Все о тюнинге авто

Парадные залы аничкова дворца. Аничков дворец – символ монаршей любви к России (1) - Вопросы истории. Образование Дворца пионеров

Аничков дворец. История и владельцы.

В первой четверти XVIII века, при императоре ПетреI эти земли принадлежали первому генерал-полицмейстеру Санкт-Петербурга Девиеру Антону Мануиловичу(1682-1745).

Генерал Девиер.А.М.

Судьба благосклонна была к этому человеку, в юном возрасте оказался в России, благодаря своим способностям сделал отличную карьеру, приобретя и новую Родину.

Генерал, соратник императора ПетраI, который ценил его организаторские способности и всячески помогал ему. Благодаря царю, Девиер женился на сестре князя Меншикова.А.Д. , который очень недолюбливал молодого генерала. Самому Девиеру часто по своей должности приходилось разбирать различные махинации князя Меншикова, докладывая царю.

После смерти ПетраI, в царствование его супруги императрицы ЕкатериныI князь Меншиков имеет огромное влияние и власть. После интриг Меншикова, не любимый им супруг сестры Анны, генерал Девиер в 1726 году обвиняется в заговоре против императрицы и отправляется в 1727 год в ссылку. Супруга генерала Анна Даниловна Девиер, урождённая Меншикова, отправляется с детьми в ссылку, в дальние деревни.

Девиер Анна Даниловна, супруга генерала и сестра св. князя Меншикова А.Д.

Земли были конфискованы, но в запустение были не долго, вскоре здесь разместился двор Преображенского полка. Тогда это была окраина Петербурга, плохо застроена. Через реку был деревянный мост, который назывался Аничков. Своим названием обязан полковнику Аничкову М.О. ,который руководил строительствами и ремонтными работами мостов в Петербурге. Возможно, здесь где-то и находился дом полковника Аничкова.

При вступлении на престол императрицы Елизаветы Петровны, дочери ПетраI в 1741 году на территории этих земель начинается строительство дворца.

Строительство затянулось на долгих 15 лет, менялись архитекторы – Земцов.М.Г. , затем Дмитриев.Г.Д. и завершал Растрелли Ф.Б.

Императрица Елизавета, любившая роскошь и праздники, не скупилась в средствах. Как и все творения архитектора Растрелли, дворец планировался большой, с богатой отделкой как внутри, так и фасада. Фасад с элементами в стиле барокко, выходящий на реку.

Дворец должен был восхищать своей роскошной красотой, богатством воображение приезжающих в город. Это первое каменное строение на Невском проспекте, крупное и объёмное.

Императрица Елизавета Петровна.

Строительство полностью завершилось в 1756 году. Со стороны проспекта дворец имел храм, наверху купол с крестом. На другом корпусе дворца, на куполе установили звезду. Центральный фасад украшало множество роскошной лепнины.

Гости прибывали по реке Фонтанке к главному фасаду дворца. ДоСадовой улице был устроен большой сад, с множеством скульптур и павильонов. Несколько сохранившихся до наших дней гравюр, изображающих Аничков дворец того периода времени, показывают нам всё великолепие и богатство фасадов.

Аничков дворец. XVIII век, 70-е годы.

Императрица Елизавета Петровна, новый дворец дарит своему фавориту, графу Разумовскому Алексею Григорьевичу(1709-1771).

Граф Разумовский Алексей Григорьевич.

Граф имеет достаточно интересную судьбу. Родился и вырос в крестьянской семье на Украине(Малороссии), пас скот. Красивого юношу, хорошо поющего при местной церкви, заметил чиновник из Петербурга, набиравший придворных певчих. Так Алексей оказался в Петербурге, где его вскоре заметила царевна Елизавета и забрала к себе. В те годы, правления своей двоюродной сестры, императрицы Анны Иоанновны царевна жила скромно. При ней был небольшой двор, состоявший из бедных, но преданных дворян и родственников матери царевны. Разум Алексей превращается в Разумовского и занимает достойное место при Елизавете. Место он займёт и в сердце царевны Елизаветы, на долгие годы, она полюбит его.

При вступлении на престол в 1741 году императрицы Елизаветы Петровны на Разумовского посыпались звания. Награды, большие земельные уделы.

Как отмечают многие его современники, Алексей Григорьевич был замечательным человеком, богатство его не испортило. Он был прост в общении, со многими дружил и помогал. Так простой крестьянин из Малороссии получил графский титул и стал влиятельным вельможей при дворе Елизаветы.

Императрица Елизавета Петровна.

Граф не принимал участия в интригах при дворе. Не поддерживал враждующие между собой партии и со всеми дружил. Жил он со своей царицей, благодаря ей всё имел в жизни. Через всю свою жизнь он пронесёт искреннюю любовь и уважение к своей Елизавете, тяжело переживая её смерть.

Существует версия и многие современники того времени не отрицают, что императрица Елизавета Петровна тайно венчалась в церкви со своим любимым Алексеем. Они оба были сильно верующими людьми, наверное, так могло и быть, но никаких бумаг, подтверждающих документально, этот факт нет. Многочисленные родственники нового графа переехали в Петербург, о них он заботился и помогал. Помогал он и землякам с Украины. Несмотря на недостаточное образование, граф Разумовский А. Г. окружил себя множеством образованных помощников. Многие из его помощников сделали затем головокружительную карьеру, например его земляк, начинавший у него секретарём, а в конце жизни канцлер и князь Безбородко.А.

Дворец достраивался в последние годы царствования императрицы Елизаветы Петровны. Она часто болела и балы, маскарады, которые так любила, проводились не так часто, как раньше. После смерти своей благодетельницы, любимой императрицы граф Разумовский проживёт в уважении и почёте более 10 лет, занимая Аничков дворец. Императрица ЕкатеринаII с уважением относилась к пожилому графу, дружила с его братом, она предлагала ему титул князя, но он вежливо отказался. Умер граф в 1771 году бездетным, его дворец достаётся родному брату.

Императрица ЕкатеринаII.

Граф Разумовский Кирилл Григорьевич(1728-1803), брат Алексея Григорьевича. Благодаря старшему брату, фавориту императрицы Елизаветы, Кирилл получил великолепное образование, учился за границей. От природы имел вкус, имел большие коллекции предметов искусства.

Граф Разумовский К.Г. 1766 год.

Граф выгодно женился на богатой наследнице Нарышкиной, имел детей, получивших тоже хорошее образование. Дружил с императрицей ЕкатеринойII, которая его очень уважала. Молодой и образованный граф занял достойное место при дворе императрице ЕкатеринеII.

Граф Разумовский К.Г.

Кирилл Григорьевич имел множество наград и званий при дворе, занимал пост президента Академии наук, покровительствовал и помогал многим талантливым художникам, архитекторам, поэтам и музыкантам. Был назначен гетманом на Украине и занимал этот пост до упразднения гетманства.

Анна Демьяновна Разумовская. 1746 год, мать графов Григория и Кирилла. Из бедной крестьянки с Украины превратилась в богатейшую помещицу.

Граф, гетман Украины Разумовский К.Г.

В 1776 году императрица ЕкатеринаII покупает Аничков дворец у его владельца, графа Разумовского.К.Г. и дарит дворец своему новому фавориту – графу Потёмкину Григорию Александровичу(1739-1791). Потёмкин из обедневших дворян, хорошо образован и делает успехи по службе. Сначала фаворит императрицы, а затем незаменимый друг и соратник ЕкатериныII. Который сам стал подбирать императрице молодых фаворитов.

Князь Потёмкин. Г.А.

Григорий Александрович имеет множество талантов, гос. деятель и полководец. Князь Потёмкин имел организационные способности, благодаря ему осваивались новые территории России, после победоносной войны с Турцией. Приобретённый после войны полуостров Крым бурно развивается под руководством князя. Строятся новые города, Николаев, Херсон и Екатеринослав. У России появляется новый Черноморский флот, который строится под руководством князя.

Князь Потёмкин.Г.А.

Императрица ЕкатеринаII.

Князь Потёмкин перестраивает Аничков дворец. Из великолепного барочного облика, дворец преображается, в более классический, по моде того времени. Внутри залы расширили, здесь устраивались пышные приёмы, торжества и балы. Сад тоже потерпел изменение, его обновили и перепланировали. Появились галереи с множеством тропических растений. Потёмкин сделал головокружительную карьеру, в признания заслуг к своей фамилии получил приставку – Таврический. Строился для него и новый Таврический дворец в Петербурге.

Князь Потёмкин-Таврический.Г.А.

В 1785 году императрица ЕкатеринаII выкупает Аничков дворец у Потёмкина, долгое время там располагается царская канцелярия.

К началу XIX века при императоре АлександреI, усадьба Аничкова дворца постепенно с западной части начинает застраиваться новыми зданиями. Появляется Публичная библиотека, в павильонах выступают итальянский театр.

Император АлександрI.

Императрица Елизавета Алексеевна, супруга АлександраI.

Император в1809 году дарит Аничков дворец своей любимой сестре великой княгине Екатерине Павловне(1788-1818) к свадьбе с герцогом Георгом Ольденбургским. Пара остаётся жить в России, дворец будет являться их домом в Петербурге.

Вел.кн. Екатерина Павловна.

Она имела большое влияние на своего брата императора АлександраI. Не плохо разбиралась в политике и брат прислушивался к её мнению.

Принц Ольденбургский Георг. 1811 год. Супруг вел.кн. Екатерины Павловны.

Дворец долгое время не обновлялся и требовал большого ремонта. Под нужды семьи сестры императора снова перестраивается. Большая столовая и Танцевальный зал тех времён сохранился до наших дней.

После смерти супруга герцога Ольденбургского в 1812 году вел.кн. Екатерина Павловна занимает дворец до 1816 года. Затем продаёт дворец в казну, выходит замуж и уезжает из России.

Вел. кн. Екатерина Павловна, в замужестве принцесса Ольденбургская.

Император АлександрI в 1817 году дарит Аничков дворец своему брату великому князю Николаю Павловичу к свадьбе с прусской принцессой. Дворец капитально ремонтируют, сад приводят в порядок и начинается новая жизнь у этого дворца.

вел.кн. Николай Павлович(будущий император НиколайI).

Семья вел. кн. Николая Павловича проживает здесь до вступления на престол, здесь рождаются их первые дети. Супруги живут счастливо, дворец им нравится и стал для них домом.

Вступив в 1825 году на престол и став императором НиколаемI продолжают здесь проживать. Дворец получает статус – императорского и является вторым после Зимнего дворца (сейчас это Эрмитаж). В 1837 году в Зимнем дворце случился сильнейший пожар, императорская семья проживала в Аничковом дворце.

Император НиколайI.

Императрица Александра Фёдоровна (супруга НиколаяI) с детьми.

НиколайI любил этот дворец, здесь они были счастливы. Устраивались тут приемы и балы, музыкальные вечера в более интимной обстановке, среди друзей. Статусный и более официальный был Зимний дворец.

Император НиколайI с дочерью Марией.

Император НиколайI.

Императорский герб.

В царствование НиколаяI территория вокруг дворца быстро расстраивалась. Архитектор Росси строит Александровский театр, прилегающая улица обустраивается одинаковыми зданиями и выходит к Чернышёву мосту. В одном из зданий располагается Дирекция Императорского балета на долгие годы.

Император НиколайI.

Императрица Александра Фёдоровна.

С 1841 года Аничков дворец переходит к наследнику престола великому князю Александру Николаевичу. Здесь наследник живет с молодой своей супругой вел. кн. Марией Александровной. Также здесь размещается их малый двор, устраиваются свои приёмы, балы, встречи с друзьями.

Наследник престола вел.кн. Александр Николаевич.

Юная вел.кн. Мария Александровна, супруга наследника.

При вступлении на престол вел.кн. Александра Николаевича под именем императора АлександраII в дворце продолжает жить его мать, вдова НиколаяI вдова Александра Фёдоровна и родной брат императора вел. кн. Николай Николаевич.

Император АлександрII.

Императрица Мария Александровна, супруга АлександраII.

Аничков дворец со стороны Невского проспекта. Акварель.

Дворец стали называть Николаевским, был проведён водопровод, канализация.

Император АлександрII принимаем парад у Аничкова дворца. Акварель.

Бал времён царствования императора АлександраII. Акварели.

В 1860-х годах за дворцом, у театра по указанию императора АлександраII возводится памятник императрице ЕкатеринеII и сподвижникам её царствования. Екатерининский сквер с великолепным памятником императрице, Александровский театр украшают Петербург и в наше время.

Следующим в дворце жил по уже сложившейся традиции наследник престола вел.кн. Александр Александрович. В 1880-е годы со стороны Невского проспекта был построен сплошной забор, в целях безопасности. Последние годы царствования императора АлександраII в разгул террора и травли на представителей императорской семьи, это было необходимо.

Аничков дворец. Фото. Конец XIX века.

После зверского убийства АлександраII, престол занимает его сын, под именем АлександраIII.

Семья императора АлександраIII.

АлександрIII любил этот дворец. Не очень любивший публичности, а здесь семья спокойно проживала много лет, родились первые дети.

Император АлександрIII.

Аничков дворец. Фото. 1880е годы.

До революции 1917 года, в Аничковом дворце проживала вдова АлександраIII, мать императора НиколаяII –вдовствующая императрица Мария Фёдоровна.

Имп. Мария Фёдоровна с дочерью Ольгой.

Вдовствующая императрица Мария Фёдоровна с сыном императором НиколаемII.

Вдовствующая императрица Мария Фёдоровна среди друзей и придворных. Аничков дворец.

Новогодняя ёлка в Аничковом дворце, фото до 1917 года.

В 1914 году в церкви дворца произошло венчание князя Юсупова Ф.Ф. младшего с вел. кн. Ириной Александровной (племянница имп. НиколаяII, внучка имп. Марии Фёдоровны).

Князь Юсупов.Ф.Ф с супругой вел.кн. Ирина Александровна.

Аничков дворец имеет свою замечательную историю, всегда до вступления на престол, по сложившейся традиции здесь проживала семья наследника престола. Во дворце имелась большая библиотека, множество дорогих сердцу вещей нескольких поколений династии Романовых.

После революции 1917года многие вещи из дворца распродавались за границу, здесь расположился Музей города. В 1937 году в здании открылся Дворец пионеров, в годы ВОВ 1941-1945 годах в главном корпусе располагался госпиталь. В главный корпус попала бомба и его вскоре капитально ремонтировали, многие помещения утратили свой облик, пострадала внутренняя отделка.

Весь Советский период в здании так и размещался Дворец пионеров, для детей города было множество кружков по интересам. И сейчас те же функции, только поменялось название – Дворе творчества юных, множество кружков для детей.

Но всё же многие комнаты сохранили убранство, камины. В Советские годы здесь не проводились экскурсии, любителям истории и туристам попасть сюда не было возможности.

Аничков дворец сегодня. Мои впечатления:

Если выйти из станции метро «Гостиный двор» и пройти по правой стороне Невского проспекта, выходим к Екатерининскому скверу(бывшая площадь Островского). Центральное место занимает замечательный памятник императрице ЕкатеринеII и её сподвижникам. Вокруг уютные лавочки среди цветников и кустов сирени.

Памятник имп. ЕкатеринеII и её сподвижникам.

С правой стороны от памятника находится здание Публичной библиотеки.

Здание Публичной библиотеки.

Прямо за памятником располагается Александровский театр(сейчас театр драмы им. А.С.Пушкина.).

Александровский театр.

А с левой стороны от памятника находятся не большие павильоны Аничкова дворца. Павильоны украшают фигуры древнерусских витязей, решётка между ними, небольшие ворота которой украшают вызолоченные двухглавые орлы.

Ворота сада Аничкова дворца.

Сюда можно пройти, здесь небольшой уютный садик, что осталось от большого в XVIII веке парка. Сам фасад Аничкова дворца с этой стороны ничем не примечателен и затенён большими деревьями, но ближе к павильонам красивые цветники и газоны.

Павильон Аничкова дворца, украшают древнерусские витязи.

Отсюда к центральному фасаду не пройти, для этого нужно выйти на Невский проспект и пройти вдоль сплошного забора дворца. Здесь есть калитка, через неё можно пройти к дворцу, или пройти со стороны реки Фонтанки.

Центральный фасад дворца достаточно большой, но не имеет уже богатой отделки барокко Растрелли XVIII века и даже перестроенного XIX века. Всё достаточно скромно и лишь высота и размер здания выдают его былую значимость. У входа портят вид растущие неуклюжие голубые ели, которые так любили сажать не всегда к месту в СССР. Весь теперешний вид напоминает о Советском периоде истории этого дворца.

Центральный фасад Аничкова дворца.

Но здесь достаточно уютно, не смотря на то, что совсем рядом шумный Невский проспект. Здесь нет толп любопытных иностранных туристов. Да и наши соотечественники, туристы не многие знакомы и знают об Аничковом дворце.

Проходя мимо, сразу попадаешь под очарование Аничкова моста с его замечательными скульптурами и затем одного из самых красивейших дворцов Петербурга – Дворца Белосельских-Белозерских (красный фасад с атлантами впечатляет своей грандиозностью и красотой).

Вид на Аничков мост, за ним Дворец Белосельских-Белозерских.

Дворец Белосельских-Белозерских.

Аничков мост.

Аничков мост, за ним здание Аничкова дворца, закрывающее его центральный фасад.

Так что, Аничков дворец не заметен среди такой красоты Невского проспекта.

Каждый год я приезжая вС-Петербург не мог попасть на экскурсию в Аничков дворец. Сейчас экскурсии стали проводить посредники и администрация Дворца творчества юных. Экскурсии не постоянные, а в определённый день и час, неделя моего пребывания в городе, не совпадала с графиком обзорной экскурсии по дворцу. И вот, наконец мне посчастливилось попасть. Предварительно позвонив в администрацию дворца творчества юных, записавшись на обзорную экскурсию, утром мне нужно было купить билет как меня предупредили (их число ограниченно), хотя начало в 13.00 часов. Входной билет стоит 150 рублей, у посредников в два раза дороже. Продаются билеты в администрации, небольшое одноэтажное здание, правее от павильонов, ближе к Александровскому театру. Проводятся экскурсии по сеансам, набирается небольшая группа, сбор у центрального входа.

Пройдя через очень бдительную охрану и любопытных бабушек вахтёров (словно в Советские времена) нас провели в холл на первом этаже, где есть гардероб и ужасные советского образца туалеты. Затем в небольшой комнате нам стали показывать фильм о перезахоронении в 2006 году праха вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, перевезённый из Дании в Петропавловский собор Петербурга. Она считалась последней владелицей Аничкова дворца до революции 1917 года и там проживала. Успев покинуть Россию от палачей большевиков, она еще десять лет проживёт на Родине в Дании у родственников, оплакивая смерти близких родственников.

Экран телевизора большой, а фильм не по формату. Мне сразу как-то не уместным фильм показался и к чему?. Ведь экскурсия у нас обзорная, да и история дворца связана не только с именем матери императора НиколаяII. Сразу же посыпались глупые вопросы от наших пожилых любознательных туристов, которые только впервые узнали о имп. Марии Фёдоровне, но и совершенно элементарных вещей не знают об истории Петербурга. Но впереди ожидало, больше странностей и глупостей этой экскурсии, всё по порядку.

По великолепной лестнице, цвет стен торжественно зелёный, мы поднялись на второй этаж в предвкушении впечатлений от интерьеров залов дворца.

Аничков дворец. Парадная лестница.

Парадная лестница.

Сразу же попали в две небольшие комнаты, без какой либо отделки интерьеров. Стены были расписаны Советскими художниками сюжетами из сказок А.С. Пушкина, детей детского сада, наверное, это впечатлило бы. Экскурсовод с таким восхищением стала нам рассказывать о сюжетах, словно забыла, что мы не маленькие дети и пришли послушать сказки Александра Сергеевича.

Самые первые впечатления у меня стали почему-то смазываться, но мое хорошее чувство юмора меня не подводило. Да, смеялся я сам над собой, таких экскурсий у меня ещё не было, но интрига осталась, что же будет дальше.Хотя я до посещения много изучил, почитал отзывы людей об экскурсии, но как-то не поверил плохим комментариям, а зря. Дальше посмотрели несколько достойных комнат, но фото из-за плохого освещения получились не очень хорошего качества.

Мои фото интерьеров Аничкова дворца. Может не всегда удачные ракурсы, да и освещение плохое, а фотовспышкой пользоваться запрещено.

Интерьеры комнат Аничкова дворца.

Эти несколько помещений, меня впечатлили, но я знал, что нам показали меньше половины.

На мой вопрос экскурсоводу про другие комнаты, она ответила, что там реставрация. На вопрос, зачем проводить экскурсию, если больше половины помещений закрыто и практически мы ничего не увидели, она вежливо промолчала.

Помещение библиотеки.

Текст экскурсовода составлен крайне не профессионально, получилась какая-то детская экскурсия. Внимание на деталях, той или иной комнаты не было, хотя камины великолепно сохранились. Для тех, кто разбирается в истории Петербурга и династии Романовых получилось крайне не интересно на мой взгляд. Хотя из группы многие и не поняли, что самые красивые и великолепно отреставрированные комнаты, да и хорошо сохранившиеся с советских времён нам не показали.

На ротонде, с такой гордостью наш экскурсовод показала нам стенды, подаренные Данией для Аничкова дворца. На стенде вся сухая справочная информация об императрице Марии Фёдоровне, с множеством из книг о ней, растиражированных копий фотографий плохого качества. Словно большая стенгазета Советских времён где-нибудь в школе, да ещё с массой ортографических ошибок в тексте на русском языке. Какое-то не уважение к памяти этой достойной женщине, для которой Россия стала вторым домом и где, в конце своей жизни она потеряет всё, детей, внуков и память о счастливых годах своей семьи.

Да, у нас в России много так называемых «самодеятельных»- так я их называю музеев не о чём, где нет экспонатов, ксерокопии карт и гравюр, копии современных художников считаются экспонатами. Например, новый музей Царицыно. Но Петербург, с таким количеством замечательных музеев, с множеством запасников и огромными архивами. Думаю, что если бы хотели, создали бы что-то хорошее, профессиональное и стоящее, а уж если нет желания, не надо этой пошлости.

У многих туристов из нашей группы вся информация смешалась, совершенно не понимая и путая, начались глупые вопросы задаваемые экскурсоводу. Моя долгая улыбка смутила одну из женщин, задающих множество вопросов по Аничкову дворцу. Я ответил,что у меня хорошее настроение, не хотелось никого обижать. А ведь можно было элементарно, что-то почитать по истории Аничкова дворца, информации при желании достаточно.

Не очень люблю Дворец Юсуповых на реке Мойке за жадность, суету и поставленные на поток экскурсии, толпы туристов и особенно иностранцев. Дворец Юсуповых не имеет статус музея, это Дворец культуры, как и Аничков дворец – Дворец творчества юных. Я не призываю к потоку туристов и жадности, как там. Но там, достаточно профессионально и интересно всем происходят экскурсии, экскурсоводы отлично подготовлены.

Сейчас в Петербурге много экскурсий и новых филиалов музеев появилось. Аничков дворец (интерьеры) впечатлили, а проведение экскурсии меня конечно не порадовало. Хочется надеяться, что поменяется здесь отношение администрации к истории дворца. А во дворце, конечно,есть что посмотреть, сохранились красивые интерьеры Белоколонного зала, Концертного зала, Зимний сад, Малиновая, Золотая и Голубая гостиные.

Но, не смотря на мои замечания по проведению экскурсии организаторам, советую обязательно посмотреть Аничков дворец. Интерьеры дворца впечатляют.

Советую посетить в Петербурге помимо известных музеев, их филиалов, мало разрекламированные, но не менее интересные музеи. Например:

Дворец Шереметевых на реке Фонтанке(Музей музыки).

Музей Ф. Шаляпина.

Дворец Белосельских-Белозерских(обзорная экскурсия).

Дворец Меншикова (филиал Эрмитажа).

Михайловский замок(филиал Русского музея, замечательная постоянная выставка русской портретной живописиXVIII века).

Музей театрального искусства(здание левее от Александровского театра).

Строгановский дворец (обзорная экскурсия).

Дворец Юсуповых на реке Мойке (обзорная экскурсия).

Музей-квартира А.С. Пушкина на реке Мойке.

Музей Г. Державина

(литературный).

Музей-заповедник « Гатчина»(дворец).

Музей-усадьба «Павловск» (замечательный дворец и парк).

Музей-заповедник «Ораниенбаум»(дворец и парк).

Желаю вам удачи и новых замечательных впечатлений о Петербурге и его пригородах.

Адрес: Невский проспект, 39

Аничков дворец (Невский проспект, 39) – одно из старейших зданий на Невском проспекте. Назван дворец так по имени находившегося рядом Аничкова моста , который в свою очередь получил это имя от древнейшего столбового дворянского рода Аничковых, принимавших живое участие в развитии Санкт-Петербурга.

История

Возведение данного императорского дворца началось в 1741 году по проекту архитектора М.Земцова , но из-за смерти автора строительство продолжил и закончил Б.Растрелли в 1753 году . Место строительства определила вошедшая на престол Елизавета Петровна . Дело в том, что до будущего дворца здесь размещался Преображенский полк, сыгравший существенную роль в воцарении на престоле Елизаветы. Память об этом и должен был увековечить новый дворец.

Здание относилось к распространенному в то время стилю барокко , и своей красотой дворец призван был украшать столицу со стороны въезда в нее от пограничной окраины города - реки Фонтанки . К дворцу, стоящему боком к проспекту (который в те годы еще не был полноценным проспектом) была прорыта гавань от Фонтанки. И именно к этой гавани лицом и стоял новый дворец. Позади дворца в сторону Садовой улицы был организован сад с фонтанами, скульптурами и цветниками.


Аничкову дворцу было суждено стать вечным «подарком» . Почему-то его очень любили дарить сильные мира сего своим фаворитам и родственникам. Первым хозяином дворца был фаворит Елизаветы Петровны, ее тайный супруг – Алексей Разумовский , которому дворец сразу же и был подарен. Далее, Екатериной Второй этот дворец, выкупленный у Разумовских, был преподнесен в дар опять-таки фавориту Г.Потемкину . При нем в конце 70-х годов 18 века дворец превращается в сооружение строгого классического стиля – исчезли разноэтажность, декоративные лепнины и гавань.


К концу 18 века Дворец (опять выкупленный императорской казной) служил местом размещения Кабинета Его Императорского Величества . Тогда были сооружены отдельные дворцовые корпуса , выведшие дворец к набережной Фонтанки (дома 39Б и 39В). Но уже в 1809 году Александр Первый преподносит дворец в качестве свадебного подарка своей сестре Екатерине , а после ее отъезда с супругом за границу, вновь выкупает дворец в казну, чтобы подарить его на свадьбу брату Николаю (Первому).

При новом хозяине происходят очередные видоизменения дворца. Архитектором Росси усовершенствуются интерьеры, увеличивается территория дворца за счет пристройки на южной стороне дугообразного корпус а (39К), а на западе двух одноэтажных павильонов (39Г и 39Е). Сам же дворец с придворцовой территорией композиционно вливается в ансамбль площади Александрийского театра (сегодня площадь Островского).

Николай Первый дольше всех пользовался дворцом, в котором или проживал с семьей или устраивал в нем балы. Здесь рос его сын Александр Второй , которого обучал поэт В.Жуковский , имеющий при дворце свои апартаменты. В этот дворец в ноябре 1936 года приходил А.Пушкин , вызванный императором с целью отменить намечающуюся дуэль.


В 1841 году дворец опять становится очередным свадебным подарком – теперь уже Александру Второму , а к середине 60-х годов (опять-таки к свадьбе) - Александру Третьему , который делает дворец своей резиденцией. При нем также происходит ряд внутренних изменений дворца, а окна украшаются витражами русского мастера В.Сверчкова. После смерти Александра Третьего здесь проживала его вдова Мария Федоровна.

Комплекс Аничкова дворца в Питере сегодня

После октября 1917 года Дворец какое-то время использовался в качестве музея . А в 1937 году в нем обосновался Дворец пионеров , ставший сегодня Дворцом творчества юных . Первой блокадной зимой во Дворце пионеров был оборудован временный хирургический госпиталь.

Современный Дворец творчества открывает юным жителям Северной столицы миры различных увлечений. В нем проводятся тематические конкурсы, фестивали, олимпиады и семинары. А еще во дворце существует Аничков лицей , где самые способные дети могут получить среднее образование.

Аничков дворец в Санкт-Петербурге фото внутри

Самим осмотреть дворец не представляется возможным, но его вполне реально посетить с небольшой 1,5 часовой экскурсией , которая проводится сотрудниками Музея Аничкова дворца. Во время экскурсии можно пройти по торжественным залам дворца, зимнему саду, дубовому кабинету и т.д., а также услышать интересные истории о бывших царственных владельцах этого уникального дворцового сооружения и о сегодняшних днях Дворца, принадлежавшего ныне юным дарованиям.

Есть в северной столице России очень красивое здание - Аничков дворец, - сооружение, являющееся объектом культурного наследия РФ. Оно расположено за Аничковым мостом, на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки. Его начали строить в 1741 г. после восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, а в последующем нередко перестраивали. В строительстве, отделке дворца принимали участие такие известные всей России архитекторы как М.Г.Земцов, Б.Ф.Растрелли, И.Е.Старов, Дж.Кваренги, К.И. Росси и др. Сегодня в этом здании расположен Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных.
Великолепный памятник русской культуры XVIII-XIX вв. помимо своих архитектурных достоинств является типичным образчиком монаршей любви династии Романовых друг к другу. История дворца - яркое свидетельство того, во имя кого и для чего создавался монархический строй. И не только в России.
А теперь немного истории. В августе 1741 г. царица Елизавета купила в С.-Петербурге у лесоторговца Д. Лукьянова обширный участок земли, к которому присоединила смежные участки и повелела построить здесь дворец для своего фаворита Алексея Разумовского, с которым была тайно обвенчана. А.Г.Разумовский являлся выходцем из Малороссии и пел в церковном хоре императрицы Анны Иоанновны. Как писал польский историк К.Валишевский «красавец хохол бывал иногда «буен во хмелю», но буйство ограничивалось только сокрушением мебели» (2). Впрочем, морально-нравственный облик династии Романовых не является предметом настоящей статьи; в современной России Романовым придан ореол религиозной святости. Поэтому оставим в стороне распутство, тайные браки, незаконнорожденных детей, убийства, пострижение в монастырь и др. деяния семьи Романовых. Пусть церковь молится за грешных и заблудших!
Продолжим историю Аничкова дворца. После рассмотрения более десятка проектов, императрица Елизавета разрешила начать строительство дворца. И он действительно вышел на славу! Главным своим фасадом сооружение было обращено к Фонтанке. Особым каналом Фонтанка была соединена с гаванью, которая была устроена посередине парадного дворца. По обеим сторонам канала были возведены две галереи-колоннады, а над корпусом дворца, выходившим к нынешнему Невскому проспекту - обширный висячий сад. По каналу гости подплывали на шлюпках к ступеням дворца, где их встречали многочисленные слуги.
Рядом с дворцом, на месте Александринского театра, в царствование Елизаветы был сооружён павильон, в котором размещалась картинная галерея, проводились балы, концерты и маскарады. Вдоль Невской першпективы (нынешний Невский проспект) от Аничкова дворца тянулся пруд с насыпанными берегами. А на месте нынешней Национальной библиотеки («Публичка») были построены теплицы и оранжереи. Прислуга дворца проживала в здании на Садовой улице. Весь это дворцовый комплекс, принадлежавший любовнику и тайному мужу императрицы, как наверное понимает читатель, стоил немалых средств и трудозатрат «блистательной империи» дома Романовых.

Аничков дворец, 1749-1750 гг.

В 1767 г. Алексей Разумовский продал Аничков дворец в казну, и новая императрица, Екатерина II, подарила его уже своему фавориту - Григорию Потёмкину. Тот, однако, через некоторое время перепродал полученный подарок купцу Н. Шемякину. Но верная тайная жена Г.А. Потёмкина (вот они любящие жёны!) Екатерина II, проявив поистине монаршую любовь, выкупила Аничков дворец и снова подарила его своему фавориту. При этом архитектор И.Е. Старов произвёл в нём значительные перестройки в духе раннего классицизма, позволившие светлейшему князю устраивать здесь роскошные празднества, вызывавшие зависть у иностранцев. Однако в «золотой век России» денег почему-то не хватало не только у простонародья, но и у высокопоставленных придворных. В итоге Г. Потёмкин, ссылаясь на «острую нужду», в 1785 г. вновь продал Аничков дворец, но на этот раз - в царскую казну.
Чиновники долгое время не знали, как использовать обширные помещения дворца. В результате, сначала сюда был переведен Кабинет Ее Величества, а позже – Дирекция императорских театров. Архитектор Дж. Кваренги возвёл перед дворцом два отдельных здания и в 1809 г. Александр I подарил дворец своей любимой сестре великой княгине Екатерине Павловне как приданое на свадьбу с принцем Г. Ольденбургским. Здание дворца при этих владельцах перестраивал зодчий Л. Руска. В 1816 г. Екатерина Павловна вторично вышла замуж за наследного принца В. Вюртенбергского (Г. Ольденбургский умер в 1812 г.). Перед отъездом к мужу за границу она продала дворец в казну за 2 000 000 рублей. С этого времени дворец стал собственностью императорской фамилии.

Аничков дворец, 1810-е гг.
В 1817 г. Александр I подарил Аничков дворец своему брату великому князю Николаю Павловичу (будущему императору Николаю I) к предстоящей свадьбе. После этого уже знаменитый К.И. Росси в 1817-1818 гг. перестраивал многие дворцовые помещения. Кроме того, архитектор построил т.н. Сервизный корпус, два садовых павильона, перепланировал сад (при участии А.А. Менеласа и И.А. Иванова). В 1818 г. Росси оградил комплекс от расположенной возле него Театральной площади (ныне площадь А.Н. Островского) чугунной решёткой, а саму площадь очистили от лишних строений. Наследник престола остался довольным.
В 1825 г. Николай Павлович стал императором, а на следующий год присвоил Аничкову дворцу статус императорского. Дворец называли «собственным Его Императорского Величества». В Аничковом дворце походили грандиозные торжества, участие в которых, часто против своего желания, должна была принимать чета Пушкиных.
Следующим хозяином Аничкова дворца в 1841 г. стал великий князь Александр Николаевич (будущий Александр II), которому он был подарен отцом на свадьбу. В 1853 г. сюда были проведены водопровод и канализация.
После смерти Николая I в 1855-1860-х годах в усадьбе жили вдовствующая императрица Александра Фёдоровна и великий князь Николай Николаевич, которому строили собственный дворец. В 1865 г. над Аничковым дворцом работал архитектор Жибер для наследника престола, сына Александра II, великого князя Николая Александровича. Но Николай Александрович неожиданно умер. После этого дворец стал резиденцией великого князя Александра Александровича, будущего Александра III. Дворцовый комплекс был подарен ему на свадьбу Александром II. Здесь же состоялась свадьба великого князя и датской принцессы Дагмары (будущей императрицы Марии Фёдоровны). Александр III часто жил в Аничковом дворце, опасаясь террористов. В 1868-1875 гг. над интерьерами дворца работал И.А. Монигетти.

Аничков дворец

В Аничковом дворце прошло детство будущего императора Николая II. 1874-1875 гг. архитектор К.К. Рахау сделал новый парадный подъезд в виде аркады, а над ним возвёл зимний сад. В 1886 г. в Аничковом дворце работал архитектор М.Е. Месмахер. В 1885-1886 гг. заложили аркаду первого этажа здания Кабинета (архитектор Н.А. Шильдкнехт).
Последней хозяйкой дворцового комплекса была мать Николая II, императрица Мария Фёдоровна. При ней продолжилась перестройка зданий дворца. В частности, в здании Кабинета Е. И. В. в 1915-1916 гг. архитектором А.Я. Белобородовым был устроен парадный зал в неоклассических формах. А в 1914 г. помещения дворца в последний раз увидели царствующих особ во всем их великолепии, в церкви Аничкова дворца состоялось венчание племянницы Николая II великой княжны Ирины Александровны и князя Ф.Ф. Юсупова.


Аничков дворец

Сразу после революции Аничков дворец национализировали. В 1918-1935 гг. во дворце создали Музей города (предшественник Музея истории Петербурга). В 1937 г. по инициативе С.М. Кирова здесь был открыт Дворец пионеров, самый большой в СССР. Для этого в 1936-1937 гг. Аничков дворец реконструировался по проекту архитекторов А.И. Гегелло и Д.Л. Кричевского. Здесь был создан кинозал, две комнаты отдыха расписаны мастерами из Палеха на мотивы произведений А.С.Пушкина и А.М.Горького. Открылось более сотни детских кружков. Особенно знаменитым стал шахматный, который посещали В.Корчной, Б. Спасский, М. Тайманов. Воспитанниками дворца стали будущие академик Н.П. Бехтерева, летчики-космонавты Б.А. Шаталов и Г.М. Гречко, артисты С. Юрский, А. Фрейндлих, Е. Образцова и др. В советское время работа Дворца пионеров не прекращалась даже в годы блокады города немецко-фашистскими захватчиками. Ленинградская ребятня провела здесь самые интересные годы своего детства...

История Аничкова дворца, это история России в микроскопическом виде. Трудно даже представить, во сколько обошёлся нашему народу один единственный дворец, который покупали и продавали, строили и перестраивали, естественно, за государственный счёт и народные деньги. Сколько человеческих жизней, материальных и финансовых средств, было затрачено на удовлетворение «вкусов», причуд и прихотей монарших особ, трепетно, как любят говорить сегодня, «любивших Россию». И только советская власть положила этому конец - дворец был передан детям. А ведь сколько подобных дворцов и дворцовых комплексов, парков, зданий и сооружений принадлежало многочисленной семье Романовых, содержать которые призвана была «благодарная Россия».
Сегодня, когда некоторая часть российских граждан вдруг возлюбила институт монархии, питая необъяснимое, почти религиозное чувство уверенности в «справедливость» и «доброту» царского строя, стоит вспомнить и о крепостничестве, и о сословном обществе с "чернью" и "господами", и об отсутствии каких-либо политических свобод в императорской России, заменить которые были призваны расстрелы, тюрьма и каторга. Наконец стоит вспомнить и о том, во сколько обходилась народу императорская семья и их ближайшие родственники. Что касается монаршей любви, то направлена она была в первую очередь на самих себя, о чём так красноречиво свидетельствует история Аничкова дворца С.-Петербурга.


Аничков дворец сегодня

Где сейчас располагается Аничков дворец , в начале XVIII века принадлежала А. М. Девиеру - первому генерал-полицмейстеру Санкт-Петербурга. В 1727 году он был отправлен в ссылку, землю отдали лесоторговцу Д. Л. Лукьянову. На его дворе, ближе к Фонтанке, к 1738 году располагался полковой двор Преображенского полка. Владение Дмитрия Лукьянова упоминается в докладе Комиссии от строений, которая в 1738 году рекомендовала застроить этот участок Невского проспекта каменными обывательскими домами.

Судьбу этой территории резко изменил дворцовый переворот 25 ноября 1741 года, когда на престол взошла дочь Петра I Елизавета. Пришла к власти она при помощи преображенцев. В память об этом она распорядилась на месте их полкового двора построить собственный дворец. Официально он строился для Елизаветы Петровны. Но ни для кого не было секретом, что во дворце будет жить её фаворит граф Алексей Григорьевич Разумовский.

Проект императорского дворца в 1741 году составил М. Г. Земцов , он же и начал строительство. Первый ордер на постройку архитектору был выдан гоф-интендантом Шаргородским 6 апреля 1742 года . С 1743 года, после смерти Земцова, строительство вёл "архитектурии гезель" Г. Д. Дмитриев. Он успел довести стены здания только до карниза, скончавшись в 1746 году. Завершил строительство Аничкова дворца Ф. Б. Растрелли . Первоначальный проект итальянец скорректировал, заменив завершение боковых ризалитов в виде финиментов двумя многогранными куполами, обрамлёнными многочисленными декоративными вазами. Он так писал об Аничковом дворце:

"Я исправил большой дворец Аничков и прибавил к нему часовню с куполом, а также большой зал с парадной лестницей, богато украшенной статуями и скульптурными орнаментами, равно и все парадные покои и часовня были украшены богатыми плафонами" [Цит. по: 5, с. 316].

Аничков - первый дворец на Невском проспекте. Название он получил от Аничкова моста , находящегося рядом. В отличие от других зданий на проспекте, главный фасад обращён не в его сторону. Такое расположение здания наглядно показывает, что в начале 1740-х годов Невский проспект ещё не воспринимался как главная улица города.

Главная сторона здания обращена на Фонтанку, ко времени постройки дворца - границе города. Многие гости прибывали сюда именно водным путём. Со стороны реки был вырыт гаванец, где посетители оставляли свои гребные и парусные судна. Вдоль берега Фонтанки согласно задумке Григория Дмитриева были устроены открытые галереи .

Композиция здания состояла из трёхэтажных центрального и боковых корпусов, в которых располагались главные двусветные залы, с соединяющими их более низкими двухэтажными объёмами. Такая разноэтажность Аничкова дворца характерна для "дорастреллиевского" барокко. Ещё одной чертой раннего барокко, проявившемся в фасаде Аничкова дворца, стало применение пилястр, тогда как колонны были использованы только на главном портике. Вместе с тем, здание снабжено гораздо большим объёмом скульптур и других декоративных элементов, нежели чем постройки эпохи петровского барокко.

Корпус со стороны Невского проспекта был увенчан куполом церкви Воскресения Христова. В 1746 году над церковным куполом установили крест, а на другом - звезду (шар с 43 лучами). Для храма Растрелли проектировал трёхярусный золочёный иконостас (перенесён во Владимирский собор). Домовая церковь Аничкова дворца была освящена 17 марта 1751 года .

От Невского проспекта усадьба Аничкова дворца была отделена глухой каменной оградой с тремя воротами. Изначально боковые трёхэтажные корпуса соединялись двухэтажным переходом с центральным трёхэтажным корпусом. До Садовой улицы был устроен сад с павильонами, беседками и скульптурами. Для его устройства в 1743 году императрица повелела перевести сюда из Стрельны англицского садовника Людвига Киндера Тапера.

Аничков дворец в царское время

Строительство здания было завершено в 1756 году. В 1771 году у графа Разумовского жил писатель А. П. Сумароков, служивший у гнего адьютентом. В этом же году граф умер, Аничков дворец перешёл во владение его брата, президента Академии наук, графа Кирилла Григорьевича Разумовского.

В 1775 году усадьбу арендовало петербургское купечество, которое устроило во дворце большой маскарад. На этом мероприятии присутствовало около 2500 человек.

У Разумовского Аничков дворец был выкуплен в 1776 году казной, после чего Екатерина II подарила усадьбу графу Г. А. Потёмкину. Для него дворец был перестроен в 1776-1778 годах по проекту И. Е. Старова . С тех пор дворец имеет классический, а не барочный облик. При перестройке высоту здания выровняли, засыпали гаванец, разобрали галереи вдоль Фонтанки, перепланировали сад.

В 1779 году в саду была создана галерея, засаженная тропическими растениями. В галерее князь устраивал маскарады, на которых играли до сотни музыкантов. Позже это помещение арендовало Итальянское музыкальное общество. В 1780 году на таком маскараде присутствовали императрица Екатерина II, великий князь Павел Петрович и его супруга великая княгиня Мария Фёдоровна. С 1786 по 1790 год гарелею снимал антрепренёр Иосиф Лион. В 1786 году здесь демонстрировался новый музыкальный инструмент - рояль.

Князь Потёмкин продал Аничков дворец купцу Шемякину. Решив что от царских подарков отказываться не подобает, Екатерина II снова выкупила дворец и отдала его Потёмкину. Однако в 1785 году усадьба оказывается проданной вновь, на этот раз в казну.

В 1794 году в здании разместили Кабинет Его Императорского Величества. Аничков дворец стал использоваться как личная канцелярия царя. Для новых целей здание перепланировалось по проекту Егора Тимофеевича Соколова. В 1795 году в одном из павильонов дворца временно хранили книжное собрание Иосифа Залусского, ставшее основой для создания Публичной библиотеки. В 1799 году западную часть усадьбы передали Театральной дирекции.

По проекту архитектора Д. Кваренги в 1803-1805 годах на территории парадного двора были построены торговые ряды. По первому их ярусу проходила открытая аркада. Первоначально ряды представляли собой два Г-образных корпуса, соединённых открытой колоннадой. Территория усадьбы со стороны Садовой улицы также была "урезана". Здесь построили здание для Публичной библиотеки . Один из садовых павильонов был переоборудован для выступлений итальянского театра.

В 1809 году Александр I подарил Аничков дворец своей сестре великой княгине Екатерине Павловне. Дворец ей был подарен по случаю замужества с принцем Георгом Ольденбургским. Для их семьи здание перестраивал Л. Руска . От его работы до наших дней остались Танцевальный зал и Большая столовая. Торговые ряды Руска приспособил под нужды Кабинета Его Императорского Величества, который переехал сюда из помещений дворца. При этом к вывшим Торговым рядам архитектор пристроил корпуса с западной стороны. Вероятно, тогда же была построена ограда с воротами между Кабинетом и дворцом.

Георг Ольденбургский умер в 1812 году, а в 1816-м Екатерина Павловна вышла замуж за наследного принца Вильгельма Вюртенбергского и уехала на родину нового мужа. Перед отъездом дворец ей был продан в казну за 2 000 000 рублей.

С 1810-х годов в Аничковом дворце жил поэт В. А. Жуковский. Он был воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. Здесь А. С. Пушкин читал Жуковскому оконченную поэму "Руслан и Людмила".

В 1817 году Александр I подарил Аничков дворец своему брату великому князю Николаю Павловичу (будущему императору Николаю I) к предстоящей свадьбе. Для нового владельца здание было необходимо вновь перестраивать, чем в 1817-1820 годах занимался К. Росси . Он построил Сервизный корпус, два садовых павильона, перепланировал сад (при участии А. А. Менеласа и И. А. Иванова). Усадьба вошла в спроектированный Росси единый ансамбль Театральной площади (ныне площади Островского). В 1818 году от площади Росси оградил усадьбу чугунной решёткой. Проект переустройства площади по чертежам Росси был осуществлён несколько позже. А тогда, при перестройке Аничкова дворца, бывшую территорию усабедного сада просто привели в порядок. Её очистили от лишних временных строений.

В Аничковом дворце Карл Росси переоформил Танцевальный зал, Музыкальную, Диванную, Кабинет, Будуар, спальни. В 17 залах заново расписали плафоны, стены затянули штофом, атласом и бархатом. В других помещениях стены расписали под мрамор, установили новые печи, камины, медель, люстры, бра и торшеры. Абсолютно все предметы интерьера делали по рисункам Росси. В результате интерьеры Аничкова дворца стали единым цельным ансамблем.

Работой в Аничковом дворце архитектора Росси великий князь Николай Павлович был чрезвычайно доволен. В 1825 году он стал императором, а на следующий год дал Аничкову дворцу статус императорского. Он продолжал месяцами жить здесь. Дворец называли "собственным Его Императорского Величества".

В 1822 году здесь родилась великая княгина Ольга Николаевна. В 1830 году в Аничковом дворце состоялся большой костюмированный бал по случаю заключения мира с Турцией. Именно при Николае I в Аничковом дворце проходили балы которые так не любил А. С. Пушкин, и которые так любила его жена Наталья Николаевна. В апреле 1838 года здесь проходила лотерея, в качестве выигрыша в которой была картина К. П. Брюллова "В. А. Жуковский". Вырученные от проведения лотереи деньги пошли на выкуп крепостного Т. Г. Шевченко.

Следующим хозяином Аничкова дворца в 1841 году стал великий князь Александр Аниколаевич (будущий Александр II). В 1853 году сюда были проведены водопровод и канализация. В 1855 году дворец стали называть Николаевским.

После смерти Николая I в 1855-1860-х годах усадьбу делили вдовствующая императрица Александра Фёдоровна и великий князь Николай Николаевич, которому строили собственный дворец.

В 1865 году над Аничковым дворцом работал архитектор Жибер для наследника престола, сына Александра II, великого князя Николая Александровича. Но Николай Александрович неожиданно умер. В 1866 году дворец стал резиденцией великого князя Александра Александровича, будущего Александра III. Тогда же здесь состоялась свадьба великого князя и датской принцессы Дагмары (будущей императрицы Марии Фёдоровны). В 1868-1875 годах над интерьерами дворца работал И. А. Монигетти. Александр III часто жил в Аничковом дворце, где проводил не только личное время, но и занимался государственными делами.

С 1875 года Аничков сад был открыт для прогулок детей с родителями или с няньками.

В Аничковом дворце прошло детство сына Александра III, будущего императора Николая II. 1874-1875 годах К. К. Рахау сделал новый парадный подъезд в виде аркады и над ним - зимний сад. В 1886 году в Аничковом дворце работал архитектор М. Е. Месмахер . В 1885-1886 годах заложили аркаду первого этажа здания Кабинета (архитектор Н. А. Шильдкнехт).

Последней хозяйкой усадьбы была мать Николая II, императрица Мария Фёдоровна. Ей в 1897 году здесь демонстрировали кинематограф. С 1899 года при Аничковом дворце работала школа для детей служащих.

В 1914 году в церкви Аничкова дворца состоялось венчание племянницы Николая II великой княжны Ирины Александровны и князя Ф. Ф. Юсупова.

В здании Кабинета Е. И. В. в 1915-1916 годах архитектором А. Я. Белобородовым был устроен парадный зал в неоклассических формах.

Аничков дворец - Дворец Пионеров

Сразу после революции Аничков дворец национализировали. В нём работало министерство продовольствия. В 1918-1935 годах во дворце работал музей города. Именно города, то есть и Москвы, и других городов, а не только Ленинграда. Музей сохранял императорскую обстановку, занимал несколько зданий вдоль Фонтанки. Его директором был архитектор