Все о тюнинге авто

Школьная энциклопедия. Строение корабля. Виды и назначение кораблей Центр масс и центр давления корабля

Вы замечали, как легко нам дышится на море? Все дело в том, что в морском воздухе содержатся мелкие частицы морской воды, богатые минеральными веществами. Воздействуя на слизистую дыхательных путей, они не только увлажняют ее, но и помогают эпителиальным клеткам работать более эффективно.

Промывание носа морской водой практикуется давно, но вот научно доказать ее положительное воздействие на здоровье удалось не сразу. До сих пор бытует мнение, что раствор поваренной соли (или физиологический раствор) сравним поэффективности со спреями на основе морской воды.

Однако, это не соответствует реальности:
Воздействие минеральных веществ возможно только при использовании морской соли. Помимо натрия и хлора, в морской воде содержатся ионы магния и кальция, которые стимулируют работу слизистой носа. Особенно важны ионы магния, которые способствующие т выработке энергии, необходимой реснитчатым клеткам слизистой для вывода патологических микроорганизмов из полости носа 1 ;

Механическое очищение поможет как в профилактике, так и в лечении насморка. Эффективность профилактики и лечения насморка с помощью регулярного промывания носа неоднократно подвергалась клиническим исследованиям как в России, так и за рубежом.
Промывание носа помогает при таких заболеваниях, как простуда (ОРВИ), ринит (насморк), синусит (воспаление носовых пазух), аллергический ринит и, а также при дыхательных заболеваниях, связанных с загрязнением воздуха в больших городах и на производстве 1 . Промывание носа морской водой, в составе комплексной терапии, поможет избежать развития таких неприятных осложнений, как, например, отиты, гаймориты, фронтиты, а также хронизациии процесса 1 ;

Разжижение слизи и облегчение ее удаления из носа также происходит по-разному. Регулярное промывание носа морской водой предотвращает сгущение слизи в носовой полости и очищает слизистую от бактерий, вирусов и аллергенов, улучшает работоспособность микроресничек, которые отвечают за распределение слизи в полости носа и вывод слизи, а с ней и бактерий, вирусов, аллергенов из носоглотки.

Для того, чтобы узнать, как правильно промывать нос, посмотрите наш анимированный ролик на эту тему

Помните о личной гигиене и гигиене полости носа. В последнем может помочь морская вода Маример.

Маример – это природная морская вода для профилактики и лечения насморка. Благодаря инновационной системе распыления, за один впрыск множество микрокапель морской воды мягко распределяются по всей полости носа и помогают эффективно очистить его от слизи 2 .

В каждой микрочастице морской воды Маример содержатся полезные микроэлементы, способствующие поддержке защитных функций носа с самого начала лечения насморка. Уникальное строение баллончика помогает избегать неприятных ощущений, обеспечивая мягкое и комфортное использование. А широкая линейка продуктов позволит Вам выбрать подходящий формат для каждого члена семьи 2 .

Морскую воду Маример собирают каждый день, вдалеке от берега на глубине нескольких метров в водах Атлантики в бухте близ Сен-Мало. В этой бухте мощные приливы и отливы, а постоянное перемешивание воды обеспечивает богатое разнообразие морских водорослей, а значит, высокое содержание минеральных элементов.

Стерильность обеспечивается за счет процесса микрофильтрации без облучения и применения антисептиков (при обработке воды не используют никакие химические вещества). В течение нескольких дней после сбора воду разливают по флаконам. В ходе производственного процесса качество воды отслеживают для обеспечения высочайшего уровня безопасности. Специальный клапан в насадке предотвращает попадание бактерий и других загрязнений во флакон.

Инновационная система распыления (микродиффузная) создает оптимальный размер капель/частиц аэрозоля, обеспечивая - аккуратное и непрерывное распыление, равномерное и максимально полное распределение раствора на поверхности слизистой оболочки.

1 Г. С. Мальцева, «Использование морской воды для профилактики и лечения заболеваний полости носа и носоглотки у детей». // Журнал «Педиатрия», №03, 2013.
2 Инструкции по медицинскому применению препаратов МАРИМЕР ФОРТЕ и МАРИМЕР от 07.05.2015 и 06.05.2015.

Современные корабли делают из материалов, плотность которых во много раз выше плотности воды. Но они не тонут, потому что сконструированы таким образом, что внутри имеют много помещений, заполненных воздухом.

Когда речь идёт о корабле, мы употребляем термины "корабль " или "судно ". Между тем, эти понятия не означают одно и то же. В общем случае судном принято считать любое транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров и грузов по воде. Разные правила и кодексы трактуют это понятие по-разному. Например, в Международных правилах предупреждения столкновения судов в море написано, что судно – это любое средство передвижения по воде. Следовательно, судно – более широкое понятие. А кораблями принято считать крупные морские суда и суда любого размера, несущие на себе военно-морской флаг. Каждый корабль имеет собственное уникальное название, ходит под флагом государства, в котором оно официально зарегистрировано.

Как устроен корабль

1 – нос, 2 – бульб, 3 – якорь, 4 – борт, 5 – корма, 6 – корма, 7 – дымоход, 8 – ходовая рубка, 9 – палуба.

Корпус корабля состоит из нескольких частей.

Передняя часть называется нос . Во время движения он разрезает волны и поэтому имеет такую форму, чтобы сопротивление воды было минимальным. Передняя оконечность носа носит название форштевень . А часть носа, выступающая ниже ватерлинии, называется бульб . Он изменяет направление потока воды по корпусу, благодаря чему уменьшается сопротивление, увеличивается скорость корабля и уменьшается расход топлива.

Задняя часть корабля называется кормой. Она делится на надводную и подводную части. В подводной части располагаются руль и гребной винт . На надводной части находится машинное отделение и грузовой отсек.

Боковую часть называют бортом . Фальшборт – это часть борта, расположенная над палубой.

Внутреннее пространство корабля по вертикали разделяется на помещения горизонтальным перекрытием - палубой. Палуб может быть несколько: верхняя палуба, палуба рубки, палуба надстройки, палуба бака, первая, вторая палуба и т.д. Всё зависит от размеров и назначения корабля. Например, на шлюпочной палубе размещены спасательные шлюпки. На пассажирских судах есть специальные прогулочные палубы.

По дну судна, от носа до кормы, проходит продольная балка, которая называется килем . Она обеспечивает прочность корпуса и днища.

Линия соприкосновения корпуса со спокойной поверхностью воды, называется ватерлинией . Она условно разделяет надводную и подводную части корабля.

Для того чтобы удержаться на одном месте, судно на стоянке обязательно бросает на грунт якорь .

Судовой двигатель приводит в движение судовые движители : воздушный и гребной винт, гребное колесо). На парусных судах движителями являются паруса. (Движители – это устройства, преобразующие энергию двигателя или любую другую энергию, например, энергию ветра, в работу по перемещению транспортного средства).

Водонепроницаемость судна, плавучесть и непотопляемость обеспечивает корпус . Он состоит из обшивки и набора.

Центр масс и центр давления корабля

Когда корабль плавает, на него действуют две силы, равные по величине и противоположные по направлению: сила тяжести (вес) Р и выталкивающая сила.

Вес корабля Р – это сумма весов корпуса, механизмов, топлива, запасов воды, экипажа, вооружения и др. Сила тяжести всегда направлена вниз и тянет корабль на дно. Она приложена к точке, называемой центром тяжести корабля, или центром тяжести масс . При проектировании и строительстве корабля стараются сделать так, чтобы его центр тяжести находился в диаметральной плоскости . Это такая вертикальная плоскость, которая проходит через всю длину судна и делит его на 2 симметричные части. Центр тяжести расположен либо на половине высоты надводного борта, либо немного ниже его.

Выталкивающая сила приложена к геометрическому центру тяжести погруженного объёма корабля и направлена вертикально вверх. Точка приложения выталкивающей силы называется точкой давления , или центром давления .

Когда создают корабль, делают так, чтобы оба эти центра (центр тяжести корабля и центр давления) находились в диаметральной плоскости на одной вертикали.

Уравнение равновесия для корабля имеет вид:

P = γ (V o −V н) , или:

P = γ V

где

V н - водонепроницаемый объём корабля выше ватерлинии,

V o – весь водонепроницаемый объём,

P - вес судна,

γ - плотность воды,

V - погружённый объём

Это уравнение называется основным уравнением плавучести.

Запас плавучести

Плавучесть – самое важное мореходное качество корабля. Это способность оставаться на плаву вместе с грузами, необходимыми для выполнения определённых задач. Потеряв плавучесть, корабль утонет.

Каждый корабль имеет запас плавучести , который определяется как процентное отношение всех водонепроницаемых объёмов корабля, расположенных выше ватерлинии, к его полному водонепроницаемому объёму.

W = V н / V o * 100

С точки зрения физики запас плавучести равен такому объёму воды, который корабль может принять на борт, оставаясь на плаву.

Например, если запас плавучести равен 50%, то судно погружено в воду так, что его водонепроницаемый объём выше ватерлинии равен объёму, находящемуся ниже неё.

Объём надстроек и всех выступающих частей на верхней водонепроницаемой палубе не входит в запас плавучести. Объёмы повреждённых отсеков также исключаются из него.

Если корабль примет на борт количество воды, равное запасу плавучести, то он погрузится в воду по главную палубу. Его запас плавучести в данном случае станет равным нулю. А само судно будет находиться в неустойчивом положении. В физике это называется нейтральная плавучесть. Даже небольшое воздействие на корабль в таком состоянии может привести к тому, что плавучесть станет отрицательной, и корабль утонет. Поэтому ч тобы плавание было безопасным, для любого корабля устанавливается обязательный запас плавучести . Он обозначается грузовой ватерлинией или грузовой маркой – специальной отметкой, наносимой на судно. Она показывает уровень, до которого судно может быть нагружено. Чем больше загрузка, тем ближе к воде находится грузовая марка.

Для сохранения запаса плавучести корпус корабля и все его помещения делаются водонепроницаемыми. Они разделяются переборками и палубами. Водонепроницаемы двери, иллюминаторы, люки. В случае поступления воды в какое-то помещение на корабле, она не сможет проникнуть в другие помещения. Очень важно, чтобы все эти конструкции корабля всегда находились в исправном состоянии.

Обычная ситуация – вы собираетесь нырять, подходите к воде, нагибаетесь, чтобы надеть ласты, и вдруг ощущаете болезненные явления в области бровей. Если вы на это не обратите внимания, ваши болезненные ощущения могут увеличиться и доставить вам немало хлопот при попытке нырять в глубину. Чтобы разобраться с этой проблемой, мы обратились с вопросами об этом явлении к кандидату медицинских наук Ирине Скидановой – заведующей отделением оториноларингологии, которая одновременно является подводным пловцом CMAS **.

Занимаясь подводным плаванием – будь то дайвинг, фридайвинг, – важно помнить о медицинских аспектах погружений на глубину. Перепады давления при спуске и всплытии могут спровоцировать повреждения органов или тканей – баротравму. Это касается полостей, заполненных газами, объем которых ограничен костным остовом – придаточные пазухи носа (баросинусит).
Есть два типа баротравмы: сжатие и обратное сжатие. Во время погружения воздух в придаточных пазухах носа будет сжиматься, а при всплытии расширяться в соответствии с законом Бойля. На поверхности мы не ощущаем медленные выравнивания давления. А быстрое повышение или снижение гидростатического давления сопровождается изменением объема воздуха в этих полостях, что может приводить к патологическим изменениям в слизистой оболочке. Баротравмы возможны даже у опытных ныряльщиков, поскольку при каждом погружении есть перепады гидростатического давления. Не придав значения легкому насморку, вы увеличиваете риск получить баротравму. Часто новички делают ошибку, считая, что раз мы дышим под водой через рот, носовое дыхание не важно. Необходимо учитывать и тот факт, что и у здоровых людей холодная вода может вызывать рефлекторный отек слизистой оболочки носа, блокируя соустья пазух, повышая риск развития баротравмы. Поэтому погружайтесь медленно, контролируя свои ощущения. Если у вас был прецедент возникновения болей в ушах или пазухах на глубине, перед следующим погружением проконсультируйтесь у ЛОР врача.

Что является причиной головной боли при погружении?

Причиной появления резкой головной боли при погружении на глубину может быть баротравма придаточных пазух носа. Это связано с перепадом давления в костных полостях, не способных растягиваться и сжиматься. Причиной нарушения выравнивания давления в пазухах является нарушение нормального функционирования их естественных отверстий (соустьев), которые открываются в полость носа. Анатомические особенности или воспалительные явления в полости носа и околоносовых пазухах способствуют закупорке этих отверстий. Воздух не может поступать в пазуху, и создается разрежение. Баротравма придаточных пазух носа обусловлена именно перепадом давления в замкнутых полостях, нарастающим отеком слизистой, который давит на нервные окончания, вызывая боль.По локализации боли можно точно сказать, какая пазуха поражена. Если нет четкой локализации головной боли, необходимо измерить артериальное давление (АД). При повышенном артериальном давлении необходимо принять соответствующие препараты, и только после нормализации АД оценивать состояние ЛОР-органов. Если головная боль купировалась, скорее всего, околоносовые пазухи в порядке. Кроме того, при повышении АД головная боль возникает чаще на поверхности. Если вы страдаете гипертонической болезнью, АД должно контролироваться до и после погружения, чтобы не вызвать неприятностей на глубине, например, в виде носового кровотечения.

Что такое придаточные пазухи носа и где они располагаются?

Придаточные пазухи носа – это полости внутри лицевой части черепа, которые открываются в полость носа маленькими отверстиями (соустьями). Внутренняя часть носа поделена с помощью носовой перегородки на две половины, они связаны с внешней средой посредством ноздрей, а с носоглоткой – посредством носовых отверстий (хоан). В каждой половине носа на боковой стенке имеются три валика – носовые раковины (верхняя, средняя и нижняя), которые образуют три носовых хода (верхний, средний и нижний). В средний и верхний носовой ход открываются соустья придаточных пазух носа. Две верхнечелюстные пазухи (гайморовы пазухи) – наиболее крупные пазухи, которые располагаются в теле верхней челюсти, проекция пазух находится по бокам от крыльев носа. Две лобные пазухи расположены над переносицей между надбровными дугами в толще лобной кости, имеют различную степень воздушного сообщения – чем хуже, тем тяжелее переносится перепад давления. Клетки решетчатого лабиринта – ячейки решетчатой кости, расположенные между глазницами на уровне основания носа. Клиновидная пазуха, расположенная в теле клиновидной кости, разделена перегородкой на две половины.

Какие заболевания верхних дыхательных путей являются противопоказанием к погружениям?

Противопоказания к занятиям дайвингом со стороны ЛОР-органов относительные, поскольку их можно устранить, проведя консервативное или хирургическое лечение.
Это: острые и хронические риниты; острые и хронические синуситы; злокачественные и доброкачественные образования придаточных пазух носа; искривление перегородки носа.
После окончания острых заболеваний верхних дыхательных путей лучше на несколько дней отказаться от погружений до полного восстановления носового дыхания и защитных сил организма. Ведь не только затрудненное носовое дыхание таит опасности. Ослабленный иммунитет на фоне переохлаждения в воде может дать осложнение даже легко перенесенного ОРЗ. Для принятия решения – нырять или нет – надо основываться на своем самочувствии и тяжести перенесенной инфекции.Конечно, сразу после хирургического лечения заболеваний носа и околоносовых пазух не следует погружаться. Восстановление после операций в полости носа и пазухах проходит в течение одного месяца. И даже после этого срока необходимо быть осторожными при первом погружении. Скорость спуска и подъема должна быть минимальной, чтобы было время оценить свои ощущения.

Что происходит в пазухах на глубине?

При погружении на глубину на слизистую оболочку носа и околоносовых пазух начинает действовать воздух под давлением, с низкой влажностью. Это приводит к ответным изменениям слизистой оболочки околоносовых пазух. Если область естественных соустий заблокирована, перепад давления провоцирует отек и инфильтрацию слизистой оболочки носа и околоносовых пазух, а при дальнейшем нарастании давления формируется подслизистая гематома.

Как можно заподозрить, что произошла баротравма придаточных пазух носа?

В этом случае при погружении на глубину резко появляется боль в области придаточных пазух носа, которая нередко настолько сильная, что заставляет ныряльщика немедленно всплыть. После всплытия боль уменьшается, если вы успели быстро отреагировать и была небольшая глубина. Иногда боль может появиться и во время всплытия.

Каковы симптомы баротравмы придаточных пазух носа?

Это резкая головная боль, которую по силе можно сравнить с зубной болью. Локализация боли варьирует в зависимости от пораженных пазух – переносица, скулы, верхние зубы, лоб. Возникает при погружении или всплытии и сохраняется на поверхности. Нередко баросинусит сочетается с бароотитом, что проявляется заложенностью, болью и шумом в ушах. Остальные симптомы непостоянны – возможны заложенность носа, слизистые выделения из носа, носовое кровотечение. Неврологические симптомы могут быть связаны с поражением прилежащих тройничного нерва и подглазничного нерва.

Какие бывают степени баротравмы и что поражается?

В зависимости от выраженности симптомов выделяют три класса тяжести баротравмы (В. Вайсман).1 класс. Просто дискомфорт в области пазух (не сопровождаемый изменениями на рентгенограмме) придаточных пазух носа. 2 класс. Сильная головная боль длительностью до 24 ч. (с утолщением слизистой оболочки придаточных пазух носа на рентгенограмме). 3 класс. Сильная головная боль длительностью более 24 ч. (с выраженным отеком в придаточных пазухах носа на рентгенограмме) и носовым кровотечением.В большинстве случаев баротравм поражаются лобные пазухи, что связано с анатомически узким носолобным каналом даже у здоровых людей. Баротравма верхнечелюстных, решетчатых и клиновидных пазух встречается реже и в большинстве случаев связана с острой респираторной инфекцией. Величина перепада давления, необходимого для баротравмы, индивидуальна и зависит от размеров естественного соустья пазухи и скорости погружения.

Что делать, если вы получили баротравму придаточных пазух носа?

В случае возникновения головной боли необходимо произвести контролируемое всплытие. Первой помощью являются сосудосуживающие капли в нос – називин, ксимелин, которые должны иметься в аптечке каждого ныряльщика. Они помогут восстановить носовое дыхание и раскрыть естественные соустья придаточных пазух носа, обеспечив тем самым выравнивание давления с окружающей средой. Применение антигистаминных препаратов (зиртек, эриус, цетрин и т. д.) позволит уменьшить развившийся отек в околоносовых пазухах, а следовательно, уменьшает болевой синдром. Применение нестероидных противовоспалительных средств (нурофен, пенталгин) также оправдано, поскольку действие препаратов позволяет уменьшить воспаление и обезболить. Естественно, по возвращении необходимо сделать рентгенограмму придаточных пазух носа и показаться ЛОР-врачу. При непрекращающемся болевом синдроме и сохраняющемся отеке в пазухах (это покажет рентгеновский снимок) показана инфузионная противоотечная терапия, например, с хлористым кальцием и дексаметазоном.

В каких случаях необходимо делать рентгенографию придаточных пазух носа?

Показаниями являются следующие.Перед погружением: острые воспалительные явления в полости носа, сопровождающиеся заложенностью носа, слизистыми или гнойными выделениями из носа.После погружения: резкая головная боль, возникшая при погружении под воду.Показаниями для КТ придаточных пазух носа являются хронические процессы в полости носа и околоносовых пазухах. Это необходимо для профилактики возникновения баротравмы.

Как избежать баротравмы придаточных пазух носа?

Никогда не ныряйте, если у вас не дышит нос. Это касается как острых ринитов и синуситов инфекционной природы, так и хронической патологии, при которой заблокировано носовое дыхание (полипы, доброкачественные и злокачественные новообразования). Искривление перегородки не является противопоказанием к погружению, если степень искривления не влияет на носовое дыхание и способность продуваться и не блокирует естественные отверстия пазух. Кисты околоносовых пазух неблагоприятно сказываются на погружении, поскольку перепад давления может спровоцировать или усилить боль. Поэтому перед глубоководным погружением лучше обследоваться у ЛОР-врача и удалить все возможные факторы, провоцирующие баротравму.

Можно ли погружаться, если есть остаточный насморк после перенесенной респираторной инфекции?

Многие считают, что погружение при остаточных острых ринитах и синуситах возможно с применением сосудосуживающих капель. Действительно, эти препараты облегчают носовое дыхание, но срок их действия ограничен. Если вы планируете длительное пребывание под водой, больше 1,5–2 часов, действие капель на всплытии уменьшится, повысив риск поражения пазух и среднего уха.Осуществляйте самоконтроль перед погружением, поскольку решение о погружении принимаете ВЫ сами!

Для уменьшения риска развития баротравмы необходимо выбрать оптимальную скорость погружения, не влияющую на ваше самочувствие, позволяющую успевать продуваться. И самое главное – не погружайтесь, если у вас есть проблемы с носовым дыханием!


Текст: Ирина Скиданова – заведующая отделением оториноларингологии, подводный пловец CMAS Фото: Владимир Гудзев

Рассматривая корабль в профиль, можно оценить его очертания и линии корпуса. Само судно представляет собой каркас, называемый набором, и обшивку. Набор корпуса служит для придания всей конструкции жесткости. Он также формирует внешний облик корабля, его обводы. Можно заметить, что в передней (носовой) своей части судно имеет особую форму. Нос корабля специально делают заостренным, чтобы при движении сквозь толщу воды судно испытывало минимальное сопротивление среды.

Переднюю оконечность корабля по морской терминологии называют носовой частью. По своему расположению она противоположна корме. Нос корабля чаще всего имеет вытянутую форму, суженную с боков. Его функция – разрезать волны, которые препятствуют быстрому движению судна. Такая своеобразная форма носовой части лучше всего соответствует условиям эксплуатации корабля.

Элементы носовой части корабля

Носовая часть корабля имеет сложное устройство. Она сконструирована таким образом, чтобы до минимума сократить сопротивление водной стихии. На самом конце носа располагается форштевень. Это толстый брус, который является своеобразным продолжением киля. В том месте, где форштевень подходит к ватерлинии, нередко ставят металлическую накладку, которая носит название «грен» или «водорез».

В древности на носу парусных судов обычно помещали украшения в виде фигур – ростры, выполнявшие декоративную функцию. Такие изображения позволяли не только сделать судно более привлекательным, но часто придавали боевым кораблям устрашающий вид. Римские боевые корабли вместо декоративных фигур часто имели спереди массивные тараны, которыми оканчивался нос.

Палубные элементы передней части судна также имеют собственные названия. Носовое пространство верхней палубы корабля носит наименование «бак». На парусном судне бак начинается у фок-мачты и заканчивается крайней передней оконечностью судна. Иногда корабль имеет на палубе возвышение в передней части – полубак. Этот элемент конструкции может занимать до половины всей длины судна. На передней части палубы устанавливают такелажное и швартовое оборудование.

В районе носовой части корпус корабля имеет усиленную конструкцию. Набор здесь более прочный и частый, а обшивка имеет значительную толщину и прочность. Делается для того, чтобы судно имело возможность уверенно идти против ветра и сильной волны. Крепкая носовая часть нужна также и при касании причала в момент швартовки. Нос в любых условиях плавания принимает на себя основную нагрузку внешней среды, поэтому требования к его конструкции всегда более строги.

При взгляде на океанское судно не всегда можно представить себе, из какого множества частей оно состоит. В глаза вначале бросаются внешние формы конструкции, обводы корпуса и палубные надстройки. А между тем любой корабль – это сложная система, включающая в себя ряд элементов, каждый из которых имеет свое назначение и название.

Основные части корабля

Основа любого корабля, будь то маломерное судно, или гигантский океанский лайнер, – это его корпус. Он состоит из набора, включающего в себя жесткие продольные и поперечные элементы, а также из обшивки, которая крепится к набору с внешней стороны. Набор в сочетании с обшивкой придает судну плавные очертания, гарантирует водонепроницаемость и защиту корпуса от повреждений. Это своего рода костяк, скелет корабля.

Условно корпус можно разделить на две части. Передняя называется носом, а задняя – кормой. Та часть корабля, которая находится ниже ватерлинии, называется подводной. Все, что возвышается над поверхностью воды, – надводная часть корабля. Корма и нос по обе стороны от осевой линии соединяются бортами.

Горизонтальная поверхность в верхней части корпуса называется палубой. Ее издавна набирали из плотно пригнанных друг к другу досок. На палубах парусных судов устанавливают одну или несколько вертикальных мачт, к которым крепят паруса и такелажное оборудование.

Большие корабли в своей верхней части оснащаются надстройкой. Эта конструкция служит продолжением бортов и может занимать значительную часть площади палубы. Массивная надстройка позволяет эффективно использовать пространство на палубе, но ухудшает остойчивость корабля и повышает его парусность. Для управления кораблем предназначается рубка, входящая в состав надстройки.

Другие элементы конструкции корабля

В средней и носовой части корабля часто можно увидеть продолжение борта, немного возвышающееся над поверхностью палубы. Эта легкая конструкция из дерева или плотного брезента называется фальшбортом. Он может быть стационарным или временным. Фальшборт незаменим во время сильного волнения на море, при прохождении опасных рифов и движении под парусами.

Имеют свои названия и элементы набора судна. Основная продольная часть конструкции, которая идет вдоль всего корпуса в его нижней части, именуется килем. Спереди киль переходит в наклонный форштевень. Кормовая оконечность киля называется ахтерштевнем. На него обычно навешивают руль. Через ахтерштевень также может быть пропущен вал

.
Надводные корабли и подводные лодки, построенные для отечественного ВМФ в период позднего СССР, можно крити-
ковать за несбалансированность состава вооружения, неспособность применять его на полную дальность, отсутствие
боевой информационно-управляющей системы, подобной "Иджис" - за что угодно, кроме эстетического несовершенства.
Изящные хищные силуэты крейсеров, БПК, эсминцев, многоцелевых АПЛ, доставшихся нам в наследство от советской
кораблестроительной школы, продолжают радовать глаз и вызывать гордость у граждан России и уважение пополам

с завистью у подданных иностранных государств (эсминцы, к сожалению, только радуют глаз).

Судя по проектам кораблей последнего (четвёртого) поколения, разработанным в Северном ПКБ и ЦМКБ "Алмаз" (22350 и 20380),
корабельной архитектуре продолжает уделяться должное внимание и, несмотря на идущие вразрез с эстетикой новые требова-
ния к радиолокационной заметности НК, строящиеся фрегаты и корветы так же приятны глазу, как и их предшественники. Однако,
трепетное отношение к многолетним традициям и канонам жанра, к сожалению, не является всеобщим. На сегодняшний день
поступило уже два тревожных звонка, вызывающих беспокойство за новый облик ВМФ РФ.

1. Наклонённая вперёд носовая стенка ограждения рубки АПКР (РПКСН) проекта 955 "Борей"

Ограждение рубки АПКР пр. 955 (слегка отретушированное фото с newsreaders.ru от skroznik с подачи tsonyo с forums.airbase.ru)

Об этой архитектурной нелепости предпочитают не упоминать в описаниях конструкции "Бореев", однако вопросы возникают у
многих и иногда их даже задают авторам проекта. Цитата: "(корреспондент Центрального военно-морского портала Дмитрий
Глухов) - Почему носовая часть рубки (точнее, ограждения выдвижных устройств) РПКСН проекта "Борей" выполнена так нео-
бычно - с отрицательным углом наклона? (бывший гендиректор ЦКБ "Рубин" Андрей Дьячков) - Это сделано из-за особенностей
размещения в этом месте одной из станций гидроакустического комплекса лодки" (ссылка).

Т. е. ранее, на протяжении всего времени проектирования и строительства АПЛ у нас и за рубежом, таких особенностей не было,
но, внезапно возникнув, они оказались настолько значительными для боевой эффективности стратегического подводного крейсе-
ра, что для этого понадобилось уродовать его силуэт (очень сложно представить себе автомобиль, у которого лобовое стекло
было бы наклонено наружу или дельфина с наклонённым вперёд лбом). Сомнения в целесообразности данного конструктивного
решения возникают ещё и потому, что в комментарии А. Дьячкова речь идёт, конечно же, не о главной, а о вспомогательной (второ-
степенной) станции ГАК, надо полагать - миноискания (мнение
Curious c forums.airbase.ru).


Дело тут, скорее всего, в другом. ЦКБ "Рубин" никогда не придавало большого значения форме ограждения рубок своих проектов -
они всегда были либо строго прямоугольные (семейство 667, 877, 677), либо почти (949/949А). Очевидно, устав от подобного одно-
образия, руководство бюро решило войти в историю кораблестроения с " новым концептом рубки " (словосочетание от Acustic с
forums.airbase.ru). К сожалению, у военной приёмки, главкомата флота и руководства государства не нашлось достаточно вкуса,

чтобы воспрепятствовать архитектурным изысканиям "Рубина" и велеть сделать как надо, т. е. красиво. Сделать красиво без
ущерба для работоспособности отдельных изделий можно всегда - было бы желание (знаю по опыту).

Справедливости ради, надо отметить, что на некоторых фотографиях, где АПКР запечатлены в ракурсе три четверти с носа или
кормы, благоприобретённое уродство почти не заметно, но искусство промышленного дизайна в частности и состоит в том, чтобы
его объекты выглядели одинаково импозантно со всех сторон.

2. Обрезанная носовая оконечность ДВКД типа "Мистраль"


"Мистраль" (фото с nemiga.info) - вот ЭТО будет красоваться у нас в парадном строю на Дне ВМФ!

Каких-либо разумных объяснений по поводу того, почему кончик носа "Мистраля" оказался аккуратно отрезанным, как кусочек
колбасы, мне найти не удалось. На форумах выдвигаются самые невероятные предположения, такие как уменьшение парусности
(крошечный носик и необъятный надводный борт ! ) или перенаправление набегающего воздушного потока с целью уменьшения
турбулентности на полётной палубе - проблема, которую почему-то упорно не хотели и не хотят замечать проектанты всех прочих
авианесущих кораблей на земном шаре.

А может быть, всё гораздо проще, и разгадка обрезания форштевня ДВКД кроется в банальной экономии компании-подрядчика
на металле и человеко-часах? Или в нежелании (неспособности) проектанта найти другой способ уложиться в заданную в ТТЗ
нагрузку масс и обеспечить нормальную центровку? Ведь несколько тонн железа, удалённых лёгким движением руки (мысли) с
самого носа и самого верха корпуса корабля, способны оказать на положение его центра тяжести куда большее влияние, нежели
несколько сот тонн, расположенных у миделя в районе ватерлинии. Ещё вариант: полётная палуба большей длины была не нужна,
а сделать корпус пропорционально короче (за счёт цилиндрической вставки) не представлялось возможным (или просто не хоте-
лось менять компоновку) - зачем заниматься бесполезными художествами, если можно гениально просто отсечь лишнее.

В целом же, обрезанный "Мистраль" вполне вписывается в общую картину деградации европейской (если не мировой) эстетики
корабельной архитектуры с её "Дэрингами" и "Горизонтами". Бог с ними, это их выбор, но зачем же тащить этот декаданс в
Россию? Честно говоря, до самого спуска на воду "Владивостока", по-детски надеялся на то, что в рамках доработки проекта для
нужд ВМФ РФ, русскому "Мистралю" приварят отнятый у него кусочек форштевня, дабы он ("Мистраль") не слишком диссонировал
с действующим корабельным составом отечественного флота. Не сбылось. Как и в случае с "Бореями" заказчик не заметил или
сделал вид, что не заметил ярко выраженного уродства и не настоял на внесение изменений в проект (французам был очень
нужен этот заказ и они, наверное, постарались бы).

Хочется думать, что неказистые "Бореи" и "Мистрали" - досадное недоразумение, которое более не повторится, и наши военные
корабли были, есть и будут самыми красивыми в мире .

Другие фото нового концепта ограждения рубки ЦКБ "Рубин"