Все о тюнинге авто

Петродворец фонтаны официальный. Петергоф (Петродворец): фото, фонтаны, как добраться, цены, режим работы. График работы фонтанов

Фонтан "Межеумный" расположен перед главным входом в Верхний сад Петергофа. В настоящее время изображение фонтана является одним из открыточных видов Петергофа.

У фонтана также имеется второе название "Неопределенный", что является отражением многочисленных изменений скульптурного оформления.

В 1738 году в фонтане была установлена скульптурная группа "Андромеда", которая изображала Персея на коне, защищавшего Андромеду от дракона. Кругом скульптуры плавали четыре дельфина. Скульптура находилась в фонтане до 1775 года. Она была слишком большой для водного обеспечения фонтана. От всей скульптурной группы в нем остались только дракон и четыре дельфина.

В 1859 году в середине фонтана была установлена ваза-кратер.

Во время Второй мировой войны фонтан был полностью разрушен. После войны он был восстановлен А.Ф. Гуржием по сохранившимся эскизам.

Фонтан "Пирамида"

Фонтан "Пирамида", созданный архитектором Николо Микетти в 1724 году по поручению Петра I, расположен в восточной части Нижнего парка Петергофа. Он является одним из самых красивых фонтанов Петергофа.

Его особенность заключается в планировке, благодаря которой площадка фонтана не видна с аллей. Поэтому сверкающая брызгами водная пирамида открывается взорам посетителей внезапно, когда они оказываются в непосредственной близости от фонтана.

Фонтан состоит из четырех каскадов, ориентированных по сторонам света. Он также имеет важное символическое значение. В 18 веке в русской армии существовала традиция устанавливать в местах сражений обелиски в форме пирамид. Одним из таких обелисков являлась водяная пирамида на берегу Финского залива, посвященная победе русских войск в Северной войне.

Фонтан Фаворитный

Фонтан Фаворитный, или Фаворитка,является одним из самых интересных и оригинальных фонтанов Петергофа. Он расположен за западной Воронихинской колоннадой. Фонтан был изготовлен за три месяца 1725 года по приказу Екатерины I,его проектировал архитектор М.Земцов. Фонтан наглядно иллюстрирует басню Ж.Лафонтена "Утки и пудель": "Собачка Фаворитка гоняется за утками на воде тогда утки ей сказали так: ты напрасно мучишься, ты силу имеешь нас гнать, только не имеешь силы поймать".

Композиция фонтана постоянно находится в движении: в небольшом бассейне смешная собачка гоняет по кругу четырех медных, ярко раскрашенных маслом уточек. Из утиных клювов и пасти собачки вылетают струйки воды. В качестве музыкального сопровождения звучат лай собаки и кряканье уток.

Фигуры фонтана приводятся в движение специальным механизмом, спрятанным на дне бассейна.

В годы Великой Отечественной войны фонтан был разрушен. В 1957 году было реконструировано водоподводящее устройство фонтана, заново созданы из меди утки и собачка Фаворитка.

Западный Квадратный пруд (с фонтаном "Венера Италийская")

Один из так называемых "Квадратных прудов" (которые на самом деле - прямоугольные) расположен рядом с Особой Кладовой Большого Дворца.

Квадратные пруды предназначались для накопления воды, подававшейся в Большой каскад.

В центре пруда - фонтан со скульптурой Венеры Италийской - копия одноименной скульптуры Антонио Кановы.

Фонтан Солнце в Петергофе

Великолепные фонтаны Петергофа славятся не только необычайной красотой но и большим разнообразием как архитектурной, так и инженерной мысли. Одним из самых интересных фонтанов парка без сомнения можно назвать фонтан Солнце.

Фонтан находится в южной части Нижнего парка, недалеко от дворца Монплезир. Во времена Петра Первого здесь располагалась Менажерия - зверинец. В пруду, окружавшем фонтан, разводили осетров, привезенных сюда с Волги, по его водной глади скользили лебеди, гуси и утки.

Фонтан был построен в 1721 году по проекту Никола Микетти при активном участии императора. Спустя пятьдесят лет конструкция фонтана была существенно переработана архитектором Юрием Фельтеном и он обрел привычный нам сегодня вид. В основании фонтана установлена турбина, которая под напором воды вращает бронзовую колонну, увенчанную золочеными дисками. Из отверстий в дисках словно солнечные лучи бьют во все стороны тонкие водяные струи.

Фонтан "Адам"

Фонтан «Адам» был построен в Санкт-Петербурге в период с 1718 по 1726 гг. по проекту венецианского скульптора Джованни Бонацца.

Этот фонтан, расположенный на территории Дворцово-паркового ансамбля Петергоф, является частью единой архитектурной задумки, вместе с фонтаном «Ева». Фонтаны схожи по художественному стилю и инженерному решению.

Фонтаны «Адам» и «Ева» расположены на оси главной аллеи парка (Марлинской аллеи) в центральных точках восточной и западной части парка соответственно.

Бассейн фонтана имеет вид правильного восьмиугольника, в центре которого на постаменте расположена скульптура., которую окружают шестнадцать наклонных струй воды.

Это единственные фонтаны на территории Петергофа, которые сохранили свой первоначальный вид.

Фонтан "Сноп"

Фонтан "Сноп" расположен в Монплезирском саду Петергофа. Сад, как и сам дворец, создавался по проекту Петра I в восточной части Нижнего парка.

Строительство началось в 1721 году под руководством архитектора Н. Микетти.

Фонтан представляет собой мощный водомет. Двадцать четыре струи бьют от основания круглого бассейна, диаметр которого составляет двадцать один метр. Струи вырываются в виде колосьев, которые и образуют форму снопа. Центральная струя бьет вверх на четыре с половиной метра.

Фонтан окружают четыре фонтана-колокола, которые создают законченную композицию Монплезирского сада.

В настоящее время сад является одним из самых популярных мест в Петродворце.

Фонтан Дубовый

Фонтан "Дубовый" - это первый фонтан Верхнего сада в Петергофе. В 1734 году П.Суалемом был создан план будущего фонтана. Б.К. Растрелли создал для него из свинца скульптуры: дуб, созданный по образцу такой же скульптуры в Версале, трех тритонов и шестерых дельфинов. Свинцовый дуб в 1746 году был перенесен в Нижний парк. На протяжении двухсот лет фонтан постоянно перестраивался, к XIX веку от первоначальной композиции остались только дельфины. В 1929 году фонтан принял свой окончательный вид.

Сейчас фонтан, сохранивший свое прежнее название "Дубовый", восхищает своим изящным декором. Посреди бассейна круглой формы, дно которого выложено плитами темного и светлого гранита, находится туфовая горка в форме морской звезды с шестью лучами. На концах морской звезды находятся шесть бронзовых дельфинов, из пастей которых устремлены вверх тонкие струи воды. В центре горки можно видеть мраморную скульптуру "Амур, надевающий маску".

Террасные фонтаны Петергоф

Террасные фонтаны расположены по сторонам Большого каскада в Петергофе, на террасах перед Большим дворцом. Идея о создании на террасах фонтанов возникла в первой четверти XVIII века. В 1799-1800 годах архитектором Ф.Броуэром и фонтанным мастером Ф.Стрельниковым по проекту А.Воронихина были созданы из пудостского известняка 20 фонтанов-чаш и 10 каскадов. В 1852-1854 годах по чертежам А. Штакеншнейдера детали каскадов и чаши были сделаны из мрамора. В таком виде фонтаны сохранились до наших дней.

Десять одинаковых фонтанов расположены по пять слева и справа от Большого каскада. На уступах находятся мраморные чаши, из каждой из них бьет вверх струя воды. Ниже чаш расположены мраморные каскады из четырех ступеней, их вертикальные стенки завершаются треугольными фронтонами с позолоченными маскаронами, вода из которых стекает по ступеням. Внизу каскадов можно видеть одноструйные водометы в длинном мраморном желобе, который соединяет вместе пять фонтанов.

Фонтан -шутиха Дубок

Фонтан-шутиха "Дубок" - это забавный фонтан-курьез в Петергофе. Первоначально он был сделан по проекту Б.К. Расстрелли в 1735 году как часть фонтана в Верхнем саду. В 1802 году он был установлен в Нижнем саду в составе композиции из нескольких шутейных забав.

Фонтан "Дубок" представляет собой шестиметровое металлическое дерево с полым стволом, пятьюстами трубчатыми ветвями и несколькими тысячами металлических листьев, окрашенных в зеленый цвет,стоящее на овальном островке, окруженном узким ручьем. Струи воды вырываются из кончиков каждой веточки. Под деревом находятся пять тюльпанов-фонтанчиков. Рядом с деревом расположены две скамейки, на которые стоит лишь присесть, как из-за спинок поднимаются водяные струи.

В годы войны вся композиция фонтанов, включающая в себя дубок, тюльпаны и скамейки, была разрушена. Фонтан создавался заново в 1947 году мастерами Лаврентьевыми, по проекту архитектора А.А.Оля и по уцелевшим фрагментам и рисунку от 1828 года.

Фонтаны "Клоши"

В 1724 году возле дворца "Марли" в западной части Нижнего парка, на аллее вдоль водоема предполагалось соорудить четыре фонтана на сюжеты басен Эзопа. Однако замысел не был осуществлен, и на подготовленные места из арок грота Большого каскада перенесли фигуры четырех "Тритонов", выполненных в 1721 году из бронзы по рисунку архитектора И.-Ф. Браунштейна. Деревянные чаши с трубочками, из которых била вода над головами "Тритонов", в конце XVIII века заменили плоскими дисками с выходом водовода в центре. Вытекающая под малым напором вода образовывает подобие колокола. "Тритоны", окруженные прозрачной пеленой, словно находятся в родной стихии подводного царства. С тех пор фонтаны стали называться "Клошами", что в переводе с французского означает "колокола".

Уничтоженные во время Великой Отечественной войны, "Клоши" были воссозданы в 1955г.

Морской канал с аллеей фонтанов

Создание Морского канала шириной 12 метров было идеей Петра I. Каналу отводилась не только декоративная, но и судоходная роль, по нему в середине XVIII века легкие суда могли проплыть в гавань перед Большим дворцом. Аллея фонтанов - это 22 бассейна с фонтанами на газонах по обеим сторонам Морского канала.

По идее Петра I вдоль канала были установлены 22 бассейна. Первоначально они назывались Нишельными, так как были расположены в нишах,и дальше от воды, чем они находятся сейчас. Четыре бассейна были с фонтанами, украшенными скульптурными группами на сюжеты басен Эзопа. Были также фонтаны-вазы. В 1835 году бассейны с фонтанами были передвинуты ближе к каналу, трубы фонтанов были переделаны таким образом, что струи воды образовывали разные геометрические фигуры, в том числе пирамиды. Поэтому фонтаны стали называться Пирамидными.

В 1854-1860 годах четырнадцать бассейнов заменили новыми, из каррарского мрамора. Восемь бассейнов остались прежними, только были покрашены под цвет мрамора, их заменили позже, в 60-е годы XX века. В бассейнах были установлены одноструйные водометы, бьющие на четырехметровую высоту, возможно, именно с этих пор появилось название Аллея фонтанов, так как струи были похожи на удивительные деревья из воды.

Фонтан Ева

Фонтан Ева в Петергофе назван в честь легендарной библейской прародительницы человеческого рода.Его сооружение началось в 1725 году под руководством Т.Усова, в 1726 году фонтан был опробован.Находящийся в западной части парка фонтан Ева является парным к фонтану Адам,находящемуся в восточной его части. Оба фонтана расположены на оси Марлинской аллеи.

Фонтан Ева представляет собой скульптуру Евы,расположенную на высоком постаменте в центре восьмиугольного бассейна, сложенного из тесаного профилированного гранита. Скульптура окружена шестнадцатью веерообразными водными струями высотой семь метров.

Вокруг фонтана находится небольшая площадь, от которой лучами расходятся большие и малые аллеи.

Фонтан "Нептун"

Фонтан «Нептун», украшенный трехярусной скульптурной группой, является центральным фонтаном Верхнего сада Петергофа. Статуя Нептуна возвышается на высоком пьедестале, окруженном масками морских чудовищ, из которых бьют наклонные струи воды.

Композиция под названием «Телега Нептунова» была установлена в центральном бассейне Верхнего сада в 1736 году. Скульптуры были изготовлены из позолоченного свинца. В 1797 году вместо «Телеги Нептуновой» установили скульптурную группу «Нептун», которая сохранилась до наших дней. После войны и демонтажа фонтанов они были снова запущены мастерами под руководством А. Смирнова лишь в 1956 году.

Фигуры фонтана были изготовлены в Нюрнберге в честь памяти о Вестфальском мире, а затем проданы России. Копия фонтана, установленная в городском парке Нюрнберга, находится там с 1902 года.

Во время визита во Францию в 1717 году Петр I посетил Версаль, и этот дворцово-парковый ансамбль произвел на него огромное впечатление. Император решил сделать нечто подобное у себя в России, так появились знаменитые дворцы, парки и фонтаны Петергофа . Это знаковое место включают в свои маршруты все туристы, посещающие Санкт-Петербург.

Доминантой комплекса является Большой Петергофский дворец, он связывает в единое целое Нижний парк и Верхний сад. Его строили 11 лет, в результате получилось весьма скромное здание в стиле «петровского» барокко. Елизавету I такая резиденция не устраивала, и она начала его перестройку, поставив перед архитектором Б. Растрелли сложную задачу: сберечь стены отцовского дворца, гармонично вписав их в новую концепцию. Великий Бартоломео блестяще с этим справился, увеличив этажность и достроив галереи с примыкающими к ним боковыми корпусами.

В эпоху Екатерины II пышность барокко вышла из моды, и большой дворец меняет внутренний облик в соответствии со стилем классицизм. Последние существенные изменения Петергофского дворца произошли при Николае I, который в честь бракосочетания своей дочери Ольги велел достроить этаж над восточным корпусом. Все время, вплоть до Октябрьской революции, Большой дворец был одной из любимых летних резиденций российских императоров, а с 1918 года стал музеем.

Петергоф известен не только дворцами, а в большей степени своими парковыми ансамблями с их знаменитыми фонтанными каскадами.

Сначала это была позолоченная «Телега Нептунова». Но со временем она обветшала, была демонтирована и заменена на новую группу. Этот «Нептун», уже без «телеги», но с дельфинами и свинцовыми дубовыми гирляндами сохранился по сей день. Возле главных ворот Верхнего сада находится фонтан «Межеумный», получивший название из-за частых перемен скульптурного декора.

Последняя версия представлена бронзовым морским драконом и 4 дельфинами, из которых взмывают струи воды.

Нижний парк формировался сразу же как регулярный с 1714 по 1723 г. Архитекторы и садовые мастера создавали его на французский манер, и, хотя многие декоративные детали были утрачены, главная концепция сохранилась. Парк делится на 3 логически связанные между собой части: Парадную, Марлинскую и Монплезирскую. Каждая аллея парка завершается дворцом или фонтаном.

Главное сооружение западной части парка – дворец Марли, названный так в память о визите Петра I в резиденцию Людовика XIV.

Император сам делал наброски архитектурных особенностей и отделки этого здания. В итоге получился дворец в голландском стиле со строгостью как во внешнем, так и во внутреннем облике.

В Монплезире были размещены коллекции западноевропейской живописи и китайского фарфора. Рабочий кабинет царя оформили в стиле морской тематики, из его окон открывался чудный вид на Финский залив, Кронштадт, Санкт-Петербург, Петергоф . В сдержанно красивом Парадном зале дворца проводились семейные торжества, празднования в честь побед русского оружия, приемы иноземных послов. После смерти Петра I Монплезир стал музеем, где до сих пор хранятся его личные вещи.

Главная достопримечательность, украшающая Петергоф – парк фонтанов, непередаваемая водная феерия. Первоначально планировалось построить каскады фонтанов в Стрельне, но позже от этой идеи отказались из-за неизбежных подтоплений. Идеальным вариантом из-за своего разнообразного рельефа стал Петергоф.

Оставалось лишь найти надежный источник водоснабжения, который вскоре был обнаружен на Ропшской возвышенности. Петр I дал указание рыть канал, который будет снабжать водой фонтаны Петергофа . Одновременно в Верхнем саду устраивались пруды, где она должна была аккумулироваться.

Так появилась на свет петергофская фонтанная система, развивавшаяся до середины XIX века. Получилось около 40 км каналов, по которым вода поступает в 18 водохранилищ общей площадью более 100 га, а затем по трубам подается в фонтаны. Этот гидротехнический шедевр за счет перепада высот работает без применения насосного оборудования.

Огромный запас подземных вод Ропшской возвышенности позволяет петергофским фонтанам с мая по октябрь работать по 8 часов ежедневно.

Открытие фонтанов в Петергофе – это роскошный праздник, на который приезжают тысячи людей. Первым всегда просыпается Большой каскад, расположенный у подножия Петергофского дворца.

Его центр – знаменитый Самсон, разрывающий пасть льву.

Первоначально по замыслу Петра I здесь должна была стоять скульптура Геракла, убивающего гидру, но эта идея не осуществилась. Во времена Анны Иоанновны к замыслу вернулись, и в честь 25-летнего юбилея победы в Полтавской битве был построен фонтан. Но вместо Геракла на 3-метровом постаменте в окружении дельфинов библейский богатырь Самсон борется с оскалившимся львом, из пасти которого на 20-метровую высоту бьет вода.

В монплезирской части Нижнего парка находится каскад «Шахматная гора». Свое название он получил благодаря сливным ступеням, раскрашенным под шахматную доску.

В стороне от парадных ансамблей находится самый многоводный фонтан «Пирамида». Он создавался по замыслу Петра I и выполнен в виде 4-гранной пирамиды, форма которой создается 505 водяными струями.

Фонтан «Сноп», один из самых старейших, не менее гармонично вписывается в композицию восточной части Нижнего парка. Он выполнен в виде связки колосьев, из которых бьет струя воды.

По оси Марлинской аллеи Петр I велел установить парные фонтаны «Адам» и «Ева».

Вокруг каждой из них бьют по 16 семиметровых струй.

В западной части Нижнего парка находится красивейший «Золотой каскад», названный так из-за вертикальных частей его сливных ступеней, украшенных золочеными медными листами. Это великолепие охраняют скульптуры античных героев, выполненные из каррарского мрамора.

Высота их струй 15 м, но при этом расход воды минимален из-за конструктивных особенностей, предложенных самим Петром I.

Последний, четвертый, названный «Львиным» каскад построен вместо утраченного Эрмитажного и расположен на нижней террасе, а не склоне, как 3 его собрата.

Во время Великой Отечественной войны Петергоф был захвачен немецкими оккупантами, которые беспощадно его разрушили. Вырубленные сады, разграбленные и взорванные дворцы, вот во что был превращен Петергоф, фото военных лет – память о том страшном времени. Чтоб слух не резало немецкое название, в 1944 году город был переименован в Петродворец.

И лишь спустя более полувека ему все-таки вернули первоначальное имя – Петергоф.

Как все туристы или просто любители попутешествовать, мы начали посещение Петергофа с верхнего сада. Он встретил нас буйством тюльпанов самых разнообразных форм и расцветок. Поражали ухоженные лужайки, тенистые аллеи, аккуратно подстриженные деревья. На территории верхнего сада находились два небольших фонтана, первые из всего их многообразия. Была прекрасная погода, и на фоне голубого неба Петергофский дворец смотрелся просто великолепно.


Как добраться

  • От метро «Автово»: Маршрутки: Т-224, Т-300, Т-424 автобусы: №200, №210
  • От метро «Ленинский проспект»: маршрутки: Т-103, Т-420
  • От метро «Проспект Ветеранов»: маршрутки: Т-343, Т-639Б
  • От ж/д Балтийский вокзал: электричка до станции Новый Петергоф или Ораниенбаум от вокзала в Новом Петергофе 10 минут на автобусах: №344, №348, №350, №351, №352, №355, №356

Уйду немного от основной темы, но необходимо написать, что периодически нас с вами волнует одно и то же. Так вот, все туалеты находятся в отдаленных частях парка. Поэтому, особенно если вы с детьми, мы советуем решить все насущные проблемы при входе в парк, чтобы потом ничего не мешало приятно проводить время. Ну и сразу же о другом. Посещение парка займет у вас весь день, не меньше. Еда в парке стоит очень дорого, стоит запастись бутербродами и водой (хотя последняя заканчивается очень быстро). Двое из нас не вынесли голодовки и "стрескали" по бургеру, используя последнюю "наличку" (карты не берут) - и это объясняет, почему домой мы добирались на автобусе. Если рассчитываете делать покупки (сувениры и пр.) - берите наличные.





Продолжим. Полюбовавшись на фонтан «Самсон, разрывающий пасть льва» сверху, мы решили спуститься непосредственно к самому фонтану. И тут нас заинтересовало приглашение на экскурсию «Гроты большого каскада» . Описывать манипуляции, при которых мы купили билеты без паспортов, я не буду, но мы это сделали. Экскурсия очень необычная - надо брать. Но это отдельная история, и читайте про нее в нашей отдельной статье.

Далее мы спустились к «Самсону». «Самсон» завораживает. Сама статуя символизирует мощь России, победу как над Швецией, так и над фашистской Германией. Кстати, во время войны с фашизмом «Самсон» был разрушен и восстановлен заново. Гордо вздымаются струи фонтана. Красота необычайная. А если вы будете у фонтана в хорошую погоду, присмотритесь - увидите радугу. Любовались бы еще, но подошло время экскурсии.





После экскурсии мы прошли направо наискосок (если стоять лицом к Финскому заливу от Самсона по левую руку) и оказались на тенистой аллее, где встретили милую обаятельную белочку, которая сосредоточенно грызла орешек, мало обращая внимание на атакующих ее со всех сторон детей. Очень быстро мы вышли на площадь каскада «Шахматная гора». Там же расположены два красивых фонтана. На этой же площади, кстати, находятся туалеты и многочисленные киоски фастфуда.





Всего на территории комплекса располагается 147 действующих фонтанов

После маленького перерыва мы пошли дальше. Наш путь лежал к фонтанам «шутихам». Оказывается, Петр обладал определенным чувством юмора и ему нравилось внезапно окатывать своих гостей водой. Фонтаны включают в себя «водяную дорогу», фонтаны «Дубок» и «Зонтик». Вся "фишка" в том, что проходя по дороге, любуясь дубком или присев на лавочку «Зонтика», вы рискуете в самый неподходящий момент вымокнуть с головы до ног. Ребятишкам очень нравится. Принцип действия этих фонтанов нам известен, но вам мы его раскрывать не будем. Самые любопытные, повертев головой во все стороны, поймут, в чем секрет.


Прогулявшись по аллеям парка, мы, естественно, решили направиться в сторону Финского залива. По пути нам встретился фонтан «Солнце». Вообще, фонтанов встречалось множество, все описать мы просто не в силах. Каждый фонтан примечателен по-своему. «Солнце» потому, что на верхушке фонтана установлен шар, из которого выбрасываются струи воды и получаются как бы лучи. Шар при этом медленно вращается.


Наш путь к Финскому заливу нарушил указатель «Лабиринт». Так как из нас никто там не был, мы решили посмотреть на это чудо инженерной техники. По пути выдался шанс полюбоваться на лебедей и уток в закрытом вольере. По поводу лабиринта - из всех лабиринтов это самый «не лабиринт». Делать там нечего. Не тратьте время.

И вот, наконец, Финский залив. Сразу стало прохладно. Финский залив всегда холодный, поэтому в Петергофе купальник летом не входит в обязательный «дресс-код». Но зато открывается прекрасный вид на город, на вантовый мост (в ясную погоду). Мы шли по дороге вдоль Финского залива, периодически уворачиваясь от настигающих вездесущих электромобильчиков с экскурсантами, и фотографировались на всех лужайках и у всех ручейков «потому, что хочется».


Так постепенно мы дошли до «Голландского дворика». Петр, как известно, любил Голландию и воссоздал здесь ее крохотный уголок. Маленький дворик засажен изумительно красивыми алыми тюльпанами. В центре, естественно, фонтан. В уголке дворика есть какое-то развлечение для детей, где их поливает водой. Но мы туда не ходили. Кто пойдет с детьми - испытайте, только возьмите ребенку дождевик.


Утомившись, истоптав последнюю обувь и испытывая невероятное удовольствие от прогулки, мы решили направиться домой. Обратный путь мы проделали в том же порядке. При этом наш неутомимый фотограф продолжал делать снимки. Почему мы обратный путь проделали на автобусе, мы уже писали выше, вам же это делать ни в коем случае не советуем - только маршрутное такси.

И в конце хочется написать следующее: сколько бы вы раз ни приезжали в Питер , столько же раз вы обязательно поедете в Петергоф. Для того чтобы полюбоваться величественными струями фонтанов, насладиться прекрасными ландшафтами парка, прогуляться по его тенистым аллеям, увидеть прекрасные поляны с цветами, постоять на берегу Финского залива или же просто покормить маленькую пушистую белочку.

Во время визита во Францию в 1717 году Петр I посетил Версаль, и этот дворцово-парковый ансамбль произвел на него огромное впечатление. Император решил сделать нечто подобное у себя в России, так появились знаменитые дворцы, парки и фонтаны Петергофа . Это знаковое место включают в свои маршруты все туристы, посещающие Санкт-Петербург.

Доминантой комплекса является Большой Петергофский дворец, он связывает в единое целое Нижний парк и Верхний сад. Его строили 11 лет, в результате получилось весьма скромное здание в стиле «петровского» барокко. Елизавету I такая резиденция не устраивала, и она начала его перестройку, поставив перед архитектором Б. Растрелли сложную задачу: сберечь стены отцовского дворца, гармонично вписав их в новую концепцию. Великий Бартоломео блестяще с этим справился, увеличив этажность и достроив галереи с примыкающими к ним боковыми корпусами.

В эпоху Екатерины II пышность барокко вышла из моды, и большой дворец меняет внутренний облик в соответствии со стилем классицизм. Последние существенные изменения Петергофского дворца произошли при Николае I, который в честь бракосочетания своей дочери Ольги велел достроить этаж над восточным корпусом. Все время, вплоть до Октябрьской революции, Большой дворец был одной из любимых летних резиденций российских императоров, а с 1918 года стал музеем.

Петергоф известен не только дворцами, а в большей степени своими парковыми ансамблями с их знаменитыми фонтанными каскадами.

Сначала это была позолоченная «Телега Нептунова». Но со временем она обветшала, была демонтирована и заменена на новую группу. Этот «Нептун», уже без «телеги», но с дельфинами и свинцовыми дубовыми гирляндами сохранился по сей день. Возле главных ворот Верхнего сада находится фонтан «Межеумный», получивший название из-за частых перемен скульптурного декора.

Последняя версия представлена бронзовым морским драконом и 4 дельфинами, из которых взмывают струи воды.

Нижний парк формировался сразу же как регулярный с 1714 по 1723 г. Архитекторы и садовые мастера создавали его на французский манер, и, хотя многие декоративные детали были утрачены, главная концепция сохранилась. Парк делится на 3 логически связанные между собой части: Парадную, Марлинскую и Монплезирскую. Каждая аллея парка завершается дворцом или фонтаном.

Главное сооружение западной части парка – дворец Марли, названный так в память о визите Петра I в резиденцию Людовика XIV.

Император сам делал наброски архитектурных особенностей и отделки этого здания. В итоге получился дворец в голландском стиле со строгостью как во внешнем, так и во внутреннем облике.

В Монплезире были размещены коллекции западноевропейской живописи и китайского фарфора. Рабочий кабинет царя оформили в стиле морской тематики, из его окон открывался чудный вид на Финский залив, Кронштадт, Санкт-Петербург, Петергоф . В сдержанно красивом Парадном зале дворца проводились семейные торжества, празднования в честь побед русского оружия, приемы иноземных послов. После смерти Петра I Монплезир стал музеем, где до сих пор хранятся его личные вещи.

Главная достопримечательность, украшающая Петергоф – парк фонтанов, непередаваемая водная феерия. Первоначально планировалось построить каскады фонтанов в Стрельне, но позже от этой идеи отказались из-за неизбежных подтоплений. Идеальным вариантом из-за своего разнообразного рельефа стал Петергоф.

Оставалось лишь найти надежный источник водоснабжения, который вскоре был обнаружен на Ропшской возвышенности. Петр I дал указание рыть канал, который будет снабжать водой фонтаны Петергофа . Одновременно в Верхнем саду устраивались пруды, где она должна была аккумулироваться.

Так появилась на свет петергофская фонтанная система, развивавшаяся до середины XIX века. Получилось около 40 км каналов, по которым вода поступает в 18 водохранилищ общей площадью более 100 га, а затем по трубам подается в фонтаны. Этот гидротехнический шедевр за счет перепада высот работает без применения насосного оборудования.

Огромный запас подземных вод Ропшской возвышенности позволяет петергофским фонтанам с мая по октябрь работать по 8 часов ежедневно.

Открытие фонтанов в Петергофе – это роскошный праздник, на который приезжают тысячи людей. Первым всегда просыпается Большой каскад, расположенный у подножия Петергофского дворца.

Его центр – знаменитый Самсон, разрывающий пасть льву.

Первоначально по замыслу Петра I здесь должна была стоять скульптура Геракла, убивающего гидру, но эта идея не осуществилась. Во времена Анны Иоанновны к замыслу вернулись, и в честь 25-летнего юбилея победы в Полтавской битве был построен фонтан. Но вместо Геракла на 3-метровом постаменте в окружении дельфинов библейский богатырь Самсон борется с оскалившимся львом, из пасти которого на 20-метровую высоту бьет вода.

В монплезирской части Нижнего парка находится каскад «Шахматная гора». Свое название он получил благодаря сливным ступеням, раскрашенным под шахматную доску.

В стороне от парадных ансамблей находится самый многоводный фонтан «Пирамида». Он создавался по замыслу Петра I и выполнен в виде 4-гранной пирамиды, форма которой создается 505 водяными струями.

Фонтан «Сноп», один из самых старейших, не менее гармонично вписывается в композицию восточной части Нижнего парка. Он выполнен в виде связки колосьев, из которых бьет струя воды.

По оси Марлинской аллеи Петр I велел установить парные фонтаны «Адам» и «Ева».

Вокруг каждой из них бьют по 16 семиметровых струй.

В западной части Нижнего парка находится красивейший «Золотой каскад», названный так из-за вертикальных частей его сливных ступеней, украшенных золочеными медными листами. Это великолепие охраняют скульптуры античных героев, выполненные из каррарского мрамора.

Высота их струй 15 м, но при этом расход воды минимален из-за конструктивных особенностей, предложенных самим Петром I.

Последний, четвертый, названный «Львиным» каскад построен вместо утраченного Эрмитажного и расположен на нижней террасе, а не склоне, как 3 его собрата.

Во время Великой Отечественной войны Петергоф был захвачен немецкими оккупантами, которые беспощадно его разрушили. Вырубленные сады, разграбленные и взорванные дворцы, вот во что был превращен Петергоф, фото военных лет – память о том страшном времени. Чтоб слух не резало немецкое название, в 1944 году город был переименован в Петродворец.

И лишь спустя более полувека ему все-таки вернули первоначальное имя – Петергоф.

Большой каскад раскинулся перед фасадом Большого дворца. Это не только самый величественный фонтанный комплекс Петергофа, это один из красивейших фонтанов мира. Комплекс должен был воспеть победу российской армии в Северной войне. Петр I мечтал о том, чтобы все гости загородной резиденции теряли дар речи при виде этого шедевра паркового зодчества. И по сей день каждый, кто приезжает в Петродворец замирает в восхищении перед этим великолепием.

Большой каскад стал масштабным проектом, над которым работали ведущие архитекторы, гидротехники и скульпторы того времени: И. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти, братья Барратини, К. Растрелли и многие другие.

⛲ масштабные работы продлились с 1714 по 1724 годы;

⛲ более 2000 человек трудились над созданием сложной водопроводной системы каскадов;

⛲ по морскому каналу главный бассейн Большого каскада напрямую связан с Финским заливом;

⛲ композиция объединила 64 фонтана и 225 скульптурных украшений.

В годы Великой отечественной войны работники музея-заповедника зарывали статуи каскада под землю и прятали их в тайниках, чтобы уберечь от разрушений. Но далеко не всё удалось спасти: статуи Самсон, Нева, Волхов и Тритоны были похищены. Период послевоенной реставрации продлился до 1956 года. Только представьте – весь уникальный скульптурный декор каскада был восстановлен по крупицам.

Сегодня вы можете полюбоваться этой жемчужиной фонтанного искусства. Особенно преображается комплекс в дни открытия и закрытия фонтанов, которые проходят в конце мая и середине сентября. На несколько дней Большой каскад становится яркой декорацией для лазерного шоу и театрализованных представлений.

Фотогаларея

Фотогаларея

Фонтана Самсон это композиционная доминанта Большого каскада и один из самых узнаваемых символов Петергофа. Роскошная скульптура была создана в 1735 году по приказу императрицы Анны Иоанновны, которая хотела таким торжественным образом отметить 25-летие Полтавской битвы. Разработкой эскизов занимался сам Б.К Растрелли.

⛲ первоначально Самсон был облачен в плащ и имел бороду;

⛲ скульптуры восьми дельфинов, украшающих композицию, символизируют спокойное Балтийское море;

⛲ позолоченные львы это четыре стороны света;

⛲ водяной столб Самсона способен достигать высоты 8-этажного дома без помощи насосов, поток обеспечивается исключительно перепадом давления.

История Самсона по-настоящему уникальна. Фонтан трижды менял свой облик. Так в конце 18 века скульптура утратила свой лоск и блеск, поэтому было принято решение заменить свинец на бронзу. Проектом реконструкции руководил М. И. Козловский, который старался максимально сохранит идейный замысел фонтана.

Во времена Великой Отечественной войны статуя была похищена, в 50х годах воссозданием фонтанного шедевра занялись скульпторы В. Л. Симонов и Н. В. Михайлов, используя в работе довоенные снимки и рисунки. Сегодня Самсон ослепляет нас своим великолепием и взглянув на него вы несомненно увидите отражение нескольких эпох.

Фотогаларея


Фотогаларея


В Петродворце есть совершенно уникальная достопримечательность – гроты Большого каскада. Эти подземные сооружения являются архитектурным центром фонтанного комплекса. Совершив путешествие сюда, вы поймёте на сколько грандиозный проект был задуман Петром I. По его плану все фонтаны парка должны были работать не за счёт насосов, а с помощью особой системы питания от близлежащих водоёмов. Над проектом работала целая командой архитекторов: Жан-Батист Леблон, Иван Браунштейн и Никола Микетти.

⛲ строительство Верхнего и Нижнего гротов длилось с 1716-1720 годы;

⛲ здесь были сооружены подземелья, где прошла сложная гидротехническая система фонтанных труб;

⛲ трубы окрашены в разные цвета, так как раньше учениками фонтанных мастеров становились совсем ещё юные мальчишки, которые должны были быстро ориентироваться с какими именно фонтанами соединены те или иные трубы;

⛲ профессия фонтанного мастера была невероятно почётной, но специалистам приходилось работать в тяжелых условиях, из-за постоянного нахождения в темноте у многих начинались серьёзные проблемы со зрением;

⛲ с Петровских времён в гротах работают легендарные фонтаны шутихи: Стол-шутиха и Водяной занавес.

Прогулка по гротам станет для вас незабываемой, по дороге вы обязательно посетите удивительный музей. Здесь представлена уникальная экспозицией, которая рассказывает увлекательную историю о работе фонтанных мастеров Петродворца. Вы увидите рабочие костюмы мастеров-гидротехников, познакомитесь с редкими документы и фотографиями. Гроты Большого каскада приоткроют для вас завесу тайны, и вы сможете узнать, как именно функционирует величайший фонтанный комплекс мира.

Фотогаларея


Фотогаларея


Придумывая композицию русского Версаля, Петр I хотел украсить каждый из дворцов резиденции уникальным каскадом фонтанов. Так возле павильона Эрмитаж должен был возвыситься Эрмитажный каскад. Николо Микетти детально продумал все композиционные детали, но строительство фонтана было отложено и проект так и не был воплощен в жизнь. Только в 1799 году архитектор Андрей Воронихин разработал абсолютно новый эскиз каскада.

⛲ в конце 18 века каскад имел вид прямоугольного бассейна с водопадными уступами и мраморными чашами;

⛲ главным украшением фонтана того времени были фигуры Геркулеса и Флоры;

⛲ это единственный каскад парка размещенный на плоской террасе, а не на склоне;

⛲ каскад в стиле позднего классицизма, который мы можем увидеть сейчас, появился только в 1855 и был разработан Андрееем Штакеншнейдером;

⛲ от композиции архитектора А. Воронихина сохранились только бронзовые фигуры львов.

Образ Львиного каскада стал абсолютно уникальным для Петродворца: никакой роскоши, позолоты и помпезности. Строгая, выдержанная композиция завораживает своей симметрией и изысканностью. Для украшения центра каскада скульптор Федор Толстой создал уникальную скульптуру – Нимфу Аганипа с изящным кувшином на плече.

В годы Великой Отечественной войны Львиный каскад был практически уничтожен, по сути сохранился только цоколь, колонны и чаши были полностью разрушены. Масштабные восстановительные работы были закончены только к 2000 году и торжественно ознаменовали собой завершение послевоенной реставрации Нижнего парка.

Фотогаларея


Фотогаларея


Шахматная гора

Перед самой большой площадью Нижнего парка вы найдёте живописный каскад фонтанов с чёрно-белыми скатами. Это знаменитая Шахматная гора, которую также называют Драконовым каскадом. Изначально Петр I планировал здесь создание неповторимой фонтанной композиции, которая бы стала символом победы Российской империи над шведскими крепостями. Фонтан предполагалось стилизовать особым образом: построить комплекс в виде разрушенной башни. Но в связи с нехваткой ресурсов этому проекту не суждено было найти своё воплощение

⛲ облик Шахматной горы формировался с 1737 – 1769 годы;

⛲ высота каскада 21 м;

⛲ так же как у Большого каскада в композиции предусмотрены Верхний и Нижний гроты;

⛲ рядом со ступенями установлены 10 уникальных мраморных статуй, привезенных из Италии в 1724 году;

⛲ по первоначальному проекту Петра I, наверху комплекса предполагалось установить Нептунову телегу с четырьмя лошадьми, позже скульптуру Б.К. Растрелли перенесли в Верхний парк;

⛲ разрисовка в стиле шахматной доски появилась только в 1769 году.

В создании каскада в разное время принимали участие ведущие архитекторы 18 века: Иоганн Браунштейн и братья Бараттини, Михаил Земцов и Тимофей Усов. За гидротехнические работы отвечал ведущий фонтанный мастер Василий Туволков.

Ключевая реконструкция каскада пришлась на 1737 год: Михаилом Земцов разработал принципиально новый проект. Каскад оформили фигурами драконов, которые были вырезаны из дерева. Так фонтанный комплекс обрёл новое название — Драконова гора.

В годы Великой отечественной войны сотрудники паркового ансамбля зарыли фонтанные статуи в землю, таким образом величайшие скульптуры 18 века были спасены. После полной реставрации они вернулись на свои места, а вот шахматные скаты и фигуры драконов воссоздавали заново. Сегодня вы можете сами убедиться, что это один из самых торжественных фонтанов Петергофа, он величественно раскинулся на естественном склоне холма и поражает своей яркой композицией.

Фотогаларея


Фотогаларея


Увидев однажды пышное убранство Золотой горы, вы запомните её навсегда. Позолоченные ступени и роскошные скульптуры на склоне холма завораживают. Петр I задумал создать Золотой фонтанный каскад после того как увидел загородную резиденцию Марли ле Руа французского короля Людовика XIV. Петр был поражён величием фонтанных каскадов и захотел украсить Петергоф аналогичной торжественной композицией.

⛲ работы над композицией каскада проводились с 1722 по 1732 годы;

⛲ композицию каскада украшают 18 скульптур, среди которых одна из лучших работ итальянского архитектора Пьетро Баратта: Андромеда, прикованная к скале;

⛲ по первоначальному проекту, Николо Микетти, лестница каскада должна была состоять из 80 ступеней, но Петру I пришлось сократить их количество до 21, учитывая ограниченную длину склона Нижнего парка.

К сожалению Пётр I так не увидел финал работы над каскадом, создание комплекса продолжилась уже после его смерти. Проект возглавил архитектор М. Земцов. Именно при нём ступни покрыли позолоченными листами. Марлинский каскад обрёл второе название – Золотая гора.

В 1870 году прошла ключевая реконструкция фонтанного комплекса. В Петродворец из Итальянского города Каррары под заказ доставили десять мифологических статуй, которые заменили потрёпанные временем свинцовые скульптуры.

В годы Великой Отечественной войны все статуи каскада были укрыты в подземных хранилищах. Ступени фонтана были полностью разрушены. Реставрационные работы были разделены на несколько масштабных этапов, финальные реконструкция была завершена в 2015 году.

Золотая гора обладает невероятным красочным фасадом, композиционно он связан с Большим каскадом и также прославляет морскую мощь Российской империи. Торжественный облик каскада поразит ваше воображение особенно празднично он смотрится в солнечный день, когда ступни особенно ярко сияют своей позолотой.

Фотогаларея


Фотогаларея


Шутихи

Море радости и смеха принесут вам знаменитые фонтаны-шутих. Пётр I обладал невероятным чувством юмора поэтому был вдохновлён версальской традицией организовывать такие забавы для гостей загородных резиденций.

Фонтаны-шутихи - это истинные символы парковых традиций того времени. Они были крайне популярны в 18 веке и отражают стилистические особенности барокко и рококо.

Шутихи скрыты в разных частях Петергофа. Если вы подойдёте к таким фонтанам слишком близко, то непременно попадёте под россыпь брызг. Однако царские времена не все гости были довольны таким весельем, так как дамы любили прогуливаться по аллеям в роскошных дорогих нарядах.

Практически все фонтаны с сюрпризом спрятаны в восточной части Нижнего парка, возле Монплезирской аллеи. Именно здесь были организованы «игровые места» для царских гостей.

Фонтан «Дубок»

— был создан в 1735 году по проетку Б.К Растрелли;

— состоит из металлического дерева, пяти тюльпанов и двух скамеек;

— когда вы приближаетесь к композиции из ветвей и тюльпанов поднимаются струи воды;

⛲ Фонтан «Диванчики»

— был создан в 1723 году по проекту Никола Микетти;

— визуально оформлен на манер трельяжных диванов, которые были в моде в начале XVIII века;

— струи воды поднимаются от площадки перед диваном, когда вы пытаетесь к нему приблизиться;

⛲ Фонтан «Елочки»

— был создан в 1784 году по проекту архитектора Ф. А. Стрельникова;

— визуально оформлен как три декоративные ёлочки;

— механизм срабатывает, как только вы проходите мимо;

Фонтан «Водяная дорога»

— был создан в 1721 по проекту Никола Микетти;

— в петровские времена аллея озарялась водяным навесом из трехсот струй, фонтан не пользовался популярностью из-за эффекта неожиданности и был быстро закрыт, идея получила второе воплощение в 2001 году;

— водяная арка появляется по расписанию в 13.00, 14,00 и 15.00;

⛲ Фонтан «Зонтик»

— был создан в 1796 году архитектором Ф. Броуэром;

— визуально оформлен как навес в китайском стиле, по периметру украшен кресалами с резными подлокотниками;

— вы должны перебежать под навес прежде, чем из ста шестидесяти четырех трубочек начнут разлетаться струи воды;

⛲ Фонтан «Стол с брызганьем» и «Водяные завесы» в Нижнем гроте Большого каскада

— были созданы в В1727 году по проекту Петр Еропкина;

— в гротах специально разместили роскошный стол, на котором всегда стояла чаша с фруктами, как только гость пытался протянуть руку к вазе, из трубочек, размещённых по периметру стола, рассыпались потоки воды;

— при выходе из гротов по сей день неожиданно появляется бодрящий водяной занавес.

Фотогаларея


Фотогаларея


Адам и Ева

Адам и Ева – это удивительная композиция фонтанов, расположенная на Марлинской аллее. Структурно Адам является восточным центром Нижнего парка, а Ева – западным. Эти фонтаны были запланированы ещё Петром I. Создание фигур было выполнено венецианским скульптором Джованни Бонацца. Сегодня вы найдёте их в центре площадей, где сходятся аллеи, образуя рисунок звезды.

⛲ проект по созданию фонтанов длился с 1717 по 1728 годы;

⛲ технически потоки воды не распыляются, а устроены таким образом, чтобы спадать крупными струями;

⛲ фонтаны уникальны тем, что вы сможете увидеть их со всех точек Нижнего парка;

⛲ с 1726 года Адам и Ева обрели новое аллегорическое значение: фонтаны воспели первого императора и первую императрицу Российской империи – Петра Первого и Екатерину I;

⛲ Адам и Ева единственные в Петергофе композиция, которая сохранила своё первозданное скульптурное убранство.

Дипломатический представитель Петера I Рогузинский С.Л. активно занимался в Италии закупкой статуй для Летнего сада. В это же время по приказу Петра I он сделал заказ венецианскому скульптору Джованни Боннаца на изготовление величественных скульптур Адама и Евы. Результат превзошел все ожидания, Пётр был в восторге.

Первым был создан фонтан для скульптуры Адама, по проекту Николо Микетти. Фонтан заработал еще при Петер I, а вот фонтан Ева был запущен только в годы царствование Екатерина I. Бассейн Евы был спроектирован известным архитекторам Н. Усовым.

Во годы Великой Отечественной войны сотрудники дворцово-паркового ансамбля зарыли скульптуры в землю, чудом фигуры были спасены. В послевоенное время начался длительный период реставрации статуй. Пьедестал скульптуры Адама был уничтожен полностью и его пришлось воссоздавать заново. Сегодня вы можете перенестись в прошлое и увидеть Адама и Еву в их первозданном виде, парная композиция фонтанов реконструирована и полностью передаёт первоначальный замысел Петра I.

Фотогаларея


Фотогаларея


Солнце – настоящий шедевр фонтанного дела. С инженерной точки зрения его конструкция одна из самых сложных в Петергофе. Этот уникальный фонтан украшает центральный пруд Менажерейного сада в Нижнем парке в непосредственной близости от дворца Монплезир.

⛲ в фонтане размещено колесо, которое приходит в движении с помощью потоков воды, именно так происходит вращение колонны;

⛲ у дисков в верхней части колонны есть 187 отверстий для выхода воды;

⛲ в солнечный день струи воды создают удивительное зрелище: повсюду вспыхивают разноцветные радуги.

Изначально пруд украшал более незатейливый фонтан. В начале 18 века Петр I захотел организовать в Петергофе настоящий зверинец. По его приказу был разбит Менажерейный сад, украшенный длинным прудом. В 1724 году зодчий Н. Микетти внес ряд изменений в общую концепцию и придал саду парадный облик, именно в этот период в пруду был установлен первый фонтан, который совсем не поражал воображение.

Фонтан Солнце появился намного позже: при Екатерине II. Она решила реконструировать пруд и устроить в саду царскую купальню. За проект взялись И. Яковлев и Ю. Фельтен. Именно в этот период была разработана многоуровневая конструкция фонтана, которая стала настоящим украшением сада.

Более ста лет купальня была скрыта стенами, которые полностью загораживали фонтан. Только в 1926 году ограду полностью разобрали. В годы войны фонтан сильно пострадала, его окончательная реставрация была завершена только в 1956 году. При восстановительных работах за основу взяли именно открытый вариант фонтана. Так что теперь вы можете бесконечно любоваться самым радужным фонтаном Петродворца.

Фотогаларея


Фотогаларея


Римские фонтаны величественно расположились на площади перед каскадом Шахматная гора. Увидев их, вы несомненно перенесетесь в столицу Италии, ведь они невероятно похожи на знаменитые фонтаны у собора Святого Петра. Две симметричные композиции были спроектированы в 1739 году известными зодчими 18 века Иоганн Бланком и Иваном Давыдовом.

⛲ фонтаны имеют двухъярусную конструкцию, которая была невероятно популярна в 18 веке;

⛲ в середине 18 века садовый мастер Бернгард Фок создал уникальные цветочные газоны, которые в точности повторяли форму Римских фонтанов;

⛲ из центра верхней чаши потоки воды способны подниматься на высоту более 10 метров;

Облик Римских фонтанов претерпел несколько этапов реконструкций, которые были осуществлены под руководством Ф. Б Растрелли и Ф. П Боуэра — главного архитектора Петергофа. Так деревянные части заменялись на каменные, основными материалами стали кирпич и гранит, в облицовке фасадов использовали мрамор. Таким образом конструкция стала более долговечной и приобрела торжественный вид.

В период Великой Отечественной войны фонтаны-близнецы пострадали очень сильно: был разрушен трубопровод, каменные бассейны, утратились декоративны украшения. Но не смотря на серьёзные повреждения именно Римские фонтаны были реконструированы одними из первых. Их запуск состоялся уже в 1949 году. А в 1954 по моделям Андрея Гуржия были полностью воссозданы декоративные элементы. Так что сегодня вы можете в полной мере насладиться невероятным изяществом Римских фонтанов, которые стали истинным украшением Петергофа.

Фотогаларея