Все о тюнинге авто

Бои за донецкий аэропорт. Истории выживших: они вернулись из Донецкого аэропорта. Как нашим удается оборонять аэропорт

В середине января 2015 года ВСУ, нарушив режим прекращения огня, пошли в атаку на позиции армии ДНР в старом терминале донецкого аэропорта. Командиры Арсен Павлов (Моторола) и Михаил Толстых (Гиви) повели своих людей в контрнаступление и в результате окончательно выбили противника из воздушной гавани. Спецкор Лайфа Семён Пегов вспоминает о том, какими были последние часы битвы за символ донбасской войны.

Секунд через тридцать после первого взрыва, как только начала оседать железобетонная пыль, эхом по разрушенным руинам нового терминала заметались стоны и крики киборгов - так в Киеве называли тех, кто воевал против ДНР в донецком аэропорту.

Это было 21 января 2015 года, шёл девятый день решающего сражения за аэровокзал, и теперь его исход был предрешён.

Сапёры заложили порядка полутора тонн зернистого тротила (такой используют на угольных шахтах) в перекрытия над помещением, где оставалась последняя группа украинских солдат.

Сдетонировали не все закладки, впрочем, взрыв всё равно получился мощным, но перекрытия обрушились не полностью. Судя по воплям, которые заполнили эфир, дела у киборгов были плохи.

Ополченцы снова предложили противнику сдаться, но сводный отряд ВСУ (там были и десантники, и военнослужащие из аэромобильной бригады, и нацгвардейцы, и, разумеется, правосеки) продолжал верить сообщениям из своего штаба, уверявшего, что никакой блокады воздушной гавани нет и у командования всё под контролем.

Вдруг поверх криков и скрежета металла (перекрытия, продолжая разъезжаться даже после взрыва, завывали по-своему) женский голос протяжно затянул слова украинской песни:

"Дивлюсь я на небо та й думку гадаю,

Чому я не сокiл, чому не лiтаю…".

Это была снайперша-доброволец, судя по всему, из "Правого сектора"* (в регулярной армии такое не особенно практиковалось).

Ещё несколько дней назад парни по обрывкам радиоперехвата сделали вывод, что среди киборгов есть девушка. Потом удалось установить, что она не медсестра, а снайпер. Однако больше никакой информации выудить не получалось. Не был известен её позывной, загадочную "биатлонистку" никто не видел.

Именно поэтому её протяжное пение воспринималось как разговор с призраком. В ушах у ребят по-прежнему звенело (взрывная волна докатилась и до них), но даже сквозь этот звон продирало, ком подкатывал к горлу - пела снайперша пронзительно и отчаянно.

Ополченцы уже точно знали - на помощь киборгам никто не придёт. Накануне ВСУ отправили якобы на подкрепление в новый терминал три БМП (количество личного состава было до взвода) - бронемашины сразу же подбили, а всех, кто выжил, взяли в плен.

Командир группы утверждал: в штабе ему пообещали, что дорога к терминалу открыта. Руководство ВСУ либо на самом деле не владело реальной обстановкой, либо авантюрно действовало наудачу, обманывая собственных бойцов.

Киборги, как и попавшие в плен украинские солдаты, пребывали в уверенности, что ситуация не критична. При этом они сами упустили момент - за три дня до того, как ополченцы подорвали перекрытия. Все шансы на реванш были.

18 января Киев отправил на помощь киборгам не менее десятка танков, за ними подтянулась и другая бронетехника (БМП, МТЛБ, БТР), которую никто не считал.

Танки вышли на край взлётки и перемалывали оголённый остов нового терминала, который взяли под контроль бойцы Моторолы, командира батальона "Спарта", совместно с батальоном "Сомали", которым руководил Гиви.

Это была мясорубка.

Запёкшаяся кровь особенно ярко выделялась на лицах спартанцев из-за густого слоя бетонной пудры. Танковые снаряды ВСУ разрывались на верхних этажах нового терминала с утробным треском. Каменная труха набивалась в глаза, рот, уши.

На цокольный этаж нового терминала продолжали приносить раненых. Контужены были абсолютно все.

Чтобы докричаться до бойцов, командиры преодолевали двойной барьер - запредельные рявканья взрывов и трёхдневную оглушённость слуховых путей личного состава.

Матрос - комроты подразделения "Спарта", чьи ребята первыми заходили в терминал и теперь держали нижние и верхние этажи здания, - решил, что для него этот бой может оказаться последним.

Силы были несопоставимы.

В новом терминале спартанцев оставалось человек тридцать, не больше. Пресловутых киборгов примерно столько же. Они засели на втором этаже.

Оказавшись в окружении, киборги не спешили сдаваться - с большой земли им поступали радужные прогнозы: у ополченцев не хватит сил, контратака захлебнулась, подкрепление вот-вот придёт, нужно держаться.

Матрос знал об этом, потому что противник находился настолько близко, что в минуты затишья бойцы ВСУ и мотороловцы могли перекрикиваться.

Матрос - крепкий пятидесятилетний мужик, грудь колесом, с седой уже бородой и добродушной улыбкой лесника. Он местный, донбасский, до войны занимался бизнесом. Дела шли неплохо, дети были устроены, вместе с женой несколько раз в год летал отдыхать на европейское побережье, собирался покупать недвижимость в Черногории…

Казалось бы, кому как не ему бороться за евроинтеграцию. Однако любовь к родине плюс служба во флоте приучили его к патологической жажде справедливости и выработали в нём несгибаемое офицерское упрямство.

Матрос бросил всё, вступил в ополчение и теперь готовил на первом этаже терминала пулемётную точку смертника.

В случае если киборги пойдут в атаку, чтобы отбросить спартанцев назад, он собирался прикрывать отход своих ребят до конца.

Матрос не драматизировал, паникёром он никогда не был, но последнее сообщение от комбата "Спарты" Моторолы звучало дословно так: "Занять круговую оборону! Противник прорвался к церкви!".

Храм находился на левом фланге, если стоять лицом к взлётно-посадочной полосе, и в тылу по отношению к новому терминалу. То есть по факту получалось, что Матроса с его бойцами отрезали от основных сил ДНР.

Ситуация получалось из разряда сон во сне.

Украинских киборгов на втором этаже аэровокзала блокировали спартанцы, которых, в свою очередь, взяли в оперативное окружение ВСУ.

С родным братом - позывной Водяной - Матрос попрощался на простреливаемом со всех сторон четвёртом этаже терминала. Оттуда Водяной вёл наблюдение за передвижениями противника.

Братья прошли бок о бок всю войну, Водяной даже успел побывать в украинском плену, но Моторола довольно быстро выменял его на какого-то пленного украинского солдата и вернул в строй.

Обнявшись с братом, как в последний раз, Матрос сказал: "Я из терминала никуда не уйду, если не сможем устоять, бойцов выводишь ты". Однако отступать не пришлось.

В тот момент, когда спартанцев обложили со всех сторон - артиллерией, танками, пехотой, - киборги должны были решиться на финальный рывок - пойти в атаку на людей Матроса. Сделай они это тогда, судьба нового терминала могла сложиться иначе.

Но они не решились.

В итоге спартанцы выстояли, а сомалийцы (так называли бойцов Гиви) вместе с ребятами из "Пятнашки" (командир Абхаз) отбили у ВСУ церковь.

Переговоры с киборгами вели на протяжении следующих трёх дней, предлагали коридор, предлагали уйти к своим. Но командование ВСУ продолжало им внушать, что такой вариант неприемлем, что большую часть донецкого аэропорта по-прежнему контролирует Киев.

После второго взрыва перекрытия обрушились на располагу киборгов полностью. Выжили двенадцать человек. Снайперши среди них не было.

* Организация запрещена на территории РФ по решению Верховного суда.

Точку в истории боев за донецкий аэропорт поставила операция, которую силы ДНР провели в 20-х числах января 2015 года. Тогда, уже окрепшая армия ополчения смогла нанести достаточно ощутимый удар по позициям ВСУ, которые разместились вокруг городов Новороссии, основной удар нанесли бойцы батальонов “Спарта” и “Сомали”.

Обстрел диспетчерской вышки танками “Сомали” после долгих месяцев дал результат - она рухнула, что лишило украинских военных поддержки снайперов и корректировщиков артиллерии. Пробившиеся на территорию аэропорта танки ДНР разрушили укрепления ВСУ, а ударная группа “Спарты” приступила к зачистке нового терминала. Загнав «киборгов» в ловушку, ополчение заняло верхние этажи и подвал нового терминала. Силы украинцев оказались заперты на первом этаже, но сдаваться отказывались и на все предложения мира отвечали огнем.

Тогда ополченцы решили поступить по другому: в подвале под местом обороны они заложили взрывчатку и подорвали. Два взрыва, 19-го и 20-го января, поставили точку в штурме ДАП. Большая часть бойцов ВСУ погибла под завалами, а днем 21 января оставшиеся в живых украинские военные были вынуждены сдаться ополченцам.

В результате многомесячной осады аэропорт Донецка превратился в руины, нашпигованные взрывчаткой - минами и «растяжками». Обстрелы территории не прекращались еще долгое время.

* Организация, запрещенная на территории РФ.

Уже месяц самые жаркие бои проходят в донецком аэропорту. Массовый героизм проявляют обе стороны - одни защищают, другие строят дорогу из трупов. Героев окружает плотная завеса, построенная из лжи, мифов и популизма.

В память павших защитников мы решили пролить хоть немного правды на события и развенчать мифы, созданные в Москве и Киеве.

Донецкий аэропорт имени С. С. Прокофьева

Аэродром в городе Сталино был построен на крови. Первые бульдозеры начали выравнивать площадку под взлетную полосу в 1933 году - самом голодном в истории Украины. Даже российские историки, которые спорят о вине Сталина, не отрицают сам факт голода. Первые пассажирские самолеты летали из Донецка аж в Старобельск - город Луганской области, расположенный в 160 км от аэропорта.

В июле 2011 года, под Евро2012 была построена новая полоса, а в мае 2012 года - новый терминал, который мог пропустить 3100 пассажиров за один час. Проектировали хорваты и, как показало время, свою работу сделали хорошо. Не зря Колесников (министр транспорта) потратил без малого 7 млрд гривен государственных денег, то есть 875 млн долларов. Стоит терминал, выдерживает «грады». Украли тоже много, но кто вспомнит.

Но и после футбольного чемпионата строительство не закончилось. Донецкие олигархи, как настоящие феодалы, не могут пользоваться общим терминалом. Простые дончане для них делятся на две категории - челядь и смерды. Поэтому затеяли возведение VIP терминала. За деньги налогоплательщиков, то есть, нас.

Сергей Прокофьев, именем которого назван аэропорт, это известный композитор прошлого века, родившийся на территории Донецкой области. Любимец Сталина, его оперы «Война и мир» и «Огненный ангел» как нельзя лучше подходят для современных событий.

Аэродром

Может принимать самолеты любого класса. За 2013 год пропустил через себя 1 100 500 пассажиров. Кроме чартеров Ахметова и компании, летает чуть больше десятка авиалиний. Главные направления - Киев и Москва. Почти все остальное - это турецкие курорты. В Европу и дальше - только один рейс, на Мюнхен. Для среднего класса донецких феодалов, которые еще не купили личный самолет, есть еще рейсы в Грецию и Эмираты. Остальное так, по мелочи - Кутаиси, Сургут, Ашхабад, Израиль. Принимает также грузы.

Первый штурм Донецкого аэропорта

После захвата Славянска, в аэропорт прибыл отряд 3 полка специального назначения ВС Украины. Спецназовцы разместились в старом терминале, аэропорт продолжил принимать и отправлять рейсы. В мае в Донецк прибыл отряд Ходаковского, получивший название «батальон Восток». В его составе было много выходцев из Кавказа - Чечни, Дагестана и других мест.

Так это начиналось...

26 мая Ходаковский, который, как утверждают некоторые источники, раньше служил в «Альфе», провел переговоры с командиром нашего спецназа. Разговор был примерно таким:

- Давайте, мы займем новый терминал. Чтобы без стрельбы и никому не нужных жертв. Вы остаетесь в старом терминале, можете доложить начальству, что позиции вы не сдавали. Кому нужно кровопролитие? Мы войдем в рабочий, новый терминал, приедут журналисты из России, поснимают. Аэропорт будет работать и дальше.

- Ну, попробуйте. Мы принимали присягу и не собираемся становиться предателями, как некоторые.

После этого разговора несколько КАМАЗов с боевиками выдвинулись в сторону аэропорта. Они вошли в новый терминал, в котором находились пассажиры и персонал аэродрома. Спецназовцы не стали им препятствовать, чтобы не было жертв среди мирного населения. Бойцы открыли сначала предупредительный огонь, который разогнал мирных. Боевики в это время заняли оборонительные позиции и приготовились к отражению атаки. После чего начался бой.

...а так закончилось.

Боевики успели вылезти на крышу и установить там переносные средства ПВО. Наши задействовали авиацию, как минимум, два вертолета Ми-24 и один штурмовик Су-25. Под прикрытием дымовых шашек боевики Ходаковского предприняли маневр, позднее использованный Стрелковым в Славянске. Кодовое название - «Задать стрекача».

Через эту мясорубку прошли практически все части регулярной армии РФ, которые были введены на территорию Украины. Не каждый солдат шел в атаку, но от каждой части были представители. Артиллеристы, конечно, в атаку не шли, только поддерживали огнем.

То же самое можно сказать и про отряды боевиков. Даже казачков из ЛНР привозили в Донецк для этого дела. Поэтому описывать каждое подразделение нет смысла - называйте любое, не ошибетесь, принимали участие. Зачем это делалось? Ответ - в конце статьи.

Российское телевидение раскрутило полевых «командиров» Гиви и Моторолу, но их роль сильно преувеличена. Они - звезды телевидения, которые получат все лавры, в случае победы, но никак не ключевые фигуры и даже не командиры сколь-нибудь значимых подразделений. Рядом с ними находятся военные советники из РФ, которые и принимают все решения.

Стоит заметить, что создавать мифы вокруг выгодно всем сторонам конфликта. Ложь идет со всех сторон - и от путина, и от Порошенко. Но ни один из них не касается тех героев, которые стоят там насмерть.

Миф №1 Донецкий аэропорт имени Прокофьева

Где-то в середине сентября такое понятие, как Донецкий аэропорт им. Прокофьева, просто перестало существовать. Он не может принимать пассажиров - терминалы, вместе со всей инфраструктурой, почти разрушены. Он не может принимать самолеты - навигационное и радарное оборудование практически уничтожено, как и нефтебазы, ремонтные и другие необходимые для авиации мощности.

Часть авиационного оборудования находится далеко за пределами аэродрома, что с ним сейчас, никто не знает. Состояние взлетно-посадочной полосы - под большим вопросом. Восстановление хотя бы минимальной работоспособности аэродрома может занять много месяцев. Проблема еще и в том, что ремонтировать полуразрушенные объекты - не безопасно. Лучше все снести и отстроить заново. Так будет даже дешевле.

Поэтому логичней будет употреблять фразу «территория бывшего аэропорта им. Прокофьева».

Миф №2 Донецкий аэропорт взят

Если вам кто-то скажет, что взял аэропорт, смело шлите его к путину. Площадь аэропорта - более 400 гектар, 99% из которой - это полностью открытая местность. Вся эта земля просматривается не только с помощью беспилотников, но и простыми, стационарными приборами. Артиллерия обеих сторон уже очень хорошо пристреляла эту площадь, поэтому контролировать ее просто невозможно. Ни Украине, ни ДНР. Все, что там появляется, тут же попадает под плотный и точный артиллерийский огонь.

Это - луганский аэропорт

Под аэропортом есть множество подземных коммуникаций, начиная от тоннеля, соединяющего зенитные части и заканчивая бомбоубежищем и подвалами терминалов. Десятки строений, больших и малых, позволяют прятаться от обстрелов.

Речь может идти только о контроле за конкретными зданиями. Главный опорный пункт наших сил - это новый терминал. Артиллерия, которой располагают боевики, может полностью уничтожить все постройки на территории аэропорта, как это было сделано в Луганске. Украинская может сделать то же самое. Но стороны стараются, по возможности, сохранить хоть что-то, что можно было бы, пусть условно, назвать захваченным/защищенным аэропортом.

Но даже если боевики и захватят все здания, нельзя будет говорить о полном контроле. Спецназ может появиться в любой момент, прямо из-под земли. Так что, если даже террористы и выбьют наших из зданий, им будет немножко страшно ночевать в этих огромных пустых, гигантских строениях.

Оставлять на ночь гарнизон в несколько сотен человек (а меньше не получится - слишком большие площади нужно держать под контролем), командиры боевиков не осмелятся. Украинским солдатам даже не нужно будет их выбивать. Проснулись утром любители русского мира, и недосчитались десятка-двух своих товарищей. А тел нашли еще меньше. И так каждую ночь. Как вы думаете, все эти Гиви и Мотороллы решаться на такую пиррову победу?

Чтобы взять донецкий аэропорт, нужно занять все населенные пункты, находящиеся в радиусе 10 км от него.

Миф №3 Ситуация в Донецком аэропорту

Если говорить о ситуации в донецком аэропорту, то нужно называть точное время и перечислять все объекты, о которых идет речь. Например: «По состоянию на 16:21 07.10.2014, украинские военные контролируют объекты А, Б, В и два этажа объекта Г. Боевики контролируют наземные части объектов Д и Е, в объектах Ж, З, И идут бои». Через пять минут все может резко измениться.

Главный миф. Стратегическое значение Донецкого аэропорта

Обе стороны конфликта называют аэропорт «стратегическим» объектом. Но это не так. Лучше всех про аэропорт сказал известный волонтер Роман Доник в своем

В ночь с 13 на 14 января начался последний, успешный для ВСН штурм донецкого аэропорта. Пожалуй, это было самое символичное сражение, произошедшее в ходе войны на Донбассе. Успешная оборона этого объекта ВСУ в предшествующий период сделала его своеобразным идеологическим символом украинской армии, на его защитников, так называемых "киборгов", представители украинского сегмента интернета молились, как на икону. Падение аэропорта, казавшегося незыблемой твердыней, наоборот подорвало моральный дух украинского общества, кроме того, стоит отметить, что в ходе этих боев были разгромлены наиболее боеспособные формирования ВСУ.

К началу 2015 года ополчению удалось достаточно плотно обложить формирования ВСУ, обороняющие новый терминал донецкого аэропорта, однако говорить о полной блокаде было нельзя, так как колонны украинской бронетехники периодически прорывались к объекту, подвозя оружие и боеприпасы, а также осуществляя ротацию личного состава. Прорывы стоили ВСУ больших потерь, что привело к тому, что командование в обмен на временное прекращение обстрелов Донецка договорилось с ополчением о проведении ротации личного состава в декабре 2014 года. Новый терминал и диспетчерская вышка аэропорта возвышались над местностью, что позволяло ВСУ эффективно корректировать артиллерийский огонь по местности. Стоит отметить,что предыдущие штурмы аэропорта, осенью-зимой 2014 были отбиты в первую очередь благодаря артиллерийской поддержке, которые "киборги" получали из Песков и Авдеевки, которые фактически были опорными плитами в обороне объекта. Однако в ходе осенних боев ополчению удалось максимально сблизиться с противником, что существенно затруднило артиллерийскую поддержку со стороны ВСУ. Стоит отметить, что аэропорт оборонялся наиболее подготовленными и мотивированными подразделениями украинской армии из 80-й аэромобильной, 93-й механизированной бригад.Общее руководство в секторе осуществлял командир 93-й механизированной бригады Олег Микац ключевую роль в обороне непосредственно нового терминала играло подразделение 90-го аэромобильного батальона 81-й десантно-штурмовой бригады. В целом в секторе украинская сторона имела численный перевес над ВСН.

Близость аэропорта к городской черте Донецка создавала благоприятные условия для артиллерийских ударов по жилым кварталам города, что сделало захват объекта приоритетной задачей для ВСН. Кроме того, взятие аэропорта было необходимо по моральным соображениям, неоднократные неудачные попытки штурма и постоянные артобстрелы не способствовали поднятию духа населения ДНР. Для штурма аэропорта были привлечены наиболее подготовленные подразделения республики-батальоны "Спарта" под командованием А.Павлова(Моторолы), Сомали под командованием М.Толстых(Гиви), подразделение "Восток", а также формирование российских добровольцев из Чеченской республики. Перед началом штурма удалось сформировать мощный артиллерийский кулак для его его поддержки. Средствами радиоэлектронной разведки был установлен контроль над радиопереговорами украинской стороны. Также к операции были подготовлены подразделения РЭБ, которые в ходе штурма сумели подавить связь обороняющих терминал "киборгов" с командованием. Бойцы штурмовых групп заранее тщательно отработали взаимодействия при штурме.

Штурм начался вечером 13 января, первым дело атакующие танковыми выстрелами обрушили диспетчерскую вышку, лишив украинцев наблюдательного пункта. Одновременно артиллерия ВСН приступила к контрбатарейной борьбе по заранее разведанным целям. Самым неожиданным для украинской стороны стало применение при штурме терминала установки разминирования УР-77, так называемого "Змея Горыныча".В последствии командование ВСУ будет заявлять о применении РСЗО нового типа "Чебурашка", которого не существует в помине.Видимо опыт Гелетея, объявлявшего об ядерном ударе по луганскому аэропорту, оказался заразным.Эта установка применялась для уничтожения укрепленных вражеских
позиций еще при штурме Грозного в Первую Чеченскую войну. Инженерный боеприпас эквивалентом свыше 2-х тонн тротила привел к частичному обрушению здания нового терминала, одновременно танки ВСН вели огонь по огневым точкам.Под прикрытием огня штурмовые группы ворвались в терминал и приступили к его зачистке. В ближнем бою активно применялись гранаты,накладные заряды взрывчатки, а также слезоточивый газ "Черемуха". Первый этаж был захвачен относительно быстро, дальше, после утраты эффекта внезапности, продвижение пошло медленно, но верно. Фактически уже в первый день штурма "киборги" были загнаны в мышеловку и их разгром стал лишь делом времени. С помощью средств радиоэлектронной борьбы была парализована связь между украинскими подразделениями.

Исход боев за терминал решался по сути не внутри здания, а на прилегающей территории, украинская сторона сразу бросила в бой подразделения, поддержанные бронетехникой. Однако на этот раз артиллерия ВСН по всем параметрам переигрывала украинских коллег и большая часть атак захлебнулась еще до прямого контакта с противником.

14 января Денис Пушилин заявил о полном контроле над аэропортом, однако эти заявления оказались преждевременными. Бои внутри терминала продолжались, ВСУ постоянно бросали в бой новые подразделения со стороны Песков и Авдеевки. Попытки деблокады оказывались безуспешными. Потери в бронетехнике летом 2014 года вынудили украинское командование посылать личный состав в атаку при поддержке МТ-ЛБ-легкобронированных тягачей, вообще не предназначенных для ведения боевых действий. Украинские солдаты и техника оказывались на открытом пространстве где расстреливались из всех видов вооружения, в том числе и РСЗО. Не в силе пробиться в новый терминал украинское командование выместило свою злость на жителях Донецка. Именно в эти дни город подвергался наиболее интенсивным артиллерийским обстрелам, что привело к многочисленным жертвам и разрушениям в Куйбышевском районе города.При обстрелах применялись даже РСЗО "Ураган". В последствии эти обстрелы сыграют очень злую шутку с пленными "киборгами".

17 января в бой вступили отряды "Правого сектора", специально прибывшие в Пески для деблокады аэропорта. Командование ПС заявило о том,что им удалось на 2 километра углубиться в Донецк, однако это так и осталось хвастливой болтовней. В общей сложности в атаке участвовало до батальона пехоты при поддержке 15 танков.В целом, разрекламированное наступление на новый терминал успехом не увенчалось - вообще наивно было ожидать, что силами 15 танков и батальоном пехоты можно взять объект, которые в последние дни зачищался как минимум сопоставимыми силами.

18 января, в связи с высокими потерями украинское командование поменяло тактику, на этот раз ударная группа атаковала со стороны поселка Спартак и сумела добиться определенных успехов, в частности, им удалось поймать три танка ВСН, которые находились без боекомплекта и уничтожить. Однако в целом, командование ВСН довольно оперативно среагировало на внезапную контратаку, завязался встречный бой в районе Путиловского моста, в ходе которого 1 украинский танк был уничтожен,еще 2 подтверждены и захвачены. Несколько украинских танкистов попали в плен. Тем не менее, под прикрытием танков, колонне ВСУ удалось прорваться к терминалу, перебросить подкрепление и вывезти часть раненных "киборгов." Несмотря на обреченность своего сопротивления, бойцы ВСУ продолжали сопротивление в новом терминале.

К 20 января существенные потери вынудили командование ВСУ формировать сводные подразделения из различных частей и даже видов войск. В частности в бой в качестве пехоты были брошены военнослужащие 160-й зенитно-ракетной бригады, а также подразделения из 25-й транспортной авиационной бригады. В качестве "пожарной команды" на прорыв были брошены также подразделения 25 ОВДБр, которые вновь понесли существенные потери. Символом беспомощности ВСУ стал расстрел колонны 90-го аэромобильного батальона "Житомир". Накануне операции командиром
батальона был назначен подполковник Олег Кузьминых, с самого начала АТО принимавший участие в боевых действиях. Получив задачу на прорыв блокады, подполковник лично возглавил подразделение, которое на 3(!) единицах бронетехники выдвинулось к новому терминалу. Стоит отметить,что одна машина из трех принадлежала не 90-му батальону, а 57-й мотопехотной бригаде.Нехватка бронетехники в ВСУ вынуждала командование изымать технику у одних подразделений в пользу других. В тумане колонна потеряла ориентацию и вышла прямо на позиции батальона "Сомали", где была расстреляна, один БТР был поврежден, но сумел уйти, 2 бронемашины были уничтожены. В общей сложности 9 человек были убиты, еще 8, включая комбата, попали в плен. Именно подполковника Кузьминых и его подчиненных Гиви накормил шевронами ВСУ в присутствии телекамер. Фактически, это стало последней попыткой прорыва к еще обороняющимся "киборгам".

21 января третий этаж терминала был разрушен накладными зарядами,которые установили находившиеся в составе штурмовых групп саперы.Фактически сопротивление "киборгов" прекратилось. Полтора десятка бойцов попали в плен.Де-факто, контроль ВСУ до сих пор сохранялся лишь в окрестностях аэропорта, что и позволяло командованию ВСУ еще делать заявления, что аэропорт держится, хотя на деле ключевые точки уже потеряны, а фронт сейчас проходила по дуге - Пески-Опытное-часть ПВО-Авдеевка, где по сути происходила борьба за позиции, с которых ранее осуществлялись попытки прорыва к терминалам. Просачивающие в свидомую прессу данные о потерях в целом подтверждали данные ДНР о том, что за последние дни в боях за аэропорт и прилегающие села противник потерял убитыми, ранеными и пленными несколько сотен человек, а госпиталя юго-восточной Украины сейчас забиты ранеными солдатами. По факту, аэропорт был взят 21 января 2015, однако командование ВСУ еще неделю отрицало очевидный факт, несмотря даже не репортаж съемочной группы Евгения Поддубного из нового терминала.

Тем не менее бои в окрестностях аэропорта продолжались. ВСУ продолжали контролировать часть ПВО,Пески и часть Авдеевки,где подразделения ВСН завязли в уличных боях. Командование ВСУ в ярости бросало в бой все новые резервы, пытаясь вернуть объект, ставший символом воинской доблести ВСУ. Впрочем, атаки не приносили результатов, украинские подразделения, оказавшись на открытом пространстве попадали под шквальный огонь артиллерии, неся при этом большие потери в личном составе и технике. Так только за 22 января 25 ОВДБр по официальным данным потеряла 12 человек убитыми. Большие потери в личном составе подорвали дух украинских войск, дошло до того,что даже элитные формирования отказывались идти в атаку. Командование ВСУ, в привычной для себя манере, решило отыграться на мирном населении,нанося массированные артиллерийские удары по жилым кварталам.В эти дни количество погибших мирных жителей Донецка,Горловки и Докучаевска превысило 100 человек. Фактически на глазах мирового сообщества совершалось военное преступление огромной тяжести, однако лидеры западных стран закрывали на это глаза, предпочитая в эти дни участвовать в акции "Я Шарли".

25 января формирования ВСУ отступили из здания РЛС, чем по факту и завершились бои за аэропорт.командование ВСУ до 29 января нагло утверждало об удержании аэропорта, отрицая при этом массовые потери. Подразделениям ДНР так и не удалось захватить Пески и Авдеевку, интенсивные боевые действия в которых продолжались до конца февраля, а с меньшей интенсивностью ведутся и по сей день. Расположение артиллерийских батарей ВСУ в Песках и Авдеевке по настоящее время сохраняет угрозу обстрелов жилых кварталов Донецка.

Откровенно смешными выглядят данные украинской стороны о потерях, понесенных в боях за аэропорт. По официальным данным,ВСУ потеряли в ходе боев около 50 военнослужащих убитыми и попавшими в плен. По факту только пленных было больше 30. В поименном списке погибших содержаться фамилии 130 военнослужащих, но это тоже явно заниженные цифры. Среди раненых со стороны ВСУ оказался даже глава "Правого Сектора" Д.Ярош, получивший осколочное ранение при попытки деблокады аэропорта. В отличии от предыдущих неудачных штурмов стороны по факту поменялись местами, если раньше атакующие аэропорт ополченцы оказывались под шквальным артиллерийским огнем на открытом пространстве, то теперь, после взятия терминала, в их положении оказались подразделения ВСУ. В ходе боев за аэропорт ВСУ потеряли как минимум 6 танков, 13 БМП, 7 БТР,5 БМД 9 МТ-ЛБ,САУ 2С9 "Нона",2 БРДМ а также 2 единицы инженерной бронетехники. Еще 4 танка,2 БТР,БМП,БМД и МТ-ЛБ достались ВСН в качестве трофеев. Благодаря более грамотной организации боевых действий потери ВСН были в разы ниже. К исходу суток 20 января командование ВСУ могло спасти жизни четырем десяткам своих солдат, запертых в терминале, отдав приказ об отходе. Периодически к терминалу удавалось прорваться отдельным бронемашинам, что говорит о возможности скрытого отхода личного состава в ночное время суток.Однако генеральный штаб ВСУ предпочел пожертвовать жизнями своих бойцов в обмен на миф о неприступной крепости-ДАПе.

Победа подразделений ДНР в аэропорту стала результатом качественного роста в организации вооруженных сил республики. При штурме ДАПа вчерашние ополченцы превратились в хорошо организованные мобильные штурмовые группы, усиленные саперами. В ходе боев грамотно применялись накладные заряды,с помощью которых проделывались проломы и уничтожались помещения, где укрывались "киборги".В больших количествах применялись тепловизоры. В ходе боев было грамотно организованно взаимодействие между штурмовыми группами и артиллерией, а также танками,которые эффективно использовались для подавления огневых точек противника. Отдельно стоит сказать о работе артиллеристов."Бог войны" является одним из ключевых факторов в войне на Донбассе.Артиллеристы ВСН сумели по всем параметрам переиграть оппонентов из ВСУ, грамотно вели контрбатарейную борьбу и оказывали огневую поддержку штурмовых групп.Именно заградительный артиллерийский огонь сорвал большинство атак ВСУ, во многом решив исход противостояния,нивелировав тем самым численное превосходство противника в секторе. Фактически, штурмовавшие аэропорт "Восток","Спарта" и "Сомали" уже не являлись иррегулярными формированиями ополченцев, это были уже скорее элитные штурмовые подразделения регулярных войск. Надо признать,что подобный качественный рост коснулся не всех формирований ВСН, в штурме аэропорта участвовали наиболее подготовленные подразделения республики. До регулярной армии было еще далеко, и последующая операция под Дебальцево выявило множество проблем в военном строительстве республик. Тем не менее, бои за аэропорт закончились полной победой подразделений ДНР. Объект, многие месяцы бывший костью в горле республики, был занят, кроме того в ходе боев были обескровлены наиболее боеспособные подразделения ВСУ, гибель "киборгов серьезно деморализовало украинское общество. Взятие аэропорта являлось пожалуй самой крупной моральной победой ВСН над противником. Это был своеобразный реванш за разгром при первом неудачном штурме 26 мая 2014 года, когда погибли десятки бойцов, в том числе 35 добровольцев из России. Миф о непобедимых "киборгах" был развеян.

СОЛДАТСКАЯ ПРАВДА. "ТЕРМИНАЛ"

Не помню почему, я не включил некоторые эпизоды того дня в общий ролик о зачистке нового терминала донецкого аэропорта 15 января 2015. Ведь некоторые из них были довольно значимы для меня. Да и не только для меня. Например когда въезжали на бэтэре в нижний этаж старого терминала, нас, тех кто сидел на броне, а именно оператора с какого то канала, Моторолу и меня, чуть не размазало по этой самой броне межэтажным перекрытием. Наверное, последующие за этим события, как то вытеснили этот эпизод у меня из памяти.


Наверное, представлю некоторых героев этого выпуска "Солдатской Правда"
"Моторола"

"Воха"

"Матрос"

"Прапор"
Этот АКа, Прапор всё-таки взял и даже уже подкрался целиться куда-то. Но, подошел боец и сказал:
- дяденька, это мой автомат. Отдайте, пожалуйста...
Пришлось вернуть)

Был очень удивлён встретив Михаила Галустяна, который окозался бойцом Спарты с позывным "Гном"

А вот какой позывной был у этого гражданина, я так до сих пор и не знаю

Воха, думаю наверняка его знает)

Обратно на ехали уже с Грэммом Филлипсом

Я в тот день лишь обделался лёгким испугом и поцарапанным пальцем

А вот снайперу, который с нами был, повезло меньше

Ну, и разумеется минометный расчет, который своими действиями вызывают шок и трепет не только среди своих вероятных противников)

Ну, и собственно сам фильм:

Здесь подробней о том, что происходило в кадре того дня

Битва за Донецкий аэропорт стала самым кровопролитным сражением этой безумной и преступной русско-украинской войны. По количеству погибших она намного превзошла сражение под Иловайском, под Саур-Могилой и приграничные сражения июня-июля месяца.

Примечательно то, что с украинской стороны Донецкий аэропорт героически и самоотверженно защищали в разное время то уроженцы Кировограда (почти все они крещены в Украинской Православной Церкви Московского Патриархата), то Николаева (а эти не только почти все прихожане УПЦ МП, но и говорят в большинстве по-русски). Хотя, оговоримся, канонические дискуссии по поводу Православия на Украине или даже богословская дискуссия православных и униатов не имеют ничего общего с этим смертельным кровопролитием. Аэропорт показал нам, что православные братья бьются насмерть с другими православными братьями. Нам долго рассказывали, что ополчение якобы идет победным освободительным маршем по Украине. А оказалось, что победа одних православных братьев над другими может быть только очень кровопролитной и ожесточенной. Меньшей цены в таком братоубийстве уже не будет. Это даже не пиррова победа. Это беда больше, чем победа.

Первое сражение за аэропорт произошло 26 мая, когда украинские войска отстояли его. С тех пор до середины сентября аэропорт подвергался периодическим обстрелам и атакам. С середины сентября обстрелы и попытки штурма аэропорта стали почти ежедневными, а с 1 октября они приняли особенно ожесточенный характер. В некоторые дни происходило по несколько атак с достаточно большими потерями. Уже неоднократно сообщалось, что в ходе штурмов ополченцы потеряли более 500 человек убитыми и прекратили почти все наступательные действия на других участках фронта, сконцентрировавшись лишь на этой, недостижимой цели в течение долгих месяцев.

Что же представляет из себя эта вожделенная для самопровозглашенного ополчения военная цель? Когда-то прекрасный современный терминал стоимостью 875 млн. дол., принимавший 1 млн. пассажиров за год, он был добротно построен хорватской строительной фирмой. Само здание аэропорта представляет из себя почти квадрат со стороной всего лишь каких-то 150 метров стекла и бетона, к которому со стороны летного поля присоединена галерея длиной 200 метров и пять выходов на посадку длиной около 70 метров тоже из железобетонного каркаса, стали и стекла. Таким образом вся оборона держалась «на пятачке» в 150 на 200 метров (4 футбольных поля), однако под несколькими слоями бетонных перекрытий. Старый терминал аэропорта и того меньше. Это здание длиной в 150 метров и шириной в 20 метров с небольшим примыкающим залом 50 на 50 метров. Старый терминал находится от нового на расстоянии всего в 70 метров. Кроме них в отдалении стоит железобетонная башня аэропорта, на которой долгие месяцы развевался украинский флаг. Вот и все, что в новостных сообщениях обычно называется громкой фразой «комплекс зданий аэропорта». По размерам новый терминал оказался сравнимым с эпической Троей, ведь именно такие размеры имеет она в раскопках. Только битва под Троей была скоротечной, лишь около 1-2 недель. Наша же битва оказалась гораздо более длительной. И вместо крепости здесь стояли простые здания. И эти здания оказались неприступными. Кроме нового и старого терминалов невдалеке находится гостинница «Полет», супермаркет «Метро», ангары и уже давно пустые изрешеченные и покореженные взрывами резервуары для топлива. За терминалами аэропорта простирается огромное летное поле с двумя взлетно-посадочными полосами (длина бетонки более 4 км). Эти взлетно-посадочные полосы могли принимать любые имеющиеся на планете Земля самолеты, включая супергигант «Мрия» и даже американский космический челнок в случае аварийной посадки. Прекрасный был аэропорт. Западнее аэропорта находится поселок Пески, занятый украинской армией. Этот поселок стал второстепенным участком битвы за донецкую воздушную гавань.

Однако вернемся к терминалам. Исходя из весьма скромных размеров двух зданий можно заключить, что их защищали вряд ли более 2 рот. Большее число было бы трудно эффективно разместить для обороны. Примерно 200 солдат. Меньше, чем было спартанцев. Только спартанцы стояли насмерть против огромной армии интервентов, а здесь брат шел на брата. Именно такая численность гарнизона в 200 человек определила успех самой результативной оборонительной операции украинской армии. Именно столько бойцов украинской армии с православными крестами на шеях обескровили ополченческие формирования с такими же точно православными крестами на шеях.

Аэропорт подвергался обстрелам с нарастающим ожесточением. Летом это были только периодические обстрелы из «градов» и 120-мм минометов. В середине сентября огонь значительно усилился. В сообщениях донецких социальных сетей замелькали фразы «артиллерийский обстрел с выстрелами почти каждую секунду», «огонь со всех сторон по аэропорту», «сильная канонада из нескольких районов в сторону аэропорта». Сразу после выборов 2 ноября по сообщениям в соцсетях Донецка огонь по аэропорту велся из орудий весь день со средней интенсивностью два выстрела в минуту, что означает 120 снарядов в час. Минометы обычно вели огонь с близкой дистанции, прикрываясь жилыми домами, артиллерийские орудия устанавливались в городе на площадях, а «грады» и «ураганы» стреляли через весь город с юго-запада, юга и востока. Судя по сообщениям в социальных сетях каждый сильный обстрел должен был состоять не менее, чем из нескольких сотен снарядов. И это не так много, если учесть, что один залп «града» – это 40 реактивных снарядов калибром 122 мм. И таких сильных обстрелов было не менее нескольких десятков. В январе обстрелы стали еще более сильными. Тогда по терминалу стали стрелять прямой наводкой танки. Если основываться на оценках в социальных сетях Донецка по интенсивности обстрелов и если считать, что большинство обстрелов было направлено на район аэропорта, то можно в первом приближении оценить, что на этот участок фронта обрушилось за все время с мая до середины до 21 января не менее 5 тыс. снарядов.

Важно понимать, что при таком большом количестве снарядов, выпущенных в район аэропорта, и часто даже «через голову» Донецка из его южных или восточных районов, некоторая небольшая доля их давала неизбежные недолеты и падала в жилых районах. В этих ошибках и есть в значительной мере разгадка тех самых необъяснимых ударов по жилым районам Донецка, в которых стороны обвиняли и продолжают обвинять друг друга. Но как правило это не результат злого умысла, а чаще или недолет снарядов ополченцев, или ответные ошибочные удары украинской артиллерии по позициям артиллерии ДНР. От здания нового терминала аэропорта до улицы Стратонавтов на окраине Донецка (на этой улице было больше всего разрушений) всего лишь 700 метров. При этом развертывание позиций систем залпового огня и артиллерии для обстрела аэропорта предполагало значительно большую дальность, ведь стрельба с малых дальностей невозможна. Это делало неизбежным для ополченцев ДНР стрельбу через город с дальних дистанций. И странно было бы ожидать, чтобы из многих сотен реактивных снарядов и артиллерийских снарядов какая-то малая часть не падала с недолетом на мирный город. А из ответных снарядов украинской армии какая-то часть неизбежно падала на жилые районы.

Само здание аэропорта после длительных артобстрелов к началу января сильно пострадало, некоторые перекрытия и колонны обрушились, однако крепость по-прежнему стояла. Многие снаряды падали вокруг терминала, за ним на недавно опубликованных видеосвидетельствах можно заметить сразу не менее десятка единиц техники и транспорта, все разбитые артиллерийским огнем. Перед зданием аэропорта также можно увидеть многочисленные воронки на асфальте. Очень много снарядов также было выпущено по поселку Пески за задной окраиной аэропорта. Поселок протяженностью 1 км на 2 км почти разрушен.

Оценка в первом приближении числа в 5 тыс. снарядов, обрушившихся на аэропорт и окрестности за все время боев, неизбежно вызывает ассоциацию с Брестской крепостью. При этом оказывается, что по количеству выпущенных снарядов штурм немецкими войсками Брестской крепости получается сравнимым с нынешними боями двух братских народов вокруг Донецкого аэропорта. Отчет 45-й пехотной дивизии вермахта по штурму крепости (опубликован историком М.Солониным в переводе Василия Ристо) называет сравнительно четко временные промежутки, когда по Брестской крепости велась артподготовка, а также количество задействованной артиллерии. Например известно, что по крепости было выпущено 2880 снарядов реактивной артиллерии из шестиствольных минометов, 31 снаряд сверхтяжелых мортир типа «Карл», а кроме того по цитадели стреляли 9 легких, 3 тяжелые батареи и 210-мм мортиры в количестве 9 единиц и периодически еще два дивизиона таких же мортир. Сам огонь велся 22 июня только 15 минут с 4 утра, однако 23 июня было сразу несколько мощных огневых ударов по крепости в течении всего дня, а 24 июня только до полудня. После этого организованное сопротивление крепости прекратилось, а сопротивление сохранялось лишь в отдельных очагах. За эти 2 с половиной суток по крепости было выпущено около 6 тыс. снарядов (отчет не дает точной итоговой цифры, но примерная оценка выводит на такие цифры). Таким образом по числу снарядов Брестская крепость и Донецкий аэропорт оказываются сравнимыми. Однако цитадель Бреста, по которой в основном и велся огонь 22-24 июня 1941 года, простирается на 700 метров в длину и на 300 метров в ширину. То есть площадь под ударом в Бресте оказалась в 5 раз больше, чем в Донецком аэропорту, хотя с другой стороны в Бресте это произошло за три дня, а в воздушных воротах Донецка – много месяцев.

С чем еще можно сравнить этот безумный штурм православными других православных? С Порт-Артуром? С Севастополем? По интенсивности огня можно. А по нелепости атакующих и противоестественному ожесточению никак нельзя. Там на приступ шли иноземные агрессоры. А здесь православные русские штурмовали своих православных братьев. Одна за другой отбивались десятки атак. Такого не было в Брестской крепости. Такое было только в Севастополе и Порт-Артуре. Конечно же, оборона этой твердыни войдет в учебники военного искусства всего мира.

Если посмотреть на терминалы аэропорта, то можно увидеть, что все пространство вокруг зданий открытое. Это или стоянки автомобилей и подъезды спереди, или бетонное покрытие летного поля сзади. Для лобовой атаки хуже не бывает. При взрывах фугасов все осколки летят, рикошетируя от твердого покрытия под острым углом и поражают все на своем пути. При этом воронок нет вообще на бетонном покрытии или почти нет на асфальте и укрыться негде.

Если внимательно посмотреть на фотографии терминала Донецкого аэропорта во время его строительнства, то можно увидеть, что вся конструкция высокого здания основана на большом количестве вертикальных мощных железобетонных колонн, на которых лежат железобетонные перекрытия в несколько уровней. Эти несколько уровней видны везде, кроме главного зала. В главном центральном зале можно увидеть железобетонные перекрытия крыши и под ними уже пол верхней зоны вылета. При этом зона прилета располагалась ниже эстакады также под мощными железобетонными перекрытиями. Под зоной прилета располагались подвальные помещения в два или более уровней.

Такая конструкция здания аэропорта сделала его трудноуязвимым для артиллерийского огня. Любые фугасные снаряды, падающие на здание сверху, не должны были причинять ему большого вреда. Даже фугасные снаряды клибра 152 мм, разрываясь на бетонных перекрытиях крыши, должны были оставлять в высокопрочном бетоне лишь небольшие выбоины. Находящимся внизу защитникам это не сильно вредило. Бетонобойные снаряды вряд ли были более эффективными. Бетонобойный снаряд призван пробивать бетонное перекрытие и поражать замкнутое пространство ДОТа или блиндажа. Тогда он выводит из строя грнизон ДОТа. Но в данном случае, когда перед нами железобетонная коробка с крышей, открытая со всех сторон, удар такого снаряда должен приводить лишь к проделыванию небольшой пробоины в крыше. Поразить несущую конструкцию при навесной стрельбе оказывается очень трудно. Отряды ДНР попытались перебить несущие железобетонные столбы при стрельбе танковыми орудиями прямой наводкой. Но и это сложно. Ведь попасть из танка в несущий железобетонный столб шириной в 70-80 см не так-то и просто. А если попадание танкового снаряда и произошло, то перебить столб можно лишь с нескольких попаданий. Но это оказалось единственным способом штурма. Это и происходило в январе, когда по терминалу много раз вели огонь танки и артиллерия прямой наводкой. Но сам терминал не мог отвечать артиллерией, ведь своего артиллерийского вооружения у него не было и разместить его было негде.

Только вечером 21 января после многодневных обстрелов украинские войска оставили новый терминал. К этому времени он уже весь простреливался насквозь. Ополчение заявило о победе, однако победа сомнительна. Не зря руководители ополчения выступали перед видеокамерами у жилых домов в 700 метрах от терминала за склоном. Украинские войска остались на позициях вокруг летного поля аэропорта и они могут точно также простреливать развалины нового терминала, как это раньше делали ополченцы. Скорее всего развалины будут находиться на нейтральной полосе. Едва ли ополченцы смогут закрепиться в них.

Эти развалины будут памятником позора нашей страны. Но они же скоро станут и памятником российского покаяния. Покаяния за братоубийство.
И такое покаяние не за горами.