Все о тюнинге авто

Замок шамбор. Лестница леонардо да винчи в замке шамбор

К числу самых красивых старинных построек в Долине Луары относится французский замок Шамбор. Глядя на него, создается впечатление, что он парит в воздухе. Своим строительством он обязан властному воину и эстету Франциску I. Будучи охотником, король решил построить не просто охотничий дом, а замок, который бы поражал своей красотой и великолепием. Об истории этого замка пойдет речь в статье.

Замок, как олицетворение новой эпохи

Шамбор - это нечто большее, чем просто замок. Он возник на стыке эпох: средневековья и ренессанса, став олицетворением последней. Блестящее свидетельство рассвета короля Франциска I - огромная конструкция замка с необычными для того времени архитектурными элементами возвышается над пышной зеленью окружающего пейзажа. Этот замок прославился строгостью неординарной архитектуры и умелым распределением изысканных скульптурных украшений. Известно, что в строительстве здания замка, носящего явные следы итальянского стиля Доминико де Кортона и Леонардо да Винчи, участвовали французские каменщики. Королевский замок Шамбор - символ престижа и власти Франциска I.

Описание замка

Изначально замок был задуман как крепость, но, впоследствии, был перестроен. Он выглядит как воздушный замок, который не служит целям обороны, а лишь демонстрирует власть доброго короля, ценителя красоты. Строение имеет внушительные размеры: длина фасада чуть больше 165 метров, а ширина 117 метров, количество комнат более 400.

Своеобразное отражение социальной жизни середины 16 века - замок Франции Шамбор. В центре королевского дворца, возвышающаяся над другими постройками, башня с короной и лилией - символами королевской власти. Левое крыло - это невысокая капелла с крестом, и довольно скромные башенки, изображающие духовенство и дворянство, подчиняющееся монарху. На зданиях, расположенных ниже, находятся террасы, и невысокие постройки, подобные народу, который преклонил колена перед троном, и несет на своих плечах тяготы жизни.

Материал для строительства

Замок был построен из известнякового туфа. Этот белый камень, легко поддающийся обработке, подвержен разрушениям под воздействием атмосферных явлений. Учитывая это, цоколь здания был сложен из камня, более устойчивого к погодным условиям. Почти все строительные материалы доставлялись из ближайшего к замку порта Сен-Дье, а оттуда на стройку по реке Луаре. Кровельный шифер замка Шамбор (фото ниже), напоминающий итальянский мрамор, использовался для геометрических узоров, украшающих чердачные помещения и дымоходы. Во времена Франциска I крыши покрывались также позолоченным свинцом, что производило на гостей короля неизгладимое впечатление.

Франциск отказался от своего плана изменить русло Луары, вместо этого был прорыт канал от притока реки, и вокруг замка появился крепостной ров с водой. Это был грандиозный, по своему размаху, замысел. Кстати, замок строили 18 000 рабочих в течение 17 лет.

Несмотря на это, огромные расходы на строительство замка того стоили. Франциск произвел впечатление на своего заклятого врага Карла V. "Приезжайте ко мне", - сказал он римскому императору, имея в виду Шамбор. И действительно, когда его противник приехал в замок, он, якобы, воскликнул: "Это сумма всего того, что человечество могло создать в искусстве!".

Лестницы замка

Но что на самом деле скрывается за лилией и короной? Как можно попасть, если не в жизни, то хотя бы в сказочном дворце, снизу на самый верх? Это лестницы замка, которых в нем, внешних и внутренних, насчитывается 77. Среди них центральная, единственная в своем роде, двойная винтовая лестница замка Шамбор. Это чудо изобретательского ума Леонардо да Винчи. Она состоит из двух разных, открытых, и расположенных друг над другом пролетов. Лестница закручивается вокруг полой колонны, внизу которой есть проход, через который без труда можно попасть с одной лестницы на другую.

Великий гений так и не увидел замок. Он ушел из жизни, когда строительство только началось. По рассказам очевидцев, зафиксированных в исторических бумагах, он умер на руках своего мецената. Строительство замка так никогда и не было завершено на протяжении столетий. Вот что сказал по этому поводу сам Франциск: "Если бы кто-то, начиная строительство, думал о его завершении, оно бы никогда не началось".

Ремарка из мемуаров Мадмуазель де Монтальсье (1659 год)

"Лестница - это самый удивительный и необычный элемент дворца. Она сделана так, что, тот, кто по ней поднимается, видит того, кто спускается, но не встречается с ним. Хозяину дома нравилось играть со мной в эту игру. Он спускался по лестнице, а я поднималась. Его очень развлекала мысль, что я думала, что должна встретиться с ним. Меня это тоже очень забавляло".

Внутреннее описание замка

Не будь этой знаменитой лестницы, не было бы и главного центрального объекта, названного донжоном. Прекрасно сконструированные стропильные фермы донжона строили корабелы. Они занимались этим в короткие промежутки между ожесточенными боями с Карлом V, когда морской флот не нуждался в их помощи.

Замок Шамбор никогда не предназначался для отражения атак, но построен был, как образец укрепленного замка средневековья. В нем, возможно, тоже по идее Леонардо да Винчи, располагались первые современные королевские апартаменты. Впервые появляются одинаковые комнаты, расположенные друг над другом на нескольких этажах. Прямо около лестницы начинаются большие залы, расположенные в форме греческого креста, и похожие на улицы. Они соединяют комнаты, служат для приемов и театральных представлений.

В углах здания и в башнях находятся четыре апартамента квадратной или круглой формы. Каждый апартамент состоит из одного большого зала с высокими потолками и шести невысоких комнат с потолками пониже.

Апартаменты расположены на разных этажах и соединяются небольшими винтовыми лестницами. Идеально для заговоров и интриг, что любила тогдашняя знать.... Кроме того, лестницы есть в круглых апартаментах в угловых башнях. Есть конструкции, ведущие во двор. Можно сказать, что главными внутренними достопримечательностями замка являются его лестницы.

Рабочий кабинет короля

Внутри замка Шамбор находится рабочий кабинет Франциска I. Везде буква "F". С нее начинается Франциск и Франция. Саламандра на королевском гербе олицетворяет лозунг короля: "Я сжигаю все, но не сгораю сам". Чтобы немного перекусить, король пользовался обычными способами. В маленьком кабинете Франциска была мойка, и небольшая печка для разогревания еды. Франциск I редко приезжал в свой загородный замок, и всегда оставался там ненадолго. В целом, он провел в нем всего 100 дней, как утверждают библиографы короля.

Охотничьи угодья

Обычно на стол подавалась дичь. В отличие от своих предшественников, неугомонный Франциск не любил охоту с соколами и с сетью. Он предпочитал травлю, псовую охоту на лошадях. Длина стены, окружающая королевские охотничьи угодья, составляла 33 километра. Проехать вдоль нее можно было за 8 часов. Сейчас здесь находятся природные заповедники, и в настоящее время они считаются самыми богатыми дичью во всей Франции.

В своих воспоминаниях современница короля Франциска Мадмуазель де Ескюдери, любительница верховой охоты пишет: "Ничто не сравнится с роскошью экипажей и радостью, которую мы испытывали, когда убивали загнанного зверя. Самые большие олени становились нашей добычей меньше, чем за час".

Продолжение строительства замка

После смерти Франциска работы по строительству продолжил его сын Генрих II. После этого монументальное здание замка пустовало много лет. Лишь Король Солнце достроил капеллу и левое крыло замка.

В середине фасада, между двумя центральными башнями, окна второго этажа освещают апартаменты Людовика XIV. Вместо саламандры и буквы "F" Франциска I, в апартаментах появились - солнце и буква "L" Людовика XIV. Король Солнце разделял политические взгляды Франциска, который выступал за абсолютизм. Он, как и его предшественник, приезжал в Шамбор охотиться. Говорили, что его приводила сюда и любовь. К тайнам замка Шамбор в эпоху галантного века, относят террасы крыши, где было немало укромных уголков, ставших прекрасным местом уединения влюбленных парочек на свежем воздухе.

В построенном им замке, ставит свои спектакли Мольер. По указу короля, здесь прошла премьера его "Мещанина во дворянстве". Первый прогон спектакля стал провальным. Придворные выгнали актеров из театра, но труппа Мольера получила еще один шанс. На этот раз король был в отличном настроении. Ему понравилось, как актеры высмеивают дворянство, и тех, кто купил дворянский титул. Придворные тоже хвалили пьесу, которую сначала разнесли в пух и прах. Им пришлось смотреть ее три раза подряд.

Новые хозяева замка

После эпохи короля Солнце замок опять на полвека опустел. Шамбор немного оживило пребывание в нем изгнанного из Польши короля Станислава Лещинского и его жены, тестя и тещи Людовика XV. Хотя изгнанный король приказал засыпать крепостной ров и разбить на его месте парк, комары и малярия вынудили его все-таки уехать. Он уехал с женой также тихо, как и приехал.

Следующим хозяином становится маршал Саксонский, внебрачный сын Августа Сильнейшего. Он получил замок Шамбор (фото выше) за свои военные заслуги. В замке появился один из каминов, который он привез из Саксонии. В Шамборе победоносный вояка жил как король. Вместе с его личным полком, саксонскими добровольцами, в Шамборе занимались строевой подготовкой и устраивали парады сотни солдат из разных стран. Маршал Франции Морис де Сакс умер в возрасте 54 лет после дуэли с ревнивым графом де Конти. Его последними словами были: "Жизнь - это сон. Мой сон был чудесным, но коротким". После этого Шамбор вновь долго пустовал, и в печальном одиночестве постепенно приходил в упадок.

Реконструкция замка

После свершения французской революции правительство повело себя варварски: мебель продали, содрали полы и продали как древесину, обои ободрали и выбросили на мусор. Во что превратился замок? Это были запустелые комнаты, где паук сплел паутину над саламандрой Франциска I. Впечатление было такое, что все только и хотят того, чтобы уничтожить бедный Шамбор. Замок все еще существовал, но он никому не был нужен...Это был отель для остановки в путешествии, которого никогда не было. Фантазия. Воздушный замок из камня...

В течение пятисотлетней своей истории замок использовался, как резиденция, не более 20 лет. И, как следствие, помещения, в которых не живут, ветшают и становятся непригодными для жизни в них...

Только на стыке двух веков в замке опять началось строительство и ремонт, а если быть точными - реставрационные работы после Второй мировой войны.

Каким стал после реставрации замок? Сейчас он белоснежный. Замок, портрет которого красуется на многих сувенирах, глянцевых журналах, туристических проспектах Франции. В него стремятся попасть миллионы туристов со всего мира, чтобы его полюбоваться чудесной архитектурой, проникнуть в тайны и отведать фирменный малиновый ликер, приобретенный в нем.

Как добраться в замок Шамбор?

В замок, находящийся в 120 км от Парижа, можно добраться по автотрассе А 10, двигаясь в южном направлении. Ориентироваться нужно на указатель Blois. Общественный транспорт также доставит вас в замок, как на поезде, так и автобусе или на такси. Если поездка в замок планируется не на один день, можно остановиться на ночлег в отеле, который находится в пяти километрах от замка. Это отель Chateau de Colliers (Rd 951, 41500 Muides-sur-Loire). Он расположен в старинном поместье XVIII века, практически на берегу Луары.

Отведать французскую кухню предложат в кафе d’Orleans на территории замка. Там же можно купить десерт, закуски, салаты. Недалеко от замка есть хороший ресторан Saint Michel (Place Saint-Louis, 41250 Chambord), с террасы которого, отлично виден замок. Все предусмотрено для большого потока туристов.

А любишь ли ты посмотреть этот Мир?А ездишь ли в разные страны?
А в замке Шамборе когда-то ты был?Гулял по долинам Луары?
Там замки стоят,отражаясь в реке и рвутся их лестницы в небо.
Построили их, потакая мечте короли для королевы.
Азулай Елена

Замковый комплекс Шамбор, признанный частью Всемирного наследия в 1981г., был внесен в классификацию памятников долины Луары.
Он является«выдающимся образцом сооружения, архитектурного ансамбля или пейзажа,иллюстрирующего один или несколько значимых периодов истории человечества».


От самой истории возникновения этого замка веет романтикой, ведь построен он был Франциском I лишь для того, чтобы король мог быть ближе к своей возлюбленной — жившей неподалёку графине Тури — и при этом в состоянии в принимать гостей в королевской резиденции


Замок Шамбор или Шамборский замок (фр. Château de Chambord) — один из замков Луары. Был построен по приказу Франциска I, который хотел быть ближе к любимой даме — графине Тури, жившей неподалёку.

Строительство велось между 1519 и 1547 годами на изгибе реки Коссон (фр. Cosson) — небольшого притока реки Бёврон (фр. Beuvron), впадающей в Луару, приблизительно в 6 км от левого берега Луары и в 14 км на восток от Блуа во французском департаменте Луар и Шер (номер департамента 41).
Удивительно, что для возведения такой громадины потребовалось всего 29 лет (с 1519 по 1547) — по средневековым меркам очень немного времени

Но такой темп строительства стал возможным лишь потому, что здесь была развёрнута одна из самых крупных стройплощадок эпохи Ренессанса, на которой ежедневно трудилось почти 2 тысячи рабочих


Кроме масштабов следует отметить ещё и трудность строительных работ, ведь замок возводился на болотистой местности, из-за чего рабочим пришлось вбивать сваи фундамента в землю на 12 метров, а множество трудившихся здесь строителей скончались от болотной лихорадки…


Во время недавних профилактических раскопок под замком были найдены остатки круглой, похожей на башню постройки из песчаника, оставшейся от замка герцога Орлеанского (Людовика XII), разрушенного Франциском I для строительства своего охотничьего замка в стиле итальянского ренессанса

Вполне возможно, что к проекту замка приложил руку любимец Франциска I — Леонардо да Винчи, живший в замке Кло-Люсе, но умерший перед самым началом строительства резиденции. Вероятность его участия велика хотя бы потому, что король старался задействовать беспредентный талант Леонардо практически везде
Архитектура
Шамбор, бесспорно, один из самых узнаваемых замков, архитектурный шедевр эпохи Ренессанса. Длина фасада 156 м, ширина 117 м, в замке 426 комнат, 77 лестниц, 282 камина и 800 скульптурно украшенных капителей.


Имя архитектора неизвестно, но исследования доказывают участие в проекте Леонардо да Винчи, бывшего в то времяархитектором при дворе короля Франциска I, но умершего за несколько месяцев до начала строительства, а также участие Доменико да Кортона, прозванного Боккадор.



План замка нарисован вокруг центрального объекта, названного «донжоном», потому что, хоть он и не предназначался никогда для отражения атак, но построен по образцу укреплённых замков Средневековья.


Внутри донжона находятся 5 жилых этажей. На каждом этаже по 4 квадратных и 4 круглых помещения; четыре коридора между помещениями, как будто с четырёх сторон света, ведут к двойной лестнице в центре. Король Франциск I впоследствии расширил замок и квартировал в более просторных помещениях восточного крыла.


В западном крыле была построена часовня, законченная Жаном ле Гумбль (фр. Jean le Humble). Подобное расположение часовни и королевских покоев было необычным для того времени: поместив себя в направлении Иерусалима, король хотел показать себя правителем духовной власти в своём королевстве.


Поговаривали, что Франциск I со своим другом Жаном ле Гумбль хотели даже изменить русло течения Луары, чтобы она текла прямо перед замком, но отказались от такой идеи.


Двойная, двухзаходная винтовая лестница в самом центре замка более чем хорошо передаёт творческий стиль Леонардо да Винчи.

Двухзаходная — из двух лестниц спиралью, поворачивающихся в одном и том же направлении, но ни разу не пересекающихся, так чтобы спускавшиеся могли избежать встречи с теми, кто поднимался им навстречу, и наоборот


По этой монументальной лестнице с резным орнаментом можно подняться на большую террасу, также задуманную Леонардо, полюбоваться на дымоходы и капители крыши и обойти донжон по периметру.



Над лестницей возвышается маяковая башенка, видная и внутри здания с нижних этажей. Она возвышается над всеми каминными трубами, достигая высоты 32 м; на самом верху не привычный крест, а королевская лилия.

Второй этаж также примечателен своими сводами, украшенными эмблемой короля (монограмма F, увенчанная короной, и саламандра) в сопровождении шнура в узелках — эмблемы его матери, Луизы Савойской.

Некоторые монограммы лестницы на уровне террас выполнены вверх ногами, — «чтобы Бог с высоты неба видел королевскую мощь»!


Архитектурные детали:










Двор



История строительства

Строительство началось в 1519 году и стало одной из самых крупных строек Возрождения.
Рассказывают, что на стройке было занято до 1700—1800 рабочих. Потребовалось около 220 000 тонн камня



Жизнь на стройке была не из легких, тем более, что замок строился на болотистом месте, много рабочих умерли от болотной лихорадки.

Плотники загоняли дубовые сваи фундамента на глубину до 12 метров. Во время профилактических раскопок 2007 году обнаружено, что юго-западная башня опирается на скалу известкового происхождения, что сохранились следы круглой постройки из песчаника — возможно остатков башни средневекового замка, существовавшего до строительства настоящего замка


На телегах из порта Сен-Дье (фр. Saint-Dyé) привозились строительные материалы и особенно каменные блоки из белого песчаника — камня белого цвета, рыхлого и хрупкого. Каменотесы, не в пример другим рабочим, не имели фиксированной зарплаты, им платили сдельно, как и положено за работу сдельщика.


Поэтому на каждом обработанном камне они вырезали свой особый неприметный знак. Такая подпись позволяла казначею оценивать и оплачивать работу; знаки до сих пор видны на некоторых каменных блоках, ещё не пострадавших от граффити после открытия замка публике.
История владельцев замка

Саламандра, эмблема короля Франциска I
В 1392 году семья герцогов Орлеанских покупает у графа Блуа большое лесистое поместье Шамбор. Когда герцог Орлеанский становится в 1498 году королём Франции под именем Людовика XII, Шамбор соответственно превращается в королевскую собственность.

В 1516 году Франциск I возвращается из Италии вместе с Леонардо да Винчи и желанием осуществить нечто большое в стиле итальянской ренессансной архитектуры той поры. В 1519 году он выбирает Шамбор для строительства охотничьего замка на месте бывшего крепостного замка.


Начиная с 1526 года, 1800 рабочих задействовано на строительстве нового замка, завершённого после многочисленных пристроек в 1547 году, уже после смерти короля. Франциск I проводит, в конечном счёте, довольно мало времени в Шамборе — всего несколько раз поохотиться и продемонстрировать своё богатство и величие сопернику испанцу Карлу V.

После смерти Франциска I последующие французские короли не особо интересуются заброшенным замком

В 1639 году Людовик XIIIдарит его своему брату Гастону Орлеанскому.

Людовик XIV Станислав Лещинский
Людовик XIV в 1684 году распоряжается о новых внутренних перестройках замка, о новой крыше для часовни, о том, чтобы соединить четыре жилых покоя северного вестибюля второго этажа в анфиладу комнат для короля, типа королевских апартаментов в Версальском дворце. 14 октября 1670 года Мольер с театральной группой из Парижа, приглашенной Людовиком XIV, дает в замке самое первое представление пьесы «Мещанин во дворянстве».

С 1725 по 1733 годы замок был занят Станиславом Лещинским — свергнутым польским королём и тестем Людовика XV. С 1745 по 1750 годы он служит казармой для полка Морица.

Людовик XV Граф Сен-Жермен

Туристам рассказывают, что в середине XVIII века по разрешению Людовика XV в замке располагалась химическая лаборатория графа Сен-Жермена.

В 1792 году революционное правительство распродаёт мебель. Наполеон Бонапарт отдаёт замок маршалу Бертье. В 1821 году поместье будет выкуплено у его вдовы благодаря национальной подписке и передано юному Анри д’Артуа, герцогу Бордосскому, родившимуся за год до этого.


Во время франко-прусской войны замок служит как полевой госпиталь. Граф Шамборский в 1871 г. обратится к французам из Шамбора с манифестом, призывающим к восстановлению монархии и белого флага.

С 1883 года замок принадлежит герцогам Пармским: герцог Роберт Пармский наследует замок от графа Шамборского, своего дяди по материнской линии.

Роберт Пармский
Выкупленный в 1930 году у Элии Бурбонского за 11 миллионов франков золотом, Шамбор становится собственностью французского государства и управляется при посредничестве «Ассоциации друзей Шамбора».


В 1945 году из-за пожара частично уничтожена кровля юго-восточного донжона. В 1947 году начинается большая работа по превращению замка в важнейший туристический объект, предлагающий с 1952 года также свето-звуковые вечерние представления.


Интерьеры:







Кстати говоря, парк замка Шамбор является сегодня крупнейшим в Европе огороженным парком лесного типа — территория в 5 441 гектар (из которых 1 000 га открыты для публики) окружена самой длинной стеной во Франции, протяженностью 32 км!





С 1981 года внесён в список всемирного достояния ЮНЕСКО под номером 933. С 2005 года замок имеет статус государственного общественно-коммерческого предприятия.

В 2007 году 17 300 скаутов в течение трёх дней праздновали в парке замка столетие создания скаутской организации лордом Баден Пауэллом. На втором этаже замка ныне располагается отделение Музея охоты и природы.

«Пустота» этого исторического монумента - это миф и ложное впечатление, хотя фактически с момента его возведения замок периодически пустовал. Передвижной двор менял свою резиденцию в зависимости от времени года, и обустройство королевских покоев носило временный и скорее необходимый характер.

Таким образом, отсутствие постоянной меблировки было оправданным. В итоге, перед администрацией комплекса Шамбор возник вопрос, интерьеру какого периода отдать предпочтение при восстановлении исторической обстановки замка - периоду Ренессанса или XVII и XVIII веков.
Обставить Шамбор в стиле эпохи Франциска I не представлялось возможным. Королевских мебельных гарнитуров времен Возрождения не сохранились до нашего времени, в том числе даже в таких учреждениях, специализирующихся на истории того периода, как, к примеру, Национальный музей Ренессанса в Экуане. В XVI веке основное внимание уделялось архитектуре замка, который сам по себе и был настоящим предметом искусства
Часы работы и билеты
График работы: замок открыт для туристов круглый год, за исключением 1 января и 25 декабря. Со 2 января по 31 марта — с 10.00 до 17.00, с 1 апреля по 30 сентября — с 9.00 до 18.00, с 1 октября по 31 декабря — с 10.00 до 17.00. Кассы прекращают работу за полчаса до закрытия


Стоимость билетов: вход в замок стоит 9.50 евро. Для посетителей младше 18 лет в сопровождении родителей — вход бесплатный. Парковка автомобилей платная — 3 евро в день.

Есть аудиогиды на русском языке. Стоимость - 4 евро. Время аудиоэкскурсии - полтора часа. Специальные бесплатные буклеты на русском языке, выдаваемые при входе, представляют собой мини-путеводитель по замку.

Как ориентироваться
Шамбор состоит из двух частей: самого замка и окружающего его парка-заповедника. Самым известным и заметным элементом архитектуры замка является двойная лестница, шедевр, обязанный своему существованию мысли Леонардо да Винчи. Образованная двумя спиралями лестница в центральной части сооружения устроена таким образом, что спускающиеся и поднимающиеся могли избежать встречи лично. Смотровые площадки позволяют увидеть поместье целиком, а часовня, построенная в противоположном от короля крыле, — задуматься о вечном.

Террасы замка, с которых открывается великолепный вид на крыши, - лучшее место, чтобы сделать фотографии.
Смотровые площадки парка для тех, кто любит природу, и готов ждать в тишине, чтобы увидеть некоторых, редких в сегодняшнем мире, обитателей заповедника.

Как добраться до Шамбора
Из Парижа в сторону замка Шамбор поезда TGV отправляются с вокзала Аустрелиц (Gare d’Austerlitz)

Франция, замок Шамбор: мечта молодого короля (замки Луары)
Вдоль Луары, одной из красивейших французских рек, выстроились, словно в почетном карауле, необычайной красоты каменные замки. Одним из самых красивых, самых грандиозных и экстраординарных является замок Шамбор .


Шамбор был построен по приказу короля Франциска I, сердце которого рвалось поближе к своей любимой - графине Тури, проживавшей неподалеку.


Строительство замка, началось в 1519 году на месте охотничьего домика. Великолепный и роскошный замок возводился более 15 лет, и, не взирая на финансовые проблемы, монарх не жалел денег на любимое детище. Даже когда ему понадобились средства для уплаты выкупа за своих сыновей, которые остались в плену в Испании, Франциск I предпочел воспользоваться серебром своих подданных и имуществом церкви, но строительство не прекратил.


В разработке проекта замка «достойного богов и легендарных королей», как считается, принимал участие сам Леонардо да Винчи, однако смерть великого мастера помешала ему закончить начатое. И все же множество его идей было взято за основу при строительстве замка Шамбор.
Волшебный замок был построен в 1537 году. Его масштабы не просто поражают - они ошеломляют! Длина замка - 156 м, высота - 56 м, в нем 426 комнат, 365 каминов и 77 лестниц (поговаривают, что эта запутанная сеть лабиринтов лестниц замка не позволяла столкнуться многочисленным фавориткам короля).



Замок, являющийся воплощением всей роскоши и величия эпохи Возрождения, расположен в самом большом огражденном парке Европы, площадь которого 5500 га (для сравнения - такова площадь Парижа в черте города), и окружен стеной длиною 35 км!




Замок потрясает утонченностью и одновременно грандиозностью роскошных интерьеров и внешней архитектуры.




И только одна идея осталась нереализованной - вместо того, чтобы изменить русло Луары, заставив ее течь перед Шамбором, изменили русло ближайшей к Шамбору речки Клоссон, которая и наполняла ров вокруг строения.


А что же Франциск I? За все время своего правления монарх провел в Шамборе всего лишь 42 дня… Он был здесь наездами и так и не обустроил замок до конца своей жизни.


А вот его преемник, Людовик XIV, напротив, очень любил бывать в Шамборе. При нем здесь проводились блистательные балы, пышные рыцарские турниры, яркие праздники, военные парады, ставились оперы и пьесы Мольера. Он же и закончил обустройство королевских апартаментов и строительство замковой часовни.
В 1930 году Шамбор был выкуплен за 11 млн. франков и сегодня принадлежит правительству Франции.

Ему очень захотелось построить что-то подобное тем дворцам, которые он там видел, и подарить замок даме своего сердца. Так, согласно одной легенде, в появился величественный замок Шамбор . Считается, что он построен по чертежам Леонардо да Винчи. Строился замок Шамбор на болотистой местности больше четверти века — с 1519-го по 1551-й год. Около двух тысяч рабочих было задействовано в строительстве замка. Весь архитектурный ансамбль оформлен под его центральный объект — «донжон». А состоит комплекс из двух частей — собственно замка и парковой зоны.

Замок Шамбор — видео

Франция, замок Шамбор — фото

Замок Шамбор , один из самых узнаваемых символов Франции, построен в стиле ренессанс. Его убранство невероятно красиво — он насчитывает больше 400-т комнат, среди которых даже есть потайные, а так же множество лестниц, каминов и скульптур. Среди лестниц до сих пор поражают внимание две витые спиральные (лестница Леонардо да Винчи ) — они нигде не пересекаются, хотя поднимаются до пятого этажа. Поднявшись по ним, Вы сможете выйти на большую террасу и обойти весь замок по периметру.

Замок Шамбор был построен похожим на укрепленную крепость, хотя таким никогда не являлся. С самого начала это был "загородный охотничий домик" короля. Но Франциск мало интересовался замком и практически никогда туда не приезжал. Не оценили достоинство Шамбора и потомки Франциска. Только лишь Людовику XIV по настоящему понравились красоты этого места и он охотно сюда приезжал. Самые пышные мероприятия в нем проводились именно во времена Людовика XIV, известного любителя роскоши. При нем здесь происходили балы, королевская охота, театральные представления, а так же рыцарские турниры.

Вскоре после его смерти замок стал переходить из рук в руки и постепенно пришел в полное запустение. Только спустя несколько десятилетий он окончательно перешел под французскую корону. Во время Французской революции он очень пострадал, был разграблен, оттуда продали практически всю мебель. В 1930-м году замок национализируют, а после войны — преобразовывают в туристический объект. Замок Шамбор становится одним из первых объектов, находящихся под опекой ЮНЕСКО.

Сейчас замок Шамбор — самый большой замок не только долины Луары, но и всей Франции. В нем расположена часть парижского Музея охоты и природы, в его картинной галерее выставлены портреты всех французских королей, а вокруг замка тянется огромная (больше 30-ти километров по кругу) парковая зона.

Замок Шамбор — режим работы, стоимость билетов

Посетить замок Шамбор можно в любой день — он открыт для посещения круглый год (кроме 1-го и 31-го января и 25-го декабря). Режим работы замка: в период с января по март замок открыт с 10:00 до 17:00, с апреля по сентябрь — с 9:00 до 17:00, а с октября по декабрь — с 10:00 до 17:00.

Стоимость билетов для посещения замка составляет примерно 11 евро.


Замок Шамбор — как добраться

Доехать до замка Шамбор из можно на поезде, который ходит с вокзала Аустерлиц. Выходить нужно на остановке Блуа, время в пути составляет примерно 1,5 часа.

Замок Шамбор на карте, панорама

Шедевр Возрождения, королевский каприз – оба эти определения идеально подходят к величественному Шамбору, самой пышной королевской резиденции на Луаре. Замок, расположенный к востоку от Блуа, доминирует над всей местностью. Одни считают, что своим великолепием Шамбор уступает только Версалю, другие возражают, говоря, что замысел и размах дворца на Луаре затмевает парижскую резиденцию Бурбонов.

Признаться, я всего этого не знала, когда выбирала замки для посещения - скорее это было наитие, наложенное на маршрут следования.
Шамбор - самый большой замок долины Луары, именно с него начинают осмотр замков большинство турфирм. Это своего рода "ворота" в долину Луары. Но в моём списке он оказался лишь четвёртым..Сразу хочу сказать, что никаких особых историй с ним не связано - замок строился как охотничий домик. Короли приезжали, охотились несколько дней и уезжали обратно. А то, что этот "домик" похож скорее на дворец, иначе, как причудой короля не назовёшь. Но я люблю чудиков, а уж королевские чудачества - тем более.

История замка
Шамбор – один из самых прекрасных ренессансных замков Долины Луары. Местность, на которой он возвышается, принадлежала в Х веке графам Блуа, Шампани и Шатийона. В 1392 году она была приобретена Людовиком Орлеанским. Когда он взошел на трон под именем Людовика XII, домен стал собственностью французской Короны. Этот элегантный замок был построен кузеном и преемником Людовика XII - Франциском I, который в 1515 году в возрасте 20 лет стал королем Франции. Сразу же после своего вступления на престол Франциск отправился на покорение Миланской провинции в Италии, которую не сумел сохранить его предшественник.

Франциск I, король Франции

После возвращения во Францию молодой и честолюбивый король, одержавший победу в сражении у города Мариньян, страстно увлеченный итальянской архитектурой эпохи Возрождения и охотой, начинает строительство замка Шамбор. После взятия Милана Франциску I посчастливилось увидеть архитектурные шедевры Северной Италии. Тогда же он пригласил во Францию Леонардо да Винчи. Страстное желание короля увидеть здание, которое могло бы соединить в себе стиль итальянского Возрождения с традиционным французским стилем, было удовлетворено лишь частично реконструкцией замка Блуа. Леонардо да Винчи в 1517 году работал над проектом замка, который так никогда и не был осуществлен, так как в 1519 году художник умер в Кло-Люсе вблизи Амбуаза. Франциск I очень любил Леонардо, называл его своим отцом и был с ним до самой последней минуты его жизни.

Строительство Шамбора началось в тот же год, в год кончины Леонардо да Винчи, и стало одной из самых крупных строек Возрождения. Рассказывают, что на стройке было занято до 1700-1800 рабочих. Потребовалось около 220 000 тонн камня. Жизнь на стройке была не из легких, тем более, что замок строился на болотистом месте, много рабочих умерли от болотной лихорадки. Плотники загоняли дубовые сваи фундамента на глубину до 12 метров. Во время профилактических раскопок 2007 г. обнаружено, что юго-западная башня опирается на скалу известкового происхождения, что сохранились следы круглой постройки из песчаника - возможно остатков башни средневекового замка, существовавшего до строительства настоящего замка.

На телегах из порта Сен-Дье (Saint-Dyé) привозились строительные материалы и особенно каменные блоки из белого песчаника - камня белого цвета, рыхлого и хрупкого. Каменотесы, не в пример другим рабочим, не имели фиксированной зарплаты, им платили сдельно, как и положено за работу сдельщика. Поэтому на каждом обработанном камне они вырезали свой особый неприметный знак. Такая подпись позволяла казначею оценивать и оплачивать работу; знаки до сих пор видны на некоторых каменных блоках, ещё не пострадавших от граффити после открытия замка публике.

Начиная стройку, архитекторы Франциска приняли за основу типичный для замков позднего средневековья план: центральная укрепленная башня (донжон), расположенная внутри крепостных стен. Старинное крепостное сооружение было снесено, чтобы уступить место новому замку. Имя архитектора, создавшего этот проект, до нас не дошло, но анализ каркасных сооружений обнаруживает огромное влияние Леонардо да Винчи и явное сходство с некоторыми разработками Доменико да Кортона.

Работы продолжались в течение многих лет. При Франциске I построили донжон, но король за все 32 года своего правления провел в замке в общей сложности 72 дня. В 1537 году был закончен жилой корпус, а в 1540 году построено два этажа в крыле с королевскими апартаментами, нижний этаж крыла с капеллой и стены прилегающих служебных построек; и только в 1547 году после смерти короля было закончено строительство крыла с королевскими апартаментами. В это же время капелла была возведена на уровень второго этажа, 12 лет спустя к ней был добавлен третий этаж, но здание оставалось без кровли вплоть до 1684 года.

Жизнь в замке протекала в основном на лестницах и в крестообразно расположенных залах. Чтобы подняться на тот или иной этаж, обитатели замка, кроме центральной лестницы, могли воспользоваться и другими винтовыми лестницами, построенными в угловых башнях.

Франциск I бывал в Шамборе только наездами, приезжая туда вместе со своей второй супругой Элеонорой Габсбургской и своей фавориткой Анной д"Эйи. За исключением официальных встреч, он наведывался в замок только раз в два года на несколько недель охотничьего сезона. В распоряжении французской Короны было множество других замков, и перемещения короля и его двора были довольно частыми. В ту эпоху перевозили мебель и гобелены из одного замка в другой; гобелены служили в основном для обогрева апартаментов, остававшихся запертыми во время "мертвых сезонов".

Хотя замок не был тогда полностью готов, в нем в 1539 году с пышностью и размахом прошли торжества по случаю визита императора Священной Римской империи германской нации Карла V. С особым размахом и пышностью прошло это парадное торжество, организованное церемониймейстером – бароном Монморанси.

Императорская свита, предваряемая юными девушками, разбрасывающими лепестки цветов, была в таком восхищении от замка и его интерьеров, что определила его как "синтез всего самого прекрасного, на что способен человеческий гений". Франциск I, чрезвычайно ценивший женскую красоту, приблизил к своему двору 27 девушек благородного происхождения, множество девушек украшало также и свиту королевы. Король утверждал, что "двор без женщин, как год без весны, а весна без роз". Однако осенью 1545 года он с грустью написал алмазом своего перстня на стекле окна: "Как часто женщины непостоянны, безумен тот, кто верит им...".

После смерти короля двор переехал в Париж. Генрих II, сын Франциска I, продолжил работы в замке. Так, он занялся постройкой третьего этажа капеллы, а также других частей замка, которые приказал украсить своей монограммой. Именно в замке Шамбор в 1552 году был подписан договор, подтверждавший присоединение к французской Короне трех епископств - Меца, Туля и Вердена, которые ранее ей принадлежали.

В 1559 году, после смерти Генриха II, в работах снова наступила остановка, хотя его вдова Екатерина Медичи иногда приезжала в замок вместе со своими детьми. Карл IX очень любил охоту; по этому поводу сохранилось множество историй, свидетельствующих о силе и ловкости короля как всадника и охотника. Рассказывали, например, что он преследовал оленя до его полного изнеможения, не спуская свору собак. Другой раз, проскакав без устали 10 часов и загнав пять лошадей, он так громко дунул в свой рог, что из того потекла кровь.

Генрих III и Генрих IV охоту не любили, а потому посещали замок крайне редко – замок оставался незанятым в течение 50 лет.
В 1626 году Людовик XIII уступил графство Блуа, куда входил и Шамбор, своему брату Гастону Орлеанскому. Этот дар проистекал не столько из родственных чувств, сколько из стремления привязать к себе брата, верность которого не всегда выдерживала испытания. Гастон Орлеанский, став хозяином замка, возобновил работы по его обновлению; рассказывают, что он любил играть со своей дочерью, будущей "Великой Мадемуазель", на центральной лестнице замка, поднимаясь и спускаясь по ее ступеням, тогда как малышка, бегая по другому витку лестницы, никак не могла его поймать.

Позднее Шамбор был вновь присоединен к владениям французской Короны. Людовик XIV, посетивший замок всего девять раз, произвел там, однако, большие преобразования. Так, он не пожелал жить в старом крыле Франциска I, а разместился в новых апартаментах, возведенных перед замком. Начиная с 1680 года, резиденцию обогатили новые залы второго этажа и роскошное внутреннее убранство, в это же время был оформлен новый монументальный вход, украшенный фронтоном. Окружавшая замок территория, покрытая дикорастущими травами и кустарником, была частично преобразована в парк.

В 1669 году Мольер и Люлли создали здесь своего "Господина де Пурсоньяка". Они разыграли эту пьесу в замке перед королем еще до премьеры. В связи с недомоганием одного из актеров Люлли в последний момент дал согласие сыграть роль одного из врачей, чтобы не лишить суверена его любимого удовольствия. Однако, невзирая на бесспорный талант комика и обилие буффонадных сцен, Люлли заметил, что Людовик XIV не смеется; даже сцена с врачами не смогла развеселить короля. Тогда Люлли отважился на импровизацию: подойдя к краю сцены, он прыгнул на клавесин в оркестре, который разбился с огромным грохотом на тысячу мелких частей. Только после этого король разразился смехом и принялся аплодировать: отныне успех спектаклю был обеспечен. На следующий год в замке давали другую пьесу Мольера "Мещанин во дворянстве".

Людовик XIV, увлеченный военными проектами, не довел строительные работы до конца. Охотничьи угодья постепенно преобразовывались в парк. В 1725 году Людовик XV передал Шамбор своему тестю – потерявшему свой польский трон королю Станиславу Лещинскому, продолжившему совершенствовать резиденцию вплоть до того момента, как он занял трон герцогства Лотарингского.

Двадцать лет спустя, в 1745 году, замок перешел к маршалу Морицу Саксонскому, покорителю Праги, Фонтенуа, Рокура и Лоуфельда. Он ввёл в замок волонтеров своего полка, состоявшего из поляков, венгров, турок и татар, одетых в блестящие униформы, и Шефскую роту мартиникцев на белых украинских лошадях. В 1750 году маршал, питавший слабость к прекрасному полу, умер при загадочных обстоятельствах; по официальной версии, это случилось от, якобы, запущенной простуды, однако ходили слухи, что любовная страсть, вспыхнувшая между маршалом и принцессой Конти, стала причиной того, что герой Рокура был сражен ударом шпаги принца. После его смерти в знак траура пушки замка стреляли каждые четверть часа в течение шести дней.

Мориц Саксонский

Сменив многочисленных владельцев, замок попал под карающий меч Революции, когда он чуть не был разрушен; в 1793 году всё его великолепное убранство было вывезено. Жители близлежащего городка постановили разобрать эту "ненормальную громаду на камень и построить дома для патриотов", что и попытались сделать. Положение замка, уже бывшее критическим, не улучшилось во времена Наполеона, когда он перешел в руки маршала Бертье.

В 1821 году легитимисты выкупили замок и преподнесли его в подарок внуку Карла Х герцогу Бордо, принявшему титул графа Шамбор. Последний представитель династии Бурбонов был своеобразным живым символом партии роялистов, стремившейся к реставрации монархии. Он мог бы стать королем под именем Георга V, но ответил на все предложения отказом, хотя и сохранил до самой смерти, наступившей в изгнании в 1883 году, верность белому флагу с золотыми лилиями.

Граф де Шамбор

Во время Второй мировой войны, когда Франция была оккупирована немецкой армией, замок занял гитлеровский генерал. В 1944 году, убегая, он в качестве «отвлекающего маневра» поджег Шамбор. Замок спасли партизаны-маки, и писатель Гастон Монмуссо, воевавший в долине Луары, словами одного из своих героев сказал:

"Вот замок капиталистов... Я должен был бы ненавидеть этот замок с его башенками, парадными лестницами, роскошной обивкой стен. Но нет, наоборот, я его люблю, есть в нем что-то мое..."

Это «что-то мое» создавалось трудом не одного поколения мастеров: каменщиков, резчиков, плотников, художников, кузнецов. Прекрасные слова об очаровании замка Шамбор сказал писатель Виктор Гюго, сравнивший его с «женщиной, у которой порывом ветра разметало волосы».

С 1932 года Шамбор принадлежит государству. В 1948 году леса вокруг замка получили статус национального парка. Около пяти тысяч деревьев, тенистые аллеи составляют роскошное зеленое обрамление белокаменного дворца. В пейзаже дворец встает как видение, "сказочные чертоги Багдада и Кашмира" (А. де Виньи). Он не мыслим без своего окружения. Если средневековые замки, суровые и угрюмые, казались чуждыми пейзажной среде, то тут мы видим иное. И цвет земли, и зелень леса, наползающие с Луары, создают свое настроение, свою особую атмосферу.

Говорят, будто бы в ненастную погоду, когда молнии разрезают ночное небо, а в лесу протяжно завывает ветер, на тихих аллеях парка можно встретить загадочного всадника, несущегося на черном коне. Это призрак графа Тибальда, обитающий в замке и выезжающий поохотиться в Шамборском лесу в ненастные ночи. История призрака загадочна и противоречива. Кто-то рассказывает, что граф погиб в лесу во время страшной, внезапно разразившейся грозы. Кто-то утверждает, что он пал жертвой дворцовых интриг и был предательски убит во время охоты… Сам призрак не опасен, однако его внезапно появляющийся из темноты и несущийся напролом силуэт может здорово напугать.

Историю замка я целиком и полностью взяла из интернета - заморачиваться не стала, так как впереди нас ждёт большая обзорная экскурсия, которую я сама и проведу, как всегда. В общем, продолжение следует..


Где находится : Долина Луары, 16 км на восток от Блуа.
Сайт замка (есть вариант на русском языке)

Как работает : с октября по март 9.00-17.15, с апреля по 10 июля и с 17 августа до сентября 9.00-18.15; с 11 июля по 16 августа 9.00-19.30. Кассы прекращают работу за 45 минут до закрытия.
Цена вопроса : с октября по март 8,50 (7) евро; с апреля по сентябрь 9,50 (8) евро. (Парковка автомобилей – 2 евро за день).

На что посмотреть : замок Шамбор построен на берегу речушки Коссон по инициативе Франциска I. Перед началом строительства в 1519 году король выкупил участок леса площадью примерно равно ½ современного Парижа (54 км2). Позже (в 1542-1645 гг.) территорию окружили каменной стеной длиной в 32 км. Ныне в пределах стен находится один из самых больших в Европе лесопарков – Национальный парк Шамбор (Domain National de Chambord) с охотничьими угодьями президента Франции. Шамбор представляет в истории архитектуры яркий пример перехода от средневекового строительства к искусству Возрождения, от феодального замка к увеселительной резиденции. Сохранив в своей концепции внешний вид средневековой крепость (центральный донжон с четырьмя большими башнями по бокам и два крыла, окруженные внушительной крепостной стеной), Шамбор представляет собой удивительный синтез форм, унаследованных от прошедших веков, и новаторской архитектуры итальянского Ренессанса (лоджии, террасы, пилястры и горизонтальный лепной орнамент, который подчеркивает величественность фасадов). Величием своих форм замок становится в ряд с Фонтенбло и Версалем. Размеры его впечатляют: 156 м в длину, 56 м в высоту, 77 лестниц, 282 камина и 426 комнат.

Ночное костюмированное представление "Le metamorphoses de Chambord" и экскурсия по замку: в июне и июле ежедневно 22.40-00.00, в августе 22.00-23.30, в сентябре 21.30-23.00.

Пункт проката велосипедов находится рядом с замком у моста Сен-Мишель. Можно взять напрокат и лодку.

Интересны также представления школы конной выездки (Ecuries du Marechal de Saxe)
Сайт .
В мае, июне и сентябре в будни в 11.45, в сб. и вс. 11.45 и 16.00; в июле и августе ежедневно в 11.45 и 17.00. Продолжительность 45 минут. Цена билета 8,50 (7) евро.

Как добраться :
- на авто: по дороге D33;
- на автобусе: из Блуа с июня по сентябрь автобус №2 – трижды в день. Время в пути – 45 минут, цена билета 4 евро. Также с июня по август два раза в день ходит туристический автобус TLC по маршруту Блуа – Шамбор – Шеверни – Блуа.

История

Шамбор – один из самых прекрасных ренессансных замков Долины Луары. Местность, на которой он возвышается, принадлежала в Х веке графам Блуа, Шампани и Шатийона. В 1392 году она была приобретена Людовиком Орлеанским. Когда он взошел на трон под именем Людовика XII, домен стал собственностью французской Короны. Этот элегантный замок был построен кузеном и преемником Людовика XII - Франциском I, который в 1515 году в возрасте 20 лет стал королем Франции. Сразу же после своего вступления на престол Франциск отправился на покорение Миланской провинции в Италии, которую не сумел сохранить его предшественник.

После возвращения во Францию молодой и честолюбивый король, одержавший победу в сражении у города Мариньян, страстно увлеченный итальянской архитектурой эпохи Возрождения и охотой, начинает строительство замка Шамбор.

Франциска очень привлекала личность Лоренцо Великолепного, крупного политика и щедрого флорентийского мецената. После взятия Милана Франциску I посчастливилось увидеть архитектурные шедевры Северной Италии. Тогда же он пригласил во Францию Леонардо да Винчи. Страстное желание короля увидеть здание, которое могло бы соединить в себе стиль итальянского Возрождения с традиционным французским стилем, было удовлетворено лишь частично реконструкцией замка Блуа. Леонардо да Винчи в 1517 году работал над проектом замка, который так никогда и не был осуществлен, так как в 1519 году художник умер в Кло-Люсе вблизи Амбуаза. В этот же год были начаты строительные работы по возведению здания, предназначавшегося для того, чтобы стать украшением охотничьего поместья Шамбор.

Начиная стройку, архитекторы Франциска приняли за основу типичный для замков позднего средневековья план: центральная укрепленная башня (донжон), расположенная внутри крепостных стен. Старинное крепостное сооружение было снесено, чтобы уступить место новому замку. В строительных работах по возведению и дальнейшему расширению здания, начатых с 1526 года, было занято более 1800 человек. Имя архитектора, создавшего этот проект, до нас не дошло, но анализ каркасных сооружений обнаруживает огромное влияние Леонардо да Винчи и явное сходство с некоторыми разработками Доменико да Кортона.

Во время своего пребывания во Франции в правление Карла VIII Доменико да Кортона выполнил в дереве макет замка с квадратным донжоном и с большими крестообразно расположенными залами, разделявшими каждый этаж на четыре сектора с идентичными апартаментами. По проекту на одной из линий креста была расположена лестница с прямыми маршами, соединявшая все этажи. Жилой корпус замка Шамбор кажется очень похожим на этот макет замка и таким образом имеет все основания относиться к итальянской архитектуре классического направления. План в форме креста не использовался со времен античности, и только Браманте сумел возродить его к жизни в 1507 году в базилике Св. Петра в Риме. В кессонированном потолке также чувствуется влияние этого выдающегося памятника церковного зодчества. Разделение этажей на самостоятельные, но идентичные апартаменты свидетельствует о сильном влиянии тосканских вилл той эпохи, тогда как большие террасы и великолепная винтовая лестница, помещенная в центре крестообразно расположенных залов, обнаруживают влияние стиля Леонардо да Винчи. Этот тип лестницы, хотя и имеет отношение к средневековой традиционной схеме, отличается от нее своим оригинальным разделением на два, не соединяющихся друг с другом витка с многочисленными открытыми проемами по рукавам коридоров. Другая связь с французской средневековой традицией выражена в угловых башнях жилого корпуса, органично включенных в здание.

Работы продолжались в течение многих лет. При Франциске I построили донжон, но король за все 32 года своего правления провел в замке в общей сложности 42 дня. В 1537 году был закончен жилой корпус, а в 1540 году построено два этажа в крыле с королевскими апартаментами, нижний этаж крыла с капеллой и стены прилегающих служебных построек; и только в 1547 году после смерти короля было закончено строительство крыла с королевскими апартаментами. В это же время капелла была возведена на уровень второго этажа, 12 лет спустя к ней был добавлен третий этаж, но здание оставалось без кровли вплоть до 1684 года.

Жизнь в замке протекала в основном на лестницах и в крестообразно расположенных залах. Чтобы подняться на тот или иной этаж, обитатели замка, кроме центральной лестницы, могли воспользоваться и другими винтовыми лестницами, построенными в угловых башнях. На нижнем этаже располагались туалетные и ванные комнаты.

Франциск I бывал в Шамборе только наездами, приезжая туда вместе со своей второй супругой Элеонорой Габсбургской и своей фавориткой Анной д"Эйи. За исключением официальных встреч, он наведывался в замок только раз в два года на несколько недель охотничьего сезона. В распоряжении французской Короны было множество других замков, и перемещения короля и его двора были довольно частыми. В ту эпоху перевозили мебель и гобелены из одного замка в другой; гобелены служили в основном для обогрева апартаментов, остававшихся запертыми во время "мертвых сезонов".

Хотя замок не был тогда полностью готов, в нем в 1539 году с пышностью и размахом прошли торжества по случаю визита императора Священной Римской империи германской нации Карла V. С особым размахом и пышностью прошло это парадное торжество, организованное церемониймейстером – бароном Монморанси. Императорская свита, предваряемая юными девушками, разбрасывающими лепестки цветов, была в таком восхищении от замка и его интерьеров, что определила его как "синтез всего самого прекрасного, на что способен человеческий гений". Франциск I, чрезвычайно ценивший женскую красоту, приблизил к своему двору 27 девушек благородного происхождения, множество девушек украшало также и свиту королевы. Король утверждал, что "двор без женщин, как год без весны, а весна без роз". Однако осенью 1545 года он с грустью написал алмазом своего перстня на стекле окна: "Как часто женщины непостоянны, безумен тот, кто верит им...".

После смерти короля двор переехал в Париж. Генрих II, сын Франциска I, продолжил работы в замке. Так, он занялся постройкой третьего этажа капеллы, а также других частей замка, которые приказал украсить своей монограммой. Именно в замке Шамбор в 1552 году был подписан договор, подтверждавший присоединение к французской Короне трех епископств - Меца, Туля и Вердена, которые ранее ей принадлежали.

В 1559 году, после смерти Генриха II, в работах снова наступила остановка, хотя его вдова Екатерина Медичи иногда приезжала в замок вместе со своими детьми. Карл IX очень любил охоту; по этому поводу сохранилось множество историй, свидетельствующих о силе и ловкости короля как всадника и охотника. Рассказывали, например, что он преследовал оленя до его полного изнеможения, не спуская свору собак. Другой раз, проскакав без устали 10 часов и загнав пять лошадей, он так громко дунул в свой рог, что из того потекла кровь.

Генрих III и Генрих IV охоту не любили, а потому посещали замок крайне редко – замок оставался незанятым в течение 50 лет.

В 1626 году Людовик XIII уступил графство Блуа, куда входил и Шамбор, своему брату Гастону Орлеанскому. Этот дар проистекал не столько из родственных чувств, сколько из стремления привязать к себе брата, верность которого не всегда выдерживала испытания. Гастон Орлеанский, став хозяином замка, возобновил работы по его обновлению; рассказывают, что он любил играть со своей дочерью, будущей "Великой Мадемуазель", на центральной лестнице замка, поднимаясь и спускаясь по ее ступеням, тогда как малышка, бегая по другому витку лестницы, никак не могла его поймать.

Позднее Шамбор был вновь присоединен к владениям французской Короны. Людовик XIV, посетивший замок всего девять раз, произвел там, однако, большие преобразования. Так, он не пожелал жить в старом крыле Франциска I, а разместился в новых апартаментах, возведенных перед замком. Начиная с 1680 года, резиденцию обогатили новые залы второго этажа и роскошное внутреннее убранство, в это же время был оформлен новый монументальный вход, украшенный фронтоном. Окружавшая замок территория, покрытая дикорастущими травами и кустарником, была частично преобразована в парк.

В 1669 году Мольер и Люлли создали здесь своего "Господина де Пурсоньяка". Они разыграли эту пьесу в замке перед королем еще до премьеры. В связи с недомоганием одного из актеров Люлли в последний момент дал согласие сыграть роль одного из врачей, чтобы не лишить суверена его любимого удовольствия. Однако, невзирая на бесспорный талант комика и обилие буффонадных сцен, Люлли заметил, что Людовик XIV не смеется; даже сцена с врачами не смогла развеселить короля. Тогда Люлли отважился на импровизацию: подойдя к краю сцены, он прыгнул на клавесин в оркестре, который разбился с огромным грохотом на тысячу мелких частей. Только после этого король разразился смехом и принялся аплодировать: отныне успех спектаклю был обеспечен. На следующий год в замке давали другую пьесу Мольера "Мещанин во дворянстве".

Шамбор был также свидетелем зарождающейся страсти "Великой Мадемуазель" к Лозену; Анна Мария Луиза Орлеанская сделала свой выбор, написав имя своего избранника кончиком пальца на зеркале.

Людовик XIV, увлеченный военными проектами, не довел строительные работы до конца. Охотничьи угодья постепенно преобразовывались в парк. В 1725 году Людовик XV передал Шамбор своему тестю – потерявшему свой польский трон королю Станиславу Лещинскому, продолжившему совершенствовать резиденцию вплоть до того момента, как он занял трон герцогства Лотарингского.

Двадцать лет спустя, в 1745 году, замок перешел к маршалу Морису Саксонскому, покорителю Праги, Фонтенуа, Рокура и Лоуфельда. Он ввел в замок волонтеров своего полка, состоявшего из поляков, венгров, турок и татар, одетых в блестящие униформы, и Шефскую роту мартиникцев на белых украинских лошадях. В 1750 году маршал, питавший слабость к прекрасному полу, умер при загадочных обстоятельствах; по официальной версии, это случилось от, якобы, запущенной простуды, однако ходили слухи, что любовная страсть, вспыхнувшая между маршалом и принцессой Конти, стала причиной того, что герой Рокура был сражен ударом шпаги принца. После его смерти в знак траура пушки замка стреляли каждые четверть часа в течение шести дней.

Сменив многочисленных владельцев, замок попал под карающий меч Революции, когда он чуть не был разрушен; в 1793 году все его великолепное убранство было вывезено. Жители близлежащего городка постановили разобрать эту "ненормальную громаду на камень и построить дома для патриотов", что и попытались сделать. Положение замка, уже бывшее критическим, не улучшилось во времена Наполеона, когда он перешел в руки маршала Бертье.

В 1821 году легитимисты выкупили замок и преподнесли его в подарок внуку Карла Х герцог Бордо, принявший титул графа Шамбор. Последний представитель династии Бурбонов был своеобразным живым символом партии роялистов, стремившейся к реставрации монархии. Он мог бы стать королем под именем Георга V, но ответил на все предложения отказом, хотя и сохранил до самой смерти, наступившей в изгнании в 1883 году, верность белому флагу с золотыми лилиями.

С 1932 года Шамбор принадлежит государству. В 1948 году леса вокруг замка получили статус национального парка. Около пяти тысяч деревьев, тенистые аллеи составляют роскошное зеленое обрамление белокаменного дворца. В пейзаже дворец встает как видение, "сказочные чертоги Багдада и Кашмира" (А. де Виньи). Он не мыслим без своего окружения. Если средневековые замки, суровые и угрюмые, казались чуждыми пейзажной среде, то тут мы видим иное. И цвет земли, и зелень леса, наползающие с Луары, создают свое настроение, свою особую атмосферу.

Говорят, будто бы в ненастную погоду, когда молнии разрезают ночное небо, а в лесу протяжно завывает ветер, на тихих аллеях парка можно встретить загадочного всадника, несущегося на черном коне. Это призрак графа Тибальда, обитающий в замке и выезжающий поохотиться в Шамборском лесу в ненастные ночи. История призрака загадочна и противоречива. Кто-то рассказывает, что граф погиб в лесу во время страшной, внезапно разразившейся грозы. Кто-то утверждает, что он пал жертвой дворцовых интриг и был предательски убит во время охоты… Сам призрак не опасен, однако его внезапно появляющийся из темноты и несущийся напролом силуэт может здорово напугать.

По замку

От турникетов касс к королевскому крылу замка ведет посыпанная гравием дорога. При входе есть информационный офис, где можно взять напрокат аудиогид или бесплатную брошюру на русском языке.

Архитекторы планировали строить крепость, поэтому стены здесь толстые, потолки высокие, залы сырые и холодные. Их должны были обогревать 365 каминов, расположенные в опочивальнях (их количество совпадает с числом дней в году). В замке три этажа, более 440 помещений. И хотя в ходе работ Шамбор попытались превратить в комфортное жилье, внутреннее устройство все-таки больше подходит для обороны от врагов, чем для отдыха.

Сердце замка – донжон – квадратное в плане помещение с круглыми башнями по углам. Конечно, это сооружение уже не было рассчитано на оборону. Своими монументальными формами он должен символизироваться величие власти владельца. Впрочем, согласно традиции, перед замком был вырыт глубокий ров с водой (засыпан в XVIII веке) и установлен подъемный мост.

Ограждение замка имеет прямоугольную форму. Две круглые башни ограждения, фланкирующие центральный въезд, позже названы "Королевским", были невысокими, с плоской крышей, так что там могла находиться стража с приданными ей легкими пушками. Две другие башни, завершенные высокими коническими кровлями, уже связывались с композицией противоположного, северо-западного фасада, который стал основным. Во внутренних углах их разместились винтовые лестницы, напоминавшие лестницу в замке Блуа.

Этот фасад, включающий и фасад донжона с двумя угловыми башнями, выходил на сторону зеленого партера, ограниченного речкой Коссон, что имело и некоторое фортификационное значение.

Северо-западный фасад предстает и самым величественным во всей композиции дворца. Три этажа донжона, сложенного из крупных блоков луарского известняка, декорированы плоскими пилястрами, украшенными в свою очередь арабесковыми орнаментами в итальянском вкусе. Многоярусная ордерная декорация, как бы наложенная на массив стен, дает новый эффект – структурную упорядоченность форм. Большие окна разрушают массив стен, придавая всему облику здания праздничный вид, существенно меняя представление о донжоне как крепости. При этом строители все же еще не чувствовали органической связи декора и конструкции: расстановка пилястр и оконных проемов осуществлялась без взаимного соответствия, довольно произвольно, случайно. Антаблементы, поэтажные тяги, большие окна создавали свой ритм, ориентированный уже не столько в высоту, сколько в ширину.

Донжон соединялся с угловыми башнями ограждения двора двумя галереями на мощных аркадах. Такие аркады – опять-таки новый мотив для французской архитектуры, но он лучше согласовывается с основными формами, корреспондируя им своей масштабностью и пластикой. Надстройка двух этажей над аркадами относится к последнему периоду строительства. Благодаря этому появился единый монументальный фронт фасада, который и стал восприниматься как основной. Длина такого фасада составила 156 метро. Несомненно, зодчим удалось добиться впечатления торжественного величия, и такой архитектурный образ символически утверждал триумф короля, его власти.

Знаменитая двойная спиральная лестница в центре замка поднимается с первого этажа до светового фонаря, возвышающегося над крышей. Двойные спирали ее маршей заключены в восьмигранник, образующий мощный ствол. Это словно самостоятельный павильон, стоящий в центре греческого равноконечного креста пересекающихся сводчатых залов – "Залов Стражи".

Такая необычная архитектурная фантазия создавала своеобразный игровой лабиринт в духе новых светских затей, что существенно отличало эту лестницу от ее прототипа – лестницы с двумя самостоятельными маршами в парижской церкви св. Бернардена. В отличие от примеров готического зодчества, придававших лестнице служебное назначение и заключавших ее в каменный футляр, здесь лестница занимает центральное положение в композиции интерьерного пространства, являясь его лучшим украшением. Белый камень с берегов Шера и Эндра, который заставлял фасады дворца светиться на солнце, подобно кристаллу, в интерьере с приглушенным освещением, открывается иными своими качествами – почти скульптурной пластичностью всех элементов, мягко прорисовывая каждую деталь.

Поднимаясь по одному ряду ступеней и спускаясь по другому, каждый раз можно по-новому воспринимать одно и то же пространство интерьера. Крестообразные переходы, наподобие мостиков, ведут от ступеней лестницы на второй этаж. Сама же она поднимается в башнеобразный фонарь, возвышающийся на террасе донжона. Кессонированные своды лестницы содержат, чередуясь в шахматном порядке инициал F и изображение саламандры (символы Франциска I).

Раньше своды были, видимо, полихромными, даже с использованием позолоты, что еще больше усиливало чувство нарядной декоративности, присущей всему облику здания. Стоит вспомнить в этой связи и о восьмистах капителях замка, расположенных как в интерьере, так и на фасадах. Изображения сирень, львов, сатиров, драконов, всевозможные зоологические и флоральные гротески составляют необычный мифологических словарь, отдельные понятия которого, если верно их расшифровать, помогут объяснить весь характер Шамбора, с его фантазией, зрелищностью, светскими забавами, охотами и турнирами.

На каждый спиральный марш есть свой вход. Человек, поднимающийся по "своей" спирали, может увидеть идущего по другой только сквозь небольшие окна, но встретиться друг с другом они не смогут. Эта лестница, несомненно, имеет отношение к проекту замка Леонардо да Винчи с его лестницей из четырех маршей, накладывающихся друг на друга, но нигде не пересекающихся. Очень возможно, что лестница Леонардо да Винчи и задумывалась для замка Шамбор, но впоследствии в процессе строительства была упрощена.

На каждом этаже вокруг лестницы в форме креста расположены четыре вестибюля. Эти залы ведут к четырем совершенно одинаковым апартаментам, что стало чрезвычайно необычной планировкой для Франции.

План замка, строго симметричный, имеет символическое значение: жилой корпус с его идентичными апартаментами, предназначавшимися для дворцовой знати, был расположен между королевским крылом и крылом с молельней, то есть между властью земной – преходящей, и властью небесной – вечной. Другие аналогии возникают при внимательном изучении парка: деревья высоких строевых лесов символизируют собой французский народ, защищенный границами страны, представленными круглой крепостной стеной, длиной в 33 километра...

Все апартаменты, расположенные на разных этажах донжона, выходят окнами во внутренние помещения, образующие крест с лестницей в центре. Для удобства посетителей в замке развешаны информационные указатели.

Жилой корпус являлся резиденцией двора; на каждом из трех его этажей находились крестообразно расположенные залы, в которых протекала повседневная жизнь обитателей замка. На третьем этаже в залах с кессонированными и сводчатыми потолками устраивались балы. В секторах, разделенных перекладинами креста, размещалось по четыре апартамента на каждом этаже, а четыре других находились в угловых башнях. Апартаменты включали в себя одну большую залу той же высоты, что и этаж, и две другие комнаты - спальню и гардеробную, над которыми располагались комнаты прислуги. Большая часть комнат, а точнее 365 из 440, были снабжены каминами, дающими возможность автономного отопления.

Первый этаж

Здесь находится вход в часовню (западное крыло), вход в королевское (восточное) крыло, выставка карет и выставка скульптуры.

В помещении для карет собраны конные экипажи. Они никогда не использовались, так как были заказаны графом Шамбор у каретного мастера Биндера в 1871 году специально для торжественного въезда нового короля в Париж, который так и не состоялся. Седла и прочие шорные изделия были выполнены знаменитой парижской фирмой Гермес.

Для желающих ознакомиться с историей замка на первом этаже расположен кинозал , где демонстрируется 15-минутный фильм. На французском, английском или итальянском языках он поведает об основных этапах истории с строительства замка. Этот документальный фильм станет нелишним вступлением в экскурсию по Шамбору.

Скульптурное убранство интерьеров замка, выполненное в 1525-1550 гг., явно тяготеет к итальянскому классическому искусству. Резьба капителей классического ордера обнаруживает, однако, типично французский вкус.

Второй этаж

На втором этаже посетители могут ознакомиться с различными вариантами обстановки жилых помещений замка с XVI по XIX века, благодаря воссозданию элементов интерьера тех времен.

Покои Франциска I расположены в восточном крыле. Это легко заметить по многочисленным изображениям лилий и саламандры (королевского геральдического символа), используемых во внешней и внутренней отделке, например, на двери:

Поначалу Франциск размещался в донжоне, но вскоре решил перебраться в восточное крыло здания, в которое ведут галерея и наружная винтовая лестница. В это крыло входят одна комната, два кабинета, небольшая молельня и зал заседаний.

Королевская кровать.

Это добавление, хотя и не предусмотренное в первоначальном проекте, прекрасно вписалось в общий ансамбль по стилю, замыслу и пропорциям уже существовавшего здания. Для разработки проекта был использован модуль, соответствующий каждой стороне жилого корпуса, модуль, увеличенный в три и в два раза, чтобы таким образом достигнуть необходимой ширины и глубины построек. Королевский зал, во времена Франциска занимавший всё крыло площадью в 270 кв.м, но в XVII веке Гастон Орлеанский (брат Людовика XIII) разделил его на несколько помещений.

Апартаменты короля, расположенные в северо-восточном углу, включали две дополнительные комнаты: огромный вытянутый зал, предназначавшийся для официальных приемов, освещенный чередой окон, похожих на окна некоторых залов дворца Фонтенбло, и другой, меньших размеров зал, в который можно было подняться по лестнице. Этот зал, служивший рабочим кабинетом , был выполнен в стиле итальянского Возрождения. Кессонированный потолок зала, с двух сторон освещаемого окнами, прорезанными в стенах, украшен скульптурными рельефами, воспроизводящими саламандру и букву F – эмблему короля Франциска I. Саламандры символизируют девиз короля "Nutrsco et extinguo", что можно перевести как "я питаюсь (хорошим огнем) и гашу (плохой огонь)".

Парадные апартаменты были созданы в 1680 году, когда две отдельные квартиры, расположенные вдоль северного фасада здания, были объединены в одну для приведения замка в соответствие правилам этикета, которые были введены при царствовании Людовика XIV. Поэтому северный вестибюль был устранен. Зал охраны, первая и вторая прихожая, парадный зал и частные апартаменты переходят одна в другую, как в Версале. Оформление парадных апартаментов, которое вы видите сегодня, было выполнено по заказу маршала Саксонского в XVIII веке. Меблировка была восстановлена по этому последнему известному состоянию помещений.

Есть гобелены и портреты известных исторических личностей и мраморный бюст самого Людовика.

Королевскую часовню (вход с первого этажа), занимающую западную башню Шамбор, начали строить при Франциске I, а заканчивал при Людовике XIV архитектор Версаля Ж.А Мансар. Ее архитектурное решение также навеяно итальянским искусством, восходящим к античности: две парные колонны дорического ордера и фронтоны соединяются на верху большого свода, который в первоначальном проекте имел также кессонированную декорировку. Зал часовни необыкновенных размеров представляет собой самое большое помещение замка.

Апартаменты королевы , в которых по очереди жили две супруги Людовика XIV, Мария-Тереза Австрийская и маркиза де Ментенон, расположены в башне по соседству с апартаментами короля. Оки так же состояли из зала охраны, двух прихожих, зала и частных апартаментов. В XIX веке одна из прихожих была переделана в столовую по заказу герцогини де Берри.

Апартаменты XVIII века видели самое оживленное время в жизни замка – в течение целых 12 лет их занимали приближенные персоны Станислава Лещинского и маршала Саксонского. Критерии комфорта значительно изменились со времен Франциска I: чтобы обеспечить достаточное отопление замка, объем залов был уменьшен путем их разделения на несколько помещений, создания ниш и опускания потолков. В больших каминах XVI века были устроены камины более скромных размеров. Здесь воссоздана обстановка эпохи Просвещения.

Польская кровать из "комнаты олеандров".

Печь маршала Саксонского.

Жилые помещения были переоборудованы и под Музей графа Шамбор – последнего владельца замка и последнего из прямых потомков Людовика XVI – в память об одном из важных периодов истории Франции. Граф Шамбор оставался владельцем замка с 1821 года до самой смерти в 1883 году, но он провел в нем всего лишь три дня. Он должен был вступить на престол Франции в 1871 году после поражения Франции в войне с Пруссией. Отказавшись от трона, граф отправился в изгнание, и во Франции была провозглашена Третья Республика. Среди экспонатов музея – коллекция военных игрушек графа, его посуда и столовое серебро, его парадная кровать, а также серия гравюр и портретов, которые принадлежали его матери, герцогине де Берри.

Галерея миниатюрных пушек.

Кровать графа де Шамбор, выполненная в Нанте в 1873 году Эмилем Пуансоном.

Третий этаж

Весь третий этаж донжона занимает Музей охоты и природы с коллекцией оружия и работами художников-анималистов. Ведь Шамбор существует только благодаря увлечению Франциска I охотой. Основная идея экспозиции показать, как охота из занятия необходимого превратилась в жестокое развлечение. Северное крыло воскрешает в памяти различные виды охоты, которые существовали в XVI веке. В остальных помещениях представлены коллекции ковров со сценами из древних мифов об охоте, которые свидетельствуют о неисчерпаемом источнике вдохновения, которым является для художников охота.

Однако интереснее всего здесь выглядят кессонные потолки вестибюлей. Они украшены изображениями саламандры и буквы F - первой буквы в имени Франциска.

Терраса

Особую нарядность и необычность замку придавала терраса – игрушечный городок на крыше со своими улицами площадями, образованными шпилями, каминными трубами и башнями.

Центр городка – световой фонарь высотой 32 м, венчающий винтовую лестницу. На его вершине – геральдическая лилия.

Изначально этот фонарь был сквозным, витражи являются более поздним добавлением. Купол фонаря поддерживают выступающие сводчатые арки средневекового происхождения.

Башенки крыты черным сланцем, отливающим на солнце цветом вороненой стали, что усиливало – по сравнению с белизной камня – выразительность декора. Общая пирамидальность композиции отдельных форм, сгруппированных на крыше, подчеркивалась и шпилями угловых башен. Архитекторы смело отказались от традиционных элементов завершения донжона (таких, как дозорная галерея, машикули, навесные бойницы), создав прообраз последующих бельведеров.

Небольшой городок на крыше замка имел свои улицы, маленькие площади. Общество, собиравшееся на террасе, могло следить за охотой, за проводимыми внизу военными парадами, праздникам, турнирами. Это было место светского общения хозяина и гостей. Весь донжон мог, таким образом, восприниматься лишь как монументальный цоколь для всей этой террасы. Контраст мощных форм самого донжона и затейливых архитектурных гротесков, завершающих композиции, – важный момент художественной выразительности дворца в Шамборе.

Необычное, сложное по силуэту завершение замка Шатобриан сравнивал с женскими волосами, развевающимися по ветру. Поэт Альфред де Виньи писал о "покорном" камне, который воплотил "капризы воображения". Есть и версия сходства силуэта замка с императорской короной, о которой так мечтал Франциск I, но которую так и не получил.

Поместье, окруженное оградой протяженностью в 32 км и шестью воротами, простирается на 5440 гектаров – это площадь Парижа в черте города. На сегодняшний день оно представляет собой самый большой огороженный лесопарк в Европе. В государственном охотничьем заповеднике Шамбор на полной свободе живут многочисленные дикие животные. В информационном бюро замка можно взять карту поместья и совершить прогулку по обозначенным тропам в доступной для общественности части парка площадью 800 га. Если повезет, во время прогулки вы можете встретить кабанов и оленей.