технологий

Дальнейшее объединение элементов разных культур привели к появлению новых архитектурных традиций. Например, поменялось количество куполов – к огромной полусфере, перекрывающей основной зал, стали дополнять по несколько маленьких с разных сторон. Совершенствовались строительные технологии, использовались более современные материалы.

До сих пор изысканный узор куполов и стен лишает дара речь, оставляя только короткий возглас на разных языках мира: «Ах, какая красота!».

Грандиозные мечети в мусульманских странах были и остаются местом поклонения последователей ислама и обязательным пунктом в туристических программах. Их купола видны издалека. Если будете там, не проходите мимо, не лишайте себя удовольствия насладиться гениальными творениями человеческих рук. И обратите внимание на потолки – вы получите эстетическое удовольствие, уверяем.