Все о тюнинге авто

Конспект НОД «Идем в поход с друзьями. Как выбрать подходящий вид туризма и куда идти новичку. Мы пойдем в настоящий поход

Зачем нужны походы?

Детский туризм, как правило, рассматривают как один из методов оздоровления и закаливания. В дошкольной педагогике он обычно представлен в форме «слетов»: на большой полянке собирают детей из разных групп или из разных детских садов и устраивают для них эстафеты и состязания. По большому счету, такие слеты мало отличаются от традиционных спортивных досугов и праздников.

Это ничуть не умаляет их достоинств: дети гуляют и играют на свежем воздухе, им весело, обстановка необычная. Все рождает ощущение праздника.

Но от туризма здесь очень мало. Точнее, от психологии туризма.

Сердцевина туризма - это поход, путь к цели и, соответственно, преодоление препятствий, на пути к этой цели встретившихся. Поход - не просто «физкультурно-оздоровительное мероприятие на свежем воздухе». Это прежде всего перемещение в другую психологическую реальность, требующую особого поведения, предъявляющую особые требования к личностным проявлениям.

Что представляет собой «взрослый» поход? Группа людей движется по какому-то маршруту. Двигаться нелегко, потому что путники идут под рюкзаками. В рюкзаках - продукты и вещи, позволяющие обустроить временное жилище.

В назначенном месте разбивают лагерь и готовят пищу.

Романтика походов связана с временным отказом от привычных форм быта: кочевой образ жизни (вместо оседлого), отсутствие удобств городской цивилизации, простая пища, приготовленная на костре. Походный быт диктует участникам и особые формы ролевого поведения, более характерные для традиционного архаического общества, чем для современной жизни: мужчина («охотник», «воин», «защитник») ведет группу, несет на себе самое тяжелое снаряжение, выбирает место для стоянки, заготавливает дрова, разводит костер, дежурит ночью. А обустраивает жилье в палатке, поддерживает огонь «в очаге», распределяет продукты, готовит пищу, моет посуду, как правило, женщина.

Наградой за напряжение пути и установку лагеря становится общая трапеза. Это апогей перехода, точка единения группы, время всеобщей симпатии и благодарности друг к другу, переживание коллективного «мы».

Собственно, обычный пикник с шашлыками имеет тот же психологический смысл. Наша любовь к шашлыкам обусловлена не только и не столько вкусом мяса, сколько «памятью предков» о значении собрания древнего племени у огня, об архаическом способе приготовления пищи (мясо на вертеле, обжаривающееся над углями), о коллективной ритуальной трапезе после удачной охоты или во время скотоводческого праздника. Но пикник - голова без туловища. Он лишен свойственного походу напряжения, имитирующего совместное коллективное действие общины - переход на новое место, где больше дичи, или с одного пастбища на другое, бегство от врагов, движение ради захвата новых территорий и т.п.

Если задача пикника - коллективное расслабление, то задача похода - более сложное коллективное переживание. Даже движение по несложному маршруту - экстремальная ситуация, требующая от участников мобилизации всех личностных ресурсов - и физических, и психологических. Ощущение риска придает всему событию особую остроту и позволяет полнее пережить достижение цели - и на коллективном, и на индивидуальном уровне.

В силу этих особенностей туризм - очень эффективное средство подростковой педагогики, канализирующее потребность подростков в риске и их желание ощущать себя принадлежащими «стае».

Но использовать педагогические возможности похода можно и в работе с маленькими детьми, достигшими пяти-шести лет, - то есть с того возраста, когда они дорастают до сюжетно-ролевых игр и обучаются участвовать в играх с правилами.

Мы пойдем в настоящий поход!

Педагогическим средством поход дошколят становится только в том случае, если он сочетает в себе элементы сюжетно-ролевой игры со структурными элементами настоящего похода. С чем это можно сравнить? Ну, например, с набором детской игрушечной посуды. Чайный сервиз может быть пластмассовым, а может быть фарфоровым. Пластмассовая посуда - «не настоящая», это лишь имитация. А фарфоровая посуда - настоящая. В фарфоровые чашечки действительно можно наливать чай. Из них можно пить, их нужно мыть. А при небрежном отношении их можно разбить. Но при этом они остаются кукольными, детскими, игрушечными.

Так же и с походом малышей. Дети должны идти по настоящему маршруту к настоящей цели. Это значит, что маршрут должен быть незнакомым и сопряженным с препятствиями. Незнакомый маршрут можно проложить даже в знакомом лесопарке: достаточно сойти с привычной тропинки и пойти «по бездорожью». Препятствия возникнут «сами собой» - в результате природных особенностей местности.

К примеру, глубокий овраг. Спуститься по склонам на дно всегда немного страшновато: на дне темнее, вдруг там кто-нибудь есть? Это требует усилий и осторожности. Наверх карабкаться тоже непросто: на крутизне приходится вставать на четвереньки.

Заросли кустарников. То ли их надо обходить, то ли надо найти лазейку. А может быть, следует расчистить путь для группы, убрав валежник и обломив сухие веточки. Задача, требующая действенного решения.

Переправа через ручей. Ручеек, конечно, узенький и мелкий. Но промочить ноги в нем можно. Каждый настоящий турист понимает, что делать этого не следует.

Препятствия - скорее, не препятствия в действительном смысле слова, а просто «неровности» пути на пересеченной местности. Но они обыгрываются (сюжетная составляющая походной игры), сложность их преодоления оговаривается, специально нагнетается. Перед каждым новым этапом ведущий (командир группы, отряда) перечисляет «опасности», которые могут быть связаны с переходом: «Посмотрите: здесь нет настоящего моста. Только бревно. Можно оступиться и промочить ноги. Можно удариться и поцарапаться. А можно испачкать воду и рассердить лесовика. Тогда он начнет нам мешать двигаться по лесу. Переправляемся по одному, никто не толкается, все внимательно смотрят, не произошло ли что-нибудь непредвиденное с членом вашей группы, идущим перед вами. И главное - не шуметь. Не нужно привлекать к себе лишнего внимания. Вас могут заметить недруги. А вы в любой момент должны услышать команду ведущего - даже если она произносится шепотом».

Так преодоление препятствий приобретает для ребенка психологическую ценность: «Было трудно, но я это сделал!». Кроме того, движение с препятствиями дает основание ведущему требовать от группы организованности и дисциплины, слаженного коллективного действия. От собственной организованности дети очень быстро начинают получать удовольствие: выдерживают движение в колонну по одному, подают друг другу руки на спусках и подъемах, обучаются двигаться парами и тройками с интервалами.

Просто долго идти - в парах, друг за другом или даже гуськом - утомительно. За счет препятствий, за счет различного ритма и различных способов передвижения путь становится интересным, разнообразным.

Хлеба горбушку - и ту пополам!

Еще одна важная деталь похода - привалы. Они играют роль передышек в напряженном преодолении препятствий. На не очень длинном маршруте привалов не должно быть много: один-два. И они не должны дублировать завершающую трапезу. Привал - удобный случай «разыграть» ситуацию «Хлеба горбушку - и ту пополам».

Привал! Рюкзаки снять, рассаживаемся по кругу на сидушках.

Рюкзаки в походе - вещь обязательная. Это знак: «Мы - туристы». Но лежать в детском рюкзаке могут только очень легкие вещи: пара запасных носочков, накидка от дождя, пластмассовая кружечка, салфетки и бутерброд. В этом отличие детского похода от взрослого: дети не должны двигаться на пределе физических возможностей и нести тяжести. Они просто должны идти и нести - что уже требует усилий.

Среди перечисленного снаряжения бутерброд - один из важнейших предметов. Почему - выяснится чуть ниже. А пока - о сидушках. Слова «сидушка» ни в одном словаре нет. Это туристический сленг. Обозначает квадратик, вырезанный из старого коврика-пенки. К квадратику прикреплена широкая резинка, с помощью которой сидушка удерживается на поясе. В нужный момент ее сдвигают с пояса на попку и садятся, где хотят: теплоизоляция обеспечена.

Мы с вами уже приблизились к цели. Но впереди - еще один участок непростого пути. Чтобы его одолеть, группе нужно подкрепить силы. Туристы, доставайте из рюкзаков кружки. Бутерброды пока не трогаем. Вы помните: бутерброды предназначены для общей трапезы. А сейчас каждый получит кусочек хлеба.

Всем досталось? Теперь нужно разлить воду. Воды у нас всего две бутылочки. Надо так разлить воду по кружкам, чтобы всем хватило. (Вот ведь как: опять должно всем хватить!) Предлагаю сегодня поручить это туристу Маше: она в прошлое свое дежурство очень хорошо разливала компот. Должна справиться с задачей и в полевых условиях.

И вот Маша берет бутылку и идет с ней по кругу. Это слегка напоминает религиозное действо - с такой сосредоточенностью и так аккуратно она наполняет кружки: чтобы ни капельки не пролить, чтобы в каждую наливалось примерно столько же, сколько в предыдущую. Налить воду в первые две кружки помогает взрослый (из полной бутылки разливать неудобно) и дает совет - сначала разливать понемножку. Всем достанется воды - можно пройти по кругу еще раз.

Ради этих ситуаций, когда постоянно требуется оглядываться на других, соизмерять их силы и потребности со своими, и затевается поход.

Дело не в том, что ты быстрее всех вскарабкался на склон. Двигаться дальше нельзя, пока препятствие не преодолеют все. Самое опасное в лесу - отбиться от группы. Поэтому, прежде чем штурмовать овраг, требуется разработать тактику подъема: например, разбиться на пары или на тройки, чтобы помогать друг другу и контролировать движение. Так всегда делают альпинисты.

Тут партнера не просто по дружбе выбираешь. Тут нужно думать, кому больше всего нужна помощь.

А на переправе через ручей можно разыграть «мужскую партию». Для этого понадобятся две пары высоких сапог, которые до поры до времени несет в рюкзаке кто-то из взрослых. В сапоги облачают двух смельчаков, которые, наравне со взрослыми, спускаются в воду, чтобы поддерживать проходящих по бревну товарищей. Можно дать им в руки толстую веревку, играющую роль перил. Драматичность и значимость поступка подчеркивается: «Дно чувствуешь? Устойчиво стоишь? Первый пошел! Держи крепче! Страхуешь?»

Дошколята, в лямки!

Хлеб съеден, вода выпита, кружки укладываются обратно в рюкзаки. Ведущий отдает команду:

Подъем! В лямки!

Это настоящая туристская команда. Означает, что нужно надевать рюкзаки.

Трогаемся!

Особые команды, особый тон, особый язык, которые в этой ситуации используют взрослые, обращения к детям с «довеском» турист - эта сторона детского похода подчеркнуто демонстративна, утрирована по сравнению со взрослым походом: дошколятам нужна постоянная подпитка, чтобы они ощущали себя внутри роли.

Наконец маршрут пройден: дети выходят на заветную поляну, к заветному холму или к заветному дереву. Дальше возможны различные сценарии разворачивания событий. На поляне, к которой шли дети, может ждать лагерь - с палаткой и кострищем (или без кострища - в зависимости от того, можно или нельзя разводить в данном месте костер). Это может быть просто натянутый тент и импровизированный стол, за которым предстоит есть всем участникам похода.

Если дети в походе уже не в первый раз, а маршрут предполагается не очень сложным, можно включить в сюжет установку палатки или тента вместе с детьми.

Детей может кто-то встречать: Главный Турист, Хозяин Леса, Отшельник, Вождь племени и т.п. Достигнув цели, они должны обнаружить какой-нибудь важный для дальнейших событий предмет - «волшебный», «потерянный», «похищенный», значки со словами «настоящий путешественник», шоколадные медали и т.п.

Все зависит от того, какая мотивировка предшествовала походу.

Поход можно насыщать сказочными реалиями, а можно, наоборот, подчеркивать его «натуралистическую» сторону. Это не важно.

В восприятии детей экстремальность ситуации тождественна ее волшебности.

Прощай, мой бутерброд!

Кульминация действа имеет три вершины: первая - достижение места пути; вторая - обнаружение предметов или человека, которые были целью движения; третья - та самая трапеза, смысл и значение которой были уже описаны.

Трапеза - самая последняя вершина. Через нее осуществляется переход от напряжения к расслаблению. В подготовке трапезы принимают участие девочки или дежурные. Перед этим разыгрывается общая сцена под названием «Прощай, любимый бутерброд!».

От прибывших в лагерь требуется снова раскрыть свои рюкзаки и выложить личный бутерброд на общий стол, сдать в «общий котел». Действие происходит не без внутренней борьбы. Чем больше ребенок ощущал себя внутри группы, чем больше затронуло его коллективное переживание, тем легче ему расстаться с лакомством, изначально ему принадлежащим, заботливо приготовленным мамой или бабушкой специально для сыночка-внучонка. Случается (особенно на первых порах), что эта жертва оказывается для ребенка непосильной: бутерброд утаивается и судорожно поедается под сенью ближайшего куста. То есть без всякой радости. И это, конечно, обнаружится. Но взрослый не станет взывать к стыду и совести нарушителя - разве что усмехнется. Альтернативой проглоченному впопыхах куску станет великолепие общего стола. Там так много всего, там все так красиво, так вкусно! А почему? - не замедлит уточнить ведущий. Да потому что ВСЕ (или почти все) выложили свои бутерброды на общий стол, и количество бутербродов, как по волшебству, удвоилось и утроилось. Как в сказке. (На самом деле за счет тех продуктов, которые несли взрослые.) Теперь каждый может съесть не по одному, а по три и даже четыре бутерброда. К тому же все бутерброды разные: можно выбирать.

Осталось последнее испытание.

Найдите на столе самый красивый кусок, самый вкусный бутерброд. Возьмите его, но не надкусывайте. Скажем друг другу: «Приятного аппетита!» А теперь… отдайте этот замечательный бутерброд своему соседу слева (или справа).

После трапезы детям дается немного «вольного» времени (минут десять): побегать, посидеть, поговорить. Затем звучит команда сворачивать лагерь, собрать мусор на стоянке и уложить рюкзаки.

Обратный путь должен пролегать по другому маршруту - самому короткому и простому из всех возможных. От детей уже не требуется никаких «подвигов». Они устали и физически, и эмоционально.

Следы на старой штормовке

Такой поход требует и от взрослых, и от детей достаточно серьезной подготовки.

Подготовка сама по себе может вылиться в серию увлекательных и познавательных занятий.

Детям надо рассказать о настоящих походах, кто, когда и куда ходил; о том, что туристы - наследники путешественников прошлого, первопроходцев. Туристы отправляются в трудные и опасные путешествия, чтобы испытать себя и своих друзей, чтобы научиться выдержке, закалить волю, развить терпение и способность к сочувствию.

Если кто-то из родителей ваших воспитанников когда-то ходил в походы, у него наверняка есть фотографии, слайды или видеофильмы, которые можно показать детям. Слайды и фильмы предпочтительней: они оказывают более сильное воздействие.

На занятиях детям показывают настоящие предметы туристического снаряжения. Лучше такие, которые уже прошли вместе со своими хозяевами огонь, воду и медные трубы. Настоящие вещи, манипуляция с ними разжигают любопытство и страстное желание пойти в поход.

Если кто-то из родителей или педагогов может показать малышам штормовку «со следами опасностей и приключений» («Выштопан на штормовке лавины предательский след»), это как раз то, что надо. Вот такая вылинявшая, старая куртка с капюшоном. А как она выручала своего хозяина! Можно обсудить, почему штормовка защитного зеленого цвета, какими свойствами она обладает. Можно даже ее примерить.

Про рюкзаки тоже можно сочинить замечательный рассказ. С какими рюкзаками ходили в походы раньше, когда дедушка и бабушка были молодыми. Как рюкзаки менялись, почему и зачем. Нужно обязательно продемонстрировать детям настоящий большой рюкзак, в который без труда влезает ребенок, рассмотреть все его кармашки и ремешки.

Эти знания пока не пригодятся детям. Они избыточны. Предстоящий им поход не предполагает трудных перевалов, лавин, ночевок в мокрых палатках и даже вечеров у костра. Но они нужны для того, чтобы создать настроение ожидания, чтобы погрузить детей в энергетическое поле предстоящего события. Подготовка походной формы, личного снаряжения, его проверка - как перед выходом в настоящие большие походы - все это создает нужную атмосферу, усиливает ожидание события, заставляет серьезно относиться к словам взрослых.

И сильно помогает в решении проблем с дисциплиной.

Знания по обеспечению безопасности жизни в преддверии похода оказываются актуальными. ОБЖ перестает быть абстрактным предметом.

Дисциплинарные правила должны «въесться в печенку». В обычной жизни это труднодостижимо, не нужно и даже вредно. Но поход - экстремальная ситуация, и дисциплина на маршруте должна быть безукоризненной. Это позволяет снизить риски, связанные с передвижением группы малышей по новой территории, за пределами участков детского сада.

В лесу двигаются в том порядке, который определяет ведущий. В группе есть головной и замыкающий. Головного нельзя обгонять. Замыкающий всегда идет последним. Отбегать в сторону нельзя.

В лесу нельзя кричать: во-первых, нужно уважать лес. Во-вторых, из-за шума можно не услышать команды ведущего.

Спускаться по склону нужно только в том месте, которое укажет ведущий. В овраге можно наткнуться на опасные предметы.

Через кусты двигаться надо так, чтобы ветки не хлестали сзади идущих.

Способы передвижения и умение слушать команды надо отрабатывать с детьми во время прогулок на участке.

Ведущий может завести себе сигнальные приспособления. К примеру, свисток и свистульку. Звук свистка будет обозначать экстренную ситуацию. По этому звуку все члены группы должны бежать к ведущему и встать вокруг него плотной кучкой. Свистулька, издающая более мелодичный звук, может регулировать движение на расстоянии: короткий звук - всем застыть на месте. Длинный звук - останавливается головной, остальные члены группы спешат к нему подтянуться.

Естественно, в лесу без разрешения ничего нельзя рвать и совать в рот: можно отравиться. Есть и пить, когда захочется, тоже нельзя. Группа должна учитывать все запасы воды и питья. В походе всякое может случиться: можно сбиться с маршрута, заблудиться. Тогда потребуется расходовать те продукты, что лежат в рюкзаках. Пить во время движения вредно: человек начинает сильнее потеть, и это еще больше усиливает жажду.

В преддверии романтического приключения даже не очень послушные и гиперактивные дети выражают готовность подчиняться правилам. Их мотивация на предстоящий поход, желание соответствовать заданным образцам оказываются сильнее привычных форм поведения. На маршруте таким детям (в частности, мальчикам) надо поручать «самые опасные» задания: разведку пути, страховку, преодоление препятствий в головном отряде. Общий характер несколько военизированной обстановки помогает детям с проблемами самоуправления и воли сосредоточиться и следовать правилам.

(Однако нельзя исключать случаи, когда ребенок настолько плохо владеет собой, что его присутствие на маршруте ставит под угрозу благополучие всей группы. В этом случае требуется специальный взрослый, который берет на себя ответственность за такого малыша и контроль за его поведением. Если такого взрослого нет, гиперактивного ребенка на данном этапе лучше не брать в поход.)

Кроме работы с детьми, от организаторов похода требуется проложить маршрут, определить игровые и оценить реальные опасности продвижения. За полтора-два часа до выхода кто-то из взрослых должен пройти по маршруту еще раз, чтобы проверить: не появились ли на месте предполагаемых привалов и переправ битые стекла и другие опасные предметы.

В лесу лучше двигаться небольшими группами по 8–10 детей в сопровождении двух взрослых (не менее двух взрослых). Войдя в лес, отряд может сначала двигаться по общему маршруту, а потом разойтись группами по разным маршрутам. Или группы должны следовать через одни и те же точки препятствий, но в разной очередности. У каждой группы с собой обязательно должны быть походная аптечка и сотовый телефон. Кроме функции безопасности, сотовые телефоны могут выполнять дополнительные игровые функции - налаживание связи с командным пунктом, координация действий отрядов, получение экстренных команд из лагеря или центра управления походом. Кого-то из детей можно назначить радистами.
А можно в первых походах оставить эту функцию взрослым.

А вообще - можно придумать много интересного. Лес и дети всегда подскажут, что именно.

Алла Смыкова
Конспект НОД «Идем в поход с друзьями»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 8 поселка городского типа Черноморского, муниципального образования Северский район

Открытый просмотр

НОД по познавательному развитию в подготовительной группе по теме :

«Идем в поход с друзьями »

Место проведения МБДОУ ДС КВ № 8

Подготовила воспитатель

первой квалификационной категории

Смыкова А. В.

«Идем в поход с друзьями »

Задачи : вызвать у детей желание заниматься спортом (спортивным туризмом, формировать потребность в здоровом образе жизни, вызвать радостные чувства от получения новой информации о туристическом оборудовании и практических действий с ним. Закрепить знания детей о предметах опасных для здоровья. О безопасном поведении в природе. Вызвать желание беречь природу.

Материалы и оборудование : туристическое снаряжение : рюкзак, палатка, спальный мешок, фонарик, компас, карта маршрута, плащ, защитные «фонарики» для обуви, альпеншток (специальная туристическая палка) посуда металлическая и стеклянная, подушка, одеяло, спички, котелок, большая кастрюля, махровый халат, тапочки, куртка, кроссовки, маленький рюкзак, пластиковая бутылочка с водой, картинки с изображением продуктов, пригодных для длительного пешего перехода и непригодных для него, пакет с продуктами (муляж) ; стол, стулья, зонтик, аптечка, туалетные принадлежности. Видеооборудование, фотографии гор, леса, рек и звуковое сопровождение к ним.

Ход занятия:

К ребятам заходит турист с рюкзаком в специальной одежде и обуви.

Турист : здравствуйте ребята

Дети здороваются.

Воспитатель : ой ребята, кто это к нам пришел?

Ответы детей (это турист, человек с рюкзаком, путешественница и др.)

Турист : верно, я турист. Меня зовут Алла Владимировна. Я собираюсь отправиться в поход в горы , но только мне нужно как следует подготовиться. Трудно мне придется, но что делать.

Воспитатель : Я помогу Вам, Алла Владимировна, собрать все необходимые вещи, вот бы нам еще помощников где-то найти.

Дети предлагают свою помощь.

Турист : да с такими помощниками я быстро соберу рюкзак!

Дети проходят в помещение, в котором разложены на ковре различные предметы (см. материалы и оборудование)

Турист : Ой! Здесь так много всего! Всё это в рюкзак не поместится. Надо взять только необходимые вещи, а самое главное – лёгкие по весу. Если мы останемся в лесу ночевать, как вы думаете, что из этих вещей нам понадобится? (палатка, спальный мешок, коврик туристический («пенка» ). Дети могут назвать подушку и одеяло (можно предложить ребятам, упаковать эти предметы в рюкзак, чтобы стало понятно, что объемные и тяжелые вещи нам не подходят).

Турист : Что же еще взять?

Дети выбирают подходящую для похода одежду (куртка, кроссовки, другая спортивная одежда, сами приходят к выводу, что халат и тапочки лучше не брать.

Выбирают подходящую посуду (металлическую, пластиковую) . Дети объясняют, что стеклянная посуда может разбиться в походе , а купить другую в лесу будет негде, и еще осколками можно нечаянно пораниться или испортить рюкзак. Приходят к выводу, что большую кастрюлю тоже не стоит брать, а лучше взять легкий и удобный котелок.

Турист : теперь очень важный этап наших сборов! Надо выбрать нужные продукты.

Ребята составляют список продуктов (выбирают карточки с изображением продуктов, подходящих, по их мнению, для длительного путешествия). Обращают внимание на то, что продукты должны быть легкими и долго храниться без холодильника. Пакет – муляж с продуктами кладут в рюкзак.

В отдельные карманы рюкзака складывают карту маршрута, компас, аптечку, документы, плащ, фонарик, защитные «фонарики» для обуви, туалетные принадлежности, спички (зажигалку, пластиковую бутылочку с водой. Дети рассматривают оставшиеся предметы и сами рассказывают, почему не стоит брать с собой стол, стулья и зонтик. Турист показывает, как можно легко поднять тяжелый рюкзак (выставить вперед ногу, поднять двумя руками рюкзак на колено, а затем закинуть его на спину, предлагает 2-3 детям потренироваться с маленьким рюкзаком.

Турист : Осталось взять альпеншток (туристическую палку) и можно отправляться в поход . Дети внимательно рассматривают карту маршрута.

На экране появляются фотографии горных массивов, рек, ручейков, леса (Сопровождаются соответствующими звуками леса, реки) .

Турист приглашает всех в поход . Дети идут, имитируя переход через реки, восхождение на горы, перепрыгивая ручейки. Подают друг другу руки. Прислушиваются к звукам (голоса диких зверей, смотрят под ноги.

Турист : ну что, ребята, устали? Тогда готовимся к ночевке в лесу.

Дети открывают рюкзак, достают всё необходимое для ночевки (палатка, спальный мешок, коврик «пенка» ). Дети расстилают палатку, собирают дуги (воспитатель и турист следят за безопасным поведением детей и, при необходимости, помогают). Взрослые устанавливают дуги, а ребята пристегивают палатку. Все вместе накрывают палатку тентом. (установка современных палаток занимает не более 3 минут времени) . Затем в палатку кладут коврик – пенку, спальный мешок. Взрослые могут показать, как быстро «упаковаться» в спальник. Дети могут помочь застегнуть. (Когда из спального мешка видны только глаза взрослого – это очень забавно и весело).

Ребята готовят место для костра, импровизированного стола, вечерних посиделок. Все могут посидеть и полежать в палатке.

Турист : спасибо вам за помощь в подготовке к походу , за то, что пошли вместе со мной. С вами было весело и радостно, вы смелые, отважные и надежные ребята, я горжусь вами. А кто из вас хочет пойти в поход с мамой , папой, друзьями ? (ответы детей) . Теперь вы не только сможете самостоятельно собрать рюкзак, но и научить друзей и даже взрослых .

До свидания, ребята. А в следующий раз я расскажу вам о скалолазании, покажу замечательные фотографии и видео, а так же специальное оборудование. До встречи, друзья !

(Палатку целесообразно оставить на ковре в групповой комнате, до конца дня, чтобы дети внимательно рассмотрели её устройство, задали вопросы взрослым)

Публикации по теме:

«Мы идем в зоопарк»… Под таким названием прошел открытый просмотр НОД по физической культуре с детьми 1 младшей группы. Цель данного занятия.

«Осенний туристический поход». Конспект НОД в рамках образовательной области «Познание» Конспект непосредственно образовательной деятельности в рамках образовательной области «Познание» Осенний туристический поход в средней.

Конспект НОД по аппликации в старшей группе «В родные края с друзьями» Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы МДОУ «Детский сад «Дружба р. п. Дергачи Саратовской области.

Конспект НОД по физической культуре в средней группе «Поход на весенний луг» Цель: формирование и укрепление физического здоровья детей. Задачи: Учить детей ходить и бегать, делая свободные координированные движения.

От поиска маршрута до правильной экипировки - что делать, если вы решились отправиться в отпуск с палаткой.

В закладки

Летом всем очень хочется куда-то убежать от душного города и от самих себя. Даже если вы никогда не выезжали надолго на природу, не занимались спортом и вообще мало путешествовали, вы можете начать ходить в походы без подготовки. Главное – заинтересоваться и вдохновиться пешим туризмом.

Но что делать тем, кто ничего не знаете о походах и не понимает, что нужно покупать и с чего начинать? TJ составил инструкцию, которая поможет распланировать действия.

Как выбрать подходящий вид туризма и куда идти новичку

Вообще туризм бывает пеший, водный, горный, велосипедный и лыжный. Походы на мотоцикле, автомобиле и парусе - это тоже виды туризма. Без хорошей физической подготовки лучше не пробовать сразу горные походы, а для водных и велосипедных понадобится основательное снаряжение. Новичкам лучше пробовать силы в самом простом виде туризма – пешем. Там придётся отвечать только за себя (потому что нет техники), к тому же вам будет легче корректировать маршрут.

Для начала лучше выбирать популярные и хорошо проходимые маршруты . Избегайте болотистой местности. Ищите те маршруты, где на пути есть чистые реки или родники. Начинать лучше с природы своей и соседних областей, а уже потом планировать выходы в Карелию, на Алтай или в Крым.

Где искать информацию и единомышленников

Основную информацию о походах можно найти на туристических сайтах , форумах и на YouTube. Если вы уже примерно понимаете, что брать и куда идти, читайте чужие отчёты о походах. Их чаще всего пишут люди с большим опытом, многие ездят в дикие места на Кавказе, Алтае и даже Камчатке.

Если никто из ваших друзей пока не готов подписаться на километры пути, холодные ночи и кучу насекомых, можно попробовать найти единомышленников. Есть довольно много туристических клубов и организаций, чаще всего они создаются на базе университетов . Чтобы к ним попасть, достаточно просто их найти (учиться в этом университете и вообще быть студентом необязательно). В социальных сетях тоже много сообществ, где участники делятся опытом и приглашают присоединиться к своему походу.

Для тех, кто не доверяет самодеятельности и хочет, чтобы на первых порах за него всё распланировали, есть туристические фирмы , которые организуют походы. Маршруты, которые предлагают они, могут быть более сложными и живописными.

Что нужно взять с собой

Для начала нужно найти самые необходимые вещи, без которых вы просто не сможете устроить ночёвку - это рюкзак, палатка и спальник. Для коротких походов подойдёт небольшой рюкзак (35-50 литров), для недельных и больше придётся брать 80-120 литров. Рюкзак должен хорошо на вас сидеть, прилегать к плечам и спине, иметь удобный пояс.

Палатку лучше всего брать обычную, двух-трёхместную. По стоимости они начинаются от пары тысяч рублей.

Для тёплого лета подойдет почти любой дешёвый спальник. Для холодного лета и других сезонов спальник стоит выбирать внимательнее, обращать внимание на температуру комфорта (та, с которой вы в нём будете хорошо спать и не мёрзнуть) и температуру экстрима (та, в которой вы выживете в этом спальнике). Обязательно берите с собой в поход коврик: он изолирует от холода и нужен для того, чтобы постелить его на дно палатки, а уже потом класть спальник.

Минимальный набор для приготовления еды в походе - это горелка, газовый баллон и кастрюля. Из важных вещей в поход ещё стоит взять нож, зажигалку, фонарик, репеллент и аптечку. Летом очень пригодится солнцезащитный крем.

Из одежды лучше брать синтетические футболки (они быстрее сохнут) и любые удобные штаны. Из обуви подойдут и разношенные беговые кроссовки, но лучше подобрать специальные трекинговые. С собой нужно взять тёплую толстовку или флисовую кофту, дождевик и несколько пар запасных носков. Для холодного сезона нужна куртка с капюшоном, шапка, перчатки и термобелье.

Где и как это искать

Всю одежду и снаряжение можно найти в сетевых спортивных магазинах, вроде «Спортмастера» или «Декатлона». Есть и специальные туристические магазины - они обычно более дорогие. Многие вещи можно отыскать в простом гипермаркете: недорогую посуду, резиновые сапоги, одежду. Если вы не спешите и хотите сэкономить, то закажите все онлайн в китайских магазинах.

Для особо изобретательных бюджет на экипировку может быть почти нулевым. Самый скромный вариант снаряжения можно собрать за 5-6 тысяч рублей, особенно если поделить некоторые вещи на двоих-троих друзей. Более приличный вариант с удобным рюкзаком, устойчивой палаткой и тёплым, компактным спальником будет стоить 15-20 тысяч. Настоящие безумцы могут тратиться бесконечно.

Что положить в рюкзак и как быть с едой

Для похода очень важно подобрать маршрут. В первые разы лучше всего находить в интернете уже готовые маршруты с подробными описаниями. Самый простой и дешёвый вариант для ориентирования на местности - карта (её надо не забыть защитить от дождя) и компас. Но стоит сказать, что в лесу довольно трудно ориентироваться по тропам, если это не очень исхоженный маршрут. Лучше всего купить навигатор и для подстраховки иметь приложение с картами в телефоне.

Перед сбором вещей составьте список, чтобы ничего не забыть.

Вещи в рюкзак лучше упаковывать модулями (отдельно еда, отдельно одежда, отдельно аптечка и средства гигиены). Тяжёлые вещи кладите к спине, так рюкзак будет легче нести. Обязательно хорошо упакуйте спальник и сменную одежду, чтобы не промочить их. Для защиты от влаги можно складывать вещи в специальные гермомешки, но на первых порах их могут заменить вакуумные пакеты и плотные мусорные мешки, скреплённые скотчем.

Хорошая инструкция по сбору походного рюкзака от путешественника и инструктора лагеря NOLS Марко Джонсона

Еда, которую вы берёте с собой, должна долго храниться. Для неё есть ещё два важных критерия: питательность и вес. Ваш набор еды должен быть одновременно калорийным, содержать белок и углеводы, и в то же время весить немного, чтобы вы не умерли под тяжестью рюкзака. Берите с собой разные каши, макароны, лапшу, сухое пюре, сырокопчёную колбасу и тушенку, плавленый сыр, хлеб или сухари. От иностранных туристов к нам пришла такая штука, как трэйл-микс. Это смесь разных снеков: орехи, сухофрукты, семечки, сушки, банановые чипсы, мюсли, M&M’s и всё, что вы ещё сможете придумать. Трэйл-микс спасает во время переходов и когда нет времени на обед.

Если есть свободное место, можете взять что-то приятное для себя и съесть в первый день. Это может быть шоколадка, баночка колы, пара яблок или мамин пирог.

На природе может случиться всякое, поэтому обязательно берите с собой аптечку. В ней должно быть всё для перевязок, обезболивающее, жаропонижающее, лекарства для желудка, противопростудные средства и лекарство от аллергии. Также нужно учитывать личную непереносимость препаратов и не забыть взять те лекарства, которые могут понадобиться именно вам. Ещё лучше будет не пожалеть денег и пройти курсы первой помощи или поискать бесплатные лекции по медицине.

Перед тем, как отправиться в путь, обязательно скажите своим родственникам или друзьям, куда вы идёте и когда собираетесь вернуться, чтобы не повторять историю героя фильма «127 часов».

И, наконец, о чём нужно помнить в путешествии

Если вы уже в походе, очень важно правильно распределять силы. Чередуйте ходовое время и отдых. В идеале нужно 40-50 минут идти, после чего 10-15 минут отдыхать и так чередовать. В походе всегда поддерживайте активность и достаточное количество энергии: плотно завтракайте, в середине дня обедайте, ужинайте тоже плотно, желательно горячей пищей (чтобы меньше мёрзнуть ночью). День лучше начинать рано утром, а вечером ставить лагерь до наступления темноты. В походе также обязательно следите за количеством оставшейся воды и заранее рассчитывайте её расход.

В походе, как и в любом путешествии, может случиться что-то непредвиденное. Например, может резко ухудшиться погода. На этот случай вы должны быть хорошо экипированы и всегда иметь варианты корректировки маршрута. Более неприятный момент – возможные травмы, отравления, перегрев и обычные проявления болезней, которые не страшны в городе, но могут заставить беспокоиться на природе. В таком случае вам нужно иметь при себе все необходимые лекарства и тоже при необходимости быстро менять маршрут.

Также часто бывает, что не все участники похода находят общий язык в полевых условиях. В походе всё, как везде: одни устали, другие строят из себя лидеров, третьи откровенно мешают. Разница лишь в том, что вы не можете все легко разойтись в разные стороны. К таким вещам нужно просто быть морально готовым и, если что, брать всё в свои руки.

Описывать возможные трудности в походе можно бесконечно. Для большинства самым удачным решением будет не паниковать и проявить смекалку. Любую сложную ситуацию можно воспринимать как тренировку своей изобретательности и выносливости. И главное – не забывать, что вы сами для себя все это придумали и захотели выйти из зоны комфорта.

Организация походя является очень трудоемким и ответственным делом, поэтому без помощи других участников вам не обойтись. Вам, как руководителю, нужно будет распределить обязанности всех участников группы. Проведите общую встречу и на назначьте походные должности. Например – финансиста, то есть человека, который будет подсчитывать все затраты, завхоза, отвечающего за устройство ночлега и стоянок, повара, который будет готовить пищу, медика, желательно имеющего медицинское образование, фотографа, кострового, ответственного за разведения огня и так далее.

Следующим пунктом идет разработка маршрута. Определитесь с районом, в котором вы желаете путешествовать. Распределите нагрузку по километражу в зависимости от физических возможностей участников похода. Помните, что правило пять километров в час может не соответствовать действительности, так как на движение оказывает огромное влияние бездорожье и рельеф местности. Примерно рассчитывайте на среднюю скорость два-три километра в час с привалами. Также продумывайте маршрут таким образом, чтобы каждый вечер рядом был источник питьевой воды – ручей, родник либо озеро.

Групповое снаряжение – сюда входят палатки, костровое оборудование, групповая аптечка, кухонные принадлежности, карта и компас, ремонтный набор, естественно, продукты питания и так далее;

Личное снаряжение – это спальный мешок, рюкзак, дождевик, седушка, коврик, посуда для еды, нож, а также личные вещи участников.

Можно сказать, что на этом организация похода и заканчивается, однако есть еще несколько практических моментов, касающихся уже непосредственно самого похода, а не его предварительной подготовки. Их вам, как руководителю, также необходимо знать.

В любом походе очень важно правильно разместить вещи в рюкзаке. Сначала на дно укладывается картон, затем более тяжелые вещи, например, кульки с продуктами и консервы, после чего все остальное таким образом, чтобы рюкзак был верно сбалансирован. К той части рюкзака, которая будет прилагать к спине, нужно прикрепить мягкие вещи. Палатку в чехле следует привязывать к нижней либо верхней части. Нагрузка на одного человека, в зависимости от его физических возможностей, составляет примерно от пятнадцати до двадцати килограмм.

Поход должен проходить с равномерной физической нагрузкой и чередованием его с периодами отдыха. Среднее расстояние, которое рекомендуется преодолевать в день с рюкзаком среднего веса, составляет двадцать – двадцать пять километров. Пешие переходы следует осуществлять в не жаркий период суток – как правило, в начале и конце дня. В полдень нужно устраивать дневной продолжительный отдых всей группы.

Для похода необходимо назначить ведущего и замыкающего. Первый должен выбирать наиболее удобный путь и задавать самый оптимальный темп движения. Второй не должен допускать отставания отдельных членов группы, помогать уставшим и подавать сигналы ведущему.

Через каждые пятьдесят минут движения необходимо делать десятиминутный привал для отдыха, после каждого третьего перехода – двадцатиминутный перерыв. Поначалу темп движения должен быть медленным. После каждого привала по истечении пятнадцати-двадцати минут нужно делать остановки для поправки снаряжения.

Лагерь необходимо подготавливать засветло. Лучше всего ложиться спать и пораньше, чтобы раньше встать для продолжения похода. Место для ночевки следует выбирать очень тщательно, чтобы не допустить подтопления или возгорания деревьев либо травы и деревьев. После ночевки следует тщательно затушить костер.

В любом походе необходимо строго придерживаться правил безопасности. Не допускается купание в не предназначенных для этого местах, а также сразу же после марша. Необходимо соблюдать осторожность при рубке и заготовке дров, разведении огня и приготовлении пищи. Во время грозы нужно немедленно прекратить движение, сойти с возвышенных мест. Нельзя прятаться под отдельно стоящими деревьями и бегать, металлические предметы необходимо оставить в отдалении от людей.

Отправляясь в следующий переход или заканчивая поход, наведите после себя порядок – бумагу и полиэтиленовые мешки можно сжечь, банки из под консервов собрать в отдельный пакет для того, чтобы выбросить его в установленном для этого месте или закопать. Костер следует тщательно затушить и закрыть его куском дерна.

Вот, пожалуй, и все основные моменты, которые необходимо знать организатору похода. Не берите на себя лишних обязанностей – дел у вас будет хватать и без этого. Ваша работа будет состоять в том, чтобы все организовывать и контролировать. Помните – вы являетесь главным звеном и поэтому именно от вас зависит то, как пройдет ваше путешествие! Удачи!

Каждый из наших амбассадоров - удивительный человек, но Сергей со своей солнечной улыбкой вызывает восхищение не только славными подвигами, но и умением видеть великое в малом и малое в великом:) Читая его отчёты, глядя на схемы маршрутов - 40 дней по долинам через хребты и вершины с огромным и тяжёлым рюкзаком, - часто удивляешься: как это вообще возможно? Как хватает сил и выносливости этим людям? А потом приходит сам Сергей и заявляет, что горы для него - это отдых! И он с равным удовольствием идёт зимой на пик Ленина и летом по Адыгее с кучей маленьких детей, горшками и игрушками. Но вглядитесь в фотографии - их все объединяет одно: восхищение красотой и торжественностью гор, неважно, был пройденный маршрут запредельно сложен или ты просто подарил отличный день в горах своей семье. И то, и другое - бесценно!

Сергей, у тебя такие разнообразные и сложные походы, как ты сам себя определяешь, ты горный турист, альпинист или путешественник по всему, на чём лежит снег?

Я с раннего детства начал ходить в походы. Сначала в детские, потом с родителями в более сложные категорийные. Затем, поступив в институт, начал ходить уже с институтскими товарищами. Постепенно созерцательно-познавательные путешествия перешли в технически сложные походы.

Тогда целью моей и моих товарищей стали не только тропы, но и восхождения на вершины, пересечение горных хребтов и целых районов. Мы, например, ставили себе задачу подняться или пройти траверс определённой вершины, но сделать это в рамках протяжённого маршрута. Поэтому я больше себя считаю туристом, но это не мешает мне участвовать в чисто альпинистских мероприятиях или путешествовать.

Пару лет назад мы ходили зимой на пик Ленина. Классно, вокруг нет людей, только ты и горы. Но мне не очень понравилось то, что каждый день одна долина, один пейзаж, мы акклиматизировались, спускались, поднимались, снова спускались. Ничего нового не видишь. И это немного давит, так как от новых открывающихся видов или смены рельефа получаешь дополнительные эмоции. Поэтому я и люблю больше походы, продолжительные маршруты, где можно переходить из долины в долину, созерцать новые горы и хребты.

Когда ходили по Камчатке на лыжах, начинали с гор и вулканов, потом зашли в тайгу, потом началась тундра… Это интересно, от путешествия получаешь гораздо больше впечатлений и эмоций, чем тогда, когда ты находишься в одной долине, на одном месте.


- Чем тебя привлекает именно зима, зимние восхождения на семитысячники, зимние походы по Северу?

Я люблю зиму, когда горы вокруг преображаются. Летние походы более спокойные и расслабленные. Зимой же происходит большее погружение в атмосферу похода, гор и быта. Что самое главное в длительном походе? Это не терпение, не внутренняя собранность - потому что собраться и настроиться на маршрут, длиною в 40 дней, невозможно. Поход - это не короткое восхождение на вершину - это целая жизнь. В него нужно погрузиться, жить путешествием. Зимой это получается само собой, потому что зимой редко можно расслабиться, ты постоянно вынужден двигаться, греться, ставить лагерь, готовить еду, идти по маршруту. Меня это привлекает, я получаю от такой жизни удовольствие!

Летом ты можешь сесть на камушек и отдохнуть, запросто! И это тоже здорово, но зимой больше движения, больше эффект погружения в путешествие, больше чувства дружбы и товарищества, когда преодолеть сложности маршрута и погоды можно только сообща.

- Твои маршруты очень нестандартны, ты сам их придумываешь, или это командная идея?

Придумываю сам, советуясь с друзьями. Обычно я руковожу командой туристов, мы сначала определяемся с районом, я предлагаю нитку маршрута, варианты прохождения. А потом мы вместе обсуждаем детали: на какие горы и перевалы мы хотим подняться, где лучше акклиматизироваться, какие природные объекты посетить.


- У тебя постоянная команда или каждый раз это разные люди?

Есть какой-то пул участников, человек 20-25. И в разные путешествия собираются разные люди, в зависимости от своих возможностей и желаний. Если речь о летнем походе с большим количеством технически сложных препятствий, то такой маршрут больше подходит для немногочисленной группы, 4-6 человек. В лыжные или высотные походы мы собираем команду побольше, человек 8-9. Но главное - я предпочитаю ходить с людьми, с которыми комфортно, с друзьями.

Допустим, складывается ситуация: вы познакомились с человеком в интернете и решили вместе идти в поход. И если в походе дружбы, доверия, общения не сложилось, то я стараюсь с такими людьми больше не ходить. Потому что в горах мне важны, помимо самого маршрута, единство и отношения в команде, позволяющие всегда прийти друг другу на помощь.

35 дней в походе высшей категории сложности - это нелегко физически и психологически. Как развиваются отношения в команде в этот месяц?

Друзья остаются друзьями, новые участники вливаются в команду, всех объединяют общие цели и процесс совместного преодоления трудностей. Бывают сложные моменты на маршруте: кто-то устал, был физически тяжёлый день, напряжённый из-за погоды или лавинной опасности, или ещё по какой-то причине. Бывает тяжело, организм полностью не восстанавливается, сдают нервы… Ситуации конфликтные случаются, ведь кто-то более вспыльчив, кто-то спокойнее. Но такие конфликты гасятся и забываются очень быстро, все понимают, что на длительном и сложном маршруте - это рабочие моменты. Как мы, в радостном предвкушении, собираемся перед маршрутом, когда все друг по другу соскучились, все хотят снова оказаться вместе в походе - так и заканчиваем путешествие положительными эмоциями, только уже от радости пройденного и пережитого вместе.


- Каким должен быть маршрут похода, чтобы он тебя заинтересовал, привлёк твоё внимание?

Если рассматривать процесс выбора района и разработки маршрута - то мне интересно, чтобы маршрут был интересным, оригинальным, в идеале, пролегал в новом для команды и редко посещаемом районе. Если же мы идём в популярный район со своей туристско-альпинистской историей, то стараемся запланировать и пройти маршрут, не уступающий лучшим образцам из уже пройденных.

Планируя маршрут, я не смотрю на то, насколько подходит он для конкурсов и соревнований, для получения Хрустального Пика или других призов - нет! Мне главное, чтобы у похода была отличительная идея, чтобы маршрут выделялся в данном районе интересностью прохождения, набором спортивных препятствий.

Ещё очень интересно разнообразие природы: например, весной на Камчатке у нас был не очень сложный технически маршрут, но мы прошли 670 километров на лыжах, пересекли и посмотрели всю центральную Камчатку с её необычной природой: ледниками, вулканами, вскрывшимися реками и уже проснувшимися медведями.

Настоящее большое путешествие не может быть скоротечным. За короткий срок не успеваешь почувствовать себя по-настоящему в горах, в экспедиции, да и прохождение сложного маршрута требует времени.

Необходимость уложиться в определённые временные сроки - мешает. Поэтому мы часто не берём обратные билеты. Иногда нужно подождать погоды, а жертвовать желанной вершиной или частью маршрута не хочется. Из-за спешки страдает безопасность, поэтому мы предпочитаем задержаться в горах на несколько дней, растянув продукты, чем куда-то бежать.

В 2011 году на зимнем Памире у нас был линейный маршрут, продуктов чётко взяли на 35 дней, так как у одного из ребят были жёсткие условия на работе, на больший срок он пойти не мог. Но, попав в полосу непогоды под пиком Революции, поняли, что из-за жёстких условий и суровости района, мы должны уехать, не сходив на вершину. А для следующей попытки приедем сюда очень нескоро. Тогда мы растянули оставшуюся еду на дополнительные 6 дней, дождавшись погодного окна, поднялись на вершину и, спокойно, без гонки и бега, завершили маршрут.


Чем запомнился прошлогодний маршрут по Фанским горам, за который вы получили Хрустальный Пик? Что в нём было самым интересным?

История выбора маршрута такова: мне неинтересно ставить перед собой одну цель, и к ней стремиться. Хочется чередовать районы, походить на лыжах, потом поехать в высокие горы… и в этом году была как раз очередь скальных маршрутов, тёплых гор, красивых озёр - а этим богаты Фанские горы. Мы запланировали достаточно сложный маршрут, включавший пять препятствий высшей для туризма категории сложности, большинство из которых ранее в походах не проходились.

Фишка маршрута в общей напряжённости, все перевалы и вершины мы прошли насквозь или траверсом, со всем бивуачным снаряжением и запасом продуктов. Плюс, в достаточно популярном районе мы нашли несколько интересных первопрохождений.

Наши друзья-альпинисты удивлялись: «Как вы восстанавливаетесь?» Потому что за весь маршрут было всего две отсидки в непогоду, когда мы пережидали снегопады. А всё остальное время мы непрерывно шли и лезли куда-то.

Нам же маршрут и район запомнился непривычным для туризма количеством скальной работы, обалденными видами и бирюзового цвета озёрами…


Если альпинист попадает в плохую погоду: метель, невидимость, он старается спуститься в базовый лагерь как можно скорее. Что в этом случае делает горный турист?

Наверное, ждёт погоды! Мы, в этом случае останавливаемся на днёвку, полуднёвку. Сейчас у альпинистов популярен стиль «быстро и налегке», т.е. больших запасов снаряжения и продовольствия они с собой не берут. А у нас с собой всегда запас продуктов и топлива, который позволяет дождаться улучшения погоды. И набор одежды и снаряжения, позволяющий, если невозможно двигаться в плохую погоду, обустроить комфортное место для лагеря.

В туризме многие препятствия ходятся насквозь, со спуском в другую долину, на противоположную сторону горы или перевала. Спуск по пути подъёма имеет смысл только по соображениям безопасности. Ведь в случае возврата часто рушится запланированный маршрут и тратится запас времени на поиск альтернативного пути.


- Сколько же весят на старте ваши рюкзаки?

Когда мы ходили по Памиру на лыжах, то начинали с веса больше 40 килограмм. Дней пять мы прошли, оставили заброску, и рюкзаки полегчали, стало проще идти. Но такой вес возможен только в лыжном походе, потому что есть сани, куда можно переложить часть груза. Часто в начале похода планируются менее сложные препятствия, потому что некоторые перевалы приходится челночить: то есть, сначала я поднял наверх рюкзак, потом спустился - и поднял саночки. Но после первой недели, рюкзаки легчают, и можно планировать препятствия посложнее.

В горном же походе обычно есть возможность закинуть продукты на вертолёте в базовый лагерь. Или самим в начале похода разнести заброски через простые перевалы, заодно акклиматизируясь. Максимальный линейный отрезок, проходимый без заброски, дней 12-14, редко больше. Но, как и в лыжном походе, в начале такого участка мы планируем препятствия попроще, а уже под конец, когда рюкзаки не так тяжелы, можно пройти что-то сложное. По-другому просто не получится, силы человека не безграничны. Да и отдохнуть хочется - мы ведь в горы ходим отдыхать!

Моя основная мотивация - посмотреть новый район, новые вершины и пейзажи. А уже во вторую очередь - пройти сложный маршрут. График движения и заброски планируем так, чтобы не мучить себя.

- Сейчас в моде «треккинг». Чем от него отличается горный туризм?

В моём понимании «треккинг» - это тот же поход, только по маркированным тропам, подготовленным маршрутам, где, зачастую можно переночевать в хижине, спуститься в гостиницу. Треккинг сейчас активно ходится по Гималаям, люди идут по проложенной тропе, несут в рюкзаках спальники. Однако, там есть лоджи для ночёвки, есть портеры, которые помогут с грузом. Даже если нет - то одна-две ночёвки - и всё равно спускаешься к цивилизации. Также треккинг не предполагает какой-то спортивной составляющей, в отличие от горного похода, его основная идея в знакомстве с районом и созерцании окружающих красот.

- Вы много ходите в походы с семьёй, с детьми - не боишься за них?

Я люблю проводить много времени с семьёй. Это для меня основная причина, почему я мало хожу в спортивные походы. Я хотел бы ходить больше - но желание быть с семьёй перевешивает.

Семейный поход - это способ получать те же эмоции, которые даёт большая экспедиция, но всем вместе, с близкими людьми. Я сам провёл своё детство в горах, нас с сестрой с малых лет постоянно водили по горам - и теперь стараюсь водить своих детей в горы.

Одним из плюсов детского туризма для взрослого является возможность посмотреть горные районы, не представляющие интереса с точки зрения спортивного туризма и альпинизма, но интересные, красивые, и в чём-то уникальные.


- Что-то делаете специально, чтобы детям это нравилось, или они сами рвутся в походы?

Мы стараемся создать такую атмосферу, чтобы детям было интересно и комфортно. Тогда в следующий поход они с удовольствием едут. Главное - правильно выбрать маршрут и район. Любители северов иногда стремятся повести детишек на Кольский полуостров, на Урал, где мошка, дождь и все радости Севера. У многих детей такие маршруты могут отбить все желание ходить в походы - вместо радости они будут без конца бороться с трудностями.

Наши походы и маршруты специально планируются под детей. Мы останавливаемся в интересных местах, не устраиваем гонки, давая возможность детям вдоволь поиграть в компании, стараемся в конце выходить к морю. Тогда природно-погодные сложности, в приемлемом количестве, детям тоже интересны, и они с радостью идут в горы. Когда уже появляется какой-то походный опыт, то можно и Севера планировать. Но маленьких лучше водить в те края, где тепло и комфортно. Нашему сыну семь, дочке четыре, они с младенчества в походах, и им нравится!


- Когда вы начали брать детей в походы, с какого возраста?

Самый первый поход у старшего был по Крыму - ему было 4 месяца. Через год мы пошли в Доломиты, в Италию, и ходили там почти месяц. Дочку мы тоже впервые взяли с собой в 4 месяца, поехали в Сванетию в начале октября. Бархатный сезон, золотая осень, мы ходили трек в Мазери, в район высокогорья, а там уже снег лежал! Осень выдалась холодной. И вот, вся наша компания взяла детишек на плечи и за руки и потопала по снегам до ночёвки! Наутро решили, что снег по колено детям и родителям ни к чему, надо спускаться вниз и отправляться путешествовать по тёплой Грузии. Но детям всё очень понравилось! Короткое приключение со снегом они восприняли «на ура»!

Всё, что требуется от родителей в детских походах - они должны быть максимально уверены в своих силах, спокойно воспринимать все сюрпризы и передавать уверенность детям. В том же походе ночью была минусовая температура, всё вокруг в снегу, а старший трёхлетний сын проснулся вместе со мной дежурить, готовить завтрак на горелке. Для него вся эта ситуация, наоборот, оказалась интересной - утро, горы, снег!


- Каковы особенности подготовки похода с маленькими детьми? Сколько лишнего груза несут родители?

Лишнего груза у нас нет. Наоборот, если семьи с детьми спят в своих палатках, то для мам без пап, для облегчения веса берём лёгкий девятиместный шатёр. Стараемся планировать маршруты так, чтобы были выходы в селения, возможность пополнить запасы в магазинах.

В итальянских Доломитах, где запрещено останавливаться в палатках, была такая история. Мы, отправляясь в поход с грудными детьми, всё же взяли с собой палатки и спальники, ночуя рядом с хижинами-приютами. Но на тропе старались наличие бивуачного снаряжения не афишировать. Мамы несли детей, а папы - 120-литровые, огромные рюкзаки. И вот, когда однажды встречные трекеры нас спросили: «Что вы несёте в рюкзаках?», справедливо подозревая, что там палатки - один из пап остановится, открыл рюкзак - и оттуда выпал детский голубой пластиковый горшок! Все рассмеялись, улыбнулись и больше вопросов не было.

А так, в детских походах мы используем то же снаряжение, что и для спортивных походов: лёгкие спальники, горелки. Всё, что помогает сэкономить вес. Одежду мы, конечно, берём какую-то запасную. Но принцип тот же, что и у взрослых - деток одеваем послойно, в случае холода все одёжки можно одеть друг на друга.


- Чем малыши кормятся в походе?

Мы в какие-то походы пробовали брать детские пюре. Но, во-первых, это лишний вес, во-вторых, я заметил, что дети в походе с наибольшим удовольствием едят обычную походную еду, кашу. Наши дети, вообще, не любят сложную пищу: салаты всякие, рагу. А простую кашу, сладкую, с молоком или несладкую, с тушёнкой, они прекрасно едят.

Более того, если в городе дети очень неохотно едят супы, то в походе - суп идёт отлично.

- Что рассказывают дети в садике и школе после походов?

Думаю, ничего особо не рассказывают, мне кажется, они считают, что все дети в мире ходят в походы. Пару раз воспитатели сами расспрашивали о походах, говорили, что это круто, брать детей на природу - то есть, очевидно, дети всё же что-то говорят, делятся!

- Ты много фотографируешь, какую аппаратуру ты берёшь с собой и как её несёшь?

Я беру зеркалку с большим объективом. До этого у меня была самая простая зеркалка, потом я её поменял на более продвинутую, но не особо дорогую. Мне важно всегда иметь возможность достать фотоаппарат и сделать кадр.

Я люблю фотографировать, но не могу соревноваться с фотоблогерами, которые специально ходят в фототуры. И имеют возможность поставить лагерь не там, где у тебя закончился день, а в специальном месте, где они караулят закаты и рассветы… конечно, в спортивном походе это делать невозможно. Зато есть возможность снять людей и мир высоких гор в тех условиях, где блогеры никогда не побывают. Поэтому фотоаппарат у меня всегда наготове! Даже когда у нас сложные, скальные участки, какие-то верёвки, я всё равно лезу с зеркалкой на шее, закидываю её за спину и лезу.

- Ни разу не разбивал?

Разбивал… в Фанах есть такая вершина Чимтарга (5 494 м), высшая точка Фанских гор. И вот я лез скальный камин, камера мешала, и я её снял и оставил на промежуточной оттяжке. А напарник лез за мной, уже на жумаре, увидел камеру, решил взять её. Повесил себе на шею, и в том же камине побил об стенки. Я удивлялся: «Как же так, зачем?». А он отвечает: «Я смотрю, ты всё время лазишь с камерой, думал, что это просто!».

Ну так вот. Был простой фотоаппарат, который и разбить не особо жалко. Но в вопросах и качестве фотографий хочется развиваться и двигаться вперёд. Сейчас взял полнокадровую камеру, приходится быть осторожным - в камин я с ней не полезу или, по крайней мере, уберу в чехол!


В чём особенности подбора рюкзаков для многодневного туристического похода? Какие рюкзаки предпочтительнее?

Мы ходим с большими рюкзаками. В отличие от альпинистских мероприятий, где можно взять с собой маленький рюкзак, 70-90 литров. В туризме человек с таким рюкзаком - проблема. Это же сразу начинается: «Ой, мне объёмное не кладите, у меня не помещается!», «Я общественную палатку не возьму», всё болтается снаружи… И я сам, и большинство моих товарищей, ходят со 120-130-литровыми рюкзаками . Они позволяют и коврик убрать внутрь рюкзака, и перепаковывать его быстрее, утренние сборы занимают 3-5 минут, без борьбы с рюкзаком и подгонки по сантиметру.

- Какая обувь выдерживает такие маршруты - по 700 км и более - сколько пар ботинок снашивается за поход?

Обувь у нас самая простая, но прочная и универсальная. Я хожу в пластиковых Scarpa Vega , модель достаточно бюджетная - и неубиваемая при этом. Обувь, в основном, подбираем, исходя из температурного режима в предстоящем путешествии. В лыжные или высотные походы мы стараемся брать тройные ботинки, но приходится их беречь на сыпухах. В результате некоторые перевалы проходим в сандалиях или кроссовках.


- Сколько пар обуви ты берёшь с собой в многодневку?

В лыжные или зимние походы - одну, в горный поход беру альпинистские ботинки с рантами - и сандалии или кроссовки. На привалах или бивуаках ноги должны отдыхать, поэтому я - за сандалии! Потом - бывают броды, если переходить их в основных ботинках, то потом идти в мокрых плохо, а так - снял сандалии, повесил на рюкзак, переобулся и пошёл.

- Как вы в походе сушите снаряжение? Есть какие-то специальные технологии?

Мы, обычно, не мокнем! Ходим высоко, дождей там нет, сухо, поэтому не мокнем почти. А в летних несложных походах спасает мембранная одежда. Варежки и носки сушим ночью в спальнике.

Бывают ситуации, конечно. Однажды, на Гиссарском хребте мы лезли на вершину Ходжалокан - это альпинистская «пятёрка». Перед этим три дня пережидали непогоду под маршрутом, что для Фанских гор редкость. Шли сильные снегопады, и вся стена покрылась коркой снега и льда. В день подъёма, под солнцем, лёд начал таять, и никакая мембранная одежда не спасала - вода текла по стенам и капала с карнизов, образовывая водопады, заливала за ворот и в рукава…

Но у нас всегда есть какой-то запас сухой одежды, сухие спальники. Спим в тепле, а утром уже высушиваем снаряжение на солнце. Мокрое надеваешь поверх сухого, и идёшь, всё быстро высыхает!


- Какие палатки у вас в спортивном походе? Вы всегда берёте большой шатёр, один на всех?

Не всегда, но иногда берём! К современным палаткам я отношусь довольно критично. Они, конечно, классные, крутые, но часто много весят, а те, что полегче, стоят запредельно дорого. Моё мнение - для высоты менее 5 000 метров подойдёт палатка практически любая. Хорошо, если у неё будет юбка, чтобы можно было присыпать снегом или камнями, да и потеплее. Но, вообще, на таких высотах не бывает ветра, при котором нельзя поставить палатку. Если, это не отдельно стоящая вершина типа Эльбруса!

Ветер и непогода - это всё действует больше психологически. После того, как мы зимой сходили на памирский пик Революции, наступил период затяжной непогоды, бушевали штормы, шатёр три раза рвало, мы её зашивали, ночью… однажды мы просто завернулись в нашу палатку, как в мешок, и доспали до утра, а утром уже занимались ремонтом. Так вот, после таких историй уже к ветру относишься спокойно: ну ветер и ветер, одел маску, капюшон надвинул поплотнее, варежки потеплее - и идёшь.