Все о тюнинге авто

Парусные корабли XV века. Судовой такелаж Крепление бушприта к корпусу

- (голланд. boegspriet, от boeg изгиб, искривление, и spriet шест). Мачта, ставящаяся наклонно к передней части корабля. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БУШПРИТ бугшприт, наклоненная над носом и… … Словарь иностранных слов русского языка

Горизонтальный или наклонный брус, выступающий с носа парусного судна. Служит для вынесения вперед носовых треугольных парусов (кливеров и стакселей) с целью улучшения маневренных качеств судна и частично для крепления фок мачты. Военно морские… … Морской словарь

БУШПРИТ, бугшприт муж., мор. передняя мачта на судне, лежащая наклонно вперед, за водорез. Продолжение бушприта: утлегарь, а поперечное дерево: блиндарей. Паруса на бушприте треугольные: фор стенги стаксель, кливер и бом кливер. Толковый словарь… … Толковый словарь Даля

Бугшприт, мачта, рангоут Словарь русских синонимов. бушприт сущ., кол во синонимов: 3 бугшприт (1) мачта … Словарь синонимов

- (от англ. bowsprit) горизонтальный или наклонный брус, выступающий за форштевень парусного судна. Служит главным образом для крепления носовых парусов … Большой Энциклопедический словарь

И БУГШПРИТ, бушприта, муж. (от голл. boeg нос корабля и spriet шест) (мор.). Брус, выступающий наклонно впереди носа корабля. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Дерево, выдвинутое за борт в носу судна горизонтально или под некоторым углом. Наибольший угол к горизонту доходит до 35°. Б. бывает или неподвижный, или вдвижной, т. е. такой, которого забортная часть может быть уменьшаема вдвиганием ее внутрь… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

А; м. [голл. boegsprit] Мор. Горизонтальный или наклонный брус, служащий для вынесения вперёд носовых парусов. * * * бушприт (от англ. bowsprit), горизонтальный или наклонный брус, выступающий за форштевень парусного судна. Служит главным образом … Энциклопедический словарь

Бугшприт (англ. bowsprit, голл. boegspriet), выступающий за Форштевень судна горизонтальный или наклонный брус. На парусных судах Б. служит для выноса вперёд носовых парусов (кливеров), благодаря чему увеличивается общая площадь… … Большая советская энциклопедия

М. Горизонтальный или наклонный брус на парусном судне, служащий для вынесения вперёд носовых парусов. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Набор "Море Чудес. Корабль-призрак" (147261) , . Вашему вниманию предлагается интерактивный аквариум "Корабль призрак" . В наборе: аквариум, мачта, нос корабля (2 шт.), бушприт, передняя палуба (бак), перила (6 шт.), средняя палуба…
  • Развивающая аудиоэнциклопедия. Корабли. Водный транспорт (аудиокнига MP3) , А. Лукин. Серия "Транспорт" включает четыре диска, послушав которые, дети узнают много нового о самолетах и дирижаблях, автомобилях и велосипедах, кораблях, метро и железной дороге. В этом выпуске: Как…

Фламандская каракка – ванты


Ванты ― растяжки, которые удерживают мачту, чтобы не упала, чего доброго.
А. Некрасов. Приключения капитана Врунгеля



Модель каракки из Нюрнберга (Schlüsselfelder Schiff ), серебро, позолота, 1503 г. Автор предположительно Альбрехт Дюрер-старший.


Конструкция крепления вант грот-мачты к корпусу фламандской каракки необычна. Первые несколько снастей крепятся непосредственно к борту, остальные – к широкому русленю.

Появление широкого горизонтального русленя на гравюре, которая, как полагают, относится к периоду свадьбы Карла Смелого и Маргариты Йоркской в 1468 году, с детальным изображением юферсов на нем – достаточно необычно. Ванты в тот период крепили в основном на палубе или непосредственно на бортах, а способы, которыми их набивали, распознать на имеющихся изображениях было невозможно (о вант на галерах и связанных с этим процессом терминах можно прочитать в одном из наших прежних постов). Обычно художники ограничивались какими-то непонятными зигзагами. Одним из первых достоверно датируемых (1493 год) изображений горизонтального русленя является гравюра Михаэля Вольгемута «Улисс и Цирцея» в «Нюрнбергской хронике» Хартмана Шеделя.


Гравюра по дереву из Нюрнбергской хроники Шеделя (Schedel"schen Weltchronik ), лист 41 recto


Но и на ней устройство для набивания вант – это лишь какие-то зигзаги вокруг снастей.

Необычность изображения фламандской каракки подкреплена отличием стиля этой гравюры от стиля других сохранившихся работ Мастера WA: изображение каракки никак не соотносится с периодом 1468 года, а больше соответствует стилю последних работ Мастера, приходящихся на 1485-1490-е годы. Возникшую проблему можно разрешить, предположив, что оригинальное изображение, изготовленное к свадьбе, было переделано в более поздние годы. Если еще раз взглянуть на увеличенное изображение каракки в районе крепления вант


то можно рассмотреть следы удаленного фрагмента изображения между грузовым портом в борту каракки и русленем над ним.Частично удаленная деталь видимо представляла собой грузовой порт, который был расположен выше и ближе к корме, чем порт на окончательном изображении. Перемещение порта на новое место можно легко объяснить. Погрузка тяжелых предметов через грузовой люк в борту зачастую осуществлялась с помощью талей на грота-рее, которая использовалась как грузовая стрела. Широкий руслень, как он изображен на гравюре, расположенный сразу же над старым изображением порта, делал погрузку через этот порт невозможным. Видимо, руслень является более поздним дополнением на гравюре, и вместе с ним были внесены изменения и в расположение грузового порта.

Теперь о самом способе крепления вант. Рассмотрим вкратце его эволюцию. Увеличение размеров парусных кораблей и рост в связи с этим сил натяжения стоячего такелажа требовали новых способов набивания вант. Всего можно отметить три таких способа. Первый был подобен методу, который используется при натягивании струн музыкальных инструментов. Концы вант наматывали на колышки (подобно колкам на скрипке). Натяжение снастей осуществлялось с помощью барашков, прикрепленных на этих штифтах, что также очень смахивает на прием настройки струнных инструментов. Хорошую иллюстрацию к этому варианту можно увидеть на гравюре Ганса Буркмайра (1511 год), находящейся в книге комментариев страсбургского проповедника Гайлера фон Кайзерсберга к поэме Себастьяна Бранта «Корабль дураков » .


Таким образом, в этом случае натяжение вант осуществлялось с помощью своеобразного ворота, небольшого брашпиля, снабженного, как полагают некоторые исследователи (H. H. Brindly, 1913), храповым механизмом (храповик с собачкой). Впрочем, нельзя исключать. что штифты удерживались в необходимом положении с помощью обычного фрикциона, что было более естественным в ту эпоху. Следует отметить, что других изображений подобного способа натяжения вант не найдено, поэтому выдвинута гипотеза, что изображение воскрешает давно забытый, возможно, исторически первый, способ.

Другим возможным способом набивания вант являлся способ закрутки снасти. Для понимания его сути рассмотрим вантовые тросы, которые существовали в то время. В принципиальном плане существуют два типа витых тросов: левого спуска и правого спуска. В 1973 году для обозначения этих двух типов навивки троса даже был введен особый международный стандарт ISO 2:

Прописной латинской буквой S обозначались тросы левого спуска, а прописной Z – правого. Эти буквы были выбраны потому, что направление линии в их средней части соответствует направлению пряди в соответствующем тросе. Для нас удобнее, думаю, будет другое правило: если смотреть вдоль троса, то для троса левого спуска прядь, удаляясь от наблюдателя, идет в левом направлении, а для правого, соответственно, в правом. (Для знатоков нарезного оружия здесь прямая аналогия с определением направления нарезки ствола: правого – «слева, вверх, направо» (исторически это Россия, США и др.) и левого (Англия, Франция и пр.)) Тросы правого спуска наиболее распространены, и, как правило, именно они использовались для изготовления вант.

Если трос правого спуска (a) «закручивать» против часовой стрелки (b), то он становится короче, натяжение ванты возрастает, если по часовой стрелке (c) – трос удлиняется. Это свойство витых тросов использовалось для набивки вант.

К нижнему концу ванты, прошедшему через отверстие в борту, прикрепляли клеванту (о клевантах мы уже ). Вращая клеванту в желаемом направлении, увеличивали или уменьшали натяжение вант.

Существуют изображения и даже модели парусных кораблей с подобным способом набивания вант. К примеру, в иллюминированной Псалтыри Латтрелла (1320–1340) на миниатюре к псалму 89 как раз показаны ванты с клевантами.


Luttrell Psalter (British Library), фрагмент миниатюры к псалму 89


Ну и конечно, замечательная серебряная модель каракки из Нюрнберга, фотография которой приведена в начале поста, а увеличенное изображение приводится ниже.

Кольхаузен (H. Kohlhausen. Nürnberger Goldschmiedekunst des Mittelalters undder Durerzeit 1240 bis 1540 , Berlin, 1968) делает предположение, что возможный автор модели Альбрехт Дюрер-старший в качестве образца для нее взял гравюру фламандской каракки Мастера WA. Однако имеется одно препятствие: на модели Дюрера использован способ крепления вант с помощью клевантов, а на фламандской каракке, как мы видели, использованы юферсы и руслень.

И, наконец, рассмотрим третий способ натяжения вант – с помощью блоков. Первоначально ванты набивали с помощью одношкивного блока, дающего, как известно, двукратный выигрыш в силе. Дальнейшее усовершенствование этого способа привело к замене простого блока парой юферсов – бесшкивных блоков с тремя сквозными отверстиями в щеках, расположенными в виде треугольника, через которые проводят лопари талрепа (см. приведенное выше увеличенное изображение фламандской каракки в районе вант). Новая конструкция теоретически позволяла добиться пятикратного выигрыша в силе.

Исторически введение юферсов по времени совпадало с введением руслений для их крепления: усиление натяжения вант в новом способе их крепления грозило отрывом обшивки борта, поэтому крепились блоки уже не за борт, а на специальной горизонтальной доске – руслене. Первоначально эта доска крепилась к борту пластью, вертикально. Такой способ крепления мы видим, например, на каракке с картины Ганса Мемлинга «Семь радостей Марии»


Ганс Мемлинг (Hans Memling) Семь радостей Марии (1480). Старая мюнхенская Пинакотека

Художник в пределах одной огромной доски изобразил восемнадцать разных эпизодов из жизни Марии и Христа. Нас интересует сцена на заднем фоне, изображающая погрузку волхвов и их лошадей на корабли (на обратном пути из Святой Земли после поклонения Христу).

Разрешения имеющихся репродукций с этой картины не хватает, чтобы в деталях разглядеть корабли на горизонте. Приведем поэтому иллюстрацию из статьи A. W. Sleeswyk The Carrack of Hans Memling (1987)


Каракки волхвов (1480)

Хотя и на этом изображении мы особенно не различаем интересующих нас деталей, предлагается поверить на слово, что на левом корабле крепление вант осуществляется через юферсы, которые укреплены на доске, плоскостью своей прижатой к бору корабля.

Продолжим эту тему в следующий раз.

Мачта – это вертикальное или слегка наклонное в корму рангоутное дерево, служащее основанием для крепления других частей рангоута (стеньг, реев) и постановки парусов. Мачты больших парусных кораблей с прямым вооружением достигали высоты 60 м и более при толщине нижней части до 1 м.

Мачты делались составными из нескольких продолжающих друг друга в высоту деревьев. Нижнее дерево называлось колонной или просто мачтой, а продолжение стеньгами.

В зависимости от размеров судна и типа парусного вооружения, количество мачт может быть различным. Каждая мачта имеет свое наименование. Так, на трехмачтовом корабле первая от носа корабля мачта называется фок-мачтой, вторая – грот-мачтой, третья, самая маленькая, - бизань-мачтой.

Рис: Устройство мачты.

1 - Нижняя мачта (колонна); 2 - цапфа; 3 - железные бугели; 4 - чиксы; 5 - лонг-салинги; 6 - краспицы; 7 - эзельгофт; 8 - стеньга; 9 - брам-стеньга; 10 - бом-брам-стеньга; 11 - флагшток; 12 - клотик; 13 - вулинг; 14 - деревянный бугель; 15 - шкало; 16 - крепление шкало; 17 - вязка вулинга.

Самой высокой мачтой всегда являлась грот-мачта. Ее высота у трех мачтовых кораблей с прямым вооружением определялась длиной корабля по гондеку, сложенной с его наибольшей шириной и разделенной пополам. Высота фок- и бизань-мачт вместе с их топами определялась по высоте грот-мачты. Так длина фок-мачты составляла 8/9 , а бизань-мачты - 6/7 длины грот-мачты. Эти пропорции часто изменялись по усмотрению строителя.

Слово "фор", прибавляется к названиям рангоутных деревьев, частей такелажа и парусов относящихся к фок-мачте, но укрепленных выше марсовой площадки. "Брам" - слово, добавляемое к названиям рангоута, такелажа или паруса, указывает на их принадлежность к третьему колену снизу. "Бом" - указывает на принадлежность к четвертому колену снизу. Нижние мачты, а также бушприты для прочности делали составными из нескольких брусьев, стянутых бандажами - тросовыми вулингами. Нижний конец мачты - шпор оканчивался цапфой, которую вставляли в степс - гнездо, находящееся на кильсоне. Верхняя часть мачты называется топом. На его верхушке находится цапфа на которую одет эзельгофт, соединяющий мачту со стеньгой. С двух сторон мачты крепили фигурные наделки, называемые чиксами, к ним - два продольных бруса - лонг-салинга, а на лонг-салинги настилали марсовую площадку или просто марс.

Марс

Раньше на парусных судах с прямыми парусами марс имел вид круглой корзины. Около середины XVIII в. марсы начинают делать почти прямоугольными, закругленной была лишь носовая часть. Трехмачтовые суда несли по три марса, которые называли по принадлежности к той или иной мачте: на фок-мачте был фор-марс, на грот-мачте - грот-марс и на бизань-мачте - крюйс-марс.

Рис. 1. Детали марса:

1 - нижняя мачта (колонна); 2 - чиксы; 3 - лонг-салинги; 4 - краспицы; 5 - собачьи дыры; 6 - марс; 7 - топ мачты; 8 - эзельгофт; 9 - стеньга.

Рис. 2. Соединение стеньги с брам-стеньгой:

1 - стеньга; 2 - чиксы; 3 - лонг-салинги; 4 - краспицы; 5 - брам-стеньга; 6 - эзельгофт; 7 - брам-ванты; 8 - швиц-сорвень-строп.

Все стеньги между собой тоже соединялись при помощи салингов и эзельгофтов, но меньших размеров.

Эзельгофт представляет собой деревянную обойму с двумя отверстиями: квадратным, в который вставляется топ нижней мачты, и круглое в которое пропускается последующая стеньга. Салинги и эзельгофты, в зависимости от их принадлежности к той или иной мачте, носят названия: фор-салинг, фор-брам-салинг, эзельгофт мачтовый, фор-стень-эзельгофт, крюйс-стень-эзельгофт, бушпритный эзельгофт (соединяющий бушприт с утлегарем) и т.д.

Бушприт

Бушприт - это горизонтальный или несколько наклонный брус (наклонная мачта), выступающий с носа парусного судна и служащий для вынесения прямых парусов - блинда и бом-блинда. До конца XVIII в. бушприт состоял только из одного дерева с блинд-стеньгой. С конца XVIII в. бушприт удлиняется с помощью утлегаря, а затем и бом-утлегаря. Блинд и бом-блинд на нем уже не ставится, он служит для выноса штагов фок-мачты и ее стеньг, а также для крепления носовых треугольных парусов - кливеров и стакселей.

Сам бушприт крепили на носу судна при помощи ватер-вулинга из крепкого троса, а позже (XIX в) и цепей.

Рис. Бушприты.

а - XVIII в.; б - конца XVIII в.; в - первой половины XIX в.; 1 - бушприт; 2 - кница; 3 - бушпритный эзельгофт; 4 - марс; 5 - блинда-стеньга; 6 - блинда-брам-стеньга; 7 - флагшток; 8 - клотик; 9 - утлегарь; 10 - бом-утлегарь; 11 - эзельгофт; 12 - блинда-гафель; 13 - мартин-гик; 14 - гюйс-шток; 15 - тросовый вулинг.

Стоячий такелаж парусного корабля

Бушприты, мачты и стеньги на парусном судне закрепляются в определенном положении с помощью специальных снастей, называемых стоячим такелажем рангоута. К стоячему такелажу относятся: ванты, фордуны, штаги, бакштаги, перты, а также кливер и бом-кливер леера.

Будучи раз заведенным, стоячий такелаж всегда остается неподвижным. Его делают из толстого растительного троса.

Стоячий такелаж 90-пушечного двухдечного линейного корабля XVIII - XIX веков:

1 - ватер-штаги; 2 - мартин-штаг; 3 - мартин-штаг от бом-утлегаря (или нижний бакштаг); 4 - фока-штаг; 5 - фок-лось-штаг; 6 - фор-лось-стень-штаг (служит леером фор-стеньги-стакселя); 7 - фор-стень-штаг; 8 - кливер-леер; 9 - фор-брам-стень-штаг; 10 - бом-кливер-леер; 11 - фор-бом-брам-стень-штаг; 12 - грота-штаг; 13 - грот-лось-штаг; 14 - грот-лось-стень-штаг; 15 - грот-стень-штаг; 16 - грот-брам-стень-штаг; 17 - грот-бом-брам-стень-штаг; 18 - бизань-штаг; 19 - крюйс-стень-штаг; 20 - крюйс-брам-стень-штаг; 21 - крюйс-бом-брам-стень-штаг; 22 - ватер-бакштаги; 23 - утлегарь-бакштаги; 24 - бом-утлегарь-бакштаги; 25 - фок-ванты; 26 - фор-стень-ванты; 27 - фор-брам-стень-ванты; 28 - фор-стень-фордуны; 29 - фор-брам-стень-фордуны; 30 - фор-бом-брам-стень-фордуны; 31 - грот-ванты; 32 - грот-стень-ванты; 33 - грот-брам-стень-ванты; 34 - грот-стень-фордуны; 35 - грот-брам-стень-фордуны; 36 - грот-бом-брам-стень-фордуны; 37 - бизань-ванты; 38 - крюйс-стень-ванты; 39 - крюйс-брам-стень-ванты; 40 - крюйс-стень-фордуны; 41 - крюйс-брам-стень-фордуны; 42 - крюйс-бом-брам-стень-фордуны.

Вантами называют снасти стоячего такелажа, которыми укрепляют мачты, стеньги и брам-стеньги с боков и несколько сзади. В зависимости какое дерево удерживают ванты, они получают дополнительное название: фок-ванты, фор-стень-ванты и т.п. Ванты служат также для подъема матросов на мачты и стеньги при работе с парусами. С этой целью поперек вант на определенном расстоянии друг от друга пеньковые, деревянные или металлические выбленки. Пеньковые выбленки привязывали к вантам выбленочным узлом на расстоянии одна от другой 0,4 м. Нижние ванты (пеньковые) были на парусных кораблях самыми толстыми, их диаметр достигал 90-100 мм. Стень-ванты делали тоньше, а брам-стень-ванты еще тоньше. Выбленки были тоньше своих вант.

Стеньги и брам -стеньги дополнительно удерживаются с боков и несколько сзади фордунами. Верхние концы вант и фордунов крепят на мачте или стеньге при помощи огонов (петель), надеваемых на топы. Ванты, стень-ванты и брам-стень-ванты должны быть парными, т.е. выполненными из одного куска троса, который складывают пополам. Если количество вант с каждого борта нечетное, то последнюю ванту к корме делают разбивной, т.е. одинарной. Это же правило относится и к фордунам. Число вант и фордунов зависит от высоты мачты и грузоподъемности судна.

Ванты и фордуны набивали (обтягивали) тросовыми талями на юферсах - особых блоках без шкивов с тремя отверстиями для тросового талрепа. В прежние времена на всех военных парусных кораблях и крупных купеческих судах в целях увеличения угла, под которым нижние ванты и фордуны идут к мачтам, с внешней стороны борта корабля, на уровне палубы, укрепляли мощные деревянные площадки - руслени. Раскрепляли их вант-путенсами, выкованными из железных полос. Нижний конец вант-путенсов крепили к борту, а к их верхним концам крепили юферсы так, что последние почти соприкасались своей нижней частью с русленями.

Верхние юферсы ввязывают в ванты и фордуны с помощью огонов и бензелями (марками). Ванты стеньг оборудовали также, как и нижние ванты, но юферсы их были несколько меньше размером.

Снасти стоячего такелажа, поддерживающие рангоутные деревья в диаметральной плоскости спереди, называются штагами, которые, как и нижние ванты, делали из толстого троса. К стоячему такелажу относятся и перты - растительные тросы на реях, на которые становятся матросы во время работы с парусами на реях. Обычно один конец перта прикрепляют к ноку рея, другой - к середине рея. Перты поддерживаются подпертками - отрезками троса, прикрепленными к рею.

Стоячий такелаж бушприта служит для поддержки и укрепления рангоутных деревьев бушприта. Он состоит из штагов, бакштагов, пертов и т.д.

Стоячий такелаж бушприта:

1 - ватер-штаги; 2 - ватер-бакштаги; 3 - утлегарь-штаг; 4 - утлегарь-бакштаг; 5 - бом-утлегарь-штаг; 6 - мартин-бакштаги; 7 - бом-утлегарь-бакштаги; 8 - верхний блинда-бакштаг; 9 - нижний блинда-бакштаг; 10 - перты бом-утлегаря; 11 - перты утлегаря; 12 - лоп-штаги.

Величественно рассекающего морские волны - поистине завораживающее зрелище. Сейчас увидеть его воочию можно, разве что на параде парусных кораблей в Амстердаме, проходящего раз в пять лет. Несколько столетий назад наблюдать за парусником было привычным делом среди прибрежных жителей. Чем массивнее корабль, тем большее количество парусов необходимо для его быстрого и плавного хода. У парусника сложная конструкция, и каждая мачта на нем имеет свое предназначение. Рассмотреть строение парусного корабля можно с самой передовой его детали.

Брус в авангарде парусника

В дословном переводе с голландского языка бушприт - это "наклонный шест". Конструкция представляет собой вынесенный вперед носовой брус парусного судна. Иными словами, бушприт - это рангоутный брус, являющийся продолжением носа корабля и выступающий за форштевень. Он играет роль передней мачты и устанавливается наклонно под углом 30-36 градусов. Изначально он состоял из одной секции. В последствии на больших кораблях он стал составным: в качестве его продолжения устанавливался утлегарь, а за ним следовал бом-утлегарь. Как у любой мачты, заднее основание бушприта называется шпор. Передний конец именуется ноком, как у гика, гафеля или рея.

Предназначение конструкции

Основной целью бушприта является вынос вперед передних косых треугольных парусов - кливеров. За счет данной конструкции увеличивается парусная площадь корабля, что способствует лучшей управляемости и более высокой маневренности. Кроме того, бушприт частично используется для крепления фок-мачты. На этом функции его не заканчиваются, т.к. он также необходим для крепления и подъема носового якоря. Таким образом, бушприт корабля - это многофункциональная мачта плавательного средства.

Размеры передней мачты

Для кораблей разного профиля длина бушприта была различной. Как правило, на купеческих судах длина передней мачты была равна трем пятым длины грот-мачты. На кораблях, предназначенных для ведения морского боя, длина его приравнивалась к восьми девятым длины фок-мачты. В диаметре носовой брус был сопоставим с диаметрами фок- и грот-мачт средних размеров. При этом толщина бушприта уменьшалась от основания к ноку почти в два раза.

Иногда нос корабля украшался гальюнной (или носовой) фигурой, которая обычно располагалась над бушпритом и изображала, чаще всего, русалку, привлекательную девушку или голову льва. Примечательно, что с другой стороны на том же свесе размещались уборные для экипажа.

Рангоут - совокупность сооружений из металлических труб, профилей и листов, установленных на верхней палубе корабля и прочно соединенных с его корпусом. К рангоуту корабля относятся: мачты с их вооружением (стеньгами, реями, гафелями), выстрелы, флагшток и гюйсшток, грузовые стрелы, шлюпбалки, трапбалки, тралбалки и др.

Такелаж - совокупность снастей (тросов) всех видов, надежно крепящих отдельные части рангоута на местах и служащих для оснастки и управления им. Такелаж разделяется на бегучий и стоячий.

Конструктивное оформление рангоута и такелажа зависит от размеров и класса корабля, а также от назначения самого рангоута с такелажем. С развитием мореплавания и кораблестроения назначение и роль рангоута с такелажем непрерывно изменяются, что влечет за собой и конструктивные их изменения.

М а ч т ы являются основным видом рангоута корабля. Большие корабли, как правило, имеют две мачты: фок-мачту (переднюю, т. е. первую от носа) и грот-мачту (вторая мачта от носа); малые-одну фок-мачту. Мачты служат для подъема зрительных сигналов, размещения сигнальных огней, радио- и радиолокационных антенн, установки грузовых стрел, а на парусных судах и для подъема, крепления парусов и управления ими. На военных кораблях мачты предназначаются также для размещения постов управления кораблем и его боевыми средствами.

Устанавливаются мачты в диаметральной плоскости корабля вертикально или с некоторым наклоном к корме. Как и весь рангоут, мачты претерпели в своем развитии большие изменения. Конструктивно мачты выполняются одинарными, треногими, четырехногими, а также в виде башенноподобных мачтовых конструкций. В общем случае мачта состоит из прочных вертикальных балок набора, воспринимающих все усилия от веса, давления ветра и сил инерции при качке, и из тонких обшивочных листов. Балки набора мачт (ноги) обычно проходят сквозь верхнюю палубу и укрепляются на второй палубе.

Одинарная мачта (рис. 1.26) - водонепроницаемая по швам стальная труба (или рангоутное дерево), устанавливается на малых кораблях, вспомогательных и парусных судах. Одинарные мачты бывают цельными и составными. Нижний конец мачты (шпор) проходит через верхнюю палубу и крепится к средней палубе (платформе); на парусных судах - к килю. Верхний конец мачты называется топом. К топу мачты, если она составная, крепится нижний конец стеньги, которая является продолжением мачты. В зависимости от того, на какой мачте установлена, стеньга называется соответственно фор- или грот-стеньгой. Стеньга заканчивается клотом (клотиком) - деревянным или металлическим диском, который имеет по краям шкивы для сигнальных фалов. На клотике устанавливаются красный и белый клотиковые фонари. Верхняя часть мачты со стеньгой удерживается в диаметральной плоскости корабля с помощью стоячего такелажа.

Рис. 1.26. Одинарная сигнальная мачта:
1,2 - топенанты; 3 - клотиковый огонь; 4 - антенный рей; 5 - стеньга; 6 - сигнальный рей; 7 - ванты; 8 - сигнальные фалы; 9 - стальная труба (или рангоутное дерево)


Треногая мачта состоит из трех стальных водонепроницаемых труб. Верхние концы прочно скреплены горизонтальной площадкой из стальных листов, которая называется марсовой. Ноги мачты проходят через отверстия в верхней палубе и своими нижними концами крепятся к настилу средней палубы (платформе корабля). На площадках, расположенных по всей длине мачты, размещаются: радио- и радиолокационные антенны, дальномеры, прожекторы, сигнальные и ходовые мостики и другие посты управления.

На современных кораблях мачты часто имеют форму, показанную на рис. 1.27. Каркас мачты снаружи обшит стальными листами. Такая мачта имеет большое число горизонтальных площадок, на которых размещаются радио- и радиолокационные антенны. Для подъема флагов и сигналов мачта имеет разного размера краспицы, выполняющие роль реев.


Рис. 1.27. Мачта современного корабля:
1 - краспицы; 2, 3 - площадки и устройства для размещения радиолокационных антенн; 4 - стальные листы обшивки; 5 - радиоантенна


Башенноподобные мачтовые конструкции - развитая надстройка с площадками, расположенными в несколько ярусов и представляющими собой закрытые помещения, используемые для различных боевых и командных постов.

Р е и (рейки) бывают металлические или деревянные различных размеров; крепятся к мачтам или стеньгам в горизонтальном положении перпендикулярно к диаметральной плоскости корабля. Они предназначаются главным образом для подъема сигналов. На них располагаются одношкивные блоки, в которые основывают фалы из специальных плетеных незакручиваю- щихся линей. Середина рея называется топом; концы - правым и левым ноками соответственно бортам корабля. Ноки рея поддерживаются рей-топенантами, концы которых прикреплены к обушкам бугеля на мачте или стеньге. Мачты вооружают двумя и даже тремя реями. Нижний рей на фок-мачте называется фока-реем; на грот-мачте - грота-реем. Верхние реи соответственно называются фор-марса-реем, грот-марса-реем.

Г а ф е л ь располагается на грот-мачте, ниже грот-рея, под углом к мачте и удерживается в диаметральной плоскости эренс-бакштагами, которые крепятся к ноку гафеля и идут к бортам. Нижняя часть гафеля называется пяткой, верхняя-ноком; нок гафеля поддерживается топенантом. В нок гафеля врезан шкив, через который проходит фал для подъема Военно-морского флага на походе или гафельных огней ночью.

Ф л а г ш т о к - металлический пустотелый или деревянный шток, устанавливаемый на корме корабля и предназначенный для подъема Военно-морского флага, когда корабль стоит на якоре или у стенки. На верхний конец флагштока (топ) насажен клот. Конструкция флагштока позволяет в случае необходимости быстро заваливать его на палубу.

Г ю й с ш т о к устанавливается в носовой части корабля и служит для подъема гюйса, а ночью - якорного огня при стоянке корабля на якоре. При плавании ночью в задней части гюйсштока зажигается огонь ящичного типа для ориентировки рулевого на корабле, идущего в кильватер переднему.

Стоячий такелаж (рис. 1.28) - снасти, предназначенные для поддержки и крепления рангоута в вертикальном, горизонтальном или ином положении. Снасти стоячего такелажа крепятся непостоянно и не проводятся через блоки; к ним относятся: ванты, штаги, бакштаги, штаг-карнак, топенанты, струны реев и др.


Рис. 1.28. Схема стоячего такелажа:
1 - штаг-карнак; 2 - фор-штаг; 3 - топенанты реев; 4 - струны рея; 5 - ванты; 6 - талрепы; 7 - бакштаги


Б а н т ы - снасти, которыми укрепляют мачты и стеньги, чтобы они не клонились, в сторону бортов. Верхние концы вант крепятся за обухи бугеля на топе мачты или стеньги; нижние концы - через винтовые талрепы к специальным обушкам (вант-путенсам), которые прикреплены к фальшборту, бортовой обшивке или палубе у бортов.

Ф о р - ш т а г и - снасти, расположенные в диаметральной плоскости корабля, которые не дают мачте и стеньге клониться к корме корабля.

Б а к ш т а г и - боковые снасти, идущие от топа мачты к борту несколько позади мачты и удерживающие совместно с вантами мачту в диаметральной плоскости корабля и не дающие ей клониться в сторону носа корабля.

Ш т а г - к а р н а к - горизонтальная снасть, заводимая между мачтами, которая удерживает мачту и стеньгу и не дает им клониться в сторону носа (кормы) корабля.

Т о п е н а н т ы и с т р у н ы р е е в служат для подвешивания и удержания реев в положении, перпендикулярном к диаметральной плоскости корабля.

Стоячий такелаж всегда выполняется из стального жесткого троса, имеющего большую прочность и малую гибкость.

Бегучий такелаж - снасти, находящиеся в движении и предназначенные для обслуживания и изменения положения частей рангоута, а также для подъема и спуска грузов, катеров, шлюпок, трапов, сигналов, парусов. К бегучему такелажу относятся: фалы (сигнальные и др.), лопаря талей, гордени, шлюпбакштаги, выстрел- брас, бурундук, оттяжки, шкоты и другие подвижные снасти. Для бегучего такелажа используются гибкие стальные и расти гельные тросы.