Все о тюнинге авто

Мистические легенды вокруг крушения «Титаника. Почему затонул Титаник? Добавить свою цену в базу Комментарий

Изначально вторая часть поста предполагалась в основном текстовой с описанием причин и обстоятельств гибели судна, а также некоторых интересных фактов из его истории. К сожалению, история гибели Титаника уже настолько обросла мифами и байками (про "некачественную" сталь в обшивке корпуса или, например, про сознательное разгильдяйство команды парохода Калифорниан, который был неподалеку места крушения и не пришел на помощь), что некоторые публикации в Сети порой страшно читать. Я постарался максимально сжато обрисовать основные моменты, касающиеся причин катастрофы, а также сделал дополнительный акцент на тех вещах, которые с годами обросли различными мифами.
Почитав комментарии читателей к первой части, я добавил в конец поста также ряд исторических картинок, исключенных из первой части, а заодно вспомнил про две классические кинохроники Титаника и Олимпика. Если вы не читали , то для лучшего понимания текста ниже рекомендую с ней ознакомиться.

Почему утонул Титаник?

На этот, казалось бы, банальнейший вопрос, далеко не сразу был получен простой ответ. Да, Титаник утонул из-за столкновения с айсбергом, и отрицать этот факт бесполезно. Судно вопреки здравому смыслу двигалось навстречу ледяному полю со скоростью выше 20 узлов и получило многочисленные повреждения по правому борту. К здравому смыслу мы вернемся чуть ниже, а пока давайте обсудим характер столкновения и повреждений, споры в отношении которых начались сразу же после катастрофы.

1. Айсберг, с которым, скорее всего, столкнулся Титаник. Эта фотография была сделана 15 апреля 1912 г. одним из стюардов немецкого судна Принц Альберт вблизи места гибели Титаника. Внимание стюарда привлекла большая бурая полоса у основания айсберга, подтверждавшая недавнее столкновение с каким-то судном.

Всем известно, что при столкновении с айсбергом Титаник пытался уклониться от столкновения носом маневром влево, а затем - от столкновения кормой маневром вправо. Этот простейший и естественный маневр - на самом деле самое худшее, что можно было предпринять в той ситуации. В руководстве по искусству мореплавания 1910 г., которое пользовалось широкой популярностью среди офицеров Атлантики, так и было написано, что в подобных случаях лучше либо ничего не делать вообще, либо подставить под удар нос. Причины очевидны: в случае удара носом повреждается пару водонепроницаемых отсеков, есть жертвы, но это помогает избежать более крупных повреждений, а значит, и более крупных потенциальных жертв. Первый помощник капитана Уильям Мэрдок, отдававший команду, знал об этих рекомендациях не хуже других офицеров Титаника. Более того, в послужном списке Мэрдока были случаи, которые характеризовали его как человека, способного в критической ситуации мгновенно принять самое верное решение из всех возможных. Сейчас можно лишь догадываться, что побудило Мэрдока дать команду на выполнение именно такого маневра: возможно, он не успел полностью оценить, насколько был близок айсберг, возможно на него повлияла всеобщая эйфория, и он подсознательно воспротивился самой возможности столкновения новенького судна с айсбергом. А возможно, он излишне понадеялся на маневренные качества Титаника, которые к тому времени были изучены далеко не полностью.

Рулевое перо Титаника располагалось за средним гребным винтом, который приводился в действие паровой турбиной нового типа (два других винта вращались привычными паровыми машинами). Перед столкновением с айсбергом поступила команда "Полный назад", и машины начали останавливаться. Кроме того, что рулевая тяга судна даже с работающими винтами была не самой лучшей для быстрого маневра, в случае с останавливающимися винтами она становилась еще хуже. Если предположить, что за 37 секунд, прошедшие между обнаружением айсберга и столкновением, машины успели остановить и перевести в реверсивный режим, рулевая тяга должна была упасть до минимума еще и потому, что паровая турбина вращаться назад не умела. Т.е. в случае команды "полный назад" в реверс переводились только боковые винты, а средний просто останавливался, еще больше снижая рулевую тягу.

Как бы там ни было, удар айсберга в борт судна был не очень сильным: большинство пассажиров его даже не почувствовали. Судя по продолжительности затопления (2 часа 40 минут) пробоины были сравнительно небольшие. Но из-за того, что были повреждены пять водонепроницаемых отсеков (а также слегка задет шестой, но там течь быстро локализовали), при том что Титаник мог оставаться на плаву при повреждении только первых четырех, судно было обречено. Сам же характер повреждений намекает на еще одну тему, которая стала популярной в последнее десятилетие. Неоднократные исследования образцов стали из корпуса Титаника привели к очень важному выводу: сталь обшивки и заклепок была хрупкой из-за высокого содержания серы. Была бы на Титанике современная сталь, многих повреждений от айсберга скорее всего не было бы - листы стали просто вогнулись бы внутрь, а не покрошились вместе с заклепками. К сожалению, 100 лет назад о свойствах стали многое еще не было известно, и по тем временам такая сталь отвечала всем стандартам качества. Поэтому использование такой стали - не вина верфи, построившей Титаник, а лишь "побочный эффект" своего времени.

Раз уж мы затронули вопрос обнаружения айсберга, следует упомянуть еще одну ситуацию, сложившуюся в первом рейсе Титаника. С первых дней рейса впередсмотрящие Титаника неоднократно обращались ко второму помощнику капитана Чарльзу Лайтоллеру с просьбой предоставить им бинокли. Применение биноклей для раннего обнаружения различных объектов по курсу судна - было обычной и вполне естественной практикой (хотя ночью она спорна). Непосредственно перед выходом из Саутгемптона капитан Смит потребовал поставить на первый рейс Титаника старшего помощника с Олимпика Генри Уайлда. При этом Мэрдок вместо старшего временно стал первым помощником, Лайтоллер - вторым, а Дэвиду Блэру, который перед этим был назначен вторым помощником, по-просту пришлось уйти с судна. Эта, казалось бы, невинная история имела более далекоидущие последствия: при переходе из Белфаста в Саутгемптон Блэр спрятал бинокли у себя в каюте, а заменивший его Лайтоллер просто не знал, где они находятся. В итоге впередсмотрящие так и остались без биноклей. Впрочем, их влияние на ситуацию тоже можно поставить под сомнение, т.к. погодные условия в ту роковую ночь были весьма уникальными: был полный штиль с новолунием - и заметить в таких условиях айсберг было очень сложно, т.к. не было ни отражения лунного света от льда, ни разбивающихся с характерными белыми "барашками" волн об айсберг. Единственное, на что можно было рассчитывать, - на отражение слабого света звезд, которые в ту ночь, по свидетельству, очевидцев светили особенно ярко, "словно выступая из неба".

Кто виноват?

Как и во многих крупных катастрофах конкретных виновных в этой истории нет. Есть люди, которых я называю "исполнителями", а основным и единственным виновником произошедшего являются взгляды общества и отношение к той или иной сфере деятельности.

Еще в первые дни рейса на Титаник начали поступать радиограммы, отправленные с других судов, о ледовой обстановке восточнее США. Поначалу они не вызывали особого беспокойства, но к 13-14 апреля ледовая обстановка явно начала ухудшаться. В течение дня и вечера 14 апреля радиотелеграфистами Титаника был принят ряд сообщений от других судов, но только половина из них попала на капитанский мостик. Эта вопиющая по современным меркам халатность в те времена таковой не являлась. Об этом просто не задумывались, т.к. радиосвязь на море тогда была сравнительно молодой и несла в себе прежде всего коммерческую функцию: отправка и получение личных телеграмм пассажиров, а также получение свежих новостей для печати в судовой газете, выходившей ежедневно. Функции оповещения команды о важных навигационных сообщениях были на тот момент вторичными и не имели строгого регламента. Более того, радисты в те времена подчинялись не капитану, а были работниками соответствующих радиотелеграфных компаний. Когда радиосвязь преодолела "детскую болезнь", и у компании Маркони появились конкуренты, неоднократно возникали ситуации, когда радисты конкурирующих компаний специально создавали друг другу помехи в эфире.

2. Младший радист Титаника Гарольд Брайд за работой:

Накануне крушения на Титанике сломался радиопередатчик, и пока устранялась поломка, накопилось значительное количество неразобранных телеграмм. Неудивительно, что перегруженные работой радисты могли попросту отложить в сторонку некоторые сообщения, чтобы, например, отдать их позже.

Впрочем, даже если бы все радиограммы были доставлены на мостик, совсем не факт, что это на что-нибудь повлияло. В течение десятилетий в Атлантике складывалась практика судовождения, которая с позиции сегодняшних лет выглядит безумной. Веками моряки зависели от всех сил природы, пока ходили в море на парусниках. Время прибытия в пункт назначения очень сильно зависело от погоды. С появлением больших стальных пароходов, которые начали ходить точно по расписанию и которым уже были ни по чем ни волны, ни ветер, бдительность моряков постепенно стала притупляться. С развитием конкуренции в Атлантике, где господствовали крупные компании и офицеры крупных судов чувствовали себя в некоем привилегированном положении, ситуация усугубилась еще больше. Кроме всего прочего, в течение десятилетий не случалось каких-то особо крупных катастроф, связанных с дрейфующим льдом, и это породило дополнительное чувство самоуверенности, как среди моряков, так и в обществе. "Масла в огонь" подливали и сами судоходные компании. Формально безопасность пассажиров везде регламентировалась как наивысшая ценность компании. При приемке судна всем капитанам вручались письма, в которых четко было изложено, что ничто не может быть важнее безопасности. На деле же все оказывалось иначе: опоздание независимо от причин тянуло за собой длительные и неприятные объяснения для капитана и команды, т.к. лишние часы, проведенные пассажирами на судне, автоматически означали дополнительные затраты на их обслуживание и обеды. На хождение с высокой скоростью среди ледяных полей владельцы компаний просто закрывали глаза, высокая скорость и досрочное прибытие в порт назначения поощрались, а общественность, не зная истинной опасности от сэкономленных нескольких часов пути, с каждым годом ожидала от трансатлантических рейсов все большей скорости, и чем дальше, тем все больше возносила достижения судостроения выше сил природы. В этой ситуации даже те офицеры, у которых еще осталось хоть какое-то чувство бдительности, вынуждены были закрывать глаза на предупреждения о ледовых полях и проходить опасные участки не снижая скорости. Соглашение о стандартных трассах через Атлантику часто нарушалось, и некоторые капитаны позволяли себе уклониться далеко на север ради выигрыша по времени. Такая ситуация постепенно стала обычной в Атлантике, а с годами и вовсе стала считаться за норму. Оставалось лишь вопросом времени, когда при подобной практике произойдет по-настоящему крупная катастрофа.

3. Офицерский состав Титаника:

Несмотря на все это, следует отметить, что офицерский состав Титаника был одним из лучших в Атлантике и очень тщательно подходил к выполнению своих обязанностей в рамках традиций судовождения, действовавших в те времена. Хотя скорость не только не уменьшили, а днем 14 апреля даже увеличили (к чему косвенно был причастен и владелец Уайт Стар Лайн Брюс Исмей), кое-какие меры безопасности все-таки были предприняты: например, вечером 14 апреля Титаник должен был достигнуть "точки поворота", однако фактически сделано это было на час позже запланированного, чтобы максимально обойти опасную зону. Вечером при заступлении на свою вахту Мэрдок приказал максимально затемнить нос судна и убрать малейшие источники света; еще один подобный случай произошел и с Лайтоллером, что лишний раз доказывает внимание этих людей к мелочам и тщательность при выполнении своих обязанностей.

Кроме тотального игнорирования опасности, в Великобритании сложилась уникальная ситуация с законодательством в отношении спасательных шлюпок. Согласно действовавшим тогда законов, количество мест в шлюпках рассчитывалось исходя из тоннажа судна, а не из количества людей на судне. Закон вышел в свет в 1894 г., когда самое крупное судно было в 4 раза меньше Титаника. Поэтому согласно данному закону на Титанике достаточно было разместить шлюпки вместимостью почти 1 тыс. человек. При этом компания Уайт Стар Лайн даже перевыполнила это требование примерно на 200 мест. Стоит отметить, что конструкторами было предусмотрено место для размещения всех необходимых шлюпок, но владельцами Титаника эта мера предосторожности была сочтена излишней.

Что изменилось?

Само собой разумеется, после катастрофы были приведены в порядок многие инструкции по судовождению, требования по количеству мест в спасательных шлюпках. Вахты радистов стали круглосуточными, и радио стало играть одну из ключевых ролей в судовождении. Титаник также сломал целый ряд ценностей общества, пошатнул привилегированное положение 1-го класса и наглядно показал, что перед смертью внезапно все оказываются равны независимо от класса билета. Больше всего общество шокировала история гибели самого богатого человека на судне Джона Джейкоба Астора: после того, как он посадил свою жену в шлюпку, он обратился ко второму помощнику капитана Лайтоллеру с вопросом "а не найдется ли место и для меня", на что получил четкий и прямой отказ (Лайтоллер слишком буквально воспринял указание капитана сажать в первую очередь детей и женщин, поэтому мужчин в спускаемые им шлюпки он пускал только для управления ими).

Загадка Калифорниан

Несколько севернее трассы Титаника в Бостон шло небольшое пассажирское судно Калифорниан. Оно могло вместить порядка 50 пассажиров, но в том рейсе каюты были пустыми. В 22:15 14 апреля Калифорниан остановился перед ледяным полем, которого вскоре должен был достигнуть и Титаник. Около 23:00 с Калифорниана заметили судно, которое также двигалось в западном направлении. Капитан Стенли Лорд поинтересовался у радиста Сирила Эванса о наличии поблизости пароходов и, получив ответ, что рядом сейчас слышно только Титаник, распорядился передать на него информацию об остановке Калифорниан и ледяных полях. Эванс начал передачу сообщения на Титаник, но сделал это не в форме служебного сообщения для капитана, а в виде обычного приветствия коллеги типа "Привет, старик, мы остановились во льдах". Уставший радист Титаника, который незадолго до этого установил хорошую связь с материком и пытался как можно скорее передать накопившиеся радиограммы, совсем не обрадовался такому вклиниванию в свою работу, тем более что сигнал находившегося рядом Калифорниан буквально оглушил его. Он грубо прервал Эванса, потребовав не мешать его работе. Послушав еще немного, как с Титаника передавались телеграммы, Эванс около 23:30 (за 10 минут до столкновения Титаника с айсбергом) выключил радиостанцию и ушел спать. Он был единственным радистом на судне, заступил на службу очень рано и, соответственно, сильно устал.

4. Калифорниан:

Через некоторое время команда Калифорниан заметила, что неизвестное судно остановилось и большинство огней на нем погасли. В дальнейшем отмечалось, что огни судна как-то странно смотрелись на воде, затем были замечены белые ракеты, взлетающие над судном, а после двух часов ночи неизвестное судно исчезло. С Калифорниан пытались сигнализировать на неизвестное судно светом при помощи морзянки, но ответа так и не поступило. И только на утро, когда разбудили радиста, на Калифорниан узнали, что произошло на самом деле.

Так вкратце, согласно легенде, описываются события, произошедшие в ту ночь на Калифорниан. На первый взгляд все просто: время остановки неизвестного судна совпадает с моментом столкновения Титаника с айсбергом, потухшие огни - развернувшийся другой стороной Титаник, были видны ракеты и тогда же, когда Титаник скрылся под водой, судно исчезло. С Титаника тоже видели огни неизвестного для них судна, а координаты Титаника и Калифорниан ясно указывали на то, что они находились на расстоянии прямой видимости.

После огласки происходящего на Калифорниан практически ни у кого не было сомнений: с Калифорниан видели Титаник, с Титаника видели Калифорниан и команда Калифорниан проявила полное безразличие и не подошла к месту катастрофы. Однако уже сразу всплыли несоответствия, которые оба официальных расследования, с одной стороны, предпочли "не заметить", с другой стороны, капитану Лорду так и не было выдвинуто никаких официальных обвинений. Что же это за несоответствия?

1. С самого начала появления неизвестного судна многие члены команды Калифорниан были уверены, что судно небольшое и Титаником быть не может (здесь следует заметить, что множество пароходов и парусников еще не имели радиосвязи, поэтому ответ радиста капитану о присутствии Титаника вовсе не означал, что рядом мог быть исключительно он).
2. Все члены команды Калифорниан, кроме одного человека, утверждают, что видели красный бортовой огонь, что означает, что судно было развернуто к Калифорниан левым бортом. Логично предположить, что Титаник, скорее всего, был развернут к Калифорниан правым бортом, следовательно, с Калифорниан должны были видеть зеленый огонь. В действительности невозможно утверждать наверняка, каким было положение Титаника после остановки, т.к. его специально никто не определял.
3. Ракеты, которые запускались с неизвестного судна, с Калифорниан казались взлетающими совсем невысоко, будто их на самом деле запускали где-то далеко за судном.
4. Многие свидетели как с Калифорниан, так и с Титаника, отмечают, что неизвестное им судно двигалось. Как мы знаем, ни Титаник, ни Калифорниан никуда не двигались.
5. Совпадения некоторых событий по времени (столкновение Титаника с айсбергом / остановка неизвестного судна, полное затопление Титаника / исчезновение неизвестного судна) никак не подтверждено документально.
6. Наконец, еще в 1912 г. ряд исследователей и свидетелей высказали сомнения относительно правильности координат, переданных Титаником в эфир. Например, капитан одного из пароходов, выйдя с запада к точке гибели Титаника, очень удивился тому, что к востоку простиралось огромное ледяное поле. Получается, что Титаник должен был пройти через это поле, но этого, как мы знаем, не было. С другой стороны, капитан Карпатии утверждал, что, используя координаты Титаника, он вышел точно к месту катастрофы.

В 1985 г., когда на дне Атлантики наконец были обнаружены останки Титаника, стало очевидно, что координаты Титаника были расчитаны ошибочно. С Титаника действительно не могли видеть Калифорниан и наоборот, а Карпатия вышла к шлюпкам Титаника только лишь потому, что они находились у нее на пути. Но что же тогда видели с Калифорниан и Титаника? Единственное напрашивающееся объяснение - между ними было еще какое-то третье судно. Почему же оно не пришло на помощь, а затем и вовсе скрылось с места катастрофы? К сожалению, сам факт присутствия третьего судна никогда не был убедительно доказан, хотя утром в районе катастрофы было замечено как минимум два неизвестных истории судна.

5. Положение ледового поля, Титаника и Калифорниан в ночь катастрофы:

В 1963 г. было напечатано сообщение, что недавно умерший норвежский капитан Хенрик Нисс оставил завещание, открывающее тайну того неизвестного судна. В ночь катастрофы Нисс командовал трехмачтовым парусником Самсон, который вел нелегальный отлов тюленей в американских территориальных водах. Радиостанции на судне не было, и о происходящем никто не догадывался. Увидев огни неизвестного судна и сигнальные ракеты, Нисс предположил, что это судно береговой охраны, и предпочел скрыться, погасив огни. Только по прибытию в Исландию Нисс с командой узнали о гибели Титаника. При этом одной из причин, по которым Нисс принял неизвестное судно за охрану, был белый цвет ракет, которые запускали с Титаника (а по идее в случае бедствия они должны быть красными).

К сожалению, и эта история, кажущаяся наиболее достоверным объяснением тайны неизвестного судна, никогда не была подтверждена документально и, скорее всего, придется смириться с тем, что исчерпывающий ответ на загадку Калифорниан уже никогда не будет найден.

Другие интересные факты

Даже сам по себе тот факт, что судно, считавшееся непотопляемым, утонуло в первом же рейсе, достаточно невероятен. Сюда же следует добавить и пророческое название "Титаник".

При выходе из Саутгемптона Титаник силой своих винтов притянул к себе стоявшее у пирса судно Нью-Йорк, который едва разминулся с кормой Титаника. Этот случай не имел никакого отношения к самой катастрофе, но лишний раз намекал на необходимость более тщательного изучения маневренных качеств таких огромных пароходов.

6. Буксир пытается оттянуть корму Нью-Йорка от Титаника:

Капитан Эдвард Дж. Смит, командовавший Титаником, за свою многолетнюю карьеру не имел ни одного происшествия на море (хотя этот факт оспаривается), кроме инцидента с Олимпиком, подобного тому, что произошел с Титаником и Нью-Йорком при выходе из Саутгемптона. Компания Уайт Стар Лайн доверяла Смиту командование самыми новыми пароходами; его авторитет был безграничен. Перед выходом Титаника в первый рейс Смит собирался выйти на пенсию, но компания убедила его сходить в последний рейс, выведя Титаник в первое плавание. Судьба распорядилась таким образом, что этот рейс стал для Смита последним в буквальном смысле слова...

В Куинстауне один из кочегаров, подгоняемый странным чувством тревоги, сошел на берег.

Старший помощник Уайлд, служивший до этого на однотипном Олимпике, находясь на Титанике тоже испытывал какое-то странное чувство, о чем писал в телеграмме своей сестре.

За несколько часов до столкновения несколько пассажиров 1-го класса обсуждали между собой достижения судостроения последних лет. Один из них сказал буквально следующее: "Уайт Стар Лайн, Кунард лайн и Гамбург-Америка Лайн соревнуются между собой в скорости и роскоши своих судов, но вскоре это закончится величайшей морской катастрофой". Он и не подозревал, насколько скоро сбудется его предсказание, а сам он станет одной из многочисленных жертв этой трагедии.

Когда Титаник уже тонул, в одной из кают заклинило замок, и пассажиры соседних кают выломали дверь. Прибежавший стюард сказал, что за нанесенный ущерб придется заплатить по прибытию в Нью-Йорк. Данный случай лишний раз наглядно показывает, насколько пассажиры и члены команды не верили в саму возможность затопления судна и восприняли приказ выходить садиться в шлюпки лишь как меру предосторожности.

Шлюпка №13 полностью оправдала свой номер. Вначале ее чуть было не залило струей сбрасываемой из машинного отделения воды; затем ее отнесло в сторону на то место, куда спускалась шлюпка №15. Из-за общего шума людям, спускавшим шлюпки, не было слышно криков снизу, и только в самый последний момент на шлюпке №13 успели срезать шлюпочные тали, и она буквально "вынырнула" из под спускающейся шлюпки №15.

Таких порой невероятных фактов можно приводить еще очень много. Можно вспомнить про судовой оркестр, игравший до последней минуты, про механиков, самоотверженно оставшихся в машинном отделении и обеспечивавших палубы светом практически до последнего момента... А различные мелкие, но очень трогательные и часто героические истории, развернувшиеся в ту памятную ночь, вообще можно перечислять бесконечно. История Титаника слишком велика и многогранна, чтобы уместить ее в пару постов. Здесь я попытался очень обобщенно описать само судно и причины, погубившие его. Думаю, тем, кто осилил этот текст, его и так хватило сполна, поэтому на сим разрешите откланяться. Ниже вас ждут еще несколько десятков интересных, на мой взгляд, фото и пару видео.

Почему-то так сложилось, что фотографий строительства Титаника значительно меньше, чем у Олимпика и Британника. Поэтому в этот пост я специально включил фотографии различных стадий строительства и некоторых интерьеров со всех трех судов, чтобы лучше продемонстрировать сам процесс, т.к. отличия между тремя гигантами были лишь в деталях.

7. Стапели, на которых собирались Олимпик и Титаник:

8. Киль судна и начальный этап сборки второго дна:

9. Там, где это было возможно, заклепки расклепывали при помощи вот такого пневматического молота в виде "щупалец":

10. Уровень второго дна. На заднем плане уже собираются кормовые шпангоуты:

11. Фотограф находится на уровне второго дна, а впереди возвышается частично собранный корпус и следующий уровень внутренних помещений (скорее всего, палуба F):

12. Сборка "скелета" для будущих внутренних помещений:

13. Сборка кормовой части с направляющими для валов гребных винтов и руля:

14. Установка направляющей для левого винта:

15. Монтаж листов обшивки корпуса. Кстати, сталь обшивки Титаника имела толщину 2,5 см.

16. Расклепка. Чтобы построить такое судно, как Титаник, требовались миллионы заклепок.

17. Частично собранное судно. Пока что здесь куча всяких непонятных балок и распорок, затем в них оборудуют внутренние помещения судна. Единственное, что хорошо определяется и сейчас - будущие вентиляционные ходы для вентилирования и отвода дыма из котельных и машинного отделения. После спуска на воду и до момента установки труб через них опускают внутрь все котлы, машины и пр.

18. Белфаст и стапели верфи на заднем плане. Олимпик уже спущен на воду, и над домами возвышается только Титаник.

19. Небольшая часть из 15 тыс. рабочих, строивших Титаник. Собственно, Титаник на заднем плане.

20. Так загружались котлы внутрь судна. На фото Британник.

21. Монтаж надстройки на шлюпочной палубе, вид со стороны передней мачты. На переднем плане будущая рулевая рубка.

22. Капитанский мостик практически готов:

23. Титаник у заводского причала. Строительство судна практически завершено.

24. В сухом доке во время чистки корпуса и покраски. Впечатляет, да? ;)

25. Установка вала винта:

26. Установка гребных винтов:

28. Сборка паровой турбины в одном из цехов Харланд энд Волфф:

29. Коленвал паровой машины:

30. Генератор электрического тока. Одних только лампочек на Титанике было около 10 тыс.

31. Носовая часть палубы B Олимпика. На переднем плане запасной якорь, за ним якорные цепи основных якорей. Запасной якорь мог опускаться при помощи специального крана, нижняя часть которого возвышается над якорем прямо по центру фотографии:

32. Еще немного интерьеров. Кафе "Пальмовый дворик":

33. Курительный зал 1-го класса:

34. Общая комната 1-го класса:

35. Еще один ракурс на ресторан 1-го класса на палубе D:

36. Канделябр в нижней части парадной лестницы:

37. Верхний ярус парадной лестницы:

38. Турецкие бани:

39. Титаник в Саутгемптоне:

40. Титаник выходит в первый рейс:

43. Волна от носа судна:

44. Остановка в Куинстауне:

46. Карпатия спускает шлюпки Титаника по прибытию в Нью-Йорк:

47. Все, что осталось от знаменитого судна....

48. На этом по фотографиям на сегодня все.

Напоследок пару кинохроник. Единственные сохранившиеся кадры кинохроники с Титаником - это период строительства. Если вы увидите другие кадры с отплытием и пр. - не верьте глазам своим;)

Кинохроника Олимпика с капитаном Смитом на мостике. В начале прошлого века эти съемки пытались выдать за съемки Титаника, о чем свидетельствуют закрашенные названия буксиров. Кроме того, во многих ракурсах даже невооруженным глазом видно, что на видео Олимпик.

Корабль затонул за 2 часа 40 минут. В момент катастрофы на борту находилось 1 316 пассажиров и 891 член экипажа, всего 2 207 человек. Из них спаслись 705 человек, 1 502 погибли. Крушение «Титаника» вызвало широчайший общественный резонанс, став самой крупной по числу жертв морской катастрофой своего времени. В настоящее время входит в пятёрку крупнейших по числу жертв морских катастроф мирного времени всех времён.

14 апреля 1912 года

23:00 «Калифорниэн» предупреждает о наличии льдов, но радист Джек Филлипс «Титаника» обрывает радиообмен раньше, чем «Калифорниэн» успевает сообщить координаты района.

23:39 Находящийся в «вороньем гнезде» на мачте «Титаника» вперёдсмотрящий Фредерик Флит замечает айсберг, находящийся всего в ¼ мили (663 метра) прямо по курсу корабля. Флит немедленно трижды ударяет в колокол и кричит в трубку телефона: «Айсберг прямо по курсу!». Первый помощник Уильям Мэрдок тут же отдает команды «Право на борт!» (в оригинале "Hard a"starboard" - согласно использовавшейся в то время системе команд, она соответствовала перемещению румпеля вправо; перо руля и следовательно нос судна при этом поворачивались влево) и «Стоп!», а затем «Полный назад!», рассчитывая обойти айсберг слева.

«Титаник» не успевает выполнить маневр и скользящим ударом врезается в подводную часть айсберга. На глубине от одного до шести метров ниже ватерлинии айсберг повреждает корпус лайнера на протяжении порядка 90 метров. Как показали исследования покоящихся на дне останков судна, «Титаник» получил несколько узких, но длинных пробоин.

Корпус «Титаника» встал под углом в 19 градусов и погрузился в воду по третью дымовую трубу. Под водой отломилась вторая дымовая труба. Все, кто не успел зацепиться за канаты шлюпбалок или палубные надстройки , скатились в воду, сбитые полетевшими вниз стульями и шезлонгами. Некоторые не пытались снова забраться на корму, а сами прыгали вниз.

Корма «Титаника» возвышалась уже на 60 метров над водой, пассажиры с палуб срывались в воду.

Был зафиксирован последний сигнал SOS с «Титаника». На «Титанике» отказывает электрооборудование и гаснет свет.

Под углом в 23 градуса корпус судна начал разламываться между второй и третьей трубами. После того, как корма окончательно отломилась, упали в воду третья и четвёртая трубы.

Через 2 часа и 40 минут после столкновения с айсбергом, кормовая часть «Титаника» встала почти вертикально (под углом в 70 градусов), накренилась на левый борт и начала быстро уходить под воду. Последние из оставшихся на палубе, видя отсутствие шансов на спасение, сами прыгали вниз. Океанские воды прорвались внутрь быстро тонущего судна, своим напором ломая двери и переборки . Всего через полминуты вода уже сомкнулась над кормовым флагштоком «Титаника».

Потерпевшие крушение в складной шлюпке "D"

На скорости около 13 миль в час носовая часть «Титаника» врезается в океанское дно на глубине 3750 метров, зарываясь в осадочные породы дна [неавторитетный источник? ] .

Кормовая часть «Титаника» опускается на океанское дно, вращаясь по спирали, на скорости около 4 миль в час .

После гибели «Титаника» только одна шлюпка вернулась к месту затопления для спасения выживших. Шлюпка номер 4 не вернулась, но была близко и подобрала 8 членов команды, двое из которых позже умерли. Шлюпка номер 14 спасла 4 человек, один из которых, Уильям Хоут, позже умер.

До места катастрофы добирается «Карпатия » и подбирает шлюпку номер 2.

Примечания

Литература

  • Capitan L. Marmaduke Collins. THE SINKING OF THE TITANIC. An Ice-Pilot"s Perspective . - Breakwater Books, Limited, 2002. - 198 p. - ISBN 1-55081-173-8 Текст для ознакомления
  • Jay Henry Mowbray. The Sinking of the Titanic: Eyewitness Accounts . - Dover Pubns, 1998. - ISBN 0-486-40298-3 Текст для ознакомления
  • Robert Gannon. What Really Sank the Titanic? - Popular Science, vol. 246, no. 2 (February 1995). - P. 49-55, 83-84. (Один из вариантов хронологии)

Ссылки

Ночью 14 апреля 1912 года самый большой и шикарный лайнер в истории человечества на всех парах нёсся к берегам Северной Америки. Ничто не предвещало гибель «Титаника». На верхней палубе в изысканном ресторане играл оркестр. Самые богатые и самые успешные люди пили шампанское и наслаждались прекрасной погодой.

Ничто не предвещало беды

Через несколько минут дозорный заметил айсберг. А чуть позже «Титаник», корабль гигантских размеров, столкнётся с дрейфующим айсбергом, а спустя ещё некоторое время всё будет кончено. Так начинается великая тайна большого корабля. На следующий день гибель «Титаника» станет легендой, а его история будет величайшей загадкой 20-го века.

Международная сенсация

Уже утром следующего дня офис компании владельца «Титаника» штурмовали десятки газетных репортёров. Они хотели знать место гибели «Титаника» и требовали разъяснений. Родственники пассажиров океанского лайнера были в негодовании. Короткая телеграмма с мыса Рейс сообщала: «В 23 часа по местному времени самый большой корабль «Титаник» передал сигнал бедствия». Президент компании Ластер Уайтс успокаивал репортёров: «Лайнер непотопляем!» Но уже на следующий день все мировые газеты запестрели сенсационными сообщениями: «Самый безопасный в мире «Титаник» (корабль) утонул в ледяной пучине Атлантического океана. На пятый день своего трагического рейса лайнер унёс с собой 1513 человеческих жизней».

Расследование катастрофы

Гибель «Титаника» потрясла обе стороны Атлантики. Вопрос, почему «Титаник» оказался на дне, не даёт покоя и по сегодняшний день. С самого начала людям хотелось знать в подробностях, какова же причина гибели «Титаника». Но решение суда гласило: «Лайнер налетел на айсберг и пошёл ко дну».

«Титаник» (размеры корабля, к слову, были весьма впечатляющими) погиб от банального столкновения с ледяной плавающей глыбой. Это казалось невероятным.

Предполагаемые версии трагической гибели

Точка в истории этой катастрофы ещё не поставлена до сих пор. Свежие версии гибели «Титаника» возникают даже сегодня, спустя столетие. Существует несколько вероятных предположений. Каждое из них заслуживает пристального внимания. Первая версия гласит, что на Атлантическом дне лежит другой затонувший лайнер. Звучит как фантастика, но именно у этой версии гибели «Титаника» есть реальные основания.

Некоторые исследователи утверждают, что на океанском дне лежит вовсе не затонувший корабль «Титаник», а его двойник, лайнер «Олимпик». Версия кажется фантастической, но она не лишена доказательств.

Океанский монстр Великой Британии

16 декабря 1908 года в Белфасте закладывался первенец - пароход «Олимпик», позже - «Титаник» (размеры корабля достигали без малого 270 метров в длину) с водоизмещением 66 тысяч тонн.

До сих пор представители верфи считают его самым совершенным проектом, который когда-либо был осуществлен. Корабль был высотой с одиннадцатиэтажный дом, и длиной, охватывающей четыре небольших городских квартала. Оснащён этот океанский монстр был двумя 4-цилиндровыми паровыми машинами и паровой турбиной.

Его мощность составляла 50 000 лошадиных сил, к электрической сети лайнера было подключено 10 000 лампочек, 153 электромотора, четыре лифта, каждый из которых был рассчитан на 12 человек, имелось большое количество телефонов. Корабль был по-настоящему инновационным для своего времени. Бесшумные лифты, паровое отопление, зимний сад, несколько фотолабораторий и даже больница с операционным залом.

Комфорт и респектабельность

Внутреннее убранство напоминало, скорее, фешенебельный дворец, нежели корабль. Пассажиры обедали в роскошном ресторане в стиле Людовика XVI, а кофе пили на залитой солнцем веранде с вьющимися растениями. Партии бриджа игрались в просторных холлах, а элитные сигары курили в мягких курительных комнатах.

На «Титанике» была богатая библиотека, спортивный зал и даже бассейн. В наши дни билет бизнес-класса на «Титаник» стоил бы 55 тысяч долларов. Лайнер стал флагманом компании «Уайт Стар Лайн».

Практически такой же по комфорту и техническим характеристикам лайнер «Олимпик» без боя уступил первенство. Именно он должен был стать звездой трансатлантических рейсов. Но частые аварии сделали его аутсайдером, а бесконечные штрафные санкции, судебные разбирательства и издержки на ремонт только добавляли управляющим головной боли.

Неразгаданная версия

Решение было очевидным: отправить вместо потрёпанного «Олимпика», у которого не было страхового полиса, новый застрахованный «Титаник». История корабля «Олимпик» была весьма непрезентабельна. Однако, всего лишь поменяв таблички на лайнерах, похожих как две капли воды, можно было решить сразу несколько проблем. Главное, это выплата страховки в размере один миллион фунтов стерлингов, которая могла бы поправить финансовые дела фирмы.

Маленькая авария, большие деньги, дело сделано. Люди не должны были пострадать, ведь лайнер непотопляем. В случае аварии корабль ляжет в дрейф, а проходящие мимо по оживлённой океанской трассе суда заберут всех пассажиров.

Странное поведение пассажиров

Основным реальным доказательством этой беспрецедентной аферы считают отказ от путешествия 55 пассажиров первого класса. Среди тех, кто остался на берегу, были:

  • Джон Морган, собственник лайнера.
  • Генри Фрик, стальной магнат и партнёр.
  • Роберт Бреккон, посол США во Франции.
  • Известный богач Джордж Вандербильд.

Тайна гибели «Титаника» имеет косвенное подтверждение версии страховой афёры, а именно странное поведение капитана Эдварда Смита, который, кстати, был капитаном «Олимпика» во время его первых рейсов.

Последний капитан

Эдвард Смит считался одним из лучших командоров своего времени. Работая на «Уайт Стар Лайн», он получал около 1200 фунтов в год. Другие капитаны не зарабатывали и половины этих денег. Однако карьера Смита складывалась далеко не безоблачно. Много раз суда, которыми он управлял, попадали во всевозможные аварии, садились на мель или горели.

Именно Эдвард Смит командовал «Олимпиком» в 1911 году, когда незастрахованный океанский лайнер несколько раз попадал в серьёзные аварии. Но Смиту удалось не только избежать наказания, но даже получить повышение.

Он стал капитаном «Титаника». Могло ли руководство компании, зная о предыдущих ошибках капитана, назначить его на «Титаник», да ещё всего на один рейс? Могла ли она использовать компромат на капитана, чтобы в случае неповиновения со скандалом уволить человека, который принёс компании огромные убытки?

Возможно, капитан выбирал между позорным списанием на берег перед самой пенсией и участием в афере, придуманной начальством. Это был последний рейс для Эдварда Смита.

О чём думал первый помощник?

Ещё одна необъяснимая тайна гибели «Титаника» - это странное поведение Уильяма Мердока, первого помощника капитана. Мердок нёс вахту в ночь аварии. Когда он получил сообщение о надвигающемся айсберге, то отдал приказ направить корабль влево и включить задний ход, что категорически запрещено.

Возможно, что первый помощник капитана ошибся и это и есть причина гибели «Титаника»? Но Мердок уже сталкивался с подобной ситуацией и поступал всегда правильно, направляя судно носом на препятствие. Во всех учебниках мореплавания этот манёвр описан как единственно верный в данной ситуации.

В тот последний рейс для «Титаника» старший помощник капитана поступил иначе. В результате основной удар пришёлся не в нос, где самое прочное место у корабля, а в его бок. Почти сто метров правого борта вскрылись подобно консервной банке.

«Титаник», история гибели которого описывается менее чем за десять секунд, был практически мертв. Именно столько времени понадобилось, чтобы вынести смертный приговор самому большому и самому прекрасному судну в мире. Почему Мердок допустил фатальную ошибку? Если предположить, что он тоже состоял в сговоре, тогда ответ на гибель «Титаника» находится сам собой.

Что скрывали владельцы лайнера?

Сегодня доказать версию страховой аферы невозможно, компанию «Уайт Стар Лайн» закрыли, корабль «Олимпик» пустили на металлолом, а всю документацию уничтожили. Но даже если предположить, что гибель «Титаника» не была подстроена, то наверняка не обошлось без человеческой ошибки.

Ключ к таинственному ящику

Много лет прошло с тех пор, как затонул «Титаник». История корабля, тем не менее, получила продолжение в 1997 году, когда на Лондонском аукционе за сто тысяч фунтов стерлингов был продан ключ. Он открывал всего один ящик на «Титанике», но именно этого ключа не оказалось в ту роковую ночь на борту лайнера. Цепь странных обстоятельств, череда фатальных совпадений и просто человеческая халатность сопровождали суперлайнер с самого начала и до конца его первого и последнего рейса.

Ну а предмет, проданный за баснословные деньги на Лондонском аукционе, был обычным ключом от обыкновенного ящика. В нём хранилось единственное оборудование, с помощью которого можно было распознать грозящую кораблю опасность, - бинокль.

Забывчивый старпом

Всё дело в том, что локаторы появились только в 30-х годах прошлого столетия. А на тот момент его функции выполнял человеческий глаз. С самой высокой точки на корабле матрос беспрерывно смотрел вперед по ходу корабля. У лайнера весом 66 тысяч тонн, идущего со скоростью 45 км/ч, очень низкая управляемость, и чем раньше впередсмотрящий заметит опасность, тем больше шансов её избежать. Обычный бинокль был единственным подспорьем.

Старпом Блэр по неизвестным причинам в последний момент был снят с судна. Расстроенный, он попросту забыл передать сменщику ключ от ящика, где хранились бинокли.

Встреча с необычным айсбергом

Вперёдсмотрящим приходилось рассчитывать только на собственную зоркость. Они заметили айсберг слишком поздно, когда изменить ситуацию было практически невозможно. К тому же этот айсберг отличался от других, он был чёрным.

За время дрейфа огромная глыба льда подтаяла и перевернулась. Впитавший тонны воды айсберг стал тёмным. Заметить его было невероятно сложно. Если бы тот роковой для «Титаника» айсберг был белым, возможно, дозорные увидели бы его значительно раньше. Особенно если бы у них были бинокли.

«Титаник»: история гибели, начало событий

Но самое странное то, что командование корабля могло узнать о возможности столкновения с айсбергом гораздо раньше, чем об этом сообщили вперёдсмотрящие.

Радисты, голос и слух «Титаника», неоднократно получали сообщение о дрейфующих в этом районе льдинах. За час до того как дозорный заметил айсберг, радист парохода «Калифорния» предупредил о возможной опасности. Но на «Титанике» грубо оборвали связь.

Ещё раньше, за несколько часов до столкновения, капитан Эдвард Смит лично прочёл три телеграммы, предупреждающие о льдинах. Но все они были проигнорированы.

Прервать цепочку человеческих просчётов мог офицер Мердок, отдавший роковой приказ: «Полный назад! Лево руля». В случае лобового столкновения «Титаника» с айсбергом времени для эвакуации пассажиров было бы значительно больше. Возможно, корабль смог бы удержаться на плаву.

Человеческая халатность

Далее ошибки последовали одна за другой. Приказ об эвакуации был отдан лишь спустя 45 минут после столкновения. Пассажиров попросили надеть спасательные пояса, и собраться на верхней палубе у шлюпок. И тут вдруг выяснилось, что на «Титанике» всего лишь двадцать шлюпок, в которых смогло бы разместиться не более 1300 человек, 48 спасательных кругов и пробковые жилеты на каждого пассажира и членов экипажа.

Впрочем, жилеты были бесполезны для северных районов Атлантики. Человек, попавший в холодную воду, через полчаса погибал от переохлаждения.

Пророческие предсказания фантаста

Сразу же после катастрофы весь мир был шокирован невероятным совпадением. Дата гибели «Титаника» - 15 апреля 1912 года. А за четырнадцать лет до трагедии никому не известный лондонский журналист Морган Робертсон закончил свой новый роман. Писатель-фантаст говорил о путешествии и гибели огромного по своим размерам трансатлантического лайнера «Титан»: «Холодной апрельской ночью на полном ходу пароход напоролся на айсберг и затонул». Более того, писатель-фантаст точно указал место гибели «Титатика».

Роман оказался пророческим, а фантаста окрестили Нострадамусом XX века. В книге действительно оказалось множество совпадений: водоизмещение корабля, его предельная скорость, и даже количество винтов и спасательных шлюпок.

Более того, спустя несколько лет, писатель опубликовал свой новый роман, в котором предсказал войну в США и Японии.

Ещё одно совпадение: экземпляр книги о корабле «Титан» был на судне у одного кочегара. Моряк прочитал её в первые дни рейса, причем настолько сюжет его впечатлил, что в одном из портов он просто сбежал. И это был не единственный член экипажа, сбежавший с «Титаника».

Остаётся загадкой: то ли все, кто сбежал, до этого прочитали книгу, то ли у них были более веские причины.

Свидетельства очевидцев трагедии

Сразу после крушения «Титаника» в Англии и Соединённых Штатов были созданы специальные комиссии для расследования его причин. Выжившие пассажиры рассказывали о громком хлопке, который слышали уже после столкновения с айсбергом. Это было похоже на взрыв. По одной из версий, в угольном бункере лайнера бушевал пожар.

Одни исследователи считают, что он начался ещё до того, как «Титаник» покинул порт, другие уверены, что пожар вспыхнул во время плавания.

Немного из истории

Британия преобразовывалась в ходе технической революции. Начиная с 30-х годов 19-го столетия Атлантику стали пересекать торговые суда на паровой тяге. Технология оказалась многообещающей, и в адмиралтействе королевства пришли к выводу, что пар сделает парусный флот устаревшим.

Когда же в Лондоне появились сообщения, что во Франции, которая также вступила в борьбу за морское господство, уже велись испытания парового двигателя, у англичан не оставалось другого выбора, кроме как принять вызов. Сначала использовались большие гребные колеса, которые устанавливались по разные стороны бортов.

Впервые замена гребному колесу появилась примерно через десять лет, в 40-х годах XIX века. Судостроители пришли к выводу, что винт гораздо эффективнее колеса. Только после его изобретения и помещения под днище корабля паровая тяга стала решающим преимуществом.

Но в большинстве случаев это оставалось опытными разработками, иногда новшество использовали на военных кораблях. Массовое распространение паровые двигатели получили только в XX веке, и уголь продолжительное время являлся единственным топливом. В будущем переход от угля на мазут станет шагом на следующий уровень развития.

Но во времена суперлайнеров класса «Олимпик» корабли с двигателем внутреннего сгорания были такой же редкостью, как паровой двигатель первой половины XIX века. Как бы там ни было, пожар на борту не должен был повлиять на жизнь корабля и его пассажиров. На лайнере не могло быть никаких чрезвычайных происшествий, это же «Титаник».

Дальнейшее развитие событий

Капитан Смит приказал локализовать бункер, в котором бушевал огонь. Из-за отсутствия кислорода пожар должен был угаснуть, проблема разрешилась бы сама собой. Пожар на борту - достаточно веская причина, чтобы изо всех сил гнать лайнер в ближайший порт. Но когда «Титаник» налетел на айсберг, тот вспорол обшивку корабля, и в бункер попал кислород. Раздался мощный взрыв.

Через много лет, после подводного исследования останков корабля, у этой версии появились дополнительные аргументы. Огромный разлом проходит именно там, где находились угольные отсеки.

Впервые версия о пожаре появилась на страницах американских газет ещё до того, как оставшиеся в живых пассажиры и члены экипажа «Титаника» были доставлены в Нью-Йорк. Не располагая фактическим материалом, а пользуясь только слухами, газетчики сочиняли самые невероятные истории о трагедии.

Во всяком случае, когда допрашивали кочегаров, они отрицали факт возникновения пожара, хотя, казалось бы, после катастрофы им нечего было скрывать. С другой стороны, по некоторым свидетельствам, капитан Смит спускался в котельное отделение и приказал всем молчать о загоревшемся угле.

Что же на самом деле случилось с гигантским лайнером, мы пока не знаем. «Титаник», история гибели которого стала сюжетом документальных и художественных фильмов, всегда будет интересовать будущие поколения.

Новая версия о гибели лайнера

Характер разлома «Титаника» не только подогревает версию пожара в трюме, но и позволяет некоторым исследователям сделать неожиданное предположение.

Лайнер потопил другой корабль. В начале XX века в морях испытывали новое секретное оружие. Возможно, в «Титаник» попала торпеда.

Версия кажется необычной, но факты разлома и рваных краёв, которые могли получиться в результате торпедной атаки, заставляют относиться к ней серьёзно. Если «Титаник» всё-таки был торпедирован, остаётся только надеяться, что когда-нибудь исследователи доберутся до той части корабля, изучение которой поможет пролить свет на эту версию.

Дата гибели «Титаника» - 15 апреля 1912 года. В этот день, но в разные годы произошли следующие катастрофы:

  • 1989 год - давка на английском стадионе «Хиллсборо».
  • 2000 год - авиакатастрофа на Филиппинах, жертвами стали 129 человек.
  • 2002 год - авиакатастрофа в Корее, которая унесла 129 человеческих жизней.

Какие трагические события преподнесёт нам жизнь в следующий раз?

Многие видели фильм про катастрофу крупнейшего в истории человечества лайнера "Титаник". Знают, например, в каком океане затонул "Титаник", а также что причиной его гибели стало столкновение с айсбергом, но, к сожалению, не всем хорошо известна история этого бедствия, а также истинные причины крушения судна.

Этот корабль был, действительно, чудом того времени, построенный английской компанией «White StarLine». По высоте он был приблизительно как высотное одиннадцатиэтажное здание, а по длине - как три больших квартала. Судно было оснащено 8 палубами и имело 16 водонепроницаемых отсеков, которые обеспечивали высокий уровень безопасности данного лайнера.

Несмотря на такую мощную и крепкую конструкцию, "Титаник" ушел на дно во время своего первого выхода в плавание. Вокруг гибели этого гиганта кораблестроения до сих пор существует много дискуссий и возникает много вопросов, связанных с его катастрофой. Например, как и почему пошел на дно корабль, в каком году затонул "Титаник" и т.п.

В каком году затонул "Титаник", первое испытание и выход в океан

Попробуем разобраться по порядку со всеми нюансами и раскрыть все секреты гибели этого гигантского судна. Итак, "Титаник" отправился в свое первое плавание 10 апреля 1912 года. Перед этим в 1911 году лайнер впервые был выпущен в воды Мирового океана для испытательного плавания. В этом тестовом круизе корабль находился до апреля 1912 года, когда и прибыл в английский порт Саутгемптона, а уже 10 апреля этого же года "Титаник" отправился в свое первое и, к сожалению, последнее плавание. Уже через пять дней в ночь с 14 на 15 апреля судно столкнулось с айсбергом, в результате чего затонуло в водах Атлантического океана. Из всех пассажиров на борту погибло более 1500 людей.

Секреты и тайны катастрофы "Титаника"

Комиссия, которая занималась расследованием гибели этого судна, была однозначна в своих выводах и всю ответственность возложила на капитана корабля Смита. Его обвинили в том, что он двигался со слишком большой скоростью в ночное время по ледяному полю, хотя его предупреждали об опасности. Но в этой истории есть много других загадок и тайн.

Так, в 1985 году группой океанографов во главе с Робертом Баллардом удалось поднять со дна множество обломков от корабля и детально исследовать их. В результате ученые сделали сенсационное открытие. Оказывается, конструкция судна была изготовлена из низкого сорта стали, что и стало причиной раскола дна корабля.

А также была гипотеза, что "Титаник" раскололся еще до того, как столкнулся с айсбергом. Низкого качества сталь не выдержала таких нагрузок и дала трещину. Тщательно исследовав металл, из которого были сделаны стержни и заклепки в конструкции корабля, ученые обнаружили в нем высокий уровень концентрации окалины. Она делает сталь очень хрупкой, что впоследствии может привести к ее быстрому разрушению. В доказательство справедливости этой версии служит тот факт, что создатели "Титаника" планировали завершить его строительство в как можно кратчайшие сроки. Эта спешка стала второй причиной гибели судна.

Ученые полагают, что если в качестве материала для изготовления стержней и заклепок, которые играют главную роль в безопасности судна, применялась высококачественная сталь, то, возможно, катастрофы удалось бы избежать.

Конечно, в крушении "Титаника", кроме применения материала низкого качества, сыграли роль и другие факторы:

  • игнорирование ледовой опасности в ночное время суток капитанским составом;
  • халатное отношение экипажа корабля к своим обязанностям (ведь весь капитанский состав был предупрежден, что впереди есть айсберг);
  • несоответствие мест в спасательных шлюпках – так, из более чем 2 тыс. пассажиров на шлюпки удалось высадить только около 700, остальные ушли под воду. Но также в подтверждение тому есть факт, что эти шлюпки изначально были рассчитаны только на 1178 человек, а на борту, согласно разным источникам, было больше 2 тысяч людей.

Выводы

Как видно, несмотря на то, что "Титаник" был одним из наибольших лайнеров того времени и оснащен по всем правилам безопасности, малейшие пренебрежения простыми правилами, халатное отношение капитанского состава к своим обязанностям и спешка в процессе постройки данного судна привели к его крушению во время первого же выхода в открытый океан. До 1985 года не все факты были известны об этой страшной катастрофе. Люди знали, в каком океане затонул "Титаник", сколько приблизительно людей погибло, а также, что судно потерпело крушение в результате столкновения с айсбергом. Но после проведенных исследований командой ученых во главе с Баллардом удалось раскрыть много новых подробностей про истинную причину катастрофы этого корабля.

105 лет назад началось единственное путешествие "Титаника". Предлагаем интересные реальные истории пассажиров лайнера.

10 апреля 1912 года британский лайнер "Титаник" вышел из Саутгемптонского порта в своё первое и последнее плавание. Через четыре дня, после столкновения с айсбергом, ставший впоследствии легендарный лайнер потерпел крушение. На борту корабля находилось 2208 человек и только 712 пассажиров и членов экипажа сумели спастись. Пассажиры 3-го класса, погребенные заживо на дне океана, и миллионеры, выбирающие лучшие места в полупустых спасательных шлюпках, оркестр, играющий до последнего мгновенья и герои, спасающие своих возлюбленных ценой собственной жизни… Все это не только кадры из голливудского фильма, но и реальные истории пассажиров с "Титаника".

На пассажирской палубе “Титаника” собирались настоящие сливки общества: миллионеры, актеры и писатели. Не каждый мог позволить себе купить билет I класса - цена равнялась $60000 по нынешним ценам.

Пассажиры 3-го класса купили билеты всего по 35 долларов ($650 в наши дни), потому выше третьей палубы подниматься права не имели. В роковую ночь деление на классы оказалось как никогда ощутимым...

Одним из первых в спасательную шлюпку запрыгнул Брюс Исмей - генеральный директор компании "White Star Line", которая и владела “Титаником”. Лодка, рассчитанная на 40 человек, отчалила от борта лишь с двенадцатью.

После катастрофы Исмея обвинили в том, что он сел в спасательную лодку в обход женщин и детей, а также в том, что именно он дал капитану "Титаника" указание увеличить скорость, что и привело к трагедии. Суд его оправдал.

Уильям Эрнест Картер сел на борт "Титаника" в Саумпгемптоне вместе со своей женой Люси и двумя детьми Люси и Уильямом, а также двумя собаками.

В ночь катастрофы он находился на вечеринке в ресторане корабля первого класса,а после столкновения вместе с товарищами вышел на палубу, где уже готовили шлюпки. Сначала Уильям посадил дочь в шлюпку №4, но когда настала очередь сына, их ждали проблемы.

Прямо перед ними в лодку сел 13-летний Джон Райсон, после чего офицер, отвечавший за посадку, приказал не брать на борт мальчиков-подростков. Люси Картер находчиво накинула на 11-летнего сына свою шляпку и села вместе с ним.

Когда процесс посадки завершился и лодка начала спускаться на воду, Картер и сам быстро сел в нее вместе с еще одним пассажиром. Именно им оказался уже упомянутый Брюс Исмей.

21-летняя Роберта Мэони работала служанкой графини и плыла на "Титанике" вместе со своей хозяйкой в первом классе.

На борту она познакомилась с бравым молодым стюардом из команды корабля, а вскоре молодые люди влюбились друг в друга. Когда "Титаник" начал тонуть, стюард примчался в каюту Роберты, вывел ее на шлюпочную палубу и посадил в лодку, отдав ей свой спасательный жилет.

Сам он погиб, как и многие другие члены экипажа, а Роберту подобрало судно "Карпатия", на котором она доплыла до Нью-Йорка. Лишь там, в кармане пальто, она нашла значок со звездой, который в момент расставания стюард положил ей в карман на память о себе.

Эмили Ричардс плыла вместе с двумя маленькими сыновьями, мамой, братом и сестрой к своему мужу. В момент катастрофы женщина спала в каюте вместе со своими детьми. Разбудили их крики матери, вбежавшей в каюту после столкновения.

Ричардсы чудом смогли через окно залезть в спускающуюся шлюпку №4. Когда "Титаник" полностью затонул, пассажирам ее шлюпки удалось вытащить из ледяной воды еще семь человек, двое из которых, к сожалению, вскоре умерли от обморожения.

В первом классе путешествовал известный американский предприниматель Исидор Штраус с женой Идой. Штраусы были женаты уже 40 лет и никогда не расставались.

Когда офицер корабля предложил семье сесть в шлюпку, Исидор отказался, решив уступить место женщинам и детям, но Ида также последовала за ним

Вместо себя Штраусы посадили в шлюпку свою служанку. Тело Исидора было опознано по обручальному кольцу, тело Иды не было найдено.

На “Титанике” играло два оркестра: квинтет под руководством 33-летнего британского скрипача Уолласа Хартли и дополнительное трио музыкантов, которое было нанято, чтобы придать Café Parisien континентальную нотку.

Обычно два состава оркестра "Титаника" работали в разных частях лайнера и в разное время, но в ночь гибели корабля все оин объединились в один оркестр.

Один из спасенных пассажиров "Титаника" напишет позже:"В ту ночь было совершено много героических поступков, но ни один из них не мог сравниться с подвигом этих нескольких музыкантов, игравших час за часом, хотя судно погружалось все глубже и глубже, а море подбиралось к месту, где они стояли. Музыка, которую они исполняли, дала им право быть внесенными в список героев вечной славы".

Тело Хартли было найдено через две недели после гибели "Титаника" и отправлено в Англию. К его груди была привязана скрипка - подарок невесты. Среди других участников оркестра выживших не оказалось…

Четырехлетний Мишель и двухлетний Эдмонд путешествовали с отцом, который погиб во время крушения, и считались "сиротами Титаника", до тех пор, пока их мать не нашлась во Франции.

Мишель умер в 2001 году, он был последним из оставшихся в живых лиц мужского пола на "Титанике".

Винни Коутс направлялась в Нью-Йорк вместе с двумя детьми. В ночь катастрофы она проснулась от странного шума, но решила подождать распоряжений членов экипажа. Ее терпение лопнуло, она долго металась по бесконечным коридорам корабля, заблудившись.

Внезапно встреченный член экипажа направил ее к шлюпкам. Она накнулась на сломанные закрытые ворота, но именно в этот момент появился еще один офицер, который и спас Винни и ее детей, отдав им свой спасательный жилет.

В итоге Винни оказалась на палубе, где шла посадка в шлюпку №2, на которую, буквально чудом, ей и удалось погрузиться..

Семилетняя Ева Харт спаслась с тонущего "Титаника" вместе с матерью, но ее отец погиб во время крушения.

Элен Уокер считает, что ее зачатие произошло именно на "Титанике" перед столкновением с айсбергом. "Для меня это много значит", – признавалась она в интервью.

Ее родителями были 39-летний Сэмюэл Морли, владелец ювелирного магазина в Англии, и 19-летняя Кейт Филлипс, одна из его работниц бежали в Америку от первой жены мужчины, стремясь начать новую жизнь.

Кейт села в спасательную шлюпку, Сэмюэл прыгнул за ней в воду, но не умел плавать и утонул. "Мама провела в спасательной шлюпке 8 часов, – рассказывала Элен. – Она была в одной ночной рубашке, но один из моряков отдал ей свой джемпер".

Вайолетт Констанс Джессоп. До последнего момента стюардесса не хотела наниматься на “Титаник”, но ее переубедили друзья, поскольку считали, что это будет "прекрасный опыт".

До этого, 20 октября 1910 года Вайолетт стала стюардессой трансатлантического лайнера "Олимпик", который через год из-за неудачного маневрирования столкнулся с крейсером, но девушке удалось спастись.

И с “Титаника” Вайолетт спаслась на шлюпке. Во время Первой мировой войны девушка пошла работать медсестрой, а в 1916-м попала на борт "Британика", который… тоже пошел ко дну! Две шлюпки с экипажем затянуло под винт тонущего судна. Погиб 21 человек.

В их числе могла бы быть и Вайолетт, которая плыла в одной из разбитых шлюпок, но вновь удача была на ее стороне: она успела выпрыгнула из лодки и выжила.

Кочегар Артур Джон Прист также пережил кораблекрушение не только на "Титанике", но и на "Олимпике" и "Британике" (кстати, все три судна были детищами одной компании). На счету Приста и вовсе 5 кораблекрушений.

21 апреля 1912 года "New York Times" опубликовала историю Эдварда и Этель Бинов, которые плыли на "Титанике" во втором классе. После крушения Эдвард помог супруге сесть в шлюпку. Но когда лодка уже отплыла, он увидел, что она наполовину пуста, и бросился в воду. Этель втащила мужа в шлюпку.

Среди пассажиров "Титаника" был известный теннисист Карл Бер и его возлюбленная Хелен Ньюсом. После катастрофы, спортсмен прибежал в каюту и вывел женщин на шлюпочную палубу.

Влюбленные уже готовы были навсегда попрощаться, когда глава компании "Уайт Стар Лайн" Брюс Исмей лично предложил Беру место в лодке. Спустя год Карл и Хелен поженились, а позже стали родителями троих детей.

Эдвард Джон Смит - капитан "Титаника ", который был очень популярен и среди членов экипажа, и среди пассажиров. В 2.13 ночи, всего за 10 минут до окончательного погружения корабля под воду, Смит вернулся на капитанский мостик, где и решил встретить смерть.

Второй помощник капитана Чарльз Герберт Лайтоллер спрыгнул с корабля одним из последних, чудом избежав засасывания в вентиляционную шахту. Он доплыл до складной шлюпки Б, плававшей вверх дном: оторвавшаяся и упавшая в море рядом с ним труба "Титаника " отогнала шлюпку дальше от тонущего судна и позволила ей оставаться на плаву.

Американский бизнесмен Бенджамин Гуггенхайм во время крушения помогал женщинам и детям погрузиться в спасательные шлюпки. На предложение спастись самому, он ответил: "Мы одеты в наши лучшие наряды и готовы погибнуть как джентльмены".

Бенджамин погиб в возрасте 46 лет, тело его не было найдено.

Томас Эндрюс - пассажир первого класса, ирландский бизнесмен и судостроитель, был конструктором "Титаника"...

Во время эвакуации Томас помогал пассажирам усаживаться в шлюпки. Последний раз он был замечен в курильной комнате первого класса возле камина, где смотрел на картину "Порт Плимут". Его тело после крушения так и не было найдено.

Джон Джейкоб и Маделин Астор - миллионер, писатель-фантаст со своей молодой супругой путешествовали первым классом. Маделин спаслась на шлюпке №4. Тело Джона Джейкоба было поднято с глубин океана через 22 дня после его гибели.

Полковник Арчибальд Грейси IV - американский писатель и историк-любитель, который остался в живых после крушения "Титаника". Вернувшись в Нью-Йорк, Грейси сразу начал писать книгу о своём плавании.

Именно она стала настоящей энциклопедией для историков и исследователей катастрофы, благодаря содержащемуся в ней большому количеству имен пассажиров-безбилетников и пассажиров 1-го класса, оставшихся на "Титанике". Здоровье Грейси было сильно подорвано переохлаждением и травмами, и он умер в конце 1912 года.

Маргарет (Молли) Браун - американская светская дама, филантроп и активист. Выжила. Когда на " Титанике " возникла паника, Молли усаживала людей в спасательные шлюпки, сама же отказывалась садиться туда.

"Если случится худшее, я выплыву", - говорила она, пока в конце концов кто-то силой не столкнул ее в шлюпку номер 6, сделавшую ее знаменитой.

После Молли организовала Фонд помощи спасшимся с "Титаника".

Миллвина Дин была последней из выживших пассажиров "Титаника ": она умерла 31 мая 2009 года в возрасте 97 лет в доме престарелых в хэмпширском Эшурсте в 98-ю годовщину спуска лайнера на воду.

Ее прах был развеян 24 октября 2009 года в порту Саутгемптона, откуда "Титаник " начал свой первый и последний рейс. На момент гибели лайнера ей было два с половиной месяца