Все о тюнинге авто

На яхте по островам хорватии. Про путешествие на парусной яхте по хорватии Но почему именно яхтинг в Хорватии

На борту
В море
Маршрут

Марины в Хорватии

Любое путешествие на яхте начинается с марины — яхтенного комплекса, в котором базируются офисы чартерных компаний, есть станции по зарядке судна электричеством и водой, удобства типа многокабиночных душей и туалетов, интернета и телефона, ресторанов и магазинов, автомобильных парковок. Слово «марина» (равно как и распространенное в России имя Марина) произошло от латинского marīnus - «морской», хотя сейчас это, скорее, клочок цивилизации, дающий яхтсменам возможность начинать или продолжать свой путь по морю.


Марина оживает утром и вечером: в первой половине дня большинство яхт снимается с якоря, ближе к вечеру их места занимают новые суда. Особый ажиотаж происходит по субботам — именно в этот день, обычно, заканчиваются недельные чартеры, проверяется целостность судна, происходит окончательный расчет. Затем все яхты массово убираются, и их заселяют новые «владельцы». А за день до сдачи яхты ее осматривают промышленные дайверы, исследуя под водой обшивку.


Сердце марины — ресепшн, именно там вы сможете заказать трансфер, поймать wi-fi, докупить поломанные детали (да-да, эти дорогостоящие игрушки тоже ломаются) или сойти на берег, не сумев выдержать морскую болезнь, и организовать собственную эвакуацию.


В маринах Хорватии встречаются банкоматы, плюс вы всегда сможете обменять доллары или евро на местные куны (евро менять выгоднее, имейте в виду). Конечно, все описанные блага есть не во всех маринах — на маленьких островах часто не бывает ресепшн или душа или магазинов и ресторанов.


Электрозаправки есть практически всегда. Они намного более экологичны чем автомобильные — яхта просто подключается к розетке как банальный мобильный телефон. Кстати, только на стоянках можно полноценно зарядить свои гаджеты, в марине 220 вольт, а в открытом море — только 12.


Поесть в крупных маринах можно без проблем — множество ресторанчиков говит блюда хорватской, итальянской и условно-международной кухни. Очень хороши свежие рыба и морепродукты — они идут и в супы, и в салаты, и горячие блюда. Хорваты, наследники венецианской кухни, вполне спокойно добавляют креветок и осьминогов в пиццы, пасты, лазаньи и ризотто.


Тема душа и туалета организована вполне цивильно. Обычно они располагаются в одном здании (конечно, есть мужское и женское отделение), туалеты регулярно моются, в них есть и бумага, и бумажные полотенца, и мыло для рук. Душ — это череда запирающихся кабинок, естественно, с горячей водой, комнаткой для переодевания. Очереди бывают, но яхтсмены — люди быстрые, поэтому они быстро рассасываются.

На самих яхтах всегда есть туалет (туалеты), а на тех, что посовременнее — и душ. Но в марине все равно намного приятнее — пространства больше, вода без ограничений и (главное!) не качает.


Яхты в марине стоят очень плотно друг к другу, так, что можно без проблем перейти с одного судна на другое. Поэтому соседи — важная часть вашего вечера. Ужин и неизменные вечерние возлияния происходят на палубе (а вовсе не в кают-компании), поэтому и вам будет слышно всех, и на вас, если будете очень шуметь, будут смотреть косо.


Правила поведения на борту яхты

Самое главное на борту — это хорошие запасы рома, колы и лайма. Хоть это и шутка, но в жаркую и ветреную (на море всегда ветер) погоду такой микс идет намного лучше пива, вина и других коктейлей. Ром лучше покупать в дьютифри, лед готовить самим в морозилке на кухне яхты, а остальные ингредиенты без проблем продаются в магазинах.


Правило хорошего тона: для яхты должна быть своя обувь, в которой «по улице» ходить нельзя. Во-первых, это позволяет держать яхту в чистоте (все матросы бегают и по лавкам, и по крыше в обуви), а во-вторых, яхтенные туфли должны быть на специальной, нескользящей подошве, которая на асфальте просто сотрется. Также важно, чтобы ваша яхтенная обувь дышала (весь день на солнце — не шутка) и быстро сохла.


Главный на яхте — капитан, именно он отдает приказания и делегирует полномочия. Несмотря на то, что он, обычно, самый опытный в команде, он постоянно прикован к штурвалу. Старший матрос — это руки капитана, именно он решает операционные задачи по управлению судном (развернуть с другими матросами парус, подтянуть, отпустить и т.д.). Удивительно, что любой член экипажа (при желании, конечно) важен и полезен. В моменты швартовки и отчаливания матросы вывешивают или снимают кранцы, подтягивают — отталкивают другие яхты (это делается для того, чтобы не повредить свою и чужие яхты), работают с мурингами.


В случае сильного крена яхту нужно откренивать в обратную сторону. В этом случае все свободные матросы перебегают на соответствующий борт и вывешиваются как можно дальше. В случае регаты это происходит достаточно часто, поэтому к окончанию перехода у откренивателей вполне может чувствоваться усталость в мышцах.


Помимо работы (если мы говорим о команде единомышленников, а не о нефтяных магнатах с нанятым экипажем) на яхте есть и отдых — купание в открытом море (в Адриатике это особое удовольствие), для экстрималов — купание с веревкой и вейкбординг.


Ожидаемая, но от этого не менее неприятная вещь, которая может случиться на борту — это морская болезнь. Есть, конечно, таблетки, которые замедляют реакцию и в общем нехорошо сказываются на организме. Четыре надежных средства — пить меньше алкоголя, реже бывать внутри судна, фокусироваться на линии горизонта, а не деталях яхты и дать организму время на адаптацию. Через 2-3 дня после начала поездки он привыкнет к постоянно качающейся среде, и вы станете получать удовольствие в полной мере.

Русское яхтенное ралли, участие в регате в Хорватии

Участие в регате — не совсем обычный вид яхтинга. Это не отдых в стиле «бикини, мартини», а напряженная работа, адреналин, радость и разочарование от результатов своей команды.


Каждый день регаты проходит одна или две гонки по заранее запланированному маршруту. Маршрут, конечно, может меняться — как и в кайтинге, много зависит от ветра. Гонки всегда проходят под парусом, т.е. мотор включать нельзя (иначе это означает моментальную дисквалификацию и выбывание из гонки).


Все яхты единовременно выходят в зону старта и ожидают сигнала начала гонки. В этот момент еще можно идти на моторе и даже есть время полюбоваться на красоты Адриатики.


В самой гонке яхты часто идут нос к носу. На скорости сказывается как мастерство команды и капитана, так и банальное везение (которое часто тоже бывает следствием мастерства). Обычно все яхты идут под гротом и стакселем, но при несильном ветре разрешается пользоваться специальным 150-метровым парусом — спинакером.


Спинакер, за счет большой парусности, придает яхте скорость. С эстетической точки зрения это выглядит незабываемо — как флотилия капитанов Греев, наперегонки рвущихся к Ассоль.


Каждый вечер организаторы регаты подводят итоги гонок и награждают лидеров гонок. Победитель регаты определяется лишь в последний вечер.

Маршрут на яхте по островам Хорватии

Заданный маршрут — это следствие участия в регате. Места окончания гонок выбирались по принципу их удаленности друг от друга, размера и обустроенности марин (более 20 лодок регаты не всегда могут найти место для швартовки в маленькой марине), общей живописности места.

Для самостоятельного путешествия такой маршрут по островам Национального Парка Корнати тоже вполне подойдет: марина Храмина на острове Муртер — остров Жут — остров Жакан — остров Жларин — остров Муртер — марина Храмина на острове Муртер. Остров Муртер находится недалеко от Задара и соединяется в материком мостом. Марины на нем — крупные и оборудованные.

Чуть похуже обстоят дела с островными маринами — например, на острове Жут всего 2-3 ресторанчика, пирсы удалены друг от друга и от ресепшн с туалетом.


По всем островам можно гулять, и, что самое интересное, подниматься на вершину. Виды на островную Хорватию открываются незабываемые, даже в унылую погоду.


Вечерний мини-треккинг — популярное занятие, после дневного перехода особенно приятно ходить по некачающейся поверхности.


Острова малолюдные (большинство вообще необитаемо), но для выращивания олив каменистая почва подходит отлично.


Примерно так выглядят яхты на ночной швартовке в марине: нос-к-носу, как один большой многоквартирный дом. Кстати, прежде чем перейти на чужую яхту обязательно! нужно спросить разрешение у ее хозяев. Иное поведение будет воспринято как крайняя степень хамства и невежества.


Остров Жакан еще меньше чем Жут. На нем есть только ресторанчик, магазин (который открывается, когда в марину приходят яхты) и электрозарядка. Ни воды, не душа, Интернет и туалет есть в ресторане.


Такая «дикость» вполне компенсируется отличными видами. На острове не растут оливы, но много овечьих стад, которые гуляют сами по себе.


Островок маленький, обойти его буквально за пару часов. Кстати, из марины Храмины на Муртере организуются романтические экскурсии в конобу (ресторан по-хорватски) Закан, так что даже если вы не увлекаетесь яхтенным спортом, вы вполне можете совершить морскую прогулку и поужинать в этом чудном малолюдном месте.


Еще одна марина — на оживленном острове Жларин. Тут опять же нет, как таковых, удобств, но много ресторанчиков и отелей, несколько больших деревень. Судя по количеству людей с чемоданами и прибывающим паромам, это место популярно для матрасного отдыха.


Жларин — крупный остров и за час его не обойдешь. Но тем приятнее выбраться на один из локальных пиков, посмотреть на местную жизнь и вообще прочувствовать островную Хорватию.


Люди вечером, вне набережной встречаются редко — местные жители уже сидят дома, а гости острова — ужинают в конобах с видом на Адриатику.


Закаты на острове чудные, некоторые яхты возвращаются в марину уже в сумерках, чтобы увидеть полыхающее небо и море с воды.


А ночью (это свойство любой марины, не только в Жларине) марина вообще приобретает сказочный вид.


Остров Муртер — это уже вполне себе цивилизация, чтобы добраться в местные марины яхта не требуется. Поэтому на нем есть и полноценные ресепшены, банкоматы, много магазинов и ресторанов.


На острове можно заняться шоппингом, можно погулять по узким каменным улочкам, подняться к церкви на вершине холма (они есть практически в каждой деревне).


Если повезет — можно попасть на локальный праздник, в который местные жители одевают национальные костюмы и идут плясать на главную площадь.


Последняя ночь в марине перед сдачей яхты обычно бывает заполнена хозяйственными делами — сборами, упаковкой вещей, поверхностной уборкой. На следующее утро, передав яхту в руки чартерной компании, морские волки вновь становятся сухопутными крысами.


И, просматривая дома фотографии из поездки на яхте по Хорватии, вам наверняка захочется вернуться в эти чудесные места с изумрудным морем, живописной природой и бесконечными возможностями для яхтинга.


для материалов сайта.

Весь отчет о самостоятельном путешествии в Хорватию

Как же здорово иметь в своем окружении людей, которые подталкивают Вас к решительным действиям.

Однажды вечером, у нас в гостях, коллеги мужа предложили слетать в Хорватию, взять на прокат яхту и сходить в поход. Ха, все посмеялись и заглохло дело. Но уже через месяц муж пришел с работы загадочный, уговорил взять отпуск, быстро собраться и довериться ему) На 1000 и 1 вопрос ответы я получала частями, будто участвовала в квесте) Вместо чемодана мне было предложено взять 2 походных рюкзака, посему решила я, скучать не придется! И вот вся наша дружная компашка в самолете, полет с пересадками через Вену, за бортом - красавица Австрия.

Сентябрь выбрали неслучайно: во-первых, на работе нет такого аншлага, как летом и зимой, во-вторых, цены в сентябре ниже чем в в сезон, да и туристов не толпы, а это главное. По сути, тот же сервис за меньшие деньги, а погода продолжает радовать, море не холодное, лучи солнца согревают, рассветы радуют. Одним словом, сентябрь - довольно удачный месяц для круиза.

Знакомство с Хорватией, аэропорт г. Сплит, порт, первый поход и ночлег

Мягкая посадка в аэропорту г. Сплит (Средняя Далмация), досмотр пройден, грузимся в такси (12 евро / машина), до порта нам вышло 15,50 евро, мы на месте) Познакомились с капитаном яхты (на русском говорит отлично, знает 5 языков, мне удалось попрактиковаться с ним даже на немецком)

Маршрут разрабатывался нашими любимыми мужчинами, а слабая половина человечества, то есть мы, доверилась, тем более никто из Леди ничего не смыслит в походах на яхте. На месте капитан яхты внес корректировки в наш маршрут, мы загрузились и отошли от берега. Оговорюсь сразу, аренда яхты на неделю вышла в 1800 евро, нас было 4 семейные пары, бюджет был общий. Признаться, в душе переполняли эмоции: и страх, и адреналин, и кайф, и радость в перемешку с переживаниями, потому что впереди что-то новое и неизведанное.

Сплит впечатлил, но этот городишко похож на многие европейские города, со старинными церквями, узкими тихими улочками, маленькими кафешками и безумно вкусными рыбными блюдами. Мы покидали порт, эмоции переполняли, вылет планировался обратно со Сплита, посему планировалось на обратном пути детально изучить город.

Полностью доверившись капитану яхты, погрузилась в мысли, рассматривала просторы Адриатики. Еще недавно я даже не мечтала о походе на яхте, а сейчас мы на яхте и рулим на встречу мечте. По пути встречаются корабли, круизные лайнеры, птицы садятся на перила яхты, уютные островки - и абсолютно на каждый хочется сойти и рассмотреть воочию.

Красивенный закат, ароматное вино, божественный ужин (внизу в каюте-столовой) под гитару... Казалось, что это сон и все это не со мной)

Впервые в жизни я ночевала на яхте, скажу Вам, очень даже ничего! Высыпаешься как дома, соленый запах ветра, море, не хочется просыпаться...

Утро следующего дня началось с рыбалки. О, это мега развлекаловка! Особый драйв когда рыбу удается вытащить, и вдвойне приятнее, если приготовить)

В путешествиях я люблю независимость, и очень переживала, чтоб за неделю на яхте мы не надоели друг другу, но нам удавалось даже соскучиться за друзьями и не всегда пересекаться.

Яхта. Примоштен и Трогир

Наш недельный маршрут состоял из 4_х городов и промежуточных мелких поселков: Сплит, Трогир, Примоштен и Марина. Не заметили, как дошли в Примоштен. Узкие улочки, старые церквушки (что примечательно, открыты круглосуточно - для нас это нонсенс. Зайти можно и в 23,00.

Рыбные рынки, свежие морепродукты, маленькие кафешки, красивые уютные пляжи (в основном бесплатные) и тысячи яхт с такими же туристами на борту как и мы)

Такой перекус на одного обошелся нам в 4,5 евро.

На берегу много рыбаков, с которыми можно перекинуться парой фраз. Молодому поколению не уступает и старшее: приятно видеть как старушка сама в лодке на веслах ловит рыбу, тащит сети и перебирает. С ней даже удалось поговорить, она рассказала нам удивительные рецепты рыбных блюд

Пляжи удивили чистотой: Примоштен, пожалуй, единственный город, где бесплатные пляжи чистые и уютные. После 20,00 можно бесплатно взять лежак, постелить плед, примоститься и отдохнуть.

Вообще наш отдых оказался таким легким, беспечным на одном дыхании. Здесь красивые даже обычные стены, в которые вмонтированы опускающиеся столики и Вы сможете перекусить по пути. Рекомендую латте, экспрессо (обойдется в 2,5-3 евро большой стакан).

Пляжи Примоштена со скалистыми берегами, неровными склонами в некоторых местах, дерзкой дикой природой мне напомнили пляжи Мигеи (Украина, рафтинговый курорт). Здесь, кстати, тоже есть рафт.

А пахучие ели на скалах?! Этот аромат ни с чем несравним: и нежный, и дерзкий, как тепло карих глаз.

Примоштен - исторический городишко, на каждом шагу одни достопримечательности.

Чем стоит поужинать - блюдами из свинины, вялеными на углях. Ужин с салатами. окороком и вином на 8_х нам обошелся в 137 евро.

Примоштен настолько впечатлил, что на совете было решено оплатить простой яхты и переночевать на суше.

Гостиниц было много, выбирали по отзывам и ценовой политике. Выбор пал на Villa Lorenta, в нескольких км от центра города и в метрах 50 от красивенного каменистого пляжа. В гостинице есть возможность питаться самостоятельно на их мини-кухне, можно затариться продуктами в супермаркете, а можно договориться с доставкой продуктами.

Апартаменты обошлись в 55 евро на 4_х, сняли 2 номера по 4 человека.

Закат встретили на скалах каменистого пляжа, необыкновенная красота. Болтали, мечтали и пришли к выводу, что это самый что не на есть сумасшедший отдых, наполненный впечатлениями и позитивом. Там на скалах было настолько хорошо, что не хотелось ни в гостиницу, ни домой, ни даже на нашу яхту. Несмотря на активное времяприпровождение в отпуске, в этот раз мы только и делали, что релаксировали, и эта ляпотаааа не надоедала!

Утро следующего дня наспех позавтракали и отправились в порт к нашей яхте. Капитан уже готовился к отходу, мы загрузились, бросили монетки, чтоб вернуться и начали отход.

Наш путь лежал в Трогир, не успели оглянуться и мы уже в этом уютном небольшом городишке, который славится не только виноградорством, но и проектированием яхт.

Здесь очень классные рыбные ресторанчики и вкуснющие блюда, такие как рыбное плато (достаточно большое блюдо. под белое вино идеально). Ужин на двоих обошелся нам в 48 евро.

Советую выделить хотя бы день на прогулку по городу, посетить ратушу города, готическую церковь на набережной 14 века, кафедральный собор, и обязательно уделите внимание Камерленго (это старинная крепость с потрясающим видом на Старый город).

Попрощавшись с капитаном, поблагодарив, отправились ужинать в местный ресторанчик. Мужья еще посещали паб. По ценам -

приемлемо, бокал пива -2/4 евро.

Поужинав, взяли авто в аренду (70 евро) и укатили в Марину, дабы потом отправиться в аэропорт г. Сплит. Там решено было ночевать в апартаментах Марина Мила. Сам поселок Марина - небольшой, здесь достаточно неплохая инфраструктура, есть гипермаркет, паб, 2 ресторанчика, кафешка, на местном рынке можно дешево купить овощи, фрукты и морепродукты. Пляжи мелкие с галькой, но чистые и уютные.

Наша гостишка состояла из 7_ми комплексов, уютных и довольно просторных террас и огромного бассейна.

Снимали 3 номера (апартаменты): номер на 4_х, и 2 номера для двоих. Так захотелось романтики, денежные средства позволяли, посему с мужем решили переночевать отдельно).

Марина-Сплит. Возвращение домой

Неделя пролетела незаметно. Позади столько позитива, ярких красок, непередаваемых ощущений, драйва эмоций...

Как не хотелось, но пришлось возвращаться в Сплит. Дорога заняла 25 минут (от Марины до аэропорта 14 км).

Прогулялись по городу, столько яхт, что хотелось бросить все и укатить обратно в море, но увы...

Дома ждала работа и рутина, мы пофотографировались, пообедали и отправились на регистрацию...

Обед (горячий томатный суп с рисом) обошелся в 18 евро на двоих.

Работайте, чтобы путешествовать, наслаждайтесь отдыхом, пробуйте национальную кухню. Блюда Хорватии кишат разнообразием и удовлетворят самого требовательного гурмана. Что пробовала лично, то и Вам советую: Pašticada (говядина, тушенная в вине, подается с клецками. томатный суп с рисом и Sarma (голубцы) - вкуснотища, которую стоит пробовать, рыбное плато, десерты, белое вино...

Это был лучшее морское путешествие по Хорватии. Возвращайтесь сюда однозначно: шквал эмоций, которые Вам не подарит ни одна поездка за границу.

Ночью вернулась с самого потрясающего отдыха в своей жизни!.. Я слышала, что яхтинг затягивает. Я верила в это... Теперь в голове все перевернулось с ног на голову и, наверное, встало, наконец, на свои места... Яхтинг - это, видимо, какая-то неизлечимая болезнь, которой заражаешься с первого же неосторожного раза.

Внутри совершенно сумасшедшее состояние, описать его, раскладывая по полочкам, крайне сложно - но я попробую... Что именно заставило меня влюбиться в этот вид отдыха?

Во-первых, это море. Огромное, чистое, ярко-синее, каждый день окружающее тебя своим всесильным телом и вызывающее желание потеряться где-то там и никогда не возвращаться... Я никогда не забуду то ощущение безумного экстаза, возникшее, когда я сидела на носу, яхта летела под парусом, а меня с разлету и размаху окатывали соленые брызги... Мокрая насквозь, в джинсах, свитере и куртке, я выползла оттуда, пошатываясь, как после бурного секса, - и поняла, что эта любовь взаимная, настоящая и надолго...

Во-вторых, это сама яхта. Ощущение того, что рядом с тобой есть люди, которые могут управлять этой махиной, которые, словно волшебники, могут повернуть паруса, эти кусочки материи, и сделать их послушными своей воле, точно отлаженные механизмы - это что-то безумное... Наверное, я была какой-то неправильной женщиной, как оно часто со мной случается)) Но я просто органически не могла сидеть внутри, в кают-компании, когда снаружи происходит Волшебство. Когда трое-четверо человек совершают невозможное. Все эти маяки, перекидываемые паруса, швартовки в маринах... "Кранцы за борт", "Отдать швартовы"... Руки, крутящие лебедки, и рождение энергии из воздуха - для меня это была настоящая жизнь! Как итог моего безвылазного сидения на палубе - все лицо обветрено нахрен, словно у заправского моряка. Сижу вот уже третий час под толстым слоем крема и пытаюсь вернуть себя в состояние женщины =)))

Третье, что покорило меня в яхтенном отдыхе - это разнообразие. С одной стороны, ты на море, ты можешь купаться в самых чистых и красивых местах, там, где тебе захочется. С другой стороны - ты каждый день где-то в новом городе. Для Хорватии - в новом кусочке Европы. Самобытные городки, улыбчивые люди, кофе с молоком... Узенькие улочки, вымощенные древними камнями, церквушки, парки, фонтанчики... Ты не привязан к отелю со свиняче-поросячей системой "все включено". Ты совершенно свободен. Можешь посмотреть полстраны - или остаться в понравившемся городке на все время отдыха. Твой выбор, твое право.

Но самое главное в этом отдыхе - люди. Я не знаю, где еще можно найти такую теплую, настроенную на одну волну компанию. Если ехать отдыхать в гостиницу - промаринуешься все время в компании из двух - маскимум трех человек. Здесь же нас было десять. Десять человек, отфильтрованных самим понятием "яхтинг". Адекватных, умных, настроенных на активный отдых и приключения. Не помню, когда в последний раз мне было так душевно тепло на отдыхе. Когда я столько хохотала и общалась. Когда каждая минуточка была наполнена смыслом...

В общем, нахожусь я в состоянии чертовской грусти от того, что все закончилось. Одной недели оказалось безумно мало - хочется еще, взахлеб и с дрожащими руками. Просто-таки ломка =)
Ездила с компанией www.sailtravel.ru

Далмация

До этого года я никогда не путешествовала по морю. И вот вдруг меня приглашают в круиз. На этот раз в Хорватию. Я принимаю решение за 1 минуту, отдаю деньги и уезжаю на неделю в отпуск. Октябрь – в Москве уже холодные ночи, дожди, первые заморозки, а здесь лето, ласковое солнце, теплое море, бархатные ночи…

Я крайне редко езжу без какой-нибудь ландшафтной цели. Все поездки бывают связаны с любимой работой: выставки, конференции, семинары, сады и парки… об этом я пишу статьи на сайте, рассказываю о том, что увидела и узнала. О путешествии по хорватским островам в Адриатическом море я тоже хочу рассказать и показать фото. Конечно, я старалась снимать различные ландшафтные приемы, городское и частное озеленение, но и сами пейзажи, природные ландшафты – это потрясающее зрелище, которое вдохновляет и одухотворяет, и дает мощный творческий заряд.

У нас подобралась очень приятная группа. В основном москвичи и 2 дамы из Геленджика. Все люди очень интересные и веселые. Мы прилетели в Черногорию в г.Тиват. Еще из самолета можно было рассмотреть гористую местность, где так мало мест, пригодных для жизни. Поселения расположены в основном по берегу моря и связаны тонкими ниточками дорог. По одной и них мы отправились в Хорватию, в городе Слано сели на нашу яхту «Enigma». Специально для нашей групппы на яхте был поднят российский флаг. На яхте двухместные каюты с душевыми комнатами на 14 пассажиров и 4 членов экипажа. Команда у нас тоже была замечательная. Капитан-хорват Ивица, его жена Алла, кухар (кок) Нэно, матрос-жизнелюб Антонио. Нэно готовил нам очень вкусные блюда и даже изысканные десерты. А Антонио заражал всех своим позитивом. Рядом с ним никто не смог бы заскучать. Алла – москвичка, 5 лет назад поехала отдыхать в Хорватию и познакомилась там со своим будущим мужем. Теперь яхта – это их семейный бизнес. Меня удивляло, как ловко и умело Алла управляется с любой морской работой. Она и у штурвала стоит, и концы отдает, и шлюпку водит. В главное, видно, как ей все это нравится. Она светится счастьем, а капитан Ивица светится, глядя на нее…

Здесь нет зимы, навигация осуществляется круглый год, но туристы стремятся попасть на острова летом. Непонятно, почему?.. Летом и у нас хорошо. А вот весной, осенью и даже зимой приятно побывать в теплой стране. На мой взгляд, Хорватия и Черногория имеют массу преимуществ перед другими курортами. Здесь очень комфортный климат, не выжигающее солнце, потрясающе чистая вода, приветливые люди. Ощущение такое, как будто ты дома. Даже речь местная понятна, много однокоренных слов, похожих на русские. Мы без труда общались на русско-украинско-хорватском.

Южные острова и прибрежная материковая часть Хорватии называется Далмация. Из-за изрезанности берега получилось огромное количество видов и захватывающих дух пейзажей. Без яхты, конечно, в этом плане возможности сильно ограничены. На «Энигме» мы каждый день приходили в новую гавань и там ночевали. Иногда и в середине дня заходили куда-нибудь. Мы посетили города, деревушки, лучшие пляжи, старинные крепости, национальные парки. Купались и прямо с борта в открытом море. Однажды даже видели дельфинов. За неделю мы побывали в Дубровнике, Сплите, на Млете и Ластово, в Хваре, Макарской, Корчуле, в Трстенике, Шипане, Слано, Боле.

Хорватские прибрежные городки имеют свое особое очарование. Они всегда расположены на рельефе. Узенькие улочки взбегают вверх. Все вымощено камнем. Каменные дома крыты красной черепицей. Повсюду увитые виноградом перголы, балкончики в цветах. Есть центральная площадь с костелом. А над городом часто возвышается какое-нибудь древнее фортификационное сооружение. Если сюда забраться, то перед вами откроются великолепные панорамы. В городках продают вино, сыр, фрукты, морепродукты. Можно взять напрокат велосипед. Автомобилей мало. Кажется, что население больше передвигается по морю. Ловят рыбу, ходят из города в город, возят туристов.

Распорядок дня у нас был такой:
- до завтрака гуляли или купались в море
- завтракали на корме
- выходили в море и загорали на передней палубе
- обедали на яхте
- снова купались и загорали
- швартовались в новом городке (лишь однажды стояли на рейде и берегу добирались на лодке)
- гуляли по городу, занимались шопингом, ужинали

Отдых получился таким качественным, что я полностью забыла о работе и всех московских заботах. Я открыла для себя новую интересную возможность – путешествовать на яхте. Это на порядок увлекательнее, чем по суше. И так романтично! Хочется в скором времени повторить такое приключение и сделать это обязательно вне общепринятого туристического сезона, когда свободны причалы, падают цены, а погода в Далмации всегда хорошая. В сезон все круизы бывают выкуплены очень заблаговременно, а в другое время есть все шансы организовать отдых спонтанно. Некоторые так любят, и я из их числа.
Интересная идея – короткие поездки и корпоративы на несколько дней. Виза для поездки не нужна, а лететь из Москвы до этого райского места всего 3 часа. Особая благодарность Туроператору ТТС Партнер за организацию поездки.

Звоним в ТТС Партнер 495 6919159, покупаем билеты на самолет и получаем незабываемые впечатления. Все очень просто!
www.tts-online.ru, www.

25 ноября 2011 г. 14:01 Дубровник, Крк, Сплит — Хорватия Сентябрь 2011

Ох, не дурой была губа у того греческого царя Одиссея, отнюдь… Наевшись до икоты (за десять то лет осады Трои!) хваленого турецкого «все включено» со специфической, но все ж анимацией, дорогу в родную Грецию герой Иллиады проложил через Адриатическое море, где собственно и подвис- а ведь и было ему где… «Тысяча двести островов это вам не фигушки воробушкам показывать,- думала я запивая пряный аромат каменистой сосновой бухты сухой хорватской Мальвазией… а на столике тот же натюрморт, что и у царя Итаки за несколько тысяч лет до описываемых событий: белое вино искрится на фоне пышных, будто специально откормленных, зеленых холмов; карстовые разломы твердых сыров смягчаются ниспадающими волнами вяленого мяса; хлеб, выложенный без церемоний на тиковую поверхность стола, а завершает всю композицию плетеная корзиночка со свежими трофеями- инжиром и виноградом, добытыми на этом, расположившемся напротив острове…Вот и Одиссей, наверное, ступал на его землю, поднимался в гору по тем камням, вдыхал запах хвои и розмарина, нагибался время от времени сорвать дикую виноградину или тянулся за свежим инжиром, ложился в тень смоквы, утолял жажду той самой Мальвазией и засыпал под цокот- шуршание цикад «молодец-молодец-молодец» Конечно молодец, как впрочем и мы, решившие пройти на яхте от Дубровника до Щебеника с заходом на водопады.

3


3



2


Если не дергать за понтЫ, то аренда простой парусной яхты в Хорватии в пересчете на шесть человек выходит столько же, если не дешевле, сколько и наем апартаментов с тем лишь различием, что помимо койка- места с удобствами ты еще обеспечен транспортным средством, который со стороны кажется весьма и весьма фешенебельным… Но только со стороны. Каких-то лет пять назад, глядя на обедающих за столиками кокпитов людей где-нибудь в Каннах или на Антибах, я даже и в мыслях не держала примерять на себя такой гламур. Гламур, ага… теперь то точно знаю, что за столиками яхтенного кокпита обедают не от финансового избытка, а от его недостаточности. А тогда, во Франции, наверное немного подзавидовала тем яхтсменам и скорее всего пожелала оказаться на их месте. Опасайтесь своих желаний- они сбываются! Захотела дольче вита? Получи- жарь котлеты в трюме с задраенным люками во время перехода. А иначе что ты будешь кушать после красивой швартовки? Размер ресторанного счета вчера вечером прямо указал на супермаркет на ближайшие три дня похода, да еще и подначил «давай, давай, сама-сама- сама». Даю… сама…Кому чаю? Кому котлет? Что? Бросать все на хрен и бежать перевешивать кранцы иначе борт к чертовой матери расцарапаем? Ну это я мигом…

Хорватия стала первым самостоятельным морским походом после обучения яхтенному мастерству на Тенерифе. Воспоминание о Тенерифе, точнее о муштре и ежедневной восьмичасовой океанической качке в момент кривило лицо еще месяца три после окончания курса. Качка качкой, но знания, которые в нас умудрился вложить тогда капитан, оказались на удивление прочными- кто бы мог подумать что у нас получится проложить вручную маршрут, пролавировать в густых сумерках средь дюжины островков и с первого раза пришвартоваться в ночных условиях в неизвестной марине! Убрать паруса! Бухта- «о-икс-о»- клюз- правый борт готов! Бухта- «о- икс-о»- клюз- левый борт готов! Кранцы, багор, муринг на «утку», и наша «Никита» ювелирно входит в едва различимый глазом проем меж двух яхт.


4


3


1


Первый тост за молодого шкипера- супер! Молодчина! Он еще и сам толком не понимает что у него все получилось. Второй тост за капитана- учителя, он сейчас где-то на регате пожелаем ему удачи. Ко- шкипер, т. е. я ограничивается рукопожатием и сухими поцелуями в щечку- ну, как говорится, кто на кого учился….Дальше пьем уже без тостов.

Алкоголь в походе это не пьянство, а дань традиции и мера дисциплинарного взыскания. «Адмиральский час», бьющий в двенадцать часов пополудни нарушать не моги- разозлишь морских чертей, а они ууууу какие. Исключение дети и беременные женщины. «Адмиральский час» несет в себе и элемент воспитания- как бы тебе не было плохо с утра после вечернего загула- до двенадцати дня даже думать в сторону пива не моги. Мучайся самоанализом и делай оргвыводы.

Числящиеся на суше трезвенниками члены команды переходят на «режим» уже на второй день- если нет качки и морской болезни, то не выпить в переходе чистый грех, а учитывая что литр вина в Хорватии на одно евро дороже бутылки простой воды, то…Исполненный на десятый, последний, день перехода плакатный жест «я больше не пью!» привел к тому что «исполнитель» стал единственным членом экипажа, способным держать руль в течение четырех часов под слаженный храп команды. А вот выпил бы и ехал в аэропорт как человек, на такси. Морские черти они в своей мести коварны и изобретательны.

«Тутто вичино!!! Тутто вичино!!!», т. е. очень близко, орет итальянский шкипер, выкатив глаза и отчаянно махая руками. Тутто вичино это метров пятнадцать от правого борта его яхты «Рома» и столько же от левого борта французского катамарана «Эсмеральда». Для справки- длина нашей «Никиты»- тринадцать с хвостиком метров, но итальянец, судя по жестам, боится, что мы плохо привязались к сосне, неважно бросили цепь на каменный выступ, да и якорем прямо скажем не удались, чего уж там…Он клонит к тому что в случае стихийного бедствия мы можем зацепить его борт своим. Поздно. Стихийное бедствие уже произошло и имя его- «Эсмеральда», от которой мы неблагодарную «Рому» как раз и прикрыли. Дело в том, что пока итальянцы плескались в закатных лучах, озарявших необитаемый остров, а мы в мучились в тех же самых лучах, но только со швартовкой, французы закончили водные процедуры и перешли к жарке барбекю сопровождаемой изрядным возлиянием. В их широтах, по всей видимости, «адмиральский час» наступает с заходом солнца. Чем выше градус- тем сильнее огонь, громче голоса, активнее движуха. Подожгут- не подожгут? Первым не выдерживает шкипер «Ромы». Несмотря на кромешную темень он отдает концы и отходит метров на двадцать левее. От греха подальше. Наш шкипер, маскируя беспокойство словами «в доме жрать нечего пойду на ночную рыбалку» усаживается на корме с удочкой наперевес. А на «Эсмеральде» уже пошли в разнос- когда все съедено и выпито они каким-то образом снимаются с якоря, заводят двигатель и… чудом никого не зацепив, уходят с гиканьем в неизвестном направлении… Итальянцы с облегчением гасят на кокпите свет, а наш шкипер наконец то насаживает наживку на крючок и забрасывает удочку.

1


4


Если бы не необходимость забора воды и зарядки аккумулятора, то вряд ли бы мы заходили на ночевку в оборудованные марины. Шли бы себе и шли, останавливаясь на осмотр достопримечательностей да пополнения запаса провизии…Да, в марине иногда есть горячая вода и количество унитазов всегда больше чем один, в ней есть магазины, рестораны, прачечные. В некоторых можно найти бутики, салоны СПА, площадку для гольфа, и (внимание!) бассейны с морской водой, но…какой смысл в ресторане со страшно сказать- энотекой если нельзя выйти на палубу, почесать то что чешется без оглядки на соседей и через мгновенье оказаться в чистой, прозрачной воде? А тут проснулся и бултых в море! Вылезаешь, обматываешься полотенцем, а тебе вместо «доброе утро» вопрос в лоб «Мидий сколько на обед брать будем?», а ты так вальяжно, так обыденно отвечаешь «Да надоели они уже. Вот колбаса закончилась…». Да, лучшая рыба это колбаса, и ближайший ареал ее обитания это, как ни крути- марина. К тому же у нас жесткий график и как бы не было хорошо в тихой бухточке или на якорной стоянке- надо идти вперед. Купание, завтрак, мытье посуды и капитан, развернув лоцию, командует «Снять трусы!»

Как ни странно, но команда «Снять трусы!» не несет никакой эротической нагрузки. Совершенно. Зато помогает команде выдержать бон- тон. Вот стоит наблюдатель на берегу, смотрит на горизонт и глаз его цепляет белую яхту. Ветер надувает ее паруса, она вся такая тонкая, изящная, уверенная в себе несется, разрезая морскую гладь, а… по бокам в такт парусам полощутся трусы и полотенца. Вот чтобы «Никита» не производить такое же впечатление, капитан усилил сборы командой про нижнее белье Хотя, редкий парусник войдет в марину «без трусов», да и мы под конец тоже расслабились и послали разок приветственные сигналы в город Трогир с помощью купальников. Трогирцам, думаю, не привыкать, а вот обладательницы купальников и ответственный за сборы получили легкий выговор.

Яхтенная бытовуха, как не сложно догадаться, специфична. Местами даже очень. Ну вот взять, к примеру, такой вопрос как стирка. Казалось бы чего проще- а нет. Если стираться в марине, это одно об этом позже, А вот на борту- дело совершенно другое. Во первых нужно экономить воду. Во вторых электричество. Поэтому совмещаем стирание трусов (футболок) с мытьем. Т. е. трусы выступают губкой для тела. С естественными нуждами тоже есть нюанс- все слышат то, что ты в настоящий момент исполняешь, а по окончании процесса нужно сделать нехитрую комбинацию из маневров по откачивание продуктов жизнедеятельности в фикальный бак. Теперь про стирку в марине. Там есть прачечные, но ими пользуются те, у кого есть время. В конце концов можно купить таз постирать, но это не методично. У кого нет времени и желание покупать таз- стирают в раковинах. Но в раковине можно постирать мелочевку, а вот нам, феям в белых брюках и белых туниках было сложнее. Но на то мы и феи- мы нашли выход из положения! И не с помощью тыквы и волшебной палочки, а простой российской смекалкой. Заходили мыться (в случае наличия в марине горячей воды) прямо в том что есть и включали душ. Другими словамм стирали сами на себе.

Готовка это отдельный раздел темы мореходства. В трюме стоит плита. Она качается, поддерживая горизонтальное положение. Это позволяло нам не только готовить в переходах, но и регулярно кипятить чайник для чая или кофе. Вообще яхты сдаются с полным набором посуды и ножей вплоть до кофеварки, поэтому при желании мы вполне могли себе позволить блан манже с киселем, только возиться с кулинарией прет-а-порте под надутым парусом прямо скажу и недосуг и желания нет. Драить палубу оказалось на редкость увлекательным занятием. Хотя бы потаму что это одно из лекарств от морской качки. Судовые работы они для этого и придуманы, а размер яхтенной палубы крошечный- грех шваброй не повозить.

Распорядок дня в зависимости от места ночевки начинается либо с купания (дикая бухта) или с завтрака (ночь в марине). Далее опять в зависимости от…снова купанинг, «снять трусы» и снятие с якоря, либо разделение по интересам- кто на осмотр достопримечательностей, кто плавать или на обследования нового пляжа, кто досыпать, кто пить кофе на берег и так далее. Сбор в условленное время и ритуальное снятие трусов. Были ситуации, когда культуринг находился в местах недоступных для причала яхт. Тогда сбрасывали милого пузатого тузика и шуровали на нем до берега. Тузика бросали на привязи либо договаривались с кем-то из команды, что в условленное время позвоним либо будем стоять там то и там то и что тот Шидт на льдине отчаянно махать руками.

2



1


3


Архитектура приморских и островных городков даже не стесняется итальянистости. А чего стесняться, когда часть островов до Второй мировой принадлежала Италии, а остальные в течении многовековой истории так или иначе входили в состав аппенинского соседа или и имели с ним серьезные торговые отношения. Красные черепичные крыши, бегающие вверх- вниз узкие мощеные улочки; стрельчатые, «венецианские» окна старинных домов; барочные завитушки и флорентийские розетки на фасадах соборов, площади с часовой башенкой- «карандашом», площади- палаццо ну, и конечно же, белье на веревках- куда ж без него. Дубровник, Хвар, Корчула, Млет, Трогир, Скрадень, Щебеник все они похожи друг на друга как дети одних родителей и так же отличаются друг от друга. Хвар с Дубровником старшенькие. Это упитанные и уверенные в себе пацаны, Корчула- скромная девочка, робко опускающая нежные голубые глаза, Щебеник- красавчик и задира, мамин любимчик, Скрадень- затихушник, Млет- жадный карапуз.



3


2


А Скрадень и впрям затихушник. На первый взгляд он ничем, кроме туристических корабликов идущих на водопады реки Крка, больше не примечателен. А вот если заходить в него с моря, то по пути можно увидеть высокие скалистые берега реки Ориноко. Я ничего не путаю. Во времена Советского Союза здесь снимали фильмы про хороших индейцев и плохих ковбойцев. Именно здесь, где река впадает в море, чернобровый красавец Гойко Митич лихо отмахивал сажени на деревянной каноэ, ставил силки на птиц и охотился на оленей. Вода у Скрадня уже речная- темная, «тяжелая» и пахнет илом. Берега оторочены тростником, камышом и прочей болотной растительностью. Крякают утки, вальяжно плавают лебеди. Встаем на якорь, опускаемся в воду и с удивлением обнаруживаем что мало того что она солоноватая на вкус, так еще нижние слои теплее верхних! Ныряем чтобы согреться! Такое в фильме не покажешь- это надо почувствовать.

2


4


4


— Простите,- выбираю в жертву сорокадвухфутового «Одиссея» под английским флагом,- Вы последний на заправку?

— А вы думаете мы тут автобус ждем?

Улыбаемся и устраиваемся около «Одиссеея». Но не все-такие культурные, некоторые норовят пройти на дурачка. Какая-то «Галата» считает что ей недосуг тратить полтора часа и пытается вклинится в очередь. Наглую «Галату» ставят на место всем миром и всеми подручными способами: криками, свистом, руками, полотенцами, я дую, точнее издаю не сильно приличный звук, медной дудкой. У нее, конечно, есть специальное морское название как у часов- склянка, у туалета- гальюн, даже надувная лодка зовется ласково- тузиком, но в разрезе издаваемых мной звуков- лучшее название для музыкального инструмента- дудка.

За десять дней похода мы уже мним себя опытными морскими волками. Расслабились донельзя- спасательные жилеты не надеваем, вдоль палубы несмотря на надутые паруса ходим не пригибаясь…Последнее стоило жизни известнейшему российскому мореплавателю Евгению Гвоздеву- он получил удар гиком по голове. Мне же, мнимая опытность чуть ли не стоила фаланги левого мизинца. Спасибо акрилу на ногтях- минуту держал натянутый шкот, под который попал палец, пока капитан «переворачивал» лодку, ослабляя натяжение парусов. Тот же самый расслабон стал причиной стриптиза, что мы, одетые в короткие платьица и туники, показали всей заправочной станции отталкивая яхту ногами от пристани при боковой швартовке. Но подвяжи мы кранцы повыше, так как сказал капитан, кто б тогда оценил наши «швартовочные» трусы?

Ну вот, наша с позволения сказать регата подошла к концу. Сдаем яхту, грузим вещи в арендованный автомобиль и выезжаем в аэропорт, до которого ехать двести сорок километров, двадцать из которых приходится на территорию Боснии и Герцеговины. Так что, хоть пятнадцать минут, но я все-таки была в Боснии и Герцеговине- жаль магнитик не купила. Когда такой случай еще представится? А вот следующий случай, надеюсь больше не представится никогда- приехав в час ночи в аэропорт Дубровника мы узнали что открывается он в пять утра. Так с белоснежной яхты мы попали прямиком на белоснежные лавки. Что ж, и такой опыт, не считая бронхита, можно считать полезным- впредь будем более предусмотрительными.

Вот теперь точно все. Прощайте игрушечные городки, живописные бухты, необитаемые острова. До свиданья не сильно улыбчивые, но все же милые хорваты, «хвала» вам за лимонад, «прошуту» и «мешано мясо». Спасибо за предупреждение что на острове Вис «бУра» и опрОститэ что мы в супермаркетах вели себя как в «Ашане»- один человек занимает место, пятеро бегают с корзинками. Не унывайте марины с холодной водой, платные буи и водные таксисты. Мы еще приедем к вам сыграть на варгане рядом с уличным музыкантом; выпить кофе на ступенях дворца Диоклетиана под а-капелло из-под его куполов; подышать соленым хвойным воздухом с вкраплением лаванды и розмарина; выпить шампанского, закусив его холодной устрицей на площади перед портом; посмотреть на каменный баптистерий храма в Щебенике и снова пройтись под парусом между одной тысячью сколько то там островов по волнам моря цвета старой, видавшей виды бирюзы. Довидьженя!