Все о тюнинге авто

Что такое хибины. Горы Хибины. Расположение на карте, высота и фото. Каждая группа должна

Как известно, горы Хибины – это самый крупный горный массив, находящийся на Кольском полуострове. Название «Хибины» появилось не так давно, ведь до этого горную систему называли саамским словом «Умптэк». Считается, что геологический возраст данной горной породы достигает около 350 миллионов лет. Точное происхождение Хибин неизвестно до сих пор, хотя согласно русскому говору Архангельской области и Кольского полуострова преобладает термин «Хибен», который означает «плоскогорье».

Горы сложены магматическими породами или нефелиновыми сиенитами. Хибинский массив имеет платообразные вершины, достаточно крутые склоны, в некоторых местах которых имеются ледники и снежники. Наивысшей точкой горной системы стала гора Юдычвумчорр, высота которой достигает 1200,5 м над уровнем моря и которая достаточно круто обрывается в виде неприступных отвесных скал.

Горный Хибинский массив по своей форме больше напоминает подкову, несколько открытую по направлению к востоку. Характерным рельефом стали высокие плоские плато, а также сложная система особенно глубоких долин. Большинство долин имеют завершения в виде глобальных ледниковых цирок, в которых на протяжении всего года находится снег. Присущие плато – плоские поверхности, полностью покрытые каменными голыми россыпями. Огромное количество минералов находится в Хибинах, подавляющее количество из которых были открыты на этом месте впервые – именно поэтому Хибинский массив еще называют минералогическим природным музеем. Самое важное значение имеют находящиеся здесь полезные ископаемые. В этом месте расположены самые крупные в мире месторождения апатита, содержащего фосфор, а также титановых, сфеновых, молибденовых руд и многих других редчайших элементов, которые стали надежной базой для горнодобывающей промышленности Севера.

Что касается растительного мира гор Хибин, то он все более изменяется с увеличением высоты. Склоны и подножия гор, достигающие высоты в 350-400 м, заняты исключительно хвойными лесами, представленными ельниками, сосняками, которые чаще всего можно увидеть с примесью березовых пород. Чуть выше имеется березовое криволесье, еще более поднимающееся в высоту на 100 м. В еще более возвышенной зоне находятся зоны криволесья – это тундра, практически полностью покрытая мелкими кустарниками – голубикой, брусникой, вороникой, толокнянкой, а также различными видами лишайников. После того, как пройдут первые морозы, листья всех растений быстро приобретают насыщенную яркую краску, при этом создавая невероятной красоты разноцветный ковер. С увеличением высоты по склонам все в большей мере растительный покров становится редким, и зачастую можно встретить голые области каменистых насыпей. Все вершины гор почти полностью без растительности, а на скалах и в некоторых местах россыпями встречаются желтые, серые и зеленые узоры преобладающих в этих местах лишайников. Флора гор Хибин особенно ценна, ведь немалое количество представителей местной растительности занесено в Красную книгу. Что касается здешней фауны, то наземные позвоночные горного массива представлены 27 видами млекопитающих, 2 видами пресмыкающихся, одним видом земноводных и 123 различными видами птиц.

На сегодняшний день на территории Хибинского горного массива работают следующие рудники: Расмвумчоррский (плато Расвумчорр и месторождения Апатитовый цирк), Кировский (Юкспор и Кукисвумчорр), Центральный (Расвумчорр), а также Восточный (Ньюркпахк и Коашва). Добыча полезных ископаемых проводится как открытым, так и подземным способом. Число открытых горных хребтов все более понижается, и через некоторое время разработка месторождений будет проводиться исключительно подземным способом.

На протяжении достаточно продолжительного промежутка времени Хибинские горы являются одним из самых любимых мест отдыха туристов, ведь это первый во всем Заполярье альпийский район, в котором была проведена надлежащая система маршрутов, начиная от учебных и заканчивая наиболее трудными. Даже небольшая высота гор может быть обманчива, ведь присущие данному району особенности климата зачастую создают экстремальные условия для процесса восхождения.

Первые названия горам и рекам Хибинского массива дал академик Александр Евгеньевич Ферсман . Именно он увековечил имя финского исследователя Вильгельма Рамзая , назвав в его честь перевал между Поачвумчорром и Тахтарвумчорром, перевалом Рамзая. Участник финляндских экспедиций Рамзай занимался изучением Хибин и всего Кольского полуострова с конца XIX века. Название перевал Рамзая появилось в 1920 году, а в 1997 на вершине установили мемориальную доску, напоминающую о заслугах ученого в освоении Хибин.

Рамзай не был первооткрывателем Хибинских гор, но считается их первопроходцем. Первые воспоминания о массиве найдены еще на карте российской Академии наук, датированной 1745 годом. В то время Хибины были обозначены как неизвестные горы расположенные южнее озера Имандра . Озеро отметили на картах еще в 1611 году, что подтверждает путешествия людей по Кольскому полуострову уже в те годы.

Если русские добрались до Имандры, то они не могли не заметить заснеженные Лопарские тундры. Тем не менее официальными первооткрывателями горных вершин стали горный инженер Николай Широкшин и академик Александр Миддендорф. Ученые побывали в Хибинах в 1834 и 1840 году, эти годы считаются временем открытия Хибинского горного массива.

Предшественниками Рамзая стали также русский и французский путешественники Николай Кудрявцев и Шарль Рабо. Однако Александр Ферсман больше всего выделил именно Вильгельма Рамзая, считая его труды классикой научного освещения и основой дальнейшего изучения Хибин . Вильгельм Рамзай первым начал геологические, петрографические и минералогические исследования в крае. В его честь назван один из найденных в Хибинах минералов - рамзаит.

Заслуги Вильгельма Рамзая в изучении Хибинских гор

Первые шаги в изучении Хибин Вильгельм Рамзай сделал в 1887 году, когда входил в состав финляндской экспедиции, отправленной во внутренние районы Лапландии. Геолог не был формальным руководителем компании ученых, но впоследствии поездку непременно связывают с его именем. С этого похода начались многолетние труды финского естествоиспытателя по изучению геологических особенностей Лопарских тундр. Они продолжались на протяжении 40 лет вплоть до самой смерти Вильгельма Рамзая.

Во время похода в 1887 году Вильгельм Рамзай и его коллеги пересекли Кольский полуостров от реки Колы до мыса Святой Нос, минуя остров Кильдин, реку Воронья, озеро Ловозеро и реку Поной. Допуская отклонения к северу и югу от намеченного маршрута, ученые смогли составить более полную карту местности, обследовав «белые пятна» центральной части полуострова. Тогда были открыты Ловозерские и Хибинские горы, о которых ранее никто не знал.

Хибинский горный массив открылся Вильгельму Рамзаю возле Умбозера , когда он поднимался на вершины Ловозерских тундр или Луяврурта. Но остановиться и провести длительное время в тех местах не удалось. Только в 1891 и 1982 годах группа ученых во главе с Вильгельмом Рамзаем провела в горах два полевых сезона, детально изучив территорию, рельеф и состав почвы. Финскому геологу помогали его верные спутники - специалист в области петрографии Виктор Гакман, геодезист и по совместительству астроном Альфред Петрелиус и исследователь флоры Освальд Чильман. Каждый из них оставил свой след в истории Хибин, дав свои имена горам и рекам.

В честь Альфреда Петрелиуса, Александр Ферсман назвал сразу три природных объекта: реку, гору и перевал. Именно Альфред Петрелиус составил карту рельефа Хибин. Благодаря ему определились кольские притоки к реке Имандре и Умбозеру.

Виктор Гакман вместе с Вильгельмом Рамзаем собрал в Хибинах коллекцию минералов и горных пород. После завершения экспедиции он обработал полученные материалы в Гейдельбергском университете в Германии. В результате он выявил наличие новых, до тех пор неизвестных науке минералов. Именно в горах Хибинского массива впервые нашли залежи сфена, лопарита, ловенита, эвдиалита, мурманита и астрофиллита. Имя Виктора Гакмана получила река, протекающая посередине горы Юкспор.

Александр Ферсман дал название горе Чильмана в память о скандинавском ботанике Освальде Чильмане. Гора находится в западной части массива, хотя ученый занимался изучением растительности на востоке полуострова. Именно Освальд Чильман открыл возвышенность Кейвы.

Официального подтверждения открытия Вильгельмом Рамзаем главного богатства Хибин не обнаружено. В его трудах нет упоминания об апатитовой руде. Тем не менее академик Александр Ферсман составлял свою карту полезных минералов, где указал на кольцевую структуру гор, взяв за основу карты Вильгельма Рамзая. Такую информацию подано в многотомном издании «Геологической изученности СССР». Без результатов работы финского ученого месторождения апатита еще долго оставались бы неизвестными. Сам Ферсман говорил, что задачей его исследований было полное обследование Хибинских гор на основании изучения работ Вильгельма Рамзая.

Во времена Вильгельма Рамзая апатитовая руда не представляла ценности для промышленности и сельского хозяйства. Невысокий уровень технологического развития и особые географические условия не позволяли реально оценить пользу апатита и использовать его на практике. Поэтому интерес науки к данному минералу был чисто теоретическим.

Финский геолог отдал дань уважения своим предшественникам. Он назвал вершины Хибинских гор именами Шарля Рабо, Александра Миддендорфа и Николая Кудрявцева.

Исследования Кольского полуострова Вильгельм Рамзай описал в 18-ти опубликованных статьях и монографиях. Все работы были изданы на немецком языке. Ни одна статья так и не была опубликована на русском.

На территории Мурманской области подпирают небо высокие хребты Хибинских гор , или Хибинские Тундры. Они расположены в центре Кольского полуострова и отдалены от Баренцева моря более чем на 100 километров, от Белого - на 80 километров. Издавна Хибины были загадочным регионом, где не ступала нога человека. По диким склонам и в густых лесах свободно разгуливали единственные обитатели гор - животные. Их свобода продолжалась вплоть до ХХ века, когда человечество предприняло первые шаги к освоению безлюдного края.

В начале прошлого века наука всерьез заинтересовалась Хибинами. Было совершено несколько экспедиций выдающимися учеными, среди них геолог Вильгельм Рамзай, специалист спетрографии Виктор Гакман, ботаник Освальд Чильман и их коллега геодезист Альфред Петрелиус. Путешествую по всему Кольскому полуострову, исследователи уделили достаточно внимания изучению нового, неизведанного Хибинского региона.

Результатом их поездок стали научные статьи, вызвавшие резонансный интерьер среди ученых всего мира. Эти статьи стали основой для многих научных открытий. Хибины оказались настолько богаты, что открытия продолжаются и сегодня. Имена первооткрывателей запомнятся навсегда, они увековечены в названиях рек и гор Кольского полуострова. В ущелье Рамзая можно передохнуть путешественникам, из ручья Гакмана усталый путник напьется кристальной горной воды, скалолаз с удовольствием погорит гору Чильмана и перевал Петрелиуса.

Изучение Хибин в середине ХХ века

1916 год был ознаменован строительством железной дороги, соединившей Хибинский регион с Санкт-Петербургом. Полотно начиналось в порту Романов-на-Мурмане, где море никогда не замерзало, и простилалось вдоль западной части Хибин, до Петрозаводска и тогдашней столицы России. Среди первых пассажиров железнодорожной ветки были ученые Александр Евгеньевич Ферсман и Александр Петрович Карпинский, в то время возглавлявший Российскую академию наук, а Александр Ферсман слыл подающим большие надежды молодым служителем науки. Они приехали на Кольский полуостров с целью, изучить возможности освоения Хибин.

Планировалось расширение территорий, залученных под хозяйство, и горная местность привлекала государство. Молодому Александр Ферсману холодный край припал до души, он с большим энтузиазмом взялся за исследование региона. Первая мировая война, а после и Гражданская война в России помешали его планам, но по окончании военных действий ученый вернулся в Хибинские горы во главе экспедиции. Его соратниками стали геологи Н. Н. Гутков, А. Н. Лабунцов, Б. М. Куплетский, Е. Е. Костылёва и многие другие.


Надпись на памятной табличке : Нас влекло стремление не только изучить эту замечательную природу, но и овладеть её богатством, подчинить их воле Советского человека и тем оживить этот пустынный безлюдный край. Подпись: Александр Евгеньевич Ферсман.

1920 год - члены Академии наук СССР нашли в предгорье Хибин неизвестные до тех пор минеральные вещества. Открытие было случайным, так как этот маршрут не был запланирован. Комиссия приехала на Север для анализа перспектив освоения новых территорий. Прогулка от железнодорожной станции Имандра до Хибинских гор была предложена академиком Александр Ферсманом. Будучи главой экспедиции, он убедил коллег взглянуть на геологический состав горной местности, так как был уверен в их богатстве. Ученый не прогадал. Впоследствии Александр Ферсман напишет о том, как геологи-энтузиасты почти без снаряжения, еды и теплой обуви приступили к изучению неизведанных земель.

В 1921 году началась активная разработка Апатитовой руды возле горы Кукисвумчорр. В том месте были найдены залежи апатита. Годом позже была открыта так называемая «апатитовая дуга», пролегающая через Апатитовый цирк и горы Кукисвумчорр, Расвумчорр и Поачвумчорр. Сначала месторождениям апатита не придали должного значения, но в 1923 году геологи всерьез задумались над пользой добычи минерала.

1926 год стал началом разработки богатых на апатит предгорий Кукисвумчорр. На полуостров съезжались рабочие-шахтеры.


Надпись на памятной табличке : В 1930-1945 годах на этом месте находилась первая на Кольском п.о. научная станция академии наук СССР «Тиетта » организатором и руководителем которой являлся академик Александр Евгеньевич Ферсман.

В 1929 году был создан трест «Апатит» для добычи апатита в Хибинских горах. С помощью Александра Ферсмана был основан город Хибиногорск , ставший центром горной промышленности в Мурманской области. Академик долго думал над названием поселения. Предлагались варианты Карпинск, Тундровый, Полярный. Но Хибиногорск, по мнению ученого, больше всего подходил суровому городу, сохраняя его единство с горами. В 1934 году он был переименован в Кировск, расположился молодой город у озера Большой Вудъявр.

Рядом с Хибиногорском выросли новые поселки и станции, их названия стали отголоском главного богатства региона: Титан , Апатиты , Нефелиновые Пески и другие.

См. фильм Вероники Строгоновой «Хибины»; https://www.youtube.com/watch?v=RzkxT-oPPdY

Крупнейший горный массив Кольского полуострова – Хибины. Вершины платообразные, склоны крутые, высшая точка - гора Юдычвумчорр (1200,6 м). В районе Хибинского массива геологами установлено около 500 минералов, десятки которых имеют практическую ценность, 110 не встречаются нигде больше.

Основные добываемые минералы: апатит, нефелин, сфен, эгирин, полевой шпат, титаномагнетит. Апатит - сырьё для производства фосфорных удобрений, фосфора и фосфорной кислоты, его применяют в черной и цветной металлургии, а также в производстве керамики и стекла. Минерал изредка используют ювелиры, широкое применение в ювелирном деле невозможно из-за хрупкости этого камня.

Первым исследователь Хибин - финляндский геолог В. Рамзай (Вильгельм Рамсэ), в экспедициях 1887-1892 гг. были составлены карты района, изучена геология и минералогия; затем в течение 25 лет исследования не проводились. В 1920-32 гг. Академия Наук СССР провела плановые исследования массива Хибин, руководил экспедициями акад. А.Е. Ферсман. В 1930 г. началось хозяйственное освоение этого района, был организован трест «Апатит», который занимался добычей полезных ископаемых.

Справка
Вильгельм Рамзай (фин. Wilhelm Ramsay, 1865-1928) - российский и финляндский геолог, иностранный член-корреспондент АН СССР (1925), профессор геологии и минералогии Гельсингфорсского университета, с 1924 по 1927 - профессор математики и естественных наук.

1) Существующая этимология

Топонимика Хибин
http://eco-apatity.jimdo.com///-/

В начале XVI в. московские землемеры приступили к составлению «чертежей» пограничных областей Руси. В числе прочих была составлена карта «Карельские и Лопские земли к Мурманскому морю». До наших дней она не сохранилась, но известно, что на ней было обозначено озеро Имандра и «горы Будринские» на его берегу. Вероятно, название гор произошло от слова "будра" – так поморы называли растение, росшее в Кандалакшской губе. Позднее горы стали именоваться Хибины. Считается, что это название произошло от слова "хибень" (предположительно финского происхождения), которое употребляли на Кольском полуострове и в Архангельской области, а означало оно - «плоская возвышенность, плоскогорье».

2) Исследователи о топонимике региона

А) А.А.Минин, И.Ф.Попов, В.И.Шахнович. Краткий обзор топонимики туристских районов Кольского полуострова; http://www.kirovsk-hibinogorsk.ru/toponimika.html

«Топонимике полуострова свойственна многоименность: зачастую один и тот же географический объект имеет до 4-5 саамских плюс 1-2 русских названия, часто даже не связанных между собой по смыслу. Это объясняется существованием в языке саамов 4 диалектов и 6 говоров, существенно отличающихся друг от друга. По данным А.А. Минина многоименность присуща 18% всех географических объектов Кольского полуострова».

Б) Васильев С.Б. Топонимы Хибинского края; http://nick-k56.livejournal.com/311186.html

«Схожие названия Хийпиня, Хиппиня или Хибина впервые появились на картах и в письменных источниках в конце XIX в. История этого топонима сложна. Велика вероятность того, что он не саамского, а финского происхождения и появился не так давно. Наглядное тому подтверждение можно увидеть в книге ревдинского краеведа В.А. Лихачёва «Рисунки Канозера», где даны фрагменты из немецких атласов 1891 и 1911 гг. На первом мы видим название «Umbdek», на втором – «Umptek», в скобках –«Сhibina». Широкое употребление второго названия зафиксировано лишь после экспедиции в Хибины финского учёного В. Рамзая в 1887 г., который не скрывал, что горы имели саамское название Умптэг».

2) Топография

Карта озера Имандра и Хибинских гор на Кольском полуострове, составлена экспедицией В. Рамзая в 1891 г. http://www.kolamap.ru/img/1892/1892_.html

1891 г. «Кarte ;ber den imandra-see und das umptek oder chibin; gebirge auf der Halbinsel Kola». Перевод: «Карта через озеро Имандра и umptek или Хибинах гор на Кольском полуострове»; термины «umptek = chibin;» не имеют перевода (значения).

3) Применение оронима (названия гор) в русском языке

Национальный корпус русского языка

График частоты использования термина в НКРЯ показывает, что ороним «Хибины» в русском литературном языке до 1923 года не применялся.

* Г. Н. Боч. Экскурсия на Север (1926): «В самом центре Кольского полуострова, под 67°35" ; 67° 55" с. ш. и 3° 56"-4° 41" в. д. от Пулкова, между двумя живописными озерами; Имандрой и Умпъявром, возвышается Хибинский горный, массив. … Эта группировка не единична, мы встречаемся с нею в других щелочных массивах Гренландии, Христиании, Арканзаса или Ильменских гор Урала; только Хибины являются самым грандиозным из этих массивов и должны рассматриваться как самый большой в мире щелочной массив».

* Н. П. Колпакова. Терский берег (1936): «В 1923 голу на станции Хибины организовался небольшой опорный сельскохозяйственный пункт». Прим. станция показана на советской карте 1925 г.

Очевидно, что первые упоминания оронима «Хибины» в русском литературном языке, связанны с постройкой Мурманской железной дороги (1916-1917 гг.), на её строительстве трудились 170 тыс. человек, в т.ч. 10 тыс. китайцев из Манчжурии, 2 тыс. казахов, 40 тыс. пленных австрийской армии и 500 канадцев. С введением в эксплуатацию железной дороги началось хозяйственное освоение этого малонаселенного региона, и распространился ороним.

4) Обобщение и выводы

* Горный массив Хибины на старых картах не показан, впервые двойное имя Umptek-Chibin; фиксируется на карте В. Рамзая 1891 г., массив показывается на зарубежных картах с 1911 г., на советских картах Хибины с 1935. гhttp://www.kolamap.ru/img/1935/1935.html

* В русском литературном языке термин фиксируется с 1923 г., ороним Хибины не имеет значения в европейских языках, связь графики и фонетики с содержанием термина не установлена.

* Хибины – горный массив, сложен различными горными породами, т.е. камнем (минерал или горная порода природного происхождения). Следовательно, искать в графической форме оронима надо термин содержащий смысл – камень, твердый как камень, окаменение.

Вывод
Скорее всего, ороним Хибины был запущен в специальный геологический и литературный оборот финским геологом В. Рамзаем около 1891 г. Целесообразно рассмотреть термин в связи с терминологией иврита и библейскими образами, т.к. другими языками он не объясняется.

5) Терминология иврита и библейский образ

А) Терминология

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корень – ХИБИНЫ – Х+ИБИН+Ы. Моментально обнаруживается соответствующий корень иврита – ИБЕН превратить в камень, делать твердым как камень. Производная форма от существительного ЭВЭН камень.

* ХИБИНЫ = ХИБИНЫ = ивр. ХЕ he артикль (определяет предмет единственный в своём роде или хорошо известный) + ИБЕН делать твердым как камень, превращать в камень; окаменение (от ЭВЭН).

* ивр. ЭВЭН камень (в различных смыслах).

Значение оронима

Скорее всего, в имени ХИБИНЫ геологом В. Рамзаем выражена мысль (языком Бога) о богатстве минералов находящихся в этом горном массиве, смысл – уникальное окаменение (Камень). Установлено около 500 минералов, 110 не встречаются нигде больше.

Примечание: артикль, «Га (ha) - определительный член в древнееврейском языке, употребляемый в виде приставки к именам существительным, прилагательным и причастиям для обозначения того, что речь идет об известном, определенном предмете, и соответствует арабской частице al, немецким - der, die, das, французским le, la и т. д.» (см. ГА в ЕЭБЕ).

Б) Библейский образ

* Иов 38:6: «На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень (ЭВЭН) ее».

* Исаия 28:16: «Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень (ЭВЭН), камень (ЭВЭН) испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится».

* Захария 4:7: «Кто ты, великая гора, перед Зоровавелем? ты - равнина, и вынесет он краеугольный (ЭВЭН) камень при шумных восклицаниях: "благодать, благодать на нем!"

Таким образом, установив время начала применения оронима Хибины (1891), профессиональную среду (геология), в которой обращался этот специальный термин, и, применив библейский термин и образ в дешифровке - мы получили содержание (смысл) оронима.

Хиби́ны (кильд. Умптек) — крупнейший горный массив на Кольском полуострове. Геологический возраст — порядка 350 млн лет. Вершины платообразные, склоны крутые с отдельными снежниками.

При этом ни одного ледника в Хибинах не обнаружено.

Высшая точка — гора Юдычвумчорр (1200,6 м над уровнем моря).

В центре расположены плато Кукисвумчорр и Часначорр.
У подножия расположены города Апатиты и Кировск.

У подножия горы Вудъяврчорр — Полярно-альпийский ботанический сад-институт.



В Хибинах совмещаются черты регионального и местного горного климата. Внешние склоны гор испытывают существенное смягчающее влияние климата окружающих равнин, а микроклимат центральной части массива значительно более суровый. Снег в горах лежит с октября по июнь.

Полярная ночь длится 42 дня. Частые циклоны, резкие перепады атмосферного давления. На открытых пространствах вершин может дуть ветер со скоростью до 50 м/с. С августа и до середины апреля можно наблюдать северные сияния.

Лето короткое, в горах 60-80 дней без морозов. В предгорьях период со средней суточной температурой выше 10 °C длится около 70 дней. Летом также выпадает максимум осадков. Полярный день длится 50 дней.
В Хибинах выпадает от 600—700 мм осадков в долинах, до 1600 мм осадков на горных плато. В течение года осадки распределяются почти равномерно, чуть больше летом, немного меньше зимой. Летом без осадков обходится около 20 % дней при средней величине осадков в 2 мм / день, зимой всего лишь 10 % при средней величине осадков в 1,5 мм / день. Хибины, Хибинские горы

Флора и фауна
Флора Хибин очень ценная. На территории массива произрастает большое количество видов, включенных в «красные книги» разного ранга.
В фауне наземных позвоночных Хибинского горного массива представлено 27 видов млекопитающих, 123 вида птиц, 2 вида пресмыкающихся, 1 вид земноводных. Здесь представлены практически все млекопитающие Мурманской области. Некоторые из них отнесены к охраняемым или находящимся на грани исчезновения.

Геология
Хибинский щелочной массив представляет собой сложное по форме и составу интрузивное тело больших размеров. Возраст по данным гелиево-свинцового метода определен как карбоновый и составляет 290 ±10 миллионов лет. Характерной особенностью Хибинского массива является кольцевое (в плане) строение, имеющее ряд аналогий среди некоторых других щелочных массивов. Комплексы горных пород, слагающие массив, образуют как бы сложенные друг в друга дуги, открытые к востоку, что объясняется внедрением магмы вдоль чередующихся кольцевых и конических разломов.

На территории Хибинского массива в настоящее время установлено около 500 минералов, десятки которых имеют практическую ценность, 110 не встречаются нигде больше. Такое сосредоточение на ограниченной территории огромного количества минералов не имеет аналогов ни в одном месте земного шара. Своеобразие геохимии Хибинского массива ведет к накоплению редких минералов и создает месторождения совершенно новых полезных ископаемых. Хибины, Хибинские горы

Комплексы пород, слагающих Хибинский массив:
комплекс хибинитов и эндоконтактных нефелиновых сиенитов,
комплекс трахитоидных хибинитов,
комплекс рисчорритов,
комплекс ийолит-уртитов, малиньитов и луявритов,
комплекс среднезернисых нефелиновых сиенитов,
комплекс фойяитов.
В пределах Хибинского массива найдены уникальные[источник не указан 558 дней] минеральные ассоциации, не характерные для остальных массивов щелочных пород, в том числе топаз, шпинель. В ксенолитах горы Эвеслогчорр находится проявление синего сапфира — драгоценного камня высшей категории.

озеро Длинное, Хибины

Добыча полезных ископаемых
Хибинские горы.
На территории Хибинского массива расположены крупнейшие месторождения апатит-нефелиновых руд.

B настоящее время функционируют следующие рудники: Кировский (месторождения Кукисвумчорр и Юкспор), Расвумчоррский (месторождения Апатитовый цирк и плато Расвумчорр), Центральный (плато Расвумчорр) , Восточный (месторождения Коашва и Ньоркпахк) и недавно открытый - Олений ручей (месторождение Коашва). Добыча полезных ископаемых ведется как подземным, так и открытым способом. Количество открытых горных работ снижается и вскоре разработка месторождений будет вестись только подземным способом.
Основными минералами, добываемыми в Хибинах, являются: апатит, нефелин, сфен, эгирин, полевой шпат, титаномагнетит. Раньше добывался ловчоррит.

Экспедиции и путешественники
1840 А. Ф. Миддендорф.
1887—1892 В. Рамзай, А. Чильман, А. Петрелиус и др.
1880 Н. В. Кудрявцев.
1907 М. М. Пришвин.

1914 начало строительства Мурманской железной дороги.
1920 академиком А. Е. Ферсманом обнаружены редкие щелочные минералы.
1925—1926 А. Н. Лабунцовым открыты крупные залежи апатита.
1930 на берегу озера Большой Вудъявр начато строительство апатито-нефелиновой обогатительной фабрики (АНОФ-1).
2012 в восточной части Хибин, на берегу озера Умбозеро открыт ГОК Олений ручей.

В настоящее время Хибины популярны у горных и лыжных туристов, а также альпинистов. Для их преодоления как летом, так и зимой необходима хорошая физическая подготовка участников. Тем не менее, большинство перевалов некатегорийные, либо имеют 1-2 категории. Все хибинские перевалы можно разделить на два типа - седловинные и ущелья. Хибины, Хибинские горы
Высочайшие вершины:

Вершины
Высота
Категорийность
Юдычвумчорр 1200,6 м зимой 1А, летом н/к -
Часначорр 1189 м -
Путеличорр 1111 м зимой 1А, летом н/к -

Интересен тот факт, что до определённого времени высочайшей точкой Хибин считалась гора Часначорр (1189 м). Хотя и сейчас в интернете нередко встречаются ресурсы, в которых Часначорр указана как высочайшая точка. Не менее интересен и такой факт: по разным данным высота горы Юдычвумчорр составляет от 1200 до 1206 метров.

гора Юдычвумчорр

ОБЪЕКТЫ ХИБИН

Юдычвумчорр (кильд. «гудящая гора») — гора с обрывистыми стенами и плоской вершиной, расположенная на Кольском полуострове в юго-западном блоке Хибин. Высота 1200,6 метров. С юга и юго-востока Юдычвумчорр ограничивает глубокая долина реки Малая Белая, а с запада — долина ручья Ферсмана. Является высшей точкой европейского Заполярья России.
Юдычвумчорр иногда именуют также горой Ферсмана, в честь исследователя Хибин, знаменитого советского геохимика и минералога Александра Евгеньевича Ферсмана.
Кукисвумчорр — горный массив на Кольском полуострове. Самый большой из входящих в Хибинские горы. Высшая точка — гора Кукисвумчорр (1143 м над уровнем моря). Расположен в центре Хибин. Сложен нефелиновыми сиенитами. Склоны гор крутые, покрытые лесотундровой растительностью. Вершины плоские, каменистые. В северной части расположены два ледника. По западной стороне массива протекает река Вудъяврйок. На массиве берут начало реки Тульйок и Кунийок. У подножия гор расположены озёра Большой Вудъявр и Малый Вудъявр. В горах располагается озеро Академическое. В предгорье расположен одноимённый отдаленный район Кировска в котором ведется разработка апатито-нефелиновых руд.

На южном склоне горы Кукисвумчорр расположен одноимённый горнолыжный комплекс, в котором проводятся ежегодные соревнования по фрирайду.
21 октября 2010 года в микрорайоне Кукисвумчорр произошло техногенное землетрясение магнитудой 3,2 балла. Толчки ощущались и в Мурманске. Последствиями землетрясения стали лишь незначительные разрушения на близлежащем руднике.

перевал Кукисвумчорр

Часначорр (саамск. — Гора Дятла) — горный массив, расположенный в западной части Хибин. Вторая по высоте гора — 1189 м.
Гора ограничивает бассейны долин Меридионального ручья с востока (соединяется с меридиональным хребтом Поачвумчорр), реки Кунийок и ручья Петрелиуса с запада. С севера отделена от горы Индивичвумчорр перевалом Южный Чоргорр, а на юго-западе смыкается с высочайшим плато Юдычвумчорр. На этой перемычке расположены наиболее труднопроходимые перевалы хибинских гор: Ферсмана и Крестовый. В северном цирке горы берет свое начало река Часнайок. Высшая точка — плато. Гора ограничена с севера, востока и на юге обрывистыми стенами.

ПЕРЕВАЛЫ ХИБИН

г. Южный Чоргорр, озеро Имандра

вид с горы Кукис, великолуние

река Малая Белая, Северное сияние

озеро Имандра с перевала Аку-Аку

Перевал Ферсмана — перевал в Мурманской области, высота — 974 м над уровнем моря. Располагается в западной части Хибин между вершиной Ферсмана и плато Юдычвумчорр, соединяет долины Меридионального ручья и Малой Белой реки. Назван в честь советского геохимика и исследователя Хибин — Александра Евгеньевича Ферсмана.

река Рисйок Хибины, Хибинские горы

ОТЧЕТ О ПЕШЕ-ГОРНОМ ПОХОДЕ В ХИБИНЫ
Отчёт о горном туристском походе II к.с. по Хибинам
Дата: 14 июля - 2 августа 2006 г.
Маршрутная книжка №177-04/3-216
Руководитель: Ольховская И.Г. (Москва)

1. Справочные сведения о походе
Организация: ГОУ ДДЮТЭ ЮОУО ДО г. Москвы, ГОУ СОШ № 1037 "Лингва".
Округ: Южный.
Район похода: Кольский полуостров, Хибины.
Вид туризма: горный.
Категория сложности похода: вторая.
Нитка маршрута: Москва - ст. Апатиты- г. Кировск - База ПСС - пер. Северный Лявочорр (н/к, 713) - пер. Высокий (1А, 1125) - пер. Северный Рисчорр (н/к,875) - База ПСС - пер. Южный Рисчорр (н/к, 895)- пер. Безымянный (1А, 925) - пер. Тахтарвумчорр (1Б, 1093,8) - пер. Западный Петрелиус (н/к, 846) - пер. Орлиный (1Б, 1105) - ст. Хибины - Апатиты - Москва.
Протяженность маршрута: 127,5 км.
Сроки похода: с 14 июля по 2 августа 2006 года.
Продолжительность активной части: 12 дней.
Маршрутная книжка № 177-04/3-216.

Туристские возможности района
В Хибинах можно совершать пешеходные походы до IV КС, горные - до III КС.
Перевалы Алявумчорр Восточный, Алявумчорр, Буревестник, Крестовый, Полночный, Трещина имеют категорийность 2А в летний период и позволяют это сделать.
Хибины и альпинистский район. На вершины Тахтарвумчорр, Вудъяврчорр, Юмъечорр проложены классифицированные маршруты от 1Б до 4Б. Мурманское издательство "Север" выпустило каталог с описанием этих маршрутов.
Хибины - очень популярный лыжный район. Здесь можно планировать маршруты до III КС. Однако начинающие лыжные группы должны быть подготовлены к категорированному маршруту, иметь опыт холодных ночевок, уметь действовать в лавиноопасной обстановке.
Хибины развивающийся горнолыжный район. Прямо из г.Кировска можно сесть на подъемники и заехать на горнолыжные склоны. Есть гостиницы, развит частный сектор. Склоны укатываются ратраками.

Варианты подъезда и выезда с маршрута
Основной вид транспорта для подъезда и выезда - железная дорога, которая проходит через город Апатиты и далее по западному краю Хибин (восточный берег озера Имандра). После города Апатиты, в пределах Хибин, есть станции: Хибины, Нефелиновые Пески и Имандра.
В Апатиты мы ехали на поезде №212. Отправление из Москвы в 1.17. утра с Ленинградского вокзала, прибытие в Апатиты на следующий день в 10.16. Стоимость проезда 1047 рублей. Обратно на нем же, №211. Отправляется из Апатит в 21.25., прибытие в Москву на Ленинградский вокзал в 4.40.утра. Стоимость проезда 1140 рублей.
По предварительной договоренности из Москвы по телефону на ж/д вокзале в Апатитах нас встретил ЗИЛ 130 из Кировского ПСО и забросил в район путешествия, до озера Гольцовое. Обошлось нам это в 2 500 рублей с группы из 14 человек.

Город Апатиты связан автобусным сообщением с Кировском (южная часть Хибин) и с посёлком Коашва (восточная часть Хибин).
В Апатитах имеется аэропорт, который способен принимать самолёты из дальних мест. В настоящее время регулярных пассажирских рейсов из Москвы нет.
Из Апатитов до Кировска ходят несколько номеров автобусов. Из них только один номер (101) идёт от ж/д вокзала. Если ехать другими номерами, то нужно в центре Апатитов (у магазина "Север") пересесть на 101 или 8 маршрут. Стоимость проезда 6 рублей.
Быстро добраться из Апатитов до станции Имандра непросто. Электричек только две -Апатиты-Оленегорск (в 7 утра) и Оленегорск-Апатиты (в 4 вечера). Автомобильной дороги, как известно, туда нет. Именно поэтому на данный участок приходится оставлять больше времени.

От станции Хибины до Апатитов можно добраться автобусом, который ходит каждый день в 15.00. и в 17.00. Автобус в пути 40 минут, стоимость проезда 34 р.80 коп. Так же рабочим поездом, который ходит по будням в 17.00.
Другие возможности ж/д проезда: из Москвы и обратно есть три поезда сообщением Москва-Мурманск. № 15/16, 111/112, 181/182.

Сведения о возможности организации заброски на маршруте
Конечно, основная возможность организации заброски связана с базой ПСС. Еще одна возможность - это станция МГУ, если там проходит маршрут. Всегда можно оставить заброску просто в камнях, но для этого она должна быть соответствующим образом подготовлена. Т.е. в коробках и обязательно в п/э пакетах на случай дождя. Конечно, надо не забыть место заброски и получше ее замаскировать.
Мы планировали разложить три заброски в трех разных местах. Но по дороге на базу спасатель нас предупредил, что в данный момент в тех местах бродит медведица, может разорить заброску. Поэтому в камнях мы оставили только одну заброску (под спуском с перевала Безымянный), а две другие отвезли на базу Куэльпор. Решили, что лучше пробежать лишние километры, чем остаться без продуктов.
По предварительной договоренности из Москвы по телефону на ж/д вокзале в Апатитих нас встретил ЗИЛ 130 из Кировского ПСО и забросил в район путешествия, до озера Гольцовое. Обошлось нам это в 2 500 рублей с группы из 14 человек.

водопады под пиком Марченко

3. Организация похода
Выбор маршрута
Группа совершила горный поход II КС. Районом для путешествия были выбраны Хибины в связи с наличием в составе группы троих неопытных участников, примкнувших в школьной турсекции "Эдельвейс" в 2005-2006 учебном году. У остальных участников довольно приличный туристический опыт: горная I КС в Хибинах, горная II КС в Саянах.
Основная часть участников в Хибинах не первый раз. Поэтому при построении нитки маршрута выбирались перевалы, на которых мы ещё не были. Многие участки запланировано проходить траверсом без тропы.
В 2004 году, совершая горный поход I КС, мы проводили снежное занятие под перевалом Орлиный (1Б), но на сам перевал идти не могли. Теперь, в походе II КС, мы могли пройти понравившийся нам и нехарактерный для Хибин перевал. Так же, мы могли позволить себе побывать и на других сложных перевалах.
В 2005 году Громов В.В. выпустил классификатор перевалов по Хибинам, состоящий из 93 перевалов. В нем у перевала Орлиный есть ещё одно название - Балтийский проход, у перевала Крестовый - Скалистый, не совсем понятно где находится перевал Крутой (или он и есть Орлиный?). Какой перевал имеется в виду под названием Высокий? На эти и другие вопросы мы хотели найти ответы.

Запасные и аварийные варианты маршрута
Были предусмотрены запасные варианты:
Вместо пер.Высокий (1А) перевалы Находка (1А) и Юж.Партомчорр (н/к).
Вместо перевалов Крутой (1Б) и Ферсмана (1Б) перевалы Южный Чоргорр (н/к, 850) и 60 лет Октября (1Б).
Запасные варианты позволяют сохранить заявленную категорию.
Аварийные варианты маршрута позволяют выйти из района самым простым путем за наиболее короткое время (см. обзорную карту района похода). В нашем случае это из района перевалов Северный и Южный Лявочорр, Северный и Южный Рисчорр, пер.Орлиный - на базу ПСС. Там могут помочь с транспортом, отвезти в Кировск. С Высокого - через Северный Портомчорр на базу. С перевала Безымянный - в Кировск. С перевалов Орлиный, Ферсмана - на станцию Хибины. Со станции Хибины можно уехать на автобусе или рабочем поезде в Апатиты. Аварийный выход можно осуществить за сутки.

гора Рисчорр Хибины, Хибинские горы

5. Техническое описание маршрута
Пояснения к техническому описанию
В тексте берега рек и стороны долин имеются в виду орографические, если не оговорено отдельно. Переходы совершались по 25 минут, если нет дополнительного пояснения. МН - место ночевки. На простых осыпных склонах крутизной до 200 везде применялась самостраховка ледорубом или альпенштоком.

Первый ходовой день.
Станция Апатиты- г. Кировск - База ПСС - озеро Гольцовое - подход под перевал Северный Лявочорр (н/к, 713).

Ночёвка на высоте - 400 м.
Набор высоты -200 м.
Сброс высоты - 0 м
Километраж - 4,8 км.
ЧХВ - 40 мин.

15 июля поездом № 212 Москва - Мурманск приехали на станцию Апатиты в 10ч.00мин. Нас встречал 3ИЛ 130 с базы ПСС. Мы поехали в Кировск. В Кировске остановились на площади Ленина возле остановки "Почта". Дали 2 телеграммы: в СЮТур и в ДДЮТЭ. Зашли в аптеку, купили участнику туристические ботинки в спортивном магазине за 1 800 рублей. Купили хлеб на первые 3 дня.
Потом поехали на базу ПСС, по пути оставив заброску №1 под спуском с перевала Безымянный. Приехали на базу Куэльпорр, отметились у спасателей, оставили две заброски №№2 и 3. Всего 11 коробок.
Проехали озеро Щучье, и остановились на правом берегу озера Гольцовое за впадением р. Лявойок справа по ходу в озеро. Дальше водитель не поехал, т.к. дороги вдоль озера нет. Возможно движение машины по песчаному берегу озера. Но тоже, довольно недалеко. Так же, мы опасались проехать мимо нужной нам долины. Поэтому высадились сразу после переезда через пролив между двумя озерами. В 15.00 встали на обед.
В 17.00 выходим с обеда. Движемся вдоль озера Гольцовое правым по ходу берегом без тропы по краю озера (фото № 1). Нам предстоит пересечь устье р. Сев. Лявойок, впадающей в озеро справа по ходу. Устье состоит из 4-х рукавов, которые мы пересекаем вброд. Брод несложный, по щиколотку, ширина рукавов по 2-3 метра. Пересекаем их в бродильной обуви. Идём на перевал Северный Лявочорр не вдоль русла реки Сев. Лявойок, так как там тропы нет. Вокруг густое криволесье. Поэтому движемся далее на север вдоль озера ещё 1 км до дороги, отмеченной на карте. Как ориентир на эту дорогу можно использовать залив в озере Гольцовое слева по ходу на западной стороне озера практически напротив дороги. Встаем на дорогу и движемся по ней один переход (25 мин.), выходим к реке Сев. Лявойок, делаем привал. В течение этого перехода встречаем три места под ночёвки. Встать можно не в любом месте, т.к. долина реки узкая, каменистая. Вокруг криволесье, смешанный лес, невысокие берёзы, сосны, глубокая моховая подстилка, прошлогодние ягоды (брусника). Брусники этого года ещё нет. Шикша ещё не поспела, а только начинает. Голубика тоже только начинает - рано мы пришли. Проходим ещё 15 минут, и находим место под ночёвку. Это каменистые площадки в долине реки, можно поставить палатки и непосредственно в лесу. Решаем его не пропускать, потому что дальше уже мест может не быть. А до перевала Северный Лявочорр ещё около 3 км. В18.30. становимся на ночёвку. Вода из реки. Дрова в лесу есть.


16 июля.
Второй ходовой день.
Перевал Северный Лявочорр (н/к, 713) - долина реки Кальйок.
Ночёвка на высоте - 700 м.
Набор высоты -313м на перевал + 100 м через хребет + 100 м к МН =513м
Сброс высоты - 200 м.
Километраж - 8,4 км
ЧХВ -2ч 05 мин.

Выход в 10.00. От МН продолжаем движение по дороге. На самом деле, эта дорога ведёт под перевал Центральный Лявочорр (1А, 909), но до слияния ручьёв под перевалами Северный и Центральный Лявочорр можно ей воспользоваться для подхода под перевал Северный Лявочорр. На фото № 2 видно, как отрог вершины Лявойок (1047,1) делит долину: налево - к Северному Лявочорру, направо - к Центральному. От МН это один переход, т.е. 25 минут.

Ещё через 15 мин подходим подножию отрога вершины Лявойок. Дорога уходит направо по ходу, к Центральному Лявочорру (ф. № 3) и виден его перевальный взлёт. А мы уходим с дороги налево, движемся по еле заметной тропе по средней и мелкой осыпи по дну долины 10 мин. Отсюда открывается вид на перевальную седловину (фото № 4).Ещё через один переход мы на перевале (фото №5). Перевальный взлёт длиной 200м, крутизной 200 - 250, мелкая осыпь. Седловина широкая, тур в центральной части. С перевала открывается вид в долину реки Кальйок.С перевала мы немного приспускаемся вниз, огибаем вершину Лявойок (1047,1), оставляя ее справа по ходу. Траверсируем склон, покрытый мелкой и средней осыпью, крутизной 200. За два перехода доходим до понижения в хребте между вершиной Лявойок справа по ходу и вершиной 905 м слева. Таким образом, мы поднялись на отрог с вершины Лявойок. Он выше перевала Сев.Лявочорр на 100 метров. С него видно, что с вершины 905,0 м в долину реки Кальйок идёт дорога.

Мы же, траверсируя склоны горы Лявойок, спускаемся к верховьям реки Кальйок. Со склонов Лявойока открывается вид в верховья долины Кальйока, к горе Лявочорр и к перевалам Южный и Центральный Лявочорр.

Внизу видна заброшенная буровая вышка. Недалеко от неё, поближе к воде, мы встанем на ночёвку.
Прямо вниз спускаться круто. Склон покрыт мелкой осыпью, длина 200 м, крутизна 500-550. Поэтому мы уходим траверсом немного левее и выходим к дороге, идущей с вершины 905,0м. Проходим по ней до первой воды (это Кальйок), делаем перекус. От перевала до этого места 4 перехода по 25 мин.
Поднимаемся левым (орографически) берегом реки Кальйок по грунтовой дороге, ведущей к вышке. Проходим один переход, в течение которого мальчики случайным попаданием камня добывают в пищу куропатку. Приходится встать на ночлег у вышки, так как рядом с ней есть дрова для приготовления пищи. Как показал следующий день, встать выше такой большой группой было негде. Но под одну-две палатки можно найти место на протяжении ещё одного перехода. Встаём на ночёвку в 17.00. Вода из реки, дрова можно собрать вокруг заброшенной вышки. Довольно большая каменистая ровная площадка.

17 июля.
Третий ходовой день.
Перевал Высокий (1А, 1125) - подход под перевал Северный Рисчорр (н/к, 875.)
Ночёвка на высоте - 440 м.
Набор высоты - 425 м на перевал+200 м на хребет=625 м.
Сброс высоты - 625 м в дол. р. Майвальтайока+ 260 м в дол. р. Сев. Каскаснюнйок=885 м.
Километраж -14,4 км.
ЧХВ -2ч20 мин на подъем + 2ч 30 мин на спуск.

С МН от вышки вышли в 10.00. Движемся по дороге, но в течение первых 10-15 мин. она закончилась. Река есть, но она время от времени уходит под камни. То с одной, то с другой стороны лежат снежники. За один переход доходим до спуска с перевала Центральный Лявочорр. На морене, под перевалом, можно поставить 1-2 палатки - местами есть мелкая галька, вода кое-где выходит на поверхность. Морена сложена средними и крупными камнями.
Проходим ещё один переход, впереди открывается место слияния ручьёв, дающих начало реки Кальйок. Понятно, что нужно идти либо налево, либо направо. Налево - на вершину Лявочорр (1188,6), направо - на перевал Высокий (1А,1125), то есть перевал Южный Лявочорр. Орографически это название более логично. Мы идем на перевал Высокий, поэтому пошли направо. Снизу перевальный взлёт показался невысокий, но длинный и пологий (200м, крутизна 200). Но после подъема на него впереди открывается огромное плато вершины Лявочорр (фото № 11), по которому мы шли 2 перехода, пока не открылся вид в другую долину. Это долина ручья, впадающего в р. Майвальтайок. На перевале в 13.10. Сняли 2 записки: 2003 года, 2005 года. В одной из них написано, что это - Южный Лявочорр, а в другой - Высокий.
Таким образом, подъем на перевал простой. 1А он за другую сторону, по которой мы спускаемся. На спуске склон длиной 300м, крутизной 30-350, сложен средней и крупной осыпью. Камни острые. Спускаемся, соблюдая правила движения на камнепадоопасных участках, самостраховка ледорубом, в касках. Общее направление спуска - влево-вниз. Тропы нет. Весь склон усеян частями разбившегося самолета. По запчастям, которые мы взяли, сделали вывод, что это случилось в 1985 -1986 гг. Спуск занял 25 минут.

Под перевалом, при спуске, два озера. Одно, дальнее, видно сразу с перевала. Другое - приблизительно с середины перевального взлета. На карте отмечено одно. У второго, дальнего озера, в 1400 делаем перекус.

Вышли с перекуса в 1530. Наш следующий перевал Северный Рисчорр. Склоны долины довольно пологие, до 200, покрыты мелкой осыпью. Поэтому мы не спускаемся вниз в долину Майвальтайока, а траверсируем восточные склоны г.Портомчорр (1081), оставляя гору справа. Движемся без тропы. За два перехода доходим до ручья, вытекающего из под Северного Портомчорра. Переправляемся через него по камням. Отсюда хорошо видна его седловина.
Продолжая траверсировать склон, обходим г.Портомчорр с юга на протяжении двух переходов. Движемся по простому осыпному склону крутизной до 200. Таким образом, обогнули гору с юга.
Выходим к крутому спуску в долину ручья, вытекающего из под перевала Южный Портомчорр. Это левый приток р. Каскаснюйок. Крутизна склона около 300 - 350, протяженность участка 200 м, перепад высот120 м, покрыт мелкой осыпью. Применяя самостраховку ледорубом, в касках, серпантином спускаемся со склона к ручью, пересекаем ручей по камням и на правом берегу в 1900 становимся на ночлег на ровной каменисто-травянистой площадке. Дров нет, вода из ручья.

18 июля.
Четвёртый ходовой день.
Перевал Северный Рисчорр (н/к, 875) - база ПСС.
Ночёвка на высоте - 280 м.
Набор высоты - 435 м.
Сброс высоты - 595 м.
Километраж -10,8 км.
ЧХВ - 4 ч 10 мин.

От МН поднимаемся на отрог с вершины 1083м за один переход (25мин) и спускаемся к реке, текущей из-под перевала Умбозёрский (н/к, 527). Это левый приток Северного Каскаснюйока. Переходим его по камням. За два перехода пересекаем отрог вершины Рисчорр (1017,9 м), траверсируя ее склоны. Склоны покрыты мелкой осыпью, местами поросшею мхами и лишайниками. Траверсом выходим в ущелье перевала Северный Рисчорр. С правого по ходу борта ущелья видна перевальная седловина Северного Рисчорра. За 10 минут подходим под перевальный взлет. В нижней части это осыпной склон, крутизной 200-300, мелкая подвижная осыпь. Движемся сначала по ней до снежника, потом выходим на снежник. По нему идти удобнее, чем по подвижной осыпи. Снежник длиной 200 м, крутизной 200 - 300. При движении по снежнику первый бьет ступени.Подъем на перевал из под перевального взлета занимает 20 минут. На перевал поднимаемся в 12.50. Выходим прямо к туру. Тур сложен из больших камней, из него торчит лыжная палка. Берём записку группы педагогов под руководством Устинова С.В. из ДДЮТЭ ЮАО г.Москвы. Они были здесь 15 июля этого года (т.е. три дня назад) и прошли его в другую сторону - к Умбозеру.

Ущелье Рисчорра узкое и длинное, забитое снегом. Высота стен - скал ущелья 7м, длина 300м.
Проходим перевальную седловину и выходим из перевальной щели. Начинается дождь. Спускаемся в долину Рисчорра. Практически сразу с перевала начинается тропа, по которой мы и идём. Спуск в долину Рисйок проходит по простому осыпному склону крутизной 200. Спускаемся два перехода по 25мин. и выходим к грунтовой дороге. Здесь начинается лесная зона. По дороге идём вниз. По правому берегу р.Рисйок 1 час, с 14.00 до 15.00., и выходим к пересечению с дорогой, ведущей на базу ПСС. Мы поворачиваем направо, идём 300-400м, 10 минут, выходим к базе ПСС.
На базе располагаемся в домике с печкой. Проживание в домиках спасателей стоит одни сутки 120 рублей с человека. Можно заказать баню. 1 час - 300 рублей.
На территории ПСО построена и функционирует гостиница"Рамзай". Но расценки в ней значительно выше.

20 июля.
Пятый ходовой день.
База ПСС - перевал Южный Рисчорр (н/к, 895) - озеро Академическое - подход под перевал Безымянный (1А, 925).
Ночёвка на высоте - 420 м.
Набор высоты -615 м.
Сброс высоты - 475 м.

ЧХВ - 4 часа 35 минут.

Из-за дождя откладываем выход до 1200. Из-за тумана видны только ближайшие горы. Идём на перевал Южный Рисчорр (н/к, 895) по дороге, знакомой нам по спуску с перевала Северный Рисчорр. Она идет вдоль правого берега реки. За один час (рюкзаки лёгкие - взяли продуктов на три дня, до следующей заброски) доходим до места перехода через реку Рисйок, где дорога раздваивается. Налево на Северный Рисчорр, направо - на Южный Рисчорр. Нам направо.
Ещё за один переход (до 1400) подходим к перевальному взлёту (200-300, длина 250м, скально-осыпной) Южного Рисчорра (фото №21). На перевал идёт тропа. За 40 мин поднимаемся на перевал. Тур в центральной части перевала, возне него лавочка, две памятные таблички. Идёт снег, ветер. Поэтому мы быстро фотографируемся и спускаемся вниз.

Наш следующий перевал - Безымянный (1А, 925). Поэтому мы не спускаемся в долину р. Каскаснюнйок, а траверсом выходим к озеру Академическое, далее траверсируем восточные и южные склоны в.905м и попадаем в долину реки Тульйок.
В заявленном маршруте планировалось подняться на плато над озером. Однако, погода и ее прогноз плохие. Видимость ограничена (500 м). Поэтому решили на плато не подниматься.
Спустились в долину реки и сразу попадается тропа, идущая в сторону перевала Безымянный. Встали выше границы леса на травянистых площадках рядом с тропой. Ниже на 400 м виднеется криволесье. Спускаться к нему бессмысленно, т.к. это потеря высоты и от травы и кустарников только ещё больше намокнешь. Т.к. дождь не прекращался, то все вокруг мокрое. И возможные дрова тоже. Ужин готовим на горелках, вода из реки. Палатки ставим тандемом, между ними готовим, т.к. дождь и ветер. Перевал время от времени заволакивает туманом.

21 июля.
Шестой ходовой день.
Долина реки Тульйок - Перевал Безымянный (1А, 925 м) - озеро Малый Вудъявр.
Ночёвка на высоте - 360 м.
Набор высоты -505 м.
Сброс высоты - 565 м.
Километраж -12 км.
ЧХВ -5 часов.

Утром дождь и сильный ветер. Дежурные встают в 9.00. Готовим в тамбуре под тентом. Еду дежурные разносят по палаткам.

22 июля.
Седьмой ходовой день. Полудневка.
Экскурсия в ПАБС - 23 км г. Кировска - подход под перевал Тахтарвумчорр.
Ночёвка на высоте - 500 м.
Набор высоты -40 м (от ПАБС к МН)+ 140 м (подход под перевал).
Сброс высоты - 40 м (от МН к ПАБС).
Километраж -18 км, в зачет 14,4 км.
ЧХВ -3 часа 20 минут.

23 июля
Восьмой ходовой день.
Пер. Тахтарвумчорр (1Б, 1093)- долина реки Малая Белая.
Ночёвка на высоте - 400 м.
Набор высоты -593 м.
Сброс высоты -693 м.
Километраж -12 км.
ЧХВ -6 часов 15 минут

Выход от МН от границы леса у переправы через ручей в 10.00. Идем выше ручья по правому борту долины по средней осыпи, местами попадаются крупные валуны. Траверсируем склон. За 2 перехода, к 11.30, подходим под перевальный взлет. Это скально-осыпной склон крутизной 300, длиной 250 м. Общая длина перевального взлета 500-550м. В нижней части это скально-осыпной склон крутизной 300, длиной 250 м. Сначала движемся по мелкой и средней осыпи 1 переход. Подходим под снежник длиной 100 м, крутизной 300-450. Снежник занимает практически весь перевальный взлёт по ширине. Пока возможно идти справа от него по скалам, мы идём.
Глубина снежника по пояс и выше. А справа от него уже не осыпь, а скалы, к тому же мокрые. Поэтому далее движемся по снежнику, повесив одни вертикальные перила длиной 40м. Участники одевают страховочные системы. Крепятся к перилам схватывающим узлом. Работают в касках и рукавицах. Палки на темляке на руке, ледорубы пристрахованы. На перилах по одному человеку. Крутизна снежника местами достигает 450. Веревку закрепили за большой камень. Зам. руководителя проходит скальный участок лазанием и крепит веревку за большой камень для движения группы по снежнику. Руководитель при движении по снежнику бьёт ступени. Участники поднимаются по ступеням с использованием перил с самостраховкой схватывающим узлом.

После выхода с первого снежника справа появляется осыпной участок, по которому возможно движение. Движемся по нему 15 м в обход снежника и выходим на скально-осыпной участок. Здесь группа собирается, т.к. осыпь довольно подвижная, склон камнепадоопасен. Вероятно попадание камней в нижних участников, которые поднимаются по снежнику. Поэтому собираем группу над первым снежником. Продолжаем движение вверх по мелкой и средней осыпи. Длина этого участка 200 м, крутизна 300. На мелкой осыпи видны следы спусковой тропы, однако подниматься по ней неудобно.
Выходим на второй снежник. Он тоже занимает весь перевальный взлет от скал слева до скал справа. Двигаться по нему проще, чем по скалам, поэтому выходим опять на снежник. Крутизна его 300, длина 100м. Второй снежник проходим без перил, первый бьет ступени.Самостраховка осуществляется альпенштоком или ледорубом. Второй снежник выводит на перевальную седловину. Она длинная, как видно по карте. Этот перевал ещё называется Щель дракона. Перевальная седловина и представляет собой довольно протяженную щель длиной 400м. Перевальная седловина местами забита снегом.

С перевала спускаемся прямо вниз. Перевальный взлёт с этой стороны представляет собой скально-осыпной склон, покрытый средней, местами мелкой осыпью. В его средней части лежит снежник, который легко обходится справа по ходу. Длина склона 300-350м, крутизна 300. Спуск занимает один переход (25мин). Уже со спуска видели внизу озеро, у которого планируем встать на перекус. За 2 перехода спускаемся к нему в 16.20. Начинается дождь. Натягиваем тент. Во время прохождения перевала дождь то начинался, то заканчивался несколько раз. После перекуса движемся 3 перехода по морене вдоль ручья правым берегом. Морена сложена средними камнями. Тропы нет. Выходим к границе леса и долине реки М.Белая.
Спуск к реке проходит по криволесью, которое мы пересекаем за 10 минут. Через реку переправляемся вброд. Брод несложный, глубина 20-30 см. У реки нас обрадовано встречает огромное количество комаров. После переправы углубляемся в лес на 100 метров и выходим на очень набитую тропу, ведущую в цирк перевалов Западный, Восточный Петрилиус и Рамзай. Сразу встречаем детскую группу, бодро идущую на Рамзай в 21.00. вечера. По тропе проходим вверх 200м, обнаруживаем очень хорошее место для ночевки и разбиваем лагерь. Дрова в лесу в достаточном количестве, т.к. это уже не криволесье. Вода из М.Белой. Опять дождь. Время 21.00.

водопад на реке Тульйок

24 июля.
Девятый ходовой день.
Долина реки Малая Белая - перевал Западный Петрелиус (н/к, 846) - долина реки Петрелиус. Радиальный выход на базу.
Ночёвка на высоте - 600м.
Набор высоты -446 м.
Сброс высоты - 246 м.
Километраж - 21,6 км, в зачет 10,8 км (до озера).
ЧХВ -3 ч 15 мин (до озера).

25 июля.
Дневка. Возвращение с базы ПСС.
Часть группы возвращается с базы по известному уже ей пути, приносит продукты.

Дни отсидки в лагере под перевалом Орлиный из-за плохих погодных условий. Видимость от 50 до 150 м.

28 июля.
Десятый ходовой день.
Верховья реки Петрелиус - подход под перевал Орлиный (1Б, 1105).
Ночёвка на высоте - не было.
Набор высоты -100 м.
Сброс высоты - 0 м.
Километраж -1,5 км.
ЧХВ - 1 час.

29 июля.
Одиннадцатый ходовой день.
Перевал Орлиный (1Б, 1105) - долина реки Малая Белая.
Ночёвка на высоте - 300 м.
Набор высоты - 405м.
Сброс высоты - 480 м.
Километраж -9,6 км.
ЧХВ - подъем на перевал 3 ч40 мин + спуск до площадок 1 ч + спуск в дол. Малой Белой 1 ч20 мин = 6 ч.
Надеваем системы, готовим веревки, схватывающие узлы, карабины, одеваем кошки. Кошек всего три пары, поэтому их одевают зам. руководителя, который пойдет первым и будет вешать перила, и два участника. Руководитель идет вторым по перилам и бьет ступени, где ботинками, где подрабатывая ледорубом. Участники поднимаются по перилам с самостраховкой схватывающим узлом, в рукавицах, на голове каска.
Перевальный взлет длиной 400м, крутизной 300-45?, снежный, местами скально-осыпной. Весь снизу не просматривается.
По средней осыпи подходим под снежник. Осыпь как бы языком вклинивается в снежник. Её дина 100м, крутизна 30?.
Наши веревки - две по 40 м, две по 30 м. Первым идет зам. руководителя. Это самый сильный и опытный участник. Он идет в кошках, с самостраховкой ледорубом, самовыпуском по перилам. Они крепятся на станции на ледорубе.
Первую веревку крепим на скале за петлю, справа по ходу. На ней, кстати, уже есть чья-то петля. Но мы вешаем свою.
Со снежника выходим вправо по ходу на скально-осыпной участок крутизной 35?- 40?, и собираем группу. Так как все подходят по одному, то этот процесс занимает около 30 минут. Время от времени налетает туман. Сильный ветер, морось. Здесь небольшой свободный от снега пятачок, на котором можно посадить группу. Чтобы не мерзнуть, накрываемся тентом. Пока ждем, навешиваем третью веревку в 30 м. Опять на ледоруб. Четвёртую сразу не вешаем, так как нужно будет в том месте всем собраться в ожидании веревок снизу. Пока последние из 14 человек не пройдут предыдущие перила и не принесут их. А в том месте на снежнике отсидеться негде. Нет прикрытия скалами от пронизывающего ветра. К тому же ноги от снега практически у всех уже мокрые. Поэтому собираем группу здесь, после второй веревки, а не после четвертой.
После подхода последних участников с веревками и ледорубами, начинаем вновь движение вверх. Проходим по уже готовым 3-им перилам в 30 м, потом 2 веревки по 40 м и еще 30 м. Все крепим на ледорубах, они входят по головку.
Оказываемся по ширине, в средней части снежника. Все снаряжение задействовано. На скалах справа просматривается место, где можно снова собрать группу. Наводим к скалам направо горизонтальные перила из петли в 10 м и выходим на скально-осыпной участок ().
Проходим вдоль скал (крутизна 30?) 70 м до небольшой открытой площадки и собираем группу. Накрываемся тентом. Дальше наверх не поднимаемся, пока не придут все участники, чтобы не засыпать камнями нижних участников. Так как скалы мокрые, камни на них не держатся. Если бы ни это обстоятельство, можно было бы подняться еще выше на 100 м. Там есть грот в скале, укрытие, в котором можно собрать группу. От места второго сбора группы веревок больше уже не вешаем. Проходим вдоль скал, по границе снежника, 100 м мимо этого грота и выходим опять на снежник крутизной 20?. Первый бьет ступени. Проходим так 70 м с самостраховкой ледорубом и выходим на перевальную седловину.

30 июля.
Двенадцатый ходовой день.
Долина реки Малая Белая - ст. Хибины - ст. Апатиты.
Ночёвка на высоте - 160 м.
Набор высоты - 0 м.
Сброс высоты - 140 м
Километраж - 7,2км.
ЧХВ - 2ч.

Подъем в 10.00. В этом месте, где дорога пересекает реку с правого берега на левый, река разливается на два рукава, огибая островок. Реку Малая Белая в этом месте вполне можно перейти в брод. Сначала один рукав, затем другой. Но часть группы не желает мочить "бродильную" обувь, поэтому решаем навести переправу через реку. К тому же, один участник болен. Ноги ему мочить в холодной воде нежелательно. У больного забрали почти всё из рюкзака.
Начинаем организовывать переправу в 11.20. С островка на другой берег. И там, и там есть деревья.
Переправляемся сами, рюкзаки отдельно (). В 12.10 вся группа на другом берегу. 10 мин уходит на сбор снаряжения, и в 12.20 выходим по дороге на запад, к станции Хибины.
Дорога идет по смешанному лесу. Идем три перехода по 40 минут и доходим до первых дачных домов поселка у станции Хибины. Так как сегодня воскресенье, то встречаем грибников, у которых узнаем, что сегодня лучше уехать на автобус в 17.00. в Апатиты. А вообще он ходит по вторникам, четвергам, субботам, воскресеньям в 15.00 и 17.00. Стоимость проезда 34р 80.коп. Рабочий поезд ходит по рабочим дням, в Имандре он бывает в 17.00. Но с ним случается частенько такое, что он опаздывает, может ехать от Имандры до Апатитов 3 или 4 часа.

8. Выводы и рекомендации
Выбор района и нитки маршрута
При выборе района и маршрута похода мы руководствовались следующими соображениями. Район должен быть не очень удаленным и не очень сложным, т.к. в группе есть трое неопытных участников. В тоже время, в маршруте должны быть интересные перевалы для более опытных участников. Поскольку район для нас не новый, пришлось поискать сложные перевалы, на которых не была основная часть группы. Уложить их на нитку маршрута с учетом организации забросок. В результате прошли малопосещаемые перевалы в Хибинах. Это Южный Лявочорр (Высокий (1А, 1125)), Тахтарвумчорр (1Б, 1093), Орлиный (1Б, 1105).
Мы ставили перед собой цель внести ясность в названии и месторасположении некоторых перевалов. В походе мы выяснили, что перевал Высокий (1А, 1125) это перевал Южный Лявочорр. Находится в южной части массива горы Лявочорр.
Предполагаемое месторасположение перевала Крутой(1Б, 1030) сфотографировали с двух сторон () и отметили на схеме прохождения перевала Орлиный (1Б, 1105).
Из-за плохих погодных условий мы потеряли время в отсидке под перевалом Орлиный и не побывали на перевале Ферсмана.
Прохождение перевала Орлиный стало кульминацией всего похода. Оно оказалось самым сложным по погодным условиям и с технической точки зрения, но и самым интересным и запоминающимся. Время прохождения перевала можно сократить, если проходить его в связках и при наличии у каждого участника кошек. Но в Хибины мало кто берет с собой кошки на каждого участника, т.к. снежные перевалы для этого района все же не характерны.

Интересные объекты
Район похода известен как один из крупнейших в мире по добыче апатит и других полезных ископаемых, из которых можно сделать очень много полезных вещей и предметов. Например, облицовочную плитку, бокалы, чашки и многое другое, что нас окружает в повседневной жизни. Да и сама добыча руды в карьерах технологически интересна. Обо всем этом можно узнать в Минералогическом музее в Кировске.
История освоения района связана с разведывательными работами, что отразилось в названиях перевалов в честь геологов, работавших в этом районе. Например: Рамзай, Петрелиус, Арсеньев. На перевале Рамзая есть мемориальная табличка. По дороге к озеру Малый Вудъявр находится памятник из кирпичной кладки на месте первой научно-исследовательской станции изучения Хибин при МГУ под руководством академика А.Е.Ферсмана. Она продолжала работать даже в годы Великой отечественной войны.
Уникальным является Полярный альпийский ботанический сад в районе 23 км. Это один из самых высокогорных ботанических садов в мире. Рекомендуем всем там обязательно побывать. Ботанический сад предлагает посетителям ряд экскурсий: в Тропическую оранжерею, "Интродукция растений и озеленение городов Заполярья", "Экологическая тропа, географов", которая знакомит с высотной зональностью растительного покрова Хибинских гор.
Наиболее благоприятные сроки для посещения данного района - конец июля - начало августа. В это время созревают черника, голубика, много грибов. И уже комары и мошкара пошли на убыль.
Мы застали начало созревания ягод, хотя, если бы и пошли позже, поесть их смогли бы только в начале и конце похода, т.к. все остальное время были выше границы леса.
С собой у каждого были накомарник и аэрозоль от комаров. Надо заметить, что выше границы леса комаров значительно меньше.
Выполнила Ольховская И.Г.

__________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛА И ФОТО:
Команда Кочующие
http://www.khibiny.net
http://skazmurman.narod.ru/
http://www.hibiny.com
М. М. Пришвин «Хибинские горы»
Ферсман А. Е. Путешествия за камнем. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1960.
Петиция министру природных ресурсов и экологии РФ С.Е. Донскому: Не допустить возобновления конфликта в Хибинах
Особенности прохождения перевалов Хибин зимой
Классификатор препятствий спортивного туризма. Хибинские Тундры Кольского полуострова. Перечень перевалов. Перевал Арсенина.
"Туристские путешествия по Кольскому полуострову", О.Славинский, В.Царенков, Издательство "ФиС", 1965г.
Загадки Кольского полуострова
Сайт Википедия
http://www.photosight.ru/
http://www.skitalets.ru/mountain/2007/khibiny_olkhovskaya06/