Все о тюнинге авто

Из чего построен воронцовский дворец в крыму. Воронцовский дворец в Алупке — резиденция, достойная царей. Северный фасад Воронцовского дворца

Воронцовский дворец - драгоценное украшение Тавриды. Многие наведываются в небольшой южнобережный городок Алупку только для того, чтобы прогуляться по загадочному парку, окружающему знаменитый замок. Его стены хранят множество неразгаданных тайн. Дворец проектировал придворный архитектор английской королевы Виктории, здесь под покровом таинственности встречались члены масонской ложи, тут останавливался легендарный Уинстон Черчилль, отдыхали великие мира сего, снимались известные фильмы…

Всего каких-то 20 лет…

Начиная рассказ о Воронцовском дворце, нельзя не упомянуть о человеке, благодаря которому возник этот архитектурный шедевр. Потомок старого русского дворянского рода Михаил Семенович Воронцов славился умом, образованностью и утонченным вкусом. По традициям своего времени он еще с рождения был записан в полк, а в четыре года «произведен» в прапорщики! С 19 лет Воронцов уже по-настоящему воюет - с турками, шведами и французами. В знаменитой битве под Бородино молодой граф получает ранение. В 1815-1818 годах Воронцов командует русским оккупационным корпусом во Франции. Также принимает участие в кавказских походах, за что в 1845 году возведен в княжеское достоинство.

Не менее плодотворна деятельность князя Воронцова и в мирное время. Значительный след о себе он оставил в Новороссии, которой управлял будучи в чине губернатора с 1823-го по 1844-й год. В те времена край, доверенный ему, включал в себя значительную часть Северного Причерноморья, в том числе и Крым. Воронцов оказался отличным хозяйственником. В период его правления экономически выросли Одесса, Херсон, Николаев, Севастополь. Губернатор распоряжается провести дороги, в том числе великолепное южнобережное шоссе в Крыму. В это время учреждается пароходство по Черному морю, закладываются основы виноградарства и тонкорунного овцеводства.

«Он владел большим богатством - своим и своей жены, графини Браницкой, - и огромным получаемым содержанием в качестве наместника и тратил большую часть своих средств на устройство дворца и сада на южном берегу Крыма», - писал о графе Лев Толстой в «Хаджи Мурате».

Для возведения своей мечты Воронцов не жалеет ни средств, ни времени, ни человеческих ресурсов. Строительство дворца продолжалось 20 лет - работы велись с 1828 по 1848 годы! Для создания проекта приглашается Эдвард Блор, являющийся придворным архитектором английской королевы Виктории. Ему принадлежат проекты многих знаменитых зданий - замка Вальтера Скотта в Шотландии и Букингемского дворца в Лондоне. До сих пор неизвестно, приезжал ли Блор в Алупку, но ему удивительным образом удалось идеально сочетать архитектуру с окружающим горным пейзажем. Возможно, прожектера озарило вдохновение, но не исключено, что он все же приезжал в Крым, чтобы ознакомиться с местным рельефом.

К моменту воплощения проекта Блора фундаменты и первая кладка портальной ниши центрального корпуса уже были готовы. Изначально дворец строился по проекту архитекторов Франческо Боффо и Томаса Харрисона.

Возводить дворец приезжают потомственные каменотесы и камнерезы, имевшие опыт строительства и рельефной отделки белокаменных соборов. Таким образом, шикарную резиденцию строили оброчные крепостные из Владимирской и Московской губерний. Прекрасное архитектурное произведение возводилось вручную при помощи примитивных инструментов.

Первым вырос столовый корпус, затем был выстроен Центральный. В 1842 году к столовой была пристроена бильярдная. А в 1838-1844 годах оформлялся Парадный двор, строились гостевой корпус, восточные флигели, все башни дворца, пятиугольник хозяйственных корпусов. Последним был построен библиотечный корпус.

В архитектуре дворца присутствуют элементы различных эпохи стилей, однако архитектурная эклектика смотрится весьма гармонично. Зодчие смело сочетали английский стиль с неомавританским. Яркий тому пример: готические дымовые трубы, напоминающие минареты мечети. Южный вход демонстрирует восточную пышность. Он очень похож на испанский дворец Альгамбра, некогда принадлежащий арабским властителям. На его фасаде шестикратно повторяется надпись на арабском языке, сообщающая: «Нет победителя, кроме Аллаха».

Западная часть фасада выполнена в неоготическим стиле. Со стороны гор корпуса дворца напоминают суровые очертания замков английских аристократов. Башни дворца весьма разнообразны. Здание украшают всевозможные шпили и купола, резные карнизы и ажурные балюстрады, лестницы и каминные трубы… Неудивительно, что именно здесь в XX веке создавались экранизации Стивенсона и Шекспира, снимались знаменитые «Небесные ласточки», «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и много других картин.

Сооружение террасы парка перед южным фасадом дворца было поручено военным. С 1840 по 1848-й годы с помощью солдат саперного батальона были осуществлены масштабные земляные работы.

Летом 1848 года был сделан последний эффектный штрих. На центральной лестнице, ведущей к главному входу, были установлены скульптурные фигуры львов. Очаровательные звери были рождены в мастерской итальянского скульптора Джовани Боннани.

Рай на Земле

Каким бы ни был прекрасным дворец, без окружающего его роскошного парка, он не был бы так притягателен и популярен. Заложенный около 200 лет назад уникальный сад насчитывает более 200 видов деревьев и кустарников из различных стран мира.

Создатель дворцово-паркового великолепия был настоящим волшебником. Немец по происхождению, Карл Кебах мастерски использовал каждый метр пространства. Возводя на территории парка фонтаны, он объединил их в каскады, создавая озера и пруды. Сказочный антураж гармонично дополняют растительные композиции. Каждый экзотический кустик талантливый садовник любовно высаживал в специально привезенный чернозем.

Любопытно строение садового ансамбля. Он состоит из Верхнего и Нижнего пейзажных парков. Верхний - «алупкинский хаос» представляет собой массивы природного диабаза, гранитные глыбы, хаотично разбросанные, как будто стихией. Есть тут и пещеры с гротами, и кратер потухшего вулкана. Суровые пейзажи из камня смягчены видами уютных аллей Нижнего парка. Словно струящиеся по склонам террасы окаймлены итальянскими пиниями.

Парк очаровывает приятными на слух романтичными названиями: Чайный павильон, Лебединое озеро, фонтан Мария. Последний, украшенный у основания белыми розами, является копией Бахчисарайского фонтана. Удивителен водопад Фрейшютц. Его струи при падении рассекаются, словно прозрачная фата невесты. Прогуливаясь в Верхнем парке по Солнечной, Платановой, Каштановой полянам, ловишь себя на мысли, что находишься в настоящем раю, и эта сказка реальна!

Михаил Воронцов, между прочим, как и многие известные и влиятельные фигуры своего времени принадлежал к масонской ложе. Поэтому в его резиденции и в парке можно обнаружить тайные знаки и символы могучего братства.

Новая история

Три поколения семьи Воронцовых наслаждались жизнью в построенном их дедом великолепном дворце. Перед Октябрьской революцией 150 комнат замка представляли собой роскошные апартаменты, украшенные античными скульптурами, антикварной мебелью и картинами. Полотна, украшающие стены, принадлежали кисти великих живописцев. До сегодняшнего дня чудом сохранились картины Левицкого, Боровиковского, Айвазовского, а также итальянских, английских и французских художников. Дополняли интерьеры дворца бронзовые канделябры, изделия из фарфора, хрусталя, малахита, антикварные вазы. Парадные комнаты были заставлены мебелью из красного дерева, ореха и дуба, изготовленной лучшими русскими мастерами.

Пришли иные времена, и Воронцовский дворец вместе с его сокровищами был национализирован. В середине 1921-го года он стал функционировать как музей. Во время Великой Отечественной войны экспонаты Алупкинского музея эвакуировать не удалось. Дважды дворец подвергался угрозе разрушения, и оба раза его спасал старший научный сотрудник музея С. Г. Щеколдин. Немцы вывезли весомую часть художественных ценностей, из них 537 произведений живописи и графики, и лишь небольшую часть картин удалось разыскать после войны и вернуть во дворец. Трагические эпизоды истории Воронцовского дворца описаны в книге «О чем молчат львы», созданной на основе воспоминаний Щеколдина

С 4 по 11 февраля 1945 года Воронцовский дворец стал резиденцией английской делегации во главе с Уинстоном Черчиллем. В это время проходила эпохальная Ялтинская конференция.

С 1945-й по 1955-й годы апартаменты в Алупке использовались в качестве государственной дачи. В 1956-м году по решению правительства во дворце вновь стал функционировать музей. И, наконец, с 1990-го года Алупкинский дворцово-парковый комплекс стал музеем-заповедником. Новый статус очень важен, он позволяет учреждению защищать парковую зону от непрофильного использования, в частности, от коттеджной застройки. Это явление сегодня - головная боль Крыма. Будем надеяться, что райский уголок под названием Воронцовский дворец останется заповедной зоной на долгие времена и будет радовать «всяк входящего в него» красотой и благородством.

Прекраснейший Воронцовский дворец в Крыму расположен в городе Алупка. Дворец возвышается над Черным морем в окружении восхитительного парка. Поражает взгляд архитектурный стиль, скульптурные композиции, роскошь, место, где построено здание.

Уникальность архитектуры

Дворец строили 20 лет (1828 – 1848) по заказу могущественного генерал-губернатора Новороссийского края, англомана Михаила Семеновича Воронцова. Граф лично выбрал место для летней резиденции на живописном каменистом мысу у подножия горы Ай-Петри в малоизвестном селе Алупка.

Материалы для строительства

Для строительства по проекту английского архитектора Эдварда Блора привлекли 60 тысяч крепостных крестьян, солдат саперного батальона. Строительство велось из добытого неподалеку местного камня диабаза.

Зеленовато-серый камень вулканического происхождения не уступает по прочности граниту, однако в обработке капризен. Мастера-камнерезы, строившие храмы в Центральной России, трудились и здесь. Работы проведены вручную примитивными инструментами.

Новые архитектурные веяния

Воронцовский дворец строился по новым архитектурным принципам. Расположенный соответственно рельефу, он органично вписался в южный ландшафт, повторяя очертания виднеющихся гор. Отдавая должное светской моде того времени, зодчий объединил в архитектуре сооружения английский, неомавританский и готический стили .

В неприметном татарском селе появился замок в духе английского зодчества из пяти корпусов с оборонительными башнями, неодинаковыми по форме и высоте. Открытые и закрытые переходы, лестницы и внутренние дворики объединили корпуса между собой, напоминая сооружение английских аристократов времен средневековья.

Уникальные решения

Воронцовский замок из темного обточенного камня с арками, зубчатыми стенами, ажурными переходами, тонкими резными узорами поражает смешением стилей. Главный фасад центрального корпуса создан в стиле мусульманской мечети . Шпили и башенки напоминают восточные минареты. У главного подъезда – строгие монументальные башни с бойницами, зубчатые стены, узкие окна-бойницы создают образ средневекового замка.

Южный фасад выполнен с мавританской пышностью: со стрельчатыми арками, восточным орнаментом, балкончиками и ажурными решетками, настенной резьбой. Декоративное украшение Воронцовского дворца – пологая стрельчатая арка. Украшение повторяется в чугунных балконах, в каменной резной решетке крыши, в убранстве входа, над которым по фризу шестикратно повторяется фраза: «И нет победителя, кроме Аллаха»!

С северной стороны здание увенчано аккуратными башенками и большими окнами. Перед фасадом разместились мраморные фонтаны. У Парадной лестницы – Львиная терраса. Шесть львов «восседают» по обе стороны монументальной лестницы из белого мрамора. Один «спит», другой «пробуждается», остальные – «бодрствуют» и «рычат».

Воронцовский дворец, оборудованный водопроводом с горячей водой и канализацией , обошелся графу в 9 миллионов рублей серебром – грандиозная по тем временам сумма.

Обитатели роскошного дворца

Первым владельцем дворца стал светлейший князь Михаил Семенович Воронцов, потомок древнего аристократического рода, крестник Екатерины Великой, герой-орденоносец, участник Отечественной войны 1812 года, почетный член Петербургской Академии наук. Вышел в отставку в звании генерал-фельдмаршала.

Вскоре после заселения графу пришлось покинуть новый дом. Получив назначение на Кавказ, Воронцов оставил резиденцию дочери. С тех пор дворец менял хозяев. После смерти графа здесь жили сын, вдова. В 1880 году родовое гнездо Воронцовых опустело до тех пор, пока новые родственники не взялись энергично за восстановление наследства.

После революции имение национализировали. Позднее Воронцовский дворец стал госдачей НКВД, а в 1956 году здесь открылся Крымский государственный музей . С 1990 года дворец входит в состав Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника. В коллекции музея – произведения живописи, скульптуры, прикладного искусства, старинные рисунки и литографии.

Интерьеры помещений

Во дворце 150 комнат, оформленных в английском стиле с восточными мотивами. Каждое помещение выполнено в персональном стиле. На характере убранства залов сказалась мода эпохи и вкус владельцев, интерес к экзотическим вещам.

Концепция дизайна

Первоначально в залах господствовали яркие тона, пышные занавески на окнах и дверях. Кашмирские и турецкие шали, индийские ковры и звериные шкуры создавали атмосферу восточной роскоши.

Постепенно характер интерьеров изменился. Внутреннее убранство Воронцовского дворца роскошно, но эта роскошь уютная, «домашняя», без парадной «дворцовости». Мебель из ореха, дуба, красного дерева специально для дворца делали русские мастера. Камины в каждой комнате неповторимы и сделаны из оригинальных материалов.

Обзор замка

Вестибюль – просторное торжественное помещение с дубовыми потолками рельефной отделки, строгой мебелью и двумя серо-зелеными каминами. На стенах – портреты Воронцовых. Екатерины Великой и членов царской семьи. На полу – ковры персидской работы с портретным изображением персидского шаха Фатх-Али.

– комната светлая, интерьер сдержан, отвечает строгим вкусам хозяина. Стены покрыты бумажными обоями, считавшимися предметом роскоши, потому что рисунок мастер выполнял вручную. Обстановка европейских мастеров одновременно чопорна и торжественна.

На стене – портрет хозяина с фельдмаршальскими эполетами на фоне Кавказа. О событиях Отечественной войны 1812 года напоминают портреты соратников графа, боевых генералов – Уварова, Нарышкина. Бронзовые каминные часы с изображением Минина и Пожарского.

Ситцевая приемная получила название потому, что стены затянуты тканью теплых тонов, привезенной из Парижа. Грациозно смотрится хрустальная люстра на потолке, выполненная русскими мастерами. На стенах – пейзажи русских и зарубежных художников.

Столик из цветного стекла – работа итальянского мастера. Украшает приемную паркет из дорогих пород дерева, который сделан по заказу для Ситцевой приемной.

В Голубой гостиной Воронцовского дворца на лазурных стенах и потолке тонкий белоснежный лепной орнамент в виде лепестков и листьев. Люстры изысканных форм, узор фаянсовых ваз добавляют торжественности интерьеру. Привлекает внимание белый рояль, гордость хозяйки Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой, незаурядной пианистки.

В Голубой гостиной музыцировали, устраивали домашний театр. В этой гостиной последний раз к зрителям в 1863 году выходил Михаил Щепкин, пел молодой Федор Шаляпин под аккомпанемент Сергея Рахманинова.

В Будуаре Елизаветы Ксаверьевны стены обшиты китайскими циновками с цветочным орнаментом, мебель, украшенная узорами в восточном стиле, создана руками русских умельцев. Паркет скромного рисунка на полу, резные рамы зеркал создают атмосферу уюта.

Китайский кабинет . Здесь Китай присутствует символически, подлинных предметов из Поднебесной нет. На столике – льняная скатерть, вышитая Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой. Угловой шкафчик, напоминающий черепаший панцирь, – подарок императрицы Александры Федоровны. Стены кабинета отделаны тончайшей рисовой соломкой, элементы декора вышиты бисером и шелком руками крепостных мастериц.

Площадью 150 квадратных метров при 8-метровых потолках. Зал уютно освещен канделябрами и люстрами со свечами. Резной дубовый потолок повторяет рисунок стенных панелей и оконных переплетов. Стеклянная дверь ведет на террасу дворца. Мебель под стать грандиозному залу.

В центре – стол из цельного куска красного дерева с массивными тумбами и ножками в виде львиных лап. Вокруг поставлены две дюжины стульев, обивка для которых выткана в Лионе по заказу Воронцовой. Отполированный до блеска сервант наполнен кубками, кувшинами и жбанами.

По сторонам зала располагаются большие камины, а между ними – фонтан, выложенный плитками с изображением фантастических животных. Над фонтаном – резной деревянный балкончик, где играл квартет музыкантов. В простенках над буфетами и каминами живописные панно дополняют пейзаж, открывающийся из окон.

– специально построенное помещение под книги в отдельном корпусе Воронцовского дворца для хранения 27 тысяч томов энциклопедичных книг, собранных десятилетиями. Основная часть интерьера – четырехметровые украшенные резьбой стеллажи, уставленные фолиантами высотой до потолка. Здесь труды по военному делу и мореплаванию, естествознанию и сельскому хозяйству на французском, немецком, английском языках.

Граф свободно читал на нескольких языках, увлекался коллекционированием, собирал древние рукописи, чертежи, географические карты. Издания Дидро, Вольтера, политическая литература периода Великой французской революции хранятся вместе с лепными гербами Воронцовых. Дополняют интерьеры библиотеки Воронцовского дворца массивный письменный стол, удобные кресла, два огромных глобуса на резных трехногих подставках.

В Зимнем саду редкий по изысканности интерьер из экзотической растительности и произведений искусства. Вдоль стен высажен вьющийся фикус, расставлены кадки с цветами, устроен беломраморный фонтан. Вдоль стен – мраморные бюсты Екатерины Великой, четы Воронцовых, английского премьера Вильяма Питта. Теплолюбивые растения и цветы создают экзотический колорит.

Создатель парка – ботаник Август Кебах. Немецкий садовод создавал парк, учитывая рельеф, климат и местную флору. Со всего мира завезли 270 видов деревьев и кустарников. Одновременно в саду расцветало 2 тысячи сортов роз. Кебах спланировал парк так, что прибрежное шоссе разделило его на две части – Верхний и Нижний сады.

Нижний парк – с фонтанами, мраморными скульптурами, колоннами, вазами и каменными скамьями. Верхний сад Воронцовского дворца более естественный: в нем скалистые обломки (груды камней из застывшей магмы, выброшенные вулканом и названные «Большой хаос» и «Малый хаос»), живописные полянки, каскады водопадов, тенистые пруды, искусственные озерца и гроты. На дно Лебединого озера, украшающего парк, высыпано 20 мешков полудрагоценных камней для создания игры света в солнечную погоду.

В парке площадью 40 га прижились виноградная лоза, оливки, фруктовые деревья, кипарисы. Специально выведенная для Алупки серия новых сортов роз вошла в мировой каталог. Популярна роза «Графиня Елизавета Воронцова». Высаженные в открытый грунт калифорнийские магнолии превратились в деревья, цветущие на открытом воздухе, что считается сенсацией. Воронцов высаживал магнолии лично и регулярно интересовался, как растут питомцы.

В гостеприимном дворце останавливался Александр I и прогуливался по саду. Здесь бывший наполеоновский маршал Мормона посадил тюльпановое дерево и несколько чинар. Императрица Александра Федоровна посадила платаны, лавры, пробковый дуб. Принц Уэльский с супругой в парке, у самого берега, высадили веллингтонии, гигантские деревья.

Украшает парк скала Айвазовского, с которой художник писал ночной вид дворца во время иллюминации. Славу Воронцовского парка упрочили художники Исаак Левитан, Василий Суриков, Аристарх Лентулов, работавшие здесь.

  • С 4 по 11 февраля 1945 года во время Ялтинской конференции Воронцовский дворец стал резиденции английской делегации во главе с Уинстоном Черчиллем.
  • Михаил Семенович Воронцов щедро отблагодарил крепостных строителей дворца, разрешив им выкупиться из неволи.
  • После войны 1812 года Воронцов находился с оккупационными войсками во Франции. Когда солдаты и офицеры покидали Францию, Воронцов выяснил, кто из подчиненных задолжал местному населению. Все долги командующий выплатил лично из своих сбережений, продав для этого одно из имений.
  • Во дворце графа Воронцова находилось 100 слуг, каждый жил в отдельной комнате.

Воронцовский дворец расположен в г. Алупка (Крым) у подножия горы Ай-Петри.

Построен из диабаза, который добывался неподалеку. В настоящее время во дворце находится музей. При Воронцовском дворце находится парк - памятник садово-паркового искусства. С декабря 1824 года по апрель 1851-го Воронцовский парк в Алупке создавал талантливый немецкий садовод-ботаник, главный садовник Южного берега Крыма - Карл Антонович Кебах.

Архитектура дворца

Воронцовский дворец строился по новым (по сравнению с классицизмом) архитектурно-строительным принципам. Важной архитектурной особенностью стало расположение дворца соответственно рельефу гор, благодаря чему дворец очень органично вписался в окружающий ландшафт и обрел свой оригинальный художественно-выразительный образ.

Дворец строился в духе английского зодчества, причем в постройке присутствуют элементы различных эпох, начиная с ранних форм и заканчивая XVI веком. Расположение элементов идет от западных ворот - чем дальше от ворот, тем более поздний стиль постройки.

Английский стиль органично сочетается с неомавританским стилем. Например, готические дымовые трубы напоминают минареты мечети. Южный вход оформлен с восточной пышностью. Подковообразная арка, двухъярусный свод, резьба по гипсу в нише, где переплетаются рисунок тюдоровского цветка и мотив лотоса, завершаются шестикратно повторенной по фризу арабской надписью: «И нет победителя кроме Аллаха».

История постройки

Дворец строился с 1828 по 1848 годы как летняя резиденция видного государственного деятеля России, генерал-губернатора Новороссийского края графа М. С. Воронцова.

Дворец был построен по проекту английского архитектора Эдварда Блора. Архитектор в Алупку не приезжал, но он был хорошо осведомлен о рельефе местности. Кроме того, фундаменты и первая кладка глубокой портальной ниши центрального корпуса уже были готовы (начинал дворец строиться по другому проекту - архитекторов Франческо Боффо и Томаса Харрисона).

В строительстве дворца использовался в основном труд оброчных крепостных из Владимирской и Московской губерний. К постройке привлекались потомственные каменотесы и камнерезы, имевшие опыт строительства и рельефной отделки белокаменных соборов. Все работы производились вручную, примитивными инструментами.

Сооружение дворца началось со столового корпуса (1830-1834 годы). Центральный корпус возводился в 1831-1837 годах. В 1841-1842 годах к столовой была пристроена бильярдная. В 1838-1844 годах строились гостевой корпус, восточные флигели, все башни дворца, пятиугольник хозяйственных корпусов, оформлялся Парадный двор. Последним был построен библиотечный корпус (1842 - 1846 годы).

Самый большой объём земляных работ был осуществлен с 1840 по 1848 год с помощью солдат саперного батальона, которые соорудили террасы парка перед южным фасадом дворца.

Летом 1848 года на центральной лестнице, ведущей к главному входу, были установлены скульптурные фигуры львов, выполненные в мастерской итальянского скульптора Джовани Боннани. Львиная терраса завершила строительство и оформление дворцово-паркового ансамбля.

История дворца после постройки

До Октябрьской революции Воронцовский дворец принадлежал трем поколениям семьи Воронцовых.

После прихода Советской власти Воронцовский дворец был национализирован.

В середине 1921 года Воронцовский дворец открылся как музей.

В 1941 году началась Великая отечественная война. Эвакуировать экспонаты музея из Алупки, как впрочем и из многих других музеев Крыма не успели. Дважды музей подвергался угрозе разрушения, и оба раза спасал его старший научный сотрудник музея С. Г. Щеколдин. Оккупанты вывезли много художественных ценностей, из них 537 произведений живописи и графики, и лишь небольшую часть картин удалось разыскать после войны и вернуть во дворец. Об этом подробно написано в книге написанной по воспоминаниям Щеколдина "О чем молчат львы".

С 4 по 11 февраля 1945 года, во время Ялтинской конференции, Воронцовский дворец стал резиденцией английской делегации во главе с Уинстоном Черчиллем.

С 1945 по 1955 годы он использовался в качестве государственной дачи.

В 1956 году по решению правительства во дворце вновь стал функционировать музей.

С 1990 года - Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник.

Интерьеры дворца

Парадные интерьеры дворца почти полностью сохранили свою первоначальную отделку. Каждая из комнат индивидуальна, имеет только ей присущий колорит, отразившийся в названиях: Китайский кабинет, Ситцевая комната, Зимний сад, Голубая гостиная. Оформление Парадной столовой напоминает убранство рыцарских залов в средневековых замках. Она украшена богатейшей резьбой по дереву и четырьмя монументальными панно известного французского художника Юбера Робера (1733-1808).

Алупкинский парк

Шедевр садово-паркового искусства - Алупкинский парк. Его создатель - садовник-ботаник Карл Антонович Кебах (1799-1851) занимался планировкой и посадками растений в парке более четверти века. Парк являясь парком-памятником общегосударственного значения, входит в экспозиционную часть музейной территории, которая в общей сложности составляет 361 913 м².

Экспозиции музея

В настоящее время в Алупкинском музее существует несколько постоянных экспозиций. Девять парадных залов знакомят с бытом первых владельцев дворца и характером дворцовых интерьеров 30-40-х годов XIX века. В бывшем гостевом корпусе работает стационарная выставка «Фамильная галерея Воронцовых». В отдельных залах экспонируется «Дар профессора В.Н. Голубева» (русский и советский авангард), живопись Я. А. Басова «Поэзия пейзажа», художественные выставки «Украинская живопись», «Вдыхая розы аромат» (цветы в живописи). В парковом павильоне «Чайный домик» - выставки «Карты крымского полуострова», «Воронцовы и русские адмиралы», «Морские баталии» XVIII-XIX вв.".

В 2007 году в Шуваловском флигеле открыта новая музейная экспозиция «Дом графа А. П. Шувалова». В её основе - не выставлявшиеся ранее предметы убранства и личные вещи Воронцовых, Шуваловых, Воронцовых-Дашковых. В интерьерах дома представлены произведения искусства, отражающие стилевые особенности жилых помещений дворцов середины XVIII века.

Собрание Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника составляет почти 27 тысяч экспонатов основного фонда, a мемориальная библиотека М. С. Воронцова насчитывает более 10 тысяч книг.

Одна из картин музея - «Портрет князя Григория Потемкина» кисти Левицкого - подарена ему бароном Фальц-Фейном.

Воронцовский дворец в кинематографе

Территория дворца и прилегающего парка часто используется при съемках фильмов. Среди самых известных работ:

  1. 1961 - «Алые паруса»
  2. 1964 - «Обыкновенное чудо»
  3. 1964 - «Гамлет»
  4. 1972 - «Печки-лавочки»
  5. 1976 - «Небесные ласточки»
  6. 1986 - «Путешествие пана Кляксы»
  7. 2003 - «Безумный день, или Женитьба Фигаро»
  8. 2008 - «Сафо»
  9. 2009 - «Гамлет. XXI век»
  10. 2014 - «Беловодье.Тайна затерянной страны»
  11. 2015 - «Беловодье. Источник познания»

Воронцовские дворцы в других городах

  • Воронцовский дворец в Одессе
  • Воронцовский дворец в Санкт-Петербурге
  • Воронцовский дворец в Тифлисе
  • Воронцовский дворец в Симферополе
3748

Если вы выбрали для отдыха в Крыму в 2020 Алупку, то обязательно увидите на фотографиях, открытках, картинах, указателях по всему городу Воронцовский дворец. Самый величественный в Крыму, он стал настоящим украшением этого приморского городка и одной из главных достопримечательностей ЮБК, на которую ежегодно приезжают посмотреть миллионы туристов. Великолепная архитектура Воронцовского дворца в Алупке, роскошный парк, потрясающие виды на склоны Крымских гор и Черное море никого не оставят равнодушным.

Где расположен : Алупка, Дворцовое шоссе, 10.

Как удобнее всего добраться : проще всего приехать в Алупку из Ялты: сюда ходят маршрутки № 102, 115, 107. Из Симферополя и Севастополя добраться до Воронцовского дворца можно с автовокзала.

В какое время года лучше всего посещать : в любое время года в хорошую погоду.

Воронцовский дворец в Алупке возводился как резиденция генерал-губернатора Новороссийского края графа М.С.Воронцова. Надо сказать, что сам выбор Крыма для строительства этого величественного сооружения должен был льстить нашему полуострову: в те времена в Новороссию входила огромная территория от Одессы до Дона.

Дворец возводился по проекту английского архитектора Эдварда Блора, который «приложил руку» к строительству Букингемского дворца в Лондоне и замка Вальтера Скотта в Шотландии. До сих пор ведутся споры относительно того, был ли архитектор лично в Крыму или создал свой шедевр, руководствуясь исключительно рассказами об окрестных пейзажах. В первое верится больше, ведь Воронцовский дворец в Алупке идеально вписывается в ландшафт: его острые башенки словно повторяют пики Крымских гор, а совмещение нескольких архитектурных стилей, в том числе восточных, прекрасно отражает судьбу Крыма.

Возводился дворец в 1828-1848 годах под руководством еще одного английского архитектора, Уильяма Гунта. Параллельно со зданием велись работы и над созданием парка: за них был ответственен Карл Кебах, садовод, которому Крым обязан появлением великолепных садов и парков Фороса, Гаспры, Ореанды, Массандры, Мисхора.

Владеть дворцом Михаилу Семеновичу Воронцову пришлось недолго: он умер в Одессе в 1856 году. После него имение перешло его сыну, а затем - родственникам, богатым дворянам Воронцовым-Дашковым. В 1917 году Воронцовский дворец национализировали. Ему повезло намного больше, чем другим культурным объектам в Крыму: с 1921 здесь устроили историко-бытовой музей, с 1956-го - художественный музей. В 1990 Воронцовский дворец стал Алупкинским дворцово-парковым музеем-заповедником.

Архитектурный шедевр

Первое, на что обращаешь внимание, когда видишь фото Воронцовского дворца, - необычный цвет камня, из которого он возведен. Все прочие имения российских аристократов в Крыму радуют светлыми, белыми фасадами, в то время как резиденция графа Воронцова выглядит серой глыбой, затерянной в густой зелени. Здание возведено из диорита, серовато-зеленоватого камня вулканического происхождения. Добывали его здесь же, в Алупке, причем каждый блок обрабатывался вручную.

Воронцовский дворец встречает туристов Шуваловским проездом. Идя по булыжной мостовой, окруженной высокими стенами, кажется, что сейчас окажешься в настоящем средневековом замке. Однако достаточно одного взгляда на легкомысленные башенки, чтобы понять: Воронцовский дворец не так-то прост.

Блор объединил в проекте дворца неоготический и неомавританский стили. В Англии такое смешение назвали бы романтизмом, а вот в России - эклектикой. Северный фасад Воронцовского дворца со строгими линиями напоминает резиденции английских аристократов. А вот южный, обращенный к морю, оформлен в восточном стиле: эксперты говорят, что Блор вдохновлялся дворцом Альгамбра, резиденцией арабских правителей Испании в Гренаде. В парк ведет Львиная терраса - лестница, украшенная мраморными фигурами львов - аналогов скульптур с гробницы папы Климента XII в Риме.

Внутреннее убранство, как легко понять из фото Воронцовского дворца в Крыму, сохранилось практически неизменным с XIX века. Каждая комната имеет свое индивидуальное оформление - например, Китайский кабинет, Зимний сад, Голубая гостиная, Ситцевая комната. Очень оригинально в Воронцовском дворце в Алупке оформлена парадная столовая: она напоминает зал средневекового дворца. Залы украшены скульптурами и работами известных живописцев - итальянских, французских, английских и, конечно, русских мастеров. Всего в Воронцовском дворце около 150 комнат, включая подсобные помещения, но для посещения, конечно, отрыта лишь часть.

Воронцовский дворец - кинозвезда

Если при взгляде на фото Воронцовского дворца у вас возникает ощущение, что он вам знаком, это значит, вы ценитель классики советского кинематографа. Вряд ли есть другая , которая «засветилась» бы в таком количестве фильмов! Воронцовский дворец в Крыму изображал царскую резиденцию в «Обыкновенном чуде» и «Гамлете», «Трех мушкетерах» и «Небесных ласточках». Здесь снимали «Алые паруса», «Безумный день, или Женитьбу Фигаро» и «Сафо». Велика вероятность столкнуться со съемочной группой и летом 2020: залы и ландшафты дворца-музея постоянно используют при съемке художественных и документальных фильмов.

Экспозиции Воронцовского дворца в Крыму

В 2020 году в Воронцовском дворце вы сможете посетить такие экспозиции:

  • «Парадные залы Главного корпуса Воронцовского дворца».
  • Южные террасы.
  • «Квартира Дворецкого» в Хозяйственном корпусе.
  • «Дом графа Шувалова».
  • «Воронцовская кухня».
  • Интерьерные экспозиции «Кабинет графа И.И. Воронцова-Дашкова» и «Кабинет коменданта Гос. Дачи».
  • «Парижский архив» (картины и фотоматериалы - дар семьи Комстадиусов).
  • «Дар профессора В.Н. Голубева» (картины художников XX века).


Цена билета в Воронцовский дворец

Большинство экспозиций Воронцовского дворца работают без выходных. В любой день недели можно приехать и насладиться роскошным парком. Обратите внимание, что в однодневные экскурсии, которые можно купить практически в любом курортном городке Крыма, обычно не входит посещение залов, так что если хотите насладиться внутренним убранством Воронцовского дворца, придется подумать об этом моменте заранее. Впрочем, и осмотр экстерьера этого потрясающего здания и громадного парка (его площадь - более 40 Га!) оставит незабываемые впечатления! В целом на посещение этой достопримечательности, как и Никитского ботанического сада в Крыму, стоит выделить хотя бы 3-4 часа, а если хотите послушать экскурсию и пройтись по всем экспозициям, а после - еще и покупаться на алупкинском пляже, то запланируйте поездку на целый день!

Первый вторник каждого месяца для школьников и студентов устраивают бесплатные экскурсии. Сделать фото в Воронцовском дворце можно, доплатив 30 рублей. Кстати, у музея есть свой прейскурант на выездную регистрацию и профессиональную съемку, так что при желании можно устроить настоящий фотосет на фоне великолепного дворца!

Воронцовский дворец в Алупке является одним из самых посещаемых Ялтинских дворцов и единственным, который посетила я, да и то случайно. Не то, чтоб я не хотела его посмотреть, но очень не хотела делать это летом, уж слишком в это время там многолюдно.
Дворец построен в английском стиле, причём в постройке присутствуют элементы различных эпох, начиная с ранних форм и заканчивая XVI веком. Чем дальше от западных ворот, тем более поздний стиль постройки. Английский стиль сочетается с неомавританским стилем. Например, готические дымовые трубы напоминают минареты мечети. Дворец строился с 1828 по 1848 годы как летняя резиденция генерал-губернатора Новороссийского края графа Воронцова. Интересно, что Воронцовский дворец - одно из первых зданий в России, где для комфорта проживания были сооружены канализация и водопровод.

Главный фасад Воронцовского дворца


Дворцом владели три поколения семьи Воронцовых. С 1921 года в дворцовом комплексе функционировал музей. После Великой отечественной войны около 10 лет территория Воронцовского дворца являлась секретным объектом и здесь находилась дача для партийного руководства. Ныне это снова музей.

Воронцовский дворец находится на территории Алупкинского парка, который создавал известный ботаник и садовод Карл Антонович Кебах в течении 25 лет. Он проектировал поляны, размещал деревья, учитывая их размер. Это был вопрос принципиальный, ибо по замыслу Карла деревья не должны были загораживать шикарный вид на вершину горыАй-Петри.

Парк раскинулся на площади 40 гектар. Территориально делится на Верхний и Нижний парки. Парк устроен таким образом, что он дополняет местную природу. Здесь произрастает больше двухсот видов растений, которые были завезены из регионов Северной и Южной Америки, Средиземноморья. Стоимость разбивки парка в два раза выше строительства самого дворца. На содержание парка в 1910 ходу тратилось до 36000 рублей - огромная сумма по тем временам.


Карта Воронцовского парка

Достопримечательностью парка являются груды камней из застывшей магмы, выброшенные вулканом еще в незапамятные времена, получившие названия «Большой хаос» и «Малый хаос». Эти хаосы были тщательнейшим образом вписаны в планировку парка, через груды камней проложен десяток тропинок, образующих почти лабиринт, поставлены скамейки, устроены видовые площадки. Отдельные глыбы обвиты плющом и диким виноградом. Иногда очень сложно поверить, что находишься в парке, причем не заброшенном.

В парке построено большое количество фонтанов. Большинство из них построено по проектам В. Гунта.
Вообще в Крыму издавна есть традиция почтительного отношения к воде. Постройка фонтана, как в мусульманском Крыму, так и в российском, считалась делом достойным, и даже богоугодным. Где текла хоть какая-то струйка, ставили фонтанчик, украшали изречением из Корана или эмблемой инженерного ведомства, иногда выбивали дату. Вдоль старых дорог, в старых крымских поселениях этих старинных фонтанов сохранилось немало, многие до сих пор функционируют.

На территории парка также искусственно созданы три пруда: Верхний, Зеркальный и Лебединый. Вокруг прудов растут клены, ясени и кизил.

Для украшения дна Лебединого озера граф Воронцов заказал 20 мешков полудрагоценных камней, которые были доставлены на корабле. В солнечную погоду они создавали непередаваемую по красоте игру света.


Хозяин прогоняет уток из своих владений

Еще парочка интересных фактов о парке, если верить экскурсоводам. Воронцовский парк вырос буквально на крови, ибо почва под деревьями обильно удобрялась кровью свежеубиенных животных. За каждым деревом был закреплен отдельный садовник, который не спал, не ел, а следил за своим подопечным, холил, и лелеял.

Араукария чилийская своим названием обязана арауканам - индейцам, проживающим в Чили, для которых плоды этого дерева составляют основу рациона питания. Данному экземпляру более 130 лет. Оно плохо развивается в наших условиях. На своей родине оно вырастает в высоту до 50 метров, имеет ствол в диаметре до одного метра. В Крыму таких деревьев всего штук 5. Ветки Араукарии покрыты острыми колючками, поэтому ни мартышки, ни птицы не садятся на них.


Чилийская араукария


Сосна крымская


Фисташка туполистная


Нижний парк

Фонтан «Мария» выполнен по мотивам известного Бахчисарайского фонтана, воспетого Пушкиным. Фонтан выполнен из белого и цветного мрамора и украшен раковинами и розетками. Вода небольшими каплями падает из одной чаши в другую, образуя тихий, ровный ритм капель - «слёз».


Фонтан «Мария» (фонтан Слез)

Со стороны моря находится знаменитая львиная терраса.

Южный вход оформлен с восточной пышностью. Арабской надпись переводится как: «И нет победителя кроме Аллаха».


Коралловое дерево


Фонтан Бахчисарайский

Внутрь дворца я не пошла, уж очень не люблю стройный пробег в толпе. Может как-нибудь в другой раз побываю.


Зимний сад дворца

Во время проведения Ялтинской конференции в феврале 1945 года в Воронцовском дворце жила английская делегация во главе с У.Черчиллем. С ним связана любопытная история, которая произошла во время прогулки по парку Черчилля и Сталина. Черчилль, которому очень понравилась скульптура спящего льва, сказал, что он похож на него самого и предложил Сталину выкупить его. На это предложение Сталин ответил отказом, но предложил Черчиллю, если тот ответит на его вопрос правильно, то Сталин подарит спящего льва. «Какой палец на руке является главным?» - такой был вопрос Сталина. Черчилль ответил: «Конечно же указательный». «Неправильно» - ответил Сталин и скрутил фигуру из пальцев, которая в народе называется кукиш.


Спяший лев


Фонтан «Раковина»


Фонтан «Раковина»


Южный фасад Воронцовского дворца и Львиная терраса