Все о тюнинге авто

Национальные символы чехии. Исторические достопримечательности Праги

: Крыши Праги

Часть 3-я: Знаки Праги

Указатель в центре к основным достопримечательностям Праги:



Знак трактира “Малостранская пивница”.

Самых известных сортов чешского пива не больше пятнадцати. Любой сорт чешского пива хорош по своему, но у каждого пива свое отличие от других пив.

Первое - “плотность” пива. Что это такое известно, собственно, только пивоварам. Потребитель определяет плотность лишь на вкус и по этикетке, где она обозначается процентами. Самое популярное - 12-процентное чешское пиво, но сейчас все больше в Чехии предпочитают ему 10-процентное пиво. Вообще рубеж плотности пива - от 8 до 14. Говорят, зимой лучше пьется плотное пиво, а в теплую погоду - менее плотное.

Второе отличие - цветность пива. Вы наверное слышали такое: светлое чешское пиво - более терпкое - для мужчин, темное чешское пиво послаще - для женщин. Хотя, конечно, все условно: пиво в Чехии пьют все и всякое, у каждого чеха свои любимые сорта пива.

Третье отличие - содержание в пиве алкоголя. Очень крепкого чешского пива (свыше 5%) производится немного. Правда, есть слабенькое (до 3%) и вообще безалкогольное. В основном же чешское пиво - это где-то 4,5- 4,7% алкоголя.

В середине двадцатого века была зарегистрирована марка “Пльзеньское пиво”, а в 1998 - Pilsner Urquell (сейчас есть его варианты в 10 и 12% плотности, соответственно, 4,4 и 4,7% алкоголя), так сильно любимое многими жителями Питера.



Знак пивного трактира “Корсар”. Здесь предпочтение отдают пиву Крушовице.

“Крушовице - одна из самых старинных марок чешского пива. Королевская Пивоварня “Крушовице” основана в 1583 году, в городке с одноименным названием. Крушовице расположен среди полей и лугов с очень плодородной почвой, просто созданной для произрастания ячменя и солода - основы качественного чешского пива. Воду для пива Крушовице доставляют из новых водяных скважин в Кршивоклатских лесах. Еще одним подтверждением высочайшего качества чешского пива Крушовице, было награждение его золотой медалью на Юбилейной промышленной выставке в Праге в 1891 году. Это очень высокая оценка при учете огромного числа участников этого конкурса пивоваров.

Наиболее удачные сорта пива: “Крушовице” светлое - алк. - 4,9%, пл. .- 12%.

“Крушовице” темное - алк. - 3,9%, пл. .- 10%.”.



Вывеска ресторана “Высокий дом”, специализирующегося на традиционной чешской кухне. Гуляш с пельменями, тушенка, картофельные пироги… В общем, читайте меню (желательно не на голодный желудок:)



Знак дома “У трех страусов”.

“Этот дом находится слева при входе на знаменитый Карлов мост со стороны Малой Страны. Построен он в конце XVI века неким Яном Фуксом. По официальной версии, тот занимался поставкой перьев к императорскому двору, по неофициальной – был колдуном и алхимиком. По легенде, однажды Фуксовой жене захотелось иметь живого “поставщика” перьев – настоящего страуса. Чего не сделаешь для любимой супруги? Страуса она получила, и тут же захотела второго. Выполнил муж и это желание. Но когда понадобился третий, колдун процедил сквозь зубы: “Будет тебе третий страус!”. И превратил жену в экзотическую птицу. Все трое сегодня мирно сосуществуют на кованой вывеске дома, и любой турист может для себя решить вопрос, какой же их них был в прежней жизни ненасытной супругой алхимика…”

В 1714-м году армянин Дамаян открыл в доме первое в Праге кафе. Сейчас “У трех страусов” гостиница и дорогой ресторан.



От еды и питья перейдем теперь к пище не столь приземленной.

Скульптура святого на фасаде одного из домов. В руке святой держит ключи от врат ада и рая:



Никто до сих пор не может сказать точно, какой ключ принадлежит тем или иным вратам:



Центральная скульптура распятого Христа на Карловом мосту. В надписи на иврите есть тетраграмматон (четырехбуквенное Непроизносимое Имя Господа, считающееся собственным именем Бога).



Могила святого Яна Непомуцкого в соборе Св. Вита. Звания святого он удостоился за то, что, мужественно отказавшись открыть королю Вацлаву IV тайну исповеди королевы, был утоплен в Влтаве. Согласно легенде, над местом, где река выбросила его тело, на небе появились пять звезд, символизирующих пять букв латинского алфавита - «tacet», что означает «молчи». С тех пор, над головой святого принято изображать пять звезд.



Фрагмент оформления саркофага:



Фигура архиепископа на одной из стен внутри собора Св. Вита:



Канционал - (от лат. cantio - пение): собрание духовных песнопений католической церкви.



Витражи собора Св.Вита - самая современная деталь интерьера. Их завершали в 1929г. А сам собор строили около 600 лет:



Фрагмент западного фасада собора Св. Вита:



Сцена распятия на западном фасаде собора Св. Вита:



Фрагмент оформления золотых ворот собора Св. Вита:



Грозные горгульи на стенах собора Св.Вита предназначались для поливания врагов кипящим маслом.



Бронзовый петушок на крыше собора Св. Вита:



Моя стоматологическая душа не могла пройти мимо:)

Ангелочки-зубоврачеватели. На стене изображение святой Аполены, которой за отказ отречься от Христа выбили зубы. Покровительница дантистов в Лоретанском монастыре:



Знаменитые астрономические часы Орлой на Староместской площади



Верхний циферблат служит для определения времени и является своеобразной моделью космоса, каким его представляли себе средневековые астрономы – Земля, как центр Вселенной, и движущиеся вокруг нее Солнце, Луна и Полярная звезда. По внешнему кругу циферблата расположены арабские средневековые цифры, использовавшиеся в астрономии; по внутреннему – римские.



Второй циферблат является месячным календарем, позволяющим определить день и месяц года. В 1865 году он был украшен 12 изображениями знаков зодиака, которые образуют внутренний круг, и 12 картинами с сюжетами из сельского быта, образующими внешний круг.



Телевизионная и радиовещательная башня в Праге, в районе Жижков. В 2001-м году на опорные столбы башни были установлены скульптуры ползающих младенцев, созданные чешским художником Давидом Черны.



Пражский ответ скульптурам писающих мальчиков:) Фонтан во дворе музея Кафки:



Место съемки: Прага, Чехия.

Чешский герб представляет собой щит, разделенный на четыре квадрата.

В двух квадратах изображен лев— традиционный символ чешских земель, в двух других— символы исторических регионов современной Чехии: красно-белая моравская орлица и черная силезская орлица.

Лев появился на чешском государственном гербе в 1158 году. А до того времени герб имел вид белого щита с изображением черной орлицы, окруженной языками пламени. Это был фамильный герб правящей династии Пржемысловичей. В чешской истории черная орлица получила название святовацлавской, в честь князя Вацлава Святого — покровителя чешских земель.

В 1158 году тогдашний правитель Чехии князь Владислав II оказал помощь императору Фридриху I Барбароссе в войне против Северной Италии. За это император наградил Владислава II ненаследным королевским титулом и гербом с изображением однохвостого серебряного льва на красном поле. Как геральдическая фигура, лев символизирует рыцарское достоинство, силу и отвагу. Но корона появилась на голове чешского льва только в конце XII века, когда чешский князь Пржемысл Отакар I получил от императора Отто IV титул наследного чешского короля в благодарность за поддержку в боях с мятежной Саксонией. С той поры Чехия стала официально считаться королевством. Император также добавил в чешский государственный герб второй львиный хвост.

Герб Чешского королевства периодически менялся, но лев присутствовал на нем всегда. Иногда лев изображался в окружении гербов земель, подчиненных Чешскому королевству: Силезии, Моравии, Верхних и Нижних Лужиц, а также некоторых немецких, австрийских и венгерских владений.

В 1526 году чешский престол заняла династия Габсбургов, которая правила страной в течение 400 лет. Чешский лев превратился в один из элементов австрийского герба.

После распада Австро-Венгерской империи, в октябре 1918 года была провозглашена независимая Чехословацкая Республика. Ее гербом стал герб Чешского королевства. Спустя некоторое время герб видоизменился: на груди чешского льва появился герб Словакии — красный щит с шестиконечным белым крестом над тремя синими холмами. Этот герб получил название Малого герба Чехословацкой Республики.

В то же время появились большой и средний государственные гербы Чехословацкой республики. На большом гербе вокруг чешского льва помещались гербы различных областей довоенной Чехословакии: Словакии, Моравии, Подкарпатской Руси (сегодня это Закарпатская область Украины), Силезии, Тешина, Опавы, и Ратиборжа — района в Германии, на который претендовала Чехословакия (ныне это Рацибуж на территории Польши). Гербовый щит стоял на подставке из липовых ветвей, его поддерживали еще два двухвостых льва и сопровождал девиз: «Правда победит».

Средний герб выглядел почти так же, но на нем отсутствовали гербы Тешина, Опавы и Ратиборжа, а также не было внешнего обрамления. Эти три небольшие района Восточной Силезии являлись предметом пограничных споров после Первой мировой войны.

В 1945 году единственным государственным гербом Чехословакии стал малый герб.

В 1960 году Чехословакия была провозглашена социалистической республикой, и герб страны претерпел существенные изменения. Отныне на голове льва вместо короны воцарилась красная звезда. С груди льва был убран традиционный словацкий щит с крестом, и в память об антифашистском Словацком восстании 1944 года появилась новая эмблема — партизанский костер на фоне горы.

«Бархатная революция» 1989 года положила начало новому этапу в жизни страны. Коммунистический режим пал. Чехословацкая Социалистическая Республика была переименована в Чешскую и Словацкую Федеративную Республику.

Претерпела изменения и государственная символика. Был восстановлен малый герб 1919 года, и вместо красной звезды лев опять получил корону. Надо заметить, что новый чешский герб является значимым только для Чешской Республики. Словацкое национальное движение настойчиво потребовало вернуть прежний герб Словакии. В итоге был достигнут компромисс, и Национальное собрание Чехословацкой Федеративной Республики утвердило новый герб, на котором дважды повторяются гербы Чехии и Словакии, что отражает равенство западной и восточной частей страны.

Гимн

Национальным гимном Чехии является песня «Kde domov můj?» («Где родина моя?»). Текст этой песни написал в далеком 1834 году драматург Йозеф Каэтан Тыл, а музыку — капельмейстер Сословного театра, композитор Франтишек Шкроуп. Первоначально песня предназначалась для музыкальной комедии «Фидловачка», поставленной в народном стиле. Песня «Где мой дом?» получилась трогательной, лирической и понравилась людям с самого начала. Через месяц после премьеры пьеса была снята с репертуара театра по причине плохой посещаемости. Но, несмотря на это, песню люди не забыли. Ее исполняли в музыкальных салонах, на вечеринках. «Kde domov můj?» звучала также в исполнении известных оперных певцов.

В годы Первой мировой войны эта песня звучала из уст чешских солдат-легионеров, воевавших вдали от своей Родины. И вот в 1920 году «Kde domov můj?» официально объявляется государственным гимном Чехословацкой Республики.

Kde domov můj? kde domov můj? Voda hučí po lučinách, bory šumí po skalinách, v sadě skví se jara květ, zemský ráj to na pohled; a to je ta krásná země, země česká, domov můj, země česká, domov můj.

Где, где дом мой? Где, где дом мой? Звенят воды по равнинам, Шумят боры по теснинам, Весь в цвету весенний сад, Рай земной на всякий взгляд; Это всё — земля родная, Земля чешская — дом мой, Земля чешская — дом мой.

Язык

Официальный язык страны — чешский. Многие люди старшего и среднего возраста владеют немецким и русским языками. А среди молодежи более популярен английский.

Флаг

Национального флага у Чехии не было вплоть до XX века. Однако существовали «земельные» (гербовые) цвета Богемии — белый и красный. В XI-XIV столетиях флаг Чешского королевства изображал белого льва на красном полотнище. Во времена господства Габсбургов чешский флаг состоял из белых и красных полос. Этот же флаг символизировал освободительное движение в начале XX века. И первые два года существования молодой Чехословацкой Республики над страной развевался именно двухцветный — бело-красный флаг.

Сегодняшний вариант флага Чешской Республики был принят 30 марта 1920 года. Этот флаг был также флагом Чехословакии. По горизонтали полотнище разделено на белую и красную полосы. От древка до середины полотнища идет синий клин. Соотношение сторон 2:3.

Первый чешский флаг — бело-красный — появился во время Первой мировой войны, ив 1918 году он был объявлен национальным флагом Чехословакии. В 1920 году был добавлен синий цвет — цвет Моравии и Словакии. Чехи трактуют цвета своего флага следующим образом: красный — кровь, пролитая в борьбе за свободу, белый — стремление к миру, а синий — безоблачное небо над страной. Синий клин, имеющий форму равностороннего треугольника, на национальном флаге символизирует также равенство и единство народов, населяющих страну.

Этот флаг оставался неизменным на протяжении всей истории Чехословакии: с момента образования в 1918 году вплоть до сегодняшнего дня. Трехцветный флаг гордо развевался над страной во времена Первой Республики (1918-38), над «протекторатом Богемии и Моравии» (1938-45), над Чехословацкой Социалистической Республикой (1945-89), над Чехословацкой Федеративной Республикой (1989-92) и, наконец, над Чешской Республикой.

Невозможно понять город если не умеешь читать знаки истории
на его улицах,площадях,домах.Без этих знаков,камней,отметин
времени,город мертв.Одни понятны сразу,о других нужно искать
информацию,к другим просто хочется прикоснуться.
Когда бродишь по улицам старинных городов нужно уловить
их звучание,дыхание,ритм и мелодию.
Представляете,как звучит Нью-Йорк? а Венеция?
Давайте почувствуем мелодию чешской земли,
через семиотику знаков на её домах-домовых знаках.

Эта прелестная традиция обозначать дома домовыми знаками
существует в Праге уже с 14-го века. Благодаря королю Вацлаву IV
и его декрету о разукрашивании фронтонов домов имеется в Праге
на одну редкость больше. Домовые знаки своим специфическим,
художественным языком рассказывают о жизни давних обитателей
домов, о профессии, занятиях и привычках домовладельцев,
об их именах и кличках. Рассказывают они и легенды, которые
связаны с некоторыми из домов...

У трех скрипок.

В 16 столетии носил имя своего владельца “U Semblerů“.
Сегодня название дома связано с его эмблемой
“U Tří housliček“ (У трех скрипок),которое получил, потому
что в 17 – 18 столетии его хозяевами были три семьи
скрипичных мастеров. В 1667 году его купила вдова
скрипичного мастера Барбара Оттова а после нее его
хозяином был ее зять, известный скрипач Леонард Прадтер,
который изготавливал струнные инструменты для музыкантов
костела Лоретта.
Следующим хозяином дома стал его ученик Томаш Эдлингер,
который женился на вдове учителя после его смерти.
Томаш и его сын были успешными мастерами в изготовлении
струнных инструментов. Их скрипки и другие инструменты
славились не только в Чехии, но и за ее пределами.

В честь трех семей скрипичных мастеров, которые жили в доме,
в 1700 году на доме была помещена эмблема виде трех скрипок.
Молодой Эдлингер был еще успешней, чем его отец
и стажировался у Николы Амати. В 1729 году он унаследовал
дело отца, но к сожалению умер молодым и не женатым в 1748 году.
Легенда рассказывает, что иногда здесь в полнолуние играют
на скрипках привидения в виде скелетов.

Домовые знаки, как правило, представляют собой живописные
или скульптурные произведения, помещенные с внешней стороны дома.
Иногда они приобретают характер деревянной или металлической
вывески, которая должна обратить на себя внимание на занятие домовладельца.

В первую очередь, домовые знаки дают дому имя и наглядно раскрывают
его идентичность. С их помощью можно познакомиться с образом мышления
людей, при которых возникли знаки, людей, отождествлявших свой дом
с определенным символом, причем нередко домовый знак превращался
позже в прозвище или фамилию домовладельца.

Дом "У чёрной розы"
почему голубая?
не знаю:)

У Трех перьев
U Tri per

Прага. Старое Место.
Дом "У трех перьев" в первой трети 18 века получил величественный
знак с короной дворянского достоинства.
Он тогда принадлежал к имуществу графов Кинских.

У Белого (золотого) барашка
U Bileho (zlateho) beranka

Прага. Мала Страна.
Один из красивейших домовых знаков барашка находится на доме №10
Мишеньской улицы на Малой Стране. От основания пражского епископства
в 973 году до 13 века большая территория между Йозефовской и Летенской
улицами принадлежало расположенному здесь епископскому двору.
До наших дней сохранилась лишь часть первоначального епископского сада,
позже сада монастыря кармелиток, который теперь входит в состав открытых
Войяновых садов. Этот остров зелени - самый старый сад в Праге.
В доме с домовым знаком барашка жил артист Эдуард Войян (1853-1920),
именем которого и назван сад.

У Двух белых голубок
U Dvou bilych holubic

Прага. Старое Место.
В 1594 году Антонин Голуб жил в доме "У Черного рейтара" (U cerneho rejtara)
справа от мостика к Новому Месте. В ближайшую реконструкцию жилище
получило новый домовый знак - два белых голубя, и место некоторое время
называли "У Голубей" (U Holubu). Пара голубей уже в средневековье на перстнях,
заколках, мебели, свадебных вышивках представляла супружескую пару.
Неизвестно, почему прижилось название"У Двух белых голубок".
Нынешний вид домового знака происходит с 1744 года.

Во все времена ключ охранял, давал человеку власть решать, кого впустить,
а кого нет. Римский Папа получил золотой ключ от бога Римских ворот Януса
и дал ему в руки св. Петру. Также многие бургомистры европейских городов
по обряду передавали ключ дворянам и высоким гостям.

У Золотого ключа
U Zlateho klice

Прага. Мала Страна.
Дом в средние века назывался U Zlateho Noha.
Знак золотого ключа на нем с начала 19 века.

У Белого яблока
U Bileho jablka

Прага. Мала Страна.
Увоз 1 (Uvoz 1)
Золотое яблоко Гесперид, яблоко раздора трех богинь в руках Париса,
или яблоко Евы из рая - это сплошь плоды, созревшие в теплых краях,
где сама природа наделила их ароматом, цветом и сладким соком без
сложных прививок черенков. Дички, растущие у нас с давних пор,
не идут с ними ни в какое сравнение.
А ведь наши предки очень ценили яблоки.

Плоды яблони на домовых знаках меняли свое значение.
До Белогорской битвы их называли райскими, т.е. растущими
на дереве познания в раю, что символизировало бессмертие
и познание добра и зла. Сорванное яблоко в руке праматери Евы
означало грехопадение первых людей.
В 17-18 вв. райское яблоко сменило золотое императорское яблоко -
держава, символ власти. Она представляет собой земной шар.
Яблоки в связи с изображениями или статуями мадонны на доме
придал домам стиль барокко, эти яблоки также являются символом
господства над миром, на этот раз духовного, а также и одоления греха,
которым, например, является змея под ногами святой
в домовом знаке на Увозе, 26.

Сейчас дома «У Золотого яблока» и «У Белого яблока»,
также называемого золотым, часто путают.
Хотя они и были на одной улице, но относились к разным
районам города - Малой Стране и Градчанам.
Белое яблоко на Страковском доме, вкомпонованное в
барочный лепной и живописный картуш во фрамуге
дверного проема, письменные источники впервые
называют домовым знаком в 1809 году,
а на дом этот знак попал при обширной барочной
перестройке, которую в 1696-1707 провел Игнац Горингер.

У Золотого бокала
U Zlate cise

Прага. Мала Страна.
Нерудова 16 (Nerudova 16)
Золотой кубок был знаком товарищества ювелиров.
На дом его велел поместить ювелир Ян Шуманпримерно
после 1660 года. Современный класический рельеф исходит
с конца 18 века.
Одним из владельцев дома был известнейший
барочный строитель Ян Сантини Айхл.

Медведь – символ мужества и грубой силы.
Также он сопровождает св. Гавела, который, согласно легенде,
вынул из его лапы занозу, и с тех пор благодарный хищник
помогает святому носить из леса деревья.
В Праге медведи на домовых знаках встречаются довольно часто,
ведь компании бродяг водили медведей показывали представления
на пражских рынках.
Однажды в 1788 году в Праге появился ледяной медведь,
и это было на Малой площади.

У Черного медведя
U Cerneho medveda

Прага. Старое Место.
Тын 6 (Tyn 6)
Барочный каменный медведь, давший дому название, прикован
к углу дома металлической цепью.
В начале 20 века в доме был известный ночной ресторан
«В туннеле» (V tunelu), куда часто заглядывал и репортер Эгон Эрвин Киш.

У Зеленого рака
U Zeleneho raka

Прага. Мала Страна.
Нерудова 43 (Nerudova 43)
Когда власть в зодиаке переходит к раку, 22 июня, он приказывает
солнцу отступить. Солнышко начинает пятиться, дни становятся
короче, и начинается вторая половина года, что наводит человека
на размышления о времени и жизни. Таким образом, Рак - знак
чувствительных людей, но также и упрямых, потому что рак
может сильно сжать клешни. Так как в его знаке земля начинает
приносить урожай, символ рака представляет также знак плодовитости.
Таинственное послание в середине календарного года привело
благородное животное на ряд пражских домов.

Домовый знак «У зеленого рака» дом в Нерудовой улице несет с 17 века,
а нынешний рельефный вид он получил, вероятно, при баррочной
перестройке в 1729 году. Дом интересен своей особенностью -
у него два входа, один из которых ведет в соседний дом № 41
«У красного льва», не имеющего своего выхода на улицу.
Некоторые источники сообщают, что в доме «У зеленого рака»
жил студент богословия Ян из Помука, будущий святой
Ян Непомуцкий.
Дом также называют «У святого Яна Непомуцкого»,
хотя название могло произойти и от рельефа, изображающего
святого, которое в год его канонизации было помещено на дом.

Исторический дом U tří Pštrosů (У трех страусов) находится
недалеко от Карлова моста в Праге.

Дом стал известным в 17-м века благодаря Джону Фуксу - продавцу
страусовыми перьями, которые были тогда очень популярны.
Название дома связано с видом деятельности владельца.
Сегодня ценятся окружающие дом фрески страусов,
которые ранее не были ничем иным, чем обычной рекламой.

У Мавров
U Moureninu

Прага. Мала Страна.
Нерудова 5 (Nerudova 5)
Известнейших пражских мавров увековечил в 1714 году
Фердинанд Максимилиан Брокоф - на своих плечах они
держат тяжесть балкона Морзинского дворца.
Тему скульптор взял с родового знака Морзинов, в котором
коронованный мавр напоминает об исторической
победе над маврам.

В доме «У мавра" во второй половине 18 века
при дворе графа Карла фон Морцина в роли
капельмейстера служил Йозеф Гайдн.
Под началом Гайдна оказался небольшой оркестр,
для которого композитор сочинял свои первые симфонии.

Уже в 80-е годы 14 в. разрисовка домовых знаков стала настолько
выгодным ремеслом, что в цехе пражских живописцев возник спор
между соборными художниками и мирскими,
в разрешении которого принимал участие сам король Вацлав IV.
Наряду с пластикой, дома украшали написанные на деревянной
доске картины, либо фигуральная живопись прямо на штукатурке.

У Синего винограда
U Modreho hroznu

Дом «У Синего винограда» на Гусовой улице впервые
упоминается в 1714 году. В 1781 году здесь работал баварский
скрипичный мастер Ян Михаэль Виллер, после него - Ян Стросс.
Примерно в то время здесь проживал с семьей староместский писарь
Изак. Говорят, это он поместил на дом красивый знак, иллюстрирующий
цитату из IV Книги Моисея.
Когда после тяжелого сорокалетнего скитания по пустыне Моисей
со своим народом увидели вдалеке заветную Ханаанскую землю.
Отправил он разведчиков, которые в Ханаанской земле отрезали
виноградную гроздь и несли ее на шесте вдвоем.

Изображение двух мужчин, сгибающихся под тяжестью одной
огромной виноградной грозди, поныне является символом плодородия,
урожайности и исполнения обещанного счастья.

Дом "У семи золотых свечей".
Прага. Старое Место.
(нет описания)

О доме «У трех белых роз»
Легенды Старой Праги

Прага. Дом «У трех белых роз».
Малая пл., 3
Дом «У трех белых роз» находится на Малой площади.
Теперь он более известен как дом «У Ротта», как бывший одноименный
магазин скобяных товаров. На месте современного четырехэтажного
здания стоял когда-то средневековый дом, получивший свое название
в связи с одной легендой.
Здесь жили три красивые, но очень высокомерные сестры.
Родители у них рано умерли, и сестрам осталось большое богатство.
Сестры были настолько тщеславными, что даже друг с другом
не разговаривали. Каждая мечтала выйти замуж за благородного
жениха, лучше за иностранного графа, князя или барона, и уехать
с ним на его родину. На местных женихов они даже не смотрели.

Однажды появился стройный иноземный принц и начал ухаживать
за старшей сестрой. Рассказывал о своем богатстве, о великолепных дворцах,
о бескрайнем море, пока очарованная красавица не дала согласие на брак
и не уехала с ним. Вскоре объявился новый поклонник, краше и богаче прежнего.
Понравилась ему средняя сестра, и вскоре он увез ее в свой замок в далекую страну.
Осталась одна младшая сестра, которая тоже дождалась своего жениха -
английского дворянина, который приехал в Прагу по делам торговли,
не мог отвести глаз от своей невесты, обещал ей верность до смерти.
Какая девушка отказалась бы от предложения настоящего английского герцога?
Так и опустел дом на Малой площади...

О сестрах никто ничего не слышал, пока не пришел в Прагу бродячий подмастерье.
Он рассказал, что сестрам не повезло. Это были не три богатых жениха,
а один мошенник, которого привлекло богатство трех тщеславных сестер.
Одну за другой он отвез их за границу, там отобрал их богатство и оставил
жить в бедности. Обманутые красавицы в
скоре умерли в большой нищете.

Трансформации домовых знаков.
Солнце, дождь, ветер и морозы способствовали тому, что фасады
домов постоянно нуждались в новой покраске.
Влияние погоды часто отражалось и на самом символе,
в результате чего, при перестройке домов из-за недоразумения
лисица превращалась в собаку, волк в кошку, лебедь в гуся и т.д.

"Чёрная мадонна" на Вацлавской ул.
(нет описания)

Величественный король птиц - символ власти и победы.
Как и лев, орел принадлежит к изображениям, использование
которых было выделено правителям. Он появляется на знаменах и щитах
старинных бойцов, персов, египтян, арабов и, конечно, римлян, где в качестве
символа бога Юпитера стал знаком римских легионов.

В геральдике различают орла с двумя головами и орлицу с одной головой.
Пламенная пршемысловская орлица изображена на щите покровителя чехов
св. Вацлава, хотя и был этот княжеский и позже королевский знак заменен
львом, Моравия и Силезия оставила орлиц на своих знаках.
Чешских и моравских дворянских родов, использующих в своих гербах короля
птиц, в средние века было около 250.

Орлица в 15 веке была также и знаком императора святой Римской империи,
где двойная голова пернатого повелителя воздушных пространств выражала
превосходство императора над остальными и его право господства.
В Чехии двуглавый орел стал символом правящей династии Габсбургов
и за период их правления стал украшением многих пражских фасадов.
Изображением двуглавого орла отмечались учреждения или дома,
владельцы которых имели отношение к императорскому двору:
врачи, придворные поставщики товаров или услуг, ремесленники и аптекари.

Мне не удалось найти описание этого знака.
У орла? а может У сокола?

С давних времен колесо было мощным символом энергии.
Вращающееся колесо символизирует бесконечное течение времени,
изменчивость судьбы, взлеты и падения, а также это знак бесконечных
скитаний и переездов, причем, в конце дороги путник возвращается туда,
откуда вышел…
Колёсники в Праге были представлены специалистами разного профиля.

У Золотого колеса
U Zlateho kola

Прага. Мала Страна.
ул. Нерудова 28 (Nerudova 28)
Дом был построен в 1428 году на месте бывшего винного погребка
по соседству с бывшими в то время Страговскими воротами.

Золотое колесо появилось на фасаде дома после битвы на Белой горе,
вероятно в 1634 году. Сегодня в доме романтический отель.

"У мельника"
(нет описания)

Чехия,удивительная страна,где ангелы и демоны окружают вас повсюду.

Они уживаются и на фасадах домов.

Вот Богоматерь с младенцем на фасаде балкона.

А под балконом притаился Дьявол,плетущий свои интриги.

У Белой балясины
U Bile kuzelky

Прага. Мала Страна.
Мишеньска 12 (Misenska 12)
Барочная балясина (kuzelka - кужелка) означает трактир, в котором играют
в любимую игру в кужелку. Знак впервые упоминается в 1714 году.

Балясина внизу,под изображением отца Иосифа с Иисусом.

А это дом коронованных особ.
На чьих плечах стоит их могущество?
Атланты расправьте плечи!

Дом с вензелем Йозефа Манеса, чешского художника,
представителя романтического течения в живописи.

Конец домовых знаков.

С течением времени домовые знаки стали настолько важным делом,
что ими стали заниматься официальные учреждения.
Это, естественно, привело к тому, что над этим элементом городской
культуры был вынесен смертный приговор.
В 17 веке владелец дома, пожелавший изменить домовый знак,
должен был испросить официальное разрешение.
В 18 в. из-за чрезвычайного распространения домовых знаков
было утеряно их первоначальное значение,
и эта форма ориентации уже не оправдывала себя.

Корона

Корона в средние века была символом суверенитета, неограниченной власти над другими.
Как домовый знак или его часть, корона заявляет о родовом величии
или о королевском покровительстве.

"У белого ботинка"
Наверно здесь жил сапожник или была обувная мастерская.
(нет описания)

У Белой свеклы
U Bile repy

Прага. Мала Страна.
Нерудова 39 (Nerudova 39)
В доме со знаком белой свеклы, которая идентифицировала дом уже с начала 17 века,
кроме прочих, жили два известных скульптора: Ян Коль (Kohl),
который здесь умер в 1763 году, и немного позднее Антонин Китайнер (Quitainer)

Дом "У колокола.

Староместская пл. (Staromestske nam. 13)

Какой из пражских колоколов никогда не звонит?
Тот, который находится в стене на углу готического дворца
на Староместкой площади.
С домом «У каменного колокола» (U kamenneho zvonu) связано много легенд.
В 19 веке здесь было изображение св. Людмилы с надписью на латыни,
напоминающей о посещении этого дома первой чешской святой.
Согласно преданию, подземелье дома скрывает часовню,
в которой священник служил мессу для св. Людмилы
во времена преследования христиан княжной Драгомирой.

Пишут также, что колокол на доме напоминает о победоносной битве
с язычниками, к которой призывал его звон. Но это только предания.
Возможно, колокол говорит о реальном событии 1310 года.
Капеллан последней из рода Пршемысловичей - Элишки - колоколом дал
сигнал Яну Люксембургскому, что тот может прийти с войском за своей
невестой и занять Старое Место.

Название дома «У Белого…» или «У Каменного колокола» впервые
появляется в записях начала 15 века.
Самое старое сообщение о доме еще старше - с 1363 года,
когда дом принадлежал ювелиру Pecold’у из Хеба,
а позже староместскому члену магистрата Яну Ортлину,
называемому Домшик.

Ученые предполагают, что дом был построен как резиденция
короля Яна Люксембургского и его супруги Элишки Пршемысловны.
Не исключено, что здесь родился их сын Вацлав,
впоследствии чешский король и император Карл IV.
Сейчас в доме «У Каменного звона» находится галерея города Прага.

Введение нумерации
Венский императорский двор в 1767 году издал приказ, в соответствии
с которым в землях габсбургской монархии вводилась обязательная
нумерация домов.
Вопреки протесту патриотически настроенных чешских сословий в 1770 году
издал приказ, в соответствии с которым была осуществлена
нумерация пражских домов.
При объединении бывших самостоятельных пражских городов было
зарегистрировано 2928 домов, причем на Старом Месте
их было 936 (422 из них имели дом. знак),
в Новом городе 1250 (206 дом. знаков)
на Малой Стороне – 543 (212 дом. знаков),
в Градчанах – 199 (52 д. знака).
Лишь четвертое поколение пражан после первой нумерации
начало постепенно смиряться с существованием номеров дома.
Нередко знаки, которыми были расписаны фасады,
включали как символ, так и номер.
Так в течение веков окончательно переплелись символы с жилищем и его жизнью.

(нет описания)

Дом "У Золотой короны"
(нет описания)

У Золотой лилии
U Zlate lilie

Прага. Старое Место.
Малая пл. 12 (Male nam. 12)
В первоначально готическом, позже перестроенном в стиле
барокко доме на Малой площади, названном на старочешском
U Lilium («У лилии») издавна была аптека.
В 14 веке здесь была аптека Онофорова, потом тут готовил
снадобья и тинктуры аптекарь Рудольф, а после него Томаш.

Это было во время правления Владислава II, в беспокойный
период междоусобиц. Зачинщики беспорядков появились
со двора венгерского короля Матиуша Корвина,
претендовавшего на чешскую корону и боровшегося за не
е всеми средствами.
К своему грязному плану отравить чешского короля
они подключили и местного аптекаря Томаша.
Он отправил пажа в далекую Венецию раздобыть
побольше крепкого яда.
Однако, венецианский аптекарь испугался продавать
яд и на всякий случай спросил разрешение в местном
учреждении.
Дальше все развивалось быстро: венецианская власть
известила Прагу, после чего пажа и аптекаря бросили
в тюрьму. Томаш отпирался до тех пор, пока не был
подвергнут пыткам в подвалах Староместской ратуши,
пажа замучили в тюрьме Карлштейна.

Аптеки издавна входили в состав Малой площади.
Самая известная и, возможно, самая старшая здес
ь была аптека «У Ангела» (U Andela), основанная
в середине 14 века Анжело из Флоренции
в доме «В Раю» (V Raji) на углу Карловой улицы.
Во времена Карла IV она была королевской аптекой.

Медуза Горгона или Златовласка?
Не нашла описания.

Дом "У Черной Богоматери" (1912)
- главная кубистская постройка Праги.

Дом построили на месте старого дома «У Золотой решетки»,
именно с него был перенесен на новый дом домовой знак -
Золотая решетка.

Люди, занимающиеся мистикой говорят об этом месте,
как о очень важном в Праге.Очевидно, в этих областях
пересекаются линии энергетических полей города,
здесь большие всплески энергии.

Домовой знак – Черная Богоматерь.
Копия средневековой реликвии, якобы связанной с тамплиерами.
Поклоняются ей и по сей день в местечке Святая гора.
Черная Богоматерь привлекает множество паломников со всей Европы,
т.к. считается чудодейственной.

Символизм черных Мадонн до сих пор не понят.
Предполагается,что это христианизация египетской
богини Cerery (Исида),
которая была матерью всех богов.
Ее статуи, предположительно,
стояли у родников в подземных склепах.

К находкам большинства Мадонн относятся легенды,
о том,что они были найдены в земле, следовательно, "черные".
Европейские находки относятся к дохристианскому периоду и,
вероятно, связаны с культом плодородия и символизирует Землю.
Предположительно, речь идет о трансформации языческих идолов
в христианский вид.

Звезда

Звезда - символ надежды и счастья.
Светившая над Вифлеемом звезда стала надеждой для всего мира.
У каждого своя счастливая звезда. Есть такая и у Праги.

Это ренессансный летний дворец «Звезда» - letohradek Hvezda.
Эрцгерцог Фердинанд Тирольский приказал построить его
около Белой горы в 1555 году и сам начертил план здания
в виде шестигранной звезды.
Звезда - герметический символ, обозначающий предвестие.

Как знак охраны и счастья, звезда - один из наиболее часто
используемых символов.
Звезда - символ рождения.

Пятиконечная звезда, или пентаграмма, своими пятью вершинами
обозначает человеческое тело.
Она издавна считается сильным магическим знаком,
горящей звездой магов.
Пентаграммы белой и черной магии отличаются:
у звезды белой магии острие направлено вверх,
а у черной - вниз и означает дьявола.

Шестиконечная звезда - гексаграмма, состоящая
из двух равносторонних треугольников.
Сейчас она – символ евреев, звезда Давида.
В алхимии гексаграмма означает соединение
элемента огня (треугольник с вершиной вверх)
и воды (треугольник с вершиной вниз) -
таинство всемирного равновесия.

Самый старый домовый знак, сохранившийся в Праге -
восьмиконечная звезда.
Когда-то она украшала дом в стиле поздней готики
на Рытиржской улице, который в конце 19 в.
уступил место Староместскому рынку.

Дом "У Карпа"

О трех карпах.

Старая история рассказывает о происхождении названия
Капровой улицы. Начало рассказа заведет нас в вековую
улочку, которую раньше называли Святовалентинской,
и она была одной из важнейших улиц Старого Места.

Как-то весной разлившаяся Влтава вышла из берегов,
и вода высоко затопила улицы Старого Места.
Когда уровень воды снизился, в одном доме
на Святовалентинской улице люди нашли
на полу три карпа.
В память о необычном событии над дверями
дома поместили домовый знак с изображением трех карпов.

Однако на Малом рыночке люди знали об этом событии
гораздо больше. По вечерам, когда слуги собирались в очередь
у фонтана за водой, или соседи усаживались перед домом,
начинались разговоры о новостях, а также о старых историях.
Однажды заговорили и о доме «У трех карпов».
Рассказывали, что этих трех карпов нашла в комнате красивая
девушка, которая жила в этом доме.
Собиралась отдать карпов котам, но один из карпов зашевелился
у нее в руке и сказал человеческим голосом:
«Не делай этого, не вреди нам.
Если на ночь положишь нас под одеяло,
мы тебя щедро отблагодарим».

Девушка испугалась, уронила карпа на пол, побежала
за своими двумя сестрами и все им рассказала.
Сначала посмеялись, а потом посоветовали ей сделать,
как просил карп.
Девушка положила трех карпов под одеяло,
а сама пошла спать в каморку.
Когда утром заглянула в комнату, то от страха
у нее застыла кровь в жилах.
Повсюду на полу была рыбья чешуя, карпы исчезли,
а в ее постели спали три молодца, один красивее другого.
По-другому и быть не могло - сыграли тройную свадьбу,
и лучшей из сестер достался самый красивый из трех парней.

В одной безлюдной,узкой улочке вдоль старинного монастыря
мы нашли вот этот знак.Чтобы он мог означать?
Может здесь жил королевский палач?

У Трех диких уток
U Tri divokych kachen

Прага. Старое Место.
Гусова 13 (Husova 13)
Три дикие или "злые" утки украшали дом еще до 1621 года.
Вид позднего барокко домовый знак получил в начале 18 века.
В конце 19 - начале 20 века здесь был магазин
"У Черного пса" (U Cerneho psa)

Неизвестно, почему знаки и средневековая геральдика
знает только диких уток, которые часто встречаются по трое.
Дикая утка знает все дороги на земле и в воздухе
и тянет человека к солнцу и жизни.

У Золотой подковы
U Zlate podkovy

Прага. Мала Страна.
Нерудова 34 (Nerudova 34)

Золотая подкова как носительница счастья обозначала
дом уже в конце 16 века.
В начале 18 века домовый знак был изобретательно
вкомпонован в изображение земного патрона св. Вацлава.

У Самуэля
U Samuela

Прага. Старое Место.
На Мустеке 4 (Na Mustku 4)

Дом получил название по имени своего владельца
Самуэля Губы. Угловой каменный рельеф,
изображающий помазание Давида на царство
библейским пророком Самуэлем,
украшает дом с начала 18 века.

Неугомонное стадо нескольких десятков белых, синих,
красных и зеленых коней с пражских домовых знаков
давно уже разбежалось на свободу.
Сегодня на фасадах осталось несколько коней.

У Черного коня
U Cerneho konicka

Прага. Старое Место.
Прокопска 10 (Prokopska 10)

К одним из любимых принадлежит конь на Прокопской
улице Малой Страны.
Улица названа по бывшему костелу св. Прокопа,
который в 12 веке основали иоанниты
из расположенного поблизости мальтийского монастыря.

С деятельностью мальтийских рыцарей связана
история дома «У Черного коня».
Дом был частью обширного дворца с солодовней,
который принадлежал мальтийским рыцарям.
Об этом свидетельствует сохранившееся на фасаде

"/>

Мы слишком часто смотрим себе под ноги или прямо перед собой, но стоит поднять голову, всмотреться в старинные дома Праги и тогда на уровне вторых-третьих этажей обнаруживается, что чешская столица украшена сотнями любопытнейших, необычных, а иногда и таинственных домовых знаков. Знаками домов, служившими ориентирами в большом городе, которые давали дому имя и характер, выражали индивидуальность владельца, его профессию, художественные вкусы, политические пристрастия, имя или даже прозвище. Это часть пражского колорита и многовековой истории, представленная скульптурными барельефами, чугунными вывесками, живописными символами на штукатурке с изображением животных, птиц, деревьев, цветов, инструментов, небесных светил, людей, да всего, чего угодно!

Считается, что самым старым в мире домовым знаком является каменный рельеф с изображением толкователя снов на доме в египетском городе Гиза (III тысячелетие до н.э.). В древнем Риме ремесленники помещали на домах атрибуты своих профессий. Но рисованные знаки появились лишь в средневековой Европе: в XIV веке сразу множеством домовых знаков украсились города Франции, Германии и Чехии. Они возникли в тот период, когда из-за большого количества домов и улиц появилась необходимость ориентирования в разросшихся средневековых городах.

Чешский король Вацлав IV (тот самый, по приказу которого с Карлова моста был сброшен в мешке Святой Ян Непомуцкий) издал декрет о разукрашивании фронтонов домов домовыми знаками. Письменные свидетельства того времени сообщают о 16 домовых знаках Старе-Места, двух знаках в Нове-Место, трех знаках на Мала-Стране и о появлении в 1356 году наиболее древнего из известных пражских домовых знаков «У черной звезды».

Поначалу создание домовых знаков подчинялось правилам геральдического искусства, и было настолько выгодным ремеслом, что в цехе пражских живописцев возник спор между соборными и мирскими художниками из-за заказов богатых домовладельцев центральных улиц и торговых площадей.

В средние века на домовых знаках чаще всего встречались черная и красная краски, синий цвет был цветом XVI века,

а на домовых знаках XVIII века преобладал пышный блеск золота в сочетании с искусственно производимыми долговечными красками.

Массовое изменение домовых знаков на пражских улицах происходило после завершения гуситских войн и во времена контрреформации. Увлечение символикой борьбы отошло на задний план, предоставив место практическим мирским целям торговцев и ремесленников: цеховая геральдика вступила в свой золотой век.

Эпоха барокко обогатила галерею домовых знаков вывесками из меди, листового железа и дерева. В результате перестроек просторные дома горожан повернулись на улицу уже более широкой стороной. Разделенные фасады этих домов с рядами окон включали место для декоративно обрамленных картин, написанных, как правило, на религиозную тематику.

Существовавшие наряду с ними традиционные декоративные символы средневековья в этот период потеряли свое значение, став непонятными, особенно по сравнению с выразительными рекламными вывесками ремесленников и торговцев. Бывало и так, что на оживленных пражских улицах на фасадах домов встречались несколько культурных символов, отличающихся по времени и значению. Новые владельцы часто меняли знаки, почти полностью по своему произволу, и таким образом, один дом в течение столетий менял несколько названий и соответственно домовых знаков.

С течением времени домовые знаки стали настолько важным делом, что ими стало заниматься специальное учреждение - Шестипанское ведомство, которое следило, чтобы на одной улице не было домов с одинаковым названием, и домовые знаки имели смысловое содержание. Также ведомство выдавало официальное разрешение владельцу дома, пожелавшему изменить домовый знак, и разбирало нешуточные споры пражан о праве на то или иное название дома.

В 1784 году император Иосиф I объединил Прагу, состоявшую из отдельных городов (Старе-Место, Нове-Место, Градчаны, Мала-Страна, Вышеград), имеющих различный статус, систему управления и финансы, зачастую враждовавших между собой, в один столичный город. При объединении было зарегистрировано 2928 домов, причем 892 из них имели домовые знаки. Такое чрезвычайное распространение домовых знаков привело к утере их первоначального значения, и эта форма ориентации на городских улицах уже не оправдывала себя.

Венский императорский двор издал приказ, в соответствии с которым в землях габсбургской монархии вводилась обязательная нумерация домов. Чехия входила в состав Австро-Венгерской империи, и в 1770 году в Праге провели реформу, получившую название «терезианской», по имени царствующей императрицы Марии Терезии. Австрийские солдаты просто прошли по всем пражским улицам и нарисовали на стенах последовательно возраставшие номера. Проблему это, разумеется, не решило, потому что город стремительно расширялся, количество зданий вскоре перевалило за несколько тысяч и все вновь возведенные здания получали очередной порядковый номер, не соответствующий соседним.
В 1805 году ввели другую систему нумерации домов, согласно которой пражским районам были присвоены римские цифры, а затем все дома в каждом районе были пронумерованы в сквозном порядке. Каждое здание получило красную табличку с так называемым кадастровым номером.

После нескончаемой путаницы с доставкой почты, в 1878 году австрийский бюрократический аппарат вводит еще одну нумерацию домов, которая не отвергает старую, а дополняет ее. Пражским домам были присвоены номера не по районам, а по конкретным улицам и площадям, причем порядок нумерации домов привязан к реке Влтава и направлению ее течения. Каждое здание в дополнение к красной табличке получило синюю табличку с так называемым ориентационным номером.

Такая двойная нумерация пражских домов действует и сейчас, но сохранилось порядка 300 домовых знаков, имеющих историческую, культурную и художественную ценность. Уже самим фактом своего существования они придают дому и пространству неповторимую индивидуальность, атмосферу, дух места, потому что пражские домовые знаки имеют свою особенную магию - они существуют на границе, где заканчивается символ и начинается легенда.

Как-то весной Влтава вышла из берегов, затопила улицы Старе-Места, а когда уровень воды снизился, девушка нашла в своей комнате на полу трех карпов. Собиралась отдать карпов котам, но один из карпов зашевелился у нее в руке и сказал человеческим голосом: «Не делай этого, не вреди нам. Если на ночь положишь нас под одеяло, мы тебя щедро отблагодарим». Девушка испугалась, уронила карпа на пол, побежала за своими двумя старшими сестрами и все им рассказала. Те сначала посмеялись, а потом посоветовали ей сделать, как просил карп.

Девушка положила трех карпов под одеяло, а сама пошла спать в каморку. Когда утром заглянула в комнату, то от страха у нее застыла кровь в жилах. Повсюду на полу была рыбья чешуя, карпы исчезли, а в ее постели спали три молодца, один красивее другого. По-другому и быть не могло: сыграли тройную свадьбу, младшей из сестер достался самый красивый из трех парней, а случилось то в доме «У карпа».

Но не всегда домой знак гарантировал девичье счастье. В доме «У трех белых роз» (изображены на самом верху дома «У Ротта») жили три красивые, но очень высокомерные сестры. Родители у них рано умерли, и сестрам осталось большое богатство. Сестры были настолько тщеславными, что даже друг с другом не разговаривали. Каждая мечтала выйти замуж за благородного жениха, лучше за иностранного графа, князя или барона, и уехать с ним на его родину. На местных женихов они даже не смотрели.

Однажды появился стройный иноземный принц и начал ухаживать за старшей сестрой. Рассказывал о своем богатстве, о великолепных дворцах, пока очарованная красавица не дала согласие на брак и не уехала с ним. Вскоре объявился новый поклонник, краше и богаче прежнего. Понравилась ему средняя сестра, и вскоре он увез ее в свой замок в далекую страну. Осталась одна младшая сестра, которая тоже дождалась своего жениха - английского дворянина, который приехал в Прагу по делам государственным, не мог отвести глаз от своей невесты, обещал ей верность до смерти. Какая девушка отказалась бы от предложения настоящего английского герцога? Так и опустел дом «У трех белых роз»...

О сестрах никто ничего не слышал, пока не пришел в Прагу бродячий подмастерье. Он и рассказал, как сестрам не повезло. Были это не три богатых жениха, а один мошенник, которого привлекло богатство трех тщеславных сестер. Одну за другой он отвез их за границу, там отобрал их богатство и оставил жить в бедности. Обманутые красавицы вскоре и умерли в большой нищете на чужбине.

В соседнем доме «У лилии» издавна была аптека, в которой готовил снадобья и микстуры аптекарь Томаш. Это было во время правления чешского короля Владислава II, в беспокойный период междоусобиц, когда венгерский король Корвин боролся за чешскую корону любыми средствами. За ценный подарок в виде золотой лилии уговорили аптекаря Томаша отравить чешского короля. Алчный аптекарь отправил пажа в далекую Венецию раздобыть проверенного яда. Но венецианский аптекарь испугался тайно продавать яд и на всякий случай спросил разрешения во Дворце Дожей . Дальше все развивалось быстро: венецианская власть известила чешского короля, после чего пажа и аптекаря бросили в тюрьму. Томаш отпирался до тех пор, пока не был подвергнут пыткам в подвалах Староместской ратуши , и получил вознаграждение не в виде золотой лилии, а железным топором палача.

Другой предприимчивый пражанин решил нажиться, используя домовой знак «У каменной русалки». В средние века русалка считалась символом темных, опасных сил и дурного соблазна. Вот шутник и стал показывать за деньги в большой ванне с водой наполовину женщину - наполовину рыбу. Но случилось так, что в это создание влюбился молодой подмастерье. Куда бы ни шел, все мыслил о ней, пока однажды не признался русалке в любви.

Какова же была его радость, когда он узнал, что ее хвост ненастоящий, а только для забавы зрителей, и чувства молодых людей были взаимными. Девушка скинула свой фальшивый хвост и убежала с любимым из Праги. Жили они счастливо и к старости вернулись в Прагу, где доживали свои годы в доме «У Каменной русалки».

Приехав из Дамаска, армянский купец Георгиус Деодатус Дамаскенус ходил по пражским улицам в своем восточном кафтане и тюрбане, шароварах и туфлях с загнутыми носами, с подносом и кувшином на голове. В одной руке он держал сковороду с раскаленными углями, на которой нагревал кофе, а в другой - шкатулку с чашками и дорогим тростниковым сахаром. Убеждал, варил, наливал, продавал - и пользовался большим успехом. Вскоре Деодатус смог открыть первую пражскую кофейню на Мала-Стране, а в 1714 году перенес процветающую торговлю в более просторный дом «У Золотого змея», о котором чешский поэт Витезслав Незвал написал:

В Праге у Златого гада
Продается шоколад,
Который любит Златый гад.

Наверняка в эту кофейню ходил староместский писарь Изак, знаток библейских преданий. Он поместил на свой дом «У Синего винограда» домовой знак, иллюстрирующий цитату из IV Книги Моисея: «После тяжелого сорокалетнего скитания по пустыне Моисей со своим народом увидели вдалеке заветную Ханаанскую землю. Отправил он разведчиков, которые в Ханаанской земле отрезали виноградную гроздь и несли ее на шесте вдвоем». Изображение двух мужчин, сгибающихся под тяжестью одной огромной виноградной грозди, и поныне является символом плодородия, урожайности и исполнения обещанного счастья.

Другой пражский писарь Петр Дрдак заказал сияющий домовой знак «Золотое солнце». Но в его доме во времена императора-мистика Рудольфа II проходили встречи колдунов, магов, астрологов и прочих почитателей темных сил. От их опытов и заклинаний потемнел лик солнца на домовом знаке, ибо черное солнце считается мистическим символом смерти. Но жители Праги не опасаются подходить к дому писаря «У черного солнца», так как уверены, что символ черного солнца изображает мистические перемены, переход из одного состояния бытия в другое, т.е. Возрождение.

С библейскими историями и черным цветом связан еще один пражский домовой знак – «Черная Богоматерь». Вообще в Чехии существует 12 черных изображений Девы Марии с Иисусом и самое известное можно увидеть в пражской Лорете . Есть версия ее происхождения от образа египетской богини Исиды с маленьким Гором, а другое объяснение ее темной кожи - гипотеза, что этот христианский облик лишь исторически преображенная древнейшая языческая богиня - Мать Земля.
Дом «У черной Богоматери» считается главной кубической постройкой Праги и опутан паутиной загадок. По некоторым сведениям, под ним скрещиваются магнетические силовые линии, пересекающие живую душу Старого города. Правдивость этого подтверждают и легенды о таинственных ночных явлениях на соседних улицах: здесь находился монастырь ордена тамплиеров, которому принадлежали все земли в округе, а «Черная Богоматерь» была предметом почитания у рыцарей ордена.

Главная резиденция тамплиеров в Праге размещалась на месте дома «У золотого ангела». В середине XVIII века средневековые дома были снесены, и вместо них выросло большое барочное здание, в котором находилась популярная гостиница с пивоварней. Эту гостиницу почитали визитами знаменитости, аристократы и особы королевских кровей: датская королева, саксонский и ганноверский короли с семьями, курфюрст гессенский с греческой королевой, русский анархист Бакунин, здесь жил Вольфганг Амадей Моцарт.

Так что домовой знак «Золотой ангел» с лавровым венком и рогом изобилия, знаком роскоши и удовольствия, поистине покровительствовал зданию. Но ангел также охраняет тайну: в средневековых подвалах этого дома происходили тайные и мистические собрания рыцарей ордена тамплиеров. И кто знает, не охраняет ли этот пражский домовой знак главную добычу тамплиеров - Святой Грааль…

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид - горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. - точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета - Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

Самый известный символ Чехии это - пиво . К пиву здесь отношение особое. Тут не встретишь человека, потягивающего его на ходу. Этот напиток не терпит спешки, суеты. Он требует долгого застолья и задушевной компании.

Если чехи и пьют пиво на улице, то в специально отведенных местах, в так называемых «пивных садах», за столами, на скамейках, культурно.

Тут редко встретишь пьяного. А ведь пива в пересчете на душу населения Чехия потребляет больше всех в мире, опережая даже такую пивную державу, как Германия. Здесь на каждого из 10 млн. граждан в год приходится 162 литра.

Мест, где можно все эти литры употребить, в Чехии более чем достаточно. В относительно небольшой Праге сотни пивных баров и ресторанов.

Пивная «У Флеку» — одна из старейших. Пивоварня, а при ней трактир, открылась в 1499 году. В ресторане несколько просторных залов и внутренний дворик, заставленный темными, дубовыми скамейками и столами. Подают «У Флеку» исключительно темное пиво. Святой Вацлав, покровитель чешских пивоваров, смотрит на посетителей с большой симпатией.

Пиво в Чехии пьют не обязательно из стеклянных, широко используются и керамические кружки. Подается оно обязательно охлажденным до 6-10 градусов. При этой температуре раскрываются все его качества. Правильно наполнить кружку — целое искусство. Не всякий бармен им владеет. Пены в ней должно оказаться не больше и не меньше, чем велит традиция. Зачем стране, где пиво любят все поголовно, иметь еще отдельно Общество любителей пива, не очень понятно, но оно в Чехии есть. Как писал Марк Твен: «Сорта пива в той же степени не похожи друг на друга, в какой хохлатки во дворе». В Чехии, действительно, чуть ли не в каждом городе есть своя пивоварня, и все они делают разное пиво.

Вне зависимости от цвета пива один из главных его компонентов — хмель. Плантаций хмеля в Чехии много. Есть у него что-то общее, с виноградной лозой. Он и принадлежит, как виноград, к роду многолетних лиан. Хмель тянется вверх по вертикально натянутому шпагату. За полгода растение вымахивает на 10 метров. Бродишь по таким зеленым галереям и диву даешься: до чего же мощное растение. На зиму его стебель отмирает, а весной вырастает новый. Урожай собирают в июле — августе, когда хмель цветет.

В пиво идут женские соцветия. На их чешуйках расположены такие железки, в которых содержатся ароматические дубильные вещества. Они-то и придают вкус пиву. Благодаря им пиво становится пивом.

Здешний хмель столь высокого качества, что его покупают даже пивовары Германии. Это растение и придает пиву характерную приятную горечь.

Город Хумполец славится своими пивными традициями. В 1838 г. местные любители пива вылили на городскую площадь 36 бочек с пивом. Оно показалось им не очень хорошим. Видимо, мера эта оказалась действенной. С тех пор пиво здесь варят отменного качества.Воду для хумбольского пива берут из артезианского колодца, находящегося за городской чертой. Качества она отменного, что для пива имеет определяющее значение.

Завод вырос их небольшой пивоварни, основанной еще в XVI веке. Солод — продукт, без которого невозможно сварить пиво. По сути, это пророщенный ячмень. Проращивают его на специальных солодовнях. На завод же солод поступает уже в готовом виде, без зеленых росточков. Из обычного солода варят светлое пиво. Из обжаренного — темное.

Настоящие ценители не мешают пиво разных сортов, тем более не запивают им водку или другие крепкие напитки. Так что «пиво без водки — деньги на ветер», это точно не про чехов. На местных пивоварнях совсем не варят пива с ягодным вкусом. Чехи в этом смысле консерваторы. Да и до темного пива они не большие охотники — предпочитают классическое, светлое. Вяленая рыба, чипсы, орешки в местных пивных тоже не пользуются популярностью. В России скажут: «Без закуски — это пьянство». А здесь не обязательно. Можно просидеть весь вечер и пить только пиво. Но уж если хотят закусить, то, как правило, заказывают какую-нибудь сосиску. Сосиску с горчицей.

Официанты бегают по залу с тяжелыми подносами, уставленными «пулитрами». Так здесь называют пивные кружки. Число выпитых «пулитров» официант отмечает черточками на бумажке, лежащей перед клиентом. Есть молодцы, которые умудряются выпить 8-9 кружек за вечер.

Чехи говорят: «Лишь пиво делает жажду прекрасной». Первую кружку они выпивают быстро. А все последующие — с чувством, с толком, с расстановкой. Вкус напитка по-настоящему раскрывается лишь со второй, третьей кружки.

Кафедральный собор святого Вита, Вацлава и Войтеха явяляется самой знамениой досторимечательностью в Праге и всегда был доминантным местом города, а также символом Чехии . На его месте ранее стояла романская ротонда, которую основал князь Вацлав в 935 году, а потом там же был захоронен. В 1060 году князь Спытигнев ее разрушил и на этом месте построил трехярусную романскую базилику, которая здесь стояла до 1344 года (остатки базилики и ротонды видны через решетку с южной стороны собора). По легенде, в языческие времена на этом месте стоял идол Святовита, котрого чехи почитали за главного бога. Отовсюду приходил народ поклониться идолу, а в жертву приносили его любимое блюдо - черного петуха. Не брезговал Святовит и калачами с вином. Якобы по созвучию и велел Вацлав освятить новую часовню именем святого Вита, и, что характерно, аж до конца прошлого века в День святого Вита христиане приносили к собору вино и калачи.

Строительство главного храма королевства начал Карл IV в связи с повышением пражского епископства на архиепископство. Он был задуман как символ тройственности метрополии: Прага - как главный город Чехии; Град - как основа Праги; собор Святого Вита - как главный храм Града. Проект подготовил француз Матье из Арраса. Деньги для строительства Карл IV доставал самыми разными способами: брал десятину с серебродобытчиков и налоги с церквей, наладил продажу индульгенций.

Проект был задуман с таким размахом, что постройка растянулась на 600 лет. На протяжении этого времени в строительстве поучаствовали французские, немецкие, чешские архитекторы и успели отразиться последующие архитектурные стили: ренессанс и барокко. Первым этапом строительства готического собора (1344-1352) руководил французский архитектор Матиаш из Арраса. После его смерти продолжить строительство Карл позвал 24-летнего Петра Парлержа из Кельна (там его звали Парлер). В 1356-1399 годах он возвел капеллы обхода хора, лестницу, свод пресвитерия и нижнюю часть главной башни с Золотыми воротами. Скульптурная отделка интерьера, как полагают, тоже выполнена в мастерской Парлерж. Вместе со своим предшественником мастер был похоронен в северной части собора.

Сыновья Парлержа Ян, Вацлав и Петр доделывали главную башню, пока не начались Гуситские войны (1406). К этому времени относится легенда о Вацлаве IV, которому было пророчество "погибнуть перед башней святовитской". Вацлав толковал слово "перед" двояко - как "перед башней на площади" или "перед тем, как она будет закончена", поэтому решил избавиться хотя бы от одной возможности. Он повелел снести башню, но в тот момент начались Гуситские восстания, и Вацлава хватил инфаркт. Хитрое пророчество таки сбылось. А башню достроили только в 1562 году; архитекторы Вольмут и Тироль украсили ее ренессансной галереей и луковичной крышей. Нынешним своим барочным обликом эта крыша обязана Пакасси (1770).

В 1873 г. началась реставрация старой части собора и достройка его западной части. Строительство трех-нефного объема и западного фасада с двумя башнями было осуществлено архитекторами И. Мокером и К. Гильбертом на основе тщательного изучения сохранившихся чертежей П. Парлержа. Строительство было закончено в 1929 г. Длина собора 124 м, высота главной башни — 96,6 м. Сегодня в собор можно войти через бронзовые двери западного фасада. На дверях изображены сцены из истории строительства храма, а также эпизоды легенд о Вацлаве и Войтехе. На витраже-розе изображена сцена «Сотворение мира» (автор Фр.Кисела; 1921). В интерьере прежде всего поражают большие витражи, исполненные ведущими чешскими художниками М. Швабинским и А. Мухой. В трифории (закрыт для посещений) над арками боковых нефов находится галерея с членов королевской семьи, выдающихся архитекторов и всех, внесших вклад в строительство собора. Бюсты отлиты в мастерской Парлержа. Один из них, изображающий самого архитектора, считается первым автопортретом в истории европейского искусства. Собор Св. Вита был одновременно и епархиальным храмом, и усыпальницей светских правителей. Господствующее положение в интерьере с 28 несущими колоннами занимает готический Главный алтарь. Перед ним находится Королевский саркофаг из белого мрамора, созданный Александром Коллином в 1566— 1589 гг. и образующий надземную часть усыпальницы.

В средние века в храм входили через Золотые ворота, которые ведут в поперечный неф между главной башней и капеллой Св. Вацлава. Это одно из важнейших творений Петра Парлержа. Их украшает восстановленная мозаика 1370 года с изображением Страшного суда. Фон ее сделан из позолоченных кубиков стекла, фигуры - из разноцветных камешков. Все камешки были специально выточены в Венеции. Ворота закрыты бронзовой решеткой с аллегорическими композициями на зодиакальные темы. Вообще, внешнее оформление собора полно знаков и символов. Со стен свешиваются химеры и уроды. Имеется в виду, что вся нечисть находится вне пределов церкви и под контролем: помогает отпугивать другую нечисть, а заодно работает водостоками. Среди всего прочего на стенах можно разглядеть послания типа: "Гонза и Пепик были здесь в марте 1853 года". В 96-метровой башне с готическим основанием, достигающим высоты 58 м, находится самый большой колокол Чехии "Зикмунд" (18 т), отлитый в XVI веке. Часы на башне - хайтек Рудольфа II: на одном циферблате показывают целый час, а на другом, пониже, - каждую четверть часа.

По периметру собора - 21 капелла. Наибольшее культурное и историческое значение имеет капелла Св. Вацлава над могилой принца-мученика. Надгробие князя было собрано из кусочков и отреставрировано в начале XX века. Нижнюю часть стены часовни украшают 1300 самоцветов, верхнюю - сцены из жизни св. Вацлава. Средняя часть посвящена сценам Страстей Господних. Статуя Св. Вацлава исполнена Парлержем. В обходе хора расположены капеллы с надгробиями, изготовленными также в мастерской Парлержа. Из часовни есть выход к палате с коронационными драгоценностями. Палата заперта на семь замков, а ключи от них находятся у семи особ: президента республики, председателя парламента, мэра, архиепископа и т.д. Вместе они собираются только на большие церемонии. Собрание драгоценностей включает королевскую корону, жезл, державу, шитое золотом парчовое одеяние, епитрахиль и пояс. Корона Св. Вацлава (1346 г.) украшена изумрудами, рубинами, жемчугом и шестью из девяти самых крупных сапфиров мира. Держава из листового золота инкрустирована эмалью, жемчугом и драгоценными камнями. Жезл относится к 16 в., отделан резьбой, эмалью, жемчугом, сапфирами и рубинами. Королевские регалии были помещены в Собор Св. Вита в соответствие с папской буллой Климента V и коронационным кодексом Карла IV в 14 в. и покидали его только трижды в периоды военной угрозы. В отличие от них самая новая реликвия чешского государства — бронзовая доска в память о событиях 1989 г., приведших к падению коммунистического режима в Чехословакии, — легкодоступна для обозрения в часовне Шварценбергов. По праздничным дням звучит древний орган, украшенный орнаментом в стиле рококо (1757 г.). Возведенный как духовный символ государства, собор Св. Вита и сегодня сохраняет значение национальной святыни. мировой войны. Снаружи в их честь поставили стелу из цельного куска гранита высотой 16 метров.

Еще один широко известный символ Чехии это бравый солдат Швейк — сатирический персонаж, придуманный чешским писателем Ярославом Гашеком; главный герой романа «Похождения бравого солдата Швейка». Прототипом послужил Франтишек Страшлипка; также многие похождения Швейка носят автобиографический характер.

Йозеф Швейк, чешский торговец собаками, которого уже один раз выгнали из армии по слабоумию, вновь призван в армию в качестве пушечного мяса для Первой мировой войны. Притесняемый бюрократами, полицией, докторами, «проигранный» одним офицером другому, жизнерадостный, разговорчивый и простодушный солдат неохотно следует своему невезучему, но полному приключений и забавных ситуаций, пути на передовую.

Швейк — просто кладезь различного рода историй, баек, взятых им из его полной приключений жизни.