Все о тюнинге авто

Просмотр поста "шум вокруг западного скоростного диаметра не утихает". От шума в ушах до онкологии: Канонерка умирает в пыли ЗСД


Противостояние жителей Канонерского острова и операторов Западного скоростного диаметра, который прошел прямо над их головами, началось с момента запуска последней – центральной – части платной скоростной автодороги в конце 2016 года. Общественность на несовпадение планов, принятых на слушаниях, с реальностью: вместо зашитого в акустические экраны двухъярусного тоннеля над островом появилась огромная практически не защищенная дорога, шум от которой не давал покоя ни днем, ни ночью.

зафиксировал превышения допустимого уровня шума и обязал «Магистраль северной столицы» разобраться с проблемой. Громкость ЗСД в районе жилой застройки оказалась сравнимой с шумом, производимым крупным авиалайнером, взлетающим с аэродрома. В ООО «МСС» выводами экспертов остались недовольны, однако в декабре дорожники все-таки начали наращивать акустические экраны, что тоже вызвало у граждан вопросы.

Фото

«Почему-то они решили не делать пятиметровые полноценные экраны из шумопоглощающего материала, а только нарастить три метра на те прозрачные двухметровые щиты, которые стояли раньше, - сообщил Глеб Чипига. - Будут ли они достаточной мерой для того, чтобы устранить шум, пока непонятно. Если сейчас стоять рядом с детским садом, над которым уже полностью все экраны поставили, то там субъективно все равно достаточно шумно».

посетил опасном месте. Несмотря на готовность объекта, запустить его не удается до сих пор. С другой стороны от трассы расположена жилая застройка – обращенную к ней часть ЗСД закрывают шумоизоляционными щитами сейчас. Однако это касается только нижнего яруса дороги, тогда как верхний – по планам дорожников – останется открытым. Не будут зашивать и промежуток между первым и вторым ярусом, высотой в несколько метров.

Фото

«Они (ООО "МСС" - прим. ред. ) утверждают, что шум идет исключительно с нижнего яруса, Но жители замечали, что, вероятно, шум отражается от второго яруса (от потолка первого) и, соответственно, нет никакой уверенности, что экраны, поставленные внизу, будут от этого шума защищать, потому что они заканчиваются чуть-чуть выше середины первого яруса, а сверху все равно остается несколько метров не закрытых».

протестовали удалось митинг в Красногвардейском районе.

Документы для записи

Кировский районный суд Петербурга встал на сторону Роспотребнадзора и жителей Канонерского острова, оставив в силе постановление о привлечении к административной ответственности ООО "Магистраль северной столицы" и напомнив о необходимости защитить островитян от чрезмерного шума, доносящегося с Западного скоростного диаметра. Однако активисты не уверены, что меры, которые предпринимают дорожники для шумоизоляции дороги – достаточные. Об этом «Активатике» рассказал местный жители и участник инициативной группы «Канонерка VS ЗСД» Глеб Чипига.

Противостояние жителей Канонерского острова и операторов Западного скоростного диаметра, который прошел прямо над их головами, началось с момента запуска последней – центральной – части платной скоростной автодороги в конце 2016 года. Общественность указывала на несовпадение планов, принятых на слушаниях, с реальностью: вместо зашитого в акустические экраны двухъярусного тоннеля над островом появилась огромная практически не защищенная дорога, шум от которой не давал покоя ни днем, ни ночью.

Осенью прошлого года активистам удалось привлечь к проблеме внимание Роспотребнадзора, который зафиксировал превышения допустимого уровня шума и обязал «Магистраль северной столицы» разобраться с проблемой. Громкость ЗСД в районе жилой застройки оказалась сравнимой с шумом, производимым крупным авиалайнером, взлетающим с аэродрома. В ООО «МСС» выводами экспертов остались недовольны, однако в декабре дорожники все-таки начали наращивать акустические экраны, что тоже вызвало у граждан вопросы..jpg" alt="1a51368bcc4fd0af987686955cc8bf6b.jpg" width="1200" height="448" style="height:448px;" />Часть ЗСД с увеличенными экранами. Фото

«Почему-то они решили не делать пятиметровые полноценные экраны из шумопоглощающего материала, а только нарастить три метра на те прозрачные двухметровые щиты, которые стояли раньше, - сообщил Глеб Чипига. - Будут ли они достаточной мерой для того, чтобы устранить шум, пока непонятно. Если сейчас стоять рядом с детским садом, над которым уже полностью все экраны поставили, то там субъективно все равно достаточно шумно».

Детский сад, о котором говорит Чипига, привлек широкое внимание СМИ осенью прошлого года, когда его посетил губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, распорядившийся провести проверку уровня шума. Новое учреждение построили практически под скоростной дорогой в потенциально опасном месте. Несмотря на готовность объекта, запустить его не удается до сих пор. С другой стороны от трассы расположена жилая застройка – обращенную к ней часть ЗСД закрывают шумоизоляционными щитами сейчас. Однако это касается только нижнего яруса дороги, тогда как верхний – по планам дорожников – останется открытым. Не будут зашивать и промежуток между первым и вторым ярусом, высотой в несколько метров..jpg" alt="87414c99e28628adcaaaee9a2e4c1348.jpg" width="1200" height="791" style="height:791px;" />Новый детский сад на фоне ЗСД. Фото

«Они (ООО "МСС" - прим. ред.) утверждают, что шум идет исключительно с нижнего яруса, - рассказывает Глеб Чипига. - Но жители замечали, что, вероятно, шум отражается от второго яруса (от потолка первого) и, соответственно, нет никакой уверенности, что экраны, поставленные внизу, будут от этого шума защищать, потому что они заканчиваются чуть-чуть выше середины первого яруса, а сверху все равно остается несколько метров не закрытых».

Таким образом, ни решение Кировского суда, которое «МСС» еще может оспорить в Горсуде, ни установка акустических экранов в том виде, в котором она ведется сейчас, не гарантируют нормальных условий существования четырем тысячам человек, живущих на Канонерском острове Петербурга. Возведение экранов должно быть завершено до конца первого квартала текущего года, после его окончания городская администрация и МСС планируют провести новые проверки уровня шума. С большой долей вероятности к ним присоединится и Роспотребнадзор, привлечь который к замерам планируют жители Канонерки. Если новые экраны окажутся такими же малоэффективными, как предыдущие, то застройщику, похоже, придется вернутся к изначальному плану и убрать дорогу, расположенную на стометровой высоте, в защитный тоннель.

Напомним, жители Канонерского острова – далеко не единственная группа петербуржцев, недовольная строительством и эксплуатацией ЗСД. В разное время против дороги протестовали жители Василеостровского, Приморского и других районов, где она пролегает в непосредственной близости от жилой застройки. Не меньше споров в городе вызывают и планы по возведению Восточного скоростного диаметра, маршрут которого уже удалось частично изменить под давлением общественности, вышедшей на митинг в Красногвардейском районе.

Группа "Канонерка VS ЗСД" Вконтакте

Наш канал в Telegram - подписывайтесь, чтобы быть в курсе проблем, акций, новостей и аналитики из мира гражданского активизма

Фото обложки

Жители домов по обеим сторонам ЗСД на Васильевском острове массово взбунтовались против шума. Они хотят себе двойную защиту от гула ЗСД, превышения предельно допустимого уровня которого специалисты не выявили. При этом кивают на опыт , вытребовавшего себе дополнительные шумозащитные экраны. Только Канонерку от звуков платной дороги и они спасти не смогли.

Активную фазу битвы против шума с Центрального участка ЗСД василеостровцы начали лишь на второй год его работы. Сейчас среди «оглушенных» — жильцы квартала Морской набережной и новостроек на намывных территориях.

«Так как чиновники не слышат индивидуальных жалоб жителей, мы запускаем коллективную петицию. Мы требуем установить шумоизоляционные экраны по всей длине вдоль василеостровского участка ЗСД, проходящей в полутоннеле вдоль жилых кварталов на Морской набережной и намывных территориях. Также необходимо провести озеленение, которое будет поглощать шум и грязь, уменьшит уровень загазованности», — требуют активисты.

Василеостровцы решили создать петицию и, набрав под ней максимальное количество подписей, обратить на проблему внимание властей.

Инфографика Мойки78

Адресована петиция губернатору Петербурга Георгию Полтавченко, компании «Магистраль Северной столицы» и АО «ЗСД». В текст петиции включены жалобы жителей намыва и Морской набережной из соцсетей, приводятся ответы чиновников.

«В реальной жизни люди на собственных ушах слышат ошибки проектировщиков и явное превышение допустимого уровня шума», — гласит петиция.

Между тем в ООО «МСС» «Мойке78» заявили, что уровень шума в зоне влияния ЗСД замеряется ежеквартально в точках, установленных проектной документацией. И никаких превышений до сих пор зафиксировано не было.

«Измерения проводятся аккредитованной испытательной лабораторией. Превышений предельно допустимых уровней шума, установленных действующими санитарными нормами, на территории жилой застройки на Васильевском острове не выявлено», — утверждают в МСС.

Там подчеркнули, что сделали все возможное для защиты от шума еще во время строительства: магистраль проходит в выемке — открытом полутоннеле, установлены акустические экраны, а в квартирах домов, попавших в район трассировки Центрального участка, смонтированы специальные шумозащитные окна с вентиляционными клапанами. Они, по утверждению МСС, позволяют проветривать комнаты, не пропуская шум.

ЗСД на Канонерском острове. Фото: baltphoto/ Валентин Егоршин

В третьих, канонерцы совершенно недовольны установленными дополнительными акустическими экранами, называют их профанацией и продолжают жаловаться на невыносимый шум.

Так что опыт канонерцев, которые почти каждую неделю, не лучший пример для василеостровцев, решивших затеять войну с шумом от платной дороги. Им придется искать новые эффективные пути коммуникаций с властями и концессионером. И доказывать, что ЗСД через небольшой зеленый сквер шумит и мешает так же, как ЗСД практически над крышей дома.

ПЫТКА ШУМОМ

Утром 1 июля жильцы дома 14 на Канонерском острове увидели под своими окнами манифест: «Спасите наши уши. Мы умираем из-за ЗСД». Автор надписи не известен, но, скорее всего, это кто-то из местных, у кого просто сдали нервы. Дело в том, что вот уже полтора года людей «пытают» не прекращающимся ни на секунду гулом двухуровневой скоростной трассы. Она проходит практически у них над головами - на высоте 50 метров от земли.

- Роспотребнадзор проводил замеры шума в квартирах дома 14 (от него до опор ЗСД - около 60 метров. - прим. авт.), выявил превышение допустимых норм. ООО «Магистраль Северной столицы» - управляющей компании ЗСД - было предписано устранить нарушения. Но оно всячески от этого уклоняется и обжалует предписание в судах, - объясняет житель соседнего, 13-го дома, местный активист Глеб Чипига.

После того как обитатели Канонерки начали массово жаловаться во все инстанции на невыносимый шум, на ЗСД установили дополнительные шумоподавляющие экраны.

Но, по моим ощущениям, ничего особо не изменилось, - вздыхает Глеб.

По ощущениям журналистов «КП », побывавших во дворах на острове, неумолкающий гул похож на психологическое оружие, которым изводят оставшихся на Канонерке аборигенов.

Несколько домов, стоящих в непосредственной близости от опор трассы, расселили еще на стадии строительства ЗСД. Потом в них жили гастарбайтеры и люди без определенного места жительства. Со строительной площадки скоростного диаметра грузовики все еще вывозят песок. По пути его сдувает прямо на школу и детский сад. Турецкого генподрядчика ГАТИ за это оштрафовало на 150 тысяч. Вот только жителям Канонерки от этого легче не стало.

ЗАПРЕДЕЛЬНО БЛИЗКО И ЖУТКО ГРОМКО

Без нашего ведома, согласия, вне всякой логики ЗСД почему-то решили провести мимо наших домов, - возмущается Александра Казначеева .

Она живет в доме 14 с самого рождения, с 1977 года. В то время Канонерка еще была полностью отрезана от города.

Здесь было тихо и хорошо. Мы перебирались на Большую землю с помощью парома или речного трамвайчика. Они ходили по расписанию, как электрички. На том берегу высаживались в морском торговом порту . У всех были пропуска. Приход гостей нужно было заранее согласовывать. Только в 1984-м открыли тоннель. Конечно, стало удобнее ездить в город, но и к нам с тех пор стало приезжать много посторонних.

С Александрой мы встретились на детской площадке. Она вышла гулять с маленьким сыном Ваней. Он почти ровесник ЗСД.

Он никогда не жил в тишине. Родился в ноябре 2016 года, застал последние дни стройки, а потом открыли проезд по диаметру, - вспоминает Александра. - Я помню тот день. Я услышала гул, даже не поняла сразу, что это. Спросила у мужа, неужели это ураган. А оказалось, что пустили транспорт. И с тех пор этот шум не прекращается ни днем ни ночью.

Всем жильцам близлежащих домов установили стеклопакеты. Но они не очень спасают.

Почему для всего города ЗСД - это благо, а мы - кучка людей, которые жили тут в тишине и покое, - должны за всех страдать? - недоумевает Александра. - Мы ведь такие же горожане, законопослушные граждане, а до нас никому нет дела, как будто мы люди третьего сорта.

Р. S. Пресс-секретарь ООО «Магистраль Северной столицы» Андрей Цапу не смог оперативно объяснить ситуацию, сославшись на то, что «надписи на асфальте в их компании не комментируют». Ранее в МСС заявляли, что трасса построена в полном соответствии с утвержденным проектом.

В Петербурге, наверное, есть две точки, где самоорганизация граждан проявляется особенно явно: Шушары и Канонерский остров. Потому ли, что живут в более-менее замкнутом пространстве, имеют немало общих проблем и общих радостей! А быть может, и потому, что почти все друг друга знают, все и всё на виду. Вот и получается - настоящее общественное мнение, реальная возможность изменить (или не дать изменить) жизнь вокруг.

Самое замкнутое пространство - Канонерка. Километровый тоннель, ведущий на остров, кажется, переносит в иную жизнь - немного провинциальную, камерную, но чрезвычайно романтическую и динамичную. Романтику придает море. Динамику - порт, лесной терминал, судоремонтный завод... А теперь вот еще и ЗСД.

Честно говоря, глядя на этот циклопический виадук, испытываешь восторг и гордость. Стоишь, замерев, с задранной вверх головой и краем глаза ловишь взгляды прохожих из местных. В них - едва скрываемая гордость (мол, посмотри-посмотри, чем мы тут располагаем). Ну и - налет упрека (мол, ты тут любуешься нашей бедой).

Стоит погулять по острову часок, чтобы понять: ЗСД – реальная медицинская проблема для островитян. Шум в ушах медики считают симптомом повышенного давления, атеросклероза сосудов головного мозга и еще кучи заболеваний, о которых и упоминать-то не хочется. Жители Канонерки слышат шум в ушах 24 часа в сутки, 7 дней в неделю в течение уже 1 года и 8 месяцев. С тех пор как был открыт центральный участок ЗСД. К этому шуму трудно привыкнуть, он изводит своей монотонностью и неотвратимостью. Это болезненно.

Они борются за свои права на благоприятные условия жизни, собирают подписи, вызывают Роспотребнадзор, участвуют в судах. Требование одно - прекратить шум. Их проблемы понятны всем и у всех вызывают сочувствие. По их требованию были установлены шумозащитные экраны (похоже, безрезультатно) и... не открыт новый детский сад, построенный рядом с трассой ЗСД. Что еще можно сделать? Как еще защитить остров от изнуряющего гула большой дороги? Снести ее?

- Пусть не нас закрывают пластиковыми экранами, а полностью закроют звуконепроницаемой стеной сам участок над нами, сделают там наверху трубу и шумят в ней , - ответила на вопрос праздношатающегося журналиста юная мамочка с коляской, гуляющая во дворе.

Похоже, островитяне постоянно обсуждают свою главную беду и ищут выход. Так что идеи просто от зубов отскакивают. Одна из них - регулярная доплата «за вред населению». Идея экзотическая, но поговорить о ней любят многие: вот, мол, если суд признает, что ООО «Магистраль северной столицы» шумит более, чем разрешено санитарными нормами, то присудит компании приплачивать гражданам. Раньше ведь выдавали молоко «за вредность условий работы» . А жители Канонерки вполне достойны чего-нибудь хорошего «за вредность условий жизни».

Хотя... Может быть, городская власть уже и побеспокоилась о гражданах. В июле администрация Кировского района провела общественные слушания... о строительстве на Канонерском острове храма Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. И, представьте себе, по документам выходит, что островитяне как бы и не против. Правда, вот интересная штука: противники перечислены пофамильно (длинный список тех, кто, мягко говоря, не считает строительство церкви насущно необходимым для острова делом), а сторонники скрываются за «группа деятелей искусства», АО «Сибирский горно-металлургический альянс», творческое объединение «Белые росы» и другие, которые «по благословению Его Высокопреосвящества...»

Вот и городская комиссия по землепользованию и застройке уже отметилась: поддержала общину храма Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, которая испросила себе 6,1 тысячи кв. м. островной земли к западу от дома 8 (А) под храм (535 кв. м), часовню Святого Федора Ушакова (81 кв. м), дом причта (338 кв. м) и парковку на 18 машин.

А к западу от дома 8 (А), между прочим, расположен благоустроенный сквер. Прямо на берегу залива. Здесь можно погулять, полюбоваться морем и даже... изгибом ЗСД. И шум сюда долетает не весь, а лишь половина. Так что, можно сказать - царит тишина. Мало того, облагородили этот пятачок только в прошлом году, вложив несколько миллионов рублей в цветники, дорожки и саженцы.

И вот - здесь будет храм! Это зерно (или последняя капля?) упало в хорошо подготовленную почву. Островитяне просто-напросто взвились. И встали стеной. И не пустили. Пока не пустили! Смольный взял тайм-аут, чтобы изучить ситуацию. И возможно, предложить РПЦ иной участок.


Комментарии

Самое читаемое

Проект выезда из жилого комплекса уже готов, но план строительства утвердить пока не могут. Разбираемся, почему.

Правительство города утвердило обновленную схему развития «подземки». Одну из линий укоротили, а строительство многих станций отложили.

Мы узнали, почему задерживается создание музея из квартиры писателя на Кронверкском проспекте, 23.

Яхты к летнему сезону подготовили, спустили на воду, но от причала они так и не отошли. Ибо все они сегодня - вне закона.

Центральный участок Западного скоростного диаметра открылся в Петербурге пару дней назад. Пока одни радуются тому, что дорога на работу сократилась вдвое, другие - жители Канонерского острова, где ЗСД построен буквально над жилыми домами - вмиг оказались оглушены потоком проезжающих автомобилей. Наш спецкор Камилла Джа поехала на остров, чтобы оценить ситуацию и поговорить с местными.

─ Граждане-товарищи, передаем за проезд, - кричит водитель маршрутки № 66 и звонко ссыпает мелочь в ловко приспособленные емкости от «Пискаревской» сметаны. ─ Проходим, можно ехать стоя. Да, до Канонерского острова идет. 40 рублей. Отправляемся: закрываю двери!

Водитель нашей маршрутки выкрикивает фразы, заглушая шансон своего радиоприемника, и с каждой секундой все происходящее начинает походить на середину прошлого века. Кировский завод, прямоугольное здание метрополитена с рядом массивных колонн, «граждане» и «товарищи».

Многие в маршрутке действительно едут стоя - иначе на Канонерский остров добраться затруднительно. Если у вас нет личного автомобиля, то приходится сперва доехать на метро - до станции Нарвская - затем потратить минут 10-15 (если без пробок) до пункта назначения.


Через два часа, проведенных на Канонерском, перестаешь обращать внимание на шум ЗСД. На улицах острова совсем пусто: редкие прохожие ─ молодые родители с детьми или пенсионеры ─ стараются как можно быстрее преодолеть путь до дома или ближайшего продуктового. Оно понятно: выходить на улицу хочется едва ли. Разговаривать с журналистами соглашаются единицы. Да и те настоятельно просят не называть в тексте своего настоящего имени. А предложение сделать фотографию отвергают без раздумий: «Мало ли что, зачем рисковать».

─ Нет, Паша, мы не пойдем на площадку. ─ совсем рядом молодая девушка тянет карапуза в сторону дороги. Розовощекий мальчишка вырывает кулачок из маминой руки и, спотыкаясь и скользя на неустойчивой земле, бежит к качелям.

─ Ну что ты с ним будешь делать, ─ качает головой девушка и обращается ко мне, ─ Ладно, пусть немного поиграет, правда? Ее зовут Ольга, они с Пашей живут в относительно новом доме Канонерского, а за пределы острова не выезжают уже больше 2-х лет. «В городе плохо себя чувствую», ─ смущенно объясняет Оля, ─ «А тут раздолье для ребенка: чистый воздух, песочный пляж летом». Оля увлеченно рассказывает, как им с Пашей здесь хорошо, а потом вдруг как бы вспоминает: «Но мне теперь неспокойно из-за трассы этой висячей. Сначала ее строили - боялась, не дай бог, что-то упадет нам на голову. Сейчас переживаю, что она вовсе отвалится. Не нравится мне эта дорога, хоть она и нужна городу. Волнуюсь за сына, а гарантий никто не дает».


«Натурально, вставная челюсть!»

Дорожки близ Финского залива дворники вроде бы и убирают, но легче идти все равно не становится. Вдоль узких тропинок, попеременно перешагивая снежные массивы и поскальзываясь на обледенелой земле, собачники выгуливают своих питомцев.

─ Джекки, где «мама»? Неси «маме» скорее! – высокая женщина в дутом пуховике и шапке с помпоном похлопывает себя по коленям. ─ Джекки, иди к «маме»! Где «мама»?

Тот, кого зовут Джекки, вытягивается на всех своих четырех лапах, держа в пасти палку и наклонив голову набок.

─ Вот глупый пес, «иди к маме»! Чего стоишь?

Когда мы наконец выбираемся из сугроба, перед глазами поперек неба снова нависает ЗСД.

─ Да вообще хорошее, конечно, дело сделали, ─ произносит, отряхиваясь от снега, названная мама Джекки Ирина. У нее низкий грудной голос и она относится к женщинам без возраста. – Только вот сделали они это дело фигово. В городе как только какой-то элемент архитектуры выпадает из общей картины – все, пиши-пропало. А это что? Натурально, вставная челюсть! Нет, я что, не права?

Ирина широко жестикулирует и много говорит. Попутно отнимает у Джекки деревяшку и бросает ее снова по обе стороны от дороги. На прощание протягивает мне руку и вздыхает:

─ А вообще, поправить уже ничего нельзя: все построили, движение запустили. Пусть только заглушки от шума хоть какие-нибудь придумают. Все лучше, чем вот так.


«Небо одно на всех»

─ На самом деле, все неплохо, ─ уверяет продавщица в соседнем магазине, ─ По-настоящему шумно было, пока строили. А сейчас уже ничего, полегче. Или мы просто обвыкли. Самые плохонькие дома – 15-й, 16-й, 17-й. И еще 12-й, правда, только один корпус. Они прямо под магистралью находятся. Но все обещают полностью расселить к 2020-му году.

─ Обещают к двадцатому, а расселят к тридцатому, ─ подключается к разговору пожилая дама. Видимо, ей хочется поддержать беседу или же это просто способ оттянуть момент, когда придется выйти из теплого магазина на шумную улицу. В любом случае, она становится рядом, облокачивается на свою палочку и улыбается:

─ Еще неизвестно, застанем мы с вами это или нет.

─ Расселят, я верю, обещали же, ─ мягко, но уверенно возражает продавщица.

Ее жизненный оптимизм вдохновляет, хотя, возможно, она просто по-настоящему умеет верить.

─ Говорили, мол, если жилье не приватизировано, то дадут квартиру в новостройке. А если приватизировано, то будут оценивать и уже по факту расселять. У меня вот квартира не приватизирована, но я живу далеко от ЗСД, под расселение не попадаю. Да у меня и не слышно шума, если честно.

─ А у меня слышно, ─ отзывается пожилая дама, удобнее устраиваясь в проходе, ─ Когда окно открываю, все в квартире гудит.

─ Серьезно? Вы же в седьмом доме живете, это далеко, ─ недоумевает продавщица.

─ Да какая разница, в седьмом или в восьмом. Небо - оно одно на всех.


«К этом рано или поздно привыкнут»

Через четверть часа приходится покинуть теплый магазин и выйти на улицу. За это время и без того ледяной ветер стал только сильнее, и в голове начинает крутиться навязчивая мысль, что было бы здорово возвести на острове со стороны канала высокое ограждение, наподобие крепостной стены в Авиньоне. Как бы она замечательно защищала от вихрей…

─ Дочка, почему без шапки? ─ кричит дедушка в ушанке и с длинной белой бородой. ─ Не замерзла?

Бородач представляется Евгением Леонидовичем, журит за отсутствие перчаток и, указав на фотоаппарат, интересуется, чем я занимаюсь.

─ Я тебе сейчас расскажу, ─ кивает он. Мне 75 лет и почти полвека я живу в этом доме, ─ Евгений Леонидович машет рукой в сторону желтой сталинки, ─ Я и моя супруга работали здесь, на судоремонтном заводе, и нам тут нравится. Сейчас уже мы смирились, вернее, пришлось смириться. Потому что сопротивляйся – не сопротивляйся, а ничего не изменится. Когда строили эту дорогу и круглые сутки громыхали на всю округу – вот тогда, наверное, еще был смысл бороться. Да мы и боролись: писали во все инстанции, просили не шуметь. А толку? Мы письмо отправляем в администрацию, например. Одну ночь будет тихо, мы поспим спокойно. А на следующую все по новой.

Евгений Леонидович улыбается холодному солнцу и жмурится, вокруг его глаз начинают играть лучики-морщинки. Он переводит взгляд на подвешенную в воздухе автомагистраль и гладит бороду.

Хочешь узнать, как нам живется с этой новой трассой вместо неба? Это для вас она новая: открыли магистраль, СМИ сразу вспомнили. А для нас она старая - мы там уже несколько лет живем. Зачем вы, журналисты, сейчас интересуетесь? Дорогу уже построили, нашего мнения никто не спрашивал. Ничего не изменится. Через несколько лет, наверное, правда, расселят все дома, не попавшие под санитарные нормы или придумают что-то еще, другой выход. Но с этого момента все будет так. И к этому ЗСД рано или поздно, но привыкнут.